Виды туризма

13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
0 495 0
Руководитель: Александр Недодаев (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5928

Содержание
  1. Паспорт маршрута;
  2. Сведения об участниках путешествия;
  3. Организация путешествия;
  4. Подъезд к реке Китой;
  5. График движения;
  6. Отъезд домой;
  7. Техническое описание маршрута;
  8. Обеспечение безопасности;
  9. Выводы и рекомендации
1. Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Количество участников: 13 человек.
Плавсредства: 1 катамаран и 1 плот (надувные суда).

2. Сведения об участниках путешествия

№ п/п Фамилия И.О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности
1 Недодаев Александр Александрович 1958 р. Чая-5р, р.Чилик-5р, р.Чулышман-5у, р.Утулик-Харамурин-5у руководитель
2 Коков Александр Викторович 1960 р.Чилик-5у, р.Чулышман-5у, р.Утулик-Харамурин-5у, р.Писта -4р., р.Тимптон-4у завхоз, рыбак
3 Липатов Алексей Сергеевич 1961 Катунь-5у, Аварское Койсу-6у, Чаткал-5р, Чуя-5р, Ока-4р казначей, фотограф
4 Розанов Сергей Борисович 1961 р.Утулик-Харамурин-5у, р.Чуя-Катунь-5у, р.Урсул-Катунь-4у реммастер, киномеханик, рыбак
5 Волков Валентин Геннадиевич 1952 р.Утулик-Харамурин-5р, р.Снежная -5р, р.Урик-5р капитан плота, зам.руковод.
6 Анохин Владимир Викторович 1952 р.Иркут-р.Зун-Мурин-5р, р.Снежная-Темник-5р, р.Шавла-Аргут-Катунь-5р., р.Чулышман-5р. пом. капитана плота, фотограф
7 Митрохин Сергей Викторович 1962 р.Ока-4у, р.Утулик-Харамурин-5у, р.Урик-5у, р.Снежная –5у боцман, охотник, рыбак
8 Раков Дмитрий Григорьевич 1962 Горные турпоходы и альп.восхождения, р.Ока-4у альпинист
9 Журов Станислав Владимирович 1971 р.Ока-4у, р.Утулик-Харамурин-5у шаман
10 Ковалева Ольга Аркадьевна 1963 р.Ока-4у доктор
11 Сысоев Владимир Павлович 1950 р.Ока-4у киномеханик, рыбак
12 Митин Сергей Васильевич 1975 Горные турпоходы, р.Ока-4у ботаник
13 Шипунов Андрей Петрович 1962 р.Ока-4у, р.Утулик-Харамурин-5у рыбак

3. Организация путешествия

Большинство из участников похода ранее уже побывали в Саянах в водных походах по рекам Ока, Снежная, Урик, Утулик, Хара-Мурин и Зун-Мурин, Иркут и др. У всех сохранились добрые воспоминания об этом богатом и щедром крае, его удивительной природе, приятном климате, интересных маршрутах. Мы решили еще раз посетить эту благодатную землю и выбрали реку, на которую давно мечтали попасть.

Конец августа, начало сентября, пожалуй, самое благоприятное время, исходя из погодных условий, для проведения походов в этом районе. Кроме того, время отпусков у большинства участников приходилось именно на этот период, что и определило сроки проведения путешествия.

Благодаря предварительному знакомству с районом у нас не было больших проблем по подбору снаряжения, выбору одежды и т.п. Экипажи судов были составлены с учетом схоженности, психологической совместимости и опыта путешествий участников.

Подготовка началась за 6 месяцев до путешествия. Была произведена ревизия плавсредств, подобрано альпинистское снаряжения (для страховки в скалистых участках каньонов), составлен график движения, собрано групповое снаряжение, распределены обязанности участников. Все продукты кроме хлеба и вермишели закупили дома заранее. Билеты туда и обратно были куплены заранее.

4. Подъезд к реке Китой

Последние годы значительно изменили транспортную ситуацию данного района. Строительство автомобильных дорог начатое в 1986 году, позволяет полное или частичное исключение пеших подходов при сплаве по следующим рекам Ока, Урик и Китой.

Автомобильная дорога начинается в п.Монды на правом берегу реки Иркут и далее она идет вдоль него. Наиболее красивым участком дороги является участок за рекой белый Иркут, где река Иркут течет в глубоком каньоне (правда дорога здесь интенсивно ремонтируется после наводнения 2001 года). После выхода дороги из ущелья р.Иркут на межгорное плато ее состояние немного улучшается. На проезд от п. Монды до р. Китой нами было затрачено 5 часов на автомобиле ГАЗ-66.

По дороге от п.Монды идет достаточно интенсивное движение в Окинский район и рудник на р.Урик. Поэтому проблем с попутным транспортом здесь практически нет. Автомобильная дорога миновав невысокий водораздел между реками Иркут и Китой, и оставив слева (по ходу) ГМС "Ильчир", выходит в долину р.Китой и далее уходит вверх по правому берегу реки.

При высокой воде от этого места можно начать сплав на надувных судах (плоты типа ПСН, лодки и пр.). Материал (строевой лес) имеется примерно в 2- 3 км ниже по течению реки, где она входит в ущелье. От автомобильной дороги вниз по реке отходит дорога. Она через 3 км переходит вброд на левый берег, где в устье небольшого притока находится летник (дом с постройками и баней). От летника, дорога, идет по левобережной террасе. Дорога частично заболочена.

Дорога, совершив пологий подъем, выходит на широкое плато. Через некоторое время примерно напротив впадения р.Шара-Гол в Китой, сильно заболоченный участок пути (около 1 км ). Вскоре, от второго летника, начинается крутой спуск по каменистой дороге, который приводит к броду через реку Арлык-Гол. Ширина реки достигает 10- 12 м , глубина 0,5- 0,6 м , течение реки среднее.

Готовясь к походу, мы не знали состояние этой дороги и готовились к пешей заброске от притока Арлык-Гол на 14км вниз по реке. Однако, оценив уровень воды в реке, мы решили перенести начало сплава к р. Бого-Хонголдой, где и выгрузились из машины. Но, просмотрев участок реки, решили пройти еще 6 км пешком, т.к. сплав на этом участке был весьма трудоемкой задачей из-за мелководья. К тому же пеший переход не представляет трудности.

Недалеко от устья р.Саган-Сайр (около 400 м выше) находится зимовье геологов, где мы организовали лагерь для сборки средств сплава. С сухим лесом проблема, особенно для гребей (мало ели, сосны и березы; 95% леса - лиственница).

5. График движения

Даты Дни Участки маршрута Км Часы Транспорт
9-13.08 - Волгоград-Слюдянка - - поезд
14.08 - Слюдянка-Монды-р.Китой - - ЗиЛ-130, Газ-66
15.08 1 р.Бого-Хонголой – зимовье около р.Саган-Сайр 6 4 пешком
16.08 2 Заготовка материалов - 8 -
17.08 3 Сборка судов - 8 -
18.08 4 Зимовье – р.Саган-Сайр - р.Жалга 7 4 сплав
19.08 5 р.Жалга –Верхние щеки (водопад) 11 4 сплав
20.08 6 Окончание порога №33, обнос водопадов, сборка плота 0,3 9 сплав
21.08 7 Водопад – р. Ара-Ошей 3 5 сплав
22.08 8 р. Ара-Ошей – р.Хунды-Гол 19,5 9 сплав
23.08 9 р.Хунды-Гол – урочище "Моткины щеки" 24,5 6 сплав
24.08 10 урочище "Моткины щеки" пор.91-93 1,3 4 сплав
25.08 11 Перенос базового лагеря на р.Эхе-Гол, осмотр порогов 6 4 пешком
26.08 12 Прохождение 1 ст. порога водопада 0,4 6 Сплав, проводка
27.08 13 Прохождение 2 ст. порога-водопада 0,15 7 Обнос, проводка
28.08 14 Порог водопад - р.Эхе-Гол 1,5 7 Сплав
29.08 15 р.Эхе-Гол – р. Моткин-Гол 3,2 6 сплав
30.08 16 Перенос вещей р.Эхе-Гол – р. Моткин-Гол 4 2 пешком
30.08 16 р.Моткин-Гол – р. Шумак 8 4 сплав
31.08 17 дневка - - -
01.09 18 р. Шумак – р. Шаламша 29 9 сплав
02.09 19 р. Шаламша – р.Сарамта 39,5 10 сплав
03.09 20 р.Сарамта – п. Октябрьское 21,5 8 сплав
04.09 21 п. Октябрьское – п. Раздолье– г. Ангарск 18 4 сплав, автобус
05.09 - Экскурсии по г.Ангарск - - пешком
06-10.09 - г.Ангарск – г. Волгоград - - поезд

6. Отъезд домой

Из пос. Раздолье раз в день ходит автобус в г.Ангарск. До остановки автобуса примерно 400-500м от моста, выше которого мы закончили маршрут. Перед мостом крупногалечный пляж, на котором удобно сушить вещи. Погода стояла отличная – мы сумели упаковаться за 3 часа. Автобус идет до Ангарска полтора часа. Вышли, немного не доехав до города. Поставили палатки в лесопарке у водохранилища. Оставшееся до поезда время провели в экскурсиях по городу.

7. Техническое описание маршрута

Сплав осуществляли при малом уровне воды, начиная от зимовья геологов перед левым притоком Саган-Сайр. Нумерация препятствий - сквозная.

Участок от базы геологов (приток Саган-Сайр) до урочища "Верхнее ущелье"

В начале сплава река носит относительно спокойный характер. Средняя ширина 20-30м при глубине 0,4-1м. Скорость течения 4-5 м/с. Температура воды - 5-8°С. Дно и берега каменистые (крупный булыжник). Участок сплава при малом уровне воды (в межень) не представляет сложности, как для плотов, так и катамаранов. Все пороги можно идти сходу, особенно плоту, так как все видно с судна. Наибольшую сложность представляет определение места чалки перед водопадом. Ходовое время для прохождения данного участка - не более 5 часов.

1. - Порог расположен на резком правом повороте, 0,5км ниже базы геологов. Валы до 1 м , в конце прижим на правый берег.

2. - Шивера. Обилие камней.

3. - Шивера в устье р. Саган-Сайр.

4. - Шивера.

5. - Прижим. Валы 1м. Слабый навал на скалы правого берега.

6. - Шивера.

7. - Порог расположен в сужении реки. Левый берег - скала. В русле водопадный слив высотой более 1м с мощной бочкой, далее плес длиной более 200м.

8. - Шивера.

9. - Шивера состоит из двух ступеней: в первой прижим к левому берегу, во второй - к правому.

10.-14. - Шиверы.

15. - Порог расположен в правой протоке. В начале острова - валы, в конце - прижим к правому берегу.

16. - Шивера (левая протока).

17.-19. - Шиверы.

20. - Порог начинается за ручьем, впадающим с левого берега. Валы до 1м, в конце прижим на скалы левого берега.

21.-23. - Шиверы.

24. - Порог расположен за островом. Сильный бой в левобережную скалу. Правая часть русла - мелководный перекат.

25.-27. - Шиверы.

28. - Шивера. Прижим к левому берегу.

29.-31. - Шиверы.

32. - Порог. Обилие камней в русле.

33. - Порог начинается на правом повороте реки за небольшим ручьем (левый берег) и продолжается до водопада. Протяженность порога около 1,5км. Примерно через 500-600м отмель - вынос ручья с левого берега. Верхняя часть порога до конуса осыпи - это шивера с рядом сливов и бочек. После конуса осыпи около 300м достаточно мощный участок реки с обилием камней, сливов до 1м, бочками. Далее следует участок локальных (10-15м) усилений со сливами более 1м и бочками.

Для осмотра водопада необходимо зачалиться сразу же после конуса селевого выноса на левый берег. Следующая чалка после длинной (около 10м) скальной глыбы, выступающей в реку с левого берега. Обнос двух водопадов, особенно второго, более предпочтителен по правому берегу. Поэтому необходимо организовать чалку на правом берегу. Последняя чалка возможна в небольшом улове, примерно в 50-70м от водопада.

Урочище "Верхнее ущелье"

Этот короткий участок представляет собой связку сложных порогов и водопадов в узком скальном каньоне. Начинается двумя мощными водопадами и заканчивается в устье р. Ара-Ошей. Длина ущелья около 3км. Падение реки на участке – 50м, средний уклон (без учета водопадов) – 14-15м/км, берега – труднопроходимые отвесные скалы и крупно-глыбовые осыпи.

34. - Первый водопад представляет собой узкую щель длиной 10-15м и шириной до 2,5-3м. Общее падение воды превышает 4м. Река резко сужается, и поток, завинчиваясь, уходит в щель. Затем русло резко расширяется, и река на некоторое время успокаивается, образуя относительно спокойный участок глубокого быстротока (70-100м), подпертый снизу вторым водопадом.

35. - Второй водопад - это короткий, но очень сложный порог. В правой части русла (первая треть порога) ряд крупных камней. Далее левая часть потока сливается пологим сливом высотой 2-3м, ударяясь в скальный выступ левого берега и завихряясь, образуя мощный пенный котел. В правой части потока мощный косой слив от скалы правого берега. Далее река еще 7- 8 м идет вспененным потоком в скальном коридоре. Прохождение этих препятствий даже в малую воду весьма проблематично.

После предварительной разведки мы приняли решение обнести кроме первого водопада и второй. Обнос обоих водопадов и сборка плота заняли одни сутки. С плота были сняты надувные элементы. Катамаран обносили без разборки. Суда спустили на воду в небольшом заливе сразу за вторым водопадом.

Между вторым водопадом и началом следующего порога река течет в скальном коридоре (высота стен до 10м) на участке 150-200м. В конце участка перед ручьем у правого берега имеется улово, где можно спокойно зачалиться для просмотра следующего препятствия. Напротив (на левом берегу) имеется спуск к реке, далее идет скальная стенка на протяжении всего порога. Страховка и разведка порога по правому берегу.

36. – "Иван-порог" имеет длину около 200-250м и состоит из ряда ступеней. На входе в порог расположена первая ступень с пологими сливами до 1м. На левом берегу за ступенью хороший улов. Далее следует вторая ступень, в правой части которой два крупных камня; в центре (левая треть реки) полуобливной камень. Относительно чистый проход между этим камнем и камнями правой части русла. Высота косого слива более 1м. Далее следует участок быстротока с навалом на скалы левого берега. Этот участок заканчивается двумя сливами высотой 1 и 1,5м. Второй слив образован крупным камнем, лежащим вблизи правого берега и левым берегом. Ширина слива около 4-5м. За сливом мощный котел. Далее поток от левого берега уходит под правый и упирается в крупный каменный блок, образуя существенный навал на правый берег. Справа от камня слив во всю ширину реки (до 1м высотой). После слива основная струя идет вдоль левого берега, где ниже располагается группа прибрежных скал, которые заворачивают поток вправо. Здесь слив до 1м, далее струя идет вдоль правого берега (слабый навал на выступающие скалы). Затем поток резко поворачивает влево и мощным относительно пологим косым сливом высотой до 3м упирается в скалы левого берега. Здесь мощный котел и жесткая струя проносится 20-30м в скальном коридоре. Чалки возможны в слабовыраженном улове правого у берега (первая) и в улове у небольшого ручья (основная) перед следующим порогом.

37. - Порог состоит из двух ступеней и начинается за ручьем правого берега. В первой ступени на входе слив до 1м, далее идут валы более 1м. У левого берега большой скальный блок, за которым улово. Метров через 30-40 следующая ступень. С левого берега выступает скала примерно до середины русла. Напротив камень вблизи правого берега, за которым улово. Ключевое место порога представляет участок реки запруженный камнями, где остается неширокий проход посередине этой плотины. Заход в эту часть порога от скального выступа левого берега вдоль него по основной струе. Далее струя разворачивается на 80-90° и пологим сливом (более 1м) прорывает гряду камней и затем ударяет в скалы правого берега. На обоих берегах есть неплохие места для чалки. За порогом после скалы, расположенной по центру русла реки, локальная шивера (около 20м длиной) с рядом камней.

38. - Порог. На входе с правого берега впадают два ручья (второй образует осыпи). Здесь валы до 1м, далее в правой половине русла камень, на который устремляется поток. Слив поперек реки высотой до 0,7м с левого на правый берег. Ниже идет участок быстротока, переходящий в шиверу с грядой камней пересекающей русло реки слева направо. В левой части русла надводный камень. Проход слева от него по сливу высотой 0,5м. Далее следует навал на скалы левого берега, валы и бочки. В конце сильный навал на обливную скалу в русле (около левого берега), после чего струя уходит под правобережную скалу.

39. - Шивера. Навал на левый берег,валы.

40. - Порог имеет длину около 100м. Вдоль левого берега идет тропа осмотра. На входе в порог левая часть русла закрыта рядом надводных и подводных камней. Относительно чистый проход вдоль правого берега: в начале слив 1м, далее навал на камень, расположенный у берега. Далее, уходя от камня, в центр реки, по короткому быстротоку в слив (высота 1м) между группой камней левого и правого берега. Затем навал на скалы левого берега.

41. - Участок шивер. Нижняя часть "Верхнего ущелья" не представляет сложности. Здесь встречаются отдельные сливы до 1м, валы и бочки. Высота стен ущелья достигает местами 30м.

В "Верхнем ущелье" наиболее сложным препятствием является порог №36, который состоит из пяти ступеней. Первые две сложности не представляют. В третьей габаритный непроход для плота, поэтому его пришлось проводить на веревке и перетаскивать через плиту. В пятой ступени плот носом ударился в скалу левого берега, сломалась гребь, и выбросило носового гребца. Буквально через 10-15 секунд ему помогли залезть на плот. Затем поставив запасную гребь, благополучно зачалились в улово левого берега перед 37-м препятствием.

Катамаран 3-ю и 4-ю ступени проходил кормой: в таком положении легче выполнить траверс потока под правый берег, так как в 4-й ступени в левой части слива острые камни, и вероятность порыва баллона очень высока. В пятой ступени катамаран при повороте вправо зацепил левым баллоном скалу левого берега. При этом немного притопило корму правого баллона, но от прижима успели уйти. Достаточно интересны пороги 37,40, которые требуют предварительной разведки. В пороге №40 плот на выходе взял немного левее и носом вошел в прижим, затем кормой ушел вниз. Катамаран на выходе пошел правее, но недовернув влево, правой продолиной ударился в камень и его заклинило. Носовой гребец вылез на полуобливной камень, перебросил через него баллон и успел сесть на катамаран.

Далее до впадения реки Ара-Ошей шли без разведки. На правом берегу у впадения реки отличное место для стоянки.

Участок р. Ара-Ошей – вход в урочище "Моткины щеки"

42. - Шивера.

43. - Шивера. В конце шиверы выносная треугольная осыпь с левого берега. Шивера каменистая. За осыпью чалка на левый берег для осмотра следующего препятствия.

44. - Порог начинается мелководной разгонной шиверой. Затем вода устремляется на скалы правого берега и сливается с подводной плиты, выдвинутой с правого берега косым сливом высотой 1,5м. С левого берега выступает каменистая гряда, вода с которой сливаясь в центр и соединяясь со струей косого слива, образует мощный пенный котел. Далее валы более 1м. Опасность при прохождении представляет подводный зуб в правой части реки.

45.-51. - Шиверы.

52. - Порог начинается через 100м от предыдущего препятствия. Островом порог разделен на две протоки: правая - мелководная, левая - основная. На входе в порог - перекат, переходящий в сильную шиверу-порог, мощь которой нарастает по мере приближения конца острова. В пороге имеется несколько сливов высотой 0,5-1м следующих друг за другом. В месте слияния проток - слив более 1м через гряду камней. Далее участок быстротока и вторая ступень порога, в которой слив с полуобливного камня высотой 1м.

53. - Порог расположен через 250м от препятствия №52 за селевым выносом левого берега. В центре русла друг за другом стоят три камня. У правого берега обломки скал. На выходе из порога, в центре реки, большой обломок скалы. За порогом на правом берегу обломки скал черного цвета.

54. - Порог расположен за левым поворотом реки. На входе в порог большой камень (проход слева), далее следует участок с валами более 1м, в конце которого обливной камень. Несколько ниже сильный навал на скалу левого берега.

55. - Порог: в начале валы более 1м, далее навал на левый берег.

56. - Шивера. На входе валы до 1м, далее слив 1м под левым берегом и небольшой прижим к камням левого берега.

57.-58. - Шиверы.

59. - Шивера. Вначале шиверы валы более 1м, далее в русле реки скала, на которую устремляется вся масса воды. Справа от скалы слив более 1м. Слева небольшой навал на скалы левого берега.

60. - Прижим к скалам правого берега.

61. - Участок реки, изобилующий протоками. В протоках шиверы-перекаты. В конце участка слева впадает река Горлык-Гол.

62. - Участок реки длиной более 1км. Основную сложность представляют мелководные шиверы и перекаты, расположенные в протоках.

63. - Шивера.

64. - Шивера-порог. На входе шивера, затем левый поворот. Посередине реки два огромных камня, между ними слив более 1м. Далее валы 1м. Напротив камней, с правого берега, небольшой выступ.

65.-68. - Шиверы.

69. - Шивера-порог расположен через 250-300м от предыдущего. В пороге требуется сложная лавировка среди обливных и полуобливных камней. В конце препятствия сужение русла, валы до 1 м и небольшой навал на скалы правого берега. Через 30-40м впадает река Хунды-Гол. За ее устьем на левом берегу имеется место для лагеря и разведки следующих препятствий №70-71.

70. - Шивера-порог начинается через 30м после впадения р.Хунды-Гол. На входе слив 1м, за которым пенный котел, далее валы 1м и навал на скалы левого берега.

71. - Шивера-порог начинается разгонной шиверой. На входе обилие надводных и полуобливных камней. Относительно чистый проход вдоль правого берега, затем по центру. В пороге несколько сливов по 0,5-1м. Валы до 1м. Далее следует участок быстротока и вторая ступень порога, где обилие обливных камней. Затем река поворачивает влево. Под правым несколько суводей.

72.-75. - Шиверы.

76. - Шивера расположена перед правым поворотом реки. В русле много камней, на выходе слив 1м. За шиверой, на левом берегу, невысокая скальная стенка, за которой расположена большая суводь удобная для чалки.

77. - Порог начинается разгонной шиверой на левом повороте реки после плеса длиной 200-250м и имеет 4 ступени. В шивере валы до 1м. Далее идет прямой участок быстротока. Скорость течения увеличивается. На правом берегу скальная стенка. После быстротока с правого берега выступает гряда. Здесь слив 1м - 1-я ступень. Далее вновь участок быстрого течения с валами до 1м. В левой трети реки два камня, на них небольшой навал. Постепенно русло сужается. На правом берегу скальный выступ. Здесь резкий водосброс. Высота слива 1,5м. За ним мощный котел, ниже надводные и подводные камни (вторая ступень). За второй ступенью участок с валами более 1,5м. В центре реки огромный камень. Вся масса воды бьет в него. Обходить можно слева и справа. Далее в русле два камня образуют косые ворота и слив до 1м. Напротив третьей ступени с правого берега впадает ручей. За этой ступенью участок быстротока с валами 1м. Река делает левый поворот, после которого расположена последняя ступень порога. Через всю реку идет подводная гряда камней.

78. - Шивера-порог находится за правым поворотом после плеса длиной 250-350м. Длина препятствия около 200м. На входе в порог несколько обливных камней. Далее валы 1-1,5м. Затем после участка быстротока гряда камней перегораживает реку. Несколько ниже участок с валами до 1м.

79.-80. Шиверы.

81. - Порог. Валы 1м. Масса камней, среди которых требуется сложная лавировка. В центре порога слив 1м и навал на скалы левого берега, далее слив 1м.

82. - Шивера - порог с валами и сливами до 1м. В конце шиверы небольшой прижим к правому берегу. За скальной стенкой этого берега можно пристать для просмотра следующего порога.

83. - Порог. На входе валы 1м и обливной зуб ближе к левому берегу. Далее валы. В середине порога (правая треть) подводный зуб. Прижим на скалы левого берега. Слив высотой 1м. Далее валы переходят в плес длиной 300-400м.

84. - Шивера.

85. - Порог расположен на продолжении левого поворота. Начинается разгонной шиверой, которая постепенно переходит в очень сложный порог. Длина порога 80-90м. Общее падение воды 2,5-3м. В центре порога в реку небольшим водопадом впадает ручей. Здесь имеется сильный прижим к скалам правого берега. Перед прижимом слив более 1м. В пороге валы до 1,5м.

86. - Порог с множеством камней, за которыми открывается вид на живописные скальные "ворота" - начало урочища "Моткины щеки". Скала правого берега темнее скалы левого берега.

87. - Шивера расположена перед скальными "воротами". После нее можно зачалиться на левый берег (за ручьем)и начать разведку препятствий урочища "Моткины щеки".

88. - Порог начинается несложной шиверой с увеличивающимся количеством больших камней в русле, которые далее образуют булыжный остров. Левая протока - валунная шивера с узкими проходами между камнями. В конце протоки несколько сливов до 1м. Основная масса воды идет в правую протоку, вход в которую затруднен обилием камней. Далее река сужается до 10-13м. На входе мощный слив (1,5м), далее идет участок с валами 1,5-2м, заканчивающийся грядой обливных и полуобливных камней, перегораживающей русло. Здесь слив водопадного типа более 1,5м, за которым мощный пенный котел. Далее валы более 1м. На слиянии проток порог заканчивается. Порог проходили по правой протоке.

89. - Шивера. На левом берегу удобное место для лагеря. Отсюда начинается подъем тропы на террасу.

Участок реки от р.Ара-Ошей до урочища "Моткины щеки" проходили без разведки с осмотром с наплыва, за исключением порога 77. За входными воротами урочища остановились на левом берегу на обед. Затем обнесли вещи и обустроили лагерь ниже препятствия №89.

Урочище "Моткины щеки"

Урочище является самым сложным участком на реке Китой. Начинается оно после живописных скальных ворот и тянется на 15 км до горы Дулган (1273,5м). "Моткины щеки" представляют собой узкое, достаточно мрачное ущелье. Местами высота стен каньона достигает 70-80м и более. Выход из каньона к месту стоянки не везде возможен. Мест для стоянки в каньоне очень мало. На левом берегу: 1 - ниже пр.89 (у начала тропы обноса), 2 -- в устье ручья за порогом-водопадом напротив пр.96, 3 - на левом берегу р. Эхе-Гол, выше водопада (крутой подъем ~ 30м), 4 - выше устья р. Моткин-Гол (крутой подъем ~ 30м), 5 - ниже пр.132.

После препятствия №89 река делает правый поворот, на котором расположена несложная шивера. За ней плес и далее следующая шивера. В обеих шиверах - валы 1м. В 50-60м ниже находится шивера-порог. На входе валы около 1м. Далее значительный навал на скалистый правый берег. В конце препятствия крупная глыба в центре русла. Проход возможен с обеих сторон. Для разведки следующего препятствия №90 удобнее причалится на правый берег сразу же за шиверой-порогом. Можно провести разведку и по левому берегу.

90. - Порог имеет длину 300м. На входе гряда камней. Правая часть забита различными камнями. Основной поток в левой части русла. Далее небольшой навал на скальную стенку левого берега. На этом участке порога валы до 1м, небольшие сливы и бочки. Далее следует участок быстротока, за которым все русло забито разнокалиберными камнями. Относительно чистый проход по центру русла: сливы до 1м и бочки. В конце слабый навал на скалы правого берега. Сквозной проход по берегу невозможен.

91. - Порог состоит из двух ступеней разделенных коротким плесом. Первая ступень характеризуется резким падением реки, валами до 1,5м. В середине и в конце участка сильный навал на невысокий скалистый берег. Перед первой ступенью с правого берега впадает небольшой ручей. Во второй ступени порога правая часть русла закрыта двумя обливными и одним надводным камнями, а также множеством подводных камней. Проход в этой части русла сильно затруднен. Вдоль левого берега (скальная стенка) валы до 1м, бочки и слабый навал на левый берег. Просмотр этого и следующего порогов можно осуществить по правому берегу. Данное препятствие страхуется по правому берегу.

За этим порогом находится короткая (до 30м) шивера (валы и бочки). Для организации страховки на препятствии №92 необходимо зачалиться на левый берег, в небольшое улово в конце скал.

92. - Порог. Правый берег - скальная стенка до 5 метров высотой, левый - разнокалиберные валуны. Река узким потоком до 12- 13 м стремительно несется вниз (валы 1,5-2м). В нижней части порога обливной камень в русле. Весь поток устремляется на него. Далее навал на скалы правого берега. Река делает здесь левый поворот. У левого берега удобное улово. За участком быстротока располагается двухкаскадная шивера (около 30м) с валами до 1м и небольшим навалом на левый берег. После шиверы следует относительно спокойный участок, в конце которого перед левым поворотом следует зачалиться для разведки следующего порога.

93. – Порог на входе гряда камней в правой части закрывает, примерно, две трети русла. Основная струя идет вдоль левого берега, который совершает правый поворот и упирается в группу камней в левой части русла. С обеих сторон здесь сливы более 1м. Далее струя, отразившись от береговых камней, пересекает русло с левого на правый берег. За грядой камней правой части реки тихий участок, вдоль которого идет мощный поток. Далее струя вновь изменяет направление движения. В начале этого участка порога слив 1,5м и мощнейшая бочка. Ниже следуют валы более 1м. Вся масса воды уже сильно вспенена. Еще несколько небольших сливов и бочек и в левой части русла широкий слив (около 1,5м высотой) и бочка. Вдоль правого берега (мимо крупной светлой скалы в русле) несется поток и упирается в скальный выступ высотой 3-4м, который оставляет небольшой проход (не шире 3,5-4м) у правого берега. За этой щелью русло резко расширяется: под левым берегом огромное улово, а вдоль правого, постепенно ослабевая, несется поток.

Оба судна проходили порог по одной схеме: придерживаясь в начале и конце выпуклых берегов. Основная сложность заключалась в том, чтобы судно не развернуло в одной из многочисленных бочек и лагом не влетело в щель. Так как ширина щели сравнима с половиной длины катамарана. При этом в последней части порога нужно было прижиматься к правому берегу.

94. – Порог состоит из двух ступеней. Первая относительно простая: гряда камней закрывает большую часть русла. В левой части достаточно чистый проход и сильный навал на береговые скалы, которые оканчиваются напротив второй ступени порога. По центру и в левой части русла несколько сливов до и более 1м, бочки. Далее следует участок быстротока, переходящий в следующую ступень. Ниже первой части у правого берега улово для страховки этого участка. Правый берег переходит в высокий непроходимый прижим. Во второй ступени две трети русла от левого берега забито камнями. На входе в правой части реки большой обливной камень, за которым косой слив 1м и бочка. Далее еще один слив около 1,5м, валы, бочки и сильный навал на скалы правого берега с отбойным валом более 1,5м. Под левым берегом улово.

Начиная от входа в урочище "Моткины щеки", группа шла маршрут с системой базовых лагерей. Всего было два базовых лагеря: после препятствий №89 и №99 (ниже р.Эхе-Гол). Участок реки до Моткин-Гола проходился без груза. При переходе через р.Эхе-Гол была сооружена перильная переправа. Нижнюю часть урочища шли с грузом.

Ниже препятствия №94 расположен короткий порог со сливами 0,5-0,7м и в конце слабый прижим на скалы левого берега. Отсюда река входит в каньонный участок с высотой стен 80м и более.

95. – Порог (порог-водопад) имеет длину около 500м и состоит из ряда ступеней. Фактически это два самостоятельный порога (для удобства назовем их 95а и 95б-основной порог-водопад). Порог 95а начинается через 25-30м от предыдущего левого прижима в начале короткого левого поворота реки и состоит из трех ступеней.

Левый берег вдоль первой ступени и начала второй - скальная стена высотой более 100м, правый крупноглыбовая осыпь. В правой части полуобливной и ряд обливных камней осложняют прохождение. В левой - чистый слив высотой 1м рассекается подводным камнем. На скалу левого берега небольшой навал, и существенный навал на камень в русле. Наиболее целесообразный проход: слева от этого камня, впритирку к нему. Несколько ниже ощутимый навал на группу камней у правого берега. За ними плесовое улово. Чалиться в нем неудобно, так как выход забит разнокалиберными валунами. На левом берегу сразу же за скальной стенкой начинается узкая прибрежная полоса, которая при более высоком уровне затопляется. При данном уровне чуть ниже скалы за темным камнем можно зачалиться. Это особенно важно, так как прохождение следующего препятствия сопряжено с большим физическим и нервным напряжением.

Вторая ступень наиболее сложная. Береговая обстановка относительно благоприятна: есть узкая прибрежная полоса по обоим берегам. На входе слив 0,5-1м. Несколько ниже гряда надводных камней в левой части и центре образуют слив 1,5м. Справа обломок скалы, от которого вниз по реке с различным интервалом расположено 4 надводных камня, перекрывающих реку. Единственный проход в первую (от правого берега) щель . Ее ширина около 3м, остальных менее 2м. Войти туда достаточно сложно, так как большая часть потока уходит вправо. Далее в правой части русла ряд обливных камней, сливы и бочки.

После участка быстротока начинается третья ступень порога 95а. На входе слив до 1м, несколько ниже два слива на всю ширину реки (более 1,5м) и сильные бочки. За порогом короткий плес (около 15-20м). У левого берега имеется слабое улово, в котором необходимо причалиться.

Вторую и третью ступени первым проходил катамаран с промежуточной чалкой у левого берега для переноса страховки и кинофотосъемки. Страховка с берега спасконцом. Плот проходил обе ступени сразу. В последнем сливе 3-й ступени плот наехал на камень, его развернуло, и, далее, плот заканчивал прохождение кормой вперед.

Остановились перед порогом 95б на левом берегу. От этого места по небольшому кулуару с помощью веревок организовали подъем (70-80м) наверх. Дальнейший сплав с этого места продолжали на следующий день.

Порог 95б состоит из 3-х ступеней зажатых в скальном коридоре. Страховка препятствий осложнена. По берегу за второй ступенью есть только одна осыпь по которой можно спуститься к воде. В этом месте можно организовать переправу и страховку на осыпи правого берега. Кроме названных, еще одна страховка за порогом на левом берегу.

Первая ступень. На входе в порог у левого берега крупный (8-10м в длину) надводный камень. Чуть ниже по течению (по центру русла) группа крупных скальных глыб. Между этой группой и прибрежным камнем пологий слив около 2м, через 10-15м перемычка из обливных камней. Через которые слив высотой 1,5м. Этот слив рассечен слегка выступающим камнем. Возможный проход – прыжок ближе к берегу. Далее следует около 8-10м относительно спокойной воды. Под скалой левого берега небольшое улово. Далее вдоль берега крупные глыбы, а скальная стенка не позволяет организовать сквозной проход. После входного слива (левого) около 50% воды уходит под группу камней в центре реки. Вдоль правого берега идет относительно чистый поток из серии сливов до 1м, заканчивающийся мощной ступенью – сливом с плоского камня высотой 3м. В левой части значительная часть потока наваливается на торчащий из воды камень. Правая часть последнего слива более пологая, но за ней сильный навал на скалы правого берега. Несколько ниже в левой части русла несколько крупных глыб закрывает более половины реки. Скальная стенка правого берега резко отступает вглубь, образуя вместе с осыпью улово. Между первой и второй ступенями около 10-12м спокойной воды.

Вторая ступень образована дугообразной плотиной – завалом из крупных глыб. Внешне чистый проход, затем резкий поворот влево и поток уходит под стенку. Там сильный прижим и слив. Данная часть порога наиболее опасная, так как поток попав в "чистый" проход, превращается в клокочущую массу бешено несущуюся через гребенку камней, образуя сильный бой в скалы левого берега.

Третья ступень начинается в конце осыпи. Река перекрыта грядой камней, через которые сливы до и более 1м. Далее участок быстротока, за которым пологий слив (около 2м) в правой части русла.

Первую ступень порога 95б проходили между группой камней и прибрежным камнем левого берега, затем через перемычку в левый слив. Первым шел плот. Он засел на обливном камне после пологого слива. Далее, снявшись с камня, в левый слив – в улово. Страховку организовали с берега, перебравшись по скалам с помощью веревок. Вторым шел катамаран. Во втором сливе наехали рамой на камень. В результате произошел оверкиль через левый баллон катамарана. С помощью экипажа плота тут же ликвидировали аварию. После этого, по глыбам вдоль левого берега с помощью горного снаряжения произвели обнос-проводку основного слива 1-й ступени (примерно 8-10м). Катамаран протащили неразбирая. У плота отвязали надувные элементы. Для проводки частей плота до отмели использовали зачаленный катамаран (у берега большая глубина воды и течение). На отмели плот был собран. Во вторую ступень сначала катамаран, а затем плот провели через камни по боковому (левому) сливу в улово. Затем катамаран траверсировал основной поток с уходом вправо в слив и зачалился на правый берег перед 3-ей ступенью. Затем с помощью полиспаста маятником через основной поток перечалили плот на правый берег. Третья ступень большой сложности для прохождения не представляет.

96. – Порог расположен после плеса. Длина порога более 100м. На входе в порог у левого берега коса из крупных камней. Проход в правой трети реки. Слив более 1м и за ним бочка. Далее вода бьет в скалы правого берега. Еще ряд сливов и река делает небольшой правый поворот. На повороте у левого берега несколько крупных глыб. Вся масса воды устремляется на вторую сверху глыбу. Она обходится справа, далее идут камни (выступы монолитного дна) и слив по всей ширине русла (справа более пологий, слева более крутой – до 1.5м) с пенным котлом. Разведка порога по левому берегу. За порогом следует чалиться на правый берег.

97. – Порог начинается за крутым левым поворотом. Левый берег – скальная стенка, а правый крупно-глыбовая осыпь, которая и образовала порог. Входная ступень: пологий слив высотой около 2м и мощная бочка за ним. В сливе ближе к левому берегу подводная плита. За ней мощный навал на скалу левого берега. Короткий запененный участок реки: слив высотой 1м во всю ширину реки и бочка за ним. Далее следует слив высотой 1,5м и мощная бочка. Ключевым местом порога является последний (четвертый) слив высотой более 1,5м. Река здесь сжимается до 5м. Сильнейший навал на скалы левого берега. За сливом одна из мощнейших бочек р.Китой. Ниже идут валы до 1м. У правого берега удобное улово для чалки и страховки.

Первым шел плот, затем катамаран.

98. – Короткий порог. Огромные скальные блоки в русле реки. Проход у левого берега. Здесь, слив около 1м и слабый навал на скальный левый берег.

99. – Порог начинается перед устьем р.Эхе-Гол. В пороге обилие камней. Правый берег, практически на всем протяжении порога, – скальная стенка. Относительно чистый проход у правого берега, между двумя коричневыми камнями. Ниже валы, слив более 1м, бочка у правого берега. Левая часть русла на протяжении порога значительно сильнее забита камнями. В центре порога сливы и навал на скальный правый берег. Далее идет свал воды под левый берег. В конце порога ряд небольших сливов с сильными бочками.

Участок реки от Порога-водопада 95 до устья р. Эхе-Гол имеет 4 порога. Наиболее сложный второй (97). Для всех препятствий характерно наличие одного непроходимого берега, т.е. один из берегов – скальная стенка. Этот участок оба судна прошли хорошо. По левобережной осыпи в конце участка (за устьем р.Эхе-Гол) несложно подняться на верх.

100. – Порог расположен на прямом участке и состоит из двух частей, разделенных участком быстротока. В пороге обилие подводных и надводных камней. Сливы до 1,5м, бочки и валы более 1м. Далее река входит в каньон, выход из которого (особенно на левый берег) весьма трудоемок и сложен.

101. – Порог начинается на левом повороте, напротив ручья правого берега. Первая ступень: гряда надводных камней с левого берега на правый образует слив более 1м с мощной бочкой, далее, после короткого участка быстротока, следуют три слива по 1м, за ними мощная бочка (ориентир – справа коричневая глыба в реке). Разведка нижней части порога по левому берегу, из-за отвесных скал, – весьма трудоемкая работа. Вторая ступень. На входе крупный камень в центре русла оставляет проход у левого берега, после которого необходимо уйти вправо. Далее участок быстротока, прижимы к скалам обоих берегов с грядами надводных и подводных камней. Проход в правой части реки осложнен обилием камней. Под левым берегом относительно чистый проход между берегом и камнем в русле. Здесь слив более 1,5м и сильный навал на левобережный выступ (ширина прохода около 2,5м). Ниже порога улова у обоих берегов реки и плес длиной до 60м.

102. – Порог имеет Z-образную форму. Первая ступень представляет собой плотину, образованную надводными (в правой половине реки)и обливными камнями. Высота ступеньки слива – 2м. Слив крутой, за ним мощные пенные котлы. Более пологий слив между правым берегом и крупной скалой в русле. Но этот проход требует определенного маневра . Далее русло реки делает локальный левый поворот. На правый берег сильный навал. Затем река делает правый поворот. На повороте крупный скальный блок, нависающий над водой. На этот блок сильный навал. По всей ширине русла слив более 1м с мощной бочкой. Далее сильный прижим на выступ левого берега, за которым большое улово. На всем протяжении порога после первой его ступени валы до и более 1м.

103. – Порог имеет длину около 20-30м. В центре русла несколько надводных камней, расположенных друг за другом. В правой части русла слив пологий, а в левой - крутой. Высота сливов более 1,5м. За ними мощные бочки. У левого берега большое улово. Далее идет плес длиной более 100м и река делает правый поворот. На левом берегу небольшая площадка и крутой кулуар, по которому можно выбраться из каньона. Здесь же впадает небольшой ручей. Участок реки от устья р.Эхе-Гол до порога №104 – наиболее сложный в урочище "Моткины щеки", не считая порога-водопада. Весь участок расположен в каньоне, поэтому разведка и страховка достаточно опасны и требуют много времени. Мест удобных для выхода из каньона совсем немного: перед препятствиями 101,104 – на левый берег, перед препятствием 107 – на правый.

Связка порогов 101-103 выглядит очень внушительно. Для разведки этих порогов мы причалили в небольшой улов у левого берега за скальной стенкой. Здесь есть небольшой участок вдоль берега, где можно организовать разведку и страховку для прохождения первой ступени порога №101. Эту часть порога суда прошли нормально. Первым проходил плот, затем катамаран. Разведку второй ступени проводили по скалам левого берега. Вторую ступень первым проходил катамаран. Заход под левым берегом, затем сместились в центр. Выход под левым скальным берегом, и чалка в улове правого берега. Затем плот повторил линию движения катамарана.

Препятствие 102 было обследовано таким же образом. Для этого плот и катамаран перечалились в небольшое улово на левом берегу перед порогом. Порог 102 первым проходил плот. Заход под правым берегом, затем в центр, и со смещением вправо, уходя от левого прижима. Затем шел катамаран. Заход по центру через обливной камень, далее центром и вправо под скальный выступ, уходя от прижима.

Осмотр порога 103 по левому берегу. Плот проходил левее центра. Затем катамаран проходил правее центра.

За препятствием 104 остановились на обед. На данном участке при прохождении препятствий первым судном использовалась береговая страховка спасконцами с применением элементов скальной техники. Второе судно страховали с воды.

104. – Порог. На входе небольшие сливы и валы, далее прижим на скальную стенку левого берега. На правом берегу улово за галечной косой, далее валы около 1м.

105. – Шивера-порог расположен на левом повороте. Валы, навал на скалы правого берега.

106. – Короткий плес.

107. – Шивера-порог. Камни в русле. Проходы видны с наплыва.

108. – Шивера-порог. Камни в русле, валы 1м.

109. - Шивера. Камни в русле, сливы 0,5-0,6м.

110. – Шивера. Валы 1м, камни.

111. – Порог начинается разгонной шиверой с валами более 1м, в конце навал на выступ правого берега. Далее в русле обилие камней, левый берег обширная валунная коса. Чистый проход вдоль правого берега (сильное падение реки). В конце участка несколько обливных камней, с которых ряд прыжков и мощных котлов. Чуть ниже слабый навал на скалы правого берега. За порогом плес, затем локальная шивера и вновь плес.

112. – Порог. В русле обилие камней, сливы до 1м и бочки. Проход между двумя группами камней и дальше, правее скального обломка в левой трети русла. За порогом слева из узкой расщелины впадает р.Моткин-Гол.

Данный участок не представляет большой сложности при малом уровне воды. Проходили его без предварительной разведки, осмотр с наплыва. Наиболее сложный порог №111, особенно, его нижняя часть.

113. – Порог расположен ниже р.Моткин-Гол, имеет длину 80-90м и падение около 6м. Каменистая (валунная) коса левого берега вблизи русла реки прорезается слабенькой протокой. Правый берег скалистый. В начале порога разгонная шивера среди многочисленных камней, среди который сливы более 1м. Далее в правой части находится обливная скала, у левого берега большой камень. Вода переваливает через обливную скалу и здесь мощный прижим к выступу правого берега. С обливной скалы слив более 1,5м. Далее участок с валами более 1м и небольшими сливами. За порогом идет плес.

Участок реки ниже порога 113 группа проходила полным составом и загрузкой.

114. – Порог имеет длину около 30-40м, с общим падением около 2,5м. На левом берегу крупновалунная осыпь. Правый – скальная стенка. В начале порога, в правой части русла, камни. Вход в порог с левого берега вдоль гряды подводных камней, идущих вдоль левого берега. Вся струя идет вдоль этой гряды и наваливается на большой камень в правой части русла. Затем вода сваливается слева сливом более 1м. За камнем образуется косой вал до 1м. Далее струя идет в левой части русла. Поперек лежат несколько камней. В том числе в центре русла (обливные), через которые сливы до 1,5м. За сливами мощные котлы. Под левым берегом улово.

115. – Шивера-порог, ряд камней в русле, проходы чистые.

116. – Шивера. Валы до 1м.

117. – Шивера-порог. Расположен на правом повороте. В конце порога сильный навал на большой обломок скалы у левого берега (похожий на указательный палец). Далее валы до 1м.

118. – Шивера. За препятствием в Китой впадает р. Малый Моткин-Гол. В устье р. Малый Моткин-Гол стоит скала "Перо".

119. – Шивера.

120. – Порог на левом повороте реки. Русло реки практически полностью забито камнями. Относительно чистый проход сначала по центру, затем вдоль левого берега и резкий уход вправо. Здесь идет "шкуродер" и сильный бой в скалу правого берега. За порогом плес в скальном коридоре. Чалка на косе левого берега за плесом.

121. – Порог. У левого берега неявно выраженный булыжный остров. Валы более 1м. На выходе струя бьет в выступ правого берега, образуя косой вал до 1м. У правого берега опасный подводный зуб.

122. – Шивера.

123. – Шивера.

124. – Порог находится в конце прямого участка и заканчивается крутым правым поворотом. На входе в порог образуется сильный свал воды вправо, далее навал на скалы правого берега. Затем река огибает скальный правый берег и резко поворачивает вправо. Здесь у левого берега и в центре реки огромные обломки скал. Проходы небольшие (до 4м). Среди скал у левого берега - улово.

125. – Шивера. Камни, валы до 1м.

126. – Порог расположен на зигзагообразном участке реки. Каменистая отмель с левого берега не позволяет входить в порог в левой части реки. Заход в правой части, далее следует прижим к скалам правого берега. За ним участок быстротока и следующий прижим уже к левому берегу. Перед вторым прижимом валы до 1м. За порогом долина реки расширяется.

127. – Шивера.

128.-129. – Шивера: камни, валы. На правом берегу в устье ключа "Перевальный" красивая скала-столб. На левом берегу водопад высотой более 50м.

130. – Шивера.

131. – Порог. На входе в порог прижим к левому берегу, затем в русле реки камни.

132. – Шивера.

133. – Правый берег сильно подмыт. Это препятствие в большую воду, вероятно, представляет опасность. Это препятствие можно рассматривать как большое улово.

134. – Шивера.

135. – Шивера-порог. На входе слив более 1м, затем мощный пенный котел и валы до 1м. В конце порога река делает левый поворот и струя бьет в скальные выходы правого берега.

136.-137. – Шиверы. За последней шиверой расположена база геологов на правом берегу. Здесь удобное место для лагеря и бани.

Нижнюю часть "Моткиных щек" (за исключением порогов 113, 114, 120, 121) проходили без предварительной разведки, осмотр с наплыва.

Р.Шумак– р. Сарамта, р.Холомха

138. – Шивера перед устьем р. Билюты.

139. – Порог "Билютинский-1". Река постепенно сужается, падение реки возрастает. В русле обилие камней, разделяющих реку на два потока. Правая часть реки поначалу более спокойная, затем вода крутыми сливами 1-1,3м сквозь каменную гребенку соединяется со струей идущей вдоль левого берега. В месте слияния сильная бочка. Чистая струя далее идет вдоль левого берега. Здесь несколько обливных камней. Далее в узком месте порога слив более 1м и за ним пенный котел, за которым валы.

140. - Порог "Билютинский-2" расположен на местном правом повороте реки. В русле реки косые ворота. У правого берега небольшой навал на скалы.

141. - Порог "Билютинский-3" начинается разгонной шиверой. Река постепенно сужается. У левого берега огромный камень. Вся масса воды устремляется на него. Здесь довольно сильный прижим. Чуть ниже слив более 1м и пенный котел. Далее идут валы до 1м.

Участок реки от Билютинского каскада порогов до р.Ихе-Гол изобилует шиверами и несложными порогами. Далее долина р. Китой постепенно расширяется, горы остаются позади.

Р. Холомха – пос. Раздолье

Река часто разбивается островами на протки. Часты плесы, мелководные перекаты, локальные завалы. Ширина реки 50-250м, глубина 0,5- 3,0м. Дно и берега – галька, песок. За устьем р.Алангар желательно держаться правых проток (они более многоводны).

Маршрут закончили в пос. Раздолье, выше моста.

8. Обеспечение безопасности

Для обеспечения безопасности путешествия были предварительно предприняты следующие меры:
1. Оба судна имели спасконцы типа "чулок" ("морковка") и чалки, катамаран был оборудован ремнями-упорами. На плоту были закреплены две основные веревки длиной 80м.
2. Необходимый запас плавучести катамарана обеспечивался емкостью баллонов (2000 литров) и плота (40000 литров). Живучесть гондол гарантировалась секционированием поддува: каждая гондола имела два баллона.
3. Все участники путешествия на протяжении всего сплава находились в касках, спасжилетах, водной одежде и прочной обуви.
4. Группа имела запасное снаряжение: 3 спасконца, веревку, 3 весла, 3 греби. Аптечка и ремнабор были разделены на две части, которые везли на разных судах.
5. Рациональная организация графика движения: останавливаться на ночевку старались перед сложными порогами, а не после них, чтобы успеть продумать линию движения и организацию страховки, прохождение их начинали только в первой половине дня. На несложных участках отрабатывали приемы техники сплава - заход в резкий улов, траверс струи, наверстывали километраж.
6. Сложные препятствия (урочище "Моткины щеки") проходили на разгруженных судах.
7. Участники с меньшим туристским опытом (Сысоев, Ковалева, Митин, Раков) на сложных препятствиях (6-й категории) были задействованы в береговой работе: участвовали в фотосъемке, помогали осуществлять страховку и проводку судов.

За время похода в группе имело место две аварийных ситуации:
- Первая аварийная ситуация возникла при прохождении заключительного слива пятой ступени "Иван-порога" №36 - плот носом ударился в скалу левого берега, сломалась гребь, и выбросило носового гребца. Буквально через 10-15 секунд ему помогли залезть на плот. Затем, поставив запасную гребь, благополучно зачалились в улово левого берега перед 37 препятствием. Наезд на скалу произошел в результате недооценки сложной линии движения в пороге при значительной длине плота и большой скорости потока.
- Вторая - переворот катамарана в первой ступени порога-водопада. Переворот произошел через левый баллон при наезде на клык, торчащий в правой части слива. Причинами послужили недостаточная скорость при заходе в узкий слив и несоответствующий угол захода. Весь экипаж быстро сориентировался, и совместными усилиями и помощью с берега быстро зачалили судно к левому берегу.

9. Выводы и рекомендации

В целом мы выполнили намеченный план и получили удовольствие от встречи с этой прекрасной и богатой рекой. Группа прошла маршрут без серьезных аварий и конфликтов, уложившись в запланированные сроки.

При планировании похода необходимо учитывать ограниченное число мест для стоянки, а также сложность просмотра препятствий и страховки судов в каньонных участках реки.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию