Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 519 0
07.08.01 - 27.08.01 года

Руководитель: Леман Ю.Г. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, 6097

Сканирование и обработка отчета - Алекс (Зеленоград)

Маршрутная книжка № 1/4 - 347

Содержание
  1. Справочные сведения о походе;
  2. Список группы;
  3. Сведения о районе путешествия:
    1. Общая характеристика маршрута;
    2. Подъезд и отъезд;
    3. График движения;
  4. Лоция и техотчет по р. Тунтсайоки (р. Тумча);
  5. Заключение;
  6. Сведения о материально — техническом оснащении;
  7. Краеведческое задание

1. Справочные сведения о походе

Паспорт маршрута.

Учреждение - УВК № 1877.

Округ - ЮВАО.

Район похода - Кольский полуостров.

Вид туризма - водный.

Категория сложности - 3.

Нитка маршрута: г.Москва - г. Кандалакша - г. Ковдор - 6 погранзастава - р. Тунсаньйоки - г. Алакурти - р. Тумча - Иовское вдхр. - пос. Зареченск - г. Кандалакша - г. Москва.

Протяженность - 174 км.

Продолжительность похода - с 07.08. по 27.08.2001, итого - 21 день.

Маршрутная книжка - № 1/4 347.

Составила : Довбыш Ольга.

2. Список группы

Фамилия, Имя Г.Р. Туропыт
1 Леман Юрий Георгиевич 1973 Зкср Кереть, Умба
2 Леман Олеся Сергеевна 1978 Зксу Умба
3 Романов Николай 1985 Зксу Кереть
4 Забродин Виталий 1984 Зксу Кереть
5 Кемяшов Григорий 1985 Зксу Кереть
6 Скворцов Александр 1984 Зксу Кереть
7 Аббакумов Сергей 1985 Зксу Кереть
8 Довбыш Ольга 1984 Зксу Кереть
9 Попов Виктор 1985 Зксу Кереть
10 Симонов Андрей 1985 Зксу Кереть
11 Лодкин Виталий 1985 Зксу Кереть
12 Новиков Алексей 1985 Зксу Кереть
13 Поликарпов Алексей 1986 Зксу Кереть
14 Раюшкин Алексей 1985 Зксу Кереть

3. Сведения о районе путешествия

Маршрут путешествия проходил по территории Мурманской области и Карельской автономной республики России. Нагорье Манселькя, по которому проложена основная часть маршрута, находится за полярным кругом на южной части Кольского полуострова. Отсюда, природные особенности района: продолжительная зима, поздний ледоход, половодье в начале лета, белые ночи. Рельеф сложный, сопки невысокие, растительность: ель, сосна, береза, осина. Сочетание высоких гор, узких каньонов, мощных и очень красивых порогов с обилием ягод, грибов, хорошей рыбалкой давно привлекает туристов России. Реки юга Кольского полуострова имеют преимущественно осадочное питание. Очень развита гидрографическая сеть: множество болот, озер, замкнутых или соединенных протоками в единую систему (страна тысячи озер). Сток рек зарегулирован озерами, из-за чего дождевые паводки слабо выражены. Нагорье Манселькя посещается последнее время массой туристских групп.

3.1. Общая характеристика маршрута

Реки Тунтсайоки и Тумча относятся к одним из самых сложных рек северо-западной части России. В верхнем течении вся сложность сводится к редким перекатам, но в среднем и нижнем течении характер реки резко меняется, появляются довольно сложные пороги. Реки можно идти на судах любого типа. О маловодности рек говорить не приходится, поэтому даже в засушливое лето можно идти на каркасных байдарках и каяках. Другое дело, что в зависимости от опыта экипажей, некоторые пороги возможно, придется обнести.

Весь маршрут можно условно разделить на три части:

- граница - г. Алакуртти - 75 км.;

- г. Алакуртти - пор. Шляпа - 50 км.;

- Иовское вдхр. - 55 км.

Наибольший интерес представляет вторая часть маршрута, на которой сконцентрированы все основные препятствия. Наибольшее внимание необходимо уделить порогам Первенец, Падун, Яма, Котел, Карниз и Шляпа. Пороги наиболее интересны по технике прохождения и красивы по своей природе. На них же очень удобно проводить тренировки.

Мест для стоянки на маршруте достаточно, причем, как правило, стоянки набитые и рассчитаны на большую группу.

3.2. Подъезд и отъезд

Заезд в город Кандалакша поездом №182 Москва - Мурманск. Отравление поезда с Ленинградского вокзала Москвы в 19 ч 28 мин. Поезд прибывает в Кандалакшу в 5 ч 30 мин. В 6 ч 30 мин отправляется поезд Кандалакша - Ковдор. Перед Ковдором в поезде проводится проверка документов, необходимо иметь паспорт с отметкой о российском гражданстве и какие-либо маршрутные документы.

В Ковдоре необходимо зарегистрироваться у пограничников. Адрес погранпоста: г.Ковдор, ул. Горняков, 28, проезд автобусом №24. Кроме этого необходимо пройти регистрацию в инспекции по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства. Адрес инспекции: г. Ковдор, ул. Кошица, 21, тел.3-21-69. Там вам выписывают своего рода пропуск на реку. И для пограничников, к для рыбинспекции необходимо заготовить списки группы с паспортными данными. Вообще таких списков желательно иметь штук пять.

Из Ковдора автобусом (найти автобус довольно легко) необходимо доехать до шестой заставы, где проходится повторная (очередная) проверка документов и регистрация группы. Далее автобус идет вдоль КСП до моста через реку и перед мостом сворачивает налево. У реки удобное место для ночевки и стапеля.

Из Зареченска до Кандалакши можно уехать автобусом, но его расписание периодически меняется и ходит автобус не каждый день. Мало того на некоторых рейсах ходит микроавтобус “ГАЗель”, так что в автобус можно и не вместиться. Зато местные автомобилисты с огромным удовольствием предложат вам свои услуги. Возможен заказ автобуса из Кандалакши (но это надо делать заранее).

Из Кандалакши любым Мурманским поездом до Москвы. В качестве аварийного варианта следует предусмотреть сход с маршрута в Алакуртти. При плохой погоде на Иовском вдх. можно до п.Зареченск добраться на катере.

3.3. График движени

№ дня Дата Пройденный участок Км Время сплава Способ пер-ния Препятствия Погода
1-3 7-9.08 Москва - Кандалакша - - Поезд
3 9.08 Кандалакша - Ковдор Ковдор-6 погранзастава - - Поезд Автобус |
4 10.08 Стапель - пг. Ялякоски (№2) 17 3 ч 40 м сплав №1 - Кусканвара, №2 - Ялякоски Кр. дождь +18
5 11.08 Пг. Ялжоски - пг. Неппяря(№5) 26 6 ч 30 м сплав №3 - шивера, №4 - шивера, №5 - пг. Неппяря Кр. дождь+17
6 12.08 Пг. Негшяря - шив. Каньонная дневка 12 3 ч 10 м сплав №6 - Юккуйоки, №7 - шив. Каньонная Кр. дождь + 19 Кр. дождь+18
7 13.08 дневка - - -
8 14.08 Шив. Каньонная - 4 км до Алаккур 10 3 ч 00 м сплав Простые шиверы Дождь +15
9 15.08 - пг. Каменистый 14 4 ч 25 м сплав №8 - пг. Первенец, №9 - пг. Падут, № - пг. Двойная Дождь +14
10 16.08 Пг. Каменистьш-пг. Кривой 19 5 ч 40 м сплав №11 - пг. Каменистый, №12-пшвера, № 13- пг. Водопадный + 21, ясно
11 17.08 Пг. Кривой - пг. Подкова 16 4 ч 50 м сплав №14 - пг. Кривой, № 15, 16-шиверы, №17 - пг. Юрьев день, №18 - пг. Скалистый глаз, №19 - пг. Надежда, №20 - пг. Подкова Кр. дождь +19
12 18.08 Пг. Подкова - пг. Яма 12 3 ч 45 м сплав №21 - пг. Марч, №22 - пг. Кошмарики, №23-25 - шиверы, №26 - Узкий, №27 - пг. Яма Кр. дождь +17 Сильный ветер
13 19.08 дневка - - - Дождь+14
14 15 20.08 Пг. Яма - пг. Шляпа 13 3 ч 00 м
6 ч 10 м
сплав №28 - пг. Котел, №29-30 - шиверы, №31 - пг. Каньон, №32 - пг. Шляпа +18
15 21.08 Пг. Шляпа - Иовское вдх. 23 сплав +19 Сл. ветер
16 22.08 Иовское вдх. 7 1 ч 40 м сплав +18 Ясно
17 23.08 Дневка - - - +18 Ясно
18 24.08 Иовское вдх - п.Зареченск И 3 ч 40 м сплав +17 Ясно
19 25.08 П.Зареченск - Кавдалакша   Автобус
20-21 26-27.08 Кандалакша - Москва - - Поезд
Итого: 180 52 ч 30 м

4. Лоция и техотчет по р. Тунтсайоки (р. Тумча)

10.08.01

Стапель в 100 метрах от моста на границе, через р. Тунтсайоки. На левом берегу. Места для сбора судов достаточно много, но для строительства деревянных каркасов леса практически нет.

Ширина реки 20 - 25 метров, течение слабое.

Через 2 часа за устьем трех, впадающих почти рядом, левых и правых притоков пр.№ 1 - Кусканвара. Это мелководная шивера длиною 300 метров. Ориентир три притока справа, далее скальные выходы.

Проходили по основной струе, страховка друг друга с воды. Ниже, с интервалами 500-1500 метров перекаты, протоки и мелководные шиверы. Одна из них указана на карте, как прг. Ярокиски (№ 2). Ночевка на левом берегу. Дров мало, в основном береза.

11.08.01

После поворота долины на Юго-Восток, через час сплава, за правым поворотом - прг.№3(см. фото). Длина около 150 метров. Это достаточно мощная шивера с гребенкой обливных камней на выходе. Выходы скал на левом берегу. Не плохое место для стоянки. Встать на ночевку можно, как и перед порогом, так и после порога.

Через 30 мин сплава слева устье р.Ватсиманйоки. За ним расширение русла до 60 - 80 метров, течения нет. Через 3 км. начинается участок мелководных шивер (протяженность около 4 км.). После прохождения участка мелководных шивер (по основной струе, без просмотра), несколько не больших плесов, разделенных перекатами.

Порог Неппяря расположен в правой протоке, в полутора км. выше старого разрушенного моста.

Ночевка на левом берегу, у этой шиверы.

12.08.01

Прохождение шиверы Неппяря, длиной около 100 м., по основной струе. Далее мелководный участок, с достаточно равномерным течением.

За 500 метров до устья р. Юккуйоки, шивера средней сложности одноименного названия. Проходили по основной струе, без просмотра. На правом берегу - скальная стенка и несильный прижим. Основная струя левее центра. Обливников мало.

После устья Юккуйоки участок мелководных шивер и перекатов длиной около 12 км. Часть перекатов расположена в скальном коридоре. Шиверы достаточно простые и не требуют просмотра.

Проходили по основной струе.

Ночевка на правом берегу в середине этого каньона.

Площадка выровнена, дров достаточно много.

13.08.01

Дневка.

14.08.01

После шиверы в каньоне, берега долины расширяются. Через два часа сплава, после ручья с водопадом по левому берегу появляются ориентиры г.Алаккурти. Слева, впереди округлая сопка. Перед сопкой танкодром. На правом берегу стрельбище. Ширина реки 70 - 85 метров. Мелко, отдельные перекаты. Ночевка на правом берегу, в конце последней шиверы перед Алуккуртями. Место не плохое, но близость населенного пункта ощущается. Во избежание краж рекомендуется организовывать дежурство.

15.08.01

Далее до Алуккурти плес (см. фото). В черте г. Алаккурти начинается основной участок сплава по реке Тунтсайоки. Ориентиром первого сложного препятствия (порог Первенец) является мост. Чалка для просмотра порога на правом берегу, сразу за мостом. В пороге три протоки. Левая мелководная. Средняя - проходима для судов не более кат 2ка. На основном участке прохода средней протоки страховка возможна только береговая (с левого или правого островов!). Основной протокой является - правая, длина около 400 метров.

Входная шивера 150 метров, затем на участке 50 метров реку перегораживает гряда обливных камней. Основной слив у правого берега. Слив крутой (в связи с низким уровнем воды в сливе обнажился " зуб "), за ним обливник, косая бочка, валы, быстроток. Следующая ступень - перепад 0,5 метра со сливом и после слияния проток выходная шивера 150 метров, до деревянного моста и 100 метров за ним.

И за опасности попадания на зуб в основном сливе решаем обнести этот порог. Перенос судов удобен, т.к. есть дорога (точно таким же действиям последовали еще три группы, две из Белоруссии и из Москвы).

Начало дальнейшего сплава за деревянным мостом.

Через 5 мин порог Падун. Порог Падун начинается за уловом, в протоках реки, разделенных скальным островом. Основная протока левая. Просмотр порога по левому берегу. Длина 600 метров. Двухступенчатый слив с перепадом до 2-х метров, образованный двумя грядами обливных камней. Расстояние между грядами 7-8 метров. Между грядами сливы и бочки. Далее мелководный участок 100 метров длиной.

Проходили левой протокой. Вход по центру, по основной струе, далее бочка, затем еще слив, и по основной струе через мелководный участок уход под правый берег на основную струю. Порог заканчивается на правом повороте реки.

Страховка ниже основного слива, с воды, катамараном двойкой. Сразу за поворотом уходим в небольшую правую протоку. Через 3 мин начинается порог Двойной. Просмотр по правому берегу (по малой воде необходимо просмотреть заход, по большой воде, по-видимому проходится с ходу). Заход по центру реки, много камней, как надводных, так и обливных, далее по основной струе. Слив 0,5 метра, за ним несколько достаточно мощных валов. Перед порогом Каменистый на правом берегу стоянка. Необходимо быть очень внимательными, у нескольких групп перед нами украли вещи, документы, деньги.

16.08.01

Сразу после начала сплава порог Каменистый: образован в левой протоке реки. Правая очень мелководна и забита надводными камнями. Левая - слив и бочка ближе к левому берегу, валы на выходе мелко.

Проходили без просмотра. Вход из-под берега острова, затем по центру, по основной струе. На выходе левее центра.

Через 100 метров после порога реку пересекает автомобильный мост (см. фото). Далее 500 метров плеса, за ним перекат, и шивера (№ 12). Река делится на три протоки, в каждой несложная мелководная шивера, длиною до 100 метров. Прошли правой протокой.

Далее 1500 метров плеса заканчиваются порогом Водопадный (см. фото). Ориентир: поворот реки на право, остров у правого берега, валун в центре русла. Просмотр по правому берегу. Чалка до поворота, у крутого высокого берега. Хорошая стоянка. Порог состоит из 2 частей. Общая длина 600 метров.

I часть: длина 400 метров. На входе перекат между правым берегом и небольшим островом. Далее плита, перегораживающая русло реки по всей ширине. Перепад до 1,2 метра. Два основных слива: правее и левее центра. Основной левый, правый по нашему уровню воды очень мелкий. Ширина реки до 70 метров. Оба слива пологие, за ними валы, через 100 метров несильный прижим к скале правого берега, далее быстроток.

II часть: для просмотра чалка к левому берегу. Это мощная шивера до 200 метров длиной. В центре и справа мелко. Основная струя слева, вдоль небольшого островка.

Проходим порог Водопадный I ступень по левому сливу, далее по основной струе. II ступень: вход вдоль острова, затем смещение в центр и снова влево.

Ниже порога плес 4 - 5 км. Слабый перекат и далее ни каких препятствий до порога Кривой.

Останавливаемся за 300 метров до порога Кривой на правом берегу.

17.08.01

Порог Кривой расположен за крутым левым поворотом. Ориентир: большой остров. Правая протока мелкая. Длина 150м. + 150м. входной шиверы. Просмотр по левому берегу.

Входная шивера в левой протоке, после слияния проток - через русло гребенка обливников. Перепад один метр, в гребенке выделяется надводный зуб, у правого берега (виден с воды). Левее его основной слив, левее слива и двумя метрами ниже обливник. Ниже гребенки быстроток 50 метров и выходная шивера 150 метров. Сразу за порогом на левом берегу хорошая стоянка.

Проходили: входную шиверу вдоль острова, далее к правому берегу. Вход в слив слева от зуба, вплотную к нему, далее по основной струе. Страховка катамараном двойкой из улова у левого берега, после основного слива.

После порога плес 6 км., до разрушенного моста. На этом участке две простые шиверы длиною по 200 метров. Проходили без просмотра по основной струе.

От разрушенного моста начинается порог Юрьев день (17) длиной 100 метров. Осмотр по левому берегу. Ориентир: опоры разрушенного моста. Входная шивера 40 метров, далее напротив скалы - плиты поперек русла с перепадом 1 метр.

Проходили правее центра, по основной струе (см. фото).

Далее сразу начинается порог Скалистый глаз (№18)- средней сложности. Проходили по основной струе, без просмотра.

После короткого плеса порог Надежда (№ 19), длиной 500 метров. Левая и центральная часть русла очень мелкие. В правой - на входе гряда обливников, слив 1,2 метра с бочкой. На выходе - аналогичная гряда с перепадом 1 м., косой слив, обилие больших обливников. Проходили по правой протоке без просмотра.

Через 800 метров порог Подкова (№ 20). В конце порога хорошая стоянка. Много дров, песчаный берег.

18.08.01

Далее плес 1,5км. и порог Марч (в некоторых лоциях Март) (№ 21). Ориентир: остров. Порог расположен в левой протоке. Длина 50 метров. Правая протока мелководна. Просмотр возможен с острова. Гряда обливников через реку. Прямой слив до 1,3 метра, косая бочка и несколько валов.

Проходим левее центра, по основному сливу, ниже бочка, далее чистые валы (см. фото).

За порогом поворот долины на юг. На повороте правый приток. Ниже два переката.

Через 2-3 км. порог Кошмарики. Длина 300 метров. Ориентир: скальный остров. Основная протока левая. Осмотр по левому берегу . На входе слив, далее несколько ступенек (общий перепад 1 м.). За второй ступенью прижим к большому валуну у левого берега.

Походили по центру, далее смещение влево, по основной струе. На выходе мелководная шивера.

Ниже участок многочисленных проток, много небольших островов, перекаты в притоках. Длина участка 2 км. (№ 23).

После этого река собирается в одно русло и за этим порог Красивый (см. фото). Общая длина 600 метров. Входная шивера 300 метров, затем быстроток. Здесь чалка к правому берегу, для просмотра основной части порога. Основная часть - сужение, в сужении ступенька, слив до 1,7 метра, с бочкой до 1 метра, валы и улово у левого берега. Правый берег - крупные камни. Далее быстроток 50 метров, и выходная шивера 200 метров.

Проходили по основной струе. Страховка с берега ниже основного слива.

Далее плес 4-5 км.

За плесом порог Вечерний. Ориентир: остров и большие камни перед ним. Основная протока левая. На входе слив, навал на плиту. У левого берега надводные камни, гряды обливников.

Проходили: вход слева, далее в центр, затем опять налево. Проходили без просмотра со взаимной страховкой с воды.

За порогом плес 1,5 км.

Далее порог № 26 Узкий. Длина 50 метров. Ступенька через русло. Слив левее центра высотой до 0,8 метра. Проходили без просмотра (см. фото).

Через 400 метров - скальное сужение до 15 - 20 метров. Это начало порога Яма. Ориентир: выходы скал - по правому берегу, резкое сужение русла. Перед порогом улово у левого берега, в нем чалка для просмотра.

На входе в порог слив и бочка до 1 метра, через 10 метров основной слив и мощная бочка с косым валом слева. Перепад высоты всего порога до 3 метров. За основным сливом чистая струя с валами и небольшими бочками. На выходе улово у левого берега.

Проходили по основной струе, на положительной скорости. Страховка из улова у левого берега катамараном.

В конце выходной шиверы у левого берега хорошее место для чалки и хорошая стоянка.

19.08.01

Дневка

20.08.01

Через 500 метров, чалка к левому берегу на песчаный пляж. Это ориентир для порога Котел. Длина 100 метров. Косая гряда надводных и обливных камней перегораживают реку. В центре русла - надводные камни. Левее "котел" в изгибе скальной плиты за обливными зубьями, здесь же мощная косая бочка. Между скальным левым берегом и обливником узкий слив шириной 3 метра. За обливником (ближе к центру русла) более крутой слив, и вход в косую бочку. Далее быстроток 40 метров и выходная шивера с навалом на надводные камни правее центра.

Проходили: между обливным камнем и "котлом" по косой бочке, на положительной скорости. Страховка с берега 1 катамарана, остальных судов с воды первым в конце порога.

За порогом на левом берегу (песчаный пляж), хорошее место для стоянки.

После порога река поворачивает на право, расширяется. Через 1 км. справа устье притока реки Кутсаньйоки. Через час сплава, несложная шивера № 29, длиной 30 метров. Прохождение по основной струе.

Далее плес 500 метров и порог Карниз (№ 30). Длина 400 метров. Ориентиры: большой скальный остров. В левой протоке водопадный слив, перепад до 1,7 метра за ним мощная бочка, в ней несколько зубов. В правой протоке такой же мощный, но более пологий многоступенчатый слив. Заход в него правее острова и надводного валуна вплотную к нему, и последующим смещением на него влево. У правого берега слив более крут и мелок. Далее, мощная шивера и слияние обеих проток. Ниже скальное сужение, в нем несколько мощных валов.

Просмотр по обоим берегам и с острова.

Прохождение: правой протокой. Вход справа вплотную от валуна, далее смещение влево по струе, выход по основной струе. Чалка в улове у левого берега. Страховка первого судна с берега, все последующие первым катамараном с воды.

Далее плес 6 км. и порог Каньонный. Ориентир: скальные стенки по обоим берегам. Длина 600 метров. Первая часть - каньон с быстротоком и чистыми валами, вторая часть - шивера с валами в протоках между небольшими скальными островами (порог Змея).

Проходили по основной струе со страховкой друг друга с воды.

Далее плес 500 метров, затем чалка к левому берегу для просмотра порога Шляпа. Длина 150 метров. Порог расположен на крутом повороте реки. Ориентиры: большой лесистый остров. Основная протока - левая. В правой прямой, узкий слив, с двумя бочками. Левая протока: от левого берега косая гряда камней. В ней правее центра мощный слив с очень сильным навалом на скалу с права. У левого берега улово. Обогнув скалу и резко изменив направление струя наваливается на большой обливник и гребенку за ним. В косой гряде, у левого берега есть узкий слив через бочку. Проходя здесь, можно избежать навала на скалу (см. фото).

Проходили основным сливом, вдоль берега острова, на положительной скорости, избегая навала на скалу. Вторую часть порога после поворота, по основной струе. Страховка с берега на повороте перед второй ступенью, и после порога. Ночевка над порогом на левом берегу.

21.08.01

Русло реки расширяется. Течения практически нет. Берега низкие, заболоченные. Мест для стоянок нет. В устье реки, а оно не выражено, много поваленных, затопленных деревьев. Через 10 км. после порога Шляпа начинается Иовское водохранилище. Оно вытянуто в Юго - Восточном направлении. Общее направление движения Ю - В - В, (азимут 120), придерживаясь левого берега. Правее виден проход между островом и правым берегом водохранилища. Идти левее вдоль острова, затем узкий проход между островом и левым берегом. На мысу остатки сарая. Далее плес 4 км. - впереди виден проход, идти на правый мыс острова. На острове, в конце этого плеса - хорошая стоянка. Дров много, берег ровный, с редким лесом.

22.08.01

Далее 7 км плеса до следующего сужения. Направление восточное. Движение вдоль левого берега. Ночевка на острове с отметкой 96.

23.08.01

Дневка.

24.08.01

Отсюда направляемся на северо - восток. Чалимся в трех км. от п. Зареченск. Здесь антистапель. Ночевка удобная, дров много.

Авторы: Романов Николай Забродин Виталий Кемяшов Григорий.

5. Заключение

Р. Тумча (Тунтсайоки) - одна из самых интересных и сложных рек Карелии и Кольского полуострова. Маршрут можно поделить на три участка: 6 погранзастава - г. Алаккурти - Иовское вдхр. - п.Зареченск.

Маршрут можно начинать и из Ковдора и из Алаккурти. Из Ковдора начинать лучше, т.к. на несложных шиверах и порогах экипажи судов пройдут подготовку перед прохождением сложных порогов. Начиная маршрут от Алаккурти, группа со сменным составом участников рискует не только своими судами, но и даже жизнью участников.

На реке Тумча несколько серьезных порогов до 4 к.с. для катамаранов, при этом собраны они на небольшом участке реки. Пороги Первенец, Котел, Карниз и Шляпа наиболее сложные. Эти пороги требуют не только физической силы, но и отточенного мастерства гребцов.

Этот поход позволил участникам обогатить свои теоретические и практические знания, умения и навыки. Коллектив группы стал намного сплоченней и крепче. Пребывание в походных условиях позволили участникам набраться сил и здоровья на новый учебный год.

Автор: Леман Ю. Г.

6. Сведения о материально — техническом оснащении

Общественное снаряжение:

Палатка "Снежная 4" 2 шт.
Палатка "Сьерра 3" 1 шт.
Палатка "Лесная 3" 1 шт.
Катамаран компл. 4 месн. 3 шт.
2 месн. 1 шт.
Весла пластиковые 16 шт.
Весла запасные байдарочные 3 шт.
Пила 2 шт.
Топор 2 шт.
Полиэтилен для бани 1 шт.
Тент групповой 3 шт.
Каны, тросик, хознабор комплек
Спасательный конец 3 шт.

Личное снаряжение:

Спасательный жилет 1 шт.
Каска 1 шт.
Гермомешок 1 шт.

Данный набор специального снаряжения полностью оправдал себя.

Автор: Скворцов Александр.

7. Краеведческое задание

... Пускай терпенью и уменью
Всегда сопутствует улов!
Пускай пытливому с удачей
Не расставаться вновь и вновь...

А. Никифоров

Введение

Почему наша группа выбрала именно эту тему для своего краеведческого задания?

А все оттого, что у нас в группе много любителей рыбной ловли. Ну а водный поход для нас неразрывно связан с рыбалкой.

Цель: научиться использовать знание особенностей поведения и чувств рыб себе в помощь на рыбалке.

Задачи:

Образовательная - узнать какие виды рыб водятся в реке Тумча и особенности их поведения и чувств.

Воспитательная - развитее чувства коллективизма, умения активно отдыхать и правильно вести себя на рыбалке.

Развивающая - узнать много интересных и новых фактов из жизни подводных обитателей (питание, размножение и т.д.).

Методика работы

Методика работы на заданную тему была выбрана следующая: всем участникам похода было дано задание отыскать специальную литературу и обработать. Собрав все сведения, мы почерпнули для себя самое важное о повадках рыб.

Содержание проделанной работы

Что должен знать рыболов о рыбе. Рыбная ловля основана на использовании сильно развитого у рыб инстинкта питания, на знании особенностей их существования, повадок, особенности дыхания.

Большинство рыб дышит растворенным в воде кислородом, но они по- разному относятся к его кол-ву.Судак, например, нуждается в существенном его количестве, а окунь, плотва, лещ менее предрасположены к кислородному голоданию. А такие как линь, карась удовлетворяются совсем ничтожным количеством.

Недостаток кислорода сильно влияет на клев. Рыба хуже клюет в сильную жару и в сильный мороз, зато после дождя водоемы насыщаются кислородом и клев хорош.

б) следующий фактор влияющий на поведение рыб - их зрение. Глаза рыб всегда открыты, так как лишены век. Без искривлений они видят лишь то, что над головой, все остальное с сильным искажением. Рыбы обладают способностью различать цвета. Лучше других видят щука и жерех.

На основании полученной информации мы сделали для себя очень полезные выводы:

На рыбалке всегда предпочтительней сидеть, чем стоять. Следует принять во внимание и то, что рыба не в состояние увидеть рыболова, если она находится у поверхности прозрачной воды и удалена от берега на 8 -10 м и более. Если рыболов не видит рыбу, глядя на хорошо освещенную поверхность воды под углом близким к 90, то и рыба не видит его. Конечно, на практике все это с трудом соизмеряется и используется, а поэтому маскировка никогда не помешает. Хорошо когда предметы снаряжения рыболова не составляют яркого контраста с окружающей средой.

в) Слух. Рыбы не реагируют на шум, изданный с поверхности, но их отпугивает всякий шум, созданный в воде. Нужно учитывать слуховые возможности рыб и вести себя на рыбалке тихо. Интересная особенность
слуха окуня, пригодившаяся нам - это интерес проявляемый им к тихому стуку под водой.

г) Органы обоняния и вкуса. Это два основных чувства, которые помагают рыбе в поисках пищи. Вкусовые органы расположены во рту и глоточной полости. Рыбы различают кислое, сладкое, горькое, соленое. Они своего рода гурманы и не каждым блюдом их можно соблазнить. У опытного рыболова в меню всегда есть определенный набор приманок.

Щука

Чем хороша щука? Тем, что ловится круглый год. Нет другой такой рыбы для которой было бы придумано столько снастей и способов ловли. Это спиннинг и дорожка, кружки и жерлица, блеснение и поплавная удочка. Клев щуки может ослабевать от перемены атмосферного давления, ветра и др. На Тумче щука является самой популярной добычей, чаще всего мы ее и вылавливали.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию