Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 2006

Дата: 27 декабря 2006 г.

Осень - пора забот, накопившихся после летнего безделья. Это одна из причин, приведших к тому, что по осени мне как-то не очень-то писалось. Тем не менее, неверно было бы утверждать, что я полностью погряз в работе и быту. Нет. За осень случилось много чего интересного, однако я не был уверен, что все это достойно внимания широкой общественности, поэтому и не писал. Ну, скажем, чего еще такого нового я могу сказать про радоновые источники Ленинградской области, Рускеальский мраморный карьер и Реконьскую пустынь? На этом поприще Google с Яndex-ом меня давно уже опередили.

Однако постепенно в моей голове сложилась тема, которая, наверное, кое-кому будет интересна. Я имею в виду тему путешествий с маленькими (грудными, то есть) детьми.

Моей дочке, на момент написания этих строк, примерно один год и десять месяцев. Путешествовать мы с ней начали довольно рано. Если не считать перегона по КАД-у из Кронштадта в Питер на пятый день после рождения, первая ее вылазка за пределы привычного положения вещей состоялась ровно в тот момент, когда ей стукнуло три месяца. С того дня она и начала знакомиться с увлечениями своих родителей.

Вообще говоря, излагая тут свои мысли, я, положа руку на сердце, беру на себе немножко больше ответственности, чем могу унести и чем заслуживаю. Сейчас объясню. Дело в том (и это будет основной мыслью всего повествования), что в любом туристическом мероприятии больше всего страдает отнюдь не ребенок. Ребенку-то как раз лучше всех: он заряжен приличной порцией врожденного иммунитета; ему не нужно рулить, крутить педали, махать веслами; он гарантированно сыт, сух и тепло одет.

Всего этого нельзя сказать о его родителях. На мужчину (то есть на папу) ложится весь тот груз забот, который иначе был бы поделен пополам между ним и женщиной. То есть, если кто не понял, и еду теперь готовит тоже мужчина. Но это все не так уж страшно. Гораздо более туго приходится маме. В первый год, или даже чуть дольше, она полностью принадлежит ребенку. Это значит, что не то что отдохнуть, но даже сменить род деятельности в походе маме не удастся. Я могу только предполагать, насколько это действительно тяжело, ориентируясь на то, чего мне довелось за время наших семейных вылазок в свой адрес наслушаться. Поэтому, читая далее этот текст, помните, что это - точка зрения мужчины. И делайте соответствующие поправки.

Про памперсы

Первый раз мы поехали с дочкой за город, ясное дело, без ночевки. Тем более, что дело было в мае, и было еще холодно. Собственно, даже "загородом" это не назовешь - поехали-то на мемориал "Дорога Жизни". Я, грешным делом, в пору пионерского детства так туда ни разу съездить и не удосужился. Решил, вот, теперь восполнить пробел.

В поездке за город на несколько часов самой сложной задачей является помочь ребенку успешно покакать. Если вы едете достаточно долго, ребенок обязательно накакает больше, чем сможет вместить напяленный на него памперс. Тем более, что памперс в данном случае вообще может что-то впитать только у совсем маленького ребенка. Иными словами, как только дело произошло, нужно достаточно быстро принимать меры.

Летом задача легко решается с помощью бутылки воды и полотенца. В холодное же время года нас здорово выручали гигиенические салфетки. В последнем случае, в вашем арсенале, помимо салфеток, должны находиться еще клеенка, на которой можно разложить ребенка, и дополнительная пара рук, чтобы подавать причиндалы. Мы достаточно быстро управлялись со сменой обкаканного памперса, укладывая ребенка на заднем сидении машины на клеенку, причем я с водительского кресла подавал по очереди салфетки, принимал грязные (укладывая их в заранее заготовленный мешок) и под конец подавал чистый памперс.

В палатке менять памперс еще проще, поскольку рабочая поверхность больше, да и у ребенка нет возможности куда-то скатиться и упасть.

Про сиську

Тут все очевидно. Если ребенок ест сиську, вы должны регулярно ему ее давать: и когда вы едете на машине, и когда идете пешком по лесу, и когда гуляете по парку, и когда осматриваете какую-то культурную достопримечательность.

Это значит, что мама должна быть одета таким образом, чтобы в любом месте быстро, и не привлекая внимания, приложить дите к груди. Например, вот так:

Мы, в основном, путешествуем некультурно. То есть, обычно забираемся туда, где людей особо нет. Ну, в крайнем случае, выбираемся в какой-нибудь парк. Поэтому, для нас проблема уединения не очень актуальна.

Спим в палатке

В своем повествовании я ориентируюсь на людей, которые знают, что такое палатка, и которых не нужно убеждать в том, что в ней, в принципе, можно спать. Поэтому перейду сразу к сути дела.

Палатка, в отличие от домашней кровати, обладает следующими проблемами, которые становятся актуальными, когда с вами путешествует ребенок.

Во-первых, вы и ребенок спите рядом на поверхности, которая редко является горизонтальной. Кроме того, поскольку мы все люди экономные, ваша палатка наверняка не рассчитана на то число человек, которое в ней находится. Стало быть, на протяжении всей ночи вы должны контролировать положение своего тела, чтобы не раздавить дите. Не могу вам ничего тут посоветовать. Все зависит от индивидуальной биологии: я умею спать, контролируя свое положение, и с рождением ребенка это умение еще усовершенствовалось. В общем-то, это все относится, в основном, к папам. Мамы-то уж неизбежно умеют лежать с ребенком в обнимку без риска его задавить. Так что, если папа себя во сне не контролирует, то вам придется класть ребенка с краю.

Второй момент - это холод. Если ночь холодная, что ребенка лучше положить между двух родителей, чтобы он не застудил себе ничего, прислонившись к стенке палатки. Если вы, по ранее упомянутым причинам, вынуждены положить ребенка к стенке, то позаботьтесь о дополнительном утеплении: навалите побольше шмоток вдоль стенки, да и саму палатку сориентируйте с учетом ветра.

В отношении защиты ребенка от холода надо отметить еще вот что. Конечно же, вы не станете засовывать младенца в отдельный спальник. То есть, у вас будет всего два варианта: положить его в спальник к маме, либо сделать спарку, и лечь всем втроем вместе. В спарке, безусловно, будет теплее, однако в силу того, что папа и мама - большие, а ребенок - маленький, спальник, вместо того, чтобы укутывать его, может в какой-то момент оказаться натянутым над ним. Ну, не то чтобы совсем натянут, но контакт с холодным воздухом все равно будет.

Поэтому, в холодную ночь не только заботьтесь о теплом спальнике, но и самого ребенка одевайте потеплее. Я бы даже сказал, будет надежнее взять спальник потоньше, но зато побольше надеть на ребенка. У нас дите не любит одеяла, поэтому даже в городе мы его просто на ночь тепло одеваем.

При всем при этом, не каждая ночь - холодная, так что не переусердствуйте. Вот так мы спали днем:

Наконец, еще одна неочевидная для начинающих родителей вещь - это то, что ребенок ночью пинается. Иногда вам будет доставаться довольно сильно. Так что, постарайтесь избавиться от рефлекса дать сдачи.

Средства передвижения

Нам довелось путешествовать на машине, пешком и на байдарке. В каждом из этих случаев дочке находилось достойное место.

Начали мы с того, что стали вывозить ребенка на машине сперва недалеко - в близлежащие парки и прочие аналогичные места (Гатчина, Копорье, Монрепо, Новгород). В первые месяцы мы рисковали и, пренебрегая техникой безопасности, не пользовались автомобильным креслом. Жена просто садилась на заднее сиденье и держала ребенка на руках. Это, безусловно, опасно, поскольку в случае неожиданного резкого торможения, или, не дай бог, аварии, удержать ребенка в руках практически невозможно.

Где-то месяцев в семь мы купили автомобильное кресло, рассчитанное по паспорту на возраст от года до четырех. Дочка наша туда вполне поместилась. Так что, с семимесячного возраста мы стали путешествовать более безопасно.

Наличие кресла значительно расширило наши возможности, потому что ребенок научился в этом кресле спать. Это дало нам возможность выезжать с вечера в ночь, чтобы к утру уже быть у цели. Таким манером мы съездили, к примеру, на водопад Белые Мосты и на Онежское озеро. Кроме того, будучи зафиксированной в кресле, дочка гораздо меньше мешала маме, давая возможность поспать и ей.

Приучать ребенка к машине лучше с самого раннего возраста, и не делать больших перерывов. В противном случае, нужные рефлексы могут исчезнуть, а на смену им придут другие: рвотные.

Комбинируя ночные автоперегоны с ночевками в палатке, мы уже были в состоянии, скажем, объехать с ребенком вокруг Онежского озера.

В год и четыре месяца мы сделали качественный скачок, отправившись с ребенком на две недели в автомобильно-байдарочный поход по Карелии. На двух машинах и с двумя байдарками мы добрались до Заонежья, где наша группа разделилась, и мы с дитем продолжили свой путь уже по воде.

Надо заметить, водный маршрут оказался для мамы более легким и приятным, чем автомобильный..., даже несмотря на то, что в первый же час нашего водного пути нас накрыла страшная гроза с проливным дождем. Помню, когда меня самого в четыре года родители первый раз вывезли в водный поход (по озерам Игналины), нас тоже накрыл страшный дождь. Родители запихнули меня под огромный кусок полиэтилена, что повергло меня в панический ужас. Я уже не помню, что же меня так напугало, но наверное это и вправду неприятно - видеть и без того размытый водой мир сквозь мутную белизну накидки. Нашей дочке повезло больше: мы надели на нее тент для коляски, сделанный из современного прозрачного полиэтиленоподобного полимера. Она, конечно, повозмущалась, но обошлось без истерики.
Так вот, несмотря ни на что, на воде с ребенком оказалось жить гораздо проще, чем в машине. Дите было спокойнее, больше спало. Если не спало, то вело себя более-менее терпимо - не бесновалось. Почти не бесновалось. Дочка и мама сидели в одном отсеке байдарки, огороженном согнутым в форме перевернутой буквы "П" матрасиком из самонадувающейся пенки.

Конечно же, мы ребенка не привязывали - просто, мама держала его руками. Когда дочке становилось совсем скучно, и она начинала совершать опасные телодвижения - ее отвлекали ирисками. Естественно, все время на ребенке был спасательный жилет. Специальный, детский. Такие, к примеру, шьет Тритон.

Завершая тему о средствах передвижения, скажу пару слов про пеший вариант. По осени мы сподобились выбраться в ставшее уже культовым место, под названием Реконьская Пустынь. Вылазка состояла из нескольких часов езды на автомобиле и нескольких часов пешего марша по разбитой дороге через лес. От "трассы" (простите мне эту гиперболу) до, собственно, Реконьского монастыря (точнее, его развалин) надо переть примерно 6 километров. Лесная дорога идет через лес, болото, по бревну через речку и все такое в том же духе.

Чтобы малое дите смогло успешно вместе с нами совершить паломничество, был специально закуплен специальный рюкзак. Кто-то, наверное, слышал про рюкзаки для переноски детей. Возможно, кто-то не знает, что они бывают разные. Вообще, я видел два типа: с каркасом и без. Рюкзак без каркаса содержит в своей основе систему ремней, и по логике напоминает обычный "кенгурятник", в котором таскают совсем маленьких деток на груди (или на пузе). Минус этой конструкции в том, что под собственным весом ребенок оказывается довольно плотно обжат ремнями, и плюс к этому прижат к вам. Тесно, жарко, потно. Моя дочка, будучи запихнутой в такую систему в магазине сразу недвусмысленно сообщила, что для нее это не вариант.

Второй тип рюкзаков имеет в основе жесткую раму. Они тяжелее (ровно на вес этой рамы), зато в них ребенок чувствует себя намного более уютно. Он может поболтать ногами, поерзать и т.п. Хотя, с другой стороны, с таким рюкзаком вы и ребенок представляете менее устойчивую конструкцию. Через десять километров пути лишний вес и перемещающийся центр тяжести станут для вас, до некоторой степени, проблемой.

При всех плюсах и минусах, я доволен, что купил рюкзак с рамой.

Опасности дикой природы

Ребенка вдали от цивилизации опасности подстерегают с трех разных сторон.

Во-первых, это проблемы рельефа. В нашем карельском путешествии это ощущалось особенно остро: камни, крутые склоны, скалистый берег и глубокая вода внизу. Ребенку все интересно, а ходить он еще почти не умеет. Точнее, думает, что умеет, но с равновесием еще не дружит. Особенно, когда замотан в кучу теплой одежды.

Чтобы дите никуда не упало и не укатилось, надо за ним постоянно следить. Это не значит, что все время надо водить его за руку, нет - просто быть всегда где-то рядом, и держать в поле зрения.

Вторая опасность - это недостаток гигиены. Я не имею в виду грязь, однако. В лесу не так уж много опасной для здоровья грязи: просто источников ее настолько же меньше, насколько меньше зверей в лесу, чем людей в городе (не думайте, что люди более чистоплотны, чем звери). Я же имею в виду всяческие ядовитые растения, которые опасно есть, трогать, нюхать, даже иногда просто находиться рядом. Заранее изучите особенности того места, где собираетесь путешествовать.

Третья опасность - это, конечно же, животные. Это и насекомые (осы, пчелы), и змеи, и хищные звери. Когда мы шли в карельский поход, я больше всего беспокоился на счет змей. Ведь, ребенок глупый: увидит и схватит. В добавок ко всему, мы шли в очень змеиноопасный район - заливы Заонежья. Тем не менее, все змеи успешно избежали встречи с нами и нашим дитем. Конечно, мы за дочкой приглядывали, не особо отпускали ее в высокую траву - следили, чтобы было видно, на что она наступает, и что поднимает с земли.

Однако же, на всякого мудреца довольно простоты. Одну опасность мы, все-таки, прозевали. И слава богу, что все закончилось хорошо. Дело было на последней стоянке перед отправлением в Питер, когда байдарки уже давно были собраны и погружены в машины, и мы уже были далеко от большой воды и очень близко к цивилизации. Точнее, дело было на поляне возле водопада Белые Мосты. Лужайка, березки, солнечная погода - все действовало расслабляющее. Дочка носилась сама по себе по всей округе, и мы издалека лишь присматривали за ней. Беспечный настрой закончился в тот момент, когда один из нас, отправившись в кусты понятно зачем, увидел в высокой траве волка. Волк явно не был напуган встречей. Он все это время следил за нами, и лишь когда мы его обнаружили, он решил, что, наверное, лучше, на всякий случай, убежать.

Волк, будучи один, не опасен для взрослого человека. Но вот уволочь ребенка весом в 8 килограммов - вполне может. Даже если вы его догоните и забьете, ребенку все равно достанется.

Главное во всей этой истории то, что вы можете пройти сотню километров по глухомани, и все звери вас будут обходить стороной, но потом вы вернетесь в цивилизацию, и не учтете, что "местные" звери человека уже не боятся и способны причинить вам реальный и неожиданный вред.

В общем, куда бы вы ни шли, одни, или с ребенком, помните, что вы не царь природы. Вы - ее часть, а некоторые части используются другими частями в пищу. Учитывайте и уважайте местные законы.

Кстати, прошедшей весной мы видели недалеко от Белых Мостов медведя. Так что, смотрите по сторонам и вот так ребенка бегать не отпускайте:

Что, если мы заболели

В смысле, ребенок заболел. Честно говоря, не знаю. Наверное, либо лечиться, либо ехать домой и лечиться.

Мы, по счастью, не болели. Точнее, с первого дня у нас пошли сопли. Но через пару дней дочка оклемалась, и дальше все было хорошо.

Главное, иметь при себе аптечку, в которой есть, как минимум, все необходимое для экстренной помощи, а также для того, чтобы протянуть в случае чего до дома.

Но аптечка - это тема для отдельной статьи.

До похода

Чтобы все вышеописанное имело для вас какое-то значение, нужно, чтобы вы успешно добрались с ребенком до загорода, и чтобы он принял установленные там правила игры. Поскольку любая туристическая вылазка связана с серьезной сменой окружения и большим количеством непривычных вещей, нужно ребенка к этому заранее готовить.

Тут есть два аспекта. Во-первых, прежде, чем совершать длительный поход, устройте несколько мероприятий попроще. Чтобы дите узнало, что это такое. Дача, парк, пикник, выезд выходного дня - вот нормальные этапы подготовки ребенка к походной жизни.

Во-вторых, позаботьтесь о том, чтобы ребенок привык к необходимым, но странным и поэтому страшным поначалу предметам. Типа, автомобильное кресло, рюкзак, спасательный жилет, куртка-дождевик. Каждый из этих предметов вначале нашу дочку очень пугал. Поэтому, мы все это, принося из магазина, не прятали в шкаф, а оставляли на виду и в непосредственной доступности для ребенка. Она играла с автокреслом, залезала в него. Она надевала куртку и спасжилет. Она пыталась что-то делать с рюкзаком.

В итоге, в тот момент, когда та или иная вещь должна была быть применена по назначению, наша дочка уже хорошо знала, что сейчас с ней будут делать. И что это не страшно.

Единственное, к чему мы не смогли ребенка подготовить - это к обилию комаров. В первый день они повергали нашу дочку в панический ужас. Потом она научилась махать руками, вспомнила слово "мухи", и все пошло на лад.

В общем, мысль в том, что истерика дома, в тепле и уюте - это намного лучше, чем истерика вдали от всего родного, когда пути назад нет, и помощи ждать неоткуда.

Если вы отнеслись к походу серьезно, и готовы встретить трудности без страха, но с уважением, то у вас все получится, и ребенок получит массу положительных впечатлений. А свежий воздух и солнце - это так ценно, учитывая особенности нашего городского образа жизни.

Бытует мнение, что ребенку до трех лет нет смысла что-то показывать, или куда-то возить - все равно все забудет. Это заблуждение. С самого раннего возраста в ребенке развивается система ценностей, на которой он потом, в "сознательном" возрасте, будет строить свое мировоззрение. Любовь и уважение к природе - это крайне важная величина, поскольку она учит ребенка ценить свободу, но в тоже время, понимать, насколько это большая ответственность - быть свободным.

Окруженный родительской любовью и домашним уютом, ребенок усваивает истину, что мир - добрый.

В тяготах походной жизни ребенок, глядя на своих родителей, усваивает истину, что мир - суровый и опасный, но все равно добрый. И это позволит ему самому стать и оставаться добрым, не отступая, при этом, ни перед какими трудностями взрослой жизни.

Автор: LXNG

Источник: lxng.narod.ru

Фотографии
Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому Поход с грудным ребенком по-взрослому