21 января 2013
Тип материала: Описание
Год путешествия: 2010
Вид туризма: Комбинированный туризм (маршруты) Категория сложности: II

Автор: Дмитрий Новиков (Екатеринбург)

Работы Дмитрия Новикова:

• Конжак – Серебрянка – 2011», или одиночный пеший поход по Северному Уралу, июль 2011

Участники:

1. Дмитрий Новиков
  2. Артем Шадымов
  3. Ольга Русакова

Справочная информация

Гора Большой Иремель - вторая по высоте вершина Южного Урала, пользующаяся большой популярностью у туристов и прочих восходителей вследствие, во-первых, своей относительной доступности, во-вторых, в связи со "священным" статусом, в третьих, из-за "закрытости" главной горы Южного Урала - Ямантау.

Гора находится в Башкирии недалеко от границы с Челябинской областью, ближайший населенный пункт - село Тюлюк (около 40 км. к югу от автодороги Москва - Челябинск, она же М-5). Гора является главной вершиной так называемой "Иремельской подковы" - одну сторону этой подковы (юго-западную) образуют г. Жеребчик и собственно Большой Иремель, другую - г. Малый Иремель и её отроги.

Хребет Аваляк расположен к югу и юго-востоку от Иремельской подковы, вытянут с юго-запада на северо-восток, самые высокие вершины - Абараш-Баш, Большой Аваляк и Средний Аваляк. В отличие от Иремеля, Аваляк посещаем "в сто раз реже" (Н. Рундквист, "Сто дней на Урале").

Вместо предисловия

Вообще-то я планировал в этом году поход на Иремель только на два с половиной дня в июньские праздники (естественно, без всяких Аваляков). И рассматривал поездку в данное место не более как тренировку перед походом на Конжаковско-Серебрянский хребет на севере Свердловской области, который рассчитывал посетить в начале августа и побыть там с недельку. В итоге все получилось наоборот.

Сначала в силу ряда причин "обломался" июньский поход - все праздники пришлось тупо просидеть дома, да еще и с больным горлом - аккурат накануне Дня России умудрился где-то простыть в такую жару (а если б поход состоялся, болезни, вне всякого сомнения, удалось бы избежать).

Потом появилась возможность прибиться к группе, идущей в начале июля в ПВД-шку на Конжак. Сходил, места понравились, там окончательно решил - все, в августе опять сюда приеду, надо искать попутчиков.

А потом началась эта чёртова аномальная ЖАРА, сопровождаемая засухой, лесными пожарами, смогом… в итоге в начале августа дорогу на Конжак вследствие пожарной опасности закрыли. Потом закрыли еще и Таганай, а вот об Иремеле никаких огнеопасных вестей слышно не было. А тут как раз появилась возможность с 16 августа отлучиться на неделю с работы в счет отпуска, и именно на эту неделю прогнозы погоды наконец-то стали радовать - спад жары, кратковременные осадки в выходные (т.е. непосредственно перед походом), и даже ночные заморозки в начале недели.

В общем, числа 9-10 окончательно определился - надо идти на Иремель дней на 5-6, и раз позволяет время, обязательно включить в программу похода пару вершин Аваляка. В итоге вместо тренировки на Иремеле перед Конжаком получилась тренировка на Конжаке перед Иремелем.

И вот тут встала другая проблема - моя группа, а точнее, еще 2 человека, которые были согласны пойти, оказалась под угрозой полного распада. Но все решилось очень быстро - на туристическом форуме портала E1.ru я столкнулся с Артемом, желающим идти вместе с женой в те же места в это же время и ищущим еще попутчиков. Недолго думая мы списались, уточнили маршрут, обговорили дату выезда (16 августа, понедельник) и… и в последний день перед отправкой моя группа развалилась окончательно, в итоге желающих идти осталось всего трое. Попутчиков до выезда видел живьем только один раз - в воскресенье вечером, накануне первого дня похода. Изначально планировалось забрасываться на двух автомобилях, но вследствие уменьшения состава я предложил Артему ехать на одном (естественно, на своем - чисто из вежливости). В общем, организационная часть подготовки в этот вечер закончилась, осталось только собрать рюкзак и…

День первый. 16 августа, понедельник

Из-за слишком кропотливых сборов поспать удалось не более двух часов. В районе семи утра выехал из дома, на дорогах весьма просторно, несмотря на рабочий день. Довольно быстро доехал до района, где живут Артем с Олей. Загрузились и в 7:50 отчалили.

Еще не доезжая до границы Ё-бурга, почувствовали запах горелого леса. Что-то будет там, куда мы едем?

Довольно быстро долетели до Миасса, как только горы стали повыше - так и запах гари куда-то исчез. Дабы сократить путь по московско-челябинской трассе, свернули на Златоуст, доехали, прокатились по окраине - и вот он, М-5… Здесь я в качестве водителя еще не ездил.

Как и следовало ожидать, дорога "не фонтан" - недавно отремонтированные участки сменяются в хлам убитыми, бесконечные подъемы-спуски, фура на фуре, сплошняк на сплошняке. Но плохое настроение от дороги компенсируется восторгом от созерцания потрясающих горных пейзажей - сначала Уреньга, потом Зюраткуль, Москаль, Большая Сука… Вроде горы и не особо высокие (чуть больше километра) - но вершины некоторых из них удивляют своей остроконечностью и крутизной склонов… не думал, что на Южном Урале бывает такое, а может, оптический обман, кто знает.

Чуть не пропустили нужную своротку - точнее, пропустили, но вовремя опомнились и развернулись. Свернули на Первуху, потом - на Меседу (дорога на удивление приличная, довольно ровный асфальт). Наконец за Меседой асфальт кончился, дальше около 20 км. насыпь - поначалу более-менее ровная, но потом все хуже и хуже… Впрочем, низкая скорость движения позволяет подольше любоваться горами - особенно впечатляют западные скалистые отроги хребта Нургуш. На мосту через Бол. Березяк даже специально остановились, дабы сфотофизировать окружающее великолепие.

Вот и Тюлюк. Весь путь от Ё-бурга занял примерно 6 часов. Сворачиваем в село и видим прямо по курсу Малый Иремель. Ура, цель близка! Стали искать магазин, т.к. выяснилось, что Артем с Олей не взяли хлеб (первые 2-3 дня всяко приятнее, чем сухари, которых у них тоже не было), а также сахар и соль. Я все перечисленное взял, но в расчете на одного человека - совместную раскладку продуктов мы не делали.

Магазин нашли, хлеба в нем не оказалось, зато оказалось все остальное, что требовалось. Я себе еще и пива взял баночку - надо как-то компенсировать небольшую моральную усталость после стольких часов за рулем, почти половина из которых - по незнакомой дороге.

Теперь пора искать место для оставления автомобиля. Доехали до окраины, здесь несколько то ли турбаз, от ли турприютов, остановились напротив наиболее внушительной из них - "Три медведя", договорились с хозяином, выгрузились, потом я быстренько закатил "средство заброски" на территорию базы… и все, в путь! Поход начался.

Переход № 1

Выход - 14:30 (время везде указано местное, на каждом привале фиксировал его в блокноте).

Дорога идет сначала вдоль реки, изрядно обмелевшей и вызывающей тревогу по поводу наличия (точнее, отсутствия) воды наверху. На берегу - толпы людей и автомобилей. Справа - базы, потом населенка сменяется лесом, в самом начале которого - многочисленные места для стоянок с какими-то деревянными конструкциями полупонятного назначения. Наконец дорога переваливает через р. Карагайка и углубляется в лес, начинается ощутимый подъем. Встретили три группы, идущие со стороны Иремеля - у первых спросил, как наверху с водой, сказали - без проблем. Как показала практика, поверили мы им совершенно напрасно…

Привал - 15.05. Допил пиво, баночку смял и прицепил к рюкзаку, дабы не загрязнять и без того не особо чистую местность.

Выход - 15:20.

Дорога постепенно забирает вправо, подъем потихоньку выполаживается. В 15:45 дошли до развилки - основная дорога, по которой подавляющее большинство народа ходит на Иремель, резко поворачивает влево. А мы пойдем другим путем (с) - наш маршрут намечен через гору Жеребчик, соответственно продолжаем идти прямо, по менее наезженной дороге. Наша дорога постепенно идет на спуск и вскоре выходит опять к Карагайке.

Привал - 16:00. На берегу несколько оборудованных стоянок, решили остановиться и пообедать на самой обустроенной - со столом и скамейками. Варим обед, едим, отдыхаем, кипятим чаек, пьем его, опять отдыхаем. Пока отдыхал (точнее, пытался прилечь) - проткнул пенку торчащим из земли колышком от палатки, кем-то забытым - не разглядел его среди разложенных на краю поляны веток, куда пытался сдуру пристроить коврик (типа помягче). Положил "трофей" в рюкзак, впоследствии оказалось - не зря, пригодился.

Перед выходом задумались, сколько брать воды. Артем уверенно заявил, что согласно навигатору у подножия Жеребчика есть еще один ручей, посему не стоит полностью заполнять всю свободную тару. В итоге взяли примерно по литру на нос, не считая чая в термосах - и зря, как потом выяснилось. Но подробности "водяного кризиса" изложим позже.

Выход - 18:40.

Переходим по камням Карагайку, дорога углубляется в лес. Слева - заболоченные участки, под ногами - "что-то типа гати из бревен, стянутых ржавой проволокой" (содрал безбожно готовую фразу из рассказа Владимира Сизова о походе по этим же местам). Постепенно трава на дороге, переходящей в тропу, становится все выше, явно нога туриста здесь ступает редко. Недавний обед дает о себе знать - идти тяжеловато, поэтому переход не затягиваем.

Привал - 19:10. Жадно пьем воду.

Выход - 19:20.

Лес постепенно расступается, начинаются поляны с высокой травой, посередь которой тропа еле видна. Впереди виднеется склон Жеребчика, покрытый лесом вперемешку с языками курумника. Артем с Олей, идущие позади меня, начинают громко голосить в целях отпугивания зверья. Тропа поворачивает направо и некоторое время идет практически вдоль горизонтали, потом опять уходит влево и наконец выводит непосредственно к подъему на Жеребчик - громадному курумному склону, который нам предстоит преодолеть вместе с рюкзаками.

Кстати, ручей так и не встретился. Решаем подниматься с тем количеством воды, которое осталось - обедали слишком поздно, полноценный ужин сегодня вряд ли состоится, так что до завтрашнего утра должно хватить.

Привал - 19:40. Зашел в лес, выломал три палки-посоха из ельника - с ними вверх по камням гораздо легче и безопаснее. Вручил по одной Артему и Оле, третью взял себе. Вперед.

Выход - 19:50.

По правде говоря, это был мой первый подъем по курумнику с полным рюкзаком. Как выяснилось, ничего трудного в этом нет - идешь как по лестнице, главное - поменьше наступать на "живые" камни, т.е. внимательнее смотреть под ноги. А с посохом - так вообще просто сказка. Хотя курум в этих краях менее удобен, чем на Конжаке - слишком крупный. Но все равно на подъеме преодолевается без особых сложностей.

Периодически останавливаемся и оглядываемся назад. А высота-то уже чувствуется - виды со склона все более "горные": слева (если смотреть в сторону, откуда мы идем) - северная оконечность хребта Бакты и стена Зигальги за ней, справа - гора Сукташ, образующая противоположный Жеребчику конец Иремельской подковы (последняя цель нашего путешествия), на вершине которой отчетливо виднеются скальные зубцы. Артем фотографирует, я просто созерцаю и наслаждаюсь. Рай на земле - солнце, горы, полное (кроме нас троих) отсутствие людей, от которых в городе иногда так устаешь… А ведь еще вчера писал какие-то юридические бумаги, которые перед отпуском не успел "добить" в рабочие дни, заморачивался по поводу того, "выживут" ли клиенты в мое отсутствие, и еще о какой-то деловой фигне думал... Здесь об это не думается вообще. Я бы даже сказал, просто ни о чем не думается - пока идешь, задумываешься только о том, на какой камень ступить, а стоит остановиться и оглянуться на окрестные хребты - и душа постепенно погружается в нирвану.

Ладно, хватит лирики, пора подниматься дальше (и выше). Вскоре курум заканчивается, входим в лес, Артем достает навигатор и ловит направление на вершину Жеребчика. Потом среди высокотравья ищем тропу, ведущую в нужную сторону (т.е. вправо), находим какое-то подобие и еще некоторое время идем по ней. Наконец лес заканчивается, впереди - каменная россыпь, а метров через 10 за ней - скалы. Судя по навигатору, вершина практически рядом. Время окончания перехода не зафиксировал, что-то около 21:00.

Жеребчик

Остановившись, решаем, что делать с лагерем. В принципе, аккурат на границе леса между елями есть почти прямоугольная площадка, покрытая мхом, где одна палатка очень даже поместится. Но возникает ощущение, что можно найти место получше, а заодно и заглянуть на вершину. Поэтому оставляем рюкзаки и лезем на скалу.

Залезли. Сразу за скальником небольшой спуск, за ним - еще один скальник повыше. Решили, что это и есть вершина, и полезли на него. Залезли… чёрт, все равно не вершина, впереди еще одна скала, на которой виднеется шест с намотанными на него тряпками. Ну это уж точно высшая точка горы, туда и пойдем.

Еще 5 минут - и мы на первой вершине в этом походе (высота по карте - 1183 м., по навигатору - 1191 м.). Я иду к шесту и ищу знаменитую надпись "Если это не Жеребчик, то мы все - летчики кубинской авиации". Нашел, но половина букв практически стерлась - самую смешную часть фразы (про кубинскую авиацию) вообще невозможно разглядеть.

Теперь можно присесть и в полной мере насладиться созерцанием окрестностей. Да, вид отсюда не просто красив - он офигителен, он "горный" до невозможности, а в свете вечернего заката просто неповторим. Особенно завораживает вид на запад - громоздящиеся друг на друга хребты: сначала Бакты, потом предгорья Зигальги, дальше собственно Зигальга с отчетливо видимыми на фоне красного от заката неба Шеломами, южнее которых обнаруживаем высшую вершину здешних краёв - Ямантау. Очень впечатляет (хотя он не шибко высок) хребет Бакты, особенно самая южная его горка - длиннющий, километра три, острый гребень. И даже невысокие западные отроги Жеребчика и Большого Иремеля смотрятся весьма живописно благодаря скальным останцам, поднимающимся над покрывающей вершины зеленью леса.

Виды видами, а пора уже думать о ночлеге. Смотрим вниз и обнаруживаем неподалеку от вершины площадку, покрытую травой и окруженную елями, да еще и с кострищем. Спускаемся, осматриваем… мдааа, довольно каменисто. А, черт с ним, решаем вернуться туда, где бросили рюкзаки, и поставить палатку прямо на вышеупомянутом моховом пятачке или поискать место рядом в лесу. В итоге около 22:00 возвращаемся к рюкзакам.

Зашли в лес, вроде довольно много полянок, правда, трава высоковата, ну да это не препятствие. Уже собрались было перетаскивать вещи, как Артем заметил на самом удобном месте следы жизнедеятельности кишечника какого-то животного и с уверенностью заявил - лосиные. Блин, хреново… лось-то поопаснее медведя будет, если с ним ненароком встретиться. Походили вокруг - практически все более-менее ровные места в этой гадости. Ладно, возвращаемся обратно и уже в сумерках при свете налобников ставим-таки платку на мху.

Оказывается, не так все просто… только растянули - и сразу же потеряли два колышка - "утонули" в толстом слое мха. Пока Артем занимается сложением очага из камней, выхожу на курум и ищу каменюки поменьше и поудобнее, дабы закрепить палатку. Нашел, растянули, закрепили… но как же долго это тянется-то при отсутствии должной квалификации.

Наконец лагерь обустроен, костер полыхает - правда, полыхает чисто в декоративных целях, потому что варить что-либо нет ни сил, ни времени, ни желания… я и есть-то особо не хочу, спутники - тем более. Хотя давно заметил - в походе нагрузка больше, чем в городе, а есть хочется меньше. Может, сказывается отсутствие стрессов? Откуда им взяться, если раздражающих факторов так мало…

Да, кстати, надо немного "принять на грудь", не зря же с собой настойку взял. "Закинул" пару глотков, спутники отказались. Чувствую, большого желания употреблять в течение всего похода не будет, и придется везти обратно (так в итоге и вышло). Вот ведь как благотворно отсутствие цивилизации влияет на состояние души, даже вредные привычки сводит к минимуму.

Теперь точно всё, пора на боковую. Первый день похода окончен, впечатлений море (их всегда больше всего в первый день), крепкий и долгий сон в кои-то веки заслужил в полной мере. Отбой - около 24:00.

День второй. 17 августа, вторник

Вчера не выспались, поэтому решили на утро будильник не ставить и дрыхнуть сколько влезет. Палатка, поставленная на мху - это, как говорится, просто песня, спалось необычайно мягко. Удивило, что ночью было очень тепло - вроде высота больше километра…

Встал в 9:30, выполз из палатки, залез на ближайшую скалу, еще раз осмотрел окрестности. Солнце за тучами, но облачность высокая, поэтому довольно светло и совсем не мрачно. Правда, виды уже не столь отчетливые - по крайней мере, Ямантау закутана в дымку.

Минут через 15 проснулись попутчики. Так как воды мало, на завтрак ничего не варили, обошлись перекусом (смесь арахиса, изюма и кураги). Начали собираться, но, несмотря на экономию времени в связи с неприготовлением пищи, "упаковывались" почему-то очень долго.

Выход - 11:20.

Возвращаемся в лес, находим тропу, ведущую в сторону северо-западного отрога Большого Иремеля, и двигаем по ней. Тропа идет в основном среди высокой травы, и, как вчера - периодически встречается лосиное дерьмо. Вскоре видим прямо по курсу какие-то скалы, сначала решили, что это уже склон отрога, потом поняли - нифига, останцы… они даже на карте помечены. Обходим их справа, тропа постепенно входит в лес и идет в гору, трава все ниже и ниже, наконец лес становится похожим на парк: низенькая травка, практически никакого бурелома - ляпота! Вот если бы еще не приходилось периодически продираться сквозь ветви близкостоящих ёлочек, было б совсем замечательно.

Примерно в 11:55 выходим на поляну, с которой нужный нам отрог уже хорошо виден. Оглядываемся назад - Жеребчик остался внизу и выглядит отсюда каким-то махоньким… Пофотографировали горы и себя, отведали малины, в изобилии растущей рядом с камнями, и пошли дальше вверх. Некоторое время еще пробираемся сквозь лес вперемешку с курумником, деревья все ниже, ели сменяются кривыми березками, наконец лес заканчивается и мы на небольшом платцо с горной тундрой - карликовые деревья, можжевельник, голубика… а впереди полнеба закрывает склон того самого отрога, отделяющего нас от главной цели похода.

Привал - 12:35. Ну раз уж природа так щедро одарила нас плантациями голубики, время отдыха можно растянуть подольше. Посему - поэтому растягиваем и проводим его с максимальной пользой для организма - витамины нам очень пригодятся. Кстати, голубику ел впервые в жизни - не водится она ни в южной части Свердловской области, ни в горах, расположенных к западу от моей родины - Магнитогорска.

После того как вдоволь напаслись, решаем, куда держать путь дальше. Вчерашняя оплошность по поводу воды привела к тому, что её (воды, а не оплошности) осталось совсем чуть-чуть - на пару переходов. А наверху, если идти по гребню отрога, воды уже всяко не будет. Есть два варианта - дойти до плато между предстоящим нам отрогом и Большим Иремелем, а оттуда налегке сбегать к истокам Карагайки, либо обойти отрог по северному склону с потерей высоты и остановиться у тех же истоков, а потом подниматься на плато. Не знаю почему, но почему-то предпочтение было отдано второму варианту, и никто не подумал, что в итоге дадим здоровенный крюк по камням и потеряем кучу драгоценного времени…

Выход - 13:00.

Это была самая длинная по времени и самая утомительная ходка за весь поход. Два часа по крутоватому курумному склону, камни, как уже говорилось выше, здесь довольно габаритные, и если идти по ним с рюкзаком на подъем вполне удобно, то двигаться вдоль склона почти горизонтально с постепенным сбросом высоты - намного сложней. Перед глазами один и тот же вид - каменные глыбы, зеленка практически отсутствует, до границы леса далеко… Еще и нахмурившееся небо совсем не прибавляет оптимизма: над вершиной отрога пролетают тучи одна мрачнее другой, и солнце не успевает пробиться сквозь редкие просветы в облачности.

Уже в начале ходки пренебрег техникой безопасности, залюбовавшись на ходу соседними горами, и довольно непрактично приземлился на камни, ободрав ладонь. Несколько минут на оказание самому себе медицинской помощи и короткий передых, а потом дальше по склону, вперед и вниз.

В конце концов камни сменяются лесом, нашей радости нет предела. Еще немного ломимся по навигатору, и наконец выходим к тропе, идущей в сторону Большого Иремеля вдоль русла ручья. Ураааа!!!

Привал - 15:10. Спустились к ручью… блин, а он, родимый, отсутствует, есть только пересохшее русло. Прячем рюкзаки, берем всю свободную тару и двигаем по тропе вниз. Через несколько минут долгожданная вода появляется, только течет почему-то не по руслу, а среди травы. Идем еще немного вниз и находим нормальное место, где ручей бежит по камням - сначала пьем сколько влезет, потом набираем. Тем временем появляются первые люди за сегодняшний день, парень с девушкой, оба из Уфы, оставили машину в Тюлюке и налегке идут на гору, намереваясь сегодня же вернуться.

Возвращаемся обратно, варим обед, едим… получилось настолько сытно, что идти никуда не хочется, а надо. Поэтому долго не рассиживаемся, хватаем рюкзаки и вперед.

Выход - 17:45.

Тропа довольно круто поднимается вверх, идти после такого плотного обеда жуть как тяжело, через каждые 100 шагов останавливаюсь, несколько глубоких вдохов-выдохов - и дальше. Встретили ту самую парочку из Уфы - они уже спустились с горы и идут назад.

Привал - 18:05. В этом месте лес уже сильно поредел, высота деревьев тоже заметно уменьшилась.

Переход № 4

Выход - 18:10. Встретили еще несколько групп - все идут нам навстречу, с горы. Уже в начале ходки лес совсем заканчивается, подъем стал гораздо положе, тропа идет среди горной тундры, вокруг можжевельник и курум, изредка - невысокие ёлочки. Впереди седловина, а чуть дальше - громадный купол (Кабан) Большого Иремеля, почти полностью скрывшийся в облаке. Как "вовремя" мы сюда пожаловали…

Оглядываемся по сторонам - Малый Иремель затянут весь, на севере вообще сплошная пелена до земли - похоже, в районе Тюлюка идет дождь. И что самое поганое, облака движутся в нашу сторону и спускаются всё ниже… В итоге к концу ходки нас затягивает полностью, видимость не более 30 метров, туман, морось, становится прохладно.

Привал - 18:50, надеваем дождевики.

Выход - 19:00.

Доходим до перекрестка нашей дороги со штатной тропой, идущей с перевала между Большим и Малым Иремелями вдоль склона Кабана в сторону Синяков (это не фингалы, а горы такие к юго-западу от Большого Иремеля). Похоже, восхождение на Гору сегодня не состоится, пора уже искать место под стоянку, поскольку начинает ощутимо холодать. Поэтому переваливаем через седловину и идем по тропе в сторону спуска к Синякам, немного сбрасывая высоту. Облачность тем временем поднимается: слева уже хорошо виден склон Кабана, справа - вершинка со скалами, отделяющая плато, на котором находимся, от того самого отрога, который предпочли обойти. А над нами с огромной скоростью один за другим проносятся белые клочья, спускаясь с седловины, самая высокая точка которой все еще затянута.

Привал - 19:30. Краткое совещание по вопросу направления дальнейшего пути. Впереди - спуск к Синякам, можно пойти туда и встать у леса, чтобы завтра обойти Большой Иремель через перевал между ним и горой Большой Синяк. Второй вариант - перевалить с рюкзаками непосредственно через южное плечо главной горы, поскольку это самый короткий путь к долине реки Тыган и Аваляку. В итоге Артем отправился вверх по склону этого самого плеча на разведку, дабы узнать, нет ли ровных мест под стоянку поближе к вершине. Мы же тем временем наблюдаем потрясающую картину, разворачивающуюся в небе: с седловины в нашу сторону по-прежнему спускается облако за облаком, кажется - рукой можно коснуться, если же глянуть вперед - справа все затянуто белой-белой пеленой, через которую вот-вот пробьется солнце, слева же облачность обрывается и отчетливо виден перевал между Большими Иремелем и Синяком. Этакое единство и борьба противоположностей: земли и неба, пестрого и бесцветного, мирского и божественного. Впечатления, переполняющие душу, можно выразить одной фразой из песни самого знаменитого самоубийцы 90-х годов: "Something in the way…".

Минут через 20 вернулся Артем, мест для стоянки на склоне нет. Поднимаемся с рюкзаками немного вверх в сторону только что покинутого нами плато, поскольку там поровней, и ищем подходящую площадку. Нашли рядом с группой ёлочек, хорошо защищающих от ветра, палатку ставим прямо на можжевельник, растяжки опять закрепляем камнями. Тем временем небо полностью очищается, а температура резко падает. Пока варится ужин, достаю из "портфеля" (так Артем называет рюкзак) весь запас теплых вещей и надеваю их на себя.

Ужин довариваем и едим уже в темноте, сами тем временем слегка мерзнем, похоже, прогнозы погоды в части заморозков сбылись. Да и высота не маленькая - почти 1400 м. Кстати, ветер стих, а поскольку леса на седловине нет (мелкие елочки не в счет) - кругом удивительная тишина, прерываемая потрескиванием дров в костре. О цивилизации напоминают лишь далекие огни какого-то населенного пункта на западе, судя по карте - Александровки. Перед тем как идти спать, прилег рядом с костром и поглядел вверх: вот это да, такого ночного неба я летом ни разу не видел… но, в общем-то, ничего удивительного - до ближайшего населенного пункта с десяток километров, воздух настолько прозрачен, что небо кажется белым от огромного количества звезд. Никогда до этого вечера я не чувствовал такого единения с природой - с одной стороны, вроде как ощущаешь себя всего лишь песчинкой в этом огромном мире, а с другой - его центром, его основной движущей силой: если в обыденной жизни приходится соблюдать слишком много условностей и двусмысленных норм, то здесь все предельно просто и понятно, все целиком зависит только от тебя, а не от социальных институтов - природа никогда не обманет и не поменяет правила, надо просто их знать. Как-то пафосно у меня получилось, но тогдашнее настроение свое вроде выразил…

На этой воодушевляющей ноте второй ходовой день заканчивается. Отбой - 00:15.

День третий. 18 августа, среда

Это была единственная ночь в походе, когда спал одетым. Встал в 7:40, расстегнул палатку и офигел - кругом все покрыто инеем. Вылез наружу, огляделся - небо чистое, видимость отличная, вот только что-то как-то холодно… Неудивительно - стоим на западном склоне, солнце пока за седловиной и дотянется до нас неизвестно когда. На западе вершины самых высоких гор уже освещены невидимым нам солнцем, а у их подножия - пелена тумана.

Тем временем потихоньку теплеет, варим завтрак (точнее, разогреваем то, что осталось недоеденным с вечера), сушим палатку, сыроватую от подтаявшего инея, сворачиваемся. Погода сегодня самая подходящая для посещения главной вершины, поскольку прекрасная видимость - будет чем полюбоваться с высоты. Только вот собираемся почему-то опять слишком медленно.

Выход - 10:35.

Спустились к тропе, встретили на ней мужика с лошадью, поговорили, о чем - не помню, равно как не запомнил, откуда и куда он весь такой идет. Пересекли тропу и начали подниматься по склону, на который вчера вечером Артем лазил на разведку. Идется вполне сносно - курум не сильно крупный, периодически встречается зеленка, но я стараюсь её обходить - здесь удобнее по камням. С таким вот бодрым настроением переваливаем через гребень и останавливаемся у скал в самом начале юго-восточного склона. Впереди - долина Тыгана и хребет Аваляк за ней, справа - гора Большой Синяк, слева - подъем по гребню на вершину Кабана.

Привал - 11:20. Перекус, водопой, надевание ветрозащитной одежды (дует тут неслабо) и - вперед, на Гору! Оставляем рюкзаки и лезем вверх.

Прогулка на Большой Иремель

Выход - 11:30.

Подъем несложный, налегке идется очень бодро. Минут через 15 встречаем скальник, за ним подъем стал более пологим, потом еще группа скал - и вот мы на вершинном плато, покрытом курумником вперемешку с зеленкой (только зеленка вся какая-то красная, совсем по-осеннему). В середине плато видим небольшое каменное возвышение с флагом, идем туда.

В 12:05 мы на второй вершине похода и по совместительству - второй вершине Южного Урала (1582 м. по карте, 1586 м. - по навигатору). Как и ожидалось, здесь обилие людей, самая многочисленная группа тусуется непосредственно на высшей точке горы. Спросили у них, откуда - ответили, что сборная команда из разных городов Челябинской области. Поинтересовался, нет ли кого с моей родины, оказалось - есть из окрестностей, с Верхнеуральского района.

Немного посидели на вершине, попили чаю и еще кое-чего покрепче, полюбовались видами на Аваляк и Тыганские озера. На юго-восток видно километров на 70, не меньше: Аваляк весь как на ладони, за ним - Уралтау, а дальше до горизонта - равнинные края Зауралья с цивилизацией: цепочка населенных пунктов тянется параллельно горам.

Прогулялись на северную оконечность плато, поскольку с вершины в ту сторону нет нормального обзора. Вот здесь-то открылся самый величественный вид: внизу - Малый Иремель и Сукташ, а почти на горизонте - громадины Нургуша, причем все вершины этого хребта, кроме Большого Нургуша, ниже Малого Иремеля, но отсюда кажутся выше - из-за перепада высоты (более 100 м.) между обоими Иремелями. А строго на севере, в проеме между Нургушем и Зигальгой, если присмотреться, видны изрытые карьерами окрестности Бакала - представляю себе размер этих карьеров, если их можно разглядеть за 45 км…

В общем, впечатления от главной горы вполне позитивные, смущает только обилие мусора на вершине - ну да куда уж без него в столь посещаемых людьми местах. Единственный продукт человеческой активности, который здесь радует глаз - башенки туров, там и сям покрывающие плато. Видать, многие восходители таким образом оставляют память о себе - что ж, вполне неплохо, всяко лучше, чем портить красы скалкой… тьфу, скалы краской.

В 12:45 бросаем прощальный взгляд на окружающие пейзажи и идем обратно. К рюкзакам спустились в 13:20.

Немного передохнули и направились вниз по склону на юг, в сторону Тыганской запрудки.

Выход - 13:30.

Опять монотонный спуск по камням, склон крутоват, идти немного тяжело. Впрочем, позитивного настроения добавляет погода (тепло, солнечно), а также осознание того, что главная цель похода уже достигнута. Хотя кто его знает, какая цель у нас главнее - Большой Иремель, на мой взгляд, ценен только ради высоты: кроме видов с вершины, ничего примечательного на нем нет; а вот редкопосещаемый Аваляк или скалистый Сукташ - совсем другое дело… но до них еще надо дойти.

Через некоторое время видим среди камней ближе к лесу клочок зеленки с елями по краям, чем-то напоминающий пейзажи Аляски - видимо, остроконечными хвойными среди камней. Спустились к этому месту, там и встали на привал в 14:00.

Место примечательно тем, что на нем впервые после Горы опять встретилась голубика, немного попаслись, но надолго затягивать витаминизацию не стали, нам сегодня еще на Абараш-Баш идти.

Выход - 14:05.

Спуск уже более пологий, и это радует, но курумник стал часто чередоваться с островками леса, и это сильно огорчает, поскольку многие камни в таких местах покрыты мхом. Им же частенько затянуты щели между камнями, поэтому ступать приходится осторожнее, дабы в оные щели не провалиться, а это, естественно, замедляет скорость движения.

Привал - 15:05, среди леса и курума. Падаю прямо на мох, покрывающий камни - что-то я уже слегка устал.

Выход - 15:25.

Спуск стал еще более пологим, а вот камни почти закончились, и начался труднопроходимый лес, через который ломимся по навигатору в направлении тропы, идущей к Тыгану с перевала между Большим Иремелем и Большим Синяком. Вскоре путь осложняется еще и слегка заболоченной местностью - несколько раз пересекали ручьи, перепрыгивая с кочки на кочку, и в одном таком месте Оля все-таки попала одной ногой в грязь, замочив кроссовок.

Минут за 10 до конца перехода наконец-то натыкаемся на тропу и дальше несемся по ней, аки стадо мамонтов. Еще чуть-чуть, и вот мы на поляне рядом с Тыганом - слева просто река Тыган, справа - каменная река Тыган, впереди тропа, по которой шли, пересекает реку по камням (это, видимо, и есть так называемая "Тыганская запрудка") и скрывается в лесу.

Привал - 17:00. Поляна обжитая: обложенное камнями кострище, куча заготовленных дров, покрытая пленкой, "стулья" из бревен - в общем, все, что требуется уставшему туристу для нормального отдыха. Пока разгорался костер для варки обедо-ужина, сходил к реке, постирал кое-что. Пошастали немного по окрестностям - пейзаж здесь совершенно не горный, хотя высота с километр. Впечатлила каменная река - широкая полоса курума, уходящая вглубь леса (судя по карте - километра с 4 длиной). Именно здесь, где мы сейчас находимся, Тыган уходит под камни и дальше течет под ними - нередкое явление на Южном Урале. Вообще-то наибольшей популярностью пользуются, конечно, каменные реки Таганая, но, по словам видавшего их Артема, ни в какое сравнение с этим местом они не идут - проще говоря, "Таганай отдыхает"…

Отобедали, отдохнули и стали собираться на вторую вершину, запланированную на сегодняшний день - Абараш-Баш (высшая точка хребта Аваляк). Рюкзаки на всякий случай убрали с поляны и спрятали в курумнике.

Радиалка на Абараш-Баш

Вышли в 20:00, пересекли реку и двинули по тропе через лес. Минут через десять доходим до поляны, на краю которой тропа упирается в дорогу, идущую вдоль хребта. Прошли по ней немного вправо, дабы найти тропу на гору. Нашли, стали подниматься… тропа в итоге очень быстро закончилась, подъем стал круче, некоторое время искали какое-нибудь подобие тропы, потом плюнули и пошли напрямик. Хорошая все-таки штука навигатор.

Несмотря на то, что набор высоты тут небольшой - не более 300 метров, пару раз останавливались на привал - сказывается усталость после Иремеля. Когда высота по навигатору перевалила за 1200 м., лес закончился и впереди показался курумный конус вершины. Лезем дальше вверх по довольно крупным камням… блин, Иремель с Жеребчиком отдыхают, хорошо, что мы налегке - представляю, каково карабкаться по таким каменищам с рюкзаком.

В 21:15 добрались наконец до вершины (высота по карте - 1292 м., по навигатору - 1283 м.). Сама по себе гора особо не впечатляет - очередное нагромождение камней с небольшим скальником на самом верху. Но вот вид отсюда… На севере во всей своей красе открылся Большой Иремель: огромный купол серого цвета с красноватым от заходящего солнца оттенком поднимается над ковром леса - даже не верится, что полдня назад мы спускались с рюкзаками по склону этого купола, который, кстати, с Абараша кажется весьма крутым и труднопроходимым. На западе - опять та же картина, которую видим уже третий вечер: Бакты и Зигальга на фоне совершенно неповторимого заката… только здесь к живописности видов прибавляется ощущение некоей дикости - сюда-то точно народ нечасто ходит, хотя совсем рядом весьма наезженная дорога.

Еще тут довольно прохладно - высота немаленькая, соседние горы либо ниже, либо далеко, поэтому ветерок слегка сдувает. Для перекуса и "перепоя" в честь покорения второй за день вершины спрятались за скалой. Долго пировать не стали, ибо скоро стемнеет, и где-то в 21:35 ломанулись обратно.

Когда спустились к лесу, случился небольшой казус - сели батарейки в навигаторе, запасных у Артема при себе не оказалось (оставил в лагере), а те, что в налобниках - другого размера, для замены не подойдут. Ну что ж, будем использовать навыки ориентирования без технических средств - благо они (навыки) вроде как имеются. Хорошо еще, что налобники работают - чем дальше углубляемся в лес, тем быстрей темнеет. Пока спускались, в антизвериных целях опять орали на всю округу какую-то фигню - в основном песни пели... А еще вышеуказанные навыки ориентирования все-таки не сработали в полной мере и к дороге мы вышли далековато от той поляны, где начинается ведущая к нашему лагерю тропа.

По пути к поляне встретили довольно необычного путешественника - священнослужителя в туристском одеянии, представившегося нам как отец Родион. Шел такой с топором по дороге, сказал, что во время поиска дров услышал крики и пошел нам навстречу, думал - заблудились. Пообщались немного - оказалось, сам он родом из Учалов (ближайший город к Аваляку), служил (не в армии, естественно, а Богу) в Челябинске, а в последние годы перебрался в Москву, но что-то там ему не нравится. Приехал вот в родные места, сюда наведались с товарищем на автомобиле, завтра пойдут пешком на Иремель.

Вскоре пришли на ту самую поляну, где начинается тропа к Тыгану и где за время нашего восхождения расположился их лагерь - палатка, рядом Нива, а еще подошел второй путешественник из этого лагеря с каким-то корнем в руках, который только что где-то выкопал, и давай спрашивать отца Родиона - слушай, говорит, это что, тот самый? Мы так и не поняли, о чем речь, видимо, золотой корень искали и пытались идентифицировать найденный экземпляр.

Поговорили еще немного, спросили отца Родиона про дорогу вдоль хребта, по которой пойдем завтра, он как мог объяснил, в каких местах она не совпадает с картой; поблагодарили, попрощались и пошли "домой". По тропе двигались уже в полной темноте, в лагерь вернулись в 23:00. После возвращения началась обычная туристская бытовуха: забрать с камней рюкзаки, поставить палатку, развести костер, вскипятить чай и всё такое прочее… Отбой - 00:40.

День четвертый. 19 августа, четверг

Девятнадцатая годовщина создания ГКЧП вошла в историю нашего похода как ничем особо не примечательный буднично-пешкодральный день. Поскольку день вчерашний прошел довольно активно, сегодня опять спали до победного конца - встали только в 11:00. На улице солнечно (точнее, переменно - облачно) и даже жарко - уже успели отвыкнуть от недавней духоты, продолжавшейся более месяца. Никуда не торопились, спокойно приготовили завтрак (скорее даже завтрако-обед), свернули лагерь и т.д. и т.п. Я еще успел сделать очень важную вещь - сходил к реке и полностью помылся, включая голову. Благодать!

В общем, бытовые процедуры потихоньку идут, а вместе с ними мимо нашего лагеря идут люди. Сначала появились вчерашние путешественники из Учалов - отец Родион с попутчиком, поздоровались с нами и ушли на Иремель. Потом со стороны Аваляка подошла еще одна занятная группа - несколько парней то ли из Учалов, то ли из Байсакалово (не запомнил). Характерная деталь - почти все, кроме одного, башкиры с длинными волосами, этакие то ли хиппари местные, то ли металлюги, а тот, который не волосатый - вроде русский, но, наоборот, по повадкам какой-то слегка гоповатый… Этот товарищ оказался самым разговорчивым - в частности, интересовался у нас, не пробовали ли мы местный план. Пришлось его огорчить, поскольку из вредных привычек мы лояльны только к алкоголю, и то без фанатизма.

Вскоре представители местной контркультуры тоже ушли в сторону Иремеля, а мы продолжили сборы. Наконец "портфели" упакованы, запасы воды пополнены, мусор сожжен, народ готов к движению вдоль Аваляка в сторону седловины между Большим и Малым Иремелями.

Выход - 14:05.

Бодро переходим реку, так же бодро двигаем по тропе, по которой вчера ходили на Абараш. Дошли до дороги, повернули налево и направились на восток, в сторону перевала между Абарашем и Средним Аваляком. На этом перевале согласно карте должна быть развилка - левая дорога уходит в Байсакалово, правая - куда-то южнее, и здесь же дорогу пересекает просека, по которой мы должны уйти влево.

В 14:40 дошли до развилки, там же и остановились на привал.

Выход - 14:50.

Просека показалась какой-то сильно заросшей, вроде и не просека даже, поэтому пошли по дороге, ведущей влево. Некоторое время весело неслись по ней, но минут через 10 я обратил внимание, что дорога все время идет на спуск, а судя по карте, должна идти вдоль горизонтали. Еще заметил, что солнце справа, хотя должно быть сзади, поскольку идем-то вроде на север… В общем, не выдержал и предложил Артему свериться с навигатором. Посмотрели - ну точно, не туда свернули и движемся строго на восток, прямиком в Байсакалово.

Развернулись и почти бегом направились обратно. Вернулись к развилке, повернули на нужную просеку и пошли по ней. Пару километров шли по еле видимой тропе среди высокотравья - да, местность и в самом деле редкопосещаемая. Дважды видели прямо на тропе большую кучу пережеванной кем-то рябины - сразу появились невеселые мысли… ну не люди же тут оставили такое количество. Кстати, во время первого сегодняшнего перехода слышали справа в лесу какой-то треск - может быть, конечно, очередное дерево повалилось (хотя ветра особого не было), но мы сразу подумали о другом…

Наконец просека закончилась, привал - 15:40.

Просека-то закончилась, а вот тропы, в которую она должна перейти согласно карте, что-то не видно. Тропа, по которой шли, уперлась в деревянный столб - и все, дальше глухой лес, еще и заболоченный немного. Артем походил вокруг, вроде нашел что-то, когда-то бывшее тропой. По ней и направились.

Выход - 16:00.

Тропа постоянно пропадает и приходится идти через бурелом, в итоге всё время петляем, обходя поваленные деревья, скорость движения просто никакая. Минут через 30 наткнулись на дорогу, как же приятно идти по ней, а что самое приятное - быстро! Привал - 16:40.

Выход - 16:50.

Дорога идет то через лес, то через поляны, и на этих самых полянах теряется в траве. Приходится искать продолжение, а его либо нет, либо фиг найдешь. Такое безобразие продолжается где-то минут 40, видимые отрезки дороги (уже даже не дороги, а тропы) попадаются все реже и реже. Впрочем, неудивительно - карта двадцатилетней давности, места нехоженые, видимо, позарастали с тех пор все пути. Наконец плюнули на поиск тропы и пошли по навигатору напрямик через лес, чтобы срезать путь и выйти на тропу, идущую со стороны Учалов на нужную нам седловину. По пути несколько раз натыкались на примятую траву - судя по площади и форме примятостей, явно не палатки здесь стояли. Действительно, дикие места, скорей бы уж достичь тропы.

Привал - 18:00, прямо среди леса.

Выход - 18:20.

Опять напролом через этот чёртов смешанный лес с преобладанием березы… Вспоминается ельник на Жеребчике - как же там было приятно. Минут через 15 после начала ходки пересекли полосу курума - значит, мы недалеко от истоков Тыгана, это радует - скоро, видимо, и тропа появится.

В 18:45 выходим-таки к тропе - даже не к тропе, а к дороге, воспринимаемой после леса как автобан. Понеслись по ней и вскоре вышли на обжитую поляну с видом на курумный склон - судя по карте, отрог Малого Иремеля. Привал - 18:55.

Пошли осматривать местность. В наличии целых два ручья, несколько оборудованных костровищ, стол с лавочками и запас дров. Да, еще на краю поляны стоят вырубленные из дерева фигуры каких-то сказочных существ, причем один даже "прикинутый", т.е. одежда сверху натянута: шапка, халат и что-то еще, не помню точно что именно.

А еще одна особенность поляны - огромное количество мусора, вызвавшее у меня злость к человеческому роду (точнее, к отдельно взятым человекоподобным уродам). И пока разгорался костер, я принялся собирать всю эту гадость (в основном обертки, упаковки и пластиковые бутылки) и устроил в соседнем кострище "мусоросжигательный завод". В итоге поляна приняла более привлекательный вид - пару соток полезной площади удалось очистить. Как говорится, мелочь, а приятно.

Сварили еду, скушали с огромным удовольствием (после таких-то экстремальных переходов), вскипятили и заварили чаек на дорогу (в термосы) и стали собираться в дальнейший путь - сегодня надо обязательно достичь перевала между Иремелями (так называемого "Седла Иремеля").

Переход № 6

Выход - 21:15.

С приподнятым после ужина настроением быстро движемся по дороге; она, кстати, промаркирована лентами на деревьях, заблудиться на развилках невозможно. В середине ходки вышли на открытое место: слева увидели курумную реку, спускающуюся к Тыганским болотам, а вдали - Большой Иремель. За эти три дня мы его обошли практически по кругу и в каких только ракурсах не видели и не фотографировали; завтра круг нужно замкнуть и выйти на финишную прямую. Сделали еще несколько кадров Горы и пошли дальше.

Вскоре начался ощутимый подъем, а еще стало быстро темнеть. Привал - 21:55, достаем налобники.

Переход № 7

Выход - 22:05.

Дорога перешла в тропу, подъем вскоре прекратился, сверили высоту по навигатору - так и есть, седловина. Пора уже вставать на ночлег, потому что скоро станет совсем темно. Однако мест для стоянки что-то не видно, а если и видно - какие-то они мелкие и не внушающие доверия. Решили, что вставать лучше на более открытом месте, ибо там меньше вероятность встретиться со зверьем. Идем, идем, а ничего подходящего всё нет. Вроде уже должна быть развилка с ответвлением тропы на Большой Иремель, но и её тоже нет. Неужели прозевали? Кстати, дорога опять пошла вверх - похоже, не только прозевали, но и свернули в темноте, придерживаясь маркировки, на ту самую тропу к Горе и сейчас идем по ней. Ну и ладно, зато лес стал заканчиваться, скоро и где приткнуться найдем.

Вскоре тропа затерялась в камнях, маркировки в темноте не видно. Справа - ельник, а слева - участок горной тундры, напоминающий седловину, где стояли позавчера. Свернули туда, прошли немного вверх - отлично! Есть довольно ровная площадка под палатку рядом с ёлками (ну совсем как в тот раз), а еще впереди метров через 50 начинается курумный склон, судя по всему - Кабана. Похоже, с пути мы сбились основательно, раз дошли до него.

Привал - 22:55. Быстро ставим палатку, разводим костер - правда, опять лишь в декоративно-осветительных целях. Сейчас пасмурно, в отличие от второй ночи похода, когда тоже стояли в тундре, и усыпанного звездами неба не разглядеть, но зато на юго-востоке, за Аваляком, мерцают огни тех самых населенных пунктов, которые видели позавчера с вершины Иремеля. Завтра и нам возвращаться в цивилизацию - вроде пора, впечатлений уже предостаточно, а с другой стороны - как же не хочется покидать такие славные места… вот пишу сейчас эти строки холодным декабрьским вечером и думаю - скорей бы опять лето, дабы снова упороть куда-нибудь поглуше и в полной мере испытать те величественно-возвышенные ощущения (что-то опять пафос из меня попер…).

Наконец лагерь обустроили и стали готовиться ко сну. Да, совсем забыл: когда только начали ставить палатку, подошел к склону Кабана в поисках камней для её закрепления - и вдруг в свете налобника увидел две зеленые точки, с бешеной скоростью движущиеся вдоль курумника. Присмотрелся… неужели заяц? Вроде и тушку немного видно в темноте, судя по размерам - он самый, да и кто еще будет носиться подобными зигзагами? Ну разве что хорек какой-нибудь или кто-то еще в этом роде (не силен я в зоологии…). Подхожу поближе, дабы разглядеть - а он, естественно, ждать не стал и куда-то смылся. Ну что ж, круто, хоть какую-то дичь повстречали…

Вот и закончился предпоследний ходовой день. Отбой - 00:15.

День пятый и последний. 19 августа, пятница

Вчера вечером небо затянуло, и утром обнаружились не очень приятные последствия этого процесса. Проснулись в 7:30, услышали стук дождя по палатке и решили пока не вставать.

В 9:00 все-таки поднялись, дождь прекратился, но небо затянуто и чувствуется легкий холодок. Огляделись - действительно, стоим у северного плеча Большого Иремеля. Решил прогуляться в сторону тропы, дабы разведать местность. Дошел до леса - маркировка есть, тропа тянется дальше вдоль горы. Прошелся по ней на подъем - лес закончился, впереди показалась та самая седловина, пройденная нами третьего дня, а еще обнаружилось несколько тропинок, отходящих от маркированной дороги вправо и идущих через лес на спуск. Прогулялся немного по одной из них - вроде ведет в сторону Сукташа, куда нам и надо…

Вернулся в лагерь. Во время моего отсутствия Артем успел сбегать на юго-восточный склон занимаемого нами перевала (между Большим Иремелем и его северо-восточным отрогом), и обнаружил там ручей - основной исток Тыгана.

Завтрак варить не стали, перекусили остатками хлеба и колбасы, попили чаю и стали готовиться к последнему броску. Еще раз сверились с картой и решили, что идти все-таки лучше в сторону пропущенной накануне развилки, дабы выйти там на нужную тропу.

Выход - 11:30.

Вышли на тропу, через пару минут встретили двух парней, идущих то ли на Иремель, то ли с него (не помню), спросили у них насчет направления - оказалось, правильно идем. Вскоре дошли до развилки и поняли, почему вчера сбились с курса - потому что пошли прямо, а надо было сворачивать направо: в том направлении тропа тоже маркирована. Но мы в темноте этот поворот просто не заметили.

Вышли на нужную дорогу и понеслись вниз. Встретили мужика в возрасте, идущего в сторону Горы за голубикой, а сразу после него - старушку лет 80-ти: посмотрела на нас так иронично и говорит: "Вот, бабушка на Иремель пошла!". Подивились выносливости местных жителей и пошли дальше.

После встречи с бабушкой случился самый неприятный эпизод похода. Идя по тропе, я сдуру наступил одной ногой на камень, не успевший подсохнуть после дождя, поскользнулся, естественно, и рухнул оземь вместе с рюкзаком, приземлившись на левое бедро. Чёрт… не опасное падение, конечно, но бочину слегка ушиб. Встал, идти вроде получается, двинули дальше на спуск. По пути несколько раз пересекали высохшие ручьи и удивлялись, как же нам повезло с водой на второй день похода, когда нашли её примерно на такой же высоте. Наконец дошли до места, с которого в проем между деревьями увидели совсем близко склон Сукташа. Проверили по навигатору - да, восхождение лучше начинать отсюда.

Привал - 12:20, пошли в лес прятать рюкзаки. Сложили их под ёлкой и отправились покорять последнюю вершину похода.

Радиалка на Сукташ

Выход - 12:40.

Идем напрямик по навигатору, под ногами то высокая трава, то камни. Очень скоро лес расступился и мы увидели широченное плато, посреди которого там и сям поднимаются останцы причудливой формы. Слева - небольшой подъем, в конце которого - знаменитый скальный гребень на вершине Сукташа (западного отрога Малого Иремеля).

Прежде чем идти в сторону гребня, решили залезть на ближайший останец размером с пятиэтажный дом. Забрались наверх по еле заметной среди скал тропке, осмотрелись. Вид изумительный: на востоке - горнотундровое плато Малого Иремеля, которое вроде как считается самым большим по площади на Южном Урале, на юге - опять Большой Иремель, виденный нами каждый день похода, кроме первого. Поскольку других людей поблизости нет, опять возникло ощущение дикости и таинственности, прямо как на Аваляке, но здесь еще добавилась некая грозность окружающего пейзажа - во-первых, на Абараше нет таких скал, а во-вторых, небо сейчас затянуто тучами, что придает ландшафту мрачноватый оттенок.

Спустились со скалы и пошли вверх, в сторону гребня. По пути неоднократно останавливались попастись - здесь просто моря голубики. Наконец в 13:40 дошли до цели: скальная стена метров 15-20 высотой, стоящая на постаменте из каменных глыб величиной в два человеческих роста. Стена как будто сложена из прямоугольных камней громадных размеров, в связи с чем местные из Тюлюка называют гору не Сукташ, а Сундуки.

Полазили немного у основания гребня, потом Артем нашел место, с которого можно подняться на самый верх. Оставили Олю отдыхать внизу, сами полезли по скалам на высшую точку вершины (высота горы по карте - 1393 м., по навигатору - 1383 м.). "Покорили", полюбовались видами на северо-запад. За скальником гора резко обрывается в долину Карагайки крутым курумным склоном - пожалуй, покруче того, по которому в первый день ползли на Жеребчик. А дальше за склоном - бескрайние леса до самых предгорьев Зигальги и Нургуша: только в одном месте среди леса виднеется плешь, занятая Тюлюком.

Спустились вниз, к основанию скалы, и стали думать, что делать дальше. Если идти на Малый Иремель - теряем около трех часов, а сегодня хотелось бы уже выброситься. В конце концов решили всё-таки Малый Иремель из списка вершин, подлежащих покорению, вычеркнуть: погода неустойчивая, как бы к вечеру не задождило, так что лучше вернуться в Тюлюк заблаговременно. Кроме того, надо оставить задел на будущее - явно когда-нибудь еще наведаемся в здешние края.

В 14:20 направились обратно, по пути опять как следует попаслись - внизу голубики уже не будет. Ближе к лесу наткнулись на тропу, еле заметную в траве, и почти до самых рюкзаков шли по ней. К исходной точке радиального выхода вернулись в 15:10.

Выход - 15:20.

Быстро несемся по тропе вниз. Лес кругом всё выше, вскоре появляются первые заметные следы человека - группа пустующих палаток на поляне. Людей не видно, похоже, ушли на гору. Еще с одной поляны полюбовались последним за этот поход внушительным видом: тем самым склоном Сукташа, на который два часа назад смотрели с противоположной стороны, т.е. с вершины. Кстати, погода вроде улучшилась - светит солнце, тучи немного разбежались.

В 16:00 дошли до развилки двух троп на Большой Иремель: по одной мы только что спустились с седловины, по другой, похоже, шли на другую седловину на второй день похода. Встретили на этой развилке группу челябинцев, идущих из Тюлюка, проконсультировали их, как лучше пройти на гору. В это время по боковой тропе спустились еще двое парней, не помню только, из какого города, и тоже приняли участие в разговоре. Челябинцы хотели попасть на оба Иремеля, соответственно мы посоветовали им идти по главной тропе и ставить базовый лагерь на Иремелевом седле. Потом спросили тех двоих, откуда и куда идут - сказали, что с Иремеля в сторону Тюлюка, но хотят еще пошастать немного по окрестностям.

В общем, попрощались мы с челябинцами и двинули дальше. Вскоре лес из хвойного превратился в березовый, а путь - из тропы в дорогу, по обеим сторонам которой все чаще и чаще встречаются автомобили, оставленные, видимо, "восходителями" на время прогулки на Гору.

В 16:25 добрались до той самой развилки, с которой четыре дня назад ушли на Жеребчик; тут и остановились на привал. Пока мы отдыхали, мимо прошли те двое, встреченные на предыдущем "перекрестке".

Переход № 3 (последний)

Выход - 16:35.

На это переходе я ощутил, насколько правильным было решение не идти на Малый Иремель. Если в первые часы после утреннего падения шлось вполне сносно, то сейчас ушиб стал-таки напоминать о себе всё больше и больше - в итоге последние пару километров я откровенно прихрамывал. Боюсь даже представить, как бы я дошел, если б в таком режиме пришлось держать весь путь от Малого Иремеля до Тюлюка (а именно это время мы бы только-только спустились с горы, решись пойти на неё).

В начале перехода всё еще светило солнце, но когда подошли к Тюлюку, небо затянуло. Видать, наши опасения насчет дождя всё же сбудутся. Возле моста через Карагайку третий раз за сегодняшний день увидели тех самых двух парней, встреченных на развилке. Сидят такие отдыхают, мы их спросили, куда собираются идти дальше, а они в ответ: да тут, говорят, есть какой-то каньон на реке Тюлюк километрах в пяти, вот решили туда сходить. Как я понял, где это место расположено на карте - они понятия не имеют. Артем потом долго смеялся - пошли туда не зная куда…

За Карагайкой уже полным ходом пошла цивилизация - кучи автомобилей на берегу р. Тюлюк (гораздо больше, чем в первый день похода), толпы людей рядом с ними. Рядом с базами - целый автобус с толпой отдыхающих. В 17:30 наконец-то дошли до отправной точки похода. Небо сильно нахмурилось, из-за ближайшей горы доносятся раскаты грома, так что вернулись как раз вовремя.

Выкатил автомобиль с территории базы, переоделись, погрузились и в 18:00 отчалили. И как только тронулись - хлынул ливень, не прекращавшийся до самой Меседы. Пока ехали по М-5, дождя не было, но небо всё равно не внушало доверия. А уже после Миасса, когда стемнело, попали в жуткий туман и пробивались через него почти до самого Ё-бурга; километров за 30 до города температура резко снизилась и туман сменился дождем. Во втором часу ночи я наконец-то добрался до дому.

Итоги похода

1. Главный итог - поход удался. Конечно, маршрут был коротенький и по дням и по километрам, но с учетом нашего небогатого туристского опыта его прохождение оказалось хоть и не слишком глобальным, но достижением.

2. Программу прохождения маршрута по дням удалось даже перевыполнить: я рассчитывал на шесть дней, а справились за пять, и это с учетом того, что много времени и километров было потеряно зря в плутаниях за водой на второй день похода и в "сбивании" с курса на четвертый.

3. Программу восхождений выполнили на 80 процентов - из-за нехватки времени "покорили" только четыре вершины, а в планах была еще пятая, точнее, два альтернативных варианта: Малый Аваляк или Малый Иремель. Вывод - не надо надеяться на наличие воды там, где её может не быть, а если она заканчивается - выбирать более оптимальный вариант поиска. Если бы мы взяли с собой на Жеребчик достаточное количество питья и на следующий день пошли сразу в сторону Большого Иремеля, дабы с седловины налегке сбегать к ручью - сэкономили бы кучу времени и не выбились так сильно из графика.

4. С погодой не то что повезло, а просто сказочно повезло - дождь зацепил только во время последней стоянки, все остальные дни было тепло и сухо, не считая прогулки в облаке на второй день, но она не заняла много времени.

5. Общие впечатления… в принципе, я их уже изложил выше. Здесь более уместным будет комментарий Артема, выложенный им после похода на том самом сайте, где мы познакомились: "Сам Б. Иремель напомнил Таганай обилием мусора, маркированных троп, туристов и т.д., а далее куда интересней: все просеки и тропы вдоль хребта Аваляк, нанесенные на картах, давно заросли, пробирались напролом по бурелому и звериным тропам, повсюду следы жизнедеятельности лосей и медведей, многочисленные лежбища в малинниках, судя по хорошо притоптанным кустам - не так давно покинутые своими обитателями (встретиться с ними, к сожалению, а может и к счастью, не довелось, ибо втроем голосили на весь лес). Так же очень понравилось на плато Сукташа, никаких следов человека, интересные скалы, изумительные пейзажи...". Думаю, приведенных фраз достаточно, и смело подписываюсь под этими словами.

6. Минусы похода… да, в общем-то, их и не было. Недовыполнение программы, плутания и т.д. т.п. - это скорее недочеты, и на будущее, конечно, мы примем их к сведению, дабы ошибаться пореже. Еще меня не удовлетворила собственная физическая форма - на четвертый день сильно уставал, и это при том, что накануне спали до упаду и вышли уже в обеденное время, так что выносливость оказалась не на должном уровне. Но всё это тоже вполне поправимо. Самое главное - с поставленной задачей мы справились и получили колоссальное количество впечатлений и позитивных эмоций. В общем, любите природу - мать вашу, и - до новых встреч на новых маршрутах.

Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)Пеший поход на Иремель и Аваляк (Южный Урал)