Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Таджикистан
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
0 1408 0
Протяженность пешей части - 80 - 95 км
Протяженность сплава - 170 - 180 км
Продолжительность сплава - 16 - 18 дней
Сезонность - конец августа - сентябрь
Категория сложности - V
Схема

Река Обихингоу течет в северо-западной части Памира, начинаясь от ледника Гармо у подножия пика Коммунизма. Сливаясь с Сурхобом, она образует Вахш, Обихингоу течет в основном на запад между хребтами Петра Первого и Дарвазским. К месту начала сплава можно выйти по долине Обихингоу, доехав из Душанбе до кишлака Тавиль-Дара и затем попутной машиной до кишлака Миенаду. От Миенаду до кишлака Пашимгар есть хорошая тропа. В верховье Обихингоу можно выйти и из долины Ванча через перевал Сытарг в Дарвазском хребте и дальше по долине Бохуда, а из долины Муксу - попасть на Обихингоу через ледник Гандо и перевал в верховье реки Киргизоб.
От устья Киргизоба, где стоит Пашимгар, до устья Обихингоу около 180 км. Общее падение реки на этом участке более 1400 м при среднем расходе воды в устье около 200 м/сек. В большей части, за исключением участков от истока до кишлака Арзынг и между кишлаками Миенаду и Лянгар, река течет в ущелье глубиной до 200 - 300 м. Над ущельем, как правило, расположена терраса шириной 2 - 3 км. Питание Обихингоу в основном ледниковое, особенно в верховье. От истока до кишлака Миенаду долина почти безлюдна. Тропа, а ниже кишлака Миенаду дорога идет по правому берегу. От Тавиль-Дары дорога асфальтирована.
Начинать сплав нужно в районе кишлака Пашимгар или выше (на высоте более 2500 м). До кишлака Арзынг река быстро течет в широкой галечной пойме, в одном русле (есть отдельные камни), в высоких галечных берегах. Наиболее сложный участок идет от кишлака Арзынг. Можно пройти 3 - 4 км, затем следует непроходимый участок (каменная решетка в каньоне шириной до 2 м), который тянется почти до устья левого притока - Обимазора, где расположен кишлак Верхний Сангвор. Перед устьем Обимазора мост. Каньон продолжается и дальше, в нем много сложных порогов, требующих разведки.
Обихингоу становится проще от кишлака Алисурхон. Несколько уменьшается глубина каньона, у воды возникает достаточная для разведки полоска гальки и камней. На отрезке от Алисурхона до Тавиль-Дары пороги находятся у кишлаков Ляйрун (гидрометеостанция), Арганкуль, в 5 км ниже моста у Миенаду. Встречаются шиверы. Ниже Миенаду много проток. Река течет по галечной долине.
Очень серьезный порог - под мостом тракта Душанбе - Хорог выше Тавиль-Дары. Тракт появляется на левом берегу в 10 км от порога. В 500 м от порога течение замедляется, масса наносов, в 200 - 300 м от порога видны опоры для тросов моста. В первой части порога прижим к правому берегу и мощные валы, выход прямой. Через 3 км непроходимый участок длиной 700 м. Перед ним нужно уйти в правую протоку, ибо обнос можно делать только по правому берегу.
Участок до Тавиль-Дары простой, дальше Обихингоу собирается в одно русло, постепенно входя в ущелье. В 500 м выше Езгана сложный порог с крутым сливом на входе и мощными валами на выходе. За Езганом река течет в неглубоком ущелье, есть шиверы, порожки. Через 10 км река выходит в широкую долину, разбивается на протоки. В 2 км ниже кишлака Чиль-Дара порог с сильным прижимом к камню.
Чуть выше кишлака Дашти-Гург начинается нижний, очень сложный каньон Обихингоу. Русло извилистое, мощные прижимы, длинные пороги. Перед прохождением каньона его нужно тщательно разведать. Основные препятствия: "щель" у кишлака Дашти-Гург, пороги у Голубого озера, "щель" ниже кишлака Кафтар-Гузар, двойной прижим в 1 км за кишлаком и сложнейший порог еще в 1 км ниже. Каньон в целом представляет собой сплошную цепь порогов и шивер. Высота скал 30 - 100 м.
Каньон заканчивается у подвесного моста недалеко от развилки трактов Душанбе - Хорог и Душанбе - Гарм. Затем примерно 4 км Обихингоу течет в глубоком, но широком ущелье. По выходе из ущелья река еще 5 км петляет по широкой галечной долине до слияния с Сурхобом.
Литература: 59.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию