Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Тыва 2008

Тыва 2008

Тип материала: Отчет
Год путешествия: 2008
Категория сложности: нет или не указано
Регион путешествия: Саянский
Автор: Александр Нагирный (Красноярск)

Автор: Александр Нагирный (Красноярск)

Об авторе: Александр Нагирный родился в 1975 г. Живет в г. Красноярск. С малых лет увлекается водным туризмом, спелеологией, автотуризмом, скалолазанием, горными лыжами и всяким прочим. Очень непрофессионально, но с большим удовольствием!

 

Состав участников

  1. Анциферов Сергей
  2. Мурыгина Наталья
  3. Нагирный Александр
  4. Subaru Forester

Маршрут

Старт Финиш Маршрут Расстояние, км.
18.08.2008 16:30 18.09.2008 22:30 г. Красноярск – п. Абаза 600
19.08.2008 7:30 19.09.2008 10:30 п. Абаза – п. Ак-Довурак (проблемы с ГИБДД) 200
19.08.2008 18:00 20.09.2008 14:00 п. Ак-Довурак – п. Могур-Аксы 300
20.08.2008 17:00 24.09.2008 15:00 п. Могур-Аксы – вер. Монгун-Тайга - п. Могур-Аксы 80
24.08.2008 16:00 24.09.2008 19:00 п. Могур-Аксы – п. Кызыл-Хая 130
24.08.2008 19:00 25.09.2008 14:00 п. Кызыл-Хая – поломка - п. Кызыл-Хая 16
25.08.2008 21:00 26.09.2008 12:00 п. Кызыл-Хая – п. Могур-Аксы 130
26.08.2008 13:00 27.09.2008 14:00 п. Могур-Аксы – г. Кызыл 400
27.08.2008 23:00 28.09.2008 13:00 г. Кызыл – Ергаки (с посещением) 180
29.08.2008 9:00 30.09.2008 1:00 Ергаки – г. Красноярск 620

К Туве надо быть готовым… или Тарбаганский поход!

(Тарбаган - тувинское название горно-степного суслика. В данном повествовании тарбаганами именуют друг друга участники похода от… полноты чувств ;)

В поисках новых приключений не очень экстремального характера решили мы отправиться в места от нас не очень отдаленные, но по нашим данным достаточно интересные, а именно в Туву. Как обычно поездке предшествовали сложные сборы группы и как обычно поехали совсем не те, кто собирался. Но оно и к лучшему!

Сколько же у нас было энтузиазма и желания наконец-то вырваться из ненавистных офисов в самую глушь - на край земли, получить море впечатлений и эмоций, отхватить приключений по-полной!

Мы совсем не ожидали, что приключения начнутся так рано… не успев отъехать от города и 70км столкнулись с серьёзной технической неполадкой нашего недоджипа, из-за которой обратно мы вернулись уже на эвакуаторе. (это потому что кое-кто всего лишь забыл долить тосол в радиатор после его промывки в сервисе. А мы уже было открутили защиту двигателя, слили тосол, вывернули термостат, пошаманили с термостатом, собрали обратно… Результат нулевой! И все это на обочине под дождиком. - прим. Анц.)

Но позиций мы не сдали!

Дак ёптыть! Не на тех напали…

Отремонтировав автомобиль, вечером следующего дня мы уже громко подпевали автомагнитоле и что-то не прекращая точили. Остановка в любимом кафе на 308км и мы опять молимся чтобы нивовские колеса не развалились на 160км/ч. Уже в темноте остановились перед Абазой. Тут в первые прозвучал исторический вопрос, будем ли мы что-то готовить или просто перекусим сухпаем? На что был дан категорический ответ: "Конечно, готовить!"

Хорошая дорога и отсутствие неприятностей до Абазы и за ней вселяли в нас надежды на удачу в дальнейшем, но… все закончилось на границе с той самой долгожданной Тувой.

Именно там мы впервые столкнулись в каким-то патологическим, болезненным и абсолютно неадекватным отношением жителей этой сказочно страны к алкоголю: у нас обнаружили спирт. Надо сказать, что без этой волшебной жидкости мы в лес даже не суемся. И не из-за того, что мы больны алкоголизмом, а по той причине, что это весьма и весьма ценная жидкость, при чем не только для внутреннего употребления.

Видели бы вы глаза, дрожащие руки и подогнувшиеся коленки этого гаишника при виде спирта! Это ужасно!

Но еще ужаснее были последующие 7 часов мытарств по кабинетам отделения милиции, оформление каких-то непонятных бумажек и с полного отсутствия понимания происходящего. Тувинцы между собой по-русски не говорят, поэтому понять, что они от нас хотели было совершенно не понятно. Было впечатление, что всем этим людям было нечем заняться, а тут они поймали реальных контрабандистов и оправдали свой хлеб на пару кварталов вперед. Иначе как объяснить то, что 8 человек 6 часов оформляли бумажки по нашему "крупному" делу? (Ну дело явно тянуло на крупное. Зачем троим туристам 4литра неразведенного и 4 литра разведенного спирта на 2 недели?! На самом деле спирта было больше - его не весь обнаружили… хехе ;) Наш пепелац был, буквально, спиртовозом небольших размеров! Отсюда вывод - у каждого своя норма!!! ;) - прим. Анц.) В конце концов, спирт конфисковали, а нас отпустили. Итог: потерян драгоценный день отпуска хорошей погоды. Зачем это надо было? (Ясен пень зачем - нашей диверсионной группе надо было блокировать работу ак-довуракской милиции минимум на неделю! И эти планы удались! Скромно умолчим о наших предположениях, куда использовали вкусный конфискованный Продукт доблестные стражи порядка… ;)) В общем, и на том им спасибо - посильно уменьшили массу перевозимого груза… - прим. Анц.)

В этот день мы успели проехать Чибит, свернули на юг и выехали на "замечательную" дорогу до Могур-Аксы. С этого момента нам встречались только 2 вида транспорта: УАЗики и КаМАЗики. И с этого момента можно спокойно злоупотреблять за рулем - никаких гаишников. Да и тяжко тут без алкоголя. Дорога, при кажущейся ровности, вся в крупных камнях, которые являются настоящим испытанием, как для подвески с резиной, так и для пассажиров с водителем. К счастью, за всю нашу поездку ни то, ни другое не подвело! Скорость на этом участке дороги редко когда достигает 40-50км/ч, в основном приходится ползти километров 20 в час, а иногда и того меньше, конечно если у вас не "танк" и есть желание доехать до места. К очень нудному участку до Могур-аксы нужно подготовить спальные места. Ехали мы ооооочень медленно и часто останавливались для совершения излияний и возлияний. Единственное бодрящее место - это перевал. Убегая от преследующего нас камаза мы периодически останавливались и пытались сфотографировать надвигающуюся долину и впервые показавшуюся Монгун-тайгу.

Добравшись до Могур-Аксы стали интересоваться способами заброски до Монгун-тайги (переводится как Серебряная Гора). Параллельно зарегистрировались в местном МЧС (пожарка на краю деревни) и нашли, где оставить машину на время нашей "прогулки" (отдельное спасибо начальнику следственной группы Херелу!). Во время поисков нарвались на инспектора заповедника (гора - это оказывается заповедник), который сказал, что туда ходить нельзя и отправил к главе администрации. Глава администрации, в свою очередь послал нас к главе поселения, который и поведал нам страшную тайну о запрете посещения Горы: оказывается, у тувинцев Гора считается священной и является обителью местных духов и богов, и если кто-то туда поднимается, то тем самым оскорбляет богов, живущих на ней. Гнев богов страшен: посмевшего подняться они могут скинуть в бездонные трещины ледника или с отвесных стен, могут опустить на вершину горы плотный туман и поднявшийся просто потеряет дорогу назад; кроме того гнев богов - это снег, град, сильные ветры на близлежащую местность… А народ кочевой, почитающий богов, к тому же такие погодные катаклизмы наносят неслабый ущерб пастбищам, покосам, стадам... Вот и решили они общим собранием сумона запретить восхождения на гору с апреля по октябрь. Судя по всему, действенная мера, потому как теперь у них жара, благоденствие, растут пальмы и плодоносят абрикосы. В общем, в качестве исключения они нас на гору пустили, и сам инспектор нас туда забрасывал. Оказывается на узике можно вполне комфортно проехать по довольно крутым склонам холмов, запросто форсировать каменистые русла речек и добраться до долины Хайырыкана! Мы же предполагали, что нам придется топать намного больше - уазики рулят! Заброска нам обошлась туда 1500р и обратно 500р, что для тех дорог и стоимости бензина в 30р - очень недорого. Огромное спасибо инспектору заповедника!

Забросили нас на ручей Хайрыкан. Там встретили группу коммерческих туристов на 12-ти квадроциклах. И сразу стало понятно, почему там так не любят москвичей, а москвичи поливают грязью тувинцев: с первой же фразы началось хамство и наезды со стороны жителей "пупа земли". Общение с тувинцами было, как с какими-то недолюдьми. Естественно, инспектор тут же завелся с пол-оборота и пришлось всех успокаивать.

От места заброски мы за пару часов добежали почти до ледника и остановились уже в темноте на маленькой площадочке, под скалкой, на высоте около 2800. Вот тут мне показалось, что ветер очень сильный, а погода очень холодная - не знал я тогда, что нас ждет впереди!..

На следующий день был выход на ледник и прогулка с тренировкой пользования такими экзотическими предметами, как ледоруб и кошки. Вот тут то и подул настоящий ветер, с которым мы жили следующие 4 дня. Надо сказать, что такого ветра я в жизни в принципе до этого не испытывал, и впервые с ним столкнувшись, решил срочно поворачивать назад, пока не сдуло. Однако, немного привыкнув, мы все-таки прошли около километра по леднику, а спустившись обратно, решили перенести лагерь под самый ледник, на берег живописнейшего озера. И, не смотря на всё мое сопротивление, перенесли. (И правильно сделали! Ведь вода была в 3 шагах от палатки, площадка абсолютно ровная, подготовленная для безопасного комфортного проживания - стенка из камней от ветра для палатки, стенка из камней для керогаза… Всех достоинств не перечесть! А чего стоил шикарный вид на ледник?! Только из-за него стоило переехать к языку ледника. - прим. Анц.) Тут началась настоящая веселуха: холод, ветер, снег, срывающаяся постоянно палатка, с прогибающимися до земли дугами - полный набор удовольствий. Прибавьте к этому высоту и температуру, изредка переваливающую в положительную область, и вы разлюбите альпинизм сразу, даже не попробовав! (Ну шо ж вы так… Неправда ваша, дяденька! Было довольно таки сносно - ведь иногда выглядывало солнышко и согревало зябнущие тела прожорливых, ленивых тарбаганов, да и лужа возле нашей палатки в штурмовом лагере почти не замерзла! Главная неприятность мокрый снег с дождем - и то он был не очень долго; остальное было довольно прилично - 3-4 звезды как минимум! А ветер… дык ёптыть не Турция поди… Должно же быть хоть какое-то препятствие, чтобы с мужественным видом его преодолевать, фотографировать суровые кадры, рассказывать потом героические рассказы и писать не менее героические отчеты… ;) - прим. Анц.)

На следующий день, очередная попытка поднять народ в 6 утра, как и договаривались с вечера, потерпела полное фиаско - народ слал нах, требовал жрать, выпить и спать. И мы встали только в 8, но могли бы спать и дальше, так как ветер продолжал буйствовать. В то утро мы прочитали волшебную фразу с описания восхождения по этому маршруту: "К утру ветер утих…". Конечно, без ветра чего тут не ходить - халява! В то утро ветер не утих и мы решили прогуляться на п. Буревестник. Взошли на него достаточно быстро, а на спуске к одноименному перевалу я впервые увидел, как люди ходят под углом в 45 градусов к земле, периодически придерживаясь за камни, что бы не сдуло совсем оттуда на… вниз.

В этот день мы переместили приготовление пищи в палатку - на улице уже было невмоготу. И сразу стало понятно, что привлекает людей в альпинизме: за палаткой ветер и дубак, а внутри теплая горелка и вкусная еда!

Еда у нас готовилась в обязательном порядке с обжарочкой, несмотря на очередные предложения Натальи обойтись сухпаем и мои, обойтись без обжаривания - Серега был неумолим, за что мы ему очень благодарны! (А что поделать?! Кому легко?! Без нормальной пищи и вливаний дефицитного алкоголя эти, и без того ленивые тарбаганы, становились вялыми, квелыми, раздражительными, наблюдалось значительное снижение физической активности, умственная же активность… эээ… ууу… тут, пожалуй, промолчим - это не самое важное качество тарбагана… Да и опять же незадача - похудеть ведь могли!!! 8-) - прим. Анц.)

На следующее утро решено было идти на штурм при любой погоде. Будильник завели на 5:00, но тут я уже не выдержал, и своим громким занудством я таки растолкал этих ленивых тарбаганов к 5:20. Надо сказать, что подъем в темноте, жутком холоде и в грохочущей палатке для меня тоже дался не легко, но раз уж решение принято - его надо реализовывать! Следом мучительное одевание замерзших ледяных вещей и выход из палатки. К утру ветер не стих…

Восхождение заняло у нас 6 часов: подход по леднику до точки, что находится немного дальше начала подъема на перевал Буревестник, затем свернули с ледника и начали нудный подъем по сыпухе до гребня, вдоль гребня дотопотили до конца скал и начала снежника на купольную перемычку (там стоит флаг), возле флага надели кошки (Саня нахально игнорировал кошки, попер без них - прим. Анц.) и папиздаффали по льду на перемычку и затем на сам купол. На вершине ни чего не было видно: боги горы накинули такой плотный туманчик, пургу и снег, что поверхность купола и небо было не различить друг от друга, плюс к тому же довольно сильный ветер в харю со снежной крупой. Спустились только благодаря Лехиному жпс-у - без него заблудились бы однозначно. Леша, спасибо за девайс! Побегав немного по куполу и сделав пару кадров - побежали вниз, пока нас не сдуло на… вниз.

И тут вдруг распогодилось, выглянуло солнышко и потеплело. Такое счастье на нас навалилось, что мы решили собрать лагери и спуститься в долину - в тепло. Как же мы ошибались тогда в наших прогнозах, что в долине тепло, светло и растет виноград …

Спускались мы почему-то дольше, чем поднимались и еле успели к 8 часам. И тут, на смену счастью на нас навалилась, как говорят французы, жьо'па со снегом, дождем, ветром и холодом. Опять этот мерзкий дождик! Пока устанавливали палатку, все нафик промокли, а мокрые, замерзшие тарбаганы - довольно жалкое зрелище… Чтобы взбодрить их, опять пришлось тратить на них водку :( Когда залезли в палатку, немного получшало. Но! Ветер так прижимал тент к внутренней палатке, что вся водичка стекала вовнутрь на дно палатки, По углам палатки на полу возникли небольшие лужи. Их время от времени удаляли путем промокания носками или х/б-перчатками (а возможно и еще кое-чем…). Сготовили пожрать вкуснятку, накатили водочки за восхождение, и в люлю… Утром был такой ветер, что спинами приходилось держать стенки палатки изнутри, периодически меняясь. В тамбур палатки каким-то чудом намело сантиметров 10 снега, окончательно похоронив надежду одеть с утра сухие вещи. Высунувшись из палатки и оглядев белые от снега окрестности, тихонько и незлобно поматерившись на климат, мы предположили, что теперь то нас местные жители наверняка линчуют за нарушение запретов, оскорбленных богов и засыпанные снегом пастбища. Ведь в этот день люди собирались строить субурган, а для этого мероприятия нужна очень хорошая погода и милость богов… С тяжкими раздумьями о возможных местных способах проведения казней начали сбор лагеря. А когда стали собирать палатку, нас двоих чуть не унесло вместе с ней. Все же духи Мунгун-Тайги задали нам трепку, несмотря на приличное отдаление от горы… Думали, что сбежали - а хрена!

…и пока за туманами

видеть мог тарбаган,

как палатку с мальчишками

уносил ураган…

© Нагирный

Никто за нами в оговоренное время не приехал, и потопали мы своим ходом. Прошагав километров 5, на очередном перевале , решили, что засветло нам с рюкзаками не дойти и лучше будет припрятать шмотки в лесочке чуть ниже перевала и вернуться за ними на своей машине - дорога вроде позволяла. Как же все-таки приятно скинуть с себя груз и идти налегке! Но недолго длилось наше счастье… оно сменилось новым счастьем в образе теплого уазика, который оказывается ехал за нами и уже час разыскивает нас по перевалам. (Буханка форева!!! Мужику-водиле респект!!! Кому бы это надо было - рыскать искать нас в других местах, если не нашел в оговоренном месте? Ан нет! Ездил-искал… - прим. Анц.)

Перекусив в Могур-аксы, мы поехали на заставу оформить пропуск на нахождение в погранзоне. Еле докричавшись до доблестных пограничников и выслушав их ласковое описание маршрута, по которому они нас отправили, мы взяли курс на Алтай. Нашим следующим пунктом должен был быть поселок Кызыл-Хая, на границе Тувы, Алтая и Монголии. От него планировали доехать до перевала Бугузун и, переехав его, попасть в Курайскую степь - это уже Горный Алтай.

Втопили мы по самое хорошо и обнаружили, что у нас не работают 3 и 4 передачи. Коробка-автомат. Ближайший сервис - в Красноярске (1200км). Что делать? Решили ехать на более цивилизованный Алтай, благо по местным дорогам особой надобности в верхних передачах нет. Дорога почти все время идет вдоль границы с Монголией - в нескольких десятках метров от дороги вкопаны погран. столбы и натянута колючая погран. проволока!

В Кызыл-Хае, спросив не тех местных, мы свернули не на ту дорогу, проехали по кошмарному руслу ручья и уже на хорошей дороге, во время спуска к воде, лесу и ночлегу у нас случился коллапс: удар коробкой об камень лишил нас оставшихся передач. Теперь представьте состояние человека, который сломал коробку-автомат в одном из самых малонаселенных уголков планеты, в месте, где импортные автомобили видели только мельком и очень редко, а по-русски разговаривают так, что их еще нужно переводить. К тому же, поломка похоронила наши планы на вторую часть маршрута - путешествие по Горному Алтаю. Ну как тут не напиться! И напились! Это мы запросто!

Хорошо, что от Кызыл-Хаи мы отъехали всего 8 км, и утром я "папистаффал за трактором". Оказалось, что в деревне нет бензина и все рады бы мне помочь, но без бензина - никак. В конце-концов кто-то нашел канистру бензина и притянули нас в деревню, как пушинку - ОЧЕНЬ аккуратно. (Буханки форева!!! Водителю Ура!!! - прим. Анц.)

Здесь опять хотелось бы похвалить тувинцев и еще раз их отблагодарить за помощь. За работу мы предложили им 1000р, но, посовещавшись, они взяли только 500. И это учитывая ужасную дорогу и непомерно высокую цену бензина. Спасибо вам, мужики!

И вот сидим мы на краю деревни, в окружении толпы местной детворы, алкашей и молодежи и тяжкую думу думаем: как машину в город доставить? Местные рассказали, что через пару дней должен приехать камаз с углем и можно будет с ним договориться, но жить 2 ночи на краю далекой тувинской деревни совсем не хотелось. И мы предприняли попытку ремонта коробки в полевых условиях. Поддомкратили с одной стороны машину, слили черное масло, отодрали поддон, выгнули его топором, протерли что могли и собрали всё как и було. Местные детишки при этом помогали нам - крутили гайки, отдирали поддон, ну и мешали тоже - носились вокруг машины, поднимая пылищу и вся она садилась на нежные части коробки И, о чудо! Коробка ожила, колеса завертелись и машина тронулась с места! Дети как по команде тут же набились в салон с радостными воплями и выгнать их было уже невозможно: пришлось сделать круг почета вокруг избушки. (Вобчем, субаровские коробки-автоматы, оказывается, на раз-два можно починять топором в глухих деревнях на краю земли. Оттак! 8-) - прим. Анц.) На радостях, мы побросали вещи в машину и, несмотря на сумерки, рванули подальше! Так началось наше утомительное трехдневное возвращение домой на 2й передаче… Разгон до 60-70км/ч, бросаешь газ, идешь накатом до 30-40, опять разгон до 60-70 и т.д.

В Чадане нас оштрафовали "любимые" гаишники за не пристегнутого пассажира на заднем сидении (он спал). В Кызыле нам помогли отремонтировать коробку: залили новое масло, все промыли и прочистили, что можно, правда и это не помогло, но все равно спасибо огромное ребятам, потратившим на нас 3 часа времени и еще раз просим прощение за то, что сломали им подъемник. И все это всего за 500р!

Мимо р. Тушканчик мы проезжали в обед и решили остановиться. То ли обилие пищи, то ли хорошая погода, то ли просто тоскливая езда натолкнули нас на мысль о прогулке в Ергаки. Сказано - сделано! На часах 15:00, на плечах рюкзачки, в головах - хрен знает что, и вот мы уже скачем по корням и камням вверх на Птицу! Идти оказалось жарко, не смотря на лежавший на вершинах снег: одежды мы по привычке взяли слишком много. К 19:00 поднявшись на перевал , решили, что восхождение нам сегодня не грозит, и в 8 начали спуск. Темнота застала нас на Светлом, и оставшиеся 6 км мы спускались 3 часа, убив окончательно еще не успевшие отдохнуть ноги.

А на следующий день опять монотонная невыносимая езда на скорости 30 - 50 км/ч, в постоянном напряжении, что можем не доехать. И вот наконец-то - Красноярск с добрыми гаишниками, которые, увидев двух страшных, небритых парней и голую женскую спину на заднем сидении, не стали нас штрафовать за ремни и отпустили с миром. Потом развоз по домам и вот в 2 ночи я стою на пороге своей квартиры и очень остро понимаю, как же там хорошо, и как здесь плохо! "Зачем я здесь?" "Что я здесь забыл?" "Зачем я сюда вернулся?" "Кто я?" "Быть или не быть?"

В целом, хотелось бы подвести некоторые итоги:

Высота: не смотря на то, что высота была совсем небольшой (3000-4000), её влияние чувствовалось, хоть и в неявном виде: проходишь несколько шагов - стоишь, дышишь, упаковал рюкзак - подыши. Любая физическая нагрузка вызывала странное желание немного отдышаться, хотя воздух вполне обычный, только очень свежий, чистый и слишком быстро перемещающийся.

GPS: штука в обиходе обязательная. Без неё мы бы с горы вообще не спустились, а будь у нас трек от Кызыл-Хаи, то возможно наше путешествие закончилось бы не так печально.

Гаишники: так испортить настроение могут только они. Докапываются до всего. К ним надо быть абсолютно готовыми: проверьте все документы, прочитайте правила перевозки грузов, проштудируйте ПДД и пристегните всё и вся ремнями - не дайте им шанса! Отомстите за нас!

Граница: район находится в приграничной зоне, поэтому необходимо оформление пропусков. Сделать это можно либо в Кызыле, либо в Акташе. Мы этого не сделали, но нам как-то повезло.

Костер: об этом можете забыть, как ни печально. В Туве костер у нас был 2 раза, да и то в долине, где уже и так тепло и сухо.

Погода: мы ездили во второй половине августа и в это время там уже не позагораешь. Райцентр Могур-Аксы на высоте около 2000 и там пробрасывает снежком, а в районе Мунгун-Тайги уже обычно идет снег и надо к этому быть готовым в плане одежды, спальников и другого оборудования. Но самое противное - снег с дождем или просто дождь. От этой напасти спасает только… зимний альпинизм! …и спирт ;)

Спирт: действительно волшебная жидкость. И в медицинских целях, и как горючка и для употребления внутрь. Причем правильно разведенный спирт, с добавлением настоечек по вкусовым качествам гораздо вкуснее водки, а похмелье с него практически отсутствует. (На правах рекламы! Настойка "нагирновка" форева!!%) - прим. Анц.)

Тувинцы: тувинцы - замечательные люди, что бы там про них не говорили. Ни разу к нам не было проявлено никакой агрессии, и всегда в трудную минуту оказывалась посильная помощь. Жаль, конечно, что они так подвластны зеленому змию и не очень опрятны, но кто может сказать, каким должен быть человек? Не судите, как говорится, да не судимы будете. (Это точно. Когда я искал в Красноярске попутчиков среди знакомых, почти все смотрели как на не совсем вменяемого и задавали один и тот же вопрос: как же вы туда поедете без оружия? Не боитесь? Ведь там живут агрессивные, злобные люди… Неправда все это. Возможно стереотипы или предвзятое отношение. Народ в Мунгун-тайгинском кожууне, (то бишь, районе) приветлив, всегда ответят на расспросы и посоветуют, помогут чем могут, хотя сами живут очень бедно. - прим. Анц.)

Фотографии
Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008 Тыва 2008