Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2003
Автор - Никитас Зоя (Ярцево)

Плавсредства:

1. Катамаран "Дерижопль - 2"
2. Катамаран "Бегемот"

Пояснения:
Основную канву записи вела Зоя, пояснения, вставленные другими участниками, выделяются курсивом, авторство помечено в скобках.
Участники похода:

Ф.И.О.

Общественно - полезная должность

Первое знакомство

1. Возный Игорь Николаевич Адмирал Владелец ружья, древнейшего спиннинга и запаса анекдотов.
2. Донской Владимир Владимирович Специалист по золотому корню Сама доброта с внешностью фотомодели.
3. Лебедев Валерий Викторович Зам. главного рыбака Горник, ставший водником, а так же прекрасный кулинар, неудачно скрывающий свои способности.
4. Ломакин Павел Иванович Зам. главного рыбака Спиннинга нет никакого, зато есть широкая душа (облагодетельствовал половину команды будущими рюкзаками).
5. Корольков Владимир Александрович Реммастер Небритый красавец в белом платочке, он же экскурсовод по здешним местам с частичными провалами в памяти.
6. Королькова Любовь Борисовна Завхоз Дилетант в обработке добычи с профессиональными наклонностями; владелица самого веселого накомарника.
7. Котков Николай Алексеевич Главврач Автор большинства фотозарисовок и владелец множества нужных вещей.
8. Кузнецов Иван Петрович Главный рыбак Недавний боец в рядах РА, знаток «живого великорусского языка», обладатель крутейшего спиннинга.
9. Никитас Зоя Викторовна Летописец Любительница общения, ранних подъемов, обладательница самого «вкусного» тела.
10. Опенкин Александр Владимирович Спасатель Большой специалист по «подножному корму» и травле комаров.
11. Опенкина Виктория Николаевна Кассир До безобразия честный кассир с калькулятором; владелица одноразового набора «Юной швеи» многоразового использования.

19 июля
Поехали. Наконец-таки. День, который казался таким далеким, все-таки наступил. Около 10 утра выехали из Ярцево. Все как-то не верилось, что все - поход начался. В голове блуждали мысли из "прошлой жизни": о незаконченных делах и оставленных родственниках.
На перроне Белорусского вокзала нас встречал Паша (почему-то без цветов и оркестра). Медленной блуждающей походкой переместились с одного вокзала на другой. Все вещи сложили возле восьмирублевого туалета (похоже, это стало традицией - тусоваться возле туалетов) и стали ждать своего поезда "Москва - Лабытнанги". Около 10 вечера сели в поезд. Проводница нам досталась, прямо скажем, не красавица, но чрезвычайно склонная к общению. Весь вечер по составу блуждала какая-то комиссия в лице тети в форме, которая заинтересовалась нашими негабаритными веслами. "Комиссия" потребовала квитанцию на багаж. Билет со справкой из ветлечебницы на собаку Игоря ей почему-то не подошел. На расплату к начальнику поезда отправилась Вика. Переговоры прошли за нашим явным преимуществом, и денег с нас не взяли.
После ужина вскоре все угомонились и легли спать.

20 июля
Весь день в пути. Из окна пытаемся разглядеть изменения в пейзаже. Природа пока мало отличается от нашей средней полосы. Лишь березы стали стройнее и выше. Вика начала глазами собирать грибы. Иногда взглядом можно выхватить рыжую шляпку подосиновика.
На остановках стали появляться тети с черникой, ведрами с молодой картошкой. Одна бабуля пыталась продать горшок с цветущей геранью.
Наша колбаса покрылась белым налетом, и к запаху копчености добавился еще какой-то слабо уловимый "аромат". Мы ее "помыли" и вывесили сушиться на окно.
День закончился колобродством Паши и Вани по вагону (видимо, в поисках собеседников).

21 июля
За окном все резко изменилось. Вначале кое-где появились маленькие остроносые ели. Потом куда-то пропал лес. Его сменила … Наверное, это и есть тундра. Посовещавшись, мы решили, что тундра - это степь в северном исполнении. А потом из-за горизонта выплыли ОНИ! Всего лишь какая-то полоска на стыке земли и неба, но сразу же приковывает внимание. Ради этого зрелища, наверное, стоит трястись двое суток в поезде. Половина команды питает надежду подойти к ним максимально близко и, "глаза в глаза", потрогав руками, ощутить, что же это такое - горы. А пока мы скачем по вагону от окна к окну, удивляя местных попутчиков, пытаясь их рассмотреть.

Лирическое отступление
А у меня сегодня день рождения. Неважно, сколько лет, но подобного настроения и ситуации еще никогда не было ни разу. Букет из шариков, которые через какое-то время лопнули праздничным салютом; торт, который вся команда прятала в самых невероятных местах; водонепроницаемый (надеюсь), противоударный (хотелось бы) и просто необходимый в любых походных условиях (несмотря на белые ночи) подарок - фонарик.

В вагоне познакомились с ребятами из Минска. Два дня наблюдали дефиле девчонок мимо нашего купе (особенно понравилось шествие в простыне), а подойти как-то недогадывались. Они собирались пешком пройтись вдоль гор.
Перед самым выходом из поезда начался нудный дождик. От станции "Собь" до одноименной реки не более 200 метров, навесной мостик через реку оказался недоступным. Местный "хранитель традиций" сказал, что он не для нас, более ничего не пояснив. Предложил, правда, воспользоваться услугами своего голубого вагончика за 50 рублей с носа. Мы от этого предложения с гордостью отказались (в первый раз).
Дождь все усиливался, к нему добавился ветер. Примерно через час после высадки адмирал принял волевое решение, размахивая белым флагом благородства. Пошли ночевать в голубой вагон. Надо отдать должное: довольно приличное место с кастрюльками, подушками, отоплением и горячей водой. "Хранитель традиций", движимый, очевидно, не только филантропическими побуждениями, разрешил прекрасной части команды воспользоваться баней.
А с крыльца нашего временного убежища видны горы…

Ваня:
Итак, эта часть отчета посвящена всем субъективным мнениям по поводу картины, нарисованной летописцем.
Начнем с того, что в Москве Паша встретил нас не с цветами и не с оркестром, а с банкой коктейля "Черный Русский", впоследствии очень понравившимся Ване. А продолжим тем, что в поезде во время "колоброда" вечером 20 июля главным идейным вдохновителем был Донской, начавший петь песни под воздействием спирта и впечатлением тепла и проникновенной дружелюбности в нашей компании.
А на утро все стали свидетелями появления у Вани на носу странной формы синяка?! Тайна этого явления до сих пор еще не стала достоянием общественности (а сам он делает вид, что не знает или не помнит).

22 июля (1-й день хода)
С утра доели остатки вчерашнего ужин, собрали вещи и в 13.10 (все время московское) вышли.
По экипажам распределились так: "Дерижопль" - Корольков, Паша, Валера, Саша + 2 активных груза Люба и Вика; "Бегемот" Донской, Игорь, Ваня, Котков + чудом поместившаяся Зоя (тоже, соответственно, как груз). На втором катамаране периодически возникала борьба за власть. Главным "затевалой" был Игорь - неопытный катамаранщик, но опытный командир.
Наиболее впечатляющий гористый пейзаж открывался с правого берега. Горы, вначале не очень высокие, покрытые скудной растительностью, сменялись возвышенностями, поросшими лесом. За ними выплывали абсолютно голые скалы. Потом все закончилось. Ущелье раздвинулось, но с горами мы, надеюсь, не попрощались.
Вывернув из-за очередного поворота, мы увидели довольно странное зрелище. В метрах двадцати от берега в воде по крышу кабины стоял автомобиль "Урал". Первой мыслью было то, что он тут стоит уже давно, но голоса на берегу прояснили картину. В лесу возле костра грелось трое пьяных дядек. Оказывается, у аборигенов через реку, видите ли, проезжая трасса. Обычно проезжали, а тут застряли. Мы совершили добрый поступок и довезли одного из потерпевших "кораблекрушение" до Харпа.
Поселок открылся перед нами пятиэтажными небоскребами и "!" церковью сверкающим куполом, выглядывающей из-за колючей проволки. В 18.30 вышли прогуляться по Харпу. Какой-то неорганизованный городок, но почта и магазины есть. Хлеб черный - 13 р, шоколадка - 26 р. Замучила ностальгия - купили смоленское шоколадное масло за 16 р.
В 19.30 пошли дальше. За мостом форсировали харпский порог. Маленький, но все равно масса впечатлений. Минут через 15 хода справа в реку очень красиво впадает "Черный ручей" приток Енга-Ю. После него стали искать место для стоянки. Вскоре нашли подходящий берег.
Утром в "голубом вагоне" Игорь забыл свою грязную тарелку и ложку. Люба и Зоя ее помыли, Саша и Вика ее носили в рюкзаке. Вечером за ужином, когда всем разложили макароны, Игорь, не обнаружив своего "весла", впал в легкую панику. Заговорщики, немного его помучив, продали инвентарь за 4 хариуса и банку сгущенки.
Комаров нет: вымерзли. На шкуре от катамарана иней. Температура ночью - (минус) 3 градуса.

Ваня:
О, ужас! Адмирал нашел земляка в противном лице нежданного попутчика из затопленного "Урала".
"Здесь нет рыбы", - сказал Ваня. Оторвав первую блесну.
Адмирал ушел на охоту, и через какое-то время раздалась канонада. Корольков побег его встречать и вот уже на горизонте показались добытчики с "добычей". Зоя назвала это воробьями, а оказались они куликами.
Какой же у Адмирала противный голос среди ночи! Вот и Саша нашел грибы. Ура! Голодная смерть нам не грозит.

23 июля (2 -й день)
Ночью в сети попал наш первый хариус. Очень изящная рыба, интересно, какая она на вкус.
На завтрак приготовили грибной суп (грибы на который с большим трудом насобирали Саша, Люба, Вика и Зоя). Интересно, где обещанное море грибов и ягод? Суп был сварен на бульоне из "дичи", которую накануне подстрелил Игорь. Ее маленькие тельца с трудом различались среди грибов. Говорят, дичь была вкусная.
Со стоянки ушли в 14.25. На сегодня было запланировано дойти до слияния с Ханмеем.
На "Бегемоте" Зоя сменила Игоря, а адмирал занял на носу судна снайперскую позицию с ружьем наперевес. Пальба раздавалась довольно часто, но, видимо … не судьба. Единственный шанс был, когда самоотверженная утка-мать стала уводить от своего гнезда, но большая часть команды стала грудью на защиту утят. Адмирал проиграл сражение с совестью и опустил ружье.
Комары активизировались до невозможности. Как выяснил Паша, их тут два типа: маленькие серые и большие рыжие. Стоит лишь выйти на берег, как голодные насекомые облепляют с ног до головы. Накомарники - это счастье. Ночью комары ложатся спать.
Команда решила не напрягаться и плыть по течению, закидывая спиннинги. Ваня был первооткрывателем в ловле хариусов. Катамараны тут же причалили на галечный пляж, и все рассредоточились по берегу, ловя, кто чем может. Через какое-то время примчался Паша, поймавший рыбу на мертвого живца. В итоге решили остаться на ночь на этом месте и продолжить лов. Результат таков: Валера - 2 (3 сорвалось); Игорь - 4 (но маленькие); Паша - 2; Ваня - 3.
Господи, какой же вкусный этот хариус; жареный, соленый, похоже, в любом виде. По вкусу напоминает горбушу, только нежнее.
После ужина разгорелся яростный спор о стратегии дальнейшего передвижения. Всем надоело красться по течению вдоль кустов, руководствуясь лишь интересами стрелка. Поступило предложение отправить Игоря в гости на другой катамаран.

Ваня:
Не знаю по какой причине, но этот день понравился мне лишь вечером после поимки первого хариуса на спиннинг. Далее последовал вечер упражнений по кастингу (техника заброса спиннинга). Но рыба отказалась брать наотрез. Решили, что это вызвано моим демаскирующим костюмом. Сняв его, получил еще две особи. После ужина - ночная проверка сетей, принесших щуку и двух недорослей, похожих на хариуса.

24 июля (3-й день)
Для Зои и Вани день начался в 4 утра. Они решили половить хариуса на "утренней зорьке". Но в такую холодрыгу рыба на контакт не шла. На обратном пути в лагерь из-под ног рыбаков вылетела целая стая куропаток.
На обед была первая уха. Туда пошла щука, пойманная сетью и утренний хариус.
Из лагеря вышли в 14.30. Игоря, как и планировалось, пересадили на "Дерижопль". Видимо это дало положительный эффект, а может просто пристрелялся, но к концу перехода он подбил 2 куропатки и 1 утку (на последнюю израсходовал 4 патрона).
Подножного корма (ягод и грибов) по берегам маловато.
Как и планировалось, к концу дня (в 19.30) подошли к месту впадения в Собь Ханмея. В устье реки подходящее место для стоянки занято московскими туристами. Это одна из немногих групп, которые нам попадались, дружелюбна и расположена к общению. Они показали нам нижнюю челюсть рыбы, которую Ваня опознал по описанию как тайменя (поймали они его тут же).
Мы попытались подняться по Ханмею против течения, но берега для стоянки не подходящие. Вернулись назад и разбили лагерь на галечном пляже. Все тут же бросились со спиннингами к воде. Даже Корольков пошел запускать свой кораблик, который строил все утро из пенопласта.
Вернулись рыбаки. Все дружно сопровождали Валеру, гордо несущего 4 щуки. Общий вес - 3 кг. Самая большая из них - 1 кг.

Ваня:
Не знаю, зачем мы покинули этот гостеприимный берег, но нас ждал Ханмей. Оказалось, прекрасная половина команды устроила бунт, заявив, что там нет подножного корма, и спровоцировала переезд на устье Ханмея. Ничего хорошего кроме щук тут нет! Зато есть комары и это слабо сказано. С тоской вспоминаются -2 градуса на последних двух ночевках. А утром на земле был лед. По-моему это дико, но прикольно.

25 июля (4-й день)
С утра ходячий будильник (Зоя) подняла адмирала, и они пошли на охоту. По пути вынимали донки. Впереди на воде бултыхалась возле камня чайка. Охотники подходили все ближе, но чайка не улетала. Оказалось, она зацепилась за донку, намотав на крыло леску. Игорь подтянул птицу к себе и схватил в руки. Крючок вошел ей глубоко в язык и просто так не вытягивался. Пришлось Зое взять в руки нож и хирургически вмешаться, сделав надрез. Крючок вытащили, чайка с криками благодарности улетела.
Первую взлетевшую утку Игорь убил одним выстрелом, остальные 4 - мимо.
На этом месте мы остались на дневку. Причем, то, что мы остаемся, выяснилось, когда часть команды начала упаковывать рюкзаки.
По законам психологии 4-й день подобных походов характерен эмоциональными срывами в результате притирки друг к другу. Не стала исключением из этого правила и наша компания. Пар выпустили (слава Богу без физического и морального ущерба).
Оказывается, комары это не самое страшное. Сегодня получили "удовольствие" в первый раз пообщаться с мошкой. Охотники за подножным кормом (Люба, Володя, Вика и Саша) сходили на промысел. Ягод (морошка, голубика, жимолость) не много - сварили из них компот. Грибов тоже не густо.
Какое тут разнообразие полевых (или тундровых, не знаю уж, как правильно) цветов. Скромная ненавязчивая красота. Золотого корня не видать.

Ваня:
Дневка на Ханмее удалась на славу. К вечеру наблюдался клев щуки, и все рыболовы расположились в устье реки. В итоге было поймано 9 щук; 3 из них зажарено, остальным уготована участь быть закопченными в импровизированной коптильне из гнилой бочки, которую мы тащим за собой из самой Соби. Вечером были возлияния (от этого и такой сумбур в голове), приуроченные к поимке первого окуня в сеть. А комаров тут и правда очень много. Днем я с Пашей решил отмыть грязь в реке: впечатлений масса, но не все они позитивные, о чем красноречиво свидетельствуют громкие и не менее красноречивые крики купальщиков. Ночью опять был дождь!

26 июля (5-й день)
Валера:
Обалдевший от духоты, я вылез из палатки. Стояло тихое теплое утро. Гнус облепил всю палатку. Следом за мной выскочил такой же обалдевший командор с воплями: "Е… я этот север и погода гавно, и комары".

Утром, как и планировалось, встали пораньше, организованно собрались и вышли около 12 дня.
В планах стояло дойти до впадения Харматалоу. Примерно на полпути до цели справа показалась цепь гор.
Видели с воды на дереве вывеску о том, что мы находимся на территории биологического заказника (похоже, они тут разводят и изучают комаров и мошек).
Слева по курсу на возвышенности заметили большое поле-болото. Поднялись посмотреть и задержались где-то на час, собирая веселенькую ягоду морошку.
К шести вечера подошли к намеченной цели. Левый впадающий рукав для нас маловат. Центральный - раздваивается, огибая остров и соединяясь вновь, растекается по гальке на множество лужиц.
Немного пройдя против течения, мы остановились на галечном пляже. Опробовали бочку, которую таскали с собой для копчения щуки. Рыба получилась великолепная.

27 июля (6-й день пути)
Отправились в 12 дня волочь свои каты вверх по Харматалоу.
В начале пути нас сопровождал бородатый одинокий дядька на резиновой лодке. Встретили знакомых московских туристов, они уже возвращались. На левом (по течению) берегу попалась голубика, около часа потратили на ее сборы. Примерно к 6 вечера из бурлаков только один Корольков вышел сухим из воды. Остальные минимум по пояс "искупались". В 18. 30 нашли на правом берегу пятачок песка и камней, на котором можно остановиться. Недалеко от нас был разбит еще один лагерь. Один из его жителей проходил мимо нас. Он сказал, что прошли мы 6 км, и Гагаринский порог - это то, перед чем мы остановились, хотя по пути было несколько перекатов, которые мы посчитали за этот порог.
После того, как девчонки заработали на тарелке Игоря 4 хариуса, в команде начали процветать "шантаж" и "воровство". Забытые вещи теперь просто так не возвращаются, а только в обмен на особую валюту - "четыре хариуса". Особенно усерден в этом Валера.
Вечером, после ужина, Корольков по безнадежной привычке запустил свой кораблик. И вытащил хариуса, потом еще одного. В лагере тут же застучали топоры. Донской построил очередную версию "Титаника", уже четвертую по счету.
Дядька из соседнего лагеря подарил Ване две хитрые мушки, сделанные из собственной бороды (одну из них Ваня вскоре потерял). Дядька сказал, что на волос хорошо ловится. Но наша мужская часть команды волосами не блещет, если только лысинами. Для общего дела Зоя пожертвовала прядь своих.

28 июля (7-й день)
Похоже, вчерашний дядька нас ввел в заблуждение. После порога, возле которого мы стояли, других порогов не было. Видимо, этот был порог Титова.
Со стоянки ушли около 13 часов дня, предварительно прокатившись на пустом кате по порогу. Здорово, но на байдарке должно быть интереснее.
По пути постоянно попадаются группы туристов, в основном, на байдарках. Приятно, что женщин в них нет.
Этот день, похоже, дался тяжелее вчерашнего. Берега сплошь покрыты неудобным для ходьбы булыжником. Среди лоцманов особо отличился Паша.
На стоянку встали около 6 вечера в месте впадения в Харматалоу Макар-Руса. После разбивки лагеря все бросились удовлетворять свои интересы. Саша принес с соседней сопки полный накомарник подберезовиков. Игорь безрезультатно попугал местных уток. Рыбаки поймали 3 хариуса.

29 июля (8-й день)
Ночью начал работать кораблик под управлением Королькова. На мушку ребята наловили тоже.
Пообщались с ребятами, стоящими поблизости. Они из Череповца, идут большой группой, сказали нам расписание катера до Лабатнанги.
Сегодня, наконец-таки, палатка, в которой спят Вика, Люба, Зоя, Саша и Володя, была убрана раньше Колиной.
Донской с утра продолжает пропалывать берега в поисках золотого корня. Пока безрезультатно.
Ушли со стоянки около 12 часов дня. Продолжаем тащить свои суда вверх.
Прошли впадение в Харматалоу Степь-Рузь. Берега сплошь каменистые. Девчонки штурмуют перекаты, подобно эквилибристам, по выступающим из воды камням. Мужская часть команды, по пояс в воде, стиснув зубы, продолжает идти вверх.
В 19.30 дошли до места слияния Большой и Малой Харматалоу. Большая, отвечая своему названию, по-хозяйски разлилась по равнине. Дно неглубокое, каменистое, место впадения порожистое. Рыбаки бросились обкидывать спиннингами берега. Поймали уже штук 7.

30 июля (9-й день)
Еще в Ярцево при составлении маршрута планировалось дойти до гор и пощупать их руками. Все желающие (Игорь, Коля, Донской, Саша, Вика, Люба и Зоя) в 10.30 выдвинулись на маршрут.
(Четверо остались на стоянке ловить хариуса). Вдоль гор шли по правому берегу реки по колее, наезженной вездеходами. По пути ели "с куста" морошку и голубику. Игорь пошел с ружьем и представлял собой серьезную опасность для всей попадающейся живности. К концу дня он подстрелил 10 куропаток и 1 утку, израсходовав при этом всего 14 патронов!
Когда колея стала уходить влево относительно гор, мы решили приближаться к ним самостоятельно. Открывающаяся панорама гор очень впечатляет: линия горизонта изогнулась дугой, 2/3 которой занимают горы. Рядом с ними, наверное, как нигде, человек может в очередной раз почувствовать свое бессилие и недолговечность. Тысячи лет возвышаются они над землей и над нашими проблемами. А человек, покоривший космос, покоренный горами, приходит поклониться им и припасть (в прямом и переносном смысле) перед ними на колени.
Без вездеходной магистрали передвигаться очень затруднительно. Сначала мы перепрыгивали по камням вдоль протекающего в нужном нам направлении ручья. Потом ручей стал петлять, пришлось его оставить и топать напрямую по чудненьким кустикам, которые являются основным заполнением местной тундры (невысокие, раскидистые, с маленькими кругленькими листиками и каким-то подобием шишек). Потом пришлось форсировать три ручья, стекающих с гор, где перепрыгивая по камням, где надевая резиновые сапоги - и вброд. Дрова, не надеясь на лучшее, начали собирать по дороге. Подходящее место для стоянки нашли в 20.30 (дрова тут, слава Богу, растут). Поужинали, ощипали дружно куропаток (причем, для некоторых это был первый в жизни опыт обнажения птиц).
Посоветовавшись, решили брать высоту сразу же. По нашим предположениям это гора Пайер, высота - 1472 м. Донской остался спать и охранять лагерь.
В 23.00 вышли. Солнце село, но для передвижения света достаточно. Мы ожидали встретить первые лучи на вершине. Уже с первой предгорной вершины открылся захватывающий дух вид, со следующей, как нам показалось, мы увидели границу дня и ночи. Ночь, постепенно тая, отступала на запад. После второго "пригорка" идти стало совсем тяжко. Мужчины, посменно неся рюкзак, подгоняли девчонок, не давая им сидеть.
НО МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!!! (Стиснув зубы, обессиленные, на одном желании добраться до вершины).
На вершине был сложен "тур" с запиской от предшествующей группы. Они тут были в 1994 году из Владимира. Их записку мы забрали, свою оставили. На вершине мы оказались в 2.32 утра. Ветер очень холодный, плохая видимость. Но эйфория переполняла нас через край. Пофотографировавшись на вершине, стали спускаться. Сначала на крыльях счастья мы скакали довольно шустро. Хорошо, что куда-то делись комары. Тут они какие-то особенные с повышенной аэродинамичностью, можно даже разглядеть мощную мускулатуру под крыльями. На подъеме они как могли, усложняли нам жизнь.
Казалось, спускаться должно быть бы проще и быстрее. Но на спуск мы затратили те же 3 часа, что и на подъем. В лагерь пришли в 6.15. Донской уже проснулся и выражал признаки обеспокоенности.
Покорители вершин просто попадали мертвым грузом в палатку. В Колину вмещается, оказывается, 6 взрослых тел.

Ваня:
Ура, большая часть команды ушла на покорение вершин, в лагере остались только энтузиасты рыбалки в лице Валеры, Паши, Вани, а Корольков остался потому, что просто умный. С утра все разбрелись по реке, и уже к обеду Ваня принес около десятка хариусов. Пообедали, чем Бог послал и опять на промысел. К вечеру началась настоящая феерия в плане рыбалки. На ужин собрались только глубокой ночью и так замечательно "наужинались", что Вовке пришлось оказывать экстренную медицинскую помощь Ване, разрубившему палец топором. После этого эксцесса все угомонились.

31 июля (10-й день)

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас и зовут нас остаться,
Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем -
Потому, что всегда мы должны возвращаться.

Скалолазы проснулись в 10 утра. Неспавший Донской приготовил завтрак. Поели и в 11.25 пошли "домой". С вершины мы разглядели, что вездеходная трасса проходит рядом с нашим местом стоянки. Пошли по ней, что значительно облегчило нам путь. К лагерю подошли около 9 вечера. По нашим подсчетам дорога в одну сторону около 30 км. В лагере кроме 4 копченых хариусов никого не было. Потом постепенно с разных сторон стали подтягиваться рыбаки с приличным уловом. Видимо, за время нашего отсутствия они овладели секретами мастерства. Паша кроме рыбы нес в руках странное сооружение. При ближайшем рассмотрении это оказался сачок из его накомарника.
Валера взял приготовление ужина в свои руки. Уже одно то, как профессионально он взялся за дело не вызывало сомнения в качестве результата. Шурпа из куропаток удалась.

Ваня:
Утро было невеселым, но солнечным. Вообще-то все проснулись только в обед и, накоптив рыбы, сели трапезничать, после чего опять разбрелись по заветным перекатам.
К вечеру появились горе-альпинисты, усталые, искалеченные мозолями, но довольные взятием вершины г. Пайер.

1 августа (11-й день)
Все отсыпались до такой степени, что с места снялись в 14.25. Наконец-таки пошли вниз по течению. "Войлочный" путь третьего дня прошли за 2 часа. Порог с воплями радости проходили, как танки. Встретили группу с одноместным каяком. Первое впечатление было типа : "Ой, смотрите, голова с веслами скачет!"
Второй "войлочный" день прошли за 1,5 часа.
Остановились на берегу, где была сложена баня. Баня - это отдельная песня. Первыми пошли мыться девчонки. Потом долго и обстоятельно мылись мужики. Только Паша и Ваня решили везти свою грязь домой.

Ваня:
Тронулись вниз по Харматалоу. Как разительны отличия от р. Собь. День прошел под восторженные впечатления от быстрых струй, перекатов и порогов.
Вечером обнаружили, что промокла часть сухарей. К бане все отнеслись с энтузиазмом, все, кроме Вани и Паши.

2 августа (12-й день)
Последний день на Харматалоу. Река, наверное, не хочет с нами прощаться. Днем неожиданно началась бурная ловля хариусов на довольно спокойном участке воды.
Весь день городили корабельные снасти. Установили мачты с подпорками и подвесили паруса. Вышли со стоянки в 17.00. Игорь, в ожидании попутного ветра, расправил парус и скакал с ним по палубе. Но парус болтался безжизненным полотнищем.
На Соби подбили двух нырков. Их молодость и отсутствие оперения не позволили им убежать от метких выстрелов.
Лагерь разбили в 21.00. Валера вновь блеснул своими кулинарными способностями.

Ваня:
В то время, как Игорь мастерил парус, река порадовала клевом хариуса. Напоследок Паша и Ваня опять наловили рыбы, счет 3:10 в пользу Вани. Поплутав по протокам в устье Харматалоу, вышли в р. Собь. После непродолжительного перехода стали лагерем на замечательном галечном пляже.
После того, как все было готово, Ваня ушел на поиски рыбы и по возвращении шокировал всех своим уловом. Было поймано 4 щуки: 1,5 кг, 2 кг, 2,5 кг и 4 кг. Порешили делать котлеты!

……………………………………………………………………………………………..

Дальше писать не буду, могу написать одно впечатление - это просто круто!

3 августа (13-й день)
Вышли в 12.30. Несемся по волнам под парусами. Это просто здорово. Собь тут ши-рокая, ровная, без приключений.
"Дерижопль" под алым парусом убежал вперед. Неожиданно они остановились и стали выпрыгивать с ката, как будто потерпели кораблекрушение. Оказалось, Вика утопила весло. С проплывающего мимо "бегемота" Ваня заметил потерю. Игорь только успел крикнуть: "Ваня, ныряй, я подержу тебя за ноги". Но Ваня уже ушел солдатиком под воду. Успели спасти только его шляпу. От намокания. Весло благополучно вытащили, а Ванины штаны еще долго сохли на мачте, играя роль флюгера.
Идем в поисках пресловутых щучьих ям, где водятся щуки по 15 кг. Около 6 вечера остановились на острове по естественной необходимости. Рыбаки попутно закинули спиннинги. И тут началось что-то необыкновенное! Каждый заброс - щука. "Дерижопль" скучковался возле Валеры с единственным на их кате спиннингом. Они поймали всей кучей 11 штук (Вика - 1, Люба - 1, Паша - 2, Володя - 1, Валера - 6). Группа во главе с Колей - 6 (Коля - 3, Зоя - 3, Донскому не повезло). Ваня поймал - 9 шт, Игорь - 5. Общее количество - 31 шт. Самая большая - 3,8 кг. Килограммовую щуку Коля просто-напросто пинками загнал обратно в воду. Через час такой "ловли" все поняли, что пора заканчивать, и к центру острова со всех сторон стали сносить свой улов. Буря эмоций сменилась озадаченностью: что же с этим делать? Соли осталось мало, да и рыбу есть уже надоело.
Переработка затянулась за полночь. Рассортировали так: ужин, будущие котлеты, копчение, вяление. Рыбу чистили все, как когда-то в горах куропаток. У Зои, Любы и Вики это был очередной дебют.
Нырок, подстреленный Игорем днем, грустно затерялся среди этого рыбного изобилия.
Какие тут перепады температуры! Днем щеголяем в купальниках; ночью натягиваем все теплые вещи которые есть; утром просыпаемся от неимоверной жары и духоты.

4 августа (14 -й день)
Утром все повскакивали в 7 утра. Такого еще не было ни разу. Продолжаем перерабатывать рыбу. Вика, Люба и Зоя насобирали красной смородины в надежде добыть из нее кислоты и замариновать рыбу.
Со стоянки ушли в 14.30. Примерно через час пути впереди замаячили моторные лодки. Бинокль позволил рассмотреть колоритные черты местных жителей. Судя по всему, это и есть "щучьи ямы" - место, откуда специальной машиной выбирался грунт со дна для каких-то хозяйственных нужд, в результате образовались искусственные углубления. Снасть у местных рыбаков простая: толстая леска с большой блесной (в качестве нее может быть ложка), которую они забрасывают руками. После вынимания рыбы раздается удар молотком по рыбьему "черепу". Стали кидать спиннинги и мы. Ловится! И еще как!
Чтобы подольше сохранить рыбу, утром за каждым катамараном на веревочке плыло по 1 живой щуке. На ямах решили на веревочку "маленьких" не цеплять. Поэтому меньше 3 кг выпускали. Приспособили запчасти от корабликов в качестве крючков-вынималок. Подцепляли этим крючком пойманную рыбу за жабры, вынимали блесну - и на свободу ее. Таким образом, было выпущено более 20 шт, каждая из которых дома была бы предметом гордости и радости любого рыбака. Негласный конкурс на самого большого "крокодильчика" выиграл Игорь. Он вытянул с помощью Вани щуку на 7,8 кг.
После нескольких часов такой "рыбалки" пошли дальше. Вскоре увидели катера и агрегат, который роет речное дно (тарахтит и воняет на всю округу).
Ветер уже не дует, ползем еле-еле. В 21.00 высадились на песчаный берег. Минут через 10 к нам подошел гость - дядька из Череповца. Их команду мы уже встречали. Их 23 человека, забросились на вездеходе за 1000 рублей с носа. Он сказал, что ходит сюда уже лет 30. По его словам в этом году нам очень повезло с погодой и рыбой, такое бывает не часто. У них с собой у каждого по 8 кг соли и 30-литровые бидоны, прямо минирыбзавод.
Вечером к нашему берегу подплыли аборигены, попросили блесну. Они рассказали, что в Катравоже рыбзавод принимает рыбу за 5,4 руб/кг. За ночь можно вытянуть до 400 кг.
У всех встречных пытаемся выяснить про катер до Лабытнанги. Ничего конкретного. Расписания (если оно вообще есть) никто не знает.

5 августа (15-й день)
Все утро возле лагеря скакали голые соседи из Череповца. У них на месте нашей стоянки любимое место для купания. Очень общительные и отзывчивые товарищи. Когда Зоя намекнула, что у нас закончилась соль, они тут же предложили взять у них. За солью пошел Донской. Трудно сказать, что он там рассказывал, но кроме соли он принес еще сухарей, сахара и сухого компота. Потом соседи сами принесли тормозок (видимо, Донской все же перестарался в своих рассказах).
В 13.30 вышли со стоянки в сторону Катравожа. В пути ветер дул с переменным успехом. Во время штиля все спиннингисты тут же предавались любимой забаве: ловле и отпусканию щуки. Довольно скоро на горизонте показалась Катравожская вышка. Всю дорогу она служила нам маяком. В поселке очутились около 9 вечера. Маленькие аборигены бежали по берегу с криками "Давай блесну!" и еще чем-то нецензурным. Часть поселка, раскинувшаяся вдоль берега, выглядит убого. О катере спросить не у кого, магазины закрыты. Наконец-таки, кто-то сказал, что вечером должен прийти катер. Не успели мы отойти от поселка, как появилось подходящее нам судно. Договорились с капитаном по 200 рублей с носа.
Часа через два после нашей загрузки катер отошел от берега. Вся команда (за исключением одного матроса) пьяна. Тут же умудрились забыть на берегу часть своего экипажа в лице нетрезвого матроса.
Вначале мы дружно разместились на борту, наблюдая вхождение в Обь, а потом загрузку рыбы.
Все под впечатлением от приемщицы: активная тетя в шерстяных носках, меховой шапке (в которой и по городу пройти жалко) и набором колец на всех пальцах рук. Она ловко выкидывала из трюма одной левой большие ящики для щук.
Недолго мы просидели на борту, ветер загнал нас в кают-компанию пить чай. Только Донской и Игорь остались наверху, бескорыстно помогая в приемке рыбы.
Остаток ночи провели кто где смог. Зое и Любе удалось помыться в судовом душе, Вика почтила своим вниманием каюту капитана, Саша охранял Вику, Донской самоотверженно мерз на борту, Игорь посетил рубку, остальные спали в кают - компании.

6 августа (16-й день)
Сонных и замерзших нас высадили в городе Лабытнанги. Какими-то портовыми огородами мы пробрались к остановке. Первое подъехавшее такси попыталось сделать на нас бизнес. Водитель сказал, что первый автобус будет часа через 2 и предложил свои услуги за 50 руб/с носа. Но мы не повелись на такую провокацию. Через полчаса подъехал автолайн за 15 руб/чел, он довез нас до вокзала.
На вокзале возле касс творилось что-то невообразимое. Шальная мысль поменять билеты на сегодня так и осталась мыслью. Игорь все же выдержал бойню возле касс и, доплатив по 62 рубля, мы поменяли билеты на 7 августа.
Итак, перед нами сутки для изучения города.
Весь день мы только и занимались тем, что поочередно спали на вокзальных лавках и шатались по городу. Привокзальная часть Лабытнанги (как и во многих городах) выглядит убого. Что характерно, в городе очень много продовольственных магазинов с редким вкраплением магазинов с автозапчастями.
Люба, Володя, Саша и Вика нашли 40 - рублевую баню, которая работает с 14 дня. Они остались ею недовольными, но чистыми.

Когда наконец-таки все собрались на вокзале, сварили долгожданный обед на ближайшей помойке (это было наиболее подходящее место, где можно было развести костер).
Поезд подали во время. В 5. 45 утра поехали домой.

Вместо эпилога

Прелесть белых ночей
В том, что не надо свечей.
Видно и так, но слегка
Дымкой размыта строка.
Парадоксально чист
Город, как в клеточку лист.
Всюду рассеянный свет,
Только без Бога и звезд
Валерий Котов.
Из журнала "Северяне" №2 за 2003 г.,
позаимствованного Зоей на катере.

Наши впечатления
(Стиль сохранен, орфография изменена по усмотрению составителя).

Вика:
В общем-то, это мой первый дальний поход. Куча положительных эмоций, которые невозможно выразить словами.
Больше всего мне понравилось восхождение на вершину горы Пайер, хотя мы приложили к этому немало усилий. Сплав по реке Собь, ловля щук на щучьих ямах, сбор ягод и грибов, поездка на катере - все это было на самом деле. Но сейчас приходиться об этом только вспоминать.
Хочется сказать огромное спасибо всем участникам этого похода за их терпение, помощь и поддержку.

Игорь:
Сбылась моя мечта, я побывал на Урале. За эти несколько недель я больше узнал об окружающем мире, о людях и о себе. Пускай что-то оказалось не таким, как я себе представлял, даже доставило боль, но все же, слава Богу, что все было именно так. Я счастлив. Все.

Сашка:
Я очень рад, что я попал в этот поход, потому что у меня осуществилось две маленьких мечты. 1-ая - то, что я пошел в длительный поход, 2-ая - покорил, хоть не большую (хотелось больше), вершину. Ощущения классные. Залез на вершину я и почувствовал, что я - "царь горы". В процессе похода было все нормально, даже все отлично, но в конце похода, дисциплина у нас упала немного. Как бы не крути, но это коллектив. И мнение надо спрашивать у всех. И на будущее хочу пожелать, что бы весь коллектив от начала до конца похода шел дружно. Для меня этот поход средний, хотелось немного поострей и посложней.
А вообще классно!!!

Ваня:
Вообще, после армии мне нравится все, не связанное с ней. Но сейчас сбылась моя мечта, и я наконец-то побывал у "черта на куличках" по своему желанию.
Считаю, что поход удался на славу и здесь есть заслуга всех и каждого, т.к. без кого-либо из участников все было бы уже по-другому. Поэтому огромное спасибо всем ребятам и девчонкам за участие, а главное - за терпение.
Хочется пожелать, чтобы на этом ничего не закончилось, а только началось, чтобы конец одного похода был началом подготовки к следующему, еще более интересному и захватывающему.
Короче, все было классно, и в памяти остался каждый момент этого мероприятия. Еще раз огромное спасибо за терпение и понимание всем тем, кто эти 3 недели имел несчастие находиться в моем обществе!

Конец всему. Мы уезжаем
И лишь с досадой вспоминаем
Жару, мошку и комаров,
Лов редкой рыбы, рубку дров.
Все напряжения не были напрасны,
Стремления к великому прекрасны.
И пусть нас все считают дураками
Им не понять доступного Нам с Вами.

Валера:
… чего-то мало…
… чего-то жаль…

Люба:
Для меня в этом походе многое было впервые. Даже сам поход - первый дальний. В первый раз я ощипывала кулика и куропаток, даже участвовала в охоте за ними. Первый раз я поймала рыбу на спиннинг, да еще какую - 3-х килограммовую щуку (даже 2-х). Первый раз мылась в походной бане. Хоть я раньше была в горах, но впервые я забралась на вершину и оставила свой след (в виде записки). Впервые прокатилась на катере по большой реке. Были и некоторые неожиданности. Я не ожидала, что на далекой северной речке можно встретить столько людей.
Большое спасибо всем, кто был со мной три недели испытаний…

Николай:
Несколько слов для этого протокола:
- Маршрут удачный: для меня и для большей части группы - это расширение географии, испытание своих возможностей, познавания и даже какие-то открытия. Неиссякаемость невиданного, нового, необычного будут манить сюда впредь.
- Время похода оптимально: созрело много ягод, тепло, светло, только сильно кусают комары и мошки. До начала августа нет темных ночей. Спасибо, что "фортуна" не поворачивалась к нам задом: погода нам сопутствовала идеально, а рыбалка такой удачной бывает в здешних местах раз в пять лет; дичи (куропаток, уток и даже зайцев) - достаточно. Интенсивность клева щуки часто угрожает потерей рыбацкого азарта. Каждый заброс - поклевка, - стоит испытать, но не хочется продолжать.
- Группа очень мощная, но численность для путешествия по подобным местам близка к пределу из-за разнообразия интересов. Подготовка и снаряжение участников соответствуют маршруту, но все же есть над чем подумать при подготовке к следующему подобному походу: в личном снаряжении - это обеспечение непромокаемости нижней части тела (надо иметь длинные легкие сапоги - болотники и облегающие их легкие непромокаемые штаны - шорты, как у Череповчан), обеспечение непродуваемости и непрокусываемости (непроницаемости) для мошки; в групповом - это средства для переработки и транспортировки рыбы и ягод.
- Мощь и сплоченность группы наиболее ярко проявились при волоке по Харматалоу, динамизм наших дневных переходов удивляет многих и это не предел….
Я благодарен всем ребятам из турклуба и близким, кто увлек меня в этот поход; счастлив, что мне удалось здесь побывать, с этими людьми …, столько времени…, много увидеть и прочувствовать!

Володя К.:
В памяти 1995 г. Усиленно собираемся в трехнедельный поход по Полярному Уралу. К сожалению, отсеивается один из участников похода, причем он должен был нас вести в эти незнакомые нам края и быть руководителем похода. Нас осталось трое. Но поход состоялся. Во многом благодаря нашему клубу туристов. На тот момент нас не покидала мысль о том, что если мы не пойдем сейчас - то следующего случая может не представиться. И вот спустя 8 лет по тому же маршруту идет группа - 11 человек. Времена для нашего клуба, скажем, ничуть не легче, быть может потому в поход пошли именно те ребята, на которых и держится клуб. Каковы мои впечатления?
Я ничуть не жалею, что выбрался в этот поход. Быть может, нового в этот раз я и не много увидел, зато очень приятны были воспоминания о старом. Жаль, не оказалось вместе со мной и тех ребят, с которыми мы были здесь в первый раз!!! Увы, все это уже в прошлом. А в настоящем - такие же хорошие ребята и девчонки! Нам повезло с погодой, неплохо подготовились, но если бы пришлось проявить себя в каких-нибудь экстремальных ситуациях, я думаю, что мы справились бы. Я очень рад за всех - ни у кого из собравшихся поход не сорвался. И, конечно же, всех хочется поблагодарить за компанию в которой мне довелось отдыхать. Ни в коем случае не хочу сказать, что у нас все было без сучка и задоринки, но об этом, я думаю, стоит поговорить после похода.
До встречи на туристических тропах!!!

Донской:
Полярный Урал для меня - это белые ночи, когда вроде только стемнело и сразу рассвет, это лес, береза, перемешенная с лиственницей; столько морошки я не видел даже в Карелии. Это рыбалка на хариуса и щука, которая клюет на каждый заброс спиннинга. В этом походе каждый получил свое: кому рыбалка на хариуса, а кто впечатления о природе Полярного Урала, а кто и отдохнул, если это можно назвать отдыхом! Но главное впечатление это очень очень много кровопийцев: комары + мошка. Они нас немного объели и выпили много крови нашей. По утрам из палатки можно было услышать проклятья Игоря Микояновича и вопли этим тварям. Человек - царь природы - ничего не может сделать с этими кровопийцами, их не берет ни одна мазь и пропускают китайские накомарники.
Золотого корня я так и не узнал, потому что он нам не попался. Но говорят, он здесь есть на Соби, просто мы пролетели мимо. С погодой повезло здорово. Дождь был только в начале похода. Не зря же каждый день командорский тост был за нее.
С Ваней мы облизали все камни на Харматалоу. Ване это очень понравилось.
Все хорошо, что хорошо кончается. Все. Иссяк.

Зоя:
До сегодняшнего дня я и не знала, что можно влюбиться в эти дикие места. Оказывается, север "цепляет" и не хочет отпускать.
Казалось бы: полчища голодных насекомых, непроходимые перелески, непролазная тундра - все это отошло на задний план и вспоминается-то с трудом. А перекаты горных рек; прозрачная, как слезинка, вода; цветы, искренние в своей первозданной красоте; простор; свобода! Я вдыхала, впитывала все это, не надеясь на фотоаппарат, стараясь сохранить хотя бы в себе.
Каждый день для меня был открытием, полным новых впечатлений и опыта.
А ребята, я начала скучать по вас сразу после расставания и помню глаза каждого, полные изумления и радости от столкновения с этим краем:
- Ваня, управляющий катом под парусом.
- Паша, поймавший своего первого хариуса.
- Вика, Люба, Саша на покоренной вершине.
- Валера с первым крупным щучьи уловом.
- Донской, "облизавший" очередной речной валун.
- Игорь, после подстреленной подряд третьей куропатки.
- Корольков посреди реки, ведущий за собой кат.
- Всепонимающий Колин взгляд (мы наблюдали за всем вместе: я широко раскрыв глаза, а он фотообъектив).

На будущее (может кому-нибудь пригодится):
1. Спирт, крючки и блесны - валюта для общения с аборигенами.
2. "Дэта" + плотный накомарник - облом насекомым.
3. Побольше соли и емкости для заготовки рыбы.
4. Обязательно иметь неприкосновенный денежный запас.
5. Без хорошей (2-км) карты ходить тут глупо.
6. В аптечке в качестве "общеукрепляющего" средства - побольше бактерицидного лейкопластыря.

За Уралом другие масштабы,
И другие понятья в цене.
Север, ночи, речные "ухабы" -
Вспоминать будем только во сне.

***
Тут проще было жить:
Я знаю цель. И друга есть рука всего надежней.
Самой собою можно просто быть,
А в мыслях и словах - неосторожной.
Раскрытою до откровения душой,
Я впитывала запахи и звуки.
Жаль, ночи свет не привезти домой.
И гор цепочку не возьмешь ты в руки.
Подозреваю, что сюда вернусь.
И в Лабытнангах навещу вокзал.
По Салехарду все-таки пройдусь,
Соби привет от всех нас передам.

Приложение

3 Лук 6 кг ---
4 Чеснок 1 кг ---
5 Картошка 15 кг 2 кг
6 Морковь 4 кг --- В сухом виде (очень удобно)
7 Свекла 2 кг ---
8 Капуста 5 шт --- Не класть в полиэтиленовые пакеты!
9 Манная крупа 1 кг ---
17 Майонез, 200 г 15 п ---
18 Масло топленое 1 кг ---
19 Рис 6 кг 2 кг
20 Масло растительное 6 л 1 л Осталось, потому что завхоз не позволяла развернуться
21 Соль 8 кг --- Не хватило, пришлось побираться
22 Сахар 15 кг 4 кг Если бы варили варенье - осталось бы
23 Кофе 200 г ---
24 Чай 1,35 кг 0,4 кг
25 Конфеты леденцы 2 кг ---
26 Хлеб черный 47 шт 5 шт Не пропал, не завял, не подмок, только засох
27 Хлеб белый 24 шт ---
28 Сухари, бел./черн. 20/20 --- Половина подмокла. Подсушили и съели, но часть была безвозвратно потеряна.
29 Колбаса (дважды копченая) 11 палок --- Второй раз коптили в окне вагона в дыму локомотива
30 Сало 7 кг ---
31 Мука блинная 4 кг 3 кг Просто печь блины не удобно
32 Мука 1 кг ---
33 Паста томатная, 70 г 10 шт 1 шт
34 Спирт 14 л --- 2-мя литрами помыли пол в поезде и постирали Пашины вещи

1. Продукты рассчитаны идеально, осталось - потому что в последние дни жили впроголодь, т.к. готовить было не где.
2. На продукты ушло с человека 1032 руб. Цены действительны на июль 2003 г.

Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003Собь - 2003