13 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 1991

Автор - Александр Нестеров (Василич)
В 1991 году большинство моих прежние спутников оказались занятыми домашними делами, кто жизнь устраивал, кто работу искал в связи с перестройкой и грядущим развалом страны. Свободное время было только у Роланда, вот мы и собрались побывать на реках Кунье и Ловати. Реки вытекают из озер, протекают по лесистой местности, при ежедневном переходе порядка 20-30 километров маршрут можно было пройти за 20 дней.
Для сплава выбрали байдарку "Таймень-2", для рыбной ловли - поплавочные удочки и спиннинги с набором блесен.
31 июля поездом Рига-Москва выехали из Риги. Договорились с проводником чтобы не сходить в Великих Луках, так как у нас были билеты только до Великих Лук, проехали Великие Луки и 1.08 высадились на станции Сердце.
1 августа. Подробной карты у нас не было, были кроки по 25 километровой гипсометрической карте России и политико-административным картам Псковской, Тверской и Новгородской областей. Теперь ясно, что следовало ехать до станции Таборы, от которой до реки Кунья метров 400. Планировали дойти до реки по тропе вдоль железной дороги, да не тут-то было. С ликвидацией дорожных обходчиков пропали тропы вдоль железных дорог, все заросло бурьяном. Пришлось идти на автомобильную дорогу, где нас подобрал на самосвал шофер по имени Андрей и довез до реки к деревне Пески. Кстати у деревни есть остановка пригородного поезда от Великих Лук, но этого мы тогда не знали.
Собрали байдарку и вышли. Река мелкая, узкая, берега глинистые, крутые. Никогда не приходилось видеть такого количества жерлиц, буквально через 4-6 метров, чаще всего без рыболовов. Шли до 16.00 и встали. Приготовили еду, поставили палатку , решили переночевать.
2 августа. Через полтора часа после начала движения порвались на мосту недалеко от деревни Кривандино. Препятствия на реке во многих случаях сделаны человеком. Это и наплавные мосты, и заколы для установки верш, и просто бетонные сваи, сброшенные в реку в качестве мостиков.
К естественным преградам относятся завалы из деревьев, снесенных во время половодья и шиверы.
Мост с завалом
Поргов на Кунье не встретили. Подклеили байдарку и пошли дальше. Стоит отметить, что из-за недостатка времени не удалось перед выходом наклеить протекторы или хотя бы сделать поддувное дно, поэтому каждое препятствие причиняло байдарке ущерб.
3 августа. Прошли устье реки Усвяты.
По Кунье попрежнему встречаются перекаты с камнями, причем из камней сделаны запруды для подъема уровня воды ради купания, наплавные мостики, по берегам разбросаны отдельные домики, используемые как дачи жителями столиц и областных центров, много рыболовов со спиннингами и жерлицами.
Порог 1
4 августа. Продолжили движение. Много преград: завалы, разрушенные мосты, низкие мосты, мелкие каменистые перекаты.
Прошли поселки Тарасы, Ваши, устье реки Добша. Гребли и шли 5 часов, иногда пришлось байдарку проводить, встали в километрах шести от деревень. Роланд решил половить рыбу, сразу же поймал щуку. Да это и не мудрено. Мы обогнали местных парней, сплавлявшихся на резиновой лодке и ловивших рыбу на спиннинг. На кукане у них сидело десятка полтора щук. Уровень воды в Кунье быстро спадает. Решили идти только до Холма, если ситуация не переменится.
5 августа. Характер реки и препятствий не меняется - плавучие мосты, разрушенные мельницы, очень мелкие перекаты. Встали у деревни Жарихино. Познакомились с местной жительницей Еленой Тихановной Викторовой. Она пасла нескольких коров. В деревне нет пастуха, поэтому владельцы пасут коров по очереди. Расспросили о местных условиях, о жителях. Оказалось, что коренных жителей в деревне осталось несколько семей, остальные дачники, живут только летом. Договорились о покупке молока. Вечером Роланд сходил и принес 3 литра.
Денег хозяйка не взяла. Пришлось расплачиваться фотографиями, которые ей были высланы по возвращению в Ригу.
6 августа. Прошли деревни Романово, Пестряково, устье реки Ока. Кунья на глазах мелеет. Встали на подходящем месте. Много комаров. Выручали репелленты.
7 августа. Как всегда встали в 8.00, полтора часа на завтрак и сборы. Шли до 16.00, дошли до Уварово, решили пройти еще часок, но налетели на камень, решили осмотреть оболочку, да и остановились на ночь. Решил угостить Роланда согудаем, скоренько поймал двух щук, тут пошел дождь, решили оставить согудай до утра. Еще раз убедился, что байдарка без протекторов - не байдарка, а головная боль. Окончательно решили сходить с маршрута, при такой низкой воде оболочка байдарки не выдержит похода.
8 августа. Встали в 8.00, сделали согудай, позавтракали. Согудай Роланду и мне понравился. Выши в 12.00. На реке много перекатов.
Встретили два моста, прошли деревню Кочута, стали смотреть место для стоянки, нашли, но не сразу. Поставили палатку, уже затемно приготовили ужин.
Мост
9 августа. Встал в 6.30, наловил удочкой рыбы для ухи. Роланда поднял в 8.00, сварили уху, клеили байдарку, движение начали в 13.00. В 14.30 начался дождь, его переждали на воде в байдарке под деревом в компании с москвичами. Продолжили движение в 15.10. Прошли устье реки Сережа и встали на высоком правом берегу на чьей-то хорошо оборудованной стоянке.
Место очень красивое - в лесу на цветочной поляне. Нашел червяков под колодой, наловил окуней и ершей на удочку. Рыбы в реке много, но ловить нужно стационарно. В вынесенной на берег байдарке было много воды, пришлось подсушить и подклеить.
Весь день шли длинными плесами, перекаты стали реже. К ночи похолодало, поднялся ветер, пришлось залить костер, и тут начался дождь.
10 августа. Кунья резко пошла под уклон, скорость течения возросла, глубина уменьшилась, любой контакт со щебнистым дном приводил к повреждению оболочки. Пока шли, клеились три раза, последний раз в 5 километрах от Холма. Пришли в Холм в 17.00. Поставили палатку. Я готовил ужин , Роланд сходил в город на автостанцию, узнать когда автобус до Великих Лук. Прямого автобуса не было, был автобус утром в 10.00 до Локни с пересадкой. Поужинали, разобрали байдарку. Обнаружили, что погнуто несколько стрингеров и хорошо подрана оболочка. Высушили байдарку, уложили все по походному, устроились на ночь.
11 августа. Встали в 6.00, дошли до автостанции, купили билеты. Груз пришлось взять в салон автобуса, багажные отсеки были заполнены имуществом шофера. В Локне пересели на автобус Подберезье - Великие Луки, на котором приехали в Великие Луки в 15.30. Перехали на городском автобусе на железнодорожный вокзал и к 2 часам ночи добыли билеты на пассажирский поезд до Риги. Багаж сдали в багажное отделение. Переночевали в комнате отдыха.
12 августа. Выехали в 10 часов утра и 21.30 приехали домой в Ригу.

Выводы и рекомендации:
Иногда сибирские и северные речки не доставляют столько хлопот и неудобств, как эта милая речка Кунья.
Комаров может быть много, нужны брать репелленты.
Дно реки на плесах сильно закоряжено, поэтому для рыбалки нужно либо лески брать погрубее, либо соглашаться с потерей блесен.
Рыба в реке есть. Это щуки, окуни, плотва, красноперка, густера, ерши и т.д.
Ночи в августе могут быть холодными, поэтому подходящяя одежда и спальники не помешают.
В проходах заколов, каменных запруд могут быть умышленно установлены острые и режущие предметы для повреждения средств сплава.

Знакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по КуньеЗнакомство с Центральной Россией. Поход по Кунье