Виды туризма

13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 454 0
Руководитель группы: Камков А.А.

Автор отчета: Камков А.А.


Общая характеристика района и маршрута
Реки Кольского полуострова (в их числе Умба и Колвица) являются нерестовыми для семги, поэтому лов рыбы в них лицензирован. Появление на реке с рыболовными снастями без лицензии приравнивается к браконьерству. Лицензию можно приобрести в Аппатитах по адресу: ул.Ферсмана,13. Лицензия выдается на один день на лов ценной рыбы - сёмги или кеты. Такую же рыбу как щука или хариус можно ловить в любых количествах, но наличие лицензии обязательно.
Умба - типичная река европейского севера. Длинные плесы, озёра и локальные мощные пороги, некоторые из которых (Падун, Канозерский) в книге "Водные маршруты СССР. Европейская часть" названы непроходимыми (для байдарок). Такая оценка их сложности явно завышена. Пороги Падун, Карельский и Канозерский могут представлять интерес для отработки катамаранной техники.
Лето 1997 года в Европейской части выдалось аномально сухим и жарким. Вода в реках Кольского полуострова прогрелась до невиданной температуры - 18-20 градусов. Можно было совершенно спокойно купаться.
Однако уровень воды в реке был не намного ниже среднего - сказывалось большое количество озёр.
Умба пользуется большой популярностью у туристов. Вместе с нами, догоняя или отставая, прошли ещё 5 групп. Среди них был табор человек на 20 с детьми и собаками. Соответственно нагрузка на природу колоссальная, берега попросту сильно затоптаны.
Протяженность маршрута - 120 км, продолжительность - 13 дней.

Транспорт
До станции Апатиты можно доехать поездами, идущими в Мурманск. До моста через Умбу регулярного железнодорожного сообщения нет. Рейсовые автобусы туда ходят из Кировска. Наиболее логичным представляется доехать до трассы на пос. Октябрьский (например, автобусом Апатиты - Кировск), и на этом перекрестке ловить автотранспорт, идущий в нужном направлении.
Но еще проще арендовать автотранспорт на станции Аппатиты. Первый же грузовик, к которому мы обратились, согласился довезти нас до места за вполне умеренную плату.
Заканчивался маршрут на мосту трассы Умба - Кандалакша. Рейсовый автобус в Кандалакшу проходит по мосту через Умбу около 11 час. Однако, если вы на него опоздали, не нужно ждать следующего дня. Вас подберёт первая же попутная машина.

Техническое описание маршрута

1 августа, постройка катамарана.
Маршрут начинается от мостов (автомобильного и железнодорожного). Здесь на правом берегу большая площадка - вполне может собрать суда большая группа. Если же для строительства требуется лес, то площадка для стоянки и сборки есть на левом берегу метрах в 300-х выше по течению. Сухой лес для катамаранов, конечно же, давно весь выбран.
Внимание! Недружелюбное отношение местных жителей! В 3 км от моста расположен посёлок Октябрьский. Человек 5-6 местной шпаны под видом рыбной ловли шныряли вокруг лагеря. Открытая агрессия не проявлялась, но ночью были украдены гермоупаковка с продуктами и фляжка с водкой. Не оставляйте лагерь без присмотра. Если придётся ночевать, оставляйте дежурного.

2 августа, мост - озеро.
Под мостами быстрина с языками между опорами. Минут через 15-20 сплава река впадает в систему небольших озер, где следует вдоль правого берега через узкую протоку идти в самое дальнее из них. От моста до порога Падун 2-2.5 часа чистого ходового времени (ЧХВ). Весь этот участок можно охарактеризовать как плёс с несколькими несложными перекатами.
Стоянка на левом берегу озера. Место не очень хорошее, нет ровных площадок.

3 августа, озеро - порог Падун.
На р.Умба существует 3 порога с названием Падун. Мы проходили только один, первый, самый красивый и интересный на реке.
Перед самим порогом - широкий плес, за ним хорошо видны взлетающие вверх из-за перегиба брызги. Это начало порога. Чалиться и смотреться лучше слева. Общая длина порога - около 1 км.
На входе река делится надвое скальным островком. В левой и более узкой протоке - водопадный слив высотой около одного метра с очень мощным пенным котлом за ним. Через 10м левая протока опять сливается с правой.
В правой протоке водоскат длиной 10-12м и перепадом около 2м. Верх и низ водоската обозначаются двумя поперечными грядами, каждая из которых образует рваные мощные бочки, расположенные поперек всей протоки. В грядах есть разрывы, в которых находятся сравнительно гладкие языки. Ближе к островку языки, разрывающие первую и вторую гряду, находятся практически на одной продольной линии. Это наиболее удобный проход, который, однако, не так просто увидеть с воды. Все это называется первой ступенью порога.
Далее идет высокая, но длинная и мягкая стоячка. Через 100м на плавном левом повороте есть сужение, где высота валов еще увеличивается и достигает 1-1,5м. Затем 100м очень быстрой, но практически гладкой струи. Этот отрезок называется второй ступенью.
Между 1 2 ступенями порога есть небольшая бухта. Можно обнести 1 наиболее сложную ступень и продолжить движение из этой бухты.
Далее следуют 3 гряды, которые образуют мощные бочки. Каждая из гряд выдается от берега до середины реки. Первая и третья гряды - от левого берега, вторая - от правого. В районе второй гряды у правого берега имеется скальный островок, который отделяет часть струи, изгибающейся крутой подковой справа и позволяющей теоретически обойти все три гряды. Длина отрезка - около 300м. В лоциях он называется третьей ступенью.
Линия движения в пороге - достаточно произвольная.
Экипаж нашего катамарана не имел опыта совместного прохождения сложных порогов, поэтому было решено обнести первую ступень (обнос около 100м). Как оказалось, обносились мы совершенно напрасно. 2 и 3 ступени порога были пройдены с достаточным запасом.
Стоянка сразу после порога. Вообще весь левый берег вдоль порога - сплошная стоянка.

4 августа, пор. Падун - оз. Нижнее Капустное.
Ниже порога Падун до Капустных озер серьезных порогов нет. ЧХВ около 3 часов. Озера мелкие. Между Верхним и Средним Капустными озерами - остров длиной 1км и шириной 0.5 км, образующий 2 протоки. Правая - мелкая. В левой - порог Межозерный - валы до 1м, камни. Просматривать порог необязательно.
Ниже порога за мысом левого берега озера очень приятный песчаный пляж. Между Средним и Нижним Капустными озерами низкий мост. Однако у левого берега можно пробраться под мостом. Мост и дорога к нему действующие, видны следы автотранспорта. Но куда идет эта дорога, и как часто по ней ходят машины, мы не знаем.
При движении по Среднему и Нижнему Капустном озерам следует держать курс на Лысую гору, стоящую на южном берегу Н.Капустного озера. Не совсем понятно, почему гора называется "Лысая". Видна она хорошо. На стоянку встали километрах в 2-х за мостом на озере.

5 августа, оз. Н.Капустное - Жемчужный плес.
Выход из озера находится правее Лысой горы. На выходе из озера несложный порог, а в 2км ниже - порог Разбойник. Длина более 1 км. Просмотр (необязательный) - слева. На левом берегу перед порогом и в конце него есть хорошие стоянки.
Первые 500м - мелководная шивера с локальными бочками, сливами и многочислен-ными камнями. Русло здесь широкое, уклон невелик. Под левым берегом есть чистый и вполне глубокий проход вдоль всего отрезка.
Далее река двумя небольшими островами делится на три протоки. Много воды лишь в центральной. Длина протоки - 150м, вода гладкая.
В месте слияния всех проток уклон возрастает. Здесь река усыпана заметных размеров пенными бочками и валами. Первые 100м проще идти слева, затем почти все равно. Длина отрезка 400-500м.
Ниже порога до пос. Дедко-Ламбина (нежилой, можно случайно встретить браконьеров или егерей рыбоохраны) около 2 часов ЧХВ - длинный плес. Перед поселком - низкий мост, пробраться под которым большому катамарану весьма проблематично. Обнос у левого берега вполне удобный. Мост частично разрушен, для автотранспорта непроходим, но пешком переправиться можно.
На выходе из озера начинается порог Семиверстный. На самом деле порог есть в самом начале и на 5 километре, а все остальное - чередование коротких плёсов с короткими шиверами средней сложности.
Начинается порог двумя мелководными протоками, которые через 100-200 м сливаются. Левая, чуть глубже и потому предпочтительней. Далее следуют 2 слива-ступеньки с бочками, совершенно не видимые с воды (обходятся под правым берегом). На 5 километре большие камни в центре, однако имеются достаточно широкие проходы.
Заканчивается порог Жемчужным плёсом.

6 августа, днёвка.
Жемчужный плес, очень красивый, высокий берег, сосновый лес, прекрасное место для днёвок, к сожалению, сильно затоптанное.

7 августа, Жемчужный плес - Канозеро.
После Жемчужного плеса с небольшим разрывом идут два очень простых, но именных переката: Карежка-1 и Карежка-2. За ними Золотой пляж, кажется, место ещё лучше предыдущего.
Через несколько сот метров после второй Карежки на прямом участке начинается порог "Карельский". Длина порога около 1км.
В этом месте река достаточно широкая, поэтому возможно множество вариантов прохождения. Характерные препятствия: сливы (в начале порога), бочки, высокие валы, разных размеров камни. Наиболее сложна верхняя часть порога, ниже он постепенно упрощается. Просмотр с любого берега, по берегам - тропы. Удобные стоянки.
Немного выше Карельского порога на левом берегу видны домики турбазы. Людей видно не было. Через 3км за крутым правым поворотом начинается Канозерский порог.
Просмотр порога возможен как с крутого скального левого берега, так и с более низкого левого. Вдоль берегов тропы, на левом удобные стоянки.
В пороге мощная струя и высокая насыщенность препятствиями: мощные сливы, бочки, высокие валы и камни в струе. Варианты про хождения: вдоль правого берега или по центру маневрируя между камнями.
Ниже Канозерского порога Умба впадает в Канозеро. Между порогом и озером река разбивается на множество мелких проток. Есть места, по которым катамаран приходилось проводить вручную.
В Канозеро мы попали во второй половине дня. Сильный встречно-боковой ветер. Для движения требуются колоссальные усилия. Решаем встать на стоянку и дождаться ночи. Хороших мест на берегу озера практически нет: берега заболочены, а в сухих местах нет ровных площадок. Но делать нечего, приходится стоять.

8 августа, Канозеро - остров у поселка.
Расчет не оправдался - ветер дул всю ночь, утром немного ослабел. Хотя и с большим трудом, но можно двигаться. Идем на не большой круглый остров. Однако ветер сносит нас все ближе и ближе к берегу. Ничего не остается, как причалить и идти пешком, таща катамаран на веревке. Идти в общем-то нетрудно, берег пологий, покрыт мелкой галькой.
К середине дня вышли на траверз острова. Там на берегу скала. Место достаточно красивое.
Ветер неожиданно стих. Двинулись по воде на два других острова что против поселка Канозеро. Но удалось пройти только полпути. Вновь поднявшийся ветер отогнал нас к берегу к устью р.Муна. Там же развалины поселка. Берег неприветливый, сильно заболочен. Снова бечевник до ближайшего острова. Спрятавшись в тень острова, перегребаем на него.
Здесь можно хорошо отдохнуть. Берег высокий, красивый.

9-10 августа, вынужденные днёвки.
В посёлке Канозеро расположен пост рыбоохраны. Инспектор наведывается к останавливающимся на острове туристам. Отношение к ним лояльное, ибо прекрасно ясно, что основной урон рыбе приносят не туристы, а браконьеры-промысловики.
Два дня, не переставая, дует сильный юго-западный (встречно-боковой) ветер. К концу второго дня ветер сменил направление на северо-западное (стал попутно-боковым).

11 августа, остров - пос. Зашеек.
В южном конце озера - бывший поселок Зашеек, состоящий из нескольких полу-разрушенных домов, который и служит ориентиром. Сильный ветер, попутно-боковой. Волна до 1.5 м высотой. На такой волне в байдарке было бы очень неуютно. Однако наш катамаран чувствовал себя весьма уверенно, но потребовались колоссальные усилия для удержания нужного курса. ЧХВ по озеру около 6 часов.

12 августа, Зашеек - слияние Умбы с Низьмой.
Дальше возможны три варианта пути:
- по Кице до Пончозера и далее по озеру и Умбе;
- по Родвиньге и небольшому участку Пончозера и Умбе;
- минуя Пончозеро по Родвиньге и Низьме.
Основная масса групп предпочитает третий вариант. Отчасти оно понятно: намахав-шись вёслами на Канозере мало кто хочет ещё 8 км "лопатить" по Пончозеру. А вот почему сваливают на Низьму, ясно не совсем. Мы решили выяснить это и пройти по второму варианту и, как впоследствии выяснилось, поступили правильно.
Река Родвинга вытекает из озера около поселка Зашеек. В 0.5 км от озера простой Нижне-Канозерский порог. Сплав леса здесь давно прекращён. Плотина, некогда перегора-живавшая Родвиньгу у истока Низьмы, давно разрушена и свободно проходится. Воды в оставшейся части Родвиньги хотя и мало, но вполне достаточно для прохождения любому типу судна. На этом участке есть две простые шиверы - свободно проходятся. По Пончозеру идти окло 3 км. Изрезанная береговая линия позволяет двигаться даже в сильный ветер.
А далее начинается один из очень интересных участков - непрерывная 4-х кило-метровая шивера с большим количеством "бочек", камней, сливов - 4 км непрерывного водного слалома да ещё на большой скорости! Нашему восторгу не было предела! Отличное завершение технически сложных участков!
Ниже порога - слияние Низьмы с Умбой. На правом берегу хорошее место для стоянки.

13 августа, устье Низьмы - мост.
Через 1 час сплава река перегорожена сеткой - рыбозавод. Проход в ворота у правого берега. Далее река сужается, скорость течения возрастает, есть две простые шиверы. Через 1--1.5 часа на левом берегу крутого правого поворота появляется село Погост.
Дальше река расширяется и больше напоминает озера почти без течения. В заводях огромные заросли цветущих лилий. Двигаться следует, придерживаясь левого берега. От Погоста до автомобильного моста около 2 часов ЧХВ.

Маршрут окончен.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию