Виды туризма

22 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Путешествия Категория сложности: нет или не указано
0 805 0

Дата: 23 июля 2006 г.

Автор: LXNG

Источник: lxng.narod.ru

 

В первые две недели июля имел возможность сходить в отпуск, который провел в Карелии. Поход был необычный как с точки зрения способа передвижения, так и с точки зрения подобравшейся компании. В качестве транспорта у нас были байдарки и автомобили, а среди участников были как те, кому за 60, так и те, кому еще нет и полутора лет. Лично я большую часть похода провел на веслах, а меньшую - за рулем. Подробный отчет еще будет, но, скорее всего, будет нескоро. Так что пока, по горячим следам попытаюсь написать несколько очерков, отражающих ключевые моменты означенного мероприятия.

Сегодня хочу коснуться темы всяческих древних культовых мест и сооружений, которые нынче привлекают не меньше внимания, чем в те времена, когда их использовали по назначению.

Я уже писал про Скалу Предков и выкладывал фотографии Онежских Петроглифов. Теперь же настал черед кое-чего более внушительного. Я хочу рассказать про два места в Карелии, в которых мне довелось в этот раз побывать. Одно из них, по заявлениям ученых, является одним из самых крупных в Карелии средоточий языческих артефактов, хотя мне оно таким и не показалось. Второе - не имеет к человеческой деятельности абсолютно никакого отношения, но при этом выглядит так, что в естественность его происхождения верится не сразу.

Итак, первая достопримечательность - это гора Воттовара, что в переводе с угро-финского означает Смерть-гора.

Кто хочет узнать про нее побольше, может посмотреть вот тут: "http://www.vottovaara.ru/seminar/galery.html" rel="nofollow". Эта гора, высотой всего 417 метров, тем не менее, является самой высокой точкой в своей половине Карелии. Своим происхождением она, по-видимому, обязана какому-то доисторическому землетрясению, хотя кое-где также просматриваются следы вулканической деятельности. Структура ее рельефа исключительно типична для Южной Карелии: вся гора представляет собой гигантскую кучу каменных глыб, покрытых дерном, на которых кое-как умудряются расти деревья.

Обилие булыжников, по-видимому, и послужило поводом для древних саамских племен избрать вершину горы своим святилищем. Саамы то ли поклонялись камням, олицетворявшим для них каких-то богов и божков, то ли просто использовали их в качестве памятников, возможно, посмертных. Так что, не исключено, что вся гора - это, на самом деле, просто место памяти об усопших.

Саамские камушки принято называть сейдами. Утверждается, что их неимоверное множество в районе вершины горы. При этом, добраться до вершины - дело довольно муторное. Мы, оставив машину на дороге у подножия горы, потратили два с половиной часа, чтобы пройти около трех километров по горизонтали и подняться всего на двести метров, которые отделяют дорогу от вершины. Для сравнения, два года назад мы с братом потратили ровно столько же времени, чтобы в байкальских горах преодолеть подъем высотой почти полторы тысячи метров. Воттовара исключительно плохо приспособлена для пеших прогулок. Внизу - бурелом вперемешку с камнями, наверху - просто очень много камней. Самых разных размеров. Но признаюсь, несмотря ни на что, место потрясло меня своей живописностью. Словами этого не передать, это надо видеть.

Теперь вернемся к теме о сейдах. Классический вариант сейда - это большой камень, поставленный на "ножки" из нескольких маленьких камней. На деле же, композиции могут быть самые разнообразные. Большой камень может просто лежать на земле, но иметь навершие из нескольких камней поменьше. Или он может быть окружен несколькими другими камнями. Вообще говоря, саамы никуда большие камни не таскали. Они просто выбирали большой удобно лежащий камень (в своем естественном положении) и что-нибудь с ним делали: либо подпирали, либо возводили вокруг чего-нибудь. Именно поэтому все это творчество зачастую выглядит как совершенно естественное природное образование. Я до сих пор не уверен, что из того, что я видел на Воттоваре, имеет отношение к языческим мероприятиям. Но выглядит красиво.

Ходят слухи, что Воттовара, помимо всего прочего, излучает какую-то темную и небезопасную энергию. Якобы у людей останавливаются наручные часы и прочие устройства, а сами люди теряют сознание. Мы почти ничего такого не почувствовали. За исключением одного единственного феномена. Есть на горе некоторое, вообще говоря, известное, место особенно большого средоточия древних артефактов, которое я для себя условно назвал "сад камней". На мой неискушенный взгляд - очень живописное болотце с каменными островками. Так вот, несмотря на то, что оно находится очень близко от вершины, под открытым чистым небом, не загороженным ни деревьями, ни каменными утесами, мой gps-приемник там постоянно терял сигнал от спутников и выдавал всякий бред. В течение одной минуты он успел мне такого навыдавать....

Не думаю, однако, что имеет смысл искать причины в каких-то тонких материях и энергиях. Вероятнее всего, просто фонит гранит (для тех, кто забыл или не в курсе: питерские гранитные набережные, например, излучают местами в десять раз больше типового радиационного фона Ленобласти). Надо будет в следующий раз взять с собой дозиметр.

В то же время, как это ни странно, в непосредственной близости от вершины горы gps-приемник работал абсолютно нормально, и показывал правду.

Бродя меж якобы священных камней и не понимая, как люди могли углядеть на них следы человеческой деятельности, я невольно и неоднократно обращался мыслями к другой карельской достопримечательности, про которую вы, скорее всего никогда не слышали. Теперь расскажу про нее.

Я для себя назвал ее Скала-Сфинкс. Я (точнее, мы с папой и моим тогда еще маленьким братцем) нашел ее лет 20 тому назад в одном из заливчиков губы Святуха в Заонежье. Намного позже, спустя аж 17 лет, мы с братом нашли ее опять, исключительно по смутным детским воспоминаниям (эту историю я уже рассказывал). Ну и вот, в этом году я посетил ее снова. Вообще, я не думаю, что про нее так уж прямо никто и не знает. Хотя мы и не встречали туристов-водников непосредственно рядом с ней, мы видели их недалеко от нее, так что, некоторые из них наверняка ее тоже видели. Но, возможно, не все особенно обращают на нее внимание. Вероятно, это все потому, что вокруг нее еще никто не возвел ореол исключительной значимости. Но я, пожалуй, сделаю маленький шажок в этом направлении, потому что скала действительно интересная.

Она расположена в самом конце узкой и длинной (полуторакилометровой) бухты, и вы, постепенно приближаясь к ней (неспешно гребя байдарочными веслами) видите все больше и больше деталей и все отчетливей понимаете, что она действительно похожа на животное. На счет сфинкса я, конечно, загнул. Она больше смахивает на тюленя, ну или на морского льва. Но, согласитесь, сфинкс гораздо романтичнее.

Так вот, вид ее заставляет задуматься: что она делает здесь? Откуда она вообще взялась? Какой безумный художник сумел вытесать фигуру таких колоссальных размеров? С добрый десяток метров высотой!

Я могу и дальше нагнетать страсти, но за ними последует разочарование. Стоит подплыть к скале поближе, становится видно, что это просто группа гигантских обломков, отколовшихся от скалистого берега. Вы меняете угол обзора, и фигура сфинкса словно разделяется на составные части, как конструктор Lego. Перед вами чисто природное образование.

Но при всем при этом, какая изумительная игра природы! Пусть даже случайная. Но это ведь двойная случайность! Вся композиция повернута таким образом, что именно вплывая в бухту, вы видите ее. Видите в течение нескольких минут по мере приближения, среди зеркальной воды, какая бы буря ни бушевала снаружи! Часто ли человеку удавалось сотворить такое!

Что бы человек ни делал, самые великолепные шедевры получаются там, где сама природа помогает ему в этом. Не так уж важно, кто разбрасывает камни по вершинам гор и вырезает статуи из бесформенных глыб. Ледник ли, ветер ли, или в некотором смысле разумный человек. Если это получается красиво - это стоит своего существования.

Места Силы Места Силы Места Силы Места Силы Места Силы Места Силы Места Силы Места Силы Места Силы Места Силы Места Силы
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию