13 января 2013
Продолжительность сплава - 8 дней
Сезонность - июнь - август
Категория сложности: для надувных плотов и лодок - III, для байдарок - IV

Агул, правый приток Кана, вытекает из Агульского озера, лежащего в предгорьях Восточного Саяна.
Пешая часть пути начинается из Верхней Гутары (маршрут 71). По хорошей конной тропе нужно подняться по реке Гутаре до ее правого притока Идена, затем - по Идену и перевалить в долину реки Малая Кишта. Перевал преодолевается почти незаметно. На седловине довольно крупное озеро. Ныне перевал носит имя советского писателя и геодезиста Г. А. Федосеева.
Вдоль Малой Кишты по хорошей тропе выходят на Казыр. По нему нужно пройти вниз около 5 км до правого притока - Прямого Казыра. Тропа на этом участке плохая, идет сгоревшей тайгой. Вдоль Прямого Казыра следует подняться до слияния трех его истоков. Отсюда группа, имеющая альпинистский опыт, может совершить восхождение на пик Грандиозный. Дальнейший путь лежит через невысокий перевал в долину Большого Агула.
Река впадает в Агульское озеро, тропа в обход озера тянется по правому берегу, в некотором удалении от воды. Там, где из озера вытекает Большой Агул, можно начать сплав. Озеро и верховье реки расположены на территории Тофаларского заказника, поэтому охота, рыбная ловля и валка леса в нем запрещены, а туристы могут находиться здесь лишь с разрешения администрации заказника, которое нужно получить в Нижнеудинске.
На первых 10 км ниже озера Большой Агул спокоен. За 2 км до устья левого притока - ручья Топхай начинается 20-километровая шивера. Среднее падение на этом участке 6 м/км. Сложный участок возникает внезапно, после крутого левого поворота. Уклон русла резко возрастает, и река устремляется в узкий проход возле отвесной скалы левого берега. Проход между скалой и камнями противоположного берега настолько узок, что достаточно одного поставленного поперек плота, чтобы закрыть его.
Миновав скалу, река несколько расширяется, делится на 2 протоки, уклон еще более увеличивается, много крупных камней, проходы очень узкие. Напротив впадающего слева ручья Топхай Большой Агул течет одним руслом, этот участок носит название "Трубы". Здесь нет камней, но из-за очень большого уклона стоит высокий вал. Весь отрезок реки от скалы до впадения справа Малой Янгозы нужно тщательно разведать с берега.
Приняв Малую Янгозу, Большой Агул успокаивается, течет в крутых берегах, поросших лиственной тайгой, в русле отдельные камни и галечные отмели. На расстоянии 30 км от устья Малой Янгозы расположены еще 3 несложных порога. Дальше река спокойна, много островов и перекатов. После слияния Большого Агула с Малым река получает название Агул. От места, которое называют Агульским летником (одна изба), на северо-запад уходит хорошая тропа, по ней до ближайшей деревни около 80 км.
Приблизительно в 20 км выше устья левого притока - Телегаша участок Агула носит название "Дури". Вдоль берегов здесь много подводных скал, совсем незаметных из-за малой скорости течения. В "Дурях" трудно причалить к берегу. Далее река дробится на протоки, изобилующие мелями и перекатами, встречаются завалы. По берегам густая, подступающая к самой воде тайга, хороших мест для стоянки мало.
Поход целесообразно закончить в деревне Нижняя Сахарная и добираться оттуда до Тайшета или Канска на попутных машинах.
Если начать сплав по Агулу ниже Малой Янгозы, маршрут будет оцениваться III категорией сложности. Он очень хорош как первое пеше-водное путешествие в Саянах.
 Река Агул
Литература: 91, 92, 93, 103.
Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.