Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Крушма

Крушма

Тип материала: Описание
Год путешествия: 2004
Категория сложности: нет или не указано
Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Автор: Михаил Трусков (Тула)
31 марта 2004 г. Каяк "Ватерфлай"
 д. Вишневая - мост у с. Болото - 12 км; мост у д. Сенино - 5; мост на Щукино - 10. 
Автор - Михаил Трусков (Тула) 
В рамках проекта "Малые реки Тульской области" 
Спонсор проекта - компания "Time-Trial", Санкт-Петербург

Река Крушма - одна из традиционных паводковых рек Тульской области, берет начало на востоке Калужской области и попадает в Тульскую узким ручьем примерно в том месте, где автотрасса Тула-Калуга пресекает границу областей. Надо сказать, что имеется ещё один приток под тем же названием, справа впадающий в реку в районе с. Ломинцево, но поскольку он несколько короче и маловоднее, то за "основную" Крушму все же принято считать именно "калужскую" реку.
Для весеннего сплава пригоден участок от д.Вишневая на трасе Тула-Алексин до устья, длиной около 27 км. Известная мне попытка моих знакомых пройти в конце 80-х годов по верховьям Крушмы по высокой воде на "Тайменях" от с.Афанасьево не увенчалась успехом. Поход пришлось прервать из-за огромного количества завалов.
Летом река практически исчезает среди высокой травы и не представляет никакой возможности сплава даже на пластиковых каяках.

В конце марта - начале апреля ширина Крушмы у д.Вишневая не более 8-10 метров и остается такой вплоть до впадения её в Оку. Берега и дно в основном каменистые, на перекатах отдельные крупные камни в русле.
В районе моста на автодороге, ведущей к с.Щукино (примерно за 1 км до устья Крушмы) уже чувствуется подпор разлившейся Оки. Течение Крушмы резко замедляется и её вода заливает большую часть прибрежных кустов. Смысла сплавляться ниже и впадать в Оку нет.
Участок от д. Вишневая удобен ещё и тем, что на протяжении маршрута Крушма дважды протекает под мостами автодорог. Это позволяет легко планировать длительность сплава и осуществлять аварийные выходы с маршрута.

В 2004 году я прошел сплавной участок реки в конце марта по уже чуть упавшей воде на надувном каяке "Ватерфлай". Практически сразу же после старта в с. Ломинцево пришлось обносить низководный пешеходный мостик. Участок до моста у с.Болото не преподносит значительных трудностей: почти везде чистое русло с быстротоком, каменистые перекаты. Берега высокие, с перелесками на склонах. В отличие от "классических" Вашаны и Скниги на Крушме отсутствуют участки со сплошным ивняком по берегам, когда лодка несется сквозь коридор кустов. Река более "читаемая" и возможные препятствия легко прогнозируемы.
В районе с.Богучарово река минует два огромных бетонных быка будущего моста. Слева и справа к берега подходит высокая насыпь для дороги, по которой, может быть, будут ездить наши потомки.

После того, как река минует мост у с.Болото предстоит очередной обнос капитального завала. Далее начинается исключительно красивый лесной участок реки. Характер реки не меняется - быстрины, каменистые перекаты и несложный слалом между стволов затопленных лозин. На окрестных холмах смешанный лес. Много удобных мест для остановок.

После моста у д.Сенино такой же лесной участок без каких либо экстремальных трудностей. Завалов практически нет, а отдельные деревья, упавшие в воду всегда давали возможность найти в них лазейку для прохода. Высокие, поросшие лесом береговые склоны чрезвычайно живописны.

От моста до с. Щукино около 2-х километров щебеночной дороги, поначалу круто идущей в гору. Лодки удобно собирать и сушить подальше от берега на сухой щебенке - у моста сплошная глина.

На обратном пути можно заехать на источник блаженной старицы Ефросиньи в село Колюпаново, благо это совсем по пути.

К своему удивлению, река не показалась мне такой сложной в прохождении, как это вспоминалось по опыту сплава на "Таймене" во времена моей молодости. Возможно, уровень воды был немного другой, либо "непотопляемый" Ватерфлай оказал мне эту услугу, превратив сплав по паводковой реке просто в интересное путешествие. Думаю, что для байдарок и пластиковых каяков река не будет столь безобидной, как это показалось мне.