Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: III
Руководитель: Александр Фефелов (Новороссийск)

Турклуб МГТУ им. Н. Э. Баумана

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5998

Сканирование и обработка отчета - Александр Камков (Зеленоград)

Краткая характеристика похода;
Состав группы;
Использованная техника;
График движения;
Техническое описание маршрута
Краткая характеристика похода

Отчет составлен группой велосипедистов турклуба МГТУ им. Баумана о совершенном в апреле- мае 2003 г велосипедном походе III категории сложности по маршруту: Лазаревское - Отдаленный (Шпалорез) - перевал Грачевский - Нижние Тубы - Тубы - Верхние Тубы - Черниговское - Гуамка - Гуамское ущелье - Мезмай - перевал Азишский - Азишские пещеры - Хаджох - электричка - Белореченск - поезд - Гойтх - Индюк - Туапсе - Архипово-Осиповка - Джубга - Пшада - хребет - Возрождение - Геленджик - Кабардинка Новороссийск - Абрау-Дюрсо - Новороссийск.

Протяженность маршрута - 565 км.

Продолжительность похода - 13 дней.

Руководитель похода - Александр Фефелов.

Александр Фефелов - командир группы, казначей, видеооператор.

Сергей Лебедев - медик, летописец.

Павел Жуков - механик, фотограф (после отъезда Андрея Умнова).

Алексей Пичугин - завхоз, штурман.

Использованная техника

29.04.03 2 стоянка- Отдаленный (Шпалорез) 25 3,125 ясно, t+20, небольшой ветер
30.04.03 3 Отдаленный (Шпалорез) - - Тубы -Черниговское 30 10 ясно, t+20
30.04.03 3 Черниговское -Гуамка- Гуамское ущелье 15 5 ясно, t+20
01.05.03 4 Гуамское ущелье - Мезмай - пер. Азишский - Азишские пещеры 30 7,5 ясно, t+20
01.05.03 4 Азишские пещеры - Хаджох 60 45 ясно, t+20
01.05.03 4 Хаджох - Белореченск - - ясно, t+20 Ехали на электричке
02.05.03 5 Белореченск - Гойтх - - ясно, t+20 Ехали на электричке
02.05.03 5 Гойтх - Индюк - Туапсе 25 16,67 ясно, t+20
02.05.03 5 Туапсе - Архипово- Осиповка- Джубга 65 16,25 ясно, t+20 Нас осталось четверо
04.05.03 7 Джубга - Пшада 50 16,7 ясно, t+20
04.05.03 7 Пшада - подъезды к хребту - стоянка 15 6 ясно, t+20 Много бродов
05.05.03 8 подъезды к хребту - хребет 40 5 ясно, t+20 Сначала пошли неправильной дорогой и потеряли 3 часа
06.05.03 9 хребет - Возрождение 20 20 ясно, t+20
06.05.03 9 Возрождение - Геленджик - Кабардинка - стоянка 60 20 ясно, t+20, ветер
07.05.03 10 стоянка - 45 15 ясно, t+20,
Новороссийск - Абрау- Дюрсо ветер
09.05.03 12 Абрау-Дюрсо Новороссийск - стоянка 45 15 пасмурно, t+15, ветер
10.05.03 13 стоянка -Новороссийск 20 20 ясно, t+18, ветер

Техническое описание маршрута

28.04.03

Лазаревское Марьино - Широкое

10.00 Высадились на ст. Лазаревская. Съездили на почту. Поехали по дороге на (?). Дорога - асфальт, временами грунт, попадаются ремонтируемые участки. Доехали до Марьино, свернули на грунтовую дорогу к перевалу Грачевский. Дорога - сначала грунт, потом - камни, идет вдоль реки Псезуапсе. Начались броды - всего в этот день мы перешли 3 - в них довольно бурное течение и вода по колено, а в последнем из них - до пояса. По словам командира, в прошлые походы такого не было, броды были мелкие. Видимо, все это от того, что весна в этом году поздняя. Переходить броды довольно трудно. Первые два еще можно перейти с навьюченным велосипедом, на третьем рюкзак однозначно надо снимать. Я вместе с велосипедом упал в первый брод же, где меня и велосипед порядком потаскало по камням. Спасибо Пичугину - подержал велосипед, пока я плавал. Падаю во второй брод. Третий, который по пояс, перехожу уже без велосипеда, но с Пичугиным. За бродами видна труба газопровода, вдоль которого и идет дорога. Идем дальше по дороге. Дорога - каменистый грунт. Начались подъемы, сверху текут ручьи и дорога мокрая. Много тащим велосипеды на себе.

18.00 Небольшой спуск в котловину. Дальше идет подъём на перевал. В затененных местах попадаются пятна снега. На велосипеде командира начинает ломаться задний переключатель. Видели на склоне медведицу и двух медвежат. Встаем на стоянку на террасе над дорогой. Всего проехали 40 км .

29.04.03

Перевал Грачевский - Отдаленный (Шпалорез)

10.00 Выехали. Начинаем подниматься на перевал Грачевский. Дорога - камни, местами грунт с колеей от самосвала, все время крутой подъём. Большей частью тащим велосипеды на себе.

15.00 Долезаем до верха. Высота 1300. Здесь очень красиво и сидит местный дяденька, похоже, охотник, который нам очень удивился. Наверху лежит снег - сначала его немного, потом — целые сугробы. Тащим по ним велосипеды. Идем по верху метров 700, потом - спуск, на котором тоже лежит снег. С велосипедами в руках скачем по снегу вниз, останавливаться нельзя - сразу проваливаешься в снег. Ноги промокли и мерзнут, хотя сверху и греет солнышко. Километра через 3 снег кончается. Под ним - опять камни с грунтом и лужами. Большая грязь, велосипеды все заляпаны. Встретили лесорубов. Крутой спуск вроде кончился. Полчаса ждем, пока замерзшие от снега тормоза отмерзнут и начнут нормально тормозить. Дорога - в основном спуск. Едем по дороге дальше, тут уже иногда ездят грузовики легковые машины, и мотоциклы. Местные спрашивали нас о состоянии перевала.

19.00 Доехали до Отдаленного (он же Шпалорез). Встали на стоянку на подъеме в лес за поселком, справа от дороги. Здесь есть магазин, правда он уже закрыт. На противоположном берегу реки видели стоянку водников. Помыли в ручье себя и велосипеды. Всего проехали 25 км .

30.04.03

Отдаленный (Шпалорез) - Тубы - Черниговское - Гуамка - Гуамское ущелье

10.00 Выехали. Первые 3 километра вдоль узкоколейки есть грунтовая дорога, потом дорога кончается, и мы едем прямо по узкоколейке. Местами около нее идет тропинка. Где-то раз в час по узкоколейке проезжают поезда, нагруженные шпалами. Здесь растут колючки и у нас от них очень много проколов. Колючки иногда так глубоко втыкаются в покрышку, что вытаскивать их приходится с булавкой. У Андрея проблемы с багажником - все время отвинчивается. Винтов не напасешься.

14.00 Доехали до Черниговского. Закупились в магазине, пообедали. Свернули на грунтовую дорогу на Гуамку. Еще 3 прокола - шипы с узкоколейки все еще сидят в покрышках. После участка с колючками надо бы было остановиться и все их повытаскивать. Начал кончаться клей для заплаток на камеры. Дорога - грунт с глубокими колеями от самосвалов, много спусков, ехать по ней довольно интеллектуально - все время надо думать где лучше проехать. В основном, идет спуск. Переехали мост через реку Тугипс.

17.00 Встретили семью велотуристов-киевлян - папа (он же руководитель похода, он же Александр Гриценко), мама, сын. Говорят, в Гуамском ущелье ведутся строительные работы и проехать там затруднительно. Перед Гуамкой - продолжительный грунтовый спуск. Мне на спуске поперек дороги попалась довольно глубокая канава, думал - полечу через руль. Однако, вилка самортизировала. Едем до ущелья - на входе стоит шлагбаум и грозная табличка, но никто въезд не охраняет. Внутри действительно лежат кучи шпал и перекопано, но проехать таки можно. В середине ущелья - кафешка. Мы там обедали в прошлом году, в этом не стали.

18.00 Встали стоянкой недалеко от выезда из ущелья. Всего проехали 45 км

01.04.03

10.00 Выехали.

11.30 Доехали до Мезмая. Поехали вверх, на перевал. Дорога - грунт, подъем. По дороге ездят машины — в прошлом году совсем никого не было. Какие-то типы на джипе спрашивали, есть ли у нас деньги. Грабить что-ли хотели? Мы их проигнорировали и все обошлось. Доезжаем до верха, поехали к пещере Азишской. Здесь довольно много экскурсантов, в основном, местные.

16.00 Пообедали шашлыком из кафешки на другой стороне от пещер дороги. Поездили по смотровым площадкам, часть группы сходила в Большую Азишскую пещеру. Поехали по асфальту вниз в Хаджох -надо успеть на поезд на Белореченск, который, по информации от местных, уходит вроде бы в 18.00. Дорога - спуск, асфальт, серпантин. При большом желании можно вылететь с поворота.

17.50 Хаджох. Поезд на Белореченск уходит в 20.00 так что у нас есть время посидеть.

22.00 Приехали в Белореченск. Милиционеры не разрешили нам поставить палатку у вокзала, как это было в прошлом году, поэтому ночуем на вокзале. Противно, однако!

Всего проехали 90 км

02.05.03

Белореченск - электричка - Гойтх - Индюк - Туапсе - Архипово-Осиповка - Джубга

06.00 Подошла электричка (больше похожая на поезд местного сообщения) на Гойтх. Поехали. В поезде досыпаем.

9.00 Гойтх. Вышли из поезда. Купили еду, проехали до Индюка, позавтракали.

11.00 Едем до Туапсе. Дорога - асфальт, в основном - спуск.

12.00 Туапсе. Покупаем Андрею билет на поезд, оставляем его ждать поезда в 20.00. Нас

осталось четверо.

14.00 Едем на Джубгу. Дорога - асфальт. Я довольно глупо упал в Архипово-Осиповке – нажал на передний тормоз и катапультировался. Командир зачем-то хочет меня всего забинтовать — говорит, я страшно падал. Едем дальше.

16.00 Архипово-Осиповка, смотрим памятник Архипу Осипову. Он все такой же, как и в прошлом году. Странно.

18.00 Джубга.

Проехали 80 км . Все по асфальту.

03.05.03

Стоим в Джубге, прохлаждаемся и никуда не едем. Во время поездки за продуктами, на моем велосипеде отказал задний тормоз - оборвался тросик. Хорошо, что не во время спуска с перевала!

04.05.03

Джубга - Пшада - подъезды к хребту

10.00 Едем на Пшады.

14.00 Пшада. Посмотрели местные дольмены и водопады. Водопад высокий и очень красивый, наверх по нему ведет лесенка, мы затащили туда велосипед и сфотографировали.

15.00 Пообедали. Свернули в сторону хребта на задворки Пшады, дорога - каменистый грунт. Едем на хребет. Дорога идет вдоль реки Пшада, часто пересекает неглубокие броды. Несколько раз проезжали грузовики. Встретили идущих нам навстречу пеших туристов. Видим табличку “Водопады 3 км .”. Что-то по карте никаких водопадов тут нет. Проехали 2 домика. Пока ни спусков ни подъёмов особых нет.

18.00 Здесь очень красиво. Ищем поворот наверх - на хребет. Свернули влево, на очень исхоженную тропинку, чуть проехав по ней нашли кострище. Встали на стоянку.

Всего проехали 65 км .

05.05.03

Подъезды к хребту – хребет

10.00 Выехали. Едем по тропинке, которая упирается в очень крутой, сильно заросший склон. Лезем на склон.

11.00 Забираемся. Похоже, это была не та тропинка. Слезаем. Трудно лазать с велосипедом по крутому склону с колючками!

12.30 Выехали обратно на дорогу.

13.30 Пообедали, едем по дороге назад. Около вчерашних 2-х домиков увидели местных, спросили у них где дорога на хребет - оказалось, это не тропинка, а дорога, ответвляется вправо и сразу идет вверх. Местные строят тут что-то вроде турбазы, говорили чтобы мы приезжали сюда через пару лет. Нашли дорогу - действительно, идет вправо по ходу нашего вчерашнего движения и сразу идет вверх. Вчера мы ее проехали, сразу за ней - небольшой затяжной подъёмчик и дальше - брод. Взяли с собой воды - местные сказали что наверху ее нет. Лезем вверх. Дорога - каменистый грунт. Сняли рюкзаки с велосипедов - по-моему, так вверх идти легче. Действительно, наверху с водой плохо - ручьев совсем нет.

15.00 Вылезли на хребет. Дорога - подсохший грунт, иногда с лужами, местами идет по лесу, местами - по лугам. В основном, идут подъёмы. Хорошо что дождей нет, все подсохло, а то бы была большая грязь. Поперек дороги попадаются поваленные деревья, иногда целые завалы - давно здесь никто не убирал.

16.30 Кончается взятая с собой вода. Была еще одна бутылка, но кое-кто, не буду писать кто, ее потерял. Здесь ручьев не течет и воды набрать негде, разве что из лужи. Очень красивое место - вид с хребта на окрестные горы и на поселок (Пшада) внизу. Дорога часто разветвляется - похоже, на каждом отроге. Лес кончился, дальше луга. Дорога все еще идет в гору. На лугах попадаются кострища с разбросанными вокруг бутылками. Видимо, местные сюда ездят на машинах на пикники. Встречаются пятна снега.

18.00 Тропинка поперек дороги. Стоит какая-то техника в виде гудящего купола. Едем по тропинке - чуть ниже хребта запертый охотничий домик и колодец - странно, на вершине-то

горы... Вода! Встаем на стоянку.

Всего проехали 40 км

06.05.03

Хребет - Возрождение - Геленджик – Кабардинка

10.00 Выехали. Дальше идет грунтовая дорога очень изъезженная, сначала идет по хребту, потом ведет вниз. На карте ее что-то нет. Едем по этой дороге. Попадаются какие-то прудики, а обещали - горные озера. Дорога — сначала ровный грунт, потом асфальт, правда очень старый. Прокол у Пичугина - пробило на камне. Едем вниз. Прокол у меня - тоже пробило на камне. Съезжаем, наконец вниз, выезжаем около Возрождения на шоссе. Паша - молодец! Он - единственный из нас, у кого нет на велосипеде амортизационной вилки, и так здорово едет на спуске!

12.00 Смотрим дольмены и всякие ванны Афродиты. Здесь много подростков с рюкзаками - что-то для туристов они слишком цивильно выглядят.

14.00 Пообедали. Едем до Кабардинки.

15.30 Проехали Геленджик. Дорога - асфальт, с небольшими подъемами и спусками. Хороший такой подъем перед Геленджиком. Тут уже начинает дуть довольно сильный ветер - видимо, со стороны моря.

16.30 Кабардинка. Закупились продуктами. Проезжаем вперед до Новороссийска.

17.00 Встали стоянкой в нашем прошлогоднем месте - справа, в лесочке у моста. Ориентир – не доезжая 100 м . - беседка с видом на море, после моста справа через 50 м .- кафе “Казачий курень”. Вода — прямо под мостом.

Всего проехали 80 км

07.05.03

Новороссийск - Абрау-Дюрсо

10.00 Едем до Абрау-Дюрсо. Дорога - асфальт, до Новороссийска - подъёмы/спуски, после – по дороге на Абрау-Дюрсо - два небольших подъёма, за каждым из которых - спуск. От Новороссийска до Абрау Дюрсо - 20 км .

13.30 Абрау-Дюрсо. Озеро тут разлилось и вышло из берегов. Закупаемся винами на местном рынке. Пытаемся попасть в музей вин и на дегустацию шампанских вин, но там велели ждать приезда экскурсии - по два человека они не дегустируют. Встретили группу велотуристов из Архангельска, очень мило пообщались. Они едут нам навстречу, с другой стороны Новороссийска и планируют доехать до Туапсе. Посоветовали нам хорошее место для стоянки - по дороге вокруг озера за Абрау-Дюрсо, сразу за указателем “Абрау-Дюрсо” - поворот налево на грунт вниз, потом - по берегу озера налево. Место на берегу озера, рядом родник. Иногда приходят местные - порыбачить.

16.00 Пообедали, сходили на дегустацию. Всем понравилось. Первым наливают там самое лучшее шампанское, потом идут похуже, но разницы почти нет, т.к. вино уже ударило в голову. Закусывают это дело почему-то печеньем.

18.00 Встаем на стоянку.

Всего проехали 45 км

08.05.03

Прохлаждаемся и никуда не едем, разве только за продуктами в Абрау-Дюрсо. За Пичугиным гоняются муравьи, у них тропа проходила как раз по тому месту, где мы поставили палатку, и они все время залезают внутрь палатки и пичугинского рюкзака. Сегодня случился единственный дождь за весь поход. Длительность дождя - 3 минуты.

09.05.03

Абрау-Дюрсо - Новороссийск

10.00 Выехали на Новороссийск

11.00 Новороссийск. Праздник. В центре и в порту много народу. Катаемся по городу. Изредка пристают милиционеры - проверяют паспорта.

16.00 Пообедали в кафе “Казачий курень”. Встали на стоянку там же, где и 6 числа. Прохлаждаемся.

Всего проехали 40 км

10.05.03

Новороссийк

09.00 Выехали на Новороссийск.

10.00 Новороссийск. Поезд в 12.12.

Всего проехали 20 км

Резюме

С погодой нам повезло, за все время похода ни одного дождя не случилось, если не считать за тот трехминутный, что случился 8 мая.

Мой опыт в этом походе показал, что новому велосипеду нужно привыкать заранее, до него у меня был велосипед без амортизированной вилки и со стальной рамой и его поведение сильно отличалось от поведения моего теперешнего . Конечно, перед походом я на новом велосипеде потренировался, но немного, поэтому первые дни похода было трудно рассчитывать повороты и вписываться в колеи от грузовиков. Только дня через 3 все наладилось.

Хорошие дисковые механические тормоза - вещь неплохая, не отказывают от снега, как v - brake . Правда, то, что мне подсунули на велосипеде Mongoose Rockadile - не хорошие дисковые механические тормоза, они все время разрегулировались от грязи и снега, а у заднего к середине похода о тормозную машинку перетерся тросик.

После участка с колючками лучше остановиться и все колючки повытаскивать, иначе они потом еще долго напоминают о себе проколами.

Если предвидятся заснеженные участки трассы, нужны бахилы или закрытые ботинки, в кроссовках при ходьбе по рыхлому снегу мерзнут ноги.

В серьезных походах очень помогает опыт горного туризма (имелся у двух участников группы), особенно если преодолеваются крутые склоны. 4 участника на мой взгляд, оптимальное количество человек в группе для серьезного похода, такое количество дает группе наибольшую мобильность, еще являясь при этом полноценной группой.