20 января 2013
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I

Автор: Евгений Дикусар, мастер спорта РБ по туризму, инструктор альпинизма

Источник: Клуб альпинизма и туризма "Надир" (Минск)

Когда заканчивается календарная зима, наступает сезонное обострение производственных конфликтов, семейно-бытовых неурядиц и усложнение взаимоотношений с женами и любовницами, происходящее на фоне весеннего авитаминоза и наступающей эпидемии гриппа - приходит пора собирать рюкзаки, смолить туристские лыжи "Бескиды" и отправляться в лыжный турпоход в Заполярье.

Из традиционно предпочитаемых туристами-лыжниками Беларуси заполярных районов СНГ - Кольского полуострова, Приполярного и Полярного Урала, плато Путорана на полуострове Таймыр - наиболее освоенными и часто посещаемыми являются Хибинские и Ловозерские тундры, расположенные в средней части Кольского полуострова Мурманской области. Это связано прежде всего с легкостью доступа в этот район: существует прямой поезд Минск-Мурманск. С его помощью, минуя утомительные пересадки, таможни и почти неизбежные в этих случаях конфликты с милицией, пограничниками и другими представителями обычно не дружественных к туристам силовых ведомств и администраций, можно всего за двое суток добраться до начала маршрута. Прельщает и относительно низкая стоимость проезда - плацкартный билет в одну сторону стоит около 85 тыс. белорусских рублей. Общая стоимость Заполярной экспедиции, занимающей вместе с дорогой около 3 недель составляет приблизительно 130-150 у.е. А это в 3-5 раз дешевле, чем стоимость занимающей такое же время развлекательной поездки на заграничные курорты в Турцию, Египет и Багамы, или на горнолыжные курорты (являющиеся, по меткому выражению нашего уважаемого президента-спортсмена А.Г.Лукашенко - "спортом для ленивых").

Итак, наша группа в составе 7 человек под руководством опытного спортсмена, мастера спорта Владимира Беспалова, отправилась в лыжный спортивный поход V категории сложности по Заполярным областям Кольского полуострова. Спортивные туристские походы имеют четкую градацию от самых простых - I категории, проводимых обычно на территории родной республики Беларусь (они занимают 6-7 дней, в течение которых надо преодолеть на лыжах 130 км заснеженных лесов, полей и замерзших, а иногда и оттаявших ручьев и рек) до походов-экспедиций V и VI категорий, проводимых в труднодоступных горных районах Западной и Восточной Сибири, в Арктике и Антарктиде. Эти походы могут занимать от 16 до 38 и более дней. В этих походах в условиях морозов до -40 или -50оС, шквального ветра и пурги на лыжах и пешком, с применением альпинистской техники и сложнейшего ориентирования на местности преодолеваются расстояния от 300 до 1000 км через горные хребты и перевалы, непроходимую тайгу и тундру в условиях полной ненаселенки в автономном режиме (все обеспечение туристской группы продуктами питания, горючим для приготовления пищи на примусах, техническим снаряжением, средствами медицинской помощи берется с собой).

Как утверждал Конфуций, любой путь в десять тысяч чи начинается с первого шага. И наш поход стартовал 5 марта 2005 г. из поселка Ревда и проходил вначале по Ловозерским тундрам. До поселка мы добрались автобусом от железнодорожной станции Оленегорск. Заполярье белорусских туристов встретило на удивление приветливо - мороз -14оС, слабый южный ветер. От поселка Ревда добирались до рудника Умбозерский по накатанной дороге 12 км пешком - передвигаться на лыжах не имело смысла. Нам предстояло сделать так называемую "заброску" - оставить часть продуктов и снаряжения на руднике, что бы налегке с относительно небольшим весом рюкзаков пройти первую часть запланированного маршрута по Ловозерским тундрам. У всех участников похода кроме рюкзака за спиной имелись еще и саночки-волокуши, прицепленные к специальному поясу. Это позволяло частично разгрузить плечевой пояс и снизить нагрузку на спину. Ведь общий вес груза, приходящегося на каждого участника, составлял около 35 кг (на единственную участницу похода - Татьяну Войтович, исходя из медицинских рекомендаций, соображений гуманности и в преддверии 8 Марта, было нагружено 25 кг!). Переночевав, рассортировав и оставив часть продуктов под мудрым надзором нашего доблестного завхоза Александра Лексина на руднике Умбозерский, мы на следующий день через перевал Геологов поднялись на плато Кедыкварпакх. Погода испортилась. Сильный ветер и низкая облачность очень затруднили ориентировку. Нам с большим трудом удалось определить на плато свое точное местонахождение и в обход опасных скальных сбросов благополучно спуститься через перевал Эльморайок в "зеленку" долины озера Сейдозеро.

7 Марта мы съездили к весьма редко посещаемому туристами из Беларуси Сейдозеру, осмотрели и сфотографировали сакральную достопримечательность этих мест - скалу "Куйвы" - гигантское черное лопаритовое изображение бегущего человека, четко видимое на северных скальных склонах горы Эльморайок. И далее, по заранее разработанному маршруту - через перевал Северный Тавайок скатились на лыжах в долину реки Тавайок. Обратный переход через плато Ловозерских тундр был очень напряженным - сильный ветер и плохая видимость сильно препятствовали нашему движению. Лишь к 8 часам вечера группа смогла благополучно спуститься в безопасную от пурги и лавин зону леса. Что бы переносить подобные физические нагрузки, двигаться по 20-25 км на лыжах с тяжелыми рюкзаками на плечах и саночками-волокушами на поясе, преодолевая сложный горный рельеф по 10-12 часов в сутки необходимо обладать исключительно высокой физической и морально-волевой подготовкой. Этого можно достичь только почти ежедневными изнурительными специальными тренировками, участием в походах выходного дня в течение всего года, кроссах по 10-15 км, посещением тренажерных залов и скалодромов. Ведь возраст участников похода, за исключением Ивана Терпиловского (ему всего 28) составлял от 47 до 56 лет. На следующий день, 8 Марта наша группа вдоль технологической железной дороги Ревда-Кировск вернулась на рудник Умбозерский. По этой железной дороге возят руду 1 или 2 раза в сутки и никакого пассажирского движения по ней не происходит. Рудник Умбозерский в настоящее время находится в состоянии консервации. Добыча руды на нем приостановлена. Но здание отапливается и функционирует. Отметив Международный женский день в тепле и уюте рудника и поздравив нашу единственную представительницу Татьяну Войтович посредствам шоколада и чая (группа оказалась на удивление совершенно не пьющей и не курящей!) мы уже на следующий день совершили переход через озеро Умбозеро покинув "продувные" Ловозерские тундры и пройдя около 30 км поднялись в верховья реки Кальйок уже Хибинских тундр.

10 Марта нас ждало прохождение сложного перевала Центральный Лявочорр. Этот перевал тяжело груженая группа преодолевала весь день с применением альпинистской техники страховки через ледорубы, навешиванием веревок в виде вертикальных перил и организации спуска по ним. Перевал проходили пешком - на так называемых "кошках" - специальных надеваемых на ноги приспособлениях с металлическими шипами, которые позволяют двигаться без проскальзывания по крутому льду и жесткому фирну. Прохождение перевала заняло весь световой день и только поздно вечером к 9 часам, в кромешной темноте, группа спустилась из тундровой зоны в лесную зону реки Северный Лявойок. Там нам повезло - мы встретили стоящую лагерем группу туристов г. Санкт-Петербурга. Они помогли нам с организацией бивуака и поиском дров. За этот день мы очень устали и их дружеская помощь оказалась как нельзя более к стати и вовремя!

11 Марта день выдался в техническом отношении простой - мы двигались по живописной, покрытой густыми лесами долине реки Кунийок через озеро Гольцовое до Базы МЧС "Куэльпорр". На Базе имеются отапливаемые бараки, где можно уютно переночевать. Последующие два дня нашего похода были заняты восхождениями на близлежащие вершины и горные хребты в чисто альпинистском стиле. Взяв с собой только техническое снаряжение, "кошки", ледорубы и веревки, фотоаппараты и небольшой дневной запас провианта (именно так поступают в таких альплагерях, как "Узункол" или "Алибек" на Кавказе), мы рано утром отправлялись в свои короткие радиальные маршруты, а вечером возвращались на Базу. В первый день, не смотря на сильный ветер, нами было совершено восхождение на вершину Куэльпорр, перевал Южный Рисчорр и пик Марченко. Гора Куэльпорр известна тем, что в 1956 году в ее недрах был произведен экспериментальный технологический ядерный взрыв. У ее подножия даже имеются отвалы породы, извлеченной при пробивке шурфа, проделанного для закладки атомного боеприпаса. Эти события происходили почти 50 лет назад, так что нам, современникам Чернобыля, было бы просто смешно опасаться остатков тамошней радиации! На второй день мы прошли траверс хребта от перевала Южный Чорргор до перевала Северный Чорргор с восхождением на вершину Индивичвумчорр. Погода была замечательная, солнечно, штиль. Правда, мороз достигал днем -20оС, опускаясь по ночам до -27оС.

14 Марта с сожалением покинув немудрящий уют барачного типа Базы МЧС и тепло распрощавшись с дежурящими там спасателями из г. Кировска, мы совершили подход вдоль ручья Петрелиуса в цирк одноименного перевала Западного Петрелиуса и поставили лагерь под перевалом Крестовый. Перевалы Крестовый и Ферсмана являются технически наиболее сложными на всем Кольском полуострове и пользуются заслуженной репутацией среди туристов-лыжников. Поэтому свой бивуак мы расположили под самым перевалом, выше зоны леса - тем самым стараясь сэкономить силы и время, необходимые для его безопасного преодоления и соответственно, жертвуя своим удобством и комфортом.

15 Марта - ключевой день нашего маршрута. В этот день мы прошли сразу 2 сложнейших, определяющих 5 категорию нашего похода перевала - Крестовый и Ферсмана. Эти перевалы преодолевали с применением сложной альпинистской техники, организации движения по закрепленным вертикальным перилам, применением крючьевой страховки и страховки через ледорубы. На этих сложных участках маршрута продемонстрировали виртуозное владение техническими приемами руководитель похода Владимир Беспалов, туристы Валера Гринько, Михаил Сокольский и Татьяна Войтович. Как нельзя к стати пришелся их опыт горных походов, полученный на Кавказе и в горах Тянь-Шаня. Спуск с перевала Ферсмана в долину реки Малая Белая весьма пологий и трудности не представлял. На ночлег встали около 22 часов вечера, уставшие и счастливые. Перевалы пройдены благополучно. И с погодой подфартило. К сожалению, это удавалось не всегда и не всем. Почти на всех перевалах Хибинских и Ловозерских тундр установлены памятные таблички с именами погибших туристов…

16 Марта - через простой перевал Рамзая скатились на лыжах на озеро Малый Вудьявр. Спуск плавный и доставил огромное удовольствие. Вот где пригодилась филигранная техника горнолыжных спусков, отточенная на склонах в Боярах, Силичах, Якутах и Славском!

18 Марта в городе Кировске сделали день отдыха - дневку. Даже в походах 5 категории необходимо отдыхать. Снаряжение тоже нуждается в починке, одежда и рюкзаки - в зашивке. На сложном маршруте всем этим заниматься некогда. 19 и 20 Марта - завершающий этап нашего мероприятия. Прохождение связки перевалов Безымянный и Ворткеуайв - расположенных в непосредственной близости от города Кировска. Перевалы относительно простые. Но погода испортилась - снегопад, сильный ветер. Ухудшение видимости. Намек на то, что поход пора заканчивать. Спустились с последнего перевала Ворткеуайв нашего маршрута уже в сумерках.

Все, поход завершен. Обратный поезд из города Апатиты за 2 суток вернет нас в Минск. Участники похода вернутся каждый на свою работу: ведь надо зарабатывать деньги для следующих походов!