Виды туризма

13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 1995
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 387 0
Июль - август 1995 г. (байдарка "Таймень)

Автор - Фыва Цукен (Лобня)

Хронометраж

31 июля
14.05 вышли (собирались рядом с 51-м километром. От железной дороги до озера около 300 метров). 15.35 - 17.05 перекус 18.00 справа (около 4 - 5 км.) виден пос. Скарлахта 18.15 слева (около 3 - 4 км.) видна дер. Гороховская 19.00 вышли в Ундошу 19.20 озеро, пошли вдоль левого берега 19.30 вышли из озера. Выход - двумя рукавами, нужно идти правым (слева очень мелко) 19.45 первый маленький порожек 19.55 встали

1 августа
16.25 поплыли 16.40 маленький порожек, до 17.10 ещё несколько 17.55 - 18.20 река похожа на длинное узкое озеро с безлесными, сильно заболоченными берегами 18.50 мост, до 19.15 обнос 19.25 встали у входа в озеро, диаметр около 1.5 км.

2 августа
12.20 поплыли 12.37 вышли из озера 12.40 ещё озеро. Слева, похоже, устье р. Сеза (потом было ещё несколько озёр) 13.25 слева нечто похожее на брод, но справа нет выхода 13.35 справа на берегу могила 13.55 перекат 14.10 порог Падун, до 14.30 осмотр 15.20 Чёртов порог, проходить слева (вдоль берега) 15.30 два переката 15.40 - 16.10 привал 16.20 два переката 17.05 начало порога Ольховец 17.25 Ольховец прошли 17.45 порог Белый 18.20 встали

3 августа
13.20 поплыли 13.25 мост узкоколейки 15.00 что-то вроде левого притока 15.02 справа на берегу старый жел-дор вагон 16.00 - 17.00 перекус 17.20 крупный перекат (наверное, это порог Еловец) 17.35 брод 17.50 слева песчаный обрыв высотой около 15 метров и длиной около 400 м. 18.25 слева родник 18.50 слева приток (ручей шириной около 40 см.) 18.55 слева песчаный обрыв почти такой же, как в 17.50 20.15 встали

4 августа
14.25 поплыли 14.50 перекат 14.55 крупный перекат 15.45 крупный перекат 16.00 правый приток, по правому берегу дорога 16.15 перекат 16.40 справа опять такой же песчаный обрыв 16.55 слева песчаный обрыв 17.35 бревенчатый мост высотой около 3 м. (новый, за ним старый) 17.55 слева песчаный обрыв высотой 5 - 10 метров, длина около 300 метров 18.45 справа ЛЭП 18.50 через реку 3 ЛЭП: 7 ниток, 2 нитки, 3 нитки 19.05 река Поча 19.50 направо что-то типа старицы 20.10 встали

5 августа
Днёвка

6 августа
15.10 поплыли 15.20 слева что-то типа старицы 15.35 справа что-то типа старицы 15.45 влево русло 15.55 левый приток 16.05 слева на берегу - указатель национального парка 16.07 Почозеро 16.25 вышли из Почозера 16.30 - 16.50 перекур 17.10 правый приток 17.40 правый приток (река Волошова) 18.30 остановились на северной окраине дер. Поча. Через реку брод, каменистый перекат

Подъезды
На Ундозеро можно попасть единственным образом: на поезде от станции Икса. Поезд этот ведомственный (как и эта дорога), однако это выражается только в том, что могут проверить паспорта. На поезде можно ехать до ст. Скарлахта, однако лучше договориться с машинистом, чтобы он остановил на 51-м километре - делается это вполне официально. От станции Скарлахта до озера прямой дороги нет, поэтому нужно возвращаться на 51-й километр (около 2 км.). От 51-го же километра до берега озера примерно 300 метров. На ст. Икса удобнее всего попадать на автобусе Плесецк - Североонежск (останавливается в непосредственной близости от станции и ходит примерно раз в час). Мы, правда, ехали по-другому: от станции Пукса на рабочем поезде до Наволока (идёт около 12 часов дня раз в сутки), а оттуда до Иксы - на товарняке (договорились с машинистом). Этот путь, однако, малоудобен. Скорый поезд из Москвы в Пуксе не останавливается, а пассажирского машинисты поезда на Наволок обычно не дожидаются (хотя всякое бывает). Кроме того, договариваться с машинистом товарняка Наволок - Икса - тоже дело неформальное. В Плесецке же останавливаются все поезда.
Упомянутая в хронометраже узкоколейка, пересекающая Ундошу, на запад идёт к вырубкам, а на восток - через лесопункт Сеза на Липаково. Из Липаково, конечно, уехать просто (на пароме через Онегу, а там на автобусе в Плесецк), но когда по этой узкоколейке идут поезда - узнать весьма сложно. Приезжать же сюда нет смысла, так как самый интересный участок реки - выше по течению.
По мосту у дер. Кузьминка (проплывали 4.08 в 17.35) ходят машины, однако автобус из окружающего мира в Кузьминку, а также в деревни Филипповская и Першинская не ходит. Здесь можно надеяться только на то, что уцепишь машину (до Почи, Вершинино или даже Конёво).
Из дер. Поча в семь утра идёт автобус до дер. Конёво. На нём мы и уехали. Кроме того, до Конёво ходит автобус из дер. Вершинино (это около 15 км. от Почи). Из Конёва 4 раза в день идут автобусы до Плесецка, однако они, как правило, забиты народом. На первом автобусе мы уехать не смогли, на втором уехали два человека, и только на третьем - все остальные. Альтернативный вариант выезда из Конёва - на автобусе до нас. п. Архангел, оттуда на автобусе до Каргополя, а там на автобусе же до Няндомы. Местные говорили, что до Каргополя доехать довольно просто - мало народа. Как едется из Каргополя в Няндому, я не знаю, но думаю, что не так безобразно, как от Конёва до Плесецка.
Из Плесецка на московских поездах нужно ехать до Москвы, на южных (Симферополь, Адлер) - до Александрова, на питерском и вологодском - до Вологды, на котласском - до Коноши, на няндомском - до Няндомы.

Общие впечатления
Ундозеро (14.05 31.07 - 19.30 31.07)
Озеро напоминает Кижские шхеры на Онежском озере - то же обилие островов, такие же каменистые берега, тоже сравнительно много осоки у берегов. В общем, довольно красивое озеро, но плавать по стоячей воде, да еще далеко от берегов, на мой взгляд, не слишком правильно, особенно в ветер. Выход в Ундошу с озера почти не просматривается (много осоки), но при наличии карты (хотя бы 1:500000) находится относительно легко.

Ундозеро - середина между Торосозером и Солнцезером (19.30 31.07 - 17.10 1.08)
Река небольшая (10 - 15 м. шириной, не более метра глубиной). Много мелких порожков, большинство из которых представляют собой каменистые гряды. Течение на этих порожках сильное (примерно до 10 км/ч), однако сложностей в их прохождении не было. Лес по берегам хвойный, с примесью берёзы. Торосозеро (19.20 - 19.30 31.07) нужно проходить, придерживаясь левого берега - чтобы не уплыть в длинный глухой залив справа. Места симпатичные, однако чувствуется, что местные здесь бывают регулярно.

Межозерье - порожистый участок (17.10 1.08 - 13.55 2.08)
Места не особенно хорошие. Берега в основном заболоченные, хотя при желании можно найти приличную стоянку. Река довольно широкая и глубокая, течение медленное. Леса по берегам мало (из-за заболоченности берегов). В общем, лучше этот участок проплыть без остановки.

Порожистый участок (13.55 2.08 - 17.45 2.08)
Наиболее интересный участок на Ундоше. На этом участке 4 порога - Падун, Чёртов, Ольховец и Белый - и много перекатов. Лес по берегам хвойный, в общем места хорошие. Порог Падун - самый сложный на Ундоше (наряду с порогом Белым). Он имеет в длину около 200 м., причем на этом участке река поворачивает. Общее падение воды на пороге - около 2.5 м., причем на последних 20 м. - около 70 см. В общем-то, порог лучше просмотреть, но по низкой воде (летом, осенью) он несложен. При желании его можно обнести по левому берегу, хотя при этом придётся переваливать через высокий холм. По высокой воде порог, видимо, уже не потерпит фамильярности, поэтому весной здесь нужна осторожность, тем более, что порог появляется довольно неожиданно.
Чёртов порог представляет собой каменистую ступеньку с перепадом воды около 60 см. Проходить его нужно по левому берегу, иначе можно сесть на камень. Опасности этот порог, я думаю, не представляет в любое время года.
Порог Ольховец представляет собой длинный (2.5 - 3 км.) большой перекат. Опасности он также не представляет.
Порог Белый (наряду с Падуном) - самый сложный на Ундоше. Перепад воды здесь меньше, чем на Падуне, однако скорость течения выше (я думаю, около 20 км/ч в августе). Все сказанное о Падуне применимо и к Белому. Этот порог можно также обнести по левому берегу.

Перекатистый участок (17.45 2.08 - 17.35 3.08)
По окружающей обстановке этот участок похож на предыдущий. Река спокойнее, однако на ней много перекатов. Вокруг хвойные леса, места красивые.

Низовья Ундоши, река Поча (17.35 3.08 - 18.30 6.08)
Река спокойная, широкая (Поча - до 100 м.), но мелкая (байдарка периодически садится на мель), дно песчаное. Местных здесь много, они ловят рыбу с моторок. Леса по мере приближения к дер. Поча становится все меньше, а местных - все больше. Добило нас то, что Кенозеро с прилегающими территориями является национальным парком. Поэтому в Кену мы не пошли, а уехали из Почи. Кстати, мы проезжали на автобусе вдоль Кены и не пожалели, что уехали - очень много народа и мало леса.

РЕЗЮМЕ
Должен признаться, что я был несколько разочарован этим маршрутом. Я ожидал более серьёзных порогов и более глухих мест. Летом и осенью этот маршрут очень хорош для тех, кому нужна спокойная река с некоторыми неожиданностями. Весной же Ундоша, наверное, представляет и некоторый спортивный интерес.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию