( г. Санкт-Петербург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2006
Автор: Дмитрий Ворон (Санкт-Петербург)

"Ах, как прекрасен стук колёс
и как наивна, хороша природа
меня увозит паровоз
как можно дальше от народа
И я наполовину вылез из окна
И разрезаю быстрый ветер свистом
Я знаю - с нетерпеньем ждёт меня она
И просит побыстрее ехать машиниста

И проводница, и вагон,
Гул проводов и ложка, что в стакане
Напоминают мне о том,
Что еду я навстречу к милой даме
И вот она уже близка
Стоит и машет мне зелёным платьем
Моя красавица Тайга…
Ждёт меня в свои объятья…"

"Тайга", У? Е!

Зная о мечте флейтиста "У? Е!" Димы Ворона съездить в тайгу, солистом группы Баденом была написана эта песня. Песня-мечта, которая стала реальностью.

Мой поход в Центральную Сибирь, а точнее в район Подкаменной Тунгуски недалеко от падения метеорита в 1908 году, был запланирован ещё 3 года назад.

Цель поездки - знакомство с нравом и занятиями сибиряков, погоня за тайнами и красотами местной тайги, но самое главное для меня было - это возможность добраться до староверческих поселений, что раскиданы повсюду в Енисейском и Эвенкийском регионе, куда я держал путь. Также воочию узреть образ жизни, род занятий, и возможность пожить среди старообрядцев.

Не стану подробно описывать начало пути, почти 4-х суточное томление в душном транссибирском эшелон Москва-Красноярск и далее до конечной ветки г. Лесосибирск.

За 3 года моих сборов в Сибирь, мне пришлось пережить немало диковинных сновидений касаемых этой поездки, а также стенаний и причитаний в родных и близких, великодушно пророчащих мне кончину в оных уголовных местах, где Закон - Тайга, и медведь - прокурор. Короче говоря - Сибирью я бредил.

Добравшись до города Енисейск, где течёт могучая, на тот момент вышедшая из берегов река, я надул свою лодку-спасительницу и начал переправу. Река несла на север всякий хлам и муть. Я только успевал лавировать между проплывающих "топляков" в виде 20 метровых сосен и елей, в боязни пропороть моё "судно". Ширина реки была 2 км, и я с большим трудом преодолевая течение оказался на том берегу, снесённый ниже на 1 км. Это была первая трудность.

Адреналин набирал свою силу, я уже забыл о еде, о жажде. Мой ум стал перестраиваться на экстрим - среду обитания. Почти с неподъёмным рюкзаком и лодкой я минул местную деревушку и стал ожидать вахтовку, что понесёт меня дальше на север. Спустя 11 часов я добрался до посёлка геологов и охотников под названием Тея, что с Эвенкийского языка означает красавица. Согласно местному фольклору Тея, дочь какого-то шамана, не в силах вынести гибели своего возлюбленного, молодого охотника, бросилась с высокой скалы и превратилась в прекрасную чистую реку, которая и по сей день, носит её название.

Благодаря удачному знакомству я прожил в Тее 4 дня. Накопил множество полезной информации и предостережений, которые уберегли меня от многих дальнейших ошибок, и неоправданного риска. Отблагодарив полпоселка, я двинулся далее к намеченной цели, то есть ещё 130 км на север к реке Вельмо, что впадает в П. Тунгуска. Добравшись до глухой деревни Вельмо-2, я опять надул своё судно, вырубил на месте вёсла и пошёл дальше по реке. Где-то через 4 км я получил первую носовую пробоину и подумал, что это финиш. Моей обиды не было предела, 5000 км проделаны зря.

С трудом я, как кляп, засунул кусок полиэтилена в расползшийся шов, и так, подкачивая на ходу, прошёл 16 км. Солнце уже садилось, но жара не спадала, и я сделал первый привал в охотничьей заимке. Со мной ночевал ещё некий дед-рыбак по имени Володя, который ставил рядом сети. За пару дней мы уже пообвыклись друг к другу, но погода стала портиться, и он заторопился домой, благо у него был мотоцикл, на котором он доехал по лесной тропе.

Я остался один на один с дикой тайгой и наспех заклеенной лодкой. Не дожидаясь очередного проливного дождя, я свернулся и продолжил путь по реке. Через 2 км я заночевал в ещё одной избушке, больше похожей на землянку, полуободранную на дрова ленивыми людьми, и полную комаров и мошки. С горем переночевав, утром я опять свернувшись, поехал далее, уже серьёзно настроенный добраться до поселения староверов. До него было 25 км. Течение реки стало быстрее, и это облегчило мою долю. По пути ловил рыбу, щёлкал беспрестанно фотоаппаратом, еле успевая подкачивать лодку, которая уже во втором месте пошла по шву. Глубина реки была не более 1.5 метров, так что бояться было особо нечего.

Погода опять портилась, и я наспех успел сварить еду, которую доедал уже под 40-минутным проливным дождём и атаками всё той же нещадно кусающей мошкары.

Преодолев несколько галечных кос и мелей, накупавшись вдоволь, к вечеру я прибыл в Вельмо-1 - посёлок староверов. Почти вся деревня высыпала на берег реки, поглазеть на диковинного путника. Увидев суровые, заросшие бородами лица, я не знал, с чего начать разговор. В старинной форме изложив приветствие, я спросил ночлег и посвятил всех в свою беду и цель приезда.

Говорили со мной дружно, но отчуждёние и недоверие чувствовалось довольно ощутимо. Наконец меня познакомили с Мефодием, мужиком 40 лет, который был учителем местной школы-пятилетки, где мне и дали приют, снабдили железной печкой, что приготовить еду. На этом всё гостеприимство и закончилось.

До намеченной цели было ещё 180 км пути, но далее я двинуть не имел возможности. Плавсредство моё оказалось слабее меня, и не выдержало веса снаряжения. Тем не менее, я был рад и горд от осознания почти выполненной миссии.

Назад до Красноярска я ехал с охотником, который забрал меня из деревни, благодаря помощи староверов. Сначала мы ехали на длинной лодке с мотором, перетаскивая периодически её через мели и пороги, а после - на военном УАЗике 800 км до города, с дикой тряской по разбитым и опасным таёжным дорогам.

В конце сего рассказа хочу выразить признательность и благодарность всем, кто за меня молился, поддерживал и просто желал удачи в дороге. Особая благодарность - Бадену и Казакову Алексею за помощь в поиске, составлении и распечатке карт маршрута, фотографий местности и всевозможной информации о том крае, в который я совершил своё путешествие.

Дмитрий Ворон, август 2006 г.