13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV

Дата: 29 июля - 17августа 2006 г.

Руководитель: Константин Панасюк (Челябинск)

Источник: www.apichel.com

Автор: Константин Панасюк (Челябинск)

Паспорт маршрута

• Вид путешествия водный
    • Категория сложности четвертая
    • Средства сплава 2х местные катамараны
    • Нитка маршрута г.Челябинск - г.Слюдянка - Хонгор-Ула - р.Зун-Мурин - п.Зун-Мурино - г.Слюдянка - г.Челябинск
    • Протяженность маршрута: водная часть 135 км, пешая часть 52 км
    • Количество участников 10 человек
    • Время путешествия 29июля по 17августа 2006 г.
    • Уровень воды низкий

Состав участников

ФИООпытДолжность, экипаж
    Костя ПанасюкКантегир, Урсул – Катунь, Алаш – Она, Снежная, Утулик, ТомпудаРуководитель, фотограф, рыбак, К-1
    Нина ПчеловаЧуя – Катунь, Ока – Ия, Урсул – Катунь, Алаш – Она, Снежная, Утулик, ТомпудаАдминистратор, завхоз, К-1
    Катя ВезнюкБерезяк, Юрюзань, Лемеза, ТомпудаФизорг, К-2
    Илья ЧирковМрассу, Б.Сатка, УтуликХронометрист, К-2
    Наташа ЖмурченкоЮрюзань, Зилим, Лемеза, ТомпудаПомощник главного рыбака, К-3
    Витя ЮруткинАй, Чусовая, Березяк, Б.КиалимГлавный рыбак, К-3
    Аркадий ЛегкихИнзер, Лемеза, Березяк.Навигатор GPS, К-4
    Надя ПузатоваИркут, Вишера, Лемеза.Видеооператор, К-4
    Володя ЧижовскийТомпуда, Урик, Алаш – Она, Утулик – Ока Саянская, Улуг – ОРыбак, писатель, К-5
    Дина ПестоваЮрюзань, Лемеза, Березяк, ТомпудаВрач, фотограф, К-5

Вступление

При подготовке летнего похода мы рассматривали варианты прохождения таких рек, как Уба, Иркут, Пыжа, Зун-Мурин.

После того, как окончательно определился состав участников(5 мужчин, 5 женщин), приняли решение идти на реку Уба. Планировалось 14 полевых дней, из которых часть дней тратилось на выход в верховья Черной Убы с последующим сплавом, и восхождение на г.Теремок.

Были куплены билеты на поезд № 60 до Новосибирска (отправление 29.07.06 в 03:28 время московское), Новосибирск-Лениногорск.

При пересечении границы Казахстана, на станции Петропавловск, у нас возникли проблемы. При проверке документов у Владимира Чижовского таможенная служба обнаружила просроченный паспорт (не была вовремя вклеена новая фотография). Пришлось заплатить штраф в размере 1 500 рублей.

От дальнейшей поездки в Казахстан решили отказаться. В Омске сдали билеты Новосибирск-Лениногорск. После долгих размышлений мы остановили свой выбор на реке Зун-Мурин.

В Новосибирске в интернет-кафе скачали отчет группы Шарихина А.А., который подробно был изучен ещё в Челябинске, а также лоцию Зун-Мурина.

Купили билеты на поезд №46 до Слюдянки (отправление 30.07.06 в 08:35 моск.в.) Пока ехали, перетряхнули все рюкзаки, с целью облегчить содержимое оных. В итоге у мужчин самый тяжелый рюкзак весил 37 кг, у женщин 23 кг.

Снаряжение и оборудование

1. Средства сплава

В качестве средств сплава были использованы катамараны - двойки. Четыре катамарана - коленная посадка и один - "попочная". Все катамараны производства Александра Студенецкого, г.Челябинск.

2. Навигационное и метеорологическое оборудование

С собой мы брали навигационный прибор GPS фирмы Lowrance модель iFinder Go.

Использование прибора позволяет точно (с точностью до 5метров) ориентироваться на местности, определять высоту и пройденное расстояние.

3. Карты и отчеты

В качестве картографического материала мы использовали черно - белую карту 5км и подробную лоцию.

"Зун-Мурин 2005" Руководитель Шарихин А.А. г. Ижевск

• аптечка;
    • 2 спасконца;

31.07.06

Прибыли в Слюдянку в 23:55 местного времени. На перроне к нам обратились таксисты с предложением о доставке группы в любое место, чем мы и воспользовались, предварительно оставив у знакомых каркасы и отсортированный не нужный груз.

01.08.06

В 06:00 подъехали к базе отдыха "Хонгор-Ула". Не доехав до пешеходного моста через р. Харагун 800 метров, пришлось остановиться у шлагбаума. Прошли на территорию базы отдыха "Хонгор-Ула". За заброску заплатили водителю 3 000 руб.

Поставили палатки и спали до 10:00. Пока готовился завтрак, посетили минеральные источники на территории базы. На тропу встали в 12:45.

Тут следует отметить, что на всем протяжении пешей части маршрута тропа идет вдоль натянутой на столбах телефонной линии.

Она связывает населенные пункты Охор-Шибирь с Закаменском.

Телефонные столбы являются отличными и самыми надежными ориентирами на пешке.

Первую ходку делаем 15' и 5'отдых (ЧХВ) и далее старались выдерживать этот темп. Дорога начинается от базы отдыха и идет по правому (орографически) берегу реки Харагун. Мы подошли к пешеходному навесному мосту, оставили у него рюкзаки и сбегали до источника "от почек".

На другом берегу вдоль тропы уложены деревянные тротуары. Однако состояние их настолько дряхлое, что лучше все - таки идти по земле.

Примерно через 800м тропа выходит к беседке - буддийскому датсану. В этом месте наша тропа расходится с деревянным тротуаром, который поворачивает направо к целебным источникам, до которых остается еще, примерно 200-300м.

Вода этого источника течет в рыжем, как будто ржавом русле. На вкус вода полностью соответствовала своему внешнему виду - ржавая водопроводная вода.

Дальше идет хорошая вездеходная дорога, по которой, судя по упавшим на нее деревьям, уже пару лет никто не ездил. Перешли левый приток - р. Бол. Зубкоган. От базы отдыха до притока 1:30 чхв.

Через 10 минут вышли к броду №2 (первый брод по туристическим схемам считается на месте навесного моста) через р. Харагун.

Воды в реке мало - поэтому пошли брод сходу. В большую воду этот брод представляет серьезную сложность.

По отчетам, во время затяжных дождей, некоторые группы вынуждены были даже собирать катамаран для переправы. После небольшого отдыха, двинулись дальше. Через 30 мин (чхв) подошли к броду №3. Форсировав брод, встали на стоянку.

02.08.06

Подъём в 09:00.Выход в 10:30.Через 10 мин вышли на поляну с избушкой. Далее, через 25 мин (чхв) подошли к броду №4.

После небольшой разведки обнаружили, что удобнее всего перебродить в 30 метрах выше по течению. Через 35 мин (чхв) подошли к броду №5.

После переправы слегка отдохнули и вышли дальше. Через 40 мин (чхв) подошли к броду №6. Сразу за бродом находится хорошее место для стоянки.

Встали на обед. Вся тропа до брода № 6 является достаточно легкой. Без крутых взлетов и спусков. Далее начинается постепенное усложнение - тропа становится все уже, а подъемы все круче. Шестой брод является последним.

Далее тропа идет все время по правому (орографически) берегу реки Харагун.

Через 45 мин (чхв) вышли к избушке. Пообщались с местным населением. Через 30 мин (чхв) еще одна избушка. Встали на стоянку.

Пока готовили ужин, прискакали буряты, предложили услуги по заброске до первого перевала. Утром от этой услуги мы отказались.

Ночь части женской половины нашей команды показалась кошмарной (мерещились шаги, вздохи и стоны бурятов). Зато мужская половина отличилась беспробудным сном.

03.08.06

Подъём в 09:00. Выход в 10:30. Через 25 мин (чхв) взлет на бом. Далее спуск к реке. Через 30 мин (чхв) перешли ручей. Через 10 минут еще один крупный ручей с полуразрушенным деревянным мостом через него.

Согласно отчетам предыдущих групп, мосты ранее использовались для переправы табунов лошадей, когда их гоняли на богатые пастбища р.Казарменной.

Еще через 25 минуты (чхв) пересекли сошедший со склона селевой поток. Через 30 минуты (чхв) от него, встали на обед на большой живописной поляне, расположенной на берегу Харагуна. Поляна находится в 100 метрах перед ручьем Хамар, от куда начинается крутой серпантинный взлет на первый перевал.

Координаты поляны 51° 27' 0.7"с.ш., 102° 18' 16.4" в.д.

За одну 10 минутную ходку поднялись до ручья Хамар и сходу его перебродили. Далее начинается крутой серпантинный подъем.Тропа уводит значительно правее столбов телефонной линии, которые поднимаются на перевал по дну крутой лощины ручья Хамар.

На подъеме мы перешли на режим 5 минут хода и 5 отдыха. За 50 минут чхв поднялись до небольшого озера, которое называется "Коровье". У озера удобная стоянка. Чуть дальше озера находятся развалины избушки. Здесь поставили лагерь. Высота в этом месте 1730м.

04.08.06

Стандартный подъём в 09:00. Недалеко от избушки тропа опять соединяется с телефонной линией. Через 50 мин (чхв) подошли к границе леса. Высота 1900м. От границы леса к перевальному туру затратили 1:05(чхв).

Высота перевала 2265м. Координаты перевального тура: 51° 24' 47.5"с.ш., 102° 18' 8.0" в.д. Долго сидеть тут не стали - сфотографировались у перевального тура и пошли вниз.

После перевала приходится идти по мелкому кустарнику и заросшим мхом камням. Часто встречаются небольшие ямы. Камни скользкие. Этот участок требует повышенного внимания - Витя сделал кульбит через голову, а Катя подвернула ногу.

Примерно через 2 км от перевала сделали обед.

Прошли три брода через ручей Казарменный и вышли в широкую долину реки Б.Ургедей.

Здесь стоит зимовье, в котором отдыхали буряты. Летом они регулярно приезжают сюда на лошадях ловить рыбу в Б.Ургедее.

От места обеда до брода через Б.Ургедей шли 1:20 (чхв). Воды в реке мало, поэтому брод не представлял никакой сложности. Через 50 мин (чхв) от реки встали на стоянку. Высота 1660м.

05.08.06

Подъём ранний. В 9:10 уходим на штурм второго перевала. Не смотря на крутой подъем, идется значительно легче, чем на первый перевал. Причина, видимо, кроется в хорошей, широкой тропе и равномерности уклона, что позволяет поймать и удерживать подходящий ритм движения группы.

В 10:55 вышли на перевал. Координаты перевального тура: 51° 19' 25.6" с.ш. 102° 18'41.2"в.д. Высота 1940м. ЧХВ от брода через Б.Ургедей до перевала 01:50. С перевала открылся грандиозный вид на долину Зун-Мурина.

Координаты перевального тура 51° 19' 25.6" с.ш. 102° 18'41.2" в.д.

Высота перевала 1940 м

Ровно через 10 минут спустились к р. Уту-Желга. Здесь заканчивается крутой спуск, и дальше тропа заметно выполаживается.

В общей сложности мы насчитали 15 бродов через реку Уту-Желга. Где - то удалось перейти посуху, а где - то по колено в воде.

После небольшого взлета на левый берег, тропа достаточно долго идет по высоким кустам карликовой березы.

В 13:00, после одного из бродов, встали на обед. В 14:30 продолжили движение. Заморосил небольшой дождь. При приближении к Зун - Мурину сбились с тропы, но были вознаграждены красивым видом ледника на реке Уту - Желга.

В 19:00 вышли к Зун-Мурину.

Тут в месте впадения Уту-Желги и Зун-Мурина стоит небольшое зимовье. Никаких следов базы геологов, упоминаемой в старых отчетах, на этом месте мы не обнаружили. Вокруг только широкая долина.

Пытались рыбачить - не клюет.

06.08.06

Подъем в 9:30

Координаты точки стапеля 51° 15'43.3" с.ш., 102° 25' 03.7" в.д.

Высота стоянки 1425 м

Стапель.

Вечером праздник.

07.08.06

Продолжаем строительство.

Встали на воду в 13:00. В верховьях река часто разделяется на рукава и протоки. Несколько раз садились на мель и приходилось катамараны на себе перетаскивать на основную струю.

После правого притока - р. Эхе-Худуй - протоки прекращаются, и река собирается в одно русло. После Эхе-Худуя, через 150 м, за левым поворотом начинается порог №9 "Дуга". Чалка для просмотра на левый берег. В нашу воду порог не представлял никакой сложности. Заход из-под правого берега и дальше по центру струи.

Познакомились с группой из Москвы. Они забрасывались через Закаменск (машина), далее на тракторе до поселка Утаты, в поселке наняли лошадей и вдоль Эхе-Худуя вышли к Зун-Мурину. Руководитель, Алексей Суворов, показал нам фотографии порога " Дуга" 2001 года, воды было на 0,5 метра меньше чем сейчас. Чтобы не мешать друг другу на ночевку встали в 19:20 за порогом "Челюсти", а москвичи пошли дальше.

08.08.06

Встали на воду в 11:00. В 12:30 прошли порог "Лайтмус", на обед встали 13:30. В 15:50 продолжили движение и в 19:00 подошли к левому притоку Большой Ургедей. На стрелке, перед притоком - отличное место для стоянки, которым мы и воспользовались.

Пытались рыбачить в Большом Ургедее - безрезультатно, Зун-Мурин порадовал хариусом, сварили уху, поели солёной рыбки.

09.08.06

Подъем в 8:00. В 10:30 стартуем. Москвичи ночевали перед порогом № 49, а с утра на нём тренировались. Здесь мы их обогнали и пошли дальше.

В 13:00 встали на обед после правого крутого поворота (препятствие № 52).

Москвичи продемонстрировали свою технику прохождения прижимов, шли по основной струе, экипаж одной из "четвёрок" немножко подтолкнул скалу, кое - кто даже вывалился с катамарана, но был тут же пойман и водружен на место.

После обеда, перед стартом я решил осмотреть днище катамарана (почти никогда этого не делал) и был несколько удивлён наличием острого сучка, выдернув который катамаран стал травить воздух. Группа очень обрадовалась возможности еще чуть чуть отдохнуть, пока клеился катамаран.

В 14:50 продолжаем сплав.

После порога № 56 "Гробик" москвичи вырвались вперёд и расположились на верхней стоянке перед очень интересным порогом № 61 "К - 2".

К порогу " К - 2" подошли в 16:10, вся группа осмотрела порог, выставили страховку, фото и видеосъёмку и начали прохождение. Все экипажи отлично прошли " К - 2".

За порогом перед правым поворотом реки на левом берегу, на террасе стоянка в зарослях багульника.

Вечером - рыбалка... оригинальным способом.

10.08.06

С утра устроили полуднёвку (рыбалка удалась!). В 13:00 встали на воду. В 14:00 обед. Продолжили движение в 16:00, к 18:00 подошли к порогу "Лук". От излишней суеты на берегу со страховкой экипаж № 4 ушел из основной струи влево и катамаран засел на камни в русле, после чего экипаж самостоятельно преодолел это препятствие и завершил прохождение порога. Место оказалось грибное, рыбалка хороша на стрелке с Малым Ургедеем. Ночью пошел дождь.

11.08.06

Не торопясь, собрались и в 11:00 встали на воду.

В 12:40 подошли к препятствию № 83 - порог "Ворота". Просмотр по левому берегу не очень удобный. Зачалились для осмотра на правый берег. В нашу воду порог был не сложный. Проходили по центральной струе.

В 13:20 подошли к правому притоку - р. Хангарул. Москвичи уже здесь, планируют дойти до "Шурика" и сразу же делать обнос.

Мы решили сделать полуднёвку. Москвичи любезно поделились с нами солью, так как при таком обилии рыбы она у нас была на исходе.

После обеда группа из трёх человек пошла на разведку по правому берегу и, обнаружив непреодолимый бом, вернулась в лагерь.

В июне 2006 на Зун-мурине был мощный паводок, на стрелке Зун-Мурин - Хангарул вода поднималась примерно на шесть метров - ВПЕЧАТЛЯЕТ!!!

Вечером по Хангарулу пришла группа из Липецка на двух четвёрках. Забрасывались как и москвичи через Улан - Уде, поделились впечатлениями о прохождении нижнего каньона, выходная часть Хангарула им очень понравилась.

От предложения поставить лагерь вместе с нами ребята из Липецка не смогли отказаться.

12.08.06

Солнечное радостное утро, все с нетерпением ждут встречи с "Шуриком", поэтому сборы были быстрыми, со стрелки уходили - ребята из Липецка ещё спали.

Осмотрев порог, решили поставить на страховку; экипаж № 2 ниже порога на катамаране, спасконцы на первой и второй ступени.

Первым пошёл экипаж № 1, далее экипаж № 5, на катамаране с "попочной" посадкой для прохождения порога была произведена замена, вместо Наташи - Костя.

К этому времени подошли ребята из Липецка, посмотрели наше прохождение и одним сильным (сборным) экипажем прогнали два своих катамарана. Завершили прохождение экипаж № 4 очень красиво и эффектно (учли все недочёты предыдущих экипажей).

На "Шурике" есть два относительно удобных места для стоянки. Первая, самая удобная и красивая стоянка находится перед порогом. Она расположена над местом чалки, где все встают перед порогом на его осмотр.

Второе место находится за порогом. Небольшой, относительно ровный пятачок расположен достаточно высоко от воды над местом, где все стартуют, уходя с порога.

Координаты порога "Шурик": 51° 25' 28.5" с.ш., 102° 47' 45.0" в.д. Точка привязки находится, примерно, в 100 м за порогом.

На обед встали в 14:00 перед устьем р.Ангул. Вышли в 16:00, рыбачили на притоках, на стоянку встали после шиверы № 130.

13.08.06

Подъём ранний. На воду встали в 10:00 - через два часа обед. В 14:00 вышли, продолжаем спининговать, лагерем встали в районе устья р.Кукурин на правом берегу в 17:40.

14.08.06

Вышли в 10:00. Перед левым поворотом реки обнаружили очень хорошее место для стоянки (возможно, здесь отдыхает местное население). В 12:00 дошли до моста. Встали на левом берегу.

АНТИСТАПЕЛЬ!

С услугами о доставке в к нам обратился местный житель Николай ( первый дом), отказываться не стали и в 16:30 выехали в Слюдянку за 1 500 рублей с группы.

В Слюдянке забрали оставленные вещи, поблагодарив наших знакомых за помощь. На ж/д станции выяснилось, что билетов в один поезд на всю группу нет, поэтому пришлось разделиться.

Шесть человек уехали поездом Владивосток - Харьков, а через 5 часов, в 23:40 моск.в., поездом № 269 остальные участники похода.

Особую благодарность хочется выразить руководителю группы из Ижевска Шарихину А.А., разместившему свой отчет в Интернете, которым мы воспользовались.

P.S. Предпоходные пешие и водные тренировки (все участники в 2006 году были на весенних сплавах, неоднократно выезжали на порог "Ревун" на Исети), оптимально подобранная продуктовая раскладка (благодарность Нине Пчеловой), взаимовыручка на тропе и на воде, а также хорошая погода сделали путешествие безаварийным и приятным.

Сводная таблица чистого ходового времени (ЧХВ)

ДатаНачальная точкаКонечная точкаЧхвКм
    Пешком01.08.2006База отдыха "Хонгор-Ула"Брод № 32:107.8
    02.08.2006Брод № 3Вторая избушка после брода № 63:0510.5
    03.08.2006Вторая избушка после брода № 6Озеро «Коровье»3:008.5
    04.08.2006Озеро «Коровье»50 мин чхв за бродом через Большой Ургедей5:1013
    05.08.200650 мин чхв за бродом через Большой УргедейВпадение р.Уту – Желга в Зун - Мурин4:2012
    Итого пешком.  17:4551.8
    Сплав06.08.2006Стапель
    07.08.2006Впадение р. Уту-Желга в р.Зун-муринПосле пор. №13 «Челюсти»2:3012
    08.08.2006После пор. №13 «Челюсти»Впадение р. Б. Ургедей в Зун-Мурин3:0016.4
    09.08.2006Впадение р. Б. Ургедей в Зун-МуринПосле пор. № 61 «К – 2»3:1015.4
    10.08.2006После пор. № 61 «К – 2»пор. «Лук» в 500 м после впадения р. М.Ургедей1:309
    11.08.2006пор. «Лук» в 500 м после впадения р. М.УргедейСтрелка Хангарул – Зун-Мурин1:5011.2
    12.08.2006Стрелка Хангарул – Зун-МуринПосле шиверы № 1303:5028

2400Шивера за ручьем с левого берега
    03.июл Непрерывная цепь шивер, тянущихся вплоть до р. Худу
    850Шивера за устьем р.Худу
    9100Порог "Дуга", ориентиром на порог служит расстояние от р. Худу, которое равно 150 метрам. На входе в порог пологий слив высотой до 1,2 м с падением воды через обливные камни на выходе прижим к скальным обломкам ПБ.
    10.дек50Короткие шиверы свалами до 0.5 м
    1380Порог "Челюсти". Слив высотой до 2х метров.
    14-15100Шиверы
    16100Порог "Лаймутс" Расположен в 400м после препятствия №15, сразу за ручьем левого берега. Начинается на правом повороте и представляет собой две протоки вокруг скального острова. Проход по левой протоке. Много острых камней.
    17-19100Цепь шивер с валами до 0.5м
    20-2650-100Однотипные препятствия, расположенные на большой речной дуге, огибающей высоту 1634м. Представляют собой короткие локальные шиверы с высотой валов до 0.5м
    27-3250-100Непрервыная цепь простых шивер до л. притока Б.Ургедей.
    33100Средняя шивера-перекат. Проход по основной струе или вблизи нее.
    34300Шивера, представляет собой серию перекатов, простая. Проход по основной струе, переходящей от одного берега к другому.
    3550Шивера на левом повороте с несложным прижимом к скале правого берега. Маневр несложен.
    36400Длинная шивера с множеством камней и несильным течением на прямом участке реки.
    37250Шивера с обилием камней в русле. Маневр несложный, но трудоемкий, течение слабое.
    38200Шивера аналогичная 37, но с меньшим количеством камней и более простым маневром.
    3950Простая шивера-перекат.
    4080Шивера-порог на правом повороте реки. Ориентир - река уходит вправо, на левом берегу высокая скала в форме треугольника. Состоит из трех ступеней на входе и шиверы на выходе. Много водных и надводных камней, которые образуют несколько групп ворот. После порога большой участок спокойной воды. Прохождение по центру со смещением на выходе под левый берег.
    4170Простая шивера.
    42100Несложная шивера со слабым навалом на скалы левого берега. Заканчивается быстротоком.
    43300Шивера, начинающаяся на плавном левом повороте. Гряды камней с большими интервалами между ними. Проход по центру.
    44400Шивера средней сложности с обилием камней в русле. Линия движения сложная, но легко читается с воды.
    4540Средняя шивера на левом повороте реки. Прижим к скалам правого берега. В русле большое количество камней. Чистый проход под правым берегом. После прижима быстроток и рядовая шивера.
    46400Средняя шивера на плавном правом повороте. Небольшой навал на скалы левого берега. Заход по центру с дальнейшим смещением влево.
    47-48250Простые шиверы длиной по 50-100м, разделенные коротким плесом. Линия движения по центру и практически без маневра.
    4950Порог с ориентирами: правый поворот реки, на левом берегу высокие красивые скалы. Состоит из двух ступеней: первая - слив высотой более 1м, образованный обломками скал левого берега, бочка у левого берега и далее валы до 1.2м высотой. Осмотр по правому берегу.
    50100Простая шивера. Проход по центру.
    5180Шивера с двумя сливами по 0.5м каждый.
    52-5550-100Простые шиверы. Линия движения читается с воды.
    56150Порог "Гробик". Ориентиром служит красно- коричневая треугольная скала левого берега и резкий поворот реки направо. На входе шивера собливными камнями в русле, поворот и прижим к левому берегу. Далее слив 1-1.2м у левого берега с бочкой, справа - обливные камни. Навыходе в центре реки огромный камень плоской удлиненной формы ("гробик"). Осмотр порога по правому берегу.
    57-6030-60Шиверы короткие, но мощные.
    61200Порог "К-2". Ориентиры: река уходит в невысокие скалы красноватого цвета и поворачивает вправо. Состоит из трех ступеней. 1 ступень - огромный валун в правой трети реки. Справа от него 1.5м крутой слив, слева -сливы через гряды обливных камней. После них быстроток на плавном правом повороте и через 15-20м начинается вторая ступень. 2 ступень в нашу воду представляла собой сильнейший прижим к скалам левого берега. Через 20-25м быстротока начинается третья ступень. 3 ступень: на участке около 30м река падает на 2.5-3м. На входе слив около 1м высотой, затем мощная довольно нерегулярная струя. Валы до 1.5м. 2 и 3 ступени расположены в красивом каньоне. Порог заканчивается очень живописным плесом. Перед порогом по левому берегу есть хорошая стоянка. Осмотр также по левому берегу. Прохождение: заход в порог левее камня, за ним сразу брать правее, чтобы не попасть в прижим. Страховка: первый пост - на выходе из второй ступени, второй - после порога наплесе.
    62-691000Несложные шиверы.
    70200Мощная шивера на прямом участке реки. Вдоль правого берега невысокие скалы. На выходе прижим к скалам левого берега. За препятствиембольшое улово. Через 100м устье левого притока р. М.Уругудей.
    71150Порог "Лук". На плавном правом повороте через 200м после устья р.М.Уругудей. Правый берег - темно-коричневые скалы. Вся река сходится в одну струю и идет по скалам левого берега. Валы до 1-1.2м. Далее небольшой красивый каньон.
    7230Короткая шивера-слив на прямом участке реки.
    73300Порог "Скалка". Перед препятствием несложная 200-метровая шивера, в конце шиверы на левом повороте стоит отдельная скала. Основная струя идет вдоль левого берега и прыгает через обливные камни. Далее струя переходит к правому берегу, несильно прижимаясь к скале. Через 80м начинается плес.
    74-75400Шиверы несложные. На последних 200м несколькоперекатов. Валы 1-1.2 м.
    7650Порог "Маленький". На правом повороте. Левый берег скалы. В пороге мощный слив до 0.8м у левого берега. Чистый проход правее центра.
    77100Порог "Простачок". Через 300м после п.76. Мощная крутая шивера. На выходе валы до 0.7м и обливные камни. Несильный прижим к скалам правого берега.
    78400Длинная шивера. Несколько гряд обливных камней. Струя несильная, линия движения легко читается с воды.
    79-8040Короткие простые шиверки.
    811000Мощная шивера с левым прижимом. В середине шиверы на правом берегу 15-метровый водопад. Стоячие валы до 1.5м. С этого препятствия начинается каскад самых сложных препятствий на реке, который включает в себя все препятствия каньона и заканчивается самым сложным препятствием на реке - порогом "Шурик".
    82100Шивера на правом повороте реки. Начинается сразу за впадающим слева ручьем. На выходе вся вода бьет в невысокую скалу правого берега и идет вдоль нее. Напротив прижима участок с вертикальным перемешиванием воды, карман.
    83100Порог "Ворота". Основной ориентир - огромная скала в центре русла. Через 60м скальное сужение до 20м. В середине порога бой струи в скалы правого берега. На выходе слив до 1м, валы до 0.8-1м, дальше узкие ворота, образованные подводной плитой и полуобливным камнем. Порог заканчивается 150м плесом. Разведка порога удобнее по левому берегу. Дальше начинается ущелье.
    84800Ничем не примечательная длинная шивера.
    8550Порог на левом повороте. Левый берег -галечник, правый - скалы. Перепад высот -1.5м, ширина реки - 20м. Представляет собой серию сливов между камнями с валами до 1.5м. Просмотр с левого берега.
    8670Простая шивера с отдельными обливными камнями в русле на прямом участке реки, валы до 0.8-1м, ширина реки - 15м.
    87-8850Несложные шиверы. Заканчиваются прижимом к правому берегу и мощным уловом после прижима.
    8930Короткий, но мощный порог. Ширина реки 12м. Представляет собой косые ворота. Маневр приходится выполнять в валах до 1-1.2м. Сначала уход от левобережных скал, затем от глыбы в центре русла влево. Справа от скалы пенный котел и косой вал, слева отдельные обливные камни. Порог кончается прижимом к правому берегу и валами до 1.2м. Осмотр порога по левому берегу.
    9050Короткая мощная шивера с большим падением. Линия движения не выражена. Валы до 1м. На выходе в центре русла огромный обливной камень, который с воды виден плохо.
    91-9250Короткие шиверы на расстоянии 500м друг от друга, зеркально симметричные: сначала на левом повороте, затем на правом. Представляют собой несложные прижимы.
    93100Простая шивера на прямом участке реки.
    94250Мощная шивера в устье р.Ханчарул. Три ступени. Между ступенями участки чистой воды. Валы до 1м. В 3 ступени сильный прижим к скале правого берега.
    95-96100Простые и короткие шиверы, представляющие собой большие отдельно стоящие камни в русле.
    97200Порог "Шурик". Самое сложное и опасное препятствие на реке. Ориентиром служат огромные камни в русле, которые заметны сразу из-за правого поворота и которые сразу настораживают. Левый берег перед порогом - высока гладкая скала, на правом берегу - небольшой галечный пляж. Это последнее месточалки перед порогом. Порог начинается 50- метровым участком быстротока. Затем река сужается до 15м. Две трети русла перегорожены обломком скалы, слева небольшое улово, за которым часть воды просачивается через щели между обломками скал. Основная же часть воды мощной струей сливается направо через 4-м ворота и бьет в скалы правого берега. В этом месте расположен v-образный слив высотой около 1.5м с мощной бочкой в левой части. Отразившись от скалы, сильно турбулентная струя разгоняется на 50-м прямом участке и сливается через 1.5м слив водопадного типа, который перегораживает всю ширину реки. На разгонном участке более чистый проход вдоль обломков скал у левого берега, однако, попасть в эту струю сложно, поскольку основная масса воды выносит судно в правую часть потока. Правая же струя сливается через гряду камней, которая расположена в нижней части порога, а частично через ворота, образованные левой оконечностью этой гряды и одиноко стоящим в центре русла большим камнем. Провести судно через них - наиболее простой вариант прохождения этого участка порога. Выходной слив порога в большую воду представляет повышенную опасность для сплава, поскольку за ним следует очень мощная бочка, которая по описаниям способна переворачивать плоты.
    9850Мощная короткая шивера в устье р.Ангул на левом повороте. Валы до 1м. Небольшой навал на правобережный скальный выступ. Ущелье кончается, долина реки заметно расширяется.
    99100Слабая каменистая шивера в правой протоке о-ва Копичева.
    100300Шивера на правом повороте.
    10160Короткая и мощная шивера на прямом участке реки. Левая часть русла забита подводными камнями.
    102-114 Шиверы с камнями и валами до 1м. Крутизна шивер нарастает. Проходы довольно широкие, но часто требуют пересечения реки от одного берега к другому. Проходы хорошо видны с воды.
    115250Мощная шивера-порог на левом повороте реки. В русле много обливных камней. Валы до 0.8м. За препятствием короткий участок быстротока и правый поворот реки.
    11650Короткий порог. С левого берега отходит скала, подводная часть которой образует слив 0.7м и валы до 1м. Под правым берегом чистый проход с валами до 0.8м.
    11780Шивера. Справа обливная плита перегораживает 2/3 русла, слева - чистый проход.
    11830Короткий порожек врусле р.Бартой. Представляет собой чистый водосброс до 1-1.2м.
    11980Шивера на левом повороте в устье р.Ингасун.
    1201500Длинная каменистая шивера. Начинается небольшим порожком в скальном сужении, несильный навал на скалы левого берега. На выходе валы до 0.7-0.8м.
    121-122 Шиверы до 2км длиной с короткими участками чистой воды. Несложные, но трудоемкие, много камней, небольшие сливы и валы.
    123100Шивера-порог с двумя мощными сливами по 0.6м и валами до 1м.
    124-125 Длинные несложные шиверы. Линия движения видна с воды.
    126100Шивера, заканчивающаяся в устье р.Догентуй. Обилие камней, валы до 1-1.2м. Линия движения несложная, но трудоемкая.
    127-130 Средние шиверы по 2.5-3км длиной.
    131100Средняя шивера с небольшими грядами подводных камней. Более чистый проход в левой трети русла.
    13280Порог. Ориентирами служат скалы высотой до 5- 6м, с обоих берегов зажимающие русло. На выходе скальное сужение до 25м, далее мешанина валов, на выходе обливные камни и валы до 1- 1.3м.
    133800Шивера на плавном правом повороте с большим количеством обливных, подводных и надводных камней, валы до 0.8м.
    134100Средняя шивера на правом повороте реки. Валы до 0.7м.
    13580Крутая шивера, забитая камнями. Начинается слабым прижимом к скалам левого берега. Заканчивается 1.2м ступенькой и валами до 1м.
    136100Средняя шивера. У правого берега ступеньки обливных камней, у левого - валы до 0.9-1м.
    137150Шивера-порог на левом повороте. Начинается простой шиверой. После короткого плеса участок типа "эскалатор". Четыре ступеньки высотой до 1м с валами до 0.8-1м. Расстояние между ступеньками 10-15м.
    13850Шивера-порог с двумя ступеньками сливов по 1.2м и мешаниной валов. Проходить лучше по основной струе.
    139200Шивера на прямом участке реки. Много подводных и надводных камней. Проходы между ними местами составляют не более 2.5м.
    140-1431000Шиверы длиной до 1км. На выходах крутые. Сливы до 1м.
    1442500Длинная сложная шивера. Обилие надводных, подводных и обливных камней, хаотически разбросанных по всему руслу, ширина которого достигает 20м. Заканчивается серией локальных сливов с валами до 1.2м. Проходы равнозначно очень трудоемкие по всей ширине русла.
    145-146 Шиверы покороче и попроще пр.144.
    147100Простая шивера в устье р.Хонголдой.