25 января 2013

2 Шахов А. В. 1978 МГУ, аспирант 5-У Зам. руководителя
3 Коновалов Г.М. 1980 МФТИ, аспирант 4-У Фотограф
4 Пашкова О.П. 1977 ГНПП «Аэрогеофизика» 5-У Завхоз
5 Николаев Д.В. 1975 ООО «Палиха» 5-У Завснар (подз.)
6 Гатилов Д.В. 1975 в/ч Павшино 4-У Участник
7 Шаповал Д.В. 1985 Ин-т Управления, ст-т 5-У Участник
8 Ларионов С.А. 1985 П/у №156, ст-т 4-У Участник
9 Макаров К.А. 1979 МАИ, ст-т 4-У Участник
10 Рымарь Д.Е. 1986 Шк.671 3-У Участник
11 Бугакова Н.И. 1986 Шк.671 3-У Медик, завзоз

1.2. Цели и задачи похода

При планировании похода мы исходили из того, что задачи 3-х предыдущих крупных летних спелеопоходов группа успешно выполнила, т. е. отработаны навыки жизни на поверхности в экстремальных условиях высокогорья (сильный ветер, отсутствие костра, недостаток воды) в течение продолжительного времени, навыки исследования неизвестных пещер, первопрохождения отдельных участков, навыки самостоятельной навески снаряжения, навыки работы на больших глубинах (600-800м. и более) с применением гидрокостюмов, жизни в подземном базовом лагере, т. е. повысился общий "вертикальный" опыт группы. Появился опыт многосуточных выходов на большие глубины (3-5суток). Кроме того, улучшилось материально-техническое положение (больше стало карабинов, ушей, спитов и т. д.) - благодаря финансовой поддержке в рамках Первенства ВОУО по туризму. Еще 1 важное обстоятельство - в клубе подрастает новое поколение спелеологов, (2-3 года обучения), имеющих уже опыт прохождения пещер 3-й к.с., но не бывавших в продолжительных летних спелеопоходах, наиболее опытная часть которого, заслужила право участвовать в большом летнем походе. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая прошлогодний опыт работы на Бзыбском хребте была выбрана пещера им. Пантюхина (1508м.), находящаяся в западной части хребта, рядом с границей леса.
Перед группой стояли 3 задачи:
- спортивная, т.е. получить представление о пещере, пройдя её до нижних уровней (-1300-1400м) хотя бы частью группы и улучшить навеску снаряжения.
-психологическая, т.е. создать разновозрастный коллектив, не допустить "конфликта поколений" в условиях длительного спелеопохода
- экологическая (как часть краеведческого задания), т.е. вынести мусор, оставшийся в пещере от прошлых экспедиций, из верхней части пещеры - до глубины -600м.
Подготовка к спелеоэкспедиции началась с ноября 2002 года, она включала в себя 3 экспедиции (осенью на хр. Алек для отработки самостоятельной навески снаряжения, зимой на Южный Урал (на лыжах) и весной 2003г - в Архангельскую обл. для отработки постановки и снятия подземного базового лагеря в обводненной пещере (речь идет о вышеупомянутом молодом поколении, поскольку старшие члены группы итак умеют все это). Кроме походов подготовка включала активные тренировки, участие в многочисленных соревнованиях, изготовление и покупка разнообразного снаряжения.

1.3. Организация похода

При паковке груза мы исходили из того, что предстоит переход границы в Псоу - таможня, пограничный и милицейский контроль, т.е. вещей должно быть поменьше и перенести(или перевезти) их через зону досмотра надо за 1 раз. Но при этом рюкзаки получались такого веса и размера, что их невозможно было нести и укладывать в поезде, к тому же весь груз все равно не влезал - поэтому мы остановились на варианте 1 человек - 2 упаковки груза (свой рюкзак+"групповой" рюкзак или транспортный мешок). Группа сильно зависела от автотранспорта, поэтому внутримаршрутные переезды съедали очень много денег. подъезд и отъезд
машина на Курский вокзал - 800руб.
поезд Москва- Адлер (2дня, в среднем 800руб. на человека)
машина Адлер - Псоу (30 мин., 400 руб.)
переход границы, вещи перевозят местные "тачкисты", 1 тачка - 8-10 рюкзаков, 300 руб., у нас было 3 тачки(900 руб.), остальное - на себе. Пограничный контроль не представляет сложности, если у всех в порядке паспорта, таможенники попросили показать аптечку (есть ли сильно- действующие наркотические препараты), но мы знали о такой возможности и все лишнее из аптечки убрали на дно рюкзака еще в поезде. Единственная неприятность - долгое стояние в очереди при подходе к первому пункту контроля на Российской территории при сильной жаре. Машина из Псоу до предгорий Бзыбского хребта после долгой торговли обошлась нам в 3 000 руб. (до пос. 10-й км. По шоссе на оз. Рица). Выбор этого поселка объясняется тем, что только в нем есть мост через р. Бзыбь (пешеходный), а дальше - пешком, 4 км - вдоль реки, по её левому берегу, а потом - подъем на хребет. Отъезд выглядел так: 20 августа вечером нас ждала машина у моста в пос. 10-й км. до оз. Рица, а потом в г. Гагра - 1 500 руб. Поездка в Сухуми с возвращением в Гагру - 2 000 руб. Маршрутка Гагра - Псоу - 300 руб х 2 машины = 600 руб.
Проживание в Гагре обошлось нам в 1 500 руб. - по 500 руб. за ночь, но сюда входит и чистые простыни и горячий душ, стиральная машина, телевизор, а главное - интереснейшие разговоры за общим столом, которые очень дали нам очень много информации о прошлом и настоящем Абхазии. Адрес в Гагре - ул. Космонавтов, д.29, т. 4-27-89, Лева Устян

Транспорт и варианты заброски

Днем по трассе Псоу - Сухуми, на которой расположен поворот на Рицинское шоссе, оживленное движение, уехать нетрудно, но с наступлением темноты машины останавливаться перестают. Время в пути от Псоу до пос. 10-й км. - 1час Другой вариант заброски - через поселок Блабурхва (так мы забрасывались на Бзыбский хребет в прошлом году), но он не выгоден для западного края хребта, где находится пещ. Пантюхина- придется пересекать весь хребет, с юга на север, причем пешком. Третий вариант заброски - опять же, через пос. 10-й км., но с помощью пастухов, а точнее - их лошадей, для подъема на хребет. Об этом варианте мы подумываем, как о возможном на следующий год. Четвертый вариант заброски - вертолетом из Сухуми, но его высокая стоимость (800- 900 долларов) делает этот способ труднодоступным. Другие виды транспорта, такие, как электричка, имеют только 1 достоинство - не надо стоять в очереди при переходе границы (контроль прямо в вагонах), но она ходит 1 раз в день и все равно потом искать машину, так что лучше сразу делать это в Псоу.

Медпункты

Ближайший медпункт - в пос. Бзыбь, но лучше, если возникла необходимость в медицинской помощи, ехать в г. Гагра.
ПСС
Телефон ПСС г. Сочи 8-8622-68-02-02 (или 68-03-03), адрес - г. Сочи ул. Пластовская 151-А (остановка "вертодром Спартак")
На самом хребте мобильники не работают, но внизу, в пос. 10-й км и при подходе к нему -работают, позвонить уже можно. В случае аварийной ситуации от пещеры вниз до зоны работы мобильника можно добежать за 3-4 часа.

Магазины и закупка продуктов

Ближайшее к району похода место, где есть различные магазины, хозяйственные, промтоварные, а не только продуктовые ларьки - это г. Гагра. Но мы рекомендуем покупать все, кроме овощей и фруктов, на Казачем Рынке в Псоу, перед пограничным мостом (на территории России) - там есть всё, начиная от круп и кончая батарейками и резиновыми сапогами, причем по приемлемым ценам. Овощи и фрукты лучше покупать в Абхазии - либо на рынке в Псоу, либо по Сухумской трассе. Планируя место лагеря спелеоэкспедиции в р-не пещ. Пантюхина следует учесть, что молоко, сыр и творог можно брать у пастухов - в подарок, на обмен (те охотно берут сухари, печенье и т. п.) или за деньги, хотя они это не очень любят - все таки мы у них в гостях.

3. Техническое описание маршрута

3.1. Спортивно-техническое описание п. Пантюхина

Авторы: Пашкова Ольга, Кашепов М.В (общая редакция)
Рымарь Даниил, Бугакова Наталья -от К-107 до ПБЛ-600, Ларионов Станислав, Шаповал Денис - от ПБЛ-600 до уступов в донной части.
В составлении СТО принимала участие вся группа.

Пещера 5к.с., при дождливой погоде на поверхности практически во всей пещере наблюдается капель, местами сильный дождь.. Гидрокостюм желателен, но не обязателен при наличии хороших сапог и непромокаемого комбинезона.

Все размеры и расстояния указаны "на глаз". Все направления указаны из соображений: если человек стоит на ногах в зале, то он стоит спиной к стене(вдоль которой спускался), а если он висит на веревке в колодце, то лицом к стене, вдоль которой провешена веревка.

Условные обозначения и сокращения:

ПБЛ - подземный базовый лагерь.
ШК - шлямбурный крюк.
ЕО - естественная опора (элемент рельефа).
К20 - колодец глубиной 20 м.
У5 - уступ высотой 5 м.

1. Вход расположен в 100 м. на северо-запад от тропы между кошами пастухов, воронка неотчетливо выраженная, заросшая травой, главный ориентир - мемориальная доска, и представляет собой 2 щели между глыбами шириной 40 -50 см., глубиной 2 м. На входе мемориальная доска.
2. 2 м. спуска по глыбовому завалу, ~5 м. наклонно вниз по меандру до веревки с узлами.
3. Спуск распором вниз вдоль веревки ~5м. в зал диаметром 3 м.
4. Справа на высоте 1м. очко диаметром 0.4 м. выводит в галерею с натеками шириной 2 м. и длиной 7 м. В эту галерею проще попасть, если из зала с веревкой пролезть в ход в противоположной стене от веревки. Через 3 м. этот ход приводит в расширение, направо уходит галерея, продолжение хода влево вниз.
5. Ход в меандре высотой 1.5 - 0.5 м., длиной 7 м., на полу лужи. До каменной перемычки в меандре на высоте ~2 м., обходится по верху. Передвижение в меандре распором на высоте ~2 м., до глыбовой пробки ~8 м. и после нее спуск вниз до дна.
6. По дну меандра ~10 м., потом по второму уровню меандра, также можно пройти по дну меандра на четвереньках.
7. Если идти по верхнему уровню, то через 7 м. будет спуск до дна меандра ~4 м., по дну меандра ~3 м. до уступа 2.5 м.
8. По дну меандра ~10 м. до расширения диаметром 3м. Слева приходит приток (при возвращении назад надо быть внимательным, чтобы не уйти по нему). Продолжение хода по току воды под глыбу.
9. Ход по воде ~4 м., ход сужается и надо забраться на камень. По низкому ходу ~4 м., до спуска вниз распорами ~5 м. навешаны паводковые перила - веревка с узлами.
10. Зальчик диаметром 5 м., на полу большие глыбы, вода уходит по стене вдоль веревки вниз. При малой воде можно спуститься вдоль воды. При паводке продолжение хода в противоположном углу зала справа внизу, через 2 м. веревка.
11. Спуск вдоль веревки 6 м. в зал диаметром 3 м. (см. фото 8.), дальше вдоль веревки еще 2 м. вниз, дальше по воде еще 7 м. до сужения меандра и подняться на каменную перемычку на высоту ~2 м. Перемычка длиной ~1.5 м., с нее спуск вниз до дна меандра. По дну меандра ~2 м. до следующей перемычки, которую удобнее обходить по верху и спуститься с нее опять до дна меандра ~2м.
12. Дальше однозначный путь по меандру ~30 м., внизу слышен шум воды.
13. Ход приводит к небольшому расширению и огромному колодцу. На правой и на левой стене есть спиты и шлямбура, здесь удобно одевать вертикальное снаряжение. На левой стене сзади есть памятная табличка.
14. Первая навеска колодца К107 начинается по левой стороне. Наверху его небольшая площадка ~ 2 на 3 метра. После двух перестежек на левой стороне, оттяжка, после которой навеска переходит на правую сторону колодца, на которой расположено еще 9 перестежек. В начале размер колодца составляет около 5 м. в ширину и 10 в длину, после расширяется до 10-15 м. На расширении начинается достаточно сильная капель, местами переходящая в небольшой ручеек. Камнеопасность минимальная.
15. Колодец заканчивается просторным залом диаметром около 10-20 метров.
16. Следующий колодец К44 начинается с двойных перил, до которых 5м. Длина перил ~ 10 м. Потом резкий перегиб, переходящий в вертикальную веревку, идущую по торцу колодца.
17. Колодец состоит из 4-х перестежек. Имеет вытянутую форму. Ширина 5 м., длина 15 м.
18. Каскадом через глыбовый завал К44, переходит в К32, в котором 3 перестежки. Диаметр колодца составляет около 10 м. В середине него окно в параллельный ствол. На дне колодца зал с небольшим озером.
19. В правую сторону уходит узкая щель, длиной где-то 2 - 3 м., шириной 40 см. По которой протекает ручей.
20. За ней колодец К22, в котором всего 2 перестежки. Он достаточно обводненный.
21. Каскадом переходит в К24, в котором также 2 перестежки. Сильно льет вода, что приводит к образованию ванночки в низу колодца. Диаметр К24 ~ 5 м. На дне колодца ванночка, из которой небольшой ручей вытекает на уступ длиной 1.5-2 м., внизу которого тоже достаточно глубокая ванночка.
22. Дальше зальчик, диаметром 2 м. После которого начинается навеска в щель (по которой течет ручей) длиной 4 м., шириной 45 см. (см. фото 12.) Щель приходит в колодец К18, , диаметром 4 м, с двумя перестежками. По стенке течет ручей.
23. В низу косая полочка с лужей. С которой начинается К16, состоящий из одной перестежки. Диаметр его составляет 3 - 5 м. По стенам стекает небольшой ручеек.
24. Внизу небольшой зал диаметром также 3 - 5 м. Он получил название "Катушка" (лежит стальная катушка для провода) Вправо утекает ручей в щель 5м., выводящую к колодцу К20.
25. К20 состоит из 3-х перестежек. 3-я перестежка - закачка по стене влево на 4-5 м. Колодец имеет продолговатую форму. Шириной около 4 м., длиной 10 м. Начинается небольшой водопад, и достаточно сильная камнеопасность.
26. Внизу колодца К20 - площадка. Ширина 3 м., длина 5 м. По левой стене колодца находятся шлямбура, которые отводят навеску от водопада.
(см. фото 14.) Перила 4 м. Навеска К25 начинается за 2 спита, одна перестежка по середине за спит.
27. Навеска колодца К28 начинается за естественную опору. И после горизонтальных перил, начинается навеска вниз, закрепленная на заячьих ушах. (см. фото 15.) По середине колодца находится перестежка, которая закреплена за естественную опору. Диаметр 15 м. Капель.
28. Внизу колодца полка шириной 3 м., длиной 6 м. В этом месте сходятся 2 ствола пещеры, один из которых является выходом из Польского колодца. Направо от полочки (если стоять спиной к колодцу) начинается навеска К28.
29. Навеска следующего К28 состоит из 3-х перестежек. Рядом с навеской (метрах в 5ти справа) течет водопад.
30. Внизу колодца зал с озером, диаметр которого 5 м. Слева от навески проход к навеске колодца К20.
31. Навеска К20 начинается с узла (заячьи уши) и состоит из 2-х перестежек. Присутствует еле заметная капель. Сильная камнеопасность.
32. Заканчивается колодец слегка наклонной площадкой диаметром 4 м. По правой стороне, по ходу движения в стене, на высоте 2 м., есть грот, размер которого около 2.5 - 3 м., и высота 3 м. Он используется для вынужденных экстремальных ночевок, или же является местом для перекуса и отдыха.
33. Дальше начинается навеска колодца К55. По правой стороне есть несколько спитов и шлямбуров, за которые можно сделать перила или перестежку, по усмотрению человека, который навешивает. Навеска колодца начинается от грота в стене, состоит из 4х перестежек. Диаметр колодца 10 м. Присутствует сильная капель. Сильная камнеопасность! Прохождение по одному!
34. Внизу колодца К55 площадка 3 м. шириной и 6 длиной.
35. Вниз от нее следует уступ, высотой 6 м., затем уступ 11 м.
36. После уступа горизонтальный проход около 15 м., выводящий к колодцу К21.
37. Навеска колодца К21 состоит из 3х перестежек. Начинается за узел (заячьи уши). Диаметр колодца составляет около 2 м. наверху, и расширяется в середине до 10, но к концу опять сужается до 5 - 6 м.
38. Довольно сухой просторный зал диаметром ~ 5 - 7 м., налево обводненный ход шириной 1 м., тупиковый.
39. Справа от тупикового хода в 7 м. от навески К21 идет наверх веревка, начинается перо (скальная стенка). С одной стороны высота 6 м., с другой 10 м. Сверху ширина его достигает 1.5 м., толщина 30-35 см. Веревка закреплена снизу за шлямбур и сверху за естественную опору. А с другой стороны расположен спит для небольшой перестежки.
40. Внизу зал, похожий на каменный завал, по которому протекает ручей, уходящий в дырку в полу, которая находится сзади от веревки. В дырке идет небольшой меандр, длиной около 25 - 30 м. По меандру внизу протекает ручей.
41. После меандра начинается колодец К25. Навеска колодца за 2 спита. Диаметр вверху 0.5 м., внизу 6 м. Ручеек.
42. Внизу колодца зальчик 6 м. Потом идет еще один меандр. Сначала идти по низу меандра 15 м., потом подъем 2 - 3 м. Ползти 5 м., дальше 2 веревки закрепленные за камень, по ним спуск вниз в узкую щель, опять к низу меандра. Внизу идти 10 м. до перил через 3 ванночки, расстояние между которыми составляет около 0.5 м. После ванночек идет навеска колодца К33.
43. Колодец К33, навеска которого состоит из 3х перестежек. По середине последней перестежки расположена оттяжка, которая отводит навеску от водопада (или сильной капели). Диаметр 6 - 7 м. Внизу зальчик с небольшим озером диаметром 6 - 7 м., вправо от которого уходит основной ход в меандр.
44. Основной ход идет по верху меандра, со страховкой за перила длиной около 5 м. А вода уходит в щель в меандре. (см. фото 19.) Продолжительность меандра до ПБЛ 600 ~ 100 м. Он сухой и идется достаточно легко. В нем встречаются заглиняные перегибы, внизу щели, которые проходятся распором, местами маленькие и узкие ходы, После заметной широкой развилки (движение по правому ходу) через 30 - 40 м. площадка для ПБЛа.
45. Место для ПБЛ-а -2 площадки, разделенные перегибом потолка. Длина первой площадки 5 м., ширина 4 м. В некоторых местах можно встать в полный рост, а полная высота составляет 2.5 - 3 м. 2 площадка длиной 2 м. Высота около 2 - 2.5 м. ПБЛ сухой и ровный.
46. После ПБЛа начинается сужение меандра, и он превращается в сифонную галерею. Ее продолжительность до полусифона 50 м. На ее стенках множество разных натеков и красивостей (сталактитов, сталагмитов и т.д.). В начале уровень воды достигает 25 - 30 см, а в конце 40 - 45 см. Присутствует пара мест, которые проходятся распором.
47. Ширина полусифона 1.5 м., глубина до потолка около 1 м. Он отчерпывается примерно в 2х м. не доходя до сифонного зеркала. Там небольшое сужение в галерее, в котором можно построить плотину, для отчерпывания сифона (см. фото 43.). Длина сифона (в месте перегиба) - 3 - 4 м., притока воды практически нет, что и позволяет на время экспедиции сделать сифон сухим.
48. После сифона - меандр, ширина 50 - 60 см, проходится по дну ~ 50 м., затем подъем на средний уровень, ~ 3 м. от дна. Движение распором ~ 70 м. до веревки вниз - обход по низу труднопроходимого сужения (см. фото 24.), обход 2 - 3 м. по дну. Потом опять подъем на прежний уровень, движение распором до резкого поворота направо (в месте прихода пересохшего древнего притока), за поворотом - начало перильного участка ~ 40 м.
49. Перила завязаны стационарно за ЕО. (см. фото 25.) Через 20 м. спуск в маленький зальчик 2 х 4 м., где впадает справа небольшой приток с "бигудями" (баночки, подвешенные на проволоке для улавливания красителя воды).
50. Дальше - ход по воде, ~ 7 м., потом подъем на 3 м., начало 2-го перильного участка ~ 60 м., потом еще 10 м. - подход к колодцу "Пантикапей", К30.
51. Навеска начинается за ШК по левой стене, перила 1.5 м., спит на левой стене, перегиб (нужен протектор), либо еще 1 перестежка, после перегиба примерно через 2 м. - перестежка за спиты (2 шт.).
52. Внизу - сильная капель, зальчик 2 х 6 м., продолжение движения - по низу. 20 м. до небольшого перегиба. Развилка, справа приходит сухой приток, идти надо влево, (ориентир - стальной карабин лежащий на глыбе).
53. Дальше движение вдоль старого телефонного провода ~ 80 м. до стрелки вниз на левой стене. Спуск, потом ~ 10 м. по дну, по воде, потом опять подъем на средний уровень. По телеграфному проводу распором ~ 70 м. Спуск к воде, через 5 м - начало перил К47.
54. Расширение меандра, глыбы, вода, начало навески К47 "Слава Севастополя". Перила 12 м., переходят на правую стенку, навеска за ШК, от него - 5 м. до ЕО на полочке, (за ЕО - перестежка) спуск ~ 2 м. по воде, перестежка за ШК, от него - 4 м. вниз и вправо. Перестежка за спит, потом - длинный спуск ~ 30 м. (диаметр - 10 м.).
55. На дне К47 - глыбовый завал, проход по глыбам ~ 20 м., дальше - начало вспомогательной веревки (2 м.), потом спуск к воде. Движение по ручью ~ 10 м. до перил, (8 м. с правой стены на левую, за ЕО). Потом ход по меандру, по дну, по воде ~ 10 м.
56. Дальше - навеска К18 за ЕО. Потом налево и вниз 1.5 - 2 м. до ШК, перестежка. Потом 2 м. вниз - перестежка за ЕО, и спуск 12 м.
57. Капель сильная, на дне - зал диаметром 3 м., движение по воде ~ 30 м. до большого левого притока с ванночками (см. фото 26.). От него ~ 50 м. по ванночкам до ухода воды вниз. Место ухода воды вниз - ширина меандра 1 м., есть полочки справа и слева, завязаны вспомогательные перила за ЕО. Используется как туалет, перезаправка карбидок и забор питьевой воды, расход воды потока 8 - 10 л/сек, слабый ветерок. Через 3 м. - сухой спуск в зал ПБЛ 800 "Пермская база"
58. Спуск в зал ПБЛ 800 - 4 м. по вспомогательным веревкам, сам зал - 4 х 12 м., есть палатка, коврики, полиэтиленовый тент, шнурки для развешивания снаряжения, очень слабая капель, высота потолка 10 - 12 м.
59. После зала ПБЛ - ход по меандру ~ 30 м. (ширина 0.4 - 1 м.) до начала навески К45.
60. К45. Перила по правой стене, 2 м., переход на левую стену, спит, перестежка, спуск 12 м., перестежка за ШК, спуск вниз 25 - 30 м, на дне - зал, диаметром 3 х 4 м., сильный водопад, под которым нужно пробежать, водопадный участок - 2 м. (возможен обвес его поверху от ШК)
61. Потом движение по меандру по воде (та же вода, что ушла перед ПБЛ 800 - она выходит в К45). ~ 30 м. до начала навески К200.
62. К200. Начало навески - двойные перила за ЕО на левой стене, переход на правую стену, длина ~ 6 м. до ШК на правой стене. Перестежка вниз 1.5 м., опять ШК, перестежка, спуск 8 - 10 м., немного влево опять ШК, перестежка, начало капели, откачка - уход от капели, ~ 4 м. вправо к ЕО с большим количеством веревок. За ЕО - перестежка, спуск 2.5 м., перестежка за спит, спуск 8 - 10 м., перестежка за спит, спуск 20 м., перестежка за спит, спуск 25 м. до большой наклонной полки с брызгами воды. По правой стене (если лицом к веревке) идут двойные перила ~ 15 м. с 3 точками закрепления (4 участка перил), последние 2 участка перила тройные. Спуск 4 м., перестежка за спит, от него - отвес (диаметр 12 мм.) - 40 м., перестежка за спит, наклонный участок ~ 8 м., сильная капель, перестежка за ЕО, спуск ~ 15 м. Дальше зал с глыбовым завалом и очком ухода воды 5 х 10 м. В этот зал приходит водопад, который и является основным водным потоком в К200. По залу идут перила до ЕО в правой стене (если по ходу движения) после ЕО, сразу навеска за спит, спуск 8 м., откачка вправо 3 м. к спиту, перестежка за спит, спуск 20 м. - это дно К200.
63. Ориентир - развешенный стационарно по левой стене оранжевый комбинезон, за которым - аварийное место ночевки, зальчик 2 х 3 м., потолок 1.5 м. Основной зал дна К200 - 5 х 8 м., глыбы, водопад по стене, проход, если лицом к водопаду - слева вниз в "очко" между глыбами - пролаз по телефонному проводу 15 м. до начала каскада уступов.
64. Навеска 1-го уступа за ЕО слева, вода идет тоже слева, проход по глыбам или по вспомогательной веревке, спуск 6 м.
65. Зальчик следующий уступ - 11 м., за ним - 9 м., за ним - 7 м., потом 5 м., за ним 9 м., все идется по воде, кроме У7, который обвешивается в сухом рукаве, потом опять выводит к воде.
66. После У9 - небольшое подземное озеро "3 кольца", глубина до 1.5 м., проход по правой стене, держась руками за скалу, средняя ширина озера - 3 м.
67. Сразу после озера начинается уступ 12 м., за ним У10, после него У12. Весь каскад уступов проходится по веревке и скальным лазаньем, следуют однозначно один за другим по подземной реке, подробное описание не имеет смысла, веревка есть на каждом уступе, навеска за ЕО и ШК, стационарные спиты с ушами.

3.2. Обеспечение безопасности при прохождении пещеры

Автор: Шахов А.В.

В связи с особой экстремальностью спелеоэкспедиции, сложными условиями жизни на плато особое внимание уделялось вопросам безопасности, для обеспечения которой были приняты следующие меры:
а) организован набор спасательного снаряжения, находящийся в постоянной готовности и не использующийся при обычных работах. Его состав: транспортный мешок, 50 метров основной веревки, 5 карабинов, блок-ролик, 3 модуля - перекуса, специальная аптечка
б) использовались 2 специальные подземные аптечки, которые находились постоянно в подземных базовых лагерях (ПБЛ) на всем протяжении их существования (состав см. раздел VI.6)
в) график выходов по возможности составлялся так, чтобы двойка, уходящая под землю надолго, не больше суток оставалась без какой - либо информации - либо встречала двойку, поднимающуюся наверх и передавала с ней информацию о себе наверх, либо ее нагоняла другая двойка, идущая вниз, что в свою очередь позволяло получать и передавать информацию и увеличивало шансы оказания помощи в случае необходимости (см. раздел2).
г) Постоянно, с первого дня жизни на плато велся журнал выходов, в который записывались все, кто выходил из лагеря больше чем на полчаса, независимо от возраста и количества выходящих. Журнал имеет такую форму:

Дата
Фамилия
р-н выхода
время выхода
время и число возврата
контрольный срок
роспись о возвращении

Контрольный срок, по возможности, назначался либо на вечер, либо на утро или день - чтобы люди, выходящие на возможные спасработы, могли полноценно отдохнуть. Если двойка не пришла в лагерь к контрольному сроку, то автоматически начинаются спасработы - выходит новая двойка со спасфондом, сворачиваются все текущие работы до окончания спасработ.
д) В базовом лагере всегда был резерв людей, способных организовать спасработы (руководитель, его заместитель или помощник, или кто-то из старших воспитанников, имеющих опыт 3-х последних больших летних спелеоэкспедиций), это учитывалось при составлении плана выходов (см. предыдущий раздел).

4. Картографический материал

Автор: Николаев Дмитрий

При изготовлении разреза- развертки и схемы навески мы столкнулись с проблемой - невозможно на одной картинке отобразить всю навеску и при этом соблюдать масштаб - картина становится нечитаемой (либо её надо делать на 20 листах, что неудобно).
Было принято решение не отображать веревки на разрезе-развертке, а схему навески показать немасштабно, уделяя основное внимание веревкам и перестежкам, а глубину показать схематически, для ориентировки. Кроме того, на обоих документах нанесены пункты СТО (по возможности, генерализованного, первоначально их было 87).
Для практического применения в пещере удобнее пользоваться схемой навески, разделенной на участки и загерметизированной скотчем (см. образец). Обозначения спитов, шлямбурных крючьев и анкеров даны по минимуму, хотя наверху некоторых колодцев их было до 10-12 штук, старых, средних и новых, особенно в верхней части пещеры.

4.1. Обзорная карта района похода

4.2. Разрез - развертка

4.3. Схема навески

5. Итоги похода, выводы и рекомендации

Автор: Кашепов М.В.

5.1. Общие итоги

Поставленные перед группой задачи могут считаться выполненными - мы познакомились с пещерой, более глубокой, чем все предыдущие, где приходилось бывать (включая руководител0я), дошли до глубины -1200 метров ( не все) и вынесли около 5 трансов с мусором!
Тактика прохождения пещеры оказалась правильной, двойки постоянно пересекались друг с другом под землей, получая и передавая информацию, что увеличивает безопасность работ. При подготовке экспедиции был учтен опыт прошлогодней работы в пещ. Напра - больше взяли гидрокостюмов, 2 запасных комбинезона (пригодились оба), взяли больше газа, а от примусов отказались совсем - и были очень рады. Принципиальное отличие от экспедиций последних 3-х лет - наличие костра, что на порядок повысило степень комфорта находящихся на поверхности участников. Оборотная сторона - отсутствие холодильника в снежнике - доставила нам немало хлопот с защитой продуктов от мышей - такой проблемы не было на Фиште и на Напре - там лагерь был на высотах 2100 - 2300 метров, а тут - всего 1600м.
Очень хорошо зарекомендовали себя 25 литровые бочки для воды и 5-литровые пластиковые бутылки - у группы всегда был достаточный запас теплой воды. Не подвела также наша испытанная кухня - прием пищи всегда был комфортным, особенно в условиях непрекращающегося дождя и ветра. Большим подспорьем была газовая лампа. Подтвердила свою эффективность система дублирования основных должностей - у завхоза, завснара, медика, ремонтника всегда, в случае их долгого отсутствия на поверхности был дублер. Словом, все наработки прошлых лет служили нам "верой и правдой"
Есть и принципиально новые моменты в организации экспедиции в этом году - прежде всего, применение гидроскотча - он, хоть и дорогой (140 р. за рулон), но позволяет герметизировать подземные продукты так, что можно иногда обходиться без гермоупаковок, сокращая объем трансов, что принципиально при паковке ПБЛ-ов. Второе наше ноу-хау этого года - использование 1-разовых пластиковых перчаток при работе в ПБЛ-е - особенно при перезаправке карбидок - руки страдают намного меньше, чем раньше (эффект оказался примерно такой же, как при появлении памперсов - к хорошему привыкаешь быстро). Прекрасно зарекомендовали себя подземные спальники фирмы CAMP с утеплителем PRIMALOFT - залезаешь в него влажным, вылезаешь абсолютно сухим - вода выводится наружу.
Особое внимание следует уделять аппаратуре для подземной фото- и видеосъемки. Камеры должны быть пыле- и влагозащищенные (лучше всего использовать специальные боксы для подводной съемки). Однако, до сих пор не решена проблема пара, который сильно ухудшает качество подземных фотографий.
В походе была применена технология заклеивания скотчем схем навески (на каждый "навесочный" выход бралась схема планируемого участка работ) - схемы не приходилось дополнительно герметизировать, но на это потребовалось достаточно большое количество скотча.
Очень пригодились для заброски дополнительные групповые рюкзаки в количестве 8 шт.
Составленная раскладка продуктов, опробованная в предыдущих экспедициях, хорошо оправдала себя и на этот раз, особенно в отношении сладкого - минимальная норма "плюшек к чаю" одна упаковка (литровый пакет) на раз.

Ещё в Москве было решено, что группа делится на 2 "неравные" части по своему спелео- и экспедиционному опыту. Старшие - те, кто был во всех больших летних походах (2 на Фишт и 1 на Напру) - они пойдут за сифон (ПБЛ-600), через километровый меандр и дальше, в донную часть пещеры. Младшие - те, кто был только на -320м в пещере Школьная на хр. Алек - они доходят только до ПБЛ-600, участвуют в навеске и выемке снаряжения (поучаствовали все), ночуют там - но не глубже. Такое разделение было продиктовано вопросами безопасности и "временно-людским" раскладом - если кто-либо из старших пошел бы с младшими за меандр, то не попал бы на глубинную часть. Ещё 1 важное обстоятельство в пользу такого "обидного" для младших решения - опасность "звездной болезни", к сожалению итак уже существующей в клубе, особенно в связи с успехами на соревнованиях. Набор глубины должен происходить постепенно, из года в год, резкие скачки недопустимы - вместо наращивания опыта они ведут к неадекватной оценке собственных возможностей, что может привести к трагедии.
Следствием вышеизложенного явилось вынужденное "подземное безделье" части группы с 10-го по 14-е августа (радиальные выходы по окрестностям, дежурство по лагерю, отдых), а также то, что один из старших (Гатилов Дмитрий) пожертвовал своим глубинным выходом, оставшись за главного на поверхности. А это, в свою очередь, привело к неожиданному рекорду для другого взрослого участника - Коновалова Григория, который пробыл под землей 8 суток - ни у кого в клубе не было до сих пор такого долгого выхода. Кроме того, появился неоценимый опыт подземной "помывки" человека и стирки изотермика (от долгого ползания по глине без гидрокостюма изотермик заглинивается, не смотря на комбинезон) и последующей сушки и того и другого в палатке при 3-х работающих горелках. Ранее такой опыт был только у руководителя группы. Важность этого опыта для группы на будущее - возможность сильно экономить время на "дороге на работу" при глубоких и длительных выходах - ведь чтобы люди могли отдохнуть и постираться им нужно выйти на поверхность (как правило, сутки), отдохнуть не менее 2-х суток и опять вниз "на работу" - ещё около суток. Так что такой "помывкой и стиркой" спелеолог может выиграть от 3-х до 5-и суток - конечно, при наличии у него соответствующего желания и возможностей (и то и другое у нас было - хорошо, когда в ПБЛ-е много газа и можно не экономить!).
Следует отметить значительный рост глубины (и общего "вертикального" опыта) у всех членов группы - и младших и старших, включая руководителя, а также то что были учтены все "накладки" прошлого года - некомфортные ночевки в ПБЛ-е по 6 человек, использование 2-х лагерей до и после километрового меандра страховало нас от "перенаселенности" и давало определенную свободу действий для двоек. Кроме того, использование второго ПБЛ-а повышает безопасность группы - там всегда есть подземная аптечка, еда, газ и спальники, т.е. "факторы выживания" в чрезвычайной ситуации. Тщательно продумывался механизм встречи групп под землей на вертикальных участках и в лагерях, а также передача груза от одной двойки к другой - для того, чтобы минимизировать время вынужденного ожидания (когда спелеолог автоматически замерзает) и количество трансов на человека. Нам почти удалось приблизиться к идеалу - не больше 1 транса на человека, причем как на навеске, так и на выемке снаряжения.
Несколько раз под землей принимались важные решения об изменении состава двоек и троек и переносе контрольного срока, что способствовало росту самостоятельности и ответственности участников (хотя руководитель не всегда был удовлетворен получавшимся раскладом людей по группам), но в целом справедливость была соблюдена - поработали на славу все участники.

5.2. Специальное групповое снаряжение

1. Веревка основная - 800 м.
2. Карабины - 180 шт.
3. Пробивной набор - 2 шт. (молоток, пробойник, ключ разводной, скай-хук, спринцовка)
4. Спиты - 30 шт.
5. Уши для спитов - 110 шт.
6. Тросовые петли, оттяжки - 10 шт.
7. Протекторы - 8 шт.
8. Транспортные мешки - 14 шт.
9. 2 ПБЛ-а (палатка, коврик пенополиэтиленовый укороченный - 3 шт., спальный мешок на 2 чел. - 2 шт., пакеты полиэтиленовые для ног, шнур - 25 м.)
10. Гермоупаковка - 6 шт.
11. Подземная посуда - 2 комплекта.
12. Топонабор (рулетка, компас, угломер, пикетажка, карандаш) - 2 шт.
13. Видеокамера, аккумулятор, свет.
14. Карбид - 35 кг.
15. Емкости под карбид - 4 шт.
16. Бочки для воды 25л - 2 шт.
17. Дополнительные рюкзаки - 6 шт.
18. Лопаты - 2 шт.
19. Полиэтилен - 5 кв.м.
20. Кухня (дуги -54 шт., система стропы с люверсами, полиэтилен - 6х10м, шнур - 60 м., скотч - 10 рулонов).
21. Дополительные палатки (для продуктов и снаряжения) - 2 шт.
22. Аптечка - 4 шт (поверхностная, 2 подземные, спасфонд).
23. Ремнабор - 2 шт.
24. Гидроскотч - 1 рулон.
25. Пластиковые 1-разовые перчатки - 1пачка (100 пар)
26. Запасные комбинезоны - 2 шт.

Фамилия, имя
Район пещеры, max глубина выхода, участник или руководитель выхода.
кол-во выходов
Макаров Константин ПБЛ-600, у., -600м
Рымарь Даниил ПБЛ-600, у., -600м
Бугакова Наталья ПБЛ-600, у., -600м

Из таблицы видно, что большинство участников ходило на выходы в качестве старших групп (часто бывало так, что участник уходил в пещеру с одним старшим, а возвращался на поверхность сам будучи старшим у другого напарника), что сильно повысило опыт и ответственность членов клуба. Кроме того сильно выросло спортивное мастерство всех участников похода - все они поработали либо при навеске либо при выемке снаряжения из пещеры, и у всех, включая руководителя, был рекорд глубины (15 рекордов, у каждого свой). Росту опыта способствовали неудавшиеся (по разным причинам) выходы - создалось реальное впечатление о трудностях пещеры, не было "шапкозакидательских" настроений. Сильное эмоциональное впечатление произвел километровый меандр и, в особенности К-200 - "Большой колодец".
По соображениям безопасности мы немного не дошли до самого дна пещеры - ещё в Москве было известно, что на нижнем каскаде уступов оставалась веревка от прошлых экспедиций (аккуратно смотана и лежит наверху каждого уступа), но на месте её состояние внушало сомнение, мы заменили, сколько хватило своей, но как только новая веревка кончилась, штурм был прекращен. Это решение было принято лично руководителем группы, не смотря на обиду некоторых участников ("осталось совсем немного, парочка уступов, все обойдется"). Первую "донную" штурмовую группу возглавлял руководитель, вторую - его заместитель, люди с максимальным чувством ответственности, которые сумели остановить естественное желание дойти до дна, когда нет уверенности в безопасности. Решение повернуть назад всегда дается с трудом, особенно после таких больших трудозатрат, но оба руководителя до сих пор уверены, что поступили правильно.
На повторный штурмовой выход на дно не было времени и сил - нескольким участникам 13-го августа надо было уезжать в Москву - отпуск кончался.
Кроме спортивной стороны поход имел также большое познавательное значение. Все участники познакомились с республикой Абхазия, особенностями менталитета местных жителей, которые, не смотря на не так давно закончившуюся войну, остаются очень жизнерадостными и приветливыми людьми. Мы пообщались с пастухами, изучили уклад их повседневной жизни, выслушали много интересных рассказов (договорились о возможной заброске в следующем году на их лошадях), посмотрели памятники войне 1992-1993гг. Не малый интерес представляют также такие природные памятники, как озера Рица и Новоафонская пещера.
Группам, прибывающим в Абхазию, следует останавливаться исключительно у местных жителей (именно в доме или во дворе, а не разбивать лагерь где-то рядом). Это дает своего рода покровительство хозяина дома и позволяет избежать каких-либо эксцессов с местным населением - в Абхазии безотказно работает закон кавказского гостеприимства.

6. Краеведческое задание

6.1. Что растет в пещере

Автор: Шаповал Денис

Наградой тем, кто дошел в пещере Пантюхина до глубины -600 метров служит великолепие сифонной галереи, которая отличается от всей предыдущей пещеры, где одни вертикальные колодцы, веревки, команды ("свободно" и "понял"), проклятые трансы, и прочая спелеоэкзотика, как земля и небо, если уместно такое сравнение. Вы попали в другой мир, где надо передвигаться аккуратно, бережно, где растут замечательные сталактиты, сталагмиты и сталагнаты и совсем уже редкие гелектиты - так легко можно сломать всю эту красоту. Фотографии дают только приблизительное представление о волшебном мире подземной "галереи искусства", но и на них видна необычность этого места. Возникает вопрос: "А почему все это только здесь, а в других местах пещеры натеков почти нет, или очень мало?" Обратившись к руководителю, и почитав книжки, я, наверное, могу объяснить это.
Дело в том, что все натеки растут тогда, когда вода течет по потолку вниз медленно, спокойно и понемногу - тогда растворенный в каждой капле пещерной воды известняк успевает в виде осадка отложиться на кончике сталактита или сталагмита.
А на колодцах, где вода хлещет сплошным потоком, такое невозможно - там, наоборот, идет растворение известняка, химическое (коррозия) и механическое (эрозия). Я и раньше замечал, что в пещерах натеков больше в горизонтальных галереях и залах, чем на колодцах, но здесь этот контраст выражен особенно четко. А как же растущие вбок гелектиты. Откуда они здесь? По опыту зимних пещер Пинеги и Урала мы знаем, что для роста гелектитов (правда, там они изо льда, а не известняковые) нужен постоянный поток воздуха в горизонтальном направлении. А есть ли он здесь? Оказалось, что есть, и виной этому пресловутый сифон, который наши друзья осушали, а мы "обратно заливали" водой - это называлось, "спуск сифона". Вода поступает в сифон и озеро перед ним из крохотного притока, куда ходят набирать воду для ПБЛ - расход воды там очень мал - кружка за минуту. Та же вода, но "недотекшая" до низа притока, а капающая с потолка делает возможным рост сталактитов и сталагмитов, но, в конце концов, благодаря имеющемуся у "пещерных гидрологов" бесконечному резерву времени, сифон оказывается затопленным, ток воздуха прекращается, натеки медленно, но верно растут в вертикальном направлении.

Но если сифон затоплен не полностью, по разным причинам, например, с поверхности поступает мало воды (или спелеологи сифон отчерпали), то сразу же начинается ветер - вот тогда и начинают расти вбок гелектиты. Наши товарищи, осушавшие сифон, хорошо ощущали это - как только они отчерпали воду настолько, что сифонное зеркало (уровень воды) оторвалось от каменного потолка, тут же задул ветерок и разогнал пар, мешавший сделать хорошие фотографии. Мы же наблюдали обратный процесс - когда разрушили плотину и вода затопила сифон, ветерок сразу прекратился, стало даже немного теплее. Все эти факторы - горизонтальный участок пещеры, маленький, но постоянный водоприток, наличие периодически открывающегося сифона (полусифон, как написано в научной литературе), плюс время и сделали возможным такое чудо пещерной природы, которое произвело на всех сильное впечатление.

6.2. История создания государства Абхазия

Автор: Ларионов Станислав

История Абхазии своими корнями уходит в глубокое прошлое. Первые поселения были там уже во времена расцвета Римской империи. Современные границы (с Юга по реке Ингури и с Севера по реке Псоу) Абхазия обрела в конце 17 века. Однако независимым Абхазское княжество было недолго. В 30 годах 18 века началось давление со стороны турок. Построив крепость в устье Ингури и имея базы в Крыму, турки постоянно проводили попытки оккупировать Абхазию. Причем не столько в военном плане, сколоко в плане экономическом и религиозном - навязать ислам. Абхазия, как и соседняя с ней Грузия, были христианскими и языческими государствами.
Такие попытки продолжались вплоть до прихода на Кавказ Российской Империи. В середине 19 века Абхазское княжество вошло в состав Российской империи и потеряло статус автономии. В Абхазии было введено "военно-народное управление" и она была переименована в Сухумский военный отдел Российской Империи. На мой взгляд, наилучшим образом пребывание Российской Империи в Абхазии описывается двумя фразами, которые я увидела в Сухумском краеведческом музее: "Мы не владеем Абхазией, а только занимаем ее" и "Во внутренние дела моего владения русские не вмешивались". Автор первой - российский генерал Лорис-Меликов, а второй - владетель Абхазии Михаил Шервашидзе. Однако были и восстания, основной целью которых было восстановление независимости Абхазии. Самое известное было в 1866 году. Началось оно после семитысячного народного схода в селе Лыхны (традиционном месте всенародных сходов). Восстание было подавлено. Следствием этого восстания явилось массовое переселение абхазов в Турцию. За несколько месяцев переселенцами (или, как их называли, махаджирами) стали почти 20 тыс. человек.
Дальше наступил сумасшедший 20 век. Грянула революция. Абхазия вошла в состав только что образованного Союза объедененных горцев Кавказа. В 18 году большевикам удалось на время установить Советскую власть практически по всей территории Кавказа. Однако со стороны Грузии на Абхазию началось наступление меньшевиков. Участь большевиков в Абхазии была предрешена. Советская Россия в силу политических обстоятельств не могла оказать помощь и Абхазия перешла под Грузинское управление. Так началась оккупация Абхазии войсками грузинского генерала Мазниева, которая продолжалась до 21 года. Однако молодая Советская Республика набирала силы и не забывала о своих южных соседях. В начале 21 года в Абхазии началось большевистское восстание, которое привело к установленю в Абхазии Советской власти и образованию Абхазской ССР. Абхазия наконец обрела долгожданную свободу.
Но ситуация менялась. К власти пришел Сталин (грузин по происхождению). В 1931 году была ликвидирована независимая республика в составе СССР и Абхазия на правах автономии вошла в состав Грузии. Сталин и Берия (мегрел по происхождению) начали проводить политику "грузинизации" Абхазии, что привело к тому, что абхазский народ был лишен возможности влиять на политические, экономические, демографические, культурные и другие социальные процессы, протекавшие в Абхазии, что для коренного народа имело по существу этноразрушающий характер. И до сих пор иногда в домах местных жителей попадаются на стенах портреты Сталина и Берии - такими сильными оказались последствия деятельности вождей.
Последующие вехи абхазского национального движения отмечены массовыми выступлениями 1957, 65, 67, 78, 89 годов.
Особенно известны последние два. События 1978 года тесно связаны с принятием брежневской конституции СССР. На ее основе были утверждены также конституции союзных республик. В ходе принятия конституции Абхазской АССР повсеместно проходили массовые забостовки практически во всех крупных городах республики. Абхазский народ требовал включить в проект своей конституции особую статью о праве выхода Абхазской АССР из состава Грузинской ССР. Надо отметить, что в Абхазии тогда проживало масса народностей - абхазы, грузины, армяне, русские и т.д. и сами абхазы, как это не пародоксально, являлись этническим меньшинством - результат сталинско-бериевской политики. Радикальное решение накопившихся в республике проблем виделось (абхазам, естественно) в выходе республики из состава Грузии и включение ее в Российскую Федерацию.
18 марта 1989 года произошло событие, которое уже вошло в анналы абхазской истории. В этот день на уже упоминавшейся ранее исторической поляне в селе Лыхны собралось более 30 тыс. (!) человек, которые единогласно заявили о назревшей необходимости пересмотра статуса республики в составе СССР. Речь шла о восстановлении Абхазской ССР, существовавшей в 1921-31 годы. Вылилось все это в вооруженный абхазо-грузинский конфликт. Грузия не хотела давать свободу своей автономии, опасаясь за грузинское население в Абхазии.
Дальше опять наступило смутное время, чем-то напоминающее события 1917-21 годов. Развал союза, провозглашение Республики Абхазия. И самое страшное. В 1992 году грузинские войска высадили десант в районе села Гантиади и одновременно перешли границу Абхазии по реке Ингури. Так началась самая страшная за последние несколько веков война. Эта война по праву может называться народной. На войну с оккупантами поднялся весь абхазский народ и к 1993 году Абхазия вновь обрела свободу.
Разрушенная, с подорванной экономикой, но свободная Абхазия (так и не признанная Грузией, как независимая) продолжает развиваться и восстанавливаться. Но это уже совсем другая история.

6.3. Нравы и обычаи Абхазии

Автор: Гатилов Дмитрий

Мое знакомство с абхазскими обычаями произошло несколько неожиданно для меня. Закончилась сброска. После нескольких недель в горах на скудном походном рационе очень хотелось фруктов. И вот я решила зайти в один дом (уж больно красивый сад виднелся за забором) и прикупить у хозяев некоторое количество чего-нибудь. Каково же было мое изумление, когда на мой вопрос хозяин просто-напросто насыпал мне мешок груш и даже не подумал заикнуться об оплате. Что такое? Мне, выросшей в Москве, это показалось несколько странным. Медленно вспоминаю, что где-то что-то слышала про кавказское гостеприимство. Неужели это оно и есть? В действии!
Дальше был краеведческий музей города Сухума (вернее то, что от него осталось после войны). Удивительная все-таки эта страна - Абхазия (или как ее называют сами абхазы Апсны)! На протяжении веков у не очень многочисленного абхазского народа сформировалась масса обычаев и традиций, которые в полной мере проявляются и сейчас.
Пожалуй, самый замечательный обычай в Абхазии (и самый известный) это знаменитое гостеприимство. Какой же это замечательный обычай! Рай для туристов. По обычаю гостю оказывалось внимание и почет. В обязанности хозяина входили защита жизни и имущества гостя, иногда даже с риском для себя самого. При этом хозяин не расспрашивал гостя кто он и зачем пришел. В Москве (да и не только) такое и помыслить нельзя, а в Абхазии это нормальное явление. Там, наоборот будет считаться дикостью, если тебе не окажут должного приема.
Второй по известности обычай это кровная месть. Страшный обычай, пришедший из глубины веков, когда еще в Абхазии был родовой строй. Всякое оскорбление, увечье и уж тем более убийство должно быть отомщено во что бы то ни стало. Кровная месть не имела срока давности. От отца она переходила к сыну и так до тех пор, пока обида не будет отомщена или враждующие стороны не помирятся. Кровная месть была одной из главных причин переселения отдельных людей, семей и даже родов. Совершивший преступление и его семья не могли рисковать своими жизнями, оставаясь на прежнем месте обитания. Они должны были покинуть свою общину и уйти подальше от врага, нередко за пределы Абхазии. На новом месте, согласно обычаю гостеприимства, они отдавались под покровительство какого-нибудь влиятельного местного князя.
Обычай кровной мести мог бы истребить многие фамилии, принять катастрофические масштабы, если бы в обществе относились к этому безучастно. Когда месть угрожала принять большие размеры, народ через своих посредников примирял враждующие стороны.
Признанными средствами примирения считались воспитание, усыновление и другие формы искусственного родства. Пострадавший соглашался на примирение и отдавал сына, дочь или другого близкого родственника семье обидчика на воспитание, т.е. устанавливал молочное родство.
Вообще в Абхазии довольно часто применялась практика отдачи детей на воспитание в другие семьи. Этот удивительный обычай называется аталычество. Обычно представители более высокого сословия (всего их было семь: от князей до домашних рабов) отдавали детей на воспитание в более низшие. Крестьяне охотно принимали детей и воспитывали их до совершеннолетия, затем торжественно возвращали воспитанника в отчий дом. При этом между семьями устанавливались тесные отношения, не уступающие родовым. Этот обычай был выгоден всем. Крестьяне получали могущественного покровителя, а князья укрепляли свои позиции в общине.
Существует мнение, что аталычество восходит к родовому строю и группа аталыка (воспитателя) была связана с группой материнского рода воспитанника. Так же этот обычай можно рассматривать как следствие того, что в Абхазии не было феодального строя как такового. Т.е. не было собственности на землю и крепостного права. Земля, как правило, была собственностью всей общины. Следствием этого явилось более тесное взаимоотношение между людьми как в роду, так и между разными родами.
Взаимную помощь абхазы оказывали друг другу во всех случаях жизни. Даже за не очень большой срок моего пребывания в Абхазии, я постоянно наблюдала проявления товарищеской солидарности, взаимопомощи и поддержки. Что бы с тобой не случилось, пожар, наводнение, можно быть уверенным, что нищенствовать ты не пойдешь ни при каком раскладе. Кстати, и сейчас я ни разу не видела ни одного нищего или попрошайки. И это с учетом того, что десять лет назад страна перенесла войну!
Одна из форм трудовой взаимопомощи в Абхазии называется "киараз". По сути киараз представлял собой объединение сил всей общины. Сначала все вместе работали у одной семьи, потом у другой, третьей и т.д. Кроме того, если при переходе от одного хозяйства к другому киаразникам попадался заброшенный участок сирот, вдов, вообще нуждавшегося в помощи человека, пусть даже и не входившего в состав киараза, они по своей инициативе заходили к нему по пути и быстро заканчивали непосильную работу. Обычно в конце работы хозяин устраивал угощение.
С другой стороны, киараз имел и оборонительную функцию. В случае необходимости киаразники могли в короткие сроки мобилизоваться и составить автономную боевую единицу.

6.4. Абхазия - 10 лет после войны

Авторы: Пашкова Ольга, Коновалов Григорий.

Современная Абхазия - молодая республика, пережившая 10 лет назад страшную войну. Узнать о том, что происходит в республике нельзя ни из российских газет, ни из телевизионных передач, ни в музее. Узнать можно только из бесед с местными жителями.
В Абхазии везде чувствуется присутствие военных. Армия в Абхазии на редкость дисциплинированная и сплоченная. Причина этого в том, что армия носит добровольный характер. Все, кто служит в армии пришли в нее добровольно и их всех объединяет одна цель - защита своей Родины. Кстати, аналогичная ситуация сейчас и в Нагорном Карабахе. Там армия носит точно такой же характер.
Но все же гарантом мира и стабильности в республике являются Российские миротворцы. Помимо постоянного присутствия Россия помогает так же оружием, техникой, боеприпасами и пр. И местное население не желает вывода российского военного контингента. Нам рассказали, что когда по договору с Грузией Россия должна была вывести свои войска из базы в Очамчире, местные жители загородили собой дорогу и сорвали вывод войск. В Сухуме так же дислоцируется небольшой контингент войск ООН, но роль его скорее наблюдательная.
Все взрослое мужское население Абхазии - от 25 до 70 лет - участвовало в военных действиях. Это объясняется так еще и национальными традициями. У Абхазского народа принята взаимопомощь друг другу. Немалую роль сыграли народные братства - киаразы.
Самым ужасным последствием войны стало то, что те, кто ее развязал, смогли, к сожалению, перевести конфликт из политического в этническое русло. Вражда и взаимная неприязнь абхазов и грузин забудется еще очень нескоро. После войны в Абхазии осталось очень мало грузин и мегрелов - они были вынуждены бежать в соседнюю Грузию. Остались только те, кто были связаны крепкими родственными связями с абхазами. Следствием этого является постоянная угроза Абхазии со стороны Грузии.
Подорванная войной экономика в Абхазии начинает постепенно налаживаться. Положительная тенденция идет из года в год. На это работает целый ряд факторов.

Благоприятный климат и выгодное географическое положение сделали в свое время Абхазию одной из лучших курортных зон Советского Союза. В последнее время ситуация постепенно восстанавливается. Ежегодно увеличивается поток отдыхающих из России. Вновь восстанавливаются заброшенные, а порой и разрушенные, санатории и дома отдыха. Естественно это приводит к росту денежной массы в стране, и как следствие, к увеличению занятости населения. Практически нет безработицы. Вновь заработал Абхазский Государственный Университет.
Это дало возможность и нам проводить свои экспедиции в этом районе. Абхазия славится большим количеством глубочайших и интереснейших пещер, и до 1991 года в летний период экспедиции шли сплошным потоком. И вот после десятилетнего перерыва это вновь стало возможным.
Населенным пунктам вновь даны исторические абхазские названия (Гантиади опять стал Цандрипшем, Леселидзе - Гельрипшем и т.д.). На территории республики после войны осталось очень много старых заброшенных домов. Они остались от грузинских беженцев. Это позволяет решать жилищную проблему в Абхазии. Тем, у кого проблемы с жилищем не надо строить новый дом, надо только отремонтировать старый, а это значительно проще. Путешествуя по Абхазии, особенно по небольшим поселкам, очень хорошо видно, кому какой дом принадлежал. На фоне отремонтированных чистых домов местных жителей заброшенные дома беженцев выглядят весьма зловеще. Однако дома восстановлены только в частном секторе. В крупных городах (Сухум, Гудаута, Пицунда) многоквартирные дома до сих пор носят отпечаток войны. Кстати, местные жители очень болезненно реагируют на попытки сфотографировать эти дома - они воспринимают это как попытки прогрузинской агитации.
Постепенно увеличивается уровень торговли с Россией. Поток людей на граничном посту через реку Псоу практически не прекращается. Налажено также движение железнодорожного транспорта. Два раза в день между Адлером и Сухумом курсирует электричка.
На территории республики основным (да и единственным) платежным средством является российский рубль. В сравнении, например с Белоруссией, это является фактором стабильности экономики.
Практически 70 процентов населения республики имеет вторым гражданством российское. Абхазы сами стремятся принять гражданство северного соседа, чтобы обезопасить себя от угрозы со стороны неспокойного южного.

К русским в Абхазии отношение вообще очень хорошее. С этим мы сталкивались везде и всегда. В присутствии русских абхазы даже переходят в разговоре между собой на русский язык. И вообще абхазы отличаются большой доброжелательностью к народам, которые помогали им в войне - русским, армянам и др. Причем местные жители рассказывали, что "иностранцев" старались не пускать в гущу боевых действий, держали в резерве, воевали сами, считая это для себя делом чести.
Абхазы отличаются большой требовательностью и самокритичностью к себе. Это их отличительная историческая черта. Испокон веков абхазы отличались тем, что ни в каком виде не признавали подобострастия и какой-либо национальной исключительности. Поэтому все попытки других стран (в том числе и Российской Империи) захватить и подчинить себе Абхазию, обречены на провал. Среди Абхазов существует неофициальная градация населения - следствие высокой требовательности к себе.
Первая группа (самая многочисленная и уважаемая) - это те, кто жил до войны в Абхазии, воевал, и остался там после войны. Следующие две группы - это те, кто до войны жили в других государствах (потомки махаджиров в Турции), и с началом войны приехали в Абхазию. Разница между ними такая, что одни после войны остались жить в республике, а другие вернулись обратно. Последние две группы приехали в Абхазию уже после войны. Или сразу - поднимать республику, или уже значительно позже.

Не смотря на то, что жизнь в Абхазии уже вошла в мирное русло память о войне сохранится еще надолго. Понадобится еще не одно десятилетие, чтобы восстановить разрушенные здания, промышленные предприятия.
Страшным напоминанием о войне на века останутся два дня в году. 14 августа - день памяти погибших в войне и 30 сентября - день победы. Когда мы там были, Абхазия готовилась к большим торжествам. В этом году исполнилось 10 лет окончания войны. Пусть эта война будет последней в истории этого удивительного и замечательного государства.

Список литературы

1. Дублянский В., Илюхин В. Путешествия под землей. М.1981
2. Вахрушев Б.А., Дублянский В.Н., Амеличев Г.Н.. Карст Бзыбского хребта. Западный Кавказ. М. 2001.
3. Дублянский В.Н. Занимательная спелеология. Челябинск. "Урал LTD" 2000.
3. Отчет Кашепова М.В. в библиотеке ЭЦДЮТЭ "Родина", .2002г.
4. Материалы краеведческого музея в г. Сухуми.

Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу Отчет о спелеологическом туристском походе спелеоклуба Эдельвейс при ЭЦДЮТЭ Родина по Западному Кавказу