( г. Москва )
Август 2003 г.

Автор -
Юлия Васильева (Москва)

Благодарности: Олегу Морозову, гиду Елене, инструкторам: 2 Володям, Алексею, Максиму, поварам: Людмиле, Татьяне и всем, кто помогал нам на Камчатке.

Участники:
Лена - представитель компании "Алион", являющейся заказчиком программы. Веселая и смешливая девушка. Человек, который мужественно, в первый раз в жизни участвовал в походе и даже (!) спал в палатке!!!
Вася - он живет в Иркутске, хотя родился на Сахалине. И все знают, что Вася - мужик!
Володя - походник-водник (или водочник). В общем, бывалый турист.
Леша Большой - он никогда не замерзает и всегда (может быть, даже зимой) ходит в шортах. Любит сгущенку и рыбалку. Обладает уникальными организаторскими способностями (спорткомитеты всех времен и народов вряд ли нашли бы лучшего сотрудника, особенно в области проведения соревнований по прыжкам в воду). Тоже впервые ночевал в палатке.
Леша - очень добрый человек, настоящий сибиряк (он из Томска), любящий горы и природу.
Макс - страннейший (тем не менее, хороший, как бы ни хотел казаться другим) товарищ. Человек в очках, не выпускающий КПК из рук ни при каких обстоятельствах. Он же наш "трогательный мальчик" :-)
Миша - также представитель компании "Алион". Наш шутящий пессимист.
Олег П. - просто звезда. А харизмы-то, харизмы!..
Олег С. - наш авторитет.
Серега - рубаха-парень, свой в доску.
Юля - без рекламы. Просто организатор.

Предисловие
Составляли программу очень долго. Лена волновалась. Оно и понятно, не в Подмосковье же едем… Ну, вот, программа готова, все формальности соблюдены. Рюкзаки и чемоданы :-) собраны. Мы готовы к приключениям!

День 1
11 августа 2004
Днем добирала лекарства в аптечку. Впечатление, что они составляют не менее 1/3 рюкзака. Буду выполнять функции доктора Пилюлькина: кормить всех аскорбинками, ставить горчичники и клизмы :-)
Через короткое время нашла группу: Лена и 8 мужчин. Один долго прощался с девушкой, которая буквально в "последний путь" его провожала. Народ обычный, нормальный. Подивились размерам моего рюкзака. Регистрацию и сдачу багажа прошли безболезненно. Во время 2 этапа Леша - высокий блондин с голубыми глазами - помог дотащить рюкзак и спросил, что я там везу: "Альпинистское снаряжение?".
Уже летим. Около туалета :-), по традиции. В самолете все долго ждали, когда найдется большая группа - водники, кстати. Их просто куча, может, даже, это 2 группы. Нашлись. Потом началось: пошлые шуточки "бывалых", кто-то курит. Очень хочется спать. И так еще 9 часов.

Правдивая история о посещении Камчатки

День 2
12 августа 2004
Прилетели в Петропавловск-Камчатский. Пасмурно, прохладно. Сразу встретились с гидом Еленой, получили багаж. Весело стартовали. Когда сели в автобус и поехали, поняли, что забыли "трогательного мальчика". Он вовремя догнал автобус. Напряглись слегка, решили взять себя в руки :-) . Отъехали на порядочное расстояние, вспомнили, что оставили 2 спальника на улице. Опять вернулись. Хорошее начало. К счастью, спальники не успели пристроить, их нашли и отдали нам ребята-водники.
По пути Елена рассказывала нам о Петропавловске. Наконец-то прибыли в гостиницу. Снаружи выглядит не очень, внутри гораздо лучше. Девушки-администраторы очень внимательные. Устроились, потом спустились пообедать в кафе, затем - в долгожданный душ.
После душа - на экскурсию. Ездили к стеллам, установленным погибшим защитникам Петропавловска и морякам, поднялись на смотровую площадку с видом на Авачинскую бухту. В центре бухты виднелась всплывшая подводная лодка. Гид сказала, что это редкое зрелище и все сразу начали фотографироваться на ее фоне.
Вечером решили отпраздновать наш приезд в ресторане. У кого-то выяснили, что самый хороший ресторан в ППК - "Сан-Марино". Действительно, ничего.
Небо проясняется.
Вечером раздали футболки "Команды Приключений Альпиндустрия", банданы "Алиона" и "Москитол". Народ возрадовался, были опасения, что размеры подойдут не всем (как выяснится позже, напрасно).

Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении КамчаткиПравдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки

Итак, Камчатка…
Версии происхождения названия:
- название ительменского племени;
- камчатая ткань, из которой шили одежду казаки, покорители Камчатки;
- рельеф как бархат, "камчатый".

Как появилась Камчатка:
Летел бог-ворон Кутх - главное божество местных племен, он же - символ Камчатки - над Землей, устал и решил создать сушу, чтобы передохнуть. Поднял со дна моря гору и кусочек суши. Посидел, отдохнул. Понравилось ему, что он сотворил, и решил Кутх населить сушу растениями и животными. Сидя на вершине горы, наблюдал он за всем происходящим. Потом подумал и создал человека, так как сам мог превращаться в человека. Потом оказалось, что гора, на которой сидел Кутх - огнедышащая - вулкан. И люди, жившие в ее окрестностях, во время извержений понимали, что это их создатель на них за что-то гневается.

Об аборигенах:
Местные жители до недавнего времени обожествляли и боялись вулканов и процессов вулканической деятельности, и, конечно же, не приближались к ним. Однажды шаман Паратун решил договориться с духами. Пришел на горячие источники, и, о чудо! Ничего не произошло! Сунул руку в воду, тоже ничего, только вода непривычно теплая. Так шаман открыл людям горячие источники, которые назвали Паратунскими, как и реку, протекающую поблизости.

Ужасы:
В советские времена целая группа то ли своих, то ли чешских туристов пошла на Мутновский вулкан без гида. Все они отравились ядовитыми испарениями действующего вулкана, попав в его кратер.
Японский ученый долгое время изучал медведей. Ездил по разным странам, изучал разные породы. На Камчатке ему довелось побывать около 4-5 раз. Последний был роковым. Остановившись на, кажется, Курильском озере, ученый не внял уговорам советских коллег - переночевать в домике, а не в палатке. В итоге, посредине ночи наши услышали громкие вопли, выскочили на крыльцо с ружьями наперевес, но - поздно. Медведь буквально рвал японца на куски. Потом уволок останки в лес, съел, что нравилось, остальное бросил. Конечно же, зверя пришлось пристрелить. Выяснилось, что ученый, преданный науке, решил испытать свое новое изобретение - спрей, отпугивающий медведей… Видимо, человек стремился получить 1 место в Дарвиновской премии за самую глупую смерть.
Женщина пришла на остановку автобуса. Оказалось, что не одна ждет транспорт - там же тусовался медведь. Увидев друг друга, оба с воплями бросились в разные стороны.
Зимой здесь бывает столько снега, что люди выходят на улицу со 2 этажа :-). А если циклон застает на работе, то у тебя есть 3 варианта: пойти домой на лыжах, заночевать у друзей поблизости или остаться на работе.

День 3
13 августа 2004
Проснулись, когда в Москве еще и не ложились - у нас 8, там - 23 :-). Ночь прошла довольно спокойно :-). Светит солнышко, ура! Позавтракали, собрались. Солнце скрылось.
Приехала "вахтовка" - ЗИЛ-131: здоровенный грузовик, в кузове которого оборудованы сидячие места. Перед нами, 4 несчастными, сидящими на 1 ряду, возвышается громада рюкзаков, сложенных вдоль стены почти до потолка. Того и гляди, будешь раздавлен нечаянно слетевшим на тебя рюкзаком товарища.
Стоило отъехать от Петропавловска, опять появилось солнце. Гид рассказывала, что так как город находится в бухте, с океана постоянно приходят облака и здесь почти всегда пасмурно.
Первая остановка была у Серебряного ручья, вокруг которого деревья буквально усеяны ритуальными ленточками. Ручей течет с Зайкиной горы. Народ вылетел, принялся снимать открывшуюся панораму. Солнышко припекает. Загрузились, поехали дальше.
Остановились на берегу реки Паратунка. По пути начал открываться чудесный вид на Вилючинский вулкан. На его склонах лежит снег. В реке нерестится рыба.
Видели огромных кижучей. Некоторые плыли вдоль берега кверху брюхом - зачастую после нереста рыба гибнет.
Едем дальше. Солнышко, красота. Начинается дорога в гору. Стоит подумать о собственной безопасности - рюкзаки впереди угрожающе покачиваются и начинают падать на сидящих в партере. Вдруг, машина останавливается - закипела. Все вылезли фотографироваться. Такое чувство, что эти люди только и делают, что фотографируют, выехав на природу :-). Мужики уже проголодались. В дело пошла припасенная шоколадка.
Позже, нафотографировавшись вдоволь, решили идти пешком - машина догонит. Дошли до смотровой площадки, ближе к Вилючинскому. Вулкан как на ладони, вот он, совсем рядом, красавец! Догнала машина, едем дальше. Поднялись на перевал. Пошли любоваться Вилючинским и открывшейся панорамой: Мутновский, Горелый, озерца, снежники. Вовсю цветет рододендрон, кедровый стланик сплетает свои ветви. Про фотографов говорить ничего не буду - понятно, что тут же они все извели половину памяти своих карт (километры пленки уже не актуальны :-).
Едем до промежуточной стоянки, откуда пойдем на Родниковые горячие источники, где и пообедаем. Взяли купальные принадлежности и отправились к цели.
Поднялись на первый холм, откуда открылась поразительная панорама: зеленое плато, пестрящее яркими пятнами цветов: фиолетовых ирисов, малиновых рододендронов, разноцветье других растений, а по краям возвышаются чудесные горы, покрытые то зеленью, то снегом, и действительно производящие впечатление бархатных. Видимо, именно такими они показались своим первооткрывателям, поразившимся красотой этих мест. Все буквально застыли от увиденного. Мы шли по плато и любовались окружающими пейзажами.
Дорога тем временем начала уходить под гору, спуск становился все более крутым. Начали уже перепрыгивать с камня на камень. Тут инструкторы позвали нас перейти на левый край тропы и взглянуть вниз. Зрелище было незабываемым. Немного слева с уступа весь окруженный изумрудной растительностью, стремился вниз, разбрызгивая поток воды, мощный водопад. У подножья скалы, в летящих каплях переливалась радуга. Защелкали фотоаппараты, заахали в восхищении люди. Полный восторг. Отправляемся дальше, каждый раз заглядываем в открывающиеся слева просветы, чтобы еще раз полюбоваться прекрасным зрелищем.
Немного дальше встречаем группу иностранных туристов, которые медленно взбираются по той круче, с которой мы просто летим вниз. Тут многим начинают приходить грустные мысли о том, что еще и подниматься ведь придется. Но окружающая природа не дает долго останавливаться на отрицательных моментах, и мы продолжаем спуск.
Последний отрезок нашего пути проходил по дремучему лесу, мосту через речку и вот мы у естественных термальных бассейнов. Пока дамы переодевались, молодые люди уже влезли в первый бассейн и лежали там, получая несказанное удовольствие. Из воды торчали только головы, на лицах - блаженство. В источнике было илистое дно, вода теплая. После этого бассейна народ отправлялся в соседний, где вода горячее.
Вот и мы готовы. Залезли в 1-й, посидели, перешли во 2-й, тут удалось побыть совсем немножко, т.к. не хотелось свариться. У кого-то возникла гениальная идея искупаться в речке, что находится неподалеку. Отправились к ней - течение сильное, вода ледяная. Запрыгнули в воду, легли по течению, держась за мост, с криками и воплями выскочили. Потом еще народ подошел, решили повторить - весело. Вернулись к источникам, перекусили и отправились в обратный путь. Сразу вспомнились туристы, которых видели по дороге сюда. И действительно, крутой подъем… С непривычки еле-еле забрались наверх. В авангарде шли 4 ребят, которые дошли быстрее всех… Когда пришли к лагерю, футболки можно было выжимать.
Обед был готов, и люди, переодевшись, бросились к столу. Еда была очень вкусной. Насытившись, сели в машину и отправились в путь к первому лагерю. Доехали, высыпали из машины. Ух, какой ветер! Вокруг - горы и каменистые плато. Есть снежники, на которых все фотографируются, ручьи и изредка зеленые поляны. На горизонте возвышается заснеженная вершина Вилючинского.
Ставим палатки под руководством инструкторов. Многие делают это впервые. Установили лагерь, теперь можно поужинать. А после еды можно и прогуляться: отправились на Дачные горячие источники. "Техногенный", как его назвали все без исключения, пейзаж, благодаря местной гидротермальной станции - смотрящийся как декорации к фантастическому фильму ужасов среди всех этих гор, в основном лишенных растительности, снега и бескрайнего неба. Доходим до "источников", которые в этом месте оказываются местом выбросов серных паров из-под земли. Здесь есть пульсирующий источник. Для нас это ново (то ли еще будет) и все считают своим долгом его запечатлеть.
Погуляв, собираемся обратно - темнеет. Начинаем путь, во время которого понимаем, что опять потерян один участник. Это Леша Большой. Кричим, суетимся, освещаем путь фонарями - нету. Ждем. Проходят местные, спрашиваем, не видели ли нашего. "Видели", - говорят, "ходит там, фотографирует". "Фотограф, блин…", - думаем все мы. Вдалеке видим вспышку. У Леши нет фонаря, он дорогу освещает фотоаппаратом.
Возвращаясь, держимся вместе. Уже стемнело, на территории станции горят фонари и полыхает какое-то нереальное зарево. Приходим в лагерь, чайку. Отдыхаем, немножко выпиваем и медленно расползаемся по палаткам. Как минимум, 2 человека в эту ночь лишились невинности - они впервые ночевали в палатках :-).

День 4
14 августа 2004
Утро началось с того, что большинство, еле-еле дождавшись первых лучей солнца, не просто вылезли, а выскочили из своих палаток и рванули греться у костра. Этой ночью были заморозки, и многие замерзли.
Погода выдалась ясная и холодная. Нехотя умылись (не все), позавтракали, собрались в путь. Теперь можно и на Мутновский отправляться.
Могли бы подъехать к подножью, тогда наша жизнь была бы легче и веселее, но дорогу развезло, и невозможно было проехать. Стартовали в 09-30. Путь лежал мимо "техногенной зоны", Дачных источников, в горы. Поднимаемся по склону, устланному ковром цветущих рододендронов, перемежающихся снежными полями. Горнолыжники и сноубордисты, наблюдая эти самые достаточно обширные и продолжительные снежники, облизываются и жалеют, что не взяли с собой экип. Все идут в одном темпе. Становится жарко от интенсивной ходьбы. Начинаем раздеваться, потом - стирать ноги. А панорамы вокруг открываются удивительные. Идем с перерывами на краткие остановки.
На снежнике перед очередным взлетом улавливаем движение среди камней. Инструктор показывает на небольшого зверя, который пробегает неподалеку, забирается на камень и затаивается. Это черношапочный сурок или тарбаган - местная достопримечательность. Говорят, они подпускают к себе охотников на расстояние до 5 метров, поэтому на них несложно охотиться. Но нас слишком много, ближе подбираться нет смысла. Поэтому пробуем просто заснять это чудо, фотографы щелкают затворами фотоаппаратов, выясняя, чей zoom круче. Табарган не шевелится и, похоже, не обращает на нас никакого внимания. Греется себе на солнышке. Постояли, двинулись дальше. Вот последний взлет перед основным вершинным массивом, и мы - на плато. Здесь дует холодный пронизывающий ветер, все начинают утепляться.
Идем по плато, спускаемся в овраг, сидим, ждем остальную группу. Внезапно появляется 3 незнакомца: 2 парня и девушка. Просятся к нам. Оказывается, у них нет никакой навигации, они просто решили подняться в кратер. Инструкторы качают головой, удивляясь такому безрассудству - в любой момент может опуститься облачность. Итак, наша группа увеличилась.
Пошли дальше. Характер местности поменялся - закончилась растительность, на склонах - нагромождение камней, снежники, кое-где "сыпуха". Пока шли, заметили далеко внизу автомобиль, похожий на нашу "вахтовку". ГАЗ, кажется. Он вез туристов к самому подножью вулкана. "Детство какое! То ли дело - мы - монстры трека!" :-)
Подошли к местечку, где находится могила туриста, погибшего в кратере Мутновского. Очень живописно и оживленно. Именно здесь собираются или останавливаются на отдых группы, идущие в кратер и из него. Мы, например, устроили здесь перекус. И очень кстати. Отдохнули, сделали фотографии. Впереди - большой снежник, по которому цепочкой идут люди. Снег серый, подтаивает. Угол наклона серьезный, если что, лететь и лететь :-). Продолжаем путь. До заветного кратера совсем немного осталось. Проходим по снегу, стараемся не оступаться. Отважные сходят с тропы и фотографируют группу.
Дальше - довольно резкий взлет, уже "сыпуха", и крутой спуск в ущелье. Здесь тень, снежник, принявший причудливую форму. Кажется, что идешь по жестким волнам, черной застывшей водной ряби. Слева - обрыв, куда тут же рванул Макс и парочка других фото-камикадзе под испуганные и предостерегающие крики инструкторов и наших. В общем, понятно, почему так много народа гибнет в горах. ТОВАРИЩИ, ПОЖАЛУЙСТА, СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИНСТРУКТОРОВ.
Лично я воспринимаю эти края как "Зону" из "Пикника на обочине". "Она не прощает", - постоянно вертится в голове. Большая часть группы, видимо, думает примерно так же.
Инструкторы, первый раз в этом году пришедшие сюда, показывают новый сель, сошедший, скорее всего, в этом году. Говорят еще, что здесь часто бывают камнепады. Охотно верим, но надеемся их не застать.
Боже! Какое небо!!! Ярко-ярко голубое, с легкими перистыми облаками. Что же мы раньше не обращали внимания на эту красоту?! Проходим еще немного и взгляду открывается изрезанный и изломанный, местами голубой, а кое-где коричнево-черный ледник. Что за чудо! Он сильно отличается от кавказских и гималайских, которые мне доводилось видеть раньше.
Вот, подъем на последний склон завершен, можно прыгать, кричать "Ура!" и "Мы сделали ЭТО!" :-). Но народ спокоен и, видимо, тихо радуется тому, что все-таки добрались. В результате, по показаниям GPS мы набрали 1500 м высоты, прошли не менее 17 км, а весь путь занял у нас около 6 часов.
Взору открывается обширная поляна-кратер, окруженная неровными краями скал. Со склонов сползают ледники, в самом центре кратера "бурлит жизнь". Здесь ни на минуту не прекращаются вулканические процессы: струи сернистого газа с неумолкаемым свистом и шипением вырываются из-под земли, пульсируют и кипят горячие источники и котлы с подозрительного цвета водой, бежит кислотная река, скалы покрыты язвами, из которых вырывается сернистый газ - сплошная идиллия. Стоит резкий и удушливый запах серы. Проходя мимо серных ям, вдыхаем воздух и понимаем, что этого лучше не делать - прерывается дыхание, ядовитые испарения щиплют легкие.
Погуляли по этому странному месту, сфотографировали все диковины, налюбовались окружающими скалами, ледниками и ярким небом и начали собираться в обратный путь. Дошли до снежника, языком сползающего с вершины кратера, продолжаем спуск по "сыпухе". Вдруг справа видим 3 человек, спускающихся по снежнику, понимаем, что это наши. Во дают! Некоторым такой пример пришелся по вкусу - решили попробовать. И вот уже не трое, а гораздо больше смельчаков весело спускаются по снегу. Далее начинается череда спусков и подъемов.
Открылось второе дыхание. Немногие поспевают за лидерами, поэтому приходится часто останавливаться. Под одним из взлетов захотелось сделать что-то экстраординарное. "Народ!", - говорю, - "А слабо на горку забежать?!". На безумную идею откликнулся только Макс, который сообщил, что за компанию, так и быть, пробежит вверх. Остальные от идеи явно были не в восторге - силы берегли. Рванули, я быстро выдохлась, Макс продержался подольше, но, тем не менее, удовольствие получили :-). Дальше путь продолжился в традиционном режиме.
В 19-00 первая четверка подошла к лагерю, все голодные как собаки. Слышим лай… Переглядываемся. Откуда животные? Или мысли материализуются :-) ? Нам навстречу несется пес, который не вполне дружелюбно облаивает, собственно, хозяев лагеря. Удивляемся, но продолжаем идти. Пес скачет вокруг, радуется, но как-то слишком активно и неожиданно. Погладили немного, начал успокаиваться. Но, надо и о насущном подумать. Пора есть!!! Набрасываемся на еду. Спасибо нашему повару Людмиле. Она смотрит на нас, суетится, говорит, что уж заждалась, все давно приготовила. Как вкусно!
Во время нашей трапезы народ подтягивается. До 20-00 подошли все. И все одинаково закидывали вещи в палатки, хватали посуду и набрасывались на еду. Насытившись через какое-то время, решили выпить. "Вася! Будь другом, отнеси водку охлаждаться в снежник!" Вася отнекивается, но все настаивают почему-то именно на его кандидатуре. В итоге, Вася сдается, с ворчанием несет водку охлаждаться. Нонсенс: уже через 5 минут над лагерем стоит дружный громогласный храп. Какая там водка! Кто-то даже чай не пил :-). Только Лена с Юлей ходят по вымершему лагерю. Вскоре Лена легла. Я вернулась к костру, поболтала с поваром, которая по распределению приехала сюда из Москвы, да так и осталась, о чем ни капельки не жалеет. Ее дочь живет в Москве. Вот, ведь, судьбы у людей…
Пес остался в лагере, решил провести с нами эту ночь. Последовал примеру людей - тоже улегся спать, правда, на свежем воздухе.
Через какое-то время из палатки вылез Вася. Ему не спалось. Присоединился к нашему разговору, вспомнили про водку, которая уже, наверное, совсем замерзла :-). Начался банкет. На звон кружек стал подтягиваться народ. Вышли инструкторы, которые тоже спали, развели костер. Вылез Серега, начал травить байки про свою армейскую житуху.
Инструкторы предложили высушить нашу обувь в каких-то огромных бочках, относящихся, видимо, к местной термальной станции. Сказали, что к утру все должно высохнуть. Мы, не долго думая, согласились. И вот, 3 счастливчика отправились на поиски сухого и теплого места.
С виду эти огромные агрегаты напоминали ангар из фильма "Белое солнце пустыни", который планировали поджечь басурманы - широкий металлический цилиндр с небольшой дверью. Внутри находилась труба, по которой шел горячий пар под давлением и висело несколько фонарей. Мы в своих налобных фонариках выглядели как участники экспедиции на Марс.
Оставили вещи сушиться, причем без жертв не обошлось - Серега умудрился схватиться за горячую трубу и обжечься. После чего мы с радостью покинули жутковатое место в надежде, что до утра эта штуковина не взорвется - в худшем случае, или что наши вещи здесь высохнут к утру - в лучшем.
Вернулись к костру. Подъехала наша машина - дорогой ЗИЛ. Водитель присоединился к честной компании. Вскоре из своей палатки выползли Олег П. и Леша Большой :-). Замерзли. У Олега болела нога, и вообще он чувствовал себя неважно. Я сходила за лекарствами, принесла, что было нужно. Вдруг все посмотрели на небо… Так и застыли: черный купол занимал 4/5 всего окружающего мира, он был огромен и прекрасен. А сколько звезд! Сияли и подмигивали мириады ярких белых и голубых точек, летали спутники, падали метеоры, в общем, творилось что-то невообразимое. ТАМ существовал свой мир, к которому мы не имели абсолютно никакого отношения. Мы могли только любоваться им издали. Это была фантастика, можно было не отрываясь бесконечно смотреть ввысь.
Но становилось все холоднее, пришлось спуститься на землю. Пожелав всем сидящим у костра спокойной ночи, я пошла в палатку, влезла в свой спальник и попыталась заснуть. Спалось плохо.

Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки

День 5
15 августа 2004
Картина прошлого утра повторилась - многие пулей вылетали из палаток погреться на солнышке и у костра.
Позавтракали, собрали лагерь, погрузились в машину и поехали к подножью Горелого (1829 м). Подъехали где-то через час, высыпали из машины. Вокруг - красота - лунный пейзаж: абсолютно плоское плато кальдеры Горелого в окружении гор и вулканов. Трое сразу же выразили желание остаться: 2 Олега и Леша Большой - сказалась вчерашняя нагрузка. Остальные пожелали им счастливо оставаться и ретиво полезли вверх. Несколько человек из группы тоже чувствовали себя неважно после прогулки на Мутновский - болели ноги, но стойко отправились на покорение второго вулкана. По пути Миша понял, что доверху тоже дойти не сможет и остался. Лидировала Лена.
Лезли вверх по острым камням вулканических пород - туфу, базальту и пемзе. Надо было быть крайне осторожными - камни лежали очень непрочно, в любой момент можно было подвернуть ногу.
После 2 часов подъема с продолжительными и резкими взлетами, наконец поднялись на край кратера, нам открылось грандиозное зрелище: мы стояли перед огромной воронкой кратера, на дне которого блестела в лучах солнца поверхность изумрудно-голубого озера. Его насыщенный удивительный цвет поражал. А вокруг, насколько хватало глаз, открывалась панорама на множественные вулканы вокруг.
От первого кратера мы направились к следующему по самой кромке. Подойдя ко второму кратеру, обнаружили другое, не менее удивительное и красивое озеро. Цвет его воды был молочно-зеленым.
Перекусили неподалеку от кратера, потом подошли к краю, полюбовались видами и решили взойти на высшую точку Горелого. Поднявшись по крутому, но не очень высокому откосу довольно быстро, оказались на вершине. С нее окрестности открылись как на ладони, и мы увидели всю окружающую красоту, все 11 кратеров Горелого.
Спускались по пути подъема до места, где оказались у края воронки. Взяли немного правее - отсюда начинался длинный язык снежника. По нему начался самый веселый за эти 2 дня спуск: здесь можно было просто бежать вниз, изредка притормаживая, можно было сесть и легко и просто ехать вниз, а можно было гигантскими прыжками нестись по склону. Естественно, все способы были испробованы. Так, довольные увиденным, мы быстро спустились в лагерь. Здесь был готов обед, нас ждали те, кто не ходил наверх, дул сильный ветер.
Повар решила нас порадовать - приготовила, помимо вкусного обеда, оладьи. А к ним - 2 банки сгущенки. Тут Леша Большой первый раз удивил нас всех, мгновенно съев целую банку сгущенки. Все очень веселились, наблюдая за ним. Но второй банкой никто жертвовать не захотел.
Пообедали, собрали вещи и поехали к месту заслуженного отдыха - в поселок Паратунка. По пути остановились, чтобы купить разных вкусностей и дыню. Все выскочили из автобуса, пошли в магазин, будто никогда там не были. Купили все, что хотели, приехали на базу в Паратунку. Разместились в номерах, выяснили, где находится термальный бассейн. Приведя себя в порядок, чистенькие и довольные, все встретились в бассейне. Здесь были главные радости жизни - пиво и теплая вода :-). Наслаждались термальным бассейном в теплой компании своих и не только, отрывались по полной программе и получали ни с чем не сравнимое удовольствие с каким-то обостренным чувством удовлетворения после предыдущих напряженных дней. Где-то через 3 часа общения в бассейне, Леша Большой второй раз за этот день всех удивил - своими уникальными организаторскими способностями - им были проведены спортивные соревнования по прыжкам в воду. Помимо своих попутчиков, он привлек к увлекательному состязанию всех окружающих, расслаблявшихся вокруг, и своим неуемным энтузиазмом распугал всю округу.
В общем, самые стойкие (или перенапрягшиеся в предыдущие дни :-) продержались до 5 утра. Какие же разговоры звучали в тот вечер после спортивных мероприятий! В ораторском искусстве упражнялись 4 философа, держащиеся в бассейне из последних сил: Леша Большой, Леша, Олег П., Юля. Обсудили множество глобальных аспектов человеческой жизни, естественно, затронув отношения мужчин и женщин. Должна Вам сказать, что эта тема тронула многие сердца, и все высказали свои небезынтересные мысли на этот счет. Остаток ночи проспали… в настоящих кроватях :-).

День 6
16 августа 2004
Многие проснулись с трудом - почему-то болела голова. Конечно, легко ли обсуждать такие серьезные темы до глубокой ночи (раннего утра) :-). Быстро позавтракали и собрались - за нами приехали автобусы, которые должны были отвезти к началу еще одного серьезного мероприятия программы - сплаву по реке Быстрая.
Расселись в 2 микроавтобуса, попрощались с гостеприимной базой, и отправились к реке в поселок Малки. Остановились в Елизово, чтобы приобрести блесны и прочие необходимые для рыбалки вещи. По пути была еще одна остановка в некоем населенном пункте, где продавались вкуснейшие пирожки (особенно рекомендую незабываемые пирожки с яблоками и жимолостью). Подкрепившись, доехали до Малкинских горячих источников. Они уже вызывали гораздо меньше энтузиазма у группы, поэтому 2-3 человека решили не участвовать в купании.
Малкинские горячие источники - довольно популярный среди местного населения курорт. Мы наблюдали здесь большое количество отдыхающих. Источники с горячей водой располагаются на протяжении около 1 км вдоль берега реки Быстрая (Малкинская). Получается довольно интересный контраст - бежит холодная река и буквально за 10-ти сантиметровым перешейком из речных камешков, стоит горячая вода, где и можно расслабляться.
Большинство группы влезло в ванны, рассредоточилось по разным ямкам, выбрав оптимальные температуры. Было пасмурно.
Здесь мы наблюдали интересное явление - мужчины и женщины доставали со дна термальных ванн ил и обмазывались ими с ног до головы. Причем на вопрос, является ли грязь целебный, утвердительного ответа мы не получили.
Понежившись в теплой воде, мы отправились к автобусам, чтобы проследовать на берег Быстрой, откуда должен был начаться сплав.
Приехали на берег, где уже были готовы рафты, спасжилеты, гермы, резиновые сапоги и обед. Река спокойная, оценивается как II к.с. С удовольствием поели, перепаковали свои вещи и разбились на 2 группы, чтобы разместиться на 2 рафтах. В одном поплыли 6 участников и инструктор Алексей, в соседнем - 5 участников, инструктор Максим и повар Татьяна. В каждом рафте было по 4 весла и 2 удочки. Сразу нашлись рьяные любители рыбалки. Алексей показал, как забрасывать спиннинг, мы погрузились на рафты и начался сплав.
Погода улучшилась, выглянуло и стало припекать солнышко, мы сняли куртки и свитеры. Все ближе подступают горы.
За веселой болтовней время шло незаметно. Инструктор Алексей рассказал, что предыдущая группа, с которой он ходил, видела 5 медведей во время сплава. Мы обрадовались перспективе понаблюдать за этими животными в естественных условиях, на безопасном расстоянии. Тогда мы даже не подозревали, что нас ждет в ближайшем будущем… :-)
Тем временем, пошла рыбалка. Леша Большой и инструктор взялись за лов всерьез, и вот, уже через пару часов, на дне нашей лодки плескалось 2-3 рыбины (гольцы и форель). Проплывая мимо живописных берегов, мы видели местных жителей, также занятых рыбалкой. Даже встретились с браконьерами, тянувшими сеть.
Вскоре, мы вплыли в горную область. С двух сторон нас окружили склоны, подступивших к самой воде, заросших лесом гор. Природа здесь как-будто затаилась - низко повисли облака, сделалось пасмурно и очень тихо - мы попали во владения медведей, в самый настоящий медвежий угол.
И точно, они не заставили себя долго ждать. Инструктор показывает на правый берег и шепчет: "Медведь!". Мы резко поворачиваемся, включаем камеры, хватаем фотоаппараты… Счастливчикам удается узреть зверя, остальные разочарованно следят глазами за колышущимися ветками кедрача.
Проходим еще немного, и вот оно - место первой стоянки на сплаве. Выпрыгиваем из рафтов, вытаскиваем их на берег. Поднимаемся по круче и оказываемся в уютном месте для стоянки. Тут же получаем предупреждение: здесь живет несколько медведей, поэтому вести себя нужно крайне осмотрительно, даже в туалет ходить минимум по двое. Оригинально, но, что поделаешь - это ведь мы в гостях.
Подсчитываем результаты улова - 5 рыбин - 2 форели и 3 гольца, в основном, заслуга нашего рафта.
Ставим палатки, прихлебывая "Капитанский ром", предусмотрительно захваченный из Петропавловска Лешей :-), повар готовит ужин - все при деле.
Вася нашел в лесу сиреневый цветок, напоминающий люпин. Сорвал его и подарил мне. Очень приятно :-). Я его вставила в волосы, получилось красиво.
Подходит инструктор Максим. Держит в рукаве этот самый цветок и говорит: "Дорогие товарищи! Обратите внимание! Это растение ядовито! Ни за что даже не дотрагивайтесь до него!". Пауза. Все видели, что Вася подарил мне… Мне интереснее всех узнать о возможном развитии событий, т.к. до сих пор я кручу его в руках. "А что бывает от него?", - спрашиваю робко. "Ну, там, депрессивное состояние, отравление…" и т.д. и т.п., в общем, 33 удовольствия. "А еще местное население мазало ядом этого растения свои стрелы, для гарантированного эффекта боевых действий…", - продолжает инструктор, не понимая, почему мы вдруг так заинтересовались подробностями. Со всех сторон напряженная тишина, видимо, все представили мои мучения перед кончиной.
Расходимся. Я жду последствий и все так странно на меня поглядывают…
Вдруг, долетает весть - на берегу медвежонок с медведицей ловят рыбу. Все забывают про опасное растение и опрометью бросаются на берег, вооружившись всей имеющейся техникой. В 500-800 метрах от нас вверх по реке по мелководью бродит, как сказал инструктор, медвежонок (вряд ли кто-либо из нас расценил это животное, как детеныша, т.к. размер его был совсем недетским) и ловит рыбу. Вскоре показалась мать, и вот уже семья занимается рыбалкой.
Через какое-то время, животные скрываются в лесу на нашем берегу, а мы восторженные и воодушевленные, отправляемся в лагерь и делимся впечатлениями. Конечно! Не всем так везет. Тут и ужин готов. Мы его съедаем, обсуждая первый день сплава, который понравился всем без исключения.
Темнеет, выпиты остатки "Капитанского рома". Пора спать…
P.S. История с ядовитым цветочком так и не получила развития и не отразилась на моем, видимо, закаленном московской экологией, здоровье. А, может, стоит поблагодарить "Капитанский ром"?.. :-) В любом случае, будьте бдительны. :-)

Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки " Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки " Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки Правдивая история о посещении Камчатки

День 7
17 августа 2004
Проснулись отдохнувшими и довольными - ночевка была очень комфортной. Выбрались из палаток, позавтракали, умылись, собрали вещи и приступили ко 2 дню сплава.
Те, кто встал пораньше, видели медведя, прогуливавшегося по берегу.
Погода мрачноватая, намного холоднее, чем вчера, временами накрапывает дождик.
Наш рафт первым отплыл от берега, за что мы и вознаграждены: на очередном повороте медведь переплывает реку. Какое же это странное торжественное чувство - столкновение с хозяином этих мест. Наш рафт, низкие облака, затаившиеся в них горы, река, несущая свои холодные воды, и огромный и сильный зверь, переплывающий ее перед нами. Вот защелкали фотоаппараты, включились камеры. Медведь спокойно доплыл до противоположного берега, выскочил из воды и скрылся в густых зарослях.
Продолжалась рыбалка, но сегодня нам не так везло.
Через некоторые время мы выплыли на открытый участок, где в реку впадал небольшой ручеек. Решили зачалиться, порыбачить и размяться. На мелководье можно было разглядеть рыбу. Наш инструктор, стоявший с удочкой, вдруг повел себя как-то странно. Оказалось, клюнула большая рыба. Он то подводил ее ближе к берегу, то давал слабину - боролся минут 10. Все выстроились на берегу и с нетерпением смотрели, чем все закончится. И вот, победа была одержана - показался красный спинной плавник, а затем и весь горбоносый кижуч. Какой же он был огромный и необыкновенный!
Все столпились вокруг, с интересом наблюдая за диковиной.
Поплыли дальше.
Прошли совсем немого. Вдруг, на открывшемся участке реки, мы увидели несколько рафтов, вокруг которых суетились люди. А совсем рядом, метрах в 200, заметили большую темную фигуру. Это был медведь. Он будто бы позировал и даже не счел нужным отойти от берега, когда мы проплывали совсем близко. Эти кадры были самыми удачными за весь сплав. Закончив фотосессию, он степенно удалился. Интересно, люди, стоявшие лагерем рядом, знали о своем соседе?..
Вскоре началось прохождение небольшого порога, состоявшего главным образом, из шивер и нескольких метровых валов. Получили заряд бодрости, почувствовав на себе брызги ледяной воды.
Дошли до промежуточной стоянки, где предполагался обед. Она находилась на высоком берегу, и называлась "У Мифодия". Здесь были деревянные ворота, обозначавшие вход, большой и длинный деревянный стол, скамьи по всему его периметру и кострище. Неподалеку оказался крест с табличкой. Как сказал инструктор, недавно молодой человек, прибывший сюда с группой, отправился в лес и не вернулся. Искали его долго, но так и не нашли. Грустная история.
Отправились на сбор жимолости. Нашли совсем мало. Зато травы здесь - море и она выше человеческого роста. Вокруг очень живописные корявые деревья. Не думаю, что кто-то из нас чувствовал себя здесь уверенно.
Некоторые из этих фантастических деревьев имеют дупла. В одно из которых мною решено было влезть. Я вернулась к кострищу, у которого собралась половина группы (другая половина в это время ловила и чистила пойманную рыбу), собрала папарацци и заявила, что планирую залезть в дупло. Народ пришел в восторг, вооружился техникой и отправился следом. Дупло находилось метрах в 2,5 от земли. Сначала решили проверить, нет ли там кого. Подпрыгнув и уцепившись за края, я сунула голову в дупло. Пусто. Затем, с помощью Леши и Васи (все в это время угорали), я втиснулась в дупло. Народ подтягивался на громкий хохот, съемка шла полным ходом. В завершение аттракциона, я покричала "ку-ку" из дупла и выбралась на волю. Народ, надорвав животики, вернулся к столу.
Здесь народ готовил бутерброды и вкусно пахло готовящимся обедом. Олег С. сообщил, что планирует приготовить запеченную в фольге форель (он даже вез из Москвы специи). Мы наблюдали за этим волнующим процессом, как будто принимали участие в программе "Смак". Потом был обед из 3 блюд: уха, рыба жареная в панировке и форель, запеченная в фольге. Из-за стола еле вылезли, когда сели в рафты, они едва не затонули.
По пути видели и сняли 3 или 4 медведей. Теперь мы уже пообвыклись, и на них не реагировали так бурно, как раньше. Один медведь был с белыми ушами, все очень заинтересовались таким странным окрасом. Потом была медвежья семья, ловившая рыбу у берега, при виде нас они дружно выскочили из воды и помчались прочь от берега.
Через некоторое время мы прибыли к месту стоянки.
Вышли из рафтов, поднялись на берег и поняли, что предстоит веселая ночка - вокруг роились клубы гнуса, увеличиваясь с геометрической прогрессией, едва мы начали устанавливать лагерь. Решили поскорее приготовить ужин: все вместе взялись чистить картошку, резать салат. Гнус заедал, лез в глаза, нос, рот, вскоре ни на ком не осталось живого места. Во всех тарелках были груды трупов. Чай пили, сдувая мошек на другой край кружки, этот способ назвали "камчатским". Жуть. Долго еще мы вспоминали эту стоянку.
После ужина все разбежались по палаткам. Тут нас тоже ждал сюрприз - гнус облепил их внутри и снаружи. Началась война. Мы победили, хоть силы были неравными.
Устроились, заснули. Но оказалось, что кому-то не спалось: Леша Большой с Олегом П. подходили к каждой палатке и пытались вытащить оттуда народ "потусоваться". Камикадзе не было, поэтому вскоре и они успокоились.

День 8
18 августа 2004
05-30 Просыпаюсь от странного звука, похожего на храп. Памятуя о том хоре, который устроили после Мутновского наши герои, не обращаю на звук внимание и сплю дальше. Звук повторяется, теперь я слышу его отчетливо - совсем близко. Это ревет медведь!
По лагерю проносится шум голосов проснувшихся людей. Слышу, как из своей палатки выскакивает инструктор Алексей, наш Миша тоже вылезает на свежий воздух. Бешено колотится сердце. Слышу крики, Алексей призывает собраться вместе, развести костер и устроить шум и гам. Медведь, между тем, ходит где-то рядом и продолжает реветь.
Вот народ стал собираться, я натягиваю на себя, что попалось под руку, хватаю фонарь и под собственный вопль: "Не хочу, чтобы меня съел медведь!", выскакиваю на улицу. Бегу к группе, которая пытается развести костер из мокрого хвороста. Мы шумим, стучим ложками по тарелкам, свистим и кричим, короче, устраиваем дикий гвалт всеми возможными, с имеющимися у нас средствами, способами. Через некоторое время все звуки извне затихают, остается только шум, создаваемый нами. И какой!.. Разгорается костер, самые смелые под руководством инструктора Алексея, спускаются к реке, где мы в последний раз слышали медведя. Ушел. Какое счастье. Понемногу приходим в себя, делимся впечатлениями.
Спрашиваем у Миши, как он не побоялся, практически, первым вылезти из палатки, на что Миша говорит, что медведь был настолько близко, что он испугался, что зверь просто наступит на палатку. Выяснили, что медведь ходил всего в 3 метрах от лагеря.
Оглядываем друг друга - заспанные физиономии, горящие глаза. Кого-то нет… Странно, от такого переполоха, который мы устроили, сложно не проснуться. Но были и такие. Разбрелись по палаткам. Старались уснуть.
Проснулись, все произошедшее казалось сном. Начали разговор о ночном, а точнее, утреннем, происшествии. Пришли к выводу, что общения с медведями всем уже больше, чем достаточно.
Погода испортилась: шел дождь, дул пронизывающий ветер и совсем не хотелось продолжать сплав. Но надо скорее избавиться от докучавшего с удвоенной силой гнуса, поэтому мы быстро собрались, погрузились и отплыли от берега. Теперь можно вздохнуть свободно: хоть и холодно, но все чувствуют себя в безопасности.
Прошли порог, где нас умыло обжигающе ледяной водой. Вскоре, пришли к конечной точке сплава - Японскому мосту. Отсюда нас должны были забрать машины.
За время сплава ребята насчитали 15 медведей.
Замерзшие, но довольные тем, что больше не придется плыть по реке, мы радостно выгрузились и вытащили вещи на берег. Костер никак не хотел разгораться - дрова были мокрыми. Пока инструктор колдовал над ним, кто-то прыгал вокруг, кто-то помогал разгружать и мыть рафты, а кто-то даже в такую погоду умудрялся рыбачить. Автобусов еще не было, решено было перекусить и попить горячего чая. С горем пополам справились с костром, достали еду и подогрели воду для чая. Надо было перекусить, чтобы появились автобусы. И точно, не успели мы поесть, как машины прибыли.
Погрузили вещи, потом уютно устроились сами в теплых автобусах. Состав не поменялся, как ехали туда, так и отправляемся обратно - каждый сидит уже на своем месте.
Усталые, замерзшие, но довольные начинаем путь в Петропавловск.
Стоило нам проехать минут 10 по размытой дождями дороге, как навстречу нам попадается другой микроавтобус, буквально на 1/4 завязший в грязи. Остановились, водители наших автобусов оказывали помощь, мы выстроились вокруг, разинув рты, а папарацци вели съемку.
Вытащили микроавтобус, поехали дальше. Дорогой всех разморило, после бурной ночи, и мы мирно проспали до "станции пирожковой". Вышли из автобусов, потянулись и бросились покупать горячие вкусные пироги (еще раз рекомендую с яблоками и жимолостью). На Камчатке созревала клубника (!), в то время, как в Москве клубничный сезон прошел. Накупили клубники, пива и многого другого. Поехали дальше.
Прибыли в Петропавловск, разместились в гостинице. Привели себя в порядок. Лена, оба Олега, Миша и Леша Большой решили организовать себе культурную программу на вечер и поехали ужинать в ресторан, потом Леша Большой и Олег П. отправились в ночной клуб. Кто-то отдыхал в гостинице.

День 9
19 августа 2004
Сегодня ответственный день - запланирован полет в Долину Гейзеров, многое будет зависеть от погоды. В 10-00 все собрались в холле гостиницы.
Приехала экскурсовод Елена и сообщила, что с вертодрома сводки о погоде и возможности вылета пока не поступало, поэтому сейчас мы поедем за сувенирами, а вот когда поступит информация о полетах...
На улице довольно тепло, но облачно. Будет грустно, если погода не разгуляется.
Объехали несколько сувенирных лавок, посмотрели, где что. Что понравилось - приобрели. Пока гуляли, экскурсовод сообщила, что поступила сводка и надо быстрее отправляться. Мы возрадовались, сели в автобус и поехали в аэропорт.
Приехали, вот они, наши вертолеты, стоят себе, ожидают нас. Пока ехали, выясняли, кто уже имел удовольствие летать на вертолете. Оказалось, что для всех это будет впервые. Тем более интересно.
Зашли в здание аэропорта, прошли контроль, и встали в ожидании в длинной "кишке", которая была закрыта и вела на вертолетную площадку. Подождали отстающих. Оказалось, что большая часть пассажиров - иностранцы.
Подняли ворота, мы пошли к вертолету, забрались в него, расселись. Нам рассказали о технике безопасности, раздали конфеты. Заработал винт, все включили камеры, приготовили фотоаппараты… Но вертолет не взлетал. Он стоял на месте, винт работал то быстрее, то медленнее, но взлета не было. Потом вертолет поехал, остановился, опять заработал винт - мы как бы подпрыгивали на месте. 10 минут тягостного ожидания, я не выдержала, выключила камеру - была идея снять взлет. Видно не судьба. И тут мы взлетели :-). Шум стоит оглушающий, ничего не слышно.
Сначала летели над городом, потом над лесами, долетели до океана, в конце путешествия пролетали над горами. Все так интересно, от иллюминаторов не отрывались.
И вдруг под нами - столбы белого пара, клубы зелени и причудливые скалы. Долина Гейзеров!
Опускаемся на площадку. Шелковая трава прижимается к земле, деревья гнутся. Вертолет приземлился. Мы вышли оглушенные, отправились к большому гостевому дому. Все собрались, подошла местный экскурсовод, сказала, что сейчас начнется наша экскурсия, предупредила, что обязательно ходить за ней, не отклоняясь от маршрута, и только по деревянным настилам, которыми выложена вся Долина, т.к. иначе можно причинить вред не только окружающей природе, но и провалиться куда-нибудь.
Отправились сначала к Большому Гейзеру. Спускаемся в Долину. Открывавшиеся пейзажи очаровывали своей фантастичностью, как будто на другой планете: все вокруг бурлит, кипит, испаряется, стоят столбы и облачка пара. А каких только красок нет!
Подошли к Большому, экскурсовод сказала, что его извержения мы уже не увидим, т.к. оно прошло, пока мы подлетали. Но извержение Малого Гейзера мы понаблюдаем. Малый находится ниже Большого, у самой речки Гейзерная. Гид рассказала обо всех стадиях извержения гейзеров, указала на Малый. Из его грифона (кратера) повалил пар, но в Долине не было ветра, само извержение мы практически не видели, только изредка из столба пара вылетали брызги на довольно большой высоте.
Тут активизировался грифон Большого Гейзера, неподалеку от которого мы стояли. Вот повалил горячий пар, мы почувствовали, как он волнами накатывает на нас, потом из грифона начала выплескиваться вода. Фонтан вырвался из кратера. Его размеры также скрывались за облаком пара, но, все-таки, что-то мы успели увидеть.
Немного разочарованные, пошли дальше за экскурсоводом. Прошли всю Долину, спустились к мосту через реку Гейзерная. Очень живописные места. Фотографировали без перерыва. Перешли реку по деревянному мостику. Прошли еще немного вперед, остановились на смотровой площадке. Экскурсовод рассказала про все окрестные гейзеры и источники.
Совсем особенный среди них гейзер Пестрый, или, в простонародье, Унитазики :-). Видите ли, из него вода не извергается, а наоборот, после наполнения грифона водой, она уходит под землю с характерным звуком :-). Потом отправились к грязевым котлам. Еще одна местная достопримечательность: ямы с красной глиной, засохшей и растрескавшейся по краям и булькающей в центре.
Нагулявшись по Долине, отправились обедать в гостевой дом. Пообедали, попрощались с Долиной и, удовлетворенные, полетели обратно.
Прилетели в Петропавловск, решили, что сегодня стоит организовать себе вечернюю развлекательную программу. Собрались, вызвали такси, и поехали в ресторан, в котором вчера сидели ребята. Приехали, нас было довольно много, но хозяева заведения постарались и устроили нам в центре зала большой стол. Посидели, выпили пива, потрепались о поездке и о жизни вообще. Поняли, что она - жизнь - удалась :-).
Когда все было выпито и съедено, решили ехать дальше. Все вместе отправились на дискотеку, где вчера ударно отдохнули Олег П. и Леша Большой (с утра им было нелегко, но зажгли они, видимо, по серьезному, познакомились с местной актерской труппой (как оказалась, труппа танцевала стриптиз :-), Леша устроил на сцене танец с шестом и т.д. и т.п.).
Дискотека действительно неплохая. Напились текилы, натанцевались вдоволь. Было весело. Вернулись в гостиницу. Леша Большой остался на дискотеке. Для некоторых ночь прошла неспокойно.

День 10
20 августа 2004
Сегодня мы отправились на морскую прогулку. Традиционно за нами приехал микроавтобус, мы, за исключением Леши Большого, который переутомился на дискотеке и остался отсыпаться, погрузились в него и отправились в порт.
Прибыли, погрузились на катер и отправились покорять просторы Авачинской бухты. На горизонте увидели подводную лодку.
Засели в каюте, нам принесли бутылку красного вина, бутылку коньяка, кофе, чай и печенье. Мы выпили, не ожидая ничего сверхъестественного от этой прогулки.
Пока плыли, погода прояснилась, появилось солнце, вышли на свежий воздух. А там!.. Летают всякие невиданные птички, а вокруг - вулканы, скалы и просторы бухты, искрящейся серебристыми бликами в лучах солнца. До конца прогулки в каюту больше не возвращались.
Доплыли до небольшой бухточки, с изумрудно-зеленой водой. Тут нас ждало развлечение - катание на моторной лодке. Мы разбились на группы по 3-4 человека, первая группа погрузилась на борт, и отправилась бороздить просторы океана :-). Нас катали вдоль причудливого скалистого берега, с заходом в пещеры, расположенные в скалах, подвезли к скале, которую все обозвали "Пальцем" - одинокий высокий камень, торчащий из воды, в общем, прокатили с ветерком.
Так прошли 2 часа. После "водных аттракционов" нас повезли к скалам Три брата - одному из символов Петропавловска. Скалы действительно похожи на людей. На них гнездятся тучи чаек, кругом очень красиво. Подошли к границе бухты, полюбовались открывшимся безбрежным серебряным просторам и под песню "Глюкозы" (что-то про сердце, кажется :-), несущуюся из громкоговорителя, отправились в обратный путь. Решили, что сегодня после прогулки мы едем на берег Тихого океана.
А впереди нас ждал рыбный рынок и сувенирный магазин, для тех, кто еще не успел ничего приобрести.
Прибыли в порт, попрощались с экипажем, сели в микроавтобус и поехали на рынок. А на рынке - икра и вкуснейшая рыба. Перепробовали все, что можно, оценили разницу между икрой кижуча, чавычи, горбуши и прочих лососевых, накупили килограммы икры и рыбы для всей возможной родни, друзей и коллег.
Вернувшись в гостиницу, оставили все приобретенное, взяли купальные принадлежности, опять сели в автобус, заехали за "Шампанским" (на берегу Тихого океана все должно быть красиво :-) и другим необходимым и отправились в путь.
Доехали до берега - раздолье, черный вулканический песок, прибой, солнце скрылось, на горизонте - горы, в общем, все здорово.
Пока фотографы рассредоточились по берегу в поисках сюжетов, а было их предостаточно, моржи разделись и с криками сделали пробный заплыв.
Моржами оказались: Олег П., Вася, Володя, Леша и Юля. После купания их еле откачали "Капитанским ромом", который предусмотрительно приобрели заранее :-).
Потом были вкусные бутерброды, "Капитанский ром" с "Колой" (буржуи!), "Шампанское" (эстеты!), подвижные игры, благодарственные тосты, фотографирование на память, финальная съемка и пр. Было весело. Все жалели, что время пролетело так быстро.
Но, пора домой. Сели в автобус, приехали в гостиницу. Началась самая грустная часть путешествия - сборы. Все разбрелись по своим номерам, желания куда-либо ехать уже не было, хорошо, что "прощальный вечер" был устроен вчера. Сегодня как-то и не хочется никуда ехать…

День 11
21 августа 2004
До 12-00 сборы. В 12-00 выезд в аэропорт.
Вася и Леша (мы называем их просто - счастливчиками), улетают завтра. Сегодня они провожают нас в аэропорт, а потом едут на рыбалку за крабами. Повезло :-).
Приезжаем в аэропорт, быстро прощаемся с остающимися. И очень остро чувствуем, что вот оно началось - расставание. Теперь нас не 11, а уже 9. Точно часть от целого отделилась и отдалилась… Как же глубоко это трогает. Все-таки мы стали одним целым. Теперь надо отвыкать друг от друга… А как не хочется.
Прошли все формальности, подали самолет. Мы расселись и бросились смотреть отснятый материал: фотографии и фильм, чтобы вернуть хоть часть Камчатки.
Дальше все понятно: 9 часов полета, и мы в Москве.

Эпилог
Первые дни по возвращении все кругом сыпали вопросы с одинаковым содержанием: "Ну, как?". Через силу улыбались, кратко отвечали, что все было супер (думаю, многие из нас узнают себя). А сами не вылезали из "аськи", получали фотографии друг друга и задавали те же вопросы, только смысл из заключался совсем в другом - "Ну, как ты без Камчатки?"…
Кто-то акклиматизировался быстро, кто-то нет…
А недавно мы собрались в "Мире Приключений". Жалко, что не все. Были Лена, Макс, Миша, Олег С. и я. Я очень долго готовилась к встрече - делала фильм из отснятого материала. В последний момент меня подвел мой дорогой комп - ему просто не хватило памяти. Была приготовлена полная версия нашего путешествия в нужном количестве экземпляров - по 3 dvd на каждого :-). Посидели, поболтали, посмотрели фильм. Боже, какие у людей были лица во время просмотра…
После просмотра разошлись…
Шел дождь. Мы шли по Старому Арбату к метро с Максом. "Ну, как ты?", - задаю ему традиционный вопрос. "Знаешь", - говорит, - "а ведь это было самое удивительное путешествие в моей жизни. Я до сих пор в себя не приду…".