Виды туризма

22 января 2013
( г. Волгоград )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2009
Вид туризма: Путешествия Категория сложности: нет или не указано
0 686 0

Дата: август 2009 г.

Автор: Сергей Сазонов (Волгоград)

В рассказе описаны автозаброска из Волгограда до Хибин и обратно, велопутешествие по берегу Белого Моря и Хибинам, а также сплав по рекам Умба и Колвица на Кольском Полуострове.

Источник: kayakclub.ru

Сборы

Зимой этого года нам предложили съездить в Карелию. Сплавиться по речке, а затем покататься на велосипедах и посмотреть достопримечательности. Идея была чрезвычайно интересной, но ехать в компании тех, кто ее предложил, не хотелось. По крайней мере, из-за того, что сплав предполагался по какой-то простейшей речке в составе коммерческой группы, а после нескольких лет занятий каякингом, это было, мягко говоря, не интересно.

Поэтому мы с женой начали искать себе другую компанию.

Но как водится, в Волгограде на предложение поехать куда-то в Карелию на пару неделек поплавать, на великах поездить, грибов покушать, рыбки половить. При этом, без какого либо четкого плана никто не подписывался. Пришлось призывать на помощь Интернет и судьба распорядилось так, что во время поисков информации о местных реках я на "Весле.ру" увидел объявление о поиске попутчиков в поездку на Север, с посещением Белого Моря, Хибин, Кольского полуострова велопоходом, каякингом и рыбалкой. Мимо такого пройти было просто невозможно!

После чего уже искать попутчиков стало проще, и среди тех, кто когда-то занимался водным туризмом, на предложение ехать на Север откликнулся Андрей с семьей.

Ехать решили на нашем Nissan Wingroad, оснащенным, к тому времени, фаркопом.

Подумали, собрались и поехали. Впятером на Вингроаде прихватив с собой три каяка и пять велосипедов.

Большое путешествие по Русскому Северу

Что же сказать по этому поводу…

Для начала стоит разбить ее на 4 участка:

1. Волгоград - Москва

2. Москва - Петразаводск

3. Петрозаводск - Кольский полуостров.

4. Мурманская область

  • Пункт первый. Кратчайший маршрут до Москвы - это трасса М6, к сожаленью, дорога эта находится в отвратительном состоянии. А летом этот момент еще усугубляется, трафиком, который в раз десять превышает предел, рассчитанный для этой дороги, по этому решено было объехать сие счастье по более длинной, но ровной дороге. По Ростовской области, крюк 200 километров, зато ровная дорога преходящая в М4 на границе с Воронежской областью.
  • Пункт второй. По большому счету - очень хорошая дорога, за исключением участка около 100 километров на объезде С. Петербурга через Старую Ладогу, трафик приемлемый, ехать легко.
  • Пункт три. Дорога 50 на 50. Половина очень ровное полотно, половина - тихий ужас. Последний осложнен еще чрезвычайно низким трафиком и пустынностью мест, практически отсутствуют населенные пункты и заправки.
  • Ну и пункт четыре. Дороги в большинстве своем - очень хорошие, трафик низкий, Ментов нет, рай одним словом, правда заправки в этом раю не часто увидишь, да и ценник на них не радует…

Сборы и дорога на Север

Во время упаковки прицепа, в пятницу вечером, были обнаружены небольшие проблемы с левым фонарем. У него периодически переставали гореть, то габариты, то стоп сигналы. Быстро решить проблему не удалось и пришлось ей заняться углубленно на следующий день.

Но следующий день, как назло, на мою голову кроме прицепа свалилась куча работы, которую необходимо было сделать до отъезда. После того как работа была выполнена, пришлось заниматься фонарем. Проблема оказалось в криворуком электрике, который уже пытался его ремонтировать. После аккуратной переборки фонаря он ожил, единственным минусом ремонта, оказались случайно погоревшие предохранители, из-за которых перестали работать центральный замок и поворотники.

А предохранителей в Ниссане много!

Пока я нашел тот, что отвечает за повортоники, времени прошло не мало. И восстановив их, я решил не заморачиваться с ЦЗ, и ехать так.

Как же я был неправ…

Большое путешествие по Русскому Северу

Машина то поехала, но ощущение было, такое, что управляешь запорожцем, а не чудом японской техники. В горку больше 60 ехать не получалось, по прямой скорость достигала 110 очень в редких случаях ну, и как водится, расход подходил под 12 литров…

До Москвы, как уже писал выше, мы ехали хитрым путем. Удлиняющим путь на 200 км, но делающим дорогу более ровной. Дорога по Волгогрдской и Ростовской области была пустынной, а М4 встретила нас трафиком в сотни раз большим, а заодно и подарила подарок, в виде куска покрышки от Камаза попавшим нам в бампер. Результатом стал поцарапанный бампер, потерянная декоративная накладка на ПТФ и оторванная защита арки. Защиту прикрутили обратно, матюгнулись и поехали дальше.

Скорость перемещения определенно не радовала, выехав из Волгограда около 17-00, в Московскую область мы въехали только к 9 утра. И тут нас поджидал сюрприз! Сзади раздался бум, прижавшись к обочине, мы обнаружили скончавшуюся покрышку на прицепе. И тут нас ожидал второй сюрприз - "балонник", от колес Нисана к прицепу не подходил…

На счастье чуть поодаль стояла Волга, и у них оказался нужный ключ. Поменяли колесо и поехали, думая над тем, где нам купить "балоник" и редкую резину 10 диаметра…

На въезде в Москву пришлось встать в пробке на пару часов. М4 активно ремонтируют, в результате чего дорога сузилась в два раза. В то время пока мы стояли в пробке, наши попутчики неспешно выехали в сторону Карелии и в Москве мы не задержались.

Проскочив ближе к полудню по МКАД, мы бросились их догонять. Во время остановки, на одной из заправок в Московской области, я все же решил починить ЦЗ и найдя за 5 минут сгоревший предохранитель восстановил его.

И тут же случилось чудо! Машина поехала! Даже полетела!

Было ощущение, что к ней приделали крылья. Скорость передвижения тут же увеличилась, а расход упал.

Но все равно до места встречи на Большом Толи мы не доехали километров 200. После бессонной ночи, ближе к полуночи, рулить стало совсем невозможно и мы встали ночевать на берегу какой-то речушки. Поспав несколько часов и наскоро перекусив, мы тронулись дальше. По-пути делая остановки для разорения на ягоду местных лесов, а так же фотографирования окрестного великолепия!

Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу

Таки образом, через несколько часов, мы прибыли в поселок Матросы, где нас уже ждали Кап. Смолит с семьей на черном Ховере.

В этот день решили заехать в Петразаводск, после чего доехать до окрестностей Кандалакши.

Петразаводск

Цель визита в сей славный город была очень проста: пополнить запасы провизии, а так же попробовать найти резину для нашего прицепа, ибо та, что на нем стояла медленно, но верно подходила к своему концу. Провизии закупили, а вот покатушки по городу в поисках резины толку не дали, ее нигде не было. По этому после посещения Петрозаводска, мы погнали дальше а Север, дорога была жуткой, стойки пробивало на ура, лил дождь, связь не работала, но все же к 4 утра мы добрались до одного из древнейших поселений тех краев Ковды.

Ковда, Кандалакша и Белое Море

Ковда - одно из самых старых и больших поселений Кандалакшской губы, расположено в устье реки Ковда. В XV веке Ковда уже была отмечена на картах. А в 1905 году она была больше Кандалакши. На сегодняшний день там проживает не больше 20 коренных жителей и вид ее больше похож на старинную заброшенную деревушку.

Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу

Прибыв в лесок, неподалеку от деревушки рано утром, мы немного выпили пивка и разошлись спать по палаткам под моросящим дождиком. Дождик моросил всю ночь, как же кайфово было спать под этот шум в палатке, после почти трех ночей проведенных в дороге!

Утро началось ближе к полудню, собравшись и позавтракав, мы пошли на осмотр достопримечательностей Ковды, в виде церкви и необыкновенно красивой местной природы. Вид мраморного неба на фоне ярко зеленых лесов и темной воды завораживал!

На сегодняшний день были планы добраться на Мыс Кораблик, недалеко от поселения Варзуга. Дорога наша пролегала через Кандалакушу, где под проливным дождем мы заскочили в супермаркет после чего, поехали в сторону Умбы. В Умбе, залившись на заправке под полный бак, мы повернули на Варзугу. Вскоре, асфальтовая дорога превратилась в укатанный грейдер, по которому нам предстояло пройти еще около 100 км.

Большое путешествие по Русскому Северу

По дороге, нас обогнала колона пикапов, а мы тем временем потихоньку двигались вперед, делая редкие остановки для фото окрестностей.

И ближе к полуночи мы все же добрались до места нашей стоянки, остановившись на берегу Белого моря в 15 километрах от Варзуги, недалеко от лагеря ребят из Пикап-Клуба.

Потери за день составили еще одно пробитое колесо на прицепе. Запасок не было, по этому решил с утра ремонтировать остатками старой камеры и велосипедными заплатками.

Интересное ощущения находиться за почти 3500 километров от дома с разбитым прицепом, у берега Белого моря и почти на краю Земли. Хотя в этом был и положительный момент, если забыть о прицепе, то можно было с уверенностью сказать что мы добрались до первой части нашего путешествия, мыса Кораблик. Посему решение проболеем было отложено на утро, поэтому мы приготовили шашлык на углях, которые предусмотрительно взял Смолит и употребили его под пиво и разговоры на высокие темы.

Про прицеп

Что же прицеп, который поехал с нами в путешествие был произведен в далеком 1994 году, а после куплен в магазине спорт товары моим отцом. Что с ним было в лихие 90 я точно уже не помню. На нем возили картошку, стройматериалы, умудрились сломать, а затем сварить раму… А к началу 21 первого века загнали в гараж и успешно забыли про его существование.

Несколько лет спустя, где-то в 2005 собираясь в поход вспомнил про его существование, он был извлечен из гаража, прикреплен к газели после чего успешно начал возить барахло туристов на Кавказ. Так было до лета 2009, когда мы собрались на Север.

Впервые на прицеп решено было сделать хоть какое-то ТО, которое вылилось в замену уже почти дохлых покрышек на "новые", правда то, что эти покрышки где-то провалялись 10 лет в учет взято не было. И это сыграло свою роль…

Проблемы с резиной начались под Москвой, о них уже было сказано выше, затем на протяжении всей дороги был замечен повышенный износ корда на обоих колесах и их повышенная температура, а в конце-концов завершилось это дырой в 2 пальца на корде одной из покрышек где-то в 250 км от ближайшего крупного города. И по лицам всех кто эту дыру увидел утром читалось одно слово на букву П…

В голову пришла только идея отреставрировать колесо по методу "маршрутчик", заправив в него кучу шуб и как-то добраться до цивилизации. Помешало этому одно - разбортировать его без ломика не получилось. Пришлось обращаться за помощью к соседям, соседи на просьбу одолжить ломик, для начала осведомились, зачем он нам нужен, а после того как узнали, что у нас "немного" испортилась резина, подошли к делу основательно. Спустя 20 минут вся ходовая прицепа была ими разобрана до основания…

Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу

А мы были отправлены за запчастями и хоть какой-то резиной в Кандалакшу.

Хочется сказать пару слов о местных жителях. Таких отзывчивых людей в наших краях днем с огнем не сыщешь! Тут же начиная от продавца в магазине запчастей из поселка Умба, заканчивая бизнесменом из Кандалакши. Практически любой нами встреченный на пути человек пытался нам чем-то помочь. Хозяин магазина в Умбе, долго обзванивал знакомых узнавая, где можно найти резину на 10 дюймовые диски. Затем кто-то из его знакомых посоветовал нам снять колеса с запорожца и тут же нашелся тот, кто знал, где лежит разбитый запор. Затем какой-то человек долго возил нас по Умбе в поисках хозяина этого запора, а когда оказалось, что его резина не подойдет, рассказал, где это может быть в Кандалакше.

В целом, после неудавшейся эпопеи с разграблением убитого запора, мы поехали в Кандалакшу, в расчете найти нужную резину, а если это не удастся, хотя бы купить колеса от Оки. К сожаленью, чем больше мы посещали магазинов в Кандалакше, тем больше становилось понятно, в какой мы оказались заднице. Нужная резина отсутствовала, как класс, а колеса от Оки, даже если бы нам удалось их приколхозить, вероятнее всего разлетелись бы в хлам очень скоро.

Впору было начать паниковать, но тут один добрый бизнесмен на разборке, предложил прицеп, без доков валяющийся у него на базе за 5000. К великой радости прицеп оказался коричневого цвета…

Прицеп взяли, прицепили и покатили в сторону Умбы.

На место прибыли ближе к полуночи, народ в нашем лагере был в шоке от приобретения, соседи же сказали, что решение взять другой прицеп было правильным. А заодно и посоветовали просто положить, табличку с номером от старого прицепа в салон, мотивируя тем, что врятли найдется инспектор, который не побрезгует подойти к этой ржавой железке. На том и порешили. Просто перевесив регистрационные знаки, мы получили новый прицеп и продолжили наше путешествие.

Хотя дороги взяли свое, и к конструктору нам пришлось еще докупить амортизатор, а так же немного его проварить, но об этом позже.

Мыс Кораблик, Варзуга и вело покатушки

Пока мы ездили в город ища запчасти для прицепа, остальной народ устроил вело прогулку длиной 50 км. Прокатились по заброшенным селеньям, добравшись до Северной пустыни, а так же накололи Аметистов на берегу Белого моря.

Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу

После того как новый прицеп был куплен, мы смогли тронуться дальше и посетить еще одно древнее поселение Кольского - Варзугу. Первые упоминания об этом поселнии датируются XV веком. В настоящее время Варзугу хотят превратить нечто похожее на Кижи, поэтому сейчас туда активно строят дорогу, а так же улучшают быт местных жителей. Такой школе, которую построили в Варзуге, позавидовал бы любой город!

Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу

Мы же погуляли по поселению сфотографировали местные церкви, зашли в магазин, после чего отправились в Умбу за сувенирами и Семгой. Последняя была успешно поймана в количестве 2 штук в одном из домов деревни. Клевала рыба на зеленую купюру номиналом в 1000 рублей.

Следующей целью нашего путешествия стал каякинг на местных речек, начинать, решили с Умбы.

Водный туризм на Кольском

Начали мы с Нижней Умбы. Плавают по Нижней части Умбы не часто. Большинство групп заканчивают сплав, перед авто мостом недалеко от поселка Умба, хотя самые интересные пороги, как говорят, случаются как раз за ним. По этому мы плавали именно там.

Большое путешествие по Русскому Северу

Стартовали с поляны где все обычно уезжают. Те. метров на 200 выше по течению, чем автомобильный мост. Расход у реки кубов 200. Длина сплавного участка от моста до поселка около 7-10 км. Первый порог случается сразу за озером, остальные пороги их еще около 3-4 штук ниже. В целом все довольно просто, пороги одного типа большие валы, иногда с пенными шапками. Мест где можно подвариться - нет. Разве, что что-то подобное было в первом пороге, но т. к. мы его смотрели, то все удачно объехали.

Финиш в конце поселка, река расширяется и слева в затончике виден пляж. С места финиша, так же уже можно наблюдать Белое море. Если поднять от пляже вверх, пройти через базу отдыха и пройти по дороге местами засыпанной щебнем около 500 метров, то можно выйти на дорогу в поселке, где удобно загрузиться в трансфер.

Времени на сплав от старта до финиша нам потребовалось около 1,5 часов.

За Умбой очень удобно переброситься на Колвицу, это около 70 км по хорошей асфальтовой дороге. Колвица река с малым расходом, длиной около 15-20 км, пороги в большинстве своем простые, но есть два исключения.

Стартовать лучше у автомобильного моста через реку, порожки идут довольно часто, все простые, просмотра не требуют. Ориентир первого относительно сложного порога Белый - трос через реку и будка справа, дальше река делает левый поворот и случается порог. Над порогом с левого берега стоянка, просмотр также удобней делать слева.

Порог представляет из себя две бочки через всю реку. Посмотрели - проплыли. Перед порогом мою лодку выпросил прокатиться парень из Архангельска, у их группы там была стоянка. По этому мне досталась лодка без спинки и нормального ножного упора. Никаких проблем, Кольский - это не Кавказ бочки хоть и смотрятся внушительно на деле оказываются мягкими и пушистыми.

После Белого еще случается несколько простых порожков, после чего река расширяется слева виде большой камень, справа огромное улово, а дальше порог Черный. Череда бочек вроде все промывные. Над порогом стоянка, но и начала поселка де-то в 1 км. Учитывая специфику региона, сплав мы начали около 20-30, а к порогу подплыли ближе уже поле 23. Было холодно, хотелось чего угодно, но только не сплава. По этому его не поплыли.

За Черным метров 200 быстротока (типа Кавказкой шиверки) и двухступенчатый водопад. Плавать скорее всего можно, у меня желания вечером не было, да и утром не появилось. Сразу за водопадом, начинается поселок, речка выравнивается и через пару километров впадает в море.

Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу

Дорога до водопада, нормальная, по крайней мере туда я проехал на перегруженном Вингроаде, хотя кое-где и цеплял днищем.

Хибины

Хибины - крупный горный массив на Кольском полуострове. Высота гор достигает 1191м. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными ледниками и снежниками. Горная порода Хибин богата апатито-нефелиновыми рудами, являющимися ценным сырьём для производства минеральных удобрений. А так же являются любимы местом многих туристов.

Нашей целью был вело поход на 3-4 дня по Хибинам. Стартом стал город Кировск, где на одной из стоянок мы оставили наши авто, распаковали велосипеды и тронулись в путь. Путь был не долг, немного отъехав от города и удалившись в горный массив мы остановились на ночевку.Так получилось, что ровно в этот день у нас с Дашей оказалась годовщина свадьбы, которую решено было отметить. Огромный праздничный стол организовать, конечно, не удалось, но все равно мероприятие получилось довольно оригинальным. Еще бы, пить шампанское, закусывая ананасами в середине лета, при температуре окружающего воздуха около 0 градусов, запомниться должно хорошо!

Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу

С утра мы продолжили нашу поездку. День выдался пасмурным и дождливым, по этому скорость движения оказалось очень низкой. За несколько часов, изрядно подмерзнув, мы взобрались на перевал, спустились с него и устроились на стоянку ближе к противоположному концу гор.

Следующий день был посвящен радиальным выходам на окрестные плато и достопримечательности. Очень красивый водопад не поразил совсем, особенно учитывая, что сигануть с него было не реально, а вот подъем на перевал…

Растительности в Хибинах не много, в основном карликовые деревья и мох, но к моменту приближения к вершине она исчезает вовсе! Идешь по голым, серым камням, окутанных густым туманом, ощущения такие, что попал на луну.

Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу

По возвращению мы активно собирали грибы, при чем брали только белый гриб, сыроежки и подобное за грибы уже не считая. Вечером, раздобыв сухих дров забацали грибной супчик, а так же шашлык из грибов, которых вокруг стоянки росло превеликое множество. Особый колорит посиделкам добавлял чай кипятившийся в пивных банках, т.к. нормальной посуды для приготовления пищи на костре не было.

Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу

На следующее утро было пора отправляться назад в Кировск, учитывая скорость передвижения в первый день, встали пораньше, дабы быть уверенными, что к вечеру мы доберемся до места. Но день оказался на удивление хорош. Педали крутились легко и всего через пару часов мы с Дашей уже были на стоянке, а еще через пол часа в кафе где попили горячего кофе ожидая остальных.

Большое путешествие по Русскому Северу

Следующим пунктом путешествия решили назначить Карелию, а точнее реку Янисйоки где по идее должна была быть хорошая рыбалка и водопады с которых можно было попрыгать на Каяке.

Карелия

Дорога до места заняла почти сутки и завершилась на берегу Янисокики звуком кряк, донесшимся откуда-то из под днища прицепа. Оказалось это был последний кряк крепления амортизатора. Но раз неприятность случилась уже по прибытию на место, мы решили оставить ее разбор на утро.

Утром было обнаружено, что на месте отключили все водопады, заодно и не ловиться рыба, зато грибов вокруг оказалось навалом.

По этому весь день был посвящен покатушкам на велосипедах, фотосъемке местной природы. Вечером в близ лежавшем поселке, нашелся профессиональный сварщик, который согласился нам заварить крепление. Но после того как мы притащили ему "пациента", он заодно переварил всю раму. При этом, взяв всего сотню за работу, а заодно посоветовал хороший шиномонтаж. Славику из Харлоу наш глубочайший респект!

Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу Большое путешествие по Русскому Северу

Вечер этого дня был последним в нашем совместном путешествии, Смолит с семьей собирались ехать на Соловки, ну а нам надо было отправляться домой, дабы прибыть туда к концу отпуска. По этому мы наконец смогли приготовить плов и поджарку из грибов а так же замечательно посидели вечером у костра.

Утром, собрав лагерь, мы разъехались. Наше путешествие до дома ничем знаменательным отмечено не было. Перегоревшую лампочку в ПТФ и фару так и не купили, а прицеп вызывал только отвращение, и подходить к нему никто не хотел. По этому до дома добрались без приключений, примерно за двое суток, после чего еще пол суток проспали, а после, как это не грустно пришлось выходить на работу…

Большое путешествие по Русскому Северу
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию