Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 2003

Автор: Ярослав Колпаков

Источник: Сайт "Горизонты"

Вообще посещение Старой Ладоги было частью нашей июльской поездки в Питер и Ленобласть. (Почти заключительной, если не считать веселого пути в Москву, во время которого мне пришлось провести ночь "безуспешного голосования" на новгородской объездной.) Желание съездить в город на Неве и легендарные Саблинские пещеры зрело как у меня, так и у моих друзей - Димы Морзюка и Володи Соломенцева - еще давно, и вот тем летом его наконец-то удалось реализовать…

Огромное спасибо хотим сказать Лёше Милитаристу, а также его брату Гоше и жене Даше за гостеприимство и помощь в незнакомом городе; спасибо Лёше и за "доставку" нас в Жемчуга. Также хотим поблагодарить девушку Люсю, приютившую нас в лагере геологов в Саблино. А Ляхницкий и его охранники must die!

Рассказа о гуляниях по Питеру и Петергофу здесь не будет - не в тему. Да и в Саблино ничего больше обычной экскурсии по Жемчугам и Штанам мы не сообразили (если не считать ночных поисков водопада и попыток Володи вскрыть Помойку "с черного входа"). Так что перейдем сразу к Старой Ладоге, поскольку место это весьма примечательно в спелестологическом отношении. К сожалению, фоток нет - фотик мой накрылся в Жемчугах. Но мы туда еще вернемся и всё сфоткаем!

О существовании такого места, как Старая Ладога, и о том, что там есть интересные дыры, мы узнали только в Питере - как раз от Милитариста. И уже "по ходу дела" решили совместить дорогу в Москву с ее посещением (хоть и находится это село, мягко говоря, в стороне от Е-105).

Лёша показал нам фотки из Таничкиной системы, находящейся рядом с селом, а также сообщил, что под церковью в селе тоже имеется небольшая системка Староладожская (около 300 м), топосъемку которой по просьбе церковников они как-то делали. (Правда, сейчас, по его словам, на входе в нее висит железная дверь с замком, которую повесили работники местного музея, желающие экспроприировать церковные подземелья в своих экскурсионных целях.) К тому же неожиданно для себя мы узнали о том, что именно в Старой Ладоге была первая столица древнерусского государства - именно туда приплыл в свое время Рюрик с дружиной. Да и дальнейшая история этих мест весьма богатая… И нас зацепило.

…Начали рано утром 23-го числа с голосования на шоссе в сторону Новой Ладоги. Для Димы и меня это был первый относительно серьезный опыт автостопа, поэтому сперва по чайничеству голосовали в черте города и, соответственно, никого, кроме нескольких "таксистов", нам застопить не удалось. Володя же, уже набравшийся опыта в поездке стопом из Москвы в Питер, смог уехать почти сразу. Мы же в конце концов вышли за городскую черту. Еще полчасика - и тормозит раздолбанный "зилок". Берет только одного - и по предварительной договоренности я уезжаю; Дима остается дальше ловить удачу.

Трясучка и жара, но лучше что-то, чем ничего. Понемногу разговорил водилу. Выяснилось, что он успел пошоферить почти по всей Европе; высказал много "хорошего" о наших дорогах, водителях и гаишниках. Высадил он меня под Кировском, за мостом через Неву, - и почти сразу около меня останавливается иномарка. Открываю дверь - водитель говорит по сотовому, держа его в левой руке; правой делает жест типа "вэлкам", даже не реагируя на мою стандартную фразу "А можно с вами в сторону Кисельни?" Ну ладно, берёте - берите, потом не надо говорить, что я вам не сказал, что я халявщик…

Долетели мы с ним до перекрестка около моста через Волхов (направо - г. Волхов, налево - Ст. Ладога) на одном дыхании; средняя скорость - около 110 км/ч. (Вообще ехал он в Волхов, но свернул не на ту дорогу, где короче, а туда, где мне удобнее.) Несмотря на "цивилизационную опошленность" мужика и его принципиальное непонимание всяческого туризма-альпинизма и т.д., выяснилось, что ему уже доводилось подвозить спеликов. Как я смог догадаться по его описанию их интересов и "происхождения", это были Илья Агапов и Андрей Перепелицын из группы "Лабиринт", о которых о знал по сайту этой группы; они искали в Ленобласти что-то вроде летающего змея… Также от водилы узнал я о том, что в Саблино, оказывается, есть радиация (по его мнению, пребывание под землей само по себе сродни самоубийству) и о том, что в Старой Ладоге недавно был Путин - к его визиту и построили новую короткую дорогу. Вдобавок прикол: выяснилось, что мужик этот видел Диму, голосующего на выезде из Питера, но не остановился - "разогнался уж…" А уже после поворота на Труфаново из окна машины я увидел стоящего на обочине Володю, ловившего машину на Новую Ладогу…

Хоть и довез он меня почти до самого села, оставшиеся пару километров мне предстояло преодолеть по совершенно пустой дороге - казалось, без шансов на попутку. Захлопываю за собой дверь, машина отъезжает, одеваю рюкзак… Мимо в нужном мне направлении летит красная иномарка… На автомате, не глядя на нее, поднимаю руку, трогаюсь в путь… Внезапно она тормозит! …Эти 2 км я пролетел за минуту - с еще большей скоростью.

И высадили меня удачно - точняком напротив Староладожской крепости. Пользуясь тем, что мои спутники еще в пути, и у меня, соответственно, есть некоторое время до их приезда, решил провести небольшую рекогносцировку.

Первым делом направился в магазинчик при "крепостном" музее. Взял пару сувениров для родственников, проянил порядок посещения крепости, а заодно узнал, что спелики здесь иногда бывают; спросил насчет "железной двери" - мне посоветовали обращаться в церковь: типа ключ от замка сейчас у них…

Пошел вверх по селу; нашел магазин и несколько "экскурсионных" старинных зданий. Разговорился на улице с одним дедушкой, которого поначалу принял за рыбака или пчеловода - по подобию широкополого накомарника на голове, штормовке и резиновым сапогам. Оказалось, нет - художник. Живет он тут уже почти неделю, рисует. Сначала обитал в шалаше на другом берегу Волхова, но после того, как пару дней назад его шалаш сожгла молния, переселился на этот берег. От него узнал, что и на том берегу есть какие-то старинные постройки (купола церкви видны и с этого берега), в которые, конечно же, отсюда ведет подземный ход под Волховом… В конце концов дедушка пригласил меня зайти посмотреть на его картины и вообще селиться с ним на берегу - и дров полно, и вода рядом. Я обещал подумать…

И двинулся дальше. Прошел вдоль полуразрушенных стен монастыря, наконец, увидел "отдельно стоящую" церковь, расположенную на холме. Церковь Иоанна Предтечи, как гласила табличка. Заходить внутрь для выяснения интересующих меня вопросов постеснялся; обошел ее кругом. Около дома священника вызвал ожесточенный лай привязанной на цепи собаки - ну теперь-то меня заметят! А ни фига: женщина (видимо, жена попа), выглянув из двери, ничего вразумительного сказать мне не смогла. Пришлось дождаться, когда сам священнослужитель, выйдя из избы, направился в церковь. Однако никакой радости, услышав мои вопросы о подземельях, он не проявил и даже сказал поначалу, что ни о каких пещерах понятия не имеет (а если и имеет, то это не должно меня интересовать). Пришлось проявить настойчивость… Уж не помню, чем я его расколол, но в итоге он направил меня к одному человечку, тусовавшемуся в храме.

И это было очень неслабо! Затрудняюсь назвать статус этого человечка в иерархии служителей культа (как и имя - забыл, а также и возраст - определить было сложно, где-то лет 15-25) - помню лишь, что помимо "чисто религиозных" дел он занимается экскурсоводством в Питере. И несомненна его достаточно высокая квалификация в вопросах культурологии и истории религии (поэтому буду называть его "культурологом"). В общем, помимо того, кому какая икона посвящена и почему, смог я от него узнать много интересной инфы и о подземельях Старой Ладоги…

Холм, на котором стоит церковь и внутри которого находятся пещеры, сложен песчаником. Система представляет собой колонник высотой 1,5-2 м и общей протяженностью ходов, как уже говорилось, порядка 300 м. В настоящее время практически вся она затоплена. По словам "культуролога", в результате подъема уровня Волхова пару лет назад поднялся общий уровень грунтовых вод, и до сих пор, несмотря на то что система находится на несколько метров выше уровня реки, продолжается ее подтопление.

По утверждению "культуролога", пещера была вырыта исключительно в целях добычи кварцевого песка высокого качества для изготовления электрических лампочек с особо тонким стеклом. Добыча велась в конце XIX - начале XX века неким Шварцем, жившем здесь же -бывший кирпичный дом промышленника находится напротив церкви, неподалеку от стен монастыря.

Пару лет назад музей Старой Ладоги поставил на вход в систему железную дверь и повесил замок в расчете сделать из церковных подземелий экскурсионный объект. Однако замок этот регулярно сбивается церковниками (впрочем, и не только), а недавно питерскими спеликами рядом с дверью была проделана дыра, через которую можно спокойно пролезть вовнутрь.

Что касается других "достопримечательностей", то оба монастыря Старой Ладоги - мужской Никольский и женский Успенский - разрушены в свое время еще шведами и с тех пор так и не были полностью восстановлены. По большому секрету "культуролог" сообщил мне о том, что в одном из этих монастырей (конкретное название мы умышленно не называем) есть возможность попасть в подземный ход длиной около 30 м, который оканчивается завалом ("Только никому ни слова! Я ничего тебе не говорил!").

Упомянул он и о другой, большой системе (Таничкиной), расположенной ниже по течению Волхова. Однако в его представлении та дыра являлась другим входом в те же самые пещеры, что расположены под церковью - к вопросу о компетенции "местных специалистов"…

Я попросил "культуролога" объяснить мне, как найти вход в систему. Он согласился отвести меня ко входу, сказав, что это недалеко. Мы спустились по краю холма, ближнего к реке. На поверхности хорошо различался ряд провальных воронок - очевидно, результат проседания этой части системы. Увидев, что попасть в систему труда не представляет, и договорившись с "культурологом" о том, что мы сможем оставить в церкви вещи на время "проведения исследования" пещеры, я спокойно отправился обратно к крепости встречать своих друзей.

На травке у крепостных стен уже сидел Володя. Я вкратце рассказал ему собранную мной инфу; он же поведал о своих приключениях (последние несколько километров до Старой Ладоги он шел пешком, свернув не на ту дорогу; зато молочка в деревне попил…).
Дождавшись Димы, умудрившегося проездить дольше, чем Володя протопал, мы скинули рюкзаки в углу музейного киоска и отправились на экскурсию в крепость.

И надо сказать, не зря - музей там действительно классный. Многочисленные археологические находки, выставленные в нем, еще больше подогревают интерес к этим древним местам. Приятно и просто побродить по территории крепости (особенно по хорошей погоде), походить по стенам, спуститься к реке. В полуразрушенных башнях, ограничивавших стену, выходящую на Волхов, обнаружились сохранившиеся "полости", проникнуть в одну из которых оказалось возможным только после преодоления небольшого шкурничка - что приятно порадовало…

Сразу после музея отправились искать дедушку-художника. Как он мне и говорил, шалашик его располагался на берегу реки, на территории Успенского монастыря. Правда, обнаружилось, что дедушка спит. Будить мы его, конечно, не стали. "Владения" его выглядели, мягко говоря, не воодушевляюще: жалкая хибара из нескольких досок и куска полиэтилена, плюс разбросанные доски вокруг - типа дрова… Короче, нас такая "стоянка" не приколола.

Пообедав невдалеке и искупавшись в Волхове, мы приступили к решению вопроса с местом нашей ночевки. Решили попробовать вписаться в монастырь (женский!), благо строений к нему относилось немерено, правда, почти все полуразрушенные. Однако все оказалось не так радужно. От первой же "опрошенной" мною женщины я узнал, что на территории монастыря находится интернат для трудных детей (сама она в нем работает), поэтому ставить лагерь в непосредственной близости от монастыря категорически не рекомендуется - детишки склонны к клептомании… Она же сообщила мне, что настоятель Никольского мужского монастыря - человек серьезный, порядки там строгие (в настоящее время монастырь является относительно действующим), поэтому в тот монастырь мы и не заходили.

По совету женщины я решил обратиться к настоятельнице монастыря - оставалась надежда на вписку в обитаемые и относительно "спокойные" помещения. Найти матушку оказалось несложно. Однако всё, что она смогла нам предложить - это либо ночевать в полуразрушенной избе "без окон и дверей", либо оставить вещи до 23.00. Подумав, мы решили, что ни то, ни другое не катит. Впрочем, с матушкой вполне можно общаться, и это главное. Вообще надо отметить, что в Успенском монастыре дела религиозные, похоже, идут не столь успешно, как в Никольском: послушниц немного, да и порядки не столь строгие.

Оставив монастырь, пошли в церковь Иоанна Предтечи - не терпелось попасть под землю. Переодешись у входа и кинув рюкзаки за церковной печкой, полезли в дыру. (Ура, наконец-то!) Колонничек прикольный, жалко что подтопленный и основательно замусоренный. В районе входа воды оказалось немного - глубина сантиметров 20-30 максимум. По относительно сухой полосе шириной 0,5-1 м нам удалось пройти метров 10-15 вдоль правой (ближней к реке) стены и выйти в небольшой сухой зал. В нем нашли лежащие на камнях листки с цифрами - видимо, маркеры, оставшиеся со времен топосъемки системы. На потолке кое-где замечали даты - в основном 1970-80-е гг. Чуть ли не по всему периметру - обвальные конусы в проходах между колоннами. Еще смогли пройти по самой стеночке лишь порядка метров десяти - дальше такой возможности нет, а вода поднимается, по-видимому, до уровня в 40-50 см. Так что без соответствующей обуви/одежды там делать нечего…

Выйдя на поверхность, еще раз пообщались с "культурологом". Он сказал, что года, отмеченные на стенах и потолке пещер - это даты проводившихся обследований системы на предмет ее устойчивости. Кстати, церковь понемногу проседает вниз: колокольня наклонена на 2 см от вертикали. Раньше даже велся специальный журнал, в котором записывались результаты обследований системы, однако сейчас он конфискован у церкви музейщиками вместе с другими архивными документами, касающимися церковных подземелий.

Отдохнув, направились в сторону Таничкиной системы, обдумывая наши смутные перспективы с ночевкой (в системе становиться не хотелось). Древние курганы, естественно, нашли сразу же (по преданию, в одном из них похоронен Вещий Олег). А вот со входом в систему возникли трудности, поскольку инструкций Милитариста как следует никто не запомнил, а спросить у него точный план поленились - понадеялись на помощь местных. В итоге обшарили все кусты и берег около курганов, затем прошли вперед и облазили неглубокий, но длинный овражек (точнее, канаву) влево от тропинки - безрезультатно… Лишь позвонив Лёше, мы понемногу врубились, где нужно искать. И практически нашли, но - …

Короче, в систему мы так и не попали. По целому ряду причин - глупых по отдельности, но удивительно сложившихся вместе в "большой повод"…Во-первых, вход оказался просто намертво заросшим крапивой (собственно, непосредственно дыру мы так и не увидели). Во-вторых, пошел мелкий дождик, и в такой обстановке переодеваться в комбезы и лезть в эту крапиву ("а может, входа там и нет вообще?") сильно желающих не было. В-третьих, около этого места была замечена очистная станция, труба с которой проходила в земле как раз в предполагаемом районе нахождения системы и выходила на берегу Волхова, извергая в реку тонны дерьма; это обстоятельство явилось, пожалуй, решающим для Володи, решившего, что запах в системе должен быть тот же, что и на поверхности… Наконец, в-четвертых, уезжать утром следующего дня нам было бы неудобно - в Москву попадали бы ранним утром через сутки, да и волну бы пропускали, а оставаться в Старой Ладоге еще на день никто желанием не горел. В итоге - мы на трассе…

Рассказ о путешествии в Москву находится, пожалуй, за рамками нашей основной тематики. Тем не менее я опишу и его - все-таки наш первый серьезный опыт стопа. (Кому неинтересно, тот может не читать!)

…С самого начала дороги домой наши пути снова разошлись. Теперь Дима почти сразу же остановил "Ниву" и уехал в сторону Волхова. А вот мы с Володей основательно подвисли на трассе… Сначала стояли напротив курганов - перед въездом в Ст. Ладогу. После того, как уже у многих водил заметили жесты "еду в село", решили пройти до его конца, чтобы рассчитывать и на "исходящий трафик" из села. Прошли. Безуспешно. Начался дождь. Решили идти вперед, до развилки возле моста через Волхов. И вот тут нам просто жутко повезло: около нас остановился "жигуленок", в котором сидело уже трое - водитель, его пожилой отец и женщина, которую они подвозили. И нас взяли обоих! Мокрых и с рюкзаками!! Вот как бывает, если грамотно прикинуться несчастными…

Добросили нас почти до выезда из Волхова, высадили под ж/д мостом, так как еще шел дождь. Мы решили дойти до развилки на выезде и встать за ней, как и полагается по всем автостопным правилам. А развилка эта имеет там вид кольца с четырьмя отходящими под углом 90° ответвлениями-дорогами. И вот, мы уже проходим это кольцо - по левому для нас полукружию - и тут я замечаю, что сзади появляется джип - весьма просторный для двоих пассажиров… Мы, естественно, поднимаем руки… - но он, еще более естественно, объезжает кольцо по правому полукругу! Я бросаюсь вправо, машу руками, но он проезжает это кольцо… и все-таки останавливается за ним!

Сели с комфортом, прокатились с ветерком. Водила оказался мужичком с седой бородкой, больше похожий на немца или вообще на Санта-Клауса. Правда, выяснилось, что он известный чел на знаменитом Киришском НПЗ, мимо которого мы и проезжали. Еще показал он нам первую в России ГЭС на Волхове; рассказал об истории этих мест. Высадил нас на выезде из Киришей, сам поехал в город - домой.

Там пришлось постоять прилично, хоть и сразу после поста ГАИ и забегаловки (вписаться не удалось). Зато мы снова отличились - застопили "КамАЗ" со сжиженным газом! С мигалкой и лимитом скорости в 60 км/ч. Какого хрена он остановился; какого хрена мы туда сели - вопрос… В результате по дороге нас "застопили" менты и штрафанули водилу на 200 р. за подвоз пассажиров в машине, следующей по спецлисту (правда, что непонятно: ни водила, ни менты не возражали против нашей дальнейшей поездки в кабине спецрейса; Володя в Питер тоже ехал на бензовозе по Е-105, и ничего; - ???); мы же убили на дорогу до трассы кучу времени из-за этого тихохода…

На автобусной остановке около въезда на Е-105 (деревня Зуево) нас дожидался Дима. По трассе чередой шли фуры. Пока сходили за водой (она в местной колонке оказалась какая-то мыльная) и приготовили пожрать, стемнело; фур стало чуть меньше. …И вот тут мы приняли решение, заключавшееся в том, чтобы продолжать путь "в ночь", а не ставить лагерь и стартовать в Москву по Е-105 с утра. Решение, позже признанное нами ошибочным. Но благодаря этой ошибке я очень хорошо узнал возможную цену автостопа…

Именно тогда мы в первый раз опробовали идиотскую (как тоже поняли только позже) штуку - использование при стоянии в темноте на обочине налобных диодных фонариков. (Естественно, издали водитель не видит эту маленькую точку, а проезжая мимо, замечает - и врубает дальний свет на полную; ты ослеплен, машина проезжает мимо…) А чего делать - место было не шибко освещенное…

Диме снова повезло больше - он уехал достаточно быстро; второго водила брать не захотел, т.к. вез арбузы (сука!). А мы снова стали куковать… После нескольких безрезультатных часов стояния решили идти дальше - к видневшейся впереди хорошо освещенной бензоколонке. Встали сразу за ней. И вот - грузовик проходит мимо меня и тормозит возле Володи. И он уезжает… А я в первый раз оказываюсь в такой жопе…

От безысходности сел в первую же остановившуюся машину (да и ее пришлось подождать прилично). Водила оказался таксистом "кавказской национальности", решившим "излить душу" редкому бесплатному пассажиру (естественно, по поводу незаслуженных притеснений по национальному признаку). Но плач этот длился недолго: довез он меня лишь до Чудова, а сам свернул в село - домой.

Осматриваюсь - темно, хоть глаз выколи. Рядом стоит чел; оказался тоже стопщиком, едущим в Москву. Пристыдил меня за мою глупость - уехать из хорошего освещенного места в такую темень. Мы решили, что друг другу уж точно ничем не поможем, и я отправился дальше по трассе, где на другой стороне виднелся комплекс забегаловок и мотелей. Однако на моей стороне напротив этого места оказался железный парапет. Что ж, пошли дальше… Еще через пару километров доплел я до поста весового контроля - вот тут-то и светло, и людно, и ГАИ фуры тормозит. Но никто из водил, к кому я обращался, желания меня подобрать не высказал - большинство собиралось спать. Я доковылял до конца вереницы стоящих фур и начал голосовать. И тут - хоть в чем-то повезло - возле меня остановилась фура. За рулем сидел молодой парень; он запомнил меня, когда я ходил "побирался", и решил помочь.

Правда, доехал я с ним всего лишь до Новгорода - и он поехал домой спать (блин, а когда же я домой попаду!?). Меня высадил напротив небольшой кафешки, где-то в километре до поворота на новгородскую объездную. И было это около трех часов ночи…

А дальше началась та самая "веселая новгородская ночка". Короче, уехал я лишь в восемь утра. За прошедшие пять часов я: потусовался напротив кафешки; прошел до поворота на объездную и постоял под мостом; прошел дальше по трассе километра 3-4 и для разнообразия попробовал постопить обратно - всё одно; вернулся, взял в кафешке "сникерс", посидел на автобусной остановке, пытаясь отдохнуть не засыпая; сидел на обочине на рюкзаке с теми же целями, думая, а не пойти ли мне пешком в Новгород, сесть на поезд и уехать так в Москву… Такой долгий облом со стопом меня просто психологически убивал. Ну ладно, ночью меня просто не видели - дальше кафешки была темень, а около нее могли побаиваться останавливаться; ранним утром машин просто не было; но вот часов с семи идущий поток, видящий меня и игнорирующий - это было нестерпимо.

Но наконец пришла и "моя" фура. Причем остановилась она метрах в 30 дальше меня и просигналила (позже водитель объяснил, что только проехав меня, увидел за мной на земле рюкзак, понял, что я турист, и решил меня взять). Как же я был счастлив свалить оттуда! Плюс ко всему фура шла в Москву… По дороге разговорились с водилой; вместе боролись со сном, обедали по пути в кафе у дороги - всё, как полагается. Плюс ко всему на одной заправке он договорился с другим дальнобойщиком о моей "пересадке": он шел лишь до Химок, а тот ехал на МКАД. Кстати, мой новый благодетель сообщил мне, что якобы видел меня, голосующего ночью на новгородской объездной, но когда он остановился, я уже куда-то пропал (он ночью спал, поэтому я и "догнал" его). По дороге к Твери вздремнул и я. Ближе к Московской области нас догнал мой прежний "подвозчик" и они еще какое-то время посоревновались в скорости; к сожалению, моя новая фура проиграла, но это уже было все равно.

Высадился я на повороте с МКАД на Дмитровское шоссе; почти сразу сел на автобус до метро; пара остановок, и я дома. Вот, в общем-то, и всё…

Фура, которую застопил Дима еще у Зуево, шла в Москву, и он спокойно добрался на ней почти до дома. А вот Володя приехал еще позже меня. В какой-то момент, оказавшись "в позиции голосующего", он решил, что надо поспать. И ломанулся напрямик в лес. Не ставя палатки, лег, "на чем Бог послал". Проснулся утром он в буйных зарослях крапивы…