( г. Зеленоград )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2010

Автор: Михаил Глухов (Зеленоград)

Источник: lumigraph.livejournal.com

Часть 1 - Мурманск-Гремиха

Мурманск. На стыке двух морей

Идея съездить осенью в Заполярье родилась еще во время первого посещения Мурманска. Изначально ставилась цель просто побывать на побережье Баренцева, покидать камушки в море и побродить по осенней тундре. Но как это часто бывает, "за время пути собачка успела подрасти": ползая в гугле по карте Кольского в поисках интересностей, я уткнулся в торчащий на его северном берегу "зуб" - полуостров Святой Нос.

Учитывая мою тягу ко всевозможным мысам, косам, полуостровам и прочим выступающим далеко в море объектам, решение о том, куда ехать, было принято очень быстро :)

Святой Нос - мыс на Кольском полуострове, разделяет Баренцево и Белое море, а также Мурманский и Терский берега. Из летописей известно, что новгородцы идя вдоль берегов полуострова, издали, за несколько десятков километров, они видели далеко вдающийся в морс скалистый нос. Ему вначале и было дано название Терский нос. Терский мыс. Затем русское название Терский мыс перешло на весь полуостров, а за мысом закрепилось - Святой Нос, попав на карты западноевропейских картографов в XVI веке. Норвежцы этот мыс называли Вегестад (Путевой столб, или Путевая скала). Действительно, при плавании из Норвегии в Белое море здесь было необходимо резко менять курс.

Из описание путешествия, совершенного в 1496 году русским посольством во главе с дьяком Григорием Истомой. По словам Истомы, "Святой нос есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера, которая каждые шесть часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Одни говорили, что это середина моря, другие - что это Харибда. ...Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, крутит их и поглощает и что они никогда не были в большей опасности. Ибо когда пучина внезапно и сильно стала притягивать корабль, на котором они ехали, то они едва с великим трудом спаслись, налегши всеми силами на весла".

Существует старинная поморская поговорка "Где рыба ни ходит, а Святого Носа не минует". Через Святой Нос промышленники суда свои перетаскивали, от Волковой губы в Лапское становище. Легенда утверждает, что у Святого Носа водились супер-черви, которые протачивали суда, во время их пути. Но по преданиям святой угодник Варламий Керецкой, путешествуя из Колы на лодочке, червей этих заклял, отчего они потеряли свою силу.

В 20 км от Святого Носа находится посёлок Гремиха (он же Мурманск-140, он же ЗАТО Островной). Гремиха - в недавнем прошлом крупнейшая база Северного флота, где постоянно дислоцировались четрые дивизии атомных подводных лодок. В настоящий момент в Гремихе осталась одна подлодка (и та - памятник на площади). Военные ушли окончательно отсюда в 2000-х, оставив после себя только радиоактивные отходы и отработанное ядерное топливо, хранением и переработкой которых теперь и занимаются в Гремихе.

Единственный транспорт, связывающий Гремиху с "большой землей" - теплоход "Клавдия Еланская", который совершает рейсы каждые три дня. Эта пассажирская линия дотируется из бюджета области, в результате самый дорогой билет из доступных стоит 408 руб. 20 коп. (4-х местная каюта с туалетом и душем). Проблемой является только получение пропуска - поскольку Гремиха является ЗАТО, то для схода на берег нужен пропуск, о-о-очень непросто оформляемый.

Не буду описывать проблемы, с которыми я столкнулся в процессе, скажу лишь что ослиное упрямство в данном случае дало результат и после двухмесячной нервотрепки, за 4 дня до отправления я получил радостную весть, что пропуск готов и ждет меня в Мурманске.

Наконец, 9 сентября в 2 часа ночи я вылетел в Мурманск. Летели мы летели, долетели уже почти до Белого моря, как КВС по громкой связи объявляет что в связи с метеоусловиями в Мурманске, мы возвращаемся во Внуково. Тут надо рассказать про моего соседа в самолете, который оказался бывшим морвоенлетом и замечательным собеседником (Камиль, привет!). Вернувшись в Москву, он сразу связался со своим бывшим армейским товарищем, который теперь работает в Центре гражданской авиации в Питере, и узнал что с погодой в Мурманске и какие перспективы у такого-то рейса (вот что значит правильные связи) :) А перспективы были совершенно неясные - Мурманск накрыл туман, видимость нулевая, когда рассеется - неизвестно, ветра нет.

Чего я только не успел передумать, сидя во Внуково - время до отправления теплохода таяло на глазах, выходило что все путешествие, которое я вынашивал 3 месяца, под угрозой срыва.

В итоге мы вылетели снова, с задержкой ровно в 12 часов, и я еле-еле успел все: забрать пропуск, купить билет и даже чуть поболтать с Женей angrymanz, с которым мы знакомы были до сих пор только виртуально.

Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей Мурманск. На стыке двух морей

Выбираясь уже в сумерках из постапокалиптического ландшафта военной части, в котором очень не хотелось ночевать, я шел на его свет, надеясь хотя бы там найти нормальное место для ночлега. В итоге к маяку я вышел уже совсем затемно, еле двигая ноги от усталости, промокнув насквозь в окружающих болотах. К тому же погода начала портиться, задул противный холодный ветер с моря.

Тут выяснилась другая проблема - привыкнув к обилию источников воды вокруг, я незаметно для себя выпил все 2 литра воды в гидраторе. Выходило что даже чай, надеждой на который я жил последние пару часов, не из чего приготовить. Пришлось искать воду вокруг с фонариком. Вначале попадались только одни колеи от вездеходов, наполненные мутной жижей, потом таки нашлась небольшая природная лужа в метр диаметром. Зачерпнул, посветил фонариком - по цвету точно как крепкий чай, даже заваривать не надо :) Ничего, прокипятил хорошенько, поужинал. Забегая вперед, мои опасения насчет цвета воды оказались напрасны: в этой части полуострова другой нет, там такую пьют годами.

Только переоделся в сухое, поставил палатку как пошел дождь. В который раз порадовался, какая замечательная вещь горелка - хочешь суп вари, а хочешь палатку протапливай. Засыпая уже в полубредовом состоянии, слышал какие-то крики и даже показалось что луч фонаря по палатке скользнул - как потом оказалось парни с поста позвонили на метеостанцию, и узнав что я до нее не дошел, отправились меня искать. А не найдя, пошли на метеостанцию и пили там до трех утра, совсем про меня позабыв :)

Мурманск. На стыке двух морей

На следующее утро я быстро собрался и рванул в сторону метеостанции. Погода испортилась, небо затянуло тучами, дул холодный ветер. Часа за полтора дошел до метеостанции, и попросился там просушиться (к этому моменту большая часть вещей, включая палатку и спальник, были сырыми).

На станции обитает пять человек и маленький ребенок: супружеская пара Саша и Галя, из Алтайского края, "долгожители" станции - живут там уже пять лет, Юля из Новосибирска с маленьким Степой и еще одна девушка, а также начальник станции, которых я увидеть толком не смог, поскольку они были в отъезде на "большую землю".

Станция состоит из нескольких "квартир", каждая с отдельной кухней, дровяной печкой, газовой плитой и электричеством. Продукты забрасываются на станцию раз в год катером.

Ребята разрешили не только просушиться (для чего специально растопили печку), но и остаться у них. Оставшееся время на Святом Носу я провел в совершенно цивилизованных условиях, валяясь вечерами на кровати и читая утянутые с полок книжки, а днем совершая радиальные вылазки по окрестностям.

Мурманск. На стыке двух морей

16. Служебная комната, называющаяся "Метео". Тут ведутся и хранятся журналы по наблюдениям, а также передаются сводки. Штуковина с красными цифрами называется анеморумбометр и в реальном времени показывает скорость (7 м/с) и направление ветра (4 градуса).

17. Небольшая предыстория: в самом начале, только поднявшись от Бухтовки на Св. Нос я видел вертолет, летевший в сторону материка, но особого значения этому не придал. А когда пришел на станцию, Саша говорит: тебе бы, мол, пораньше придти, тогда бы тебя на вертушке прямо до Мурманска подбросили.

Оказалось вертушка прилетала к ним обслуживать... таксофон. Его установили совсем недавно по какой-то очередной безумной государственной программе, угрохав только на установку 8 млн. рублей. Таксофон этот обеспечен выделенными автономными источниками питания в виде солнечной батареи и ветряка и принимает карточки Россвязи, которые, скорее всего, можно купить только в Мурманске :)

Соберетесь туда, обязательно покупайте карточку. Связь на станции есть и так - спутниковый телефон, радиостанция, появившийся пару лет назад "Мегафон", но возможность почуствовать абсурдность этого мира, поговорив по таксофону на краю мира - бесценна :)

6 ноября 1862 г. (19 ноября по новому стилю) Гидрографический департамент Морского министерства "делает известие по Морскому ведомству"(аналог нынешних Извещений мореплавателям): "Что в Белом море окончены ныне постройкою два маяка, из коих один при входе из северного Океана, на верхнем или южном холме северной части мыса, называемого Святой Нос, в расстоянии около 300 саженей к N/W от башни и в 2 1/2 верстах от оконечности мыса на SO 29 1/2° в широте 68° 08 51 N и долготе 39°48 54 О от Гринвича, а другой .... Оба эти маяка деревянные, осьмиугольные, обшитые досками и окрашены светло-желтою краскою, а металлические крыши их серою краскою. На маяках установлены металлические фонари, снабжённые осветительным аппаратом катоптрической отражательной системы, На Святоносском маяке аппарат состоит из 18 аргантовых ламп, при таком же числе рефлекторов... Высота огней маяков: Святоносского от основания 58, а над уровнем моря 298 английских футов."

В 2002 г. маяк был переведен в автоматический режим, а до этого его последний смотритель, Михаил Иванович Горбунов, проработал на нем 36(!) лет.

Мурманск. На стыке двух морей

24. Вид в сторону оконечности полуострова. Интересен тем, что на нем видно как различаются по цвету Баренцево и Белое моря. А на увеличенной картинке можно видеть и границу между ними, как будто проведенную по линейке.

25. А этого косого я два раза подряд спугивал, и он стрелой вылетал откуда-то метрах в десяти.

26. Геодезический знак на побережье Белого моря.

Мурманск. На стыке двух морей

27. Типичное побережье Белого моря. Побережье Баренцева скалистое, с обрывистыми берегами до 100 м высотой, а на Белом наоборот - низкое, со ступенчатыми образованиями. Убиться насмерть куда легче на Баренцевом :)

На третий день должен был придти катер, который забрасывал отсутствовавших обитателей метеостанции, и я решил вернуться в Гремиху с ним, поскольку погода на море опять начинала портиться, а это означало что тогда мне на следующий день пришлось бы топать пешком 25 км до Йоканьги (надо сказать, цивилизованная жизнь на станции быстро развращает).

Часть 3 - За кадром

Мурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морей

8. Брошенный корабль рядом с Гремихой.

За съемку на пристане в Гремихе мне впервые за всю поездку влетело: ко мне подошел мужик в форме морской пехоты, из тех что осуществляют контроль при сходе на берег и посадке, потребовал пропуск, документы и спросил есть ли у меня разрешение на фотосъемку. Получив отрицательный ответ, сказал "тогда уберите фотоаппарат немедленно и не снимайте больше ничего!". Я конечно подчинился, но, попав на "Еланскую", продолжил снимать, правда уже куда осмотрительнее :)

Но дядька был прав, прямо перед пристанью есть большой знак "пограничная зона", так что забываться, конечно, не стоит.

Мурманск. На стыке двух морейМурманск. На стыке двух морей

Мурманск. На стыке двух морей

12. Маяк на о. Медвежьем.

14. Восход над Кольским заливом.

15. БПК "Адмирал Левченко" в Североморске.

Мурманск. На стыке двух морей

16. Атомный ледокол "Ямал" в сухом доке в Мурманске.

17. Мурманск.

18. Символ Мурманска - "Алёша", памятник защитникам Заполярья.

Мурманск. На стыке двух морей

19. Панорама Мурманска, открывающаяся от подножия "Алёши".

20. Панорама Кольского залива.