Виды туризма
Внезапный Байкал или «и так сойдёт»
26 февраля — 3 марта 2018 года группа крайне безответственных личностей совершила велопоход по льду Байкала и хочет поделиться опытом. Отчёт в основном содержит примеры того, как не надо делать, но и несколько полезных практических советов тоже присутствует. Состав команды:
я — организатор и идейный вдохновитель. Руководитель у нас отсутствовал, вследствие чего царила полная анархия.
Дима, мой тогда ещё будущий муж и по совместительству реммастер
Таня, завхоз
Юля, финансист, дочь прекрасной женщины, оказавшей нам неоценимую помощь в день отъезда
Антон, штурман
Для всех участников это был первый в жизни длительный зимний поход и первый самостоятельно организованный поход. А также первый выезд восточнее Урала, первый опыт использования зимних велосипедных шин и много чего ещё первого. И да, первый блин комом, но при этом не менее вкусный:)
Начало
Сижу я тихо-мирно за компом, никого не трогаю, как вдруг всплывает у меня реклама коммерческого похода на коньках по льду Байкала. По льду? Да ещё и на коньках. А что так можно было? Я мгновенно забыла обо всём и следующие несколько дней провела, выискивая информацию обо всём этом деле. В результате было понято следующее:
- в конце февраля-начале марта вокруг острова Ольхон создаются благоприятные условия для наличия чистого ровного льда, по которому действительно можно проехать на коньках;
- раз можно на коньках, то на великах тем более!
Итак, решено: едем в велопоход! Я тут же начала собираться, хотя на дворе стоял октябрь, и до похода оставалось почти полгода. Потенциальные участники пока даже не знали, насколько они потенциальные, а я уже составила подробный план поездки, купила шипованные шины и кучу тёплой одежды. В общем к концу ноября было готово всё, кроме билетов. Мы, конечно же, хотели лететь на самолёте, но в силу природного разгильдяйства и общей несознательности пропустили распродажу, и цена на билеты выросла в 2 раза. Оставалось ехать на поезде. Ради этого пришлось увеличить время похода на один день, чтобы его длительность хотя бы сравнялась с длительностью дороги, а то обидно как-то.
Билеты на поезд были куплены, как только появились в продаже, за 45 дней. Примерно к этому времени было подготовлено всё снаряжение.
А потом почему-то время начало идти всё быстрее и быстрее и чуть было совсем не кончилось.
За 3 недели до похода я осознала, что надо бы провести проверку снаряжения, и назначила её на ближайшие выходные. Естественно, никто не собрался. Впрочем, правильно сделали. За те два дня выпала месячная норма осадков, так что мы на лыжах ползли по колено в снегу. Смогли доползти до ближайшей помойки, забрать оттуда маленького замёрзшего орущего котёнка и поспешили обратно, пока наши следы не замело. Теперь это здоровенный орущий кот Костя. Он добавил нам ещё немного забот о том, куда его пристроить на время похода.
кот Костя
За неделю до похода я сообщила о нём научнику. Кое-кто поступил умнее и «заболел» на время похода, ну а я всю неделю безвылазно провела в лабе и ещё должна была прийти туда утром перед поездом. Всё это время меня не покидало ощущение полнейшей спонтанности и безрассудности всего мероприятия, хотя готовится я начала за полгода.
Меня уже не удивило, когда закупка еды внезапно растянулась на два дня, а паковка и сбор рюкзаков происходили в ночь перед отъездом. Утром перед поездом я ушла работать, а вернувшись обнаружила Юлю и Антона в окружении огромной кучи вещей. Но оказалось, что скоро приедет юлина мама и довезёт всё это до вокзала на машине. Это было просто невероятно чудесно, т. к. с рюкзаками у нас точно не было шансов. Мы выехали за час с небольшим до поезда, упустили трамвай и пошли штурмовать метро. Проникнуть в метро нам удалось, сняв переднее колесо.
В предвкушении неизбежного
На вокзал мы приехали к началу посадки в поезд и ещё немного подождали Таню. В несколько заходов переместились с вещами на перрон и начали перед дверью вагона запаковывать велики в пищевую плёнку и скотч.
На вокзале
Ещё немного вещей
Скотч отказывался держаться, нам пытались помогать другие пассажиры, паника нарастала. В этот момент проводница спросила, есть ли у нас билеты на велосипеды. А надо сказать, что правила мы читали и знали, что билет не нужен, если велосипед вписывается в необходимые размеры. Конечно, нам не удавалось сейчас достаточно хорошо их разобрать и вписать в эти размеры, поэтому мы с Антоном побежали в кассу за билетами. 7 минут до отправления, очередь ни в одно окошко не движется. Побежали обратно и обнаружили отсутствие на платформе великов, рюкзаков и участников. Нашлось всё это в тамбуре, в беспорядочной куче, вперемешку со скотчем и плёнкой. Оказалось, на проводницу подействовало то, что мы едем аж до Иркутска, и она разрешила заносить. Даже билеты в суматохе не проверила:) Только освободить тамбур надо было к следующей станции, т. е. за 3 часа. Ну с этим мы справились, а вот с размещением великов в вагоне нас снова ждал сюрприз. Оказывается нельзя класть велик поперёк полок, чтоб он держался сразу на двух, а можно только вдоль. Почему? А так положено. Вдоль 4 велика никак не вместить, только 2, и то если колёса меньше 27-х. Пришлось 2 лишних велика на следующей станции перетаскивать в багажный вагон. Колёса надо заматывать получше: шипы рвут плёнку и царапают всё вокруг. Проводница и начальница поезда негодовали, боялись проверяющих и поначалу давали противоположные указания. Потом всё-таки договорились, что на ближайшей станции нам надо взять два билета в багажный вагон и три на велосипеды в вагоне по цене излишнего веса багажа в 10 кг. В это время начал проявлять себя один из наших соседей — здоровенный пьяный мужик в абсолютно неадекватном состоянии. Юля с Антоном побежали в кассу в Ярославле, всё взяли, но оказалось, что на билетах не написано слово «велосипед», поэтому они не подходят. Сказали на следующей станции поменять их. А там мы узнали, что нельзя поменять билет на поезд, который уже в пути. Обнаружилось, что буйный сосед отстал от поезда в Ярославле. Все были несказанно рады, только мы, проводница и начальница поезда находились на грани нервного срыва. В 1 час ночи мы с Димой пошли брать новые билеты на станции Шарья. Успели сделать только 1 билет, т.к за 10 минут до отправления поезда продажа билетов прекращается. Закончились эти хождения в 6 утра в Кирове: Дима и Юля купили два последних билета и немедленно выпили.
Так класть велики нельзя
А так держать можно.
Но мы остановились на таком варианте
Это был очень длинный и запоминающийся день. Ну хотя бы скучать не пришлось.
В следующие два дня мы много пили, фоткались на всех вокзалах и паровозах и пытались мыть окно.
Грязные окна поездов не отмываются ни влажными салфетками, ни спиртом:(
Теперь немного практической информации.
Велики мы взяли те, которые были: не слишком крутые и не слишком новые. Стандартные колёса, тормоза как механические, так и гидравлические. Никаких проблем ни с чем не возникло.
Список снаряжения.
Обязательное личное снаряжение:
- шипованные шины
- велорюкзак от 80 л
- маленький рюкзак на спину — в нём удобно возить пуховку, карты с другими бумажками и прочие необходимые мелочи, которые мало весят, но могут срочно понадобиться. А ещё он греет спину.
- тёмные очки
- термос от 1,5 л
- насадки на обувь с шипами: "https://www.sportmaster.ru/catalog/aksessuary/aksessuary_dlya_obuvi/nasadki_na_obuv/" rel="nofollow"
- конденсатник на спальник — реально нужен, можно использовать большой кусок флиса (сразу на несколько человек) или второй лёгкий спальник
- тёплая одежда и обувь для езды и ещё более тёплая для стоянки. Весьма полезна флисовая маска на лицо, только ехать в ней не удобно — загораживает обзор.
Общественное снаряжение:
- топор (рубить лёд)
- пила
- палатки
- шурупы для крепления палатки ко льду (нам не пригодились)
- 2 бензиновые горелки
- экраны для горелок
- бензин (10 л на 5 человек — с большим избытком)
- каны
- рем. набор с запасными камерами и винтиками для велов
- аптечка
Также брали костровой набор, но ни разу им не воспользовались, т. к. не жгли костёр рядом с деревьями. Вообще, костёр делали в основном для тепла, а готовили на горелках для ускорения процесса.
Качество шин действительно очень важно. Даже на новых шинах с тремя рядами шипов при неаккуратной езде будешь часто падать. А старые полустёртые шипы не держат совершенно. Меньше всего падали мы с Таней: я — потому что не оборачивалась и делала резких поворотов, а Таня — потому что пять рядов шипов.
Очень удобно под толстые перчатки/варежки надевать тоненькие флисовые. Я с ними срослась напрочь и не снимала вообще никогда. В них можно делать всё от разжигания костра до поедания сала, сохраняя руки в тепле. При намокании они очень быстро сохнут, а от всякой жирной пищи и вовсе становятся непромокаемыми.
Я брала с собой две пары ботинок. Первая — это берцы с мехом для активной езды днём (покупались в «Сплаве»). Вторая — нормальные тёплые ботинки для стоянки («Спортмастер»). Берцами можно было пользоваться только первые два дня, когда дневная температура не опускалась ниже -12ºС и иногда светило солнышко. Дальше в них стало уже холодновато, хотя один берец мне ещё очень пригодился в последний день похода. Ботинки из Спормастера действительно очень тёплые, но верхние крючки для шнурков с них поотлетали один за другим в первый же день.
Забегая вперёд, скажу, что нам очень повезло с доступом к берегу и наличием дров, так бывает далеко не всегда. Торосы могут быть слишком высокими и широкими, так что переносить через них велик туда-обратно будет не целесообразно, и придётся становиться прямо на льду. Для этого и нужны шурупы в списке снаряжения. А дрова мы в паре мест сожгли все, что нашли:)
Раскладка.
Мясо сушили сами. Планировали есть три раза в день, но т. к. просыпались к обеду, то осталось много лишней еды.
Рекомендации:
- всё, что требует нарезки, надо резать заранее в тепле, потом это можно будет только рубить топором;
- мороженый сыр отвратителен, лучше его совсем не брать;
- берите больше термосов! Чтобы каны со льдом не прогорали, нужно на дно наливать воды. Воду наливаем в один из термосов на предыдущей стоянке, следовательно, для питья на маршруте остаётся на один термос меньше. А пить хочется, особенно при сильном ветре.
- пластиковые баночки для анализов на морозе трескаются. Мы фасовали в них лимёд, и он протёк, потом весь рюкзак был липкий и вкусно пах.
- шоколадные конфеты, особенно «Марсианка», на морозе становятся очень вкусными и хрустящими:)
По рекомендациям из длительного зимнего похода по полярному Уралу мы взяли какое-то огромное количество сала. Такое огромное, что оно в нас просто не лезло. А перекусы из сала со сгущёнкой надолго врезались в память.
Маршрут
Запланированный: 6 дней/5 ночей
Сахюрта — Ольхонские ворота — о.Огой — о.Замогой — Хужир — бухта Песчаная — м. Арал — м. Хобой — м. Ижимей — м. Ухан — падь Идибе — падь Халзын - Сахюрта
Запланированный маршрут. Н# - места ночёвок, Н#* - запасные места ночёвок.
Пройденный: 5 дней/4 ночи
Сахюрта — Ольхонские ворота — о.Огой — о.Замогой — Хужир — бухта Песчаная — Узуры — м. Ухан — падь Халзын — Сахюрта
трек
Общее пройденное на велосипеде расстояние: 171 км.
На мысе Арал находится самая большая пещера Байкала, очень хотелось на неё посмотреть, но не смогли туда проехать из-за большого количества снега на льду у северо-западной части острова. Пришлось от бухты Песчаной ехать по дороге через остров до посёлка Узуры.
Падь Халзын предполагалась для ночёвки (Н5, Н6*), но она для этого плохо предназначена.
День 0 — 25 февраля, 257 км (на машине)
Иркутск встретил нас чудесной погодой с ярким солнцем и голубым небом. Подлая замануха с его стороны, как мы поняли потом.
Выгрузка из поезда заняла не более 15 минут при стоянке 30 минут.
На вокзале Иркутска
Встречал нас прекрасный водитель Роман, всем советуем пользоваться его услугами: "http://perevozka24.ru/arenda-passazhirskogo-transporta/mikroavtobusy/ts-mikroavtobus-8-mest-238575328" rel="nofollow". Он помогал нам перетаскивать вещи в машину, с лёгкостью поднимая сразу по два рюкзака, исполнял все наши прихоти, забрал к себе домой сумку с ненужными нам вещами и едой из поезда и совершенно не расстроился, когда мы сломали ему верхний багажник. При этом у него лучшая цена в городе. На самом деле все наши вещи спокойно вмещались и внутрь машины, как мы выяснили на обратном пути. Но почему-то на пути туда нам не удалось правильно организовать пространство, и пришлось класть велы на верхний багажник, в результате чего в нём образовалась трещина.
Загрузка машины
Первым делом мы поехали на ледокол Ангара. Он находится довольно далеко от центра города, поэтому мы не стали оставлять его посещение на последний день в Иркутске. Берите экскурсовода: это не дорого и очень интересно. Экскурсия включает спуск в машинное отделение. Роман в это время ждал нас в машине, не прося никакой дополнительной платы за ожидание.
на ледоколе Ангара
в машинном отделении
Дальнейший путь до Сахюрты в 257 км занял около 4 часов. На выезде из Иркутска останавливались для дозакупки в супермаркете.
В этот день мы ночевали в гостинице. Бронировали её заранее на букинге. Сначала хотели поехать в Куркут, чуть севернее Сахюрты. Там очень привлекательные цены, но почему-то нигде не написано, что зимой туда нет дороги — всё засыпано снегом, и никто не чистит. В самой Сахюрте таких проблем нет, потому что снег сдувает. Узнала я об этом только позвонив хозяину гостиницы. Ну, ничего страшного, сняла бронь в Куркуте и забронировала самый дешёвый вариант в Сахюрте - Гостевой Дом Байкал Люкс Аетерна, "https://www.booking.com/hotel/ru/guesthouse-baykal-lux-aeterna.ru.html?aid=304142" rel="nofollow";label=gen173nr-1FCAEoggI46AdIM1gEaMIBiAEBmAEKuAEZyAEP2AEB6AEB-AELiAIBqAID;sid=19f02503af47a6f8d5cffdbb2300fbdd. Даже завтраки были включены. Хозяину этого отеля я тоже звонила, и он произвёл весьма положительное впечатление. Но всё изменилось при личном знакомстве с ним. Мы не сразу поняли, что уже подъехали к отелю: это было единственное бетонное здание посреди милых деревянных избушек, причём именно бетонное, безо всякой наружней отделки.
Гостевой Дом Байкал Люкс Аетерна
Внутри отделки тоже было немного. Стены очень тонкие, поэтому после 23-х часов можно ходить только на цыпочках и разговаривать только шёпотом. Завтрак готовит сам хозяин на кухне. Только оказалось, что в зимний период завтрак не входит в стоимость номера. А информацию на букинге этот человек «забыл» обновить. Пришлось доплатить, т. к. мы на него рассчитывали. Гостям разрешается пользоваться кухней, вроде бесплатно, поэтому лучше иметь свою еду и готовить её. Попытка взять за нашего пятого человека полную стоимость двухместного номера была пресечена. А ещё он возит людей на своей машине до ближайшего мыса Ольхона за большие деньги, и очень активно навязывает эти услуги всем гостям. В общем, иначе как жидом мы его теперь не зовём (в самом плохом смысле этого слова, не имеющем никакого отношения к национальности).
Вид из окна на пролив Ольхонские ворота
Единственной пользой от него было то, что он познакомил нас с человеком, водящим коммерческие группы по нашему маршруту и только что вернувшимся из очередного похода. Он рассказал нам о состоянии льда и о том, что с этим можно сделать. Было всё в точности так, как он сказал, и его советом мы воспользовались: с северной части острова очень много снега, особенно от Хужира до м. Хобой; с противоположной стороны — отличный чистый лёд; поперёк острова идёт дорога, по которой можно срезать снежный участок.
День 1 — 26 февраля. Закон Мёрфи. 27 км
Что хорошо в морозной погоде, так это то, что жидкой воды просто не существует. Нигде, кроме термоса. Но как известно, если может случиться какая-то неприятность, то она обязательно случится. Но обо всём по порядку.
День наш начался с овсянки, что уже не предвещало ничего хорошего. Оказывается, этот жид нас вчера не смог понять, и сделал именно то блюдо, против которого были все. Пустая овсянка на воде без масла и сахара за 250 рублей с человека. Однако эта «оплошность» волновала нас не столь сильно, как отсутствие на завтраке Юли и Антона. Минут через пять мы смогли до них достучаться, на что получили ответ, что они хотят спать и никуда не пойдут. В общем, не буду долго сохранять интригу, выехать нам удалось только к часу дня. На предложение порезать здоровенный шмат сыра на порционные кусочки был получен ответ, ставший уже стандартным: «и так сойдёт!»
Пока ребята дособирали велики, я наблюдала в проливе странную пешую группу: они передвигались отрезками метров по 100, после каждого из которых собирались вместе и подолгу стояли. Только после выхода на лёд нам стала понятна причина такого поведения, и сами мы скорее всего выглядели примерно также. Лёд! Он необыкновенный, и чуть ли не каждый его квадратный сантиметр необыкновенен по-своему! Маленькие прозрачные пузырьки, поднимающиеся столбиками со дна, большие белые пятна разнообразной формы, засевшие в толще льда, старые трещины, покрытые новым слоем льда, и новые трещины на поверхности, вокруг которых образуются потрясающие ажурные узоры... Всего не перечислить. Хочется идти с направленным вниз объективом и без остановки фотографировать это великолепие. Постаралась отобрать лучшие снимки:
Выезд
дно просвечивает сквозь толщу льда
очень маленький одинокий торос
пузырики
И только мы немного свыклись с мыслью, что по всей этой красоте нам нужно всё-таки ехать, как нашему взору открылся полуостров Кобылья голова, традиционно покрытый сокуями. При подготовке похода я насмотрелась фотографий сокуй и думала, что готова к встречи с ними. Но нет, к этому невозможно подготовиться! Когда можно потрогать каждую сосулечку, осмотреть её со всех сторон, забраться на ледяную шапку сверху, а потом подлезть снизу — это ни с чем не сравнимый восторг.
Кобылья голова
Никогда не повторяйте этого!
Этот день был единственным когда мы пользовались солнечными очками. Солнце выглядывало достаточно часто и, отражаясь от сокуй, весьма ощутимо слепило.
После Кобыльей головы есть несколько гротов с ледяными сталактитами и сталагмитами.
Дальше на пути был первый маленький остров Малого моря — остров Хубин. Мы стали объезжать его слева и сделали небольшой привал на его западном берегу. Там мы обнаружили останки птицы, вероятно, убитой камнепадом. А за грудой камней оказалась настоящая пещера!
Вид со стороны о. Огой
Пока народ спорил, стоит ли туда лезть и не постигнет ли нас участь той птички, я заползла внутрь. После узкого залаза был просторный высокий зал, сплошь покрытый мелкими капельками конденсата. В свете фонарика стены казались золотыми. Ближе ко входу капельки замерзали прозрачными ледяными кристаллами потрясающей красоты. Но, судя по всему, этим стенам и правда ничего не мешает обвалиться в любой момент.
птичку жалко!
К 16 часам доехали до о. Огой и устроили обед с супом, первый и последний раз за эти пять дней. Там не было торосов, поэтому вырубали куски прямо изо льда.
Сходили к Ступе Просветления, оттуда хороший вид. Все деревья увешены ленточками.
когда не хватает деревьев
Ступа Просветления
вот такие рогатые жаворонки водятся там в великом множестве
К Замогою подъехали уже на закате, преодолев небольшую полосу торосов. Удивительно, что нам удалось выполнить сегодняшний план, учитывая время выезда. Впрочем, дорога была неплохая, достаточна чистая, и с погодой повезло. Нашли отличную стоянку на галечном пляже, которую заприметили ещё с Огоя.
Вид с о. Огой
Там было кострище и много отличного плавника в виде двух больших досок и пол-ствола лиственницы. А также некоторое количество сосновых веток от единственного растущего там дерева, увешанного ленточками, как и любое дерево в этих краях.
Вот тут то Антон и обнаружил коварный термос, полностью вылившийся в рюкзак из плохо закрытой крышки. Судьба его печальна и поучительна: он был сплющен и сожжён. А заледеневшие штаны так и стояли колом на антоновом рюкзаке до конца похода.
У нас у каждого было по термосу, при этом один из них использовался исключительно для воды на дно кана, а остальные для чая. Теперь же наблюдался некий дефицит чая, возможно, имеет смысл брать на один термос больше.По неопытности в спальники мы закукливались минут 30. Поверх всей одежды и пуховки он плохо застёгивается, а положить ещё сверху конденсатник — вообще трудновыполнимая задача. Всю ночь были слышны странные булькания разной громкости и продолжительности, казалось, что лёд ломался прямо под нами, и нас очень согревало понимание того, что мы всё-таки стоим на берегу. Естественно, на следующее утро никаких видимых последствий этих звуков обнаружить не удалось.
День 2 — 27 февраля. Экологический. 23 км
Не смотря на все старания, в борьбе за экологию мы в этот день проиграли.
С утра мы получили одно очко, уничтожив весь мусор в зоне досягаемости. Включая стеклянные бутылки и несчастный термос. Бутылка кидается в костёр, хорошенько разогревается, затем обливается ледяной водой и разбивается на мелкие неострые осколки.
термосу досталось
стеклянные осколки
Так как утром это называлось только потому, что в тот момент мы завтракали, то вышли мы примерно, как вчера — в 12:30. Вылезти из-под всех покрывал и спальников оказалось ничуть не проще и не быстрее, чем забраться под них. К тому же пришлось ещё поискать дрова. Кажется, после нас там не осталось ни единой щепочки. Поэтому осмотр Замогоя и забирание к кресту было отложено на неопределённый срок.
подготовка бутербродов с сыром
Дорога поначалу была хорошая, а потом мы заехали в такой глубокий снег, что пришлось слезть и тащить велики руками. Перед нами были следы шин и ног таких же неудачников. Когда снег закончился, и мы снова выехали на относительно чистый лёд, мы заметили свежую буранку через этот снег, по которой нам и стоило ехать.
скользко, однако
Ну вот, впереди уже видно Шаманку, перед ней — Хужир.
скала Шаманка
Осталось только выйти на берег и идти искать позную, обедать-то уже пора давно. Но не всё так просто. Узкая полоска песчаного пляжа перед посёлком отняла у нас около часа времени и все последние силы. Каждый велик тащили вдвоём, продираясь сквозь песчано-снежную смесь.
пляжный "отдых"
пляж
А большая часть кафешек в Хужире зимой закрыта, еле дошли до работающей.
дорога через Хужир
Обедали мы краснокнижным байкальским омулем — минус одно очко. Омуля действительно включили в красную книгу, но аккурат перед нашим приездом, поэтому много где он ещё продавался из старых запасов.
На закате сходили на Шаманку. С неё увидели, что дальше льда нет совсем, сплошной снег.
самая известная фотография России
качество льда за Шаманкой
Приняли решение завтра ехать по дороге сквозь остров до посёлка Узуры.
А потом мы встали лагерем и развели костёр в заказнике, окончательно проиграв борьбу за экологию. Встали мы сразу же, как перестали видеть за деревьями крайние дома посёлка. Вокруг было полно лиственничного валежника и ни одного кострища. Но теперь уже одно есть.
Яркое лунное гало так и призывало его запечатлеть, но отойти от костра было слишком большим подвигом.
День 3 — 28 февраля. Бьём рекорды. 35 км
Сегодня удалось выехать раньше 11! Дорога отличная — ровная, замёрзшая и без снега.
Только огромное количество проезжающих буханок с китайцами немного напрягало. Они ездят на экскурсию на Хобой, причём все в разное время, поэтому ближе к обеду движение становится двусторонним и весьма оживлённым. Вплоть до бухты Песчаная дорога достаточно широкая, чтобы с ними разминуться.
в бухте Песчаная
Дорога через саму бухту укатана машинами, и песок не доставляет никаких проблем в передвижении. Но после Песчаной она поворачивает вглубь острова и сужается, так что каждую машину приходится пропускать, отходя в снег на обочине. Местность там холмистая, крутые спуски чередуются с затяжными подъёмами. Зачастую вверх приходится толкать велики руками.
Зато какой потрясающий сосновый лес вокруг! Оранжевые стволы с пышной зелёной кроной чередуются с редкими берёзками и голыми лиственницами. В некоторых местах снег полностью отсутствует, и когда выходит солнышко, легко можно перепутать время года. Ни разу не пожалели, что проехались по острову и разнообразили ледяной маршрут!
После Харанцев остановились на небольшой перекус из мёрзлого сыра в качестве обеда. Путь предстоял долгий, поэтому готовить ничего не стали. Во время обеда разговорились с проезжавшим мимо мужиком на буханке. Тогда то мы и узнали, что находимся на территории заказника. Оказывается, для его посещения требуется пропуск, который надо было оформлять в Хужире около магазина «Хороший». Но, поскольку мы намеревались тем же вечером выйти на лед с другой стороны острова, возвращаться не стали.
такой пейзаж вдоль всего побережья
стада пасутся на сухой замороженной траве
К закату мы добрались до верхней точки дороги, с неё открывается потрясающий вид.
ну как не сделать совместное фото в таком месте?!
Мы проехали уже значительно больше чем в предыдущие два дня, но нам нужно было во что бы то не стало добраться до Узур. Поэтому мы с ветерком погнали с горки к новым рекордам, а Юля во избежание искушения снижать скорость даже отломала ручку последнего тормоза. Выглядела, правда, эта жертва во имя общего дела как случайное падение на большой скорости, но мы то знаем...
И вот в сумерках мы подъехали к Узурам и к всеобщей радости обнаружили там оборудованную стоянку со столиками, туалетами и даже дровами. Дрова мы трогать не стали, напилили свои, их там в избытке. Правда костёр был практически бесполезен: помимо того, что температура ночью упала до -25, дул очень сильный ветер, сносящий всё тепло.
внешний вид по приезду в Узуры
Места под палатки есть, но их надо выбирать между колеями от буханок: сюда, видимо, возят китайцев.
День 4 — 1 марта. Наконец-то чистый лёд! 44 км
Ветер к утру стих, однако мороз был такой, что опушившиеся до шарообразности птички абсолютно не стесняясь ходили по нашему столу и воровали еду чуть ли не изо рта. Особо обнаглевшего поползня я даже чуть не поймала. Его ног было совсем не видно, и он ползал по столу на пузе, как на воздушной подушке.
поползень
Мало отличались от него многочисленные пухляки, снующие в корнях деревьев. Длиннохвостые синицы — ополовники, боялись подлетать близко и ждали нашего ухода поодаль от костра, тоненько перекликаясь. Дятлы вторили им звонким стуком.
пухляк
Ну, вот уже и 11:30, пора выезжать. Какое же удовольствие снова ехать по ровному льду, да ещё и без снега! Скорость нашего движения выросла вдвое, а тут ещё и ветер в спину начал дуть — красота!
чистый лёд около Узур
Узуры, вдалеке виднеется мыс Хобой
Если бы знали, что и дальше всё будет также хорошо складываться, то могли бы и на Хобой смотаться. Но, увы, не в этот раз.
Иногда выходило солнышко, и тогда на льду появлялось удивительно яркое и чёткое отражение окружающих скал и нас с велосипедами.
Проехали гору Жиму — самую высокую точку острова. Забираться на неё не захотелось: высоко, круто, холодно и время поджимает.
гора Жима
Остановились на обед из сала и сгущёнки в пади Хатха. Из интересного там была печка и столик, но дуло ужасно, приходилось прятаться в камнях.
падь Хатха
печка и столик в пади Хатха
Мороженный сыр грызть уже никто не пытался, а норму сала надо было выедать. Однако, не все оказались способны справиться с такой нормой: Юле вскоре после обеда стало нехорошо, и это был единственный раз, когда мы воспользовались аптечкой. Место, кстати, удобно для ночёвки.
Лёд продолжал радовать глаз великолепными узорами:
Место предполагаемого ночлега мы проехали ещё до обеда и теперь ближайшая хорошая стоянка была на Ухане. Ближе к вечеру спустился туман, видимость стала ухудшаться, и мы старались не разъезжаться далеко друг от друга.
мыс Ухан
Где-то на этом пути нам встретились самые большие торосы за весь поход, через которые приходилось перетаскивать велики:
по скользкому льду трудно успеть добежать за время задержки фотоаппарата
Тем не менее, практически без усилий мы добрались до мыса Ухан ещё засветло, развели костёр и поставили палатки до наступления темноты. Дров там много, хватит ещё на несколько туристических сезонов. Недалеко от берега была замечена свежая трещина, чем мы немедленно воспользовались, испив байкальской воды без предварительного растапливания. Трещина была очень хорошо заметна ещё из далека, достаточно широкая, но не протяжённая.
дегустация воды из трещины
День 5 — 2 марта. Перевыполнение плана и чем это заканчивается. 42 км
После 4-х ночей на конденсатниках намёрз такой слой инея, что мы решили их немного посушить:
и это даже немного помогало:)
Во время ночёвки на Ухане мы заметили, что ветер, дующий днём вдоль берега, к вечеру меняет своё направление на 90 градусов и начинает дуть вдоль падей и ущелей с берега в сторону льда. Причём наиболее сильные и продолжительные порывы наблюдаются в падях, а на мысу при этом относительно спокойно, особенно за деревьями. Утром же был вообще полный штиль, но пока мы, как обычно, собирались в течение 4-х часов, ветер поднялся сильнее вчерашнего. С такими порывами можно было вообще не крутить педали. Если бы ещё поставить парус...
восход с мыса Ухан
утренний костёр на Ухане
топим торосы
Любая не пристёгнутая или не придавленная вещь улетала от владельца с огромной скоростью. Каждый из нас в этот день несколько раз бегал за перчатками. Но самым впечатляющим была позёмка — кучи снега беспрерывно неслись по льду, образуя полосатый узор.
позёмка
Иногда снег налипал на неровностях льда, создавая ложные островки: сила контакта там была очень малой, и стоило только коснуться такого островка ногой, как она проскальзывала вместе со снегом, который тут же сметало. Здесь как раз очень помогали ледоходы. Юля после поломки тормозов вообще только с их помощью и могла тормозить.
Увидев небольшую падь с камнями, за которыми можно было скрыться от ветра, мы решили устроить там обед. Обедали кар.пюром, заваривая его заранее налитым в термосы кипятком. Это удобно, т. к. не тратит время, но в дороге при этом нечего пить, а пить при таком сильном ветре ого-го как хочется. Посмотрев в гпс мы обнаружили, что это та самая падь, где сегодня предполагалась ночёвка — падь Халзын. Там есть неплохие места под палатки, дров мало, но найти можно. Но нет совершенно никакой защиты от ветра, так что все были рады, что не пришлось там ночевать.
падь Халзын
Т.к. солнце было ещё высоко, решили доехать сегодня до Сахюрты и завершить поход на день раньше планируемого.
Весь поход Дима с Антоном много падали. Антон из-за плохих шин, Дима из-за излишней самоуверенности. Юля с Таней тоже несколько раз навернулись. Я же пока избегала этой участи. Однако поход ещё не закончился. Еду точно за Антоном, переехавшим стандартную полосу небольших торосов, припорошенных снегом. Так выглядят места старых трещин, сколько мы их переезжали за пять дней — и не сосчитать. Вдруг я чувствую, что падаю, сильно ударяясь об руль велосипеда. «Ну что ж, когда-то это должно было произойти», - расстроенно думаю я, и в следующую секунду ору не своим голосом, т. к. моя левая нога по колено ушла под воду. Правее меня в эту же трещину попал и Дима, но он упал боком и особо не намок. А Антон, видимо, не создаёт давления на грунт. На нас было по четверо-пятеро штанов, и пока вода доходила до нижних, она уже успевала замёрзнуть. Поэтому Дима переодеваться отказался, а вот мне пришлось менять ботинок. Хорошо, что были берцы, хоть и холодные, но сухие. Я провалилась в трещину передним колесом, которое всё покрылось ледяной корочкой, так же как и руль. С колеса лёд обвалился после постукивания, а вот передачи и передние тормоза больше не работали.
В отличие от вчерашней трещины перед Уханом, эта была совершенно незаметна даже вблизи. Не произошло бы это падение в последний день похода, вряд ли я отнеслась бы к нему с таким оптимизмом.
Шлемы, кстати, весьма не лишняя штука, когда едешь по льду. У нас только один участник оказался достаточно ответственным, чтобы взять его, а вот кое-кто из остальных очень пожалел о его отсутствии, хорошенько приложившись головой и получив головокружение на следующие три дня.
Едем дальше, дорога забирает налево, мы вместе с ней, и внезапно мы осознаём, что остров-то кончился, а мы сейчас так вокруг всего Байкала и поедем!
Перелезли через торосы, завернули за мыс, а поперечный теперь ветер в правый бок начал разворачивать нас обратно. Немного так помучившись, слезли и покатили велики руками. При сильных порывах помогали тормоза.
борьба с ветром
Встретили несколько групп, пеших и на коньках, собирающихся идти против ветра. Трудно нам было понять их стремления, только вернувшись оттуда и зная силу этого ветра. На берегу мы увидели грот и поспешили туда скрыться от ветра, хоть немного передохнуть от него.
в гроте
Антону с Юлей было тяжело даже идти пешком. Когда они всё-таки доползли до грота, Антон достал гпс и объявил, что Сахюрта за углом. Мы поспешили туда и уже скоро были на берегу.
вот такие табличке стоят на выезде на берег
Немного проехались по дороге и нашли прекрасный домик для ночлега — ул. Центральная, 19, гостевой дом БлагоДар. Нас поселили в 4-х местной комнате за 1500 со всех! Комната такая большая, что можно было и вдесятером расположиться. В нашем распоряжении была кухня, где мы готовили неиспользованные в походе супы, а также батареи для сушки вещей, тёплый туалет и баня.
На следующий день нас забрал Роман и отвёз в гостиницу в Иркутске. Ещё целый день у нас был на осмотр центра города и посещение нерпинария.
вид на Сахюрту с дороги
памятник забайкальскому Бродяге на выезде из Сахюрты
А потом была перевозка пяти велосипедов силами четырёх человек и скучные 3,5 дня в поезде (пятый участник возвращался на самолёте).
в этот раз велики запаковывали заранее
Источник : "https://sea-angel22.livejournal.com/1811.html" rel="nofollow"
Комментарии