( г. Обнинск )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1994

Катер, рассекая тугие потоки воды, натружено поднимался вверх по реке. Мимо проплывали обрывистые берега, поросшие чахлым лиственничным лесом. Удивляло количество сухостоя. Очередной изгиб реки открыл вид на покрытые синей дымкой горы, они стали заметно ближе. Ветра как будто нет, но на озере, как передала метеослужба, приличный шторм. Впрочем, нашему катеру с высокими бортами он не страшен, главное не посадить его на мель когда будем высаживаться на берег, озеро очень мелкое. Оно так и называется - Мелкое.
     Наконец сбылась моя давняя мечта - побывать на Плато Путорана. Точно уже и не помню, с чего вдруг возникло стремление увидеть этот мир столовых гор, глубоких ущелий, бурных рек и холодных озер. То ли статьи о первых геологических изысканиях в этих краях, то ли мальчишеское желание попасть в неизведанные края, где еще не ступала нога человека. Плато Путорана почти до середины двадцатого века оставалось белым пятном на географической карте. Возможно последним белым пятном на карте нашей страны. До сих пор многие ледниковые озера, безымянные плоские вершины, каньоны еще не видели человека. Туристские отчеты и рассказы пестрят звонкими эпитетами - таинственный, неизведанный, уникальный, затерянный мир.

Плато Путорана, как геологическое образование, действительно уникально.
     Десятки миллионов лет назад в начале мезозойского периода на месте современного плоскогорья располагался обширный пологий прогиб - синеклиза. Активные тектонические процессы образовали в земной коре глубокие разломы, по которым на поверхность неоднократно изливалась базальтовая лава, как панцирем покрывая слои осадочных пород. Так образовался гигантский слоеный пирог, состоящий из чередующихся кристаллических и осадочных пород. Около 180 млн. лет он лежал относительно спокойно, по поверхности текли реки, вырабатывая обширные долины с множеством ступенчатых террас, бурно развивалась таёжная растительность. Но около 30 тыс. лет назад тектонические силы вновь пробудились. Огромная Сибирская платформа стала подниматься. Территория Путаран, площадью в 250 тысяч квадратных километров поднялась до 1700 метров над уровнем моря. Подъём продолжается и сейчас, как утверждают геологи, со скоростью 11 мм в год. Некогда спокойные реки провалились в глубокие ущелья и каньоны, превратившись в бурные порожистые потоки. Во многих местах, где вода заполнила тектонические разломы, образовались длинные, более 100 км, озера. После Байкала, они самые глубокие в Сибири. Глубина некоторых из них достигает 400 метров.
     Возникшие в результате горы имеют ступенчатую структуру. Ступени - твердые базальтовые слои (в геологии они называются траппы), разрушающиеся гораздо медленнее более мягких осадочных слоев. Красивейшими каскадами с них низвергаются вниз потоки вод, текущих от тающих на плато ледников и снежников. Здесь наибольшая концентрация водопадов в России. Долгими заполярными зимами они превращаются в прекрасные дворцы ледопадов.
     На плато сохранился уникальный природный комплекс, в составе которого есть реликты палеоген-неогенового периода. Здесь обитает интересная, малоизученная аборигенная форма снежного барана, 15 тыс. лет назад эта популяция оказалась оторванной от основного ареала вида. А в нижних горных поясах встречаются рододендроны, сверии и другие растения южного типа. Плато является местом обитаний редких и исчезающих видов птиц, таких как кречет, черный журавль, гусь пискулька, малый лебедь, орлан белохвост.
     Какой биолог не мечтает об исследовании этой страны? И вот моя мечта сбылась. Почти месяц своего летнего отпуска я проведу на плато Путорана в составе экспедиции Русского Географического общества, занимающейся комплексными эколого-географическими исследованиями на Таймыре.
     В Норильск мы прибыли двумя партиями. Первая партия улетела в Хатангу, откуда вертолетом забросится на реку Попигай - уникальнейший объект природы. Долина этой реки - древний метеоритный кратер, диаметром около 90 км. Это один из крупнейших в мире метеоритных кратеров.
     Наша партия состоит из четырёх человек, и мы будем работать в озерных котловинах западной части Путоран. Маршрут подобрали с учетом самостоятельной заброски без использования вертолета.
     Из озера Мелкого мы должны будем подняться по реке Глубокой до оз. Глубокого, пересечь его с запада на восток к устью реки Муксун. Дальше вверх по течению этой реки мы поднимемся до озера Собачьего и пересечем его с севера на юг до короткой, но бурной речки Накты. Поднявшись по ней, мы попадем в сравнительно небольшое горное озеро Накомякен. От восточного берега этого озера можно будет сделать переход на реку Токингда, которая впадает в озеро Кета. А в западной части последнего озера берет начало река Рыбная - левый приток р. Норильской. Сплавившись по ней, мы и вернемся в исходную точку - пос. Валек.
     Этот маршрут позволит нам, не прибегая к помощи дорогостоящей авиации, обследовать наиболее крупные озерные котловины западной части Путоран и вернуться в Норильск, рассчитывая только на собственные силы. Наша цель - маршрутные учеты орнитофауны в котловинах озер Глубокого, Собачьего, Накомякен, Кеты, а также инвентаризация местообитаний животных. Чтобы исключить продолжительный подъём вверх по течению рек Норильской и Талой, администрация Путоранского заповедника любезно предоставила нам катер для заброски на оз. Мелкое.
     Катер высадил нас на одном из островов оз. Мелкого. К устью р. Глубокой, по которой нам предстоял подъём, в штормовую погоду путь закрыт. Из-за большой волны трудно визуально оценить глубину и есть опасность сесть на мель.
     Я стоял на галечном берегу и смотрел вслед удаляющемуся катеру, а в голове вертелась одна мысль - неужели это не сон. Окрестный пейзаж чем-то напоминает Ловозеро на Кольском полуострове. Вдали растянулась цепь невысоких гор, белеет масса снежников. На юго-востоке особенно выделяется трапециевидная гора Сундук-Камень. Как ориентир её выделял в своих отчетах ещё Н.Н. Урванцев, он первый исследовал этот край и нанес на карту.
     Мы разбили лагерь и, наконец, выспались после двух бессонных суток.
     На следующий день мы собрали катамаран и вечером уже поднимались вверх по течению р. Глубокой. Подъём из-за многочисленных перекатов и порогов оказался трудным. Чаще всего тянули катамаран на веревке, только на редких спокойных плёсах удавалось идти на вёслах. На третий день путешествия мы вышли в озеро Глубокое, а в истоке реки нашли гнездо орлана белохвоста с двумя уже оперившимися птенцами. В дальнейшем гнёзда этих птиц, да и сами взрослые птицы попадались нам регулярно. Плотность гнездования орланов на Путоранах необычайно высока. А это краснокнижный вид. Во многих регионах нашей страны он либо не встречается вовсе, либо чрезвычайно редок.
     Озеро Глубокое встретило нас отличной погодой. Полный штиль, водная гладь как зеркало. Горы закрыты дымкой. Восточный край озера теряется в синеве. Мы разбили лагерь у подножья горы Сундук-Камень. На озере провели несколько дней, обследовали южную часть озерной котловины и долину реки Гудке.
     Рядом с нашим лагерем в россыпи камней живут пищухи. Резко посвистывая, они иногда показывались совсем близко с пучком травы в зубах. Было забавно наблюдать, как травинки постепенно исчезают у них во рту, при этом они неподвижно сидят на камне и, не мигая, смотрят на нас. Но стоит сделать резкое движение, и зверьки тут же исчезают среди камней. Интересно, что зверьки имеют целую сеть ходов в камнях и неожиданно показываются то тут, то там. Под отдельными камнями можно найти кладовые, следы их трапез, а в отдельных местах целые кучи помета. Испражняться они ходят в одно место. Мне удалось сделать несколько кадров этих зверьков.
     Утром поднялись на возвышенность, которую мы назвали Малый Сундук. Она находится с восточной стороны горы Сундук-Камень. Сначала мы собирались подняться на сам Сундук-Камень через седловину, соединяющую две горы. Но из-за моросящего дождя и густой облачности решили ограничиться "Малым Сундуком". Низкие облака не позволили увидеть во всей красе окрестные горы. Но все равно открывшийся вид был замечателен. Дождевые облака проносились буквально под нами. С гор, покрытых снежниками, сползали клочья облаков и опускались в долины. С юга от Сундука-Камня было видно озеро Гудке.
     По многочисленным ущельям к озеру Глубокому сбегают бурные ручьи и реки, несущие воду от тающих на плато ледников и снежников. В устьях многих рек ещё не растаяли мощные наледи. Кстати, одной из интересных особенностей плато Путорана является то, что озёра здесь не отепляют, а охлаждают берега в радиусе до километра. Летом, когда идёт активная вегетация растений, на озёрах еще держится лёд. В августе, когда вода, наконец, прогреется, в растительном мире вегетация уже закончилась, наступила осень и озерное тепло растениям уже не нужно. По этой причине лес на высоте 100 -200 метров над уровнем озера, как правило, гуще и выше, чем по берегам.
     Маршрутные учеты дали интересные результаты. В западной части озера обнаружена территориальная пара орлов-беркутов. Вдоль русел речек, впадающих в озеро, встречаются редкие виды куликов, такие как большой кроншнеп, большой и малый веретенники. В это время рядом с взрослыми птицами, как правило, встречаются выводки.
     Закончив работу на оз. Глубоком, мы добрались до его восточной оконечности и стали подниматься вверх по реке Муксун. Её русло делится на множество рукавов. На всех более-менее спокойных плесах идем на веслах, на перекатах и порогах тащим катамаран на веревке. Часто накатывают заряды дождя. Низкие дождевые тучи цепляются за вершины гор, клочьями сползают по склонам. Но иногда проглядывают синие "окна" чистого неба и то тут, то там на горы падают солнечные лучи, выхватывая из общих серых тонов изумрудные лиственницы и красные каменные осыпи. Иногда разноцветным пятном появляется размытая по облачности радуга.
     Через каждые несколько сотен метров встречаются территориальные пары полярных крачек. Их подрастающие птенцы скрываются среди камней и в прибрежной траве. Взрослые птицы их отчаянно защищают, с пронзительными криками зависая над самой головой, иногда даже бьют клювами. Интересно, что у обычной речной крачки, да и у других видов, распространенных у нас, такого смелого поведения я никогда не наблюдал.
     Климат в долине р. Муксун явно теплее, чем на оз. Глубоком. Лиственницы здесь высокие, много елей. Много зрелой голубики. В истоке река имеет одно мощное русло с сильным течением. Здесь всю дорогу тянули катамаран на бечеве. На каменистых отмелях часто попадаются большие или средние кроншнепы. Птицы держатся около подросших птенцов и сильно волнуются при приближении.
     На второй день подъёма поздним вечером выбрались к оз. Собачему. Оно ещё более живописное, чем оз. Глубокое. Склонившееся к северу солнце осветило красноватые скалы, обступившие озеро. От истока Муксуна нам видна только западная часть озера Собачьего или как его раньше называли долганы - Иткуль.
     На следующий день мы предприняли попытку подняться на плато. Но когда поднялись до границы древесной растительности, погода испортилась, горы скрылись в дымке, и заморосил дождь. Фотосъёмка не удалась, так что экскурсия оказалась чисто ознакомительной. Когда до выхода на плато оставалось преодолеть несколько осыпей, открылась необычная картина. Осыпи состоят из 5-6 угольных глыб - обломков базальтовых столбов. Идешь будто по каким-то развалинам древних колонн. Каждую осыпь венчают скалы, состоящие из целых базальтовых колонн. Вид напоминает стопку гигантских карандашей, собранных вместе в огромную пачку, изогнутую и частично порубленную на куски. Образовались такие колонны под действием длительно температурного выветривания. Базальты раскалываются на шестигранные столбы до метра в поперечнике и до нескольких сотен метров высотой. Когда такие колонны падают, они разбиваются на множество шестигранных тумб. Поверхность самого плато оказалась довольно ровной, покрытой пятнами ягелям. Часто попадаются сброшенные оленьи рога. Местами лежат снежники. Было хорошо видно, как над холодными снежниками конденсируется влага, и формируются облака. С окрестных гор стала спускаться облачность, сначала клочьями, потом словно слоистое одеяло стало закрывать вершины.
     Дождь усилился, и нужно было спускаться. Мокрые камни очень скользкие и спуск оказался довольно опасен. Со склона можно было видеть озеро Накомякен, вытекающую из него короткую реку Накту, а так же оз. Глубокое и всю долину реки Муксун, по которой мы поднимались два дня.
     Вечером того же дня наш лагерь посетил медведь. Он гулял по левому берегу реки, а мы рассматривали его в бинокль. Казалось, что медведь тоже заинтересовался нами, он встал на задние лапы и долго разглядывал наш лагерь. Близость человека его нисколько не смущала. Простояв так около минуты, он не торопясь удалился в тайгу.
     К сожалению, ограниченность во времени не позволяет долго задерживаться на одном месте. И вот мы уже поднимаемся по бурной речке Накте, соединяющей два озера - Накомякен и Собачье. Несмотря на то, что длина реки всего 4 км, подняться по ней оказалось не так просто. Почти сразу же катамаран пришлось вести на бечеве. По мере подъёма уклон реки увеличился. В конце концов, едва не упустив катамаран, пришлось вести его вдоль берега реки уже не на веревке, а толкая руками. В среднем течении Накты наткнулись на сильный порог с прижимом к скале. В этом месте, вещи и катамаран пришлось просто переносить по берегу. На озеро Накомякен вышли в 2 часа ночи. Лагерем встали в истоке Накты.
     Восточная часть озера уходит к отвесам столовых гор с высотами более километра. В западной части горы пониже. Под утро озеро окутал туман, который стал медленно надвигаться на спокойную гладь озера. Когда ложились спать, клочья тумана доползли и до нас.
     На следующий день мы перебрались в западную часть озера и встали на стоянку в одном километре от устья р. Ланги. Погода очень хорошая, ясное безоблачное небо и слабый западный ветер. Место для лагеря просто отличное - длинный песчаный пляж, много сухого плавника, прекрасный лиственничный лес (беломошник), в окрестностях - болото с морошкой.
     Вечером был очень красивый закат. Когда солнце зашло за гору - небо, склоны западных гор, зеркальное отражение в спокойной глади озера - все это словно сошло с картин Рериха. Кремовые и бежевые тона буквально заполнили всё пространство. А ночью с бурной Ланги на озеро стал клочьями наползать густой туман.
     В котловине озера Накомякен мы провели четыре маршрутных учета птиц. Найдены жилые гнезда дербника и зимняка, отмечена территориальная пара орланов белохвостов. Фауна птиц Путарана не менее уникальна и интересна, чем происхождение самой горной страны. В её состав входят представители арктической, сибирской, европейской и даже китайской и тибетской фауны. В связи с труднодоступностью многих районов плато изученность орнитофауны остаётся крайне слабой. Поэтому фиксирование каждой новой находки, каждой встречи - наш посильный вклад в исследование этого края.
     Дальше нам предстоит пеший переход к истоку р. Ланги. Все вещи решили нести за один раз. Комплект катамарана разделили на четыре части. Вес рюкзаков около 45 кг каждый. До реки Токингды - очередной нашей цели - около 20 - 25 км.
     Переход дался очень тяжело. Погода установилась ясная и тёплая. Мы изнывали от жары и буквально умывались потом. Масса комаров заставила надеть накомарники. В долине реки тайга труднопроходима, много заболоченных участков, заросших ерником. Часто попадаются курумники из крупных валунов. Через каждые 20 минут хода делаем остановки на 10 минутный отдых.
     Во второй половине дня вышли к водопаду, высотой около 20 метров, остановились на обед. Водопад с небольшим расходом воды расположен в красивом скальном цирке из красноватых базальтов с отвесными стенами. Что же тут творится весной, когда бурно тает снег в горах! На отвесных скалах мы нашли карликовую форму лиственницы. Настоящий бонсай. Человек с долгим и кропотливым трудом выращивает подобные растения, а здесь сама природа создаёт подобные формы.
     Переночевав на водоразделе, на следующий день мы продолжили пеший переход и к вечеру вышли к реке Токингде. Русло реки около 30 метров шириной с небольшим течением. В долине Токингды встретился лось. Крупный рогач неспешно потрусил впереди нас.
     Лагерем встали на краю топкого болота. Недалеко от лагеря - гнездо орлана белохвоста. Оно находится на вершине лиственницы. Под гнездом много останков крупной рыбы. Одна из взрослых птиц держалась рядом, но гнездо, пустое. Подросшие птенцы уже покинули гнездо. Позднее двух слётков обнаружили в долине на правом берегу реки.
     На следующий день, снова собрав катамаран, наша группа отправилась вниз (наконец-то!) по течению реки к озеру Кета. Берега, поросшие лиственничным редколесьем и ягельниками, местами обрываются к руслу осыпями. Погода вновь испортилась, наползла низкая облачность и заморосил мелкий холодный дождь. Из-за обилия воды на склонах гор ожили многочисленные водопады. Вершины гор скрыты облаками, то тут, то там по ущельям и распадкам шумит вода. Многие водопады очень красивы, часто образуют целые каскады. Жаль, что погода не позволяет сходить и снять это чудо.
     В нижнем течении реки на левом берегу - вновь гнездо орлана-белохвоста. Плотность гнездования этой редкой птицы просто удивляет. Рядом держалась одна взрослая птица, но похоже, что птенцы уже покинули гнездо. На реке часто встречаются выводки крохалей.
     Близ устья Токингда успокаивается и широким мелководным потоком вливается в оз. Кета, западный берег которого уходит за горизонт. Рядом с устьем реки находится туристическая база. Сюда на вертолетах доставляют туристов. Уникальная рыбалка и охота, вертолетные экскурсии на водопады, привлекают сюда туристов, способных платить за сутки пребывания до тысячи долларов.
     На озере Кета мы провели пять дней, обследовали почти весь северный берег. Наиболее интересным результатом наших экскурсий была встреча самого крупного сокола - кречета. Это один из редчайших видов хищных птиц. На черном рынке стоимость одной взрослой птицы достигает нескольких десятков тысяч долларов. На территории Путоранского заповедника в гнездовой период неоднократно отмечались семейные пары этих птиц. Однако фактов достоверного гнездования давно уже не отмечалось.
     Кречета я встретил, когда ходил осматривать живописные выходы скал в окрестностях лагеря. Светлая, почти белая с темными пестринами птица, ярко выделяясь на фоне тёмных скал, стремительно пролетела вдоль кромки и скрылась за вершинами елей. Всего несколько секунд наблюдал за ней в бинокль, но был просто счастлив от встречи со столь редкой птицей.
Установив на катамаране парус, мы за три дня пересекли озеро с востока на запад. Хорошая погода и попутный ветер способствовали этому.
     В северо-западной части озера, при его выходе из гор, находится живописный скальный массив, состоящий из базальтов красноватого цвета с многочисленными останцами, ступенями - траппами, и осыпями. Высотой около 300 метров, он круто обрывается в озеро. Пейзаж чем-то напоминает каньон Колорадо в США. У долган эта скала называется "Хукольд-Якит". В 1921 г., когда Н.Н.Урванцев обследовал это озеро, его проводник Эльбей перевёл это название как "совсем оборвался" и рассказал такую историю. "Весной в пасмурную, пуржливую погоду по поверхности плато с аргишем шел эвенк. Обрыв сверху был совершенно неприметен, всё кругом бело, небо и земля, нет теней, горизонт неразличим, и бедняга сорвался с уступа со всем караваном на лёд озера. "Совсем оборвался", - говорил, покачивая головой, Эльбей." Описание экспедиции Урванцева на плато Путорана вошли в его книгу "Таймыр - край мой северный".
     По берегу озера часто попадаются старые песцовые пасти. Сама ловушка представляет собой коридорчик из двух рядов кольев, сверху настораживается бревно, которое должно придавливать зверька, когда он подойдет по коридорчику к приманке. Еще не так давно пушной, да и рыбный промысел на плато был широко распространён. Но с повышением цен на использование авиации, промысел стал нерентабельным. Остатки песцовых пастей да пустующие зимовья ещё долго будут напоминать о прошлой жизни горной страны.
     Переночевав в истоке реки Рыбной, мы продолжили сплав. За три оставшихся дня нам необходимо пройти около 150 км, мы уже опаздывали на самолёт. Все эти дни по реке тянулся унылый пейзаж. Наверное, именно так будет выглядеть земля после ядерной войны. Мёртвый лес. ВСЕ деревья сухие. Пожухлая трава, ерник с уже осыпавшейся листвой. Проплешины голой, лишенной всякой растительности, почвы, на которой разрастаются язвы эрозии. МЁРТВЫЙ ягель угольно-черными пятнами покрывает склоны окрестных холмов. Такая картина просматривается на сколько хватает глаз, до горизонта и далее. Тянется на всем протяжении реки. Деревья не просто сухие. Толстые стволы - легки как пенопласт. Древесина разрушена. Видно, что некоторые берёзы еще какое-то время росли, словно в предсмертной агонии: стволы уродливо изворачивались, упирались в землю, разве что не завязывались узлом. Страшные наросты напоминают каких-то чудовищных зверей.
     У Норильского никеля - холодное дыхание смерти. Газовые испарения разносятся на десятки, если не сотни километров, поражая всё живое вокруг.
     В пойманных хариусах мы обнаружили гельминтов, причем в толще мышц, а также болезненные наросты на коже. У некоторых рыб были различного рода поражения в брюшной полости. При этом нужно вспомнить, что мы находимся выше по течению от города. Что происходит ниже по течению, можно только догадываться. Река просто отравлена.
     Конечно, никель нужен стране. Самое большое месторождение в мире. За счет предприятия фактически живет целый город, крутятся большие деньги, идет валовой доход государству. Что значит такой "пустяк", как несколько тысяч, даже десятков тысяч гектар безвозвратно погубленной тайги в нашей необъятной стране, имеющей самые большие запасы леса в мире? Но страшнее картины я еще не видел.
     Вечерами на реку опускалась плотная дымка, через которую с трудом пробивался свет предзакатного солнца. Но это вовсе не туман. Это смог с Норильских предприятий, принесенный северо-западными ветрами. Нас начинал мучить сухой кашель, становилось трудно дышать. Позднее нам рассказывали, что в этом районе были случаи смерти людей, попавших под сильный газовый смог.
     Очень жаль, что после нетронутых человеком прекрасных уголков горной страны, в конце путешествия мы оказались в обширной зоне экологической катастрофы. По этой же причине столь разительный контраст переживался нами так остро. Не пройдёт и пяти - шести лет, как здесь образуется голая пустыня. Редкий живой организм способен существовать в такой отравленной среде. И вряд ли когда-либо удастся залечить такую рану в условиях сурового северного климата, где природа отличается своей особенной ранимостью. Остаётся только надеяться, что у людей хватит ума не допускать подобных ошибок в будущем. Но, к сожалению, действительность говорит о том, что это только начало. Начало конца.
     Если люди перестанут быть только лавочниками, пекущимися лишь о том, как бы поскорее получить прибыль и набить себе карман, и каждый свой шаг будут выверять не только по принципу "после нас - хоть потоп", а вспомнят о том, в каком будущем будут жить их дети и внуки, а так же какое экологическое воспитание и культуру дадут они своим детям и внукам, только тогда ещё можно будет надеяться на сохранение той природной среды, в которой мы живём и которая так необходима для нашего существования.
     Своё путешествие мы закончили в Вальке, у причала, где почти месяц назад нас забрал катер заповедника и доставил на озеро Мелкое. А уже через сутки мы летели домой. Внизу быстро промелькнула широкая лента Енисея с длинными островами, потянулась холмистая лесотундра с синими венами рек, Обская губа с одиночными отметинами кораблей. Кажется, что только вчера мы летели в обратном направлении, с нетерпеливостью ребёнка ожидая встречи с далёким северным краем. Воспоминания о нём ещё целый год будут греть душу, если не целую жизнь. Север всё больше становится похож на реку, в которую нельзя войти дважды.

Автор - Виталий Горшков (Обнинск)

Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник Путоранский дневник