Тип материала: Описание Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Протяженность сплава: 180 км.
Протяженность пешей части: 20 км.
Продолжительность: 16-18 дней.
Сезонность: май-октябрь.

Сандалаш - крупный правый приток Чаткала - является логичным технически сложным дополнением популярного водного маршрута. Река рождается из ледников меридианального Таласского, а также широтных - Пскемского и Сандалашского хребтов. Летом сплав можно начинать с высоты 2700 м от слияния Чакмака и Ашутора, образующих Сандалаш, куда выходят по тропе через перевал Ашутор (1А, 3600 м) от гидропункта Курутигирек, расположенного в долине Чаткала. Перепад высот около 1 км. Площадь бассейна 1157 кв.км.
В начале река носит характер мелководной шиверы с уклоном 15-18 м/км. Целесообразно начинать сплав от устья ручья Кум-Бель (высота - 2300 м). Через перевал Кум-Бель (3250 м) проложена автомобильная дорога. Машину можно нанять или из пос. Кировское (так называемый "северный" вариант), или из пос. Кынашкия ("южный" вариант) - куда попадают из г. Наманган через пер. Ала-Бука.
Сплав от устья р. Кум-Бель принято делить на 7 участков:
1. шиверы (с пор. Басмач) - 6 км (V к.сл.)
2. скальный прорыв Подарок - 0,5 км (VI к.сл.), обнос водопада "Семиструйного".
3. участок шивер - пор. Капкан - 17 км (V к. сл.)
4. легкие шиверы - 5 км (III к.сл.)
5. каньон Курган-Тобе - 5,5 км (VI к. сл.)
6. мощные шиверы - пор. Фигурка - 23 км (V к. сл.)
7. Селевой прорыв - р. Чаткал - 13 км (V к. сл.)
Средний расход воды в начале сплава (в сентябре) - до 10 куб.м/с, в устье - 30 куб.м/с. Через 15 мин. после начала сплава на реке - Мраморный каньон длиной 2,5 км (до него - несложные шиверы). Ориентиры начала каньона: правый берег - осыпь, левый - полка с лесом, справа впадает приток. Каньон насчитывает 10 препятствий до IV к. сл. Мраморный каньон почти незаметно переходит в Гранитный каньон (от конца одного до начала другого - 5 мин. сплава). Ориентир начала Гранитного каньона: резкий поворот реки налево, справа - черный бом, слева - черная скала высотой 3 м. За левую скалу надо чалиться для разведки пор. Басмач длиной 500 м. Порог принято делить на 3 ступени, он сильно засорен камнями. Вход в препятствие слева, у левого берега пролегает, в основном, и линия движения дальше. Через 50 м начинается сложнейшее препятствие Сандалаша - скальный прорыв "Подарок" (по другим лоциям - пор. "Костоломка") представляющий собой сужение: до 10-15 м с большим количеством камней в русле и уклоном 15 м/км. "Подарок" переходит в водопад Семиструйный - габаритный непроход для катамаранов, представляющий собой завал из камней с падением воды около 6 м. Разведка Подарка-Семиструйного - по правому берегу. Через 700 м гранитный каньон кончается. После 20 мин. сплава ниже - шивера Ш-IV к. сл., после левого притока - р. Чухурчаксай - начинается одноименный каньон протяженностью 1,5 км, несложный в прохождении. Через 50 мин. Несложного сплава - Осыпной каньон, который преодолевается сходу. Далее - широкая котловина, До впадения слева р. Кентог, бьющего водопадом из береговой скалы, несложные шиверы, проходимые сходу, до этого места от начала осыпного каньона 35 мин. сплава.
Пор. Кентог находится на крутом правом повороте. Ручей слева заметен лишь от середины порога и ориентиром служить не может. На повороте Сандалаш разбивается отмелью на два русла. Порог представляет собой несколько сливов, наиболее высокий в конце, Вход в препятствие осложнен большим количеством камней. Через 15 мин. сплава - завал Капкан - до V к. сл., находящийся на крутом правом повороте, в малую воду проходы в нем для катамаранов узки.
Через 8-10 км сплава начинается самый сложный участок Сандалаша - каньон Курган-Тобе длиною около 6 км, с высотой стен до 150 м. Наверху плоская полка, дорога по правому берегу до р. Талихсай, фермы. Выйти из каньона наверх можно в ограниченном количестве мест. На входе в каньон хорошо видны грандиозные скалы, На правом повороте - несложная входная шивера, за которой, перед началом левого поворота - чалка у правого берега для просмотра порога V к. сл., образованного несколькими сливами на повороте реки. Далее - еще два порога V к. сл., переходящих один в другой с довольно сложной линией движения, просмотр - по левому берегу. Через 100 м - завал, легкая чалка на правом берегу (при большой воде проходим вдоль левого берега). После завала на протяжении 2 км расположены еще 3 препятствия IV-V к. сл. Участок можно проходить с промежуточными причаливаниями. Ориентир начала следующего препятствия: после метрового слива, в трех метрах над водой на скале правого берега видны остатки бревенчатого моста, сразу за которыми справа из ущелья впадает крупный ручей. В устье ручья надо зачалиться, т.к. дальше начинается самый сложный участок каньона: препятствия 102 ТТ и 103 ТТ. Пороги опасны, требуют тщательной разведки, страховки и переходят один в другой.
Просмотр участка или обнос лучше осуществить по левому берегу, после прохождения 1-ой ступени препятствия 102 ТТ. Сложная чалка в маленьком улове у левого берега. 102 ТТ мощный порог длиной до 300 м - начинается в 40 м ниже ручья Алмансай. На входе - скала в русле. Основная струя наваливается на левую стенку. Проходить следует между скалой и стеной, от последней есть отбой. Сразу за стеной слева - маленькое улово. Далее основная струя уходит под правый берег. Через 350 м ниже на реке - водопад высотой более 2 м. Это препятствие 103 ТТ, после которого на реке ряд прижимов и ворот из камней. На этом каньон кончается, через 2,5 км ниже - довольно сложное препятствие - порог Дома (Фигурка), представляющий собой нагромождение скал в русле. Просмотр - по правому берегу, вдоль него и возможная линия движения. За устьем Чуральдысая сильный прижим к правой стене в конце зигзага служит ориентиром "Селевого прорыва". На 2 км протянулось месиво обливных камней и хаотичного вала. Категория сложности шивер - III-IV. Разведка входа (при желании) - по левому берегу. За устьем Каймака открывается широкая долина Чаткала. Сандалаш проходит скальный створ и резко падает в узкую гранитную щель - последний скальный каньон с мощными навалами на стены. В красном гранитном каньоне с высотой стен до 10 м 4-5 сливов высотой до 2-х м. После моста через реку препятствия упрощаются. За фермой на правом берету Сандалаш впадает несложной шиверой в Чаткал, (дальнейший путь по которому описан в предыдущем маршруте).
Литература: 1, 2, 17, 18.

Источник: Киняев В. В., Мазуров В. В. "Популярные водные маршруты". Тула, 2001.