Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Терек (405 км).

Терек (405 км).

Тип материала: Описание
Год путешествия: 1993
Категория сложности: нет или не указано
Регион путешествия: Северо-Кавказский
Автор: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир"
Эльхотово - устье Малки (65 км) - Моздок (55 км) - Знаменское, мост шоссе на Грозный (72 км) - Червленная (75 км) - устье Сунжи (38 км) - Гребенская, мост на Хасавьюрт (37 км) - Каргалинские плотины (40 км) - Кизляр (23 км).
Сентябрь - октябрь, 7,0 баллов.
Схема 100

Терек (405 км).

Терек на рекомендуемом участке уже вышел из гор и вполне доступен для туристов-водников, имеющих опыт прохождения быстрых шиверистых рек; он быстро течет по плоской предгорной равнине, равномерно опускающейся к морю, и собственная скорость Терека практически везде составляет 4 - 6 км/ч, так что весь 405-километровый маршрут можно пройти за 6 - 7 ходовых дней. Хотя здесь зона степей, берега реки почти на всем протяжении одеты густым пойменным лесом, местами превращающимся в непроходимую чащу. Однако пойма Терека образована непрочными наносами песка и глины, поэтому его русло изобилует корягами, а воды довольно мутны. Последний недостаток довольно существен и вынуждает постоянно решать проблему питьевой воды, которую приходится брать из прибрежных колодцев и стариц. Однако сухая, теплая осень, обилие винограда и арбузов (а в лесу ежевики) в урочную пору вполне компенсируют этот недостаток Терека. Населенные пункты на берега Терека почти не выходят. Река протекает в области засушливого климата, и часть ее вод забирается через оросительные каналы, для чего построены и плотины (перед Майским и Моздоком, у Червленной, у Каргалинской и другие). Однако уклон Терека довольно велик и больших водохранилищ на нем нет.
Сплав начинается от ст. Эльхотово дороги Ростов-н/Д - Грозный-Баку. Здесь до воды около 1,5 км, ширина 50 - 60 м; Терек со скоростью 5 - 7 км/ч течет в невысоких берегах по галечному руслу. На поворотах реки берега укреплены железобетонными блоками, а на отмелях и у островов в русле лежат коряги и упавшие деревья. На первых минутах плавания нужно внимательно следить за главной струей и быть особенно осторожным, чтобы привыкнуть к Тереку, избежав переворота.
После железнодорожного моста река несколько успокаивается, берега становятся более лесистыми, а от впадения Малки Терек уже позволяет и расслабиться. До Каргалинской он практически везде довольно живописен и быстр, а обносы плотин коротки. У Каргалинских плотин важно не ошибиться с выбором: если вы хотите закончить плавание в Кизляре, то нужно обнести левую, по ходу, плотину и идти по относительно маловодному (да еще и разбираемому на полив) Старому Тереку. Если же вы намереваетесь дойти по заповедным местам дельты до моря, то нужно преодолевать правую плотину, за которой течет более многоводный Новый Терек.
Впрочем, и с Нового Терека (от моста дороги на Хасавъюрт) в Кизляр уехать нетрудно. Здесь пойменных лесов уже нет, Терек течет по солончаково-глинистой полупустыне, а на берегах растут лишь отдельные деревья. Однако низовья Терека представляют особый интерес для любителей рыбной ловли.
Если вы легки на подъем, а ветер странствий вам попутен, то можно порекомендовать не ограничиваться Тереком, а уехать из Кизляра вечерним поездом в Астрахань. В Астрахани можно запастись билетами до Гурьева и, проведя несколько дней в дельте Волги, побывать после этого в низовьях Урала. Такое путешествие, несомненно, оставит незабываемое впечатление. Астрахань и Гурьев, в отличие от Кизляра, имеют беспересадочное железнодорожное сообщение с центром страны.

Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.