Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
0 1063 0
Протяженность сплава - 480 км
Продолжительность - 20 - 22 дня
Сезонность - август - сентябрь
Категория сложности - V
Схема
.
Вахш, в верховье - Кызылсу, в среднем течении - Сурхоб, берет начало на северном склоне Заалайского хребта, течет в основном на восток между хребтами Алайским и Заалайским. Ниже Новабада поворачивает на юг и течет между хребтами Каратегинским и Вахшским. Вахш, сливаясь с Пянджем, образует Амударью. Кызылсу до устья своего правого притока - Аксу течет в широкой практически безлесной Алайской долине. Питание реки в основном ледниковое. Кызылсу несет массу глинистых частиц красно-бурого цвета, отсюда и название реки.
Начать сплав можно от селения Сары-Таш, куда доехать по Памирскому тракту от города Ош. От Сары-Таша до Дараут-Кургана река течет несколькими неглубокими протоками, русла которых часто меняются. Препятствий почти нет. При низком уровне воды плыть просто мелко. В этом случае лучше сплавляться от Дараут-Кургана, куда по правому берегу Кызылсу идет хорошая дорога. От Сары-Таша до Дараут-Кургана около 100 км. Ниже Дараут-Кургана дорога идет до кишлака Карамык.
В районе Дараут-Кургана долина Кызылсу сужается, но затем быстро расширяется, и река снова разбивается на протоки. Таких сужений и расширений долины до впадения реки Аксу несколько. Серьезных препятствий здесь нет, есть прижимы, в основном к правому, подмываемому, берегу, несложные шиверы. Сразу же за устьем Аксу, где стоит кишлак Карамык, реку сжимают отроги хребтов, и она быстро входит в глубокий, узкий каньон - каменную щель длиной около 50 км. Ширина каньона в некоторых местах не превышает 20 м. Каньон тянется до устья крупного левого притока - Муксу.
В самом начале каньона, примерно в 500 м от устья Аксу, непроходимый ни для каких судов порог длиной 400 м. Обнос его, трудный и продолжительный, возможен по правому берегу. Спокойных участков в каньоне мало. Есть короткие интервалы между порогами, где высота стоячих волн достигает 1,5 - 2 м. Пороги, короткие и длинные, мощны и опасны. Так, на отрезке 12 км (между кишлаками Карамык и Кичик-Карамык) 14 сложных порогов. Уклон реки здесь 8 - 12 м/км, средняя скорость течения 12 - 16 км/час. Весь каньон труден для сплава. Разведка также тяжела, на отдельных участках требует владения альпинистской техникой и альпинистского снаряжения.
По структуре и характеру препятствий каньон на Кызылсу сходен с нижним каньоном реки Обихингоу и Большим каньоном Матчи. Это наиболее сложный участок всего Вахша. Вторая половина каньона, приблизительно от кишлака Ачикальма, легче первой. Однако сразу после кишлака очень серьезный порог длиной 1,5 км, представляющий собой хаотическое нагромождение камней и плит в русле.
От устья Муксу река называется уже Сурхобом. Здесь она гораздо мощнее. Цвет воды серо-бурый. Река разбивается на глубокие, многоводные протоки, временами сильно сужается, прорезая небольшие скальные массивы и образуя короткие бурные участки с валами до 2,5 м. Очень сложных препятствий нет до самого устья Обихингоу. Вдоль правого берега идет шоссе. На этом участке реки, от Хаита до Гарма, в 1933 г. с двумя товарищами и двумя местными сплавщиками сплавился на местном плоту из турсуков (надутых воздухом козьих шкур) Н. В. Крыленко, выдающийся деятель Коммунистической партии, соратник В. И. Ленина, занимавшийся в то время исследованием Памира.
От устья Обихингоу река носит название Вахш. Она снова входит в каньонный участок. Склоны ущелья крутые, но не отвесные. Русло глубоко врезано в дно долины. Река стала очень мощной, стоячие валы достигают 3 м. Обилие сильных прижимов, высокие косые валы - основные опасности этого участка.
Выше устья Обихингоу Памирский тракт пересекает реку Сурхоб и далее некоторое время идет по правому берегу Вахша. В районе кишлака Обигарм тракт отходит от реки. Здесь следует закончить сплав.
В 3 км от устья реки Обигарм начинается строительство Рогунской ГЭС. В 100 - 110 км ниже расположена Нурекская ГЭС на Вахше. Попасть на нее можно через Душанбе.
Литература: 54, 59.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию