Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Река Риони

Река Риони

Тип материала: Описание
Год путешествия: 1976
Категория сложности: III
Регион путешествия: Грузия
Автор: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт"
Протяженность сплава - 145 км
Продолжительность - 5 - 6 дней
Сезонность - апрель - октябрь
Категория сложности - III, усл. 

Схема 13

  Река Риони

Риони - самая полноводная река Грузии, и ее препятствия отличаются большой мощью. Поэтому сплав по Риони на байдарках опасен, а на надувных лодках рекомендуется лишь весной и осенью, когда расход воды далек от максимума.
К начальной точке маршрута, небольшому поселку Саглоло, у пересечения реки Военно-Осетинской дорогой, можно доехать автобусом из Кутаиси.
Верховье Риони, включая и первые 10 км маршрута, имеет характер бурного горного потока шириной 6 - 10 м. Камни в струе, снесенные деревья, ступеньки с короткими крутыми сливами, метровые валы при столь большой скорости течения становятся серьезными препятствиями. Весь этот участок от Саглоло до поселка Уцера и еще около 2 км ниже можно считать единым порогом, который должен тщательно разведываться и проходиться короткими участками (несмотря на сложность причаливания) при четко организованной страховке с берега.
В Уцере - многочисленные выходы железистых минеральных источников, санаторий. Последние 2 км Уцерского порога после сравнительно спокойной шиверы в самом поселке наиболее опасны из-за скопления полуприкрытых водой острых камней. В малую воду этот участок реки следует обнести.
За мостом ниже порога река все еще дыбится валами, затем появляются острова, отмели; до высокого серого бома справа перед поселком Нахети можно плыть без разведки. В 500 м ниже бома - порог с метровыми сливами и бушующими 1,5 - 2-метровыми валами. В середине порога через реку натянут трос.
От Нахети до города Они русло реки почти везде чистое, долина широкая (две, три, четыре протоки), и воды в основной протоке, как правило, достаточно для сплава. Валы невысокие - до 1 м. За Они характер Риони не меняется еще около 15 км.
Перед высокой серой скалой правого берега выше поселка Мухли нужно причалить к галечному пляжу, дальше порог, который тянется чуть больше 1 км. Он представляет собой сужение реки до 6 - 8 м с огромными (до 2,5 м) валами с опрокидывающейся назад вершиной. Примерно в середине порога - развалины древнего арочного моста, а над ними - вход в пещеру в скале высокого левого берега. Очередное препятствие у поселка Цеси представляет собой крутой изгиб реки с навалом воды на валуны правого берега.
От Цеси до Амбролаури и ниже Амбролаури река течет в широкой долине, но скорость течения не ослабевает. Отмели и галечные перекаты сменяются вдруг 1,5-метровыми валами или прижимами с сильным отбойным течением. Сразу после впадения левого притока - Шараульи каньон, который начинается порогом. Три больших валуна с кипящими водяными ямами за ними, мощные валы. Каньон тянется около 1 км - валы, несложные прижимы.
Ниже поселка Алпана долина Риони вновь сужается. Течение столь быстро, что даже к отмелям причаливать удается с большим трудом. А перед поселком Твиши река еще более сжимается горами и входит в каньон. Каньон начинается излучиной реки с навалом воды на отвесную правую стенку, дальше несколько огромных скальных обломков оставляют узкий проход у левого берега, стеной вставшего из воды. Справа над дорогой и рекой возвышается гора Хвамли, к которой, по преданию, был прикован Прометей (Амирани).
За Твиши валуны в центре и у правого берега образуют косые 2-метровые валы, чреватые почти неизбежным переворотом для надувных лодок. На участке Твиши - Намахвани основные препятствия - огромные, но более пологие, чем раньше, валы и мощные прижимы. В Намахвани через реку натянут провисающий в середине до самой воды трос.
Ниже поселка река успокаивается - ощущается подпор воды водохранилищем Рион ГЭС. Плотина обносится по дороге правого берега. Отсюда до Кутаиси, где можно закончить поход, еще около 15 км сплава.
Литература: 26, 27, 35, 36, 42, 45, 47, 48.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.