Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2009
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
0 726 0

Дата похода: 25 июля - 08 августа 2009 г.

Маршрут: г. Москва - г. Петрозаводск - оз. Илинен - р. Мянтюйоки - р. Контийоки - р. Тарасйоки - оз. Кайтаярви - п. Тойвола - г. Петрозаводск - г. Москва.

Автор отчета: Александр Соколов (Москва)

Продолжительность маршрута не замерялась точно, около 80 км.

12 ходовых дней, из них 5 дневок.

Состав группы: 11 человек , восемь из которых в возрасте более 50 лет с опытом min 5у и трое моложе 30 лет с опытом до 4у (один из молодых занимается гребным слаломом), .

Сплавсредства

1. катамаран 4-х местный Рафтмастер FOX400

2. катамаран 4-х местный самодельный (близкий по характеристикам к FOX400)

3. катамаран 2-х местный Тритон

4. каяк самодельный каркасно-надувной

5. каяк пластиковый слаломный (не использовался во время движения, только для катания и развлекухи)

Данный отчет - информационный, для туристов, которые предпочитают неспортивный вариант похода, возможно с детьми. Основное описания маршрута - с точки зрения любительской ловли рыбы, поиска хороших стоянок, красивых природных мест. И вообще , это скорее озёрный маршрут , чем речной. Дело в том , что реки , соединяющие озера , практически не текут - несколько перекатов , а остальное - практически стоячая вода . И ГЛАВНОЕ . Настоятельно рекомендуем не идти на данный маршрут в малую воду !!!. Необходимо иметь запасной вариант , и если при заброске выяснится , что вода малая - перекинуться на другой маршрут (например по р. Шуя). У нас вода была средняя и всё равно , на некоторых перекатах катамараны приходилось проводить. Препятствия на реке двух типов - естественные , перекаты - для тяжелогружёных судов представляют сложности только что приходится проводить , и искусственные , мосты и остатки плотин - проходы могут быть перекрыты брёвнами , в нашем случае , один из пролётов моста был перекрыт досками с гвоздями. Предварительный просмотр препятствий для опытной группы на любом типе судов не обязателен - всегда есть возможность "тормознуться" непосредственно перед непонятным издалека местом в препятствии - течение слабое , есть улова , в конце-концов можно выброситься на прибрежные камни . Для группы со слабыми экипажами на байдарках и , особенно в большую воду , возможно имеет смысл просмотреть выходные и входные препятствия . особенно мосты и остатки плотин.

Рыбалка на маршруте, по карельским меркам, слабая - на блесну надо трудиться. Лучше кидать с воды под берег. На червя - мелкий окунь безотказно. Местные ловят на жерлицы и очень удачно. Грибы есть - в основном подосиновики, встречаются белые , подберёзовики , грузди , козлята , лисички. Ягода есть - черника , брусника , голубика , клюква , костяника, малина. Проблема одна - мало "освоенных" мест для стоянок. Все хорошие , что видели - указаны . В первой части маршрута (до оз. Ала) заболочены и захламлены , трудно найти стоянку. Во второй части маршрута берега улучшаются, есть места , где надо просто почистить берег и можно стоять.

Заброска

Так как поезд Петрозаводск - Костомукша № 680 приходит на станцию Поросозеро (ближайшую к месту начала сплава) ночью в 01-30 , было принято решение доехать на проезде до Петрозаводска, а оттуда на автотранспорте непосредственно до места сбора судов (местные называют - "у Кривого моста"). Это дороже , но выигрыш во времени минимум полдня и никакой мороки с поиском автотраспорта - заказали из Москвы через турфирму "Эксико-трэвел" из Петрозаводска (www. eksiko.onego.ru; eksiko@onego.ru), директор Алексей Страпчук, ПАЗ-ик (он нас потом и забрал в конце машрута).

Сборка

Место для сборки на старой дороге, у старого моста через реку. Ровное, хорошее, удобное место. До озера Илинен - 200 м (по реке Койву вниз). Но если удастся уговорить шофёра - лучше переехать мост и свернуть на первую малозаметную колею налево (т.е. вниз по течению - она приходит на берег озера Илинен , прекрасная поляна , только дрова "повыбиты") . На карте это место понятно - там кажется , что дорога выходит непосредственно на берег озера.

Маршрут

Начинается маршрут с озер Илинен и Алинен, соединенных короткой неглубокой протокой со слабым течением. Озера красивые, много нетронутых пляжей шириной от 3 до 150 метров. Есть места для дневок. Интересно место между озерами, где на узком 15-30м. выдающемся справа мысу есть хорошее место для стоянки. На озерах неплохо ловится рыба на спиннинг и удочку. Это единственно озеро , где есть крупный окунь , в нижних озёрах окунь не более 150 г. На выходе - мелкий перекат , разбитый грудой камней на два рукава. В левом - остатки сгнившего лотка для лесосплава - не рискнули соваться , правый - очень мелкий , пришлось проводить - даже каяк.

Река Койву/Мянтюйоки после озера Илинен до оз. Мянтюярви течет река без названия, это комбинированное название. Данный участок трудно назвать только рекой, это очень интересное место для рыбалки. То расширяясь до 300 - 500 м, то сужаясь до 30 - 50 м, река проходит через перекаты (в совокупности около 5 - 8), на карте обозначен только один. Видимо, самый сложный. Раньше по реке был сплав леса , как и по всему машруту

Озеро Мянтюярви. Обычное озеро с низменными болотистыми берегами. Есть место для стоянки - как вошли в озеро, направо , за мысом увидите пляж (метров через 300) - берез невысокий , но на краю сосняка есть сухая и ровная площадка.

Озеро "без названия". Следует за оз. Мянтюярви, такое же - в болоте.

Река Мянтюйоки. До оз. Сури-Контиоярви река протекает через сужения и расширения до 300 - 500 м с сильно извилистым болотистым низменным берегом. Хорошие места для рыбалки. Много кувшинок и тростника.

Озеро Сури-Контиоярви. Большое красивое озеро с двумя островами, пляжами.

Хорошая стоянка на южной оконечности самого большого острова на высоком берегу. Есть небольшой пляжик. В лесу - черничник , набрали грибов.

Заканчивается сужением и автомобильным мостом через реку Контийоки. По дороге интенсивное движение (лесовозы). Сразу за мостом - остатки плотины. Мост проходили в левый пролет , плотину - в правый.

Река Контийоки.. Далее река расширяется и следует несколько перкатов, иногда встресаются отдельные камни , обливники не видны из-за слабого течения.. На данном участке нет полян даже для перекуса, бурелом.

Озеро Чудоярви. Река перед озером красиво расходится на несколько рукавов, где есть заросли тростника. Само озеро с низменными берегами, левый берег в конце озера условно пригоден для стоянки. В правом углу озера виден небольшой открытый участок берега, где подходит дорога.

Река Тарасйоки. Далее река течет около 5 - 8 км до оз. Ала при ширине 30 - 100 м, проходя небольшие перекатики.

Озеро Ала. Длинное озеро с сужениями, как бы разделенное на три; высокие, круто поднимающиеся берега. В начале озера на левом берегу - домик рыбака, почти все время живущего на озере. Хорошая стоянка есть, слева на высоком берегу в сужении озера (от правого берега отходит большой , загнутый в форме буквы Г мыс - так стоянка чуть-чуть не доходя до его оконечности). В этом озере мы ловили язей (точнее подъязков) на червя. На выходе из озера - старая дорога у бывшей плотины, где начало реки. На плотины пологий водоскат , на дне , похоже, лоток из брёвен..

Река Тарасйоки. После порога река, сужаясь и расширяясь.

Далее по реке - длинный перекат (метров 300), плёс и ещё такой же перекат. Заканчивается под автомобильным мостом (как раз там и был перекрыт центральный пролёт). Проход - в правый пролёт моста , на выходе камень , манёвр влево , затем вправо. Дорога с левой стороны реки и мост - на карте не обозначены.

Озеро Леукуньярви. На озеро после порога с моста открывается красивейший вид, с сопками и горой Вирунвара за озером. Красивое озеро с пляжами.

Река Тарасйоки. Небольшой участок с перекатами до озера Муртсхаккименьярви (во название-то! Трезвым не выговорить!). Всё более заметно , что стандартная 2-х километровка по Карелии врёт. GPS показывает, что мы давно плывём по берегу - тоже качественная карта залита…. .

И далее, так же с перекатами и разливами, тростником и кувшинками - до озера Сариярви.

Берега всё симпатичнее и симпатичнее.

Непосредственно перед озером Сариярви есть узенькая протока вправо - в озеро Нирунлампи. Ориентир протоки - в правом заливе реки (далее река поворачивает влево и перекатик - назад не вернуться), на берегах остатки моста через протоку. Озеро Нирунлампи - красивейшее место , есть прекрасное место для стоянки - протока длиной метров 200 , после впадения в озеро - завернуть за правый мыс - увидите пляж.

Здесь можно сделать дневку, с радиалкой на гору Вирунвара. Вид на гору с пляжа прекрасный, гора подходит к берегу озера, и идти недолго. Можно переплыть озеро, а можно , как мы и сделали , перейти вброд протоку у остатков моста (глубина в нашу воду доходила до пояса… ну все свои - можно и раздеться). Далее идёт наезженная рыбаками дорога. Сразу от протоки - идти по левой , далее дорога постепенно набирает высоту , справа открывается вырубленный склон горы. Мы сдуру полезли прямо в лоб, но выяснилось , что почти до вершины едёт наезженная колея - надо было просто пройти по дороге ещё метров 200 и свернуть на развилке направо - всё очень логично. Когда дорога кончается - остаётся последний взлёт на вершину. Местные на сопку ездят за ягодой - по московским меркам много черники , брусники и малины. На вершине сопки есть залысина (вырубка) , и если туда забраться, виден лагерь и вообще красивая панорама. Также видна вышка в Найстеньярви - МТС и Мегафон работают прекрасно. Внизу - надо искать место , где есть сигнал.

Наши рыбаки , ходившие по берегам оз. Нирунлампи, нашли протоку , соединяющую оз. Муртсхаккименьярви (на выходе) и оз. Нирунлампи. Я вроде тоже её видел , когда проплывали мимо, но не рискнул туда сунуться (а почему собственно и нет ? - только крюка дали…).

Вот текст , который украл из чужого отчёта :

" Старики сказывали, что в стародавние времена упала в то место пойлушка, из которой козликов поят, а нес ее сам Муртсхаккимеяйнен. Попросила его, любезная его сердцу, Вирунваара сделать деревянную пойлушку. Да уколол ногу могучий Муртсхаккимеяйнен, обронил свой подарок, да пробил недра земные деревянной пойлушкой. Хлынула вода из земли, нырнул Муртсхаккимеяйнен, чтобы найти пропажу, да разве в темных водах карельских найдешь что-нибудь. Сам утонул, а озеро его именем назвали - Муртсхаккименъярви, и на месте пойлушки залив получился. А бедная Вирунваара от горя целое озеро слез наплакала, назвали его Нирунлампи, что означает залив девичьих слез. И нельзя в том заливе девицам купаться долго, превращаются они в водяниц да русалок, идут искать Муртсхаккимеяйнена и его пропажу! - такая вот история…" (шуточная легенда)

Озера Сариярви: После шиверы при впадении в озеро есть небольшая стоянка на левом мыску. Да идалее по берегам видны кострища и остатки каменок от бань , но мы не останавливались и за качество не отвечаю

Много заливчиков с тростником. В конце озера слева - домик, и подходит дорога.

Река Тарасйоки. Далее течет с редкими перекатами и большими разливами. Постепенно повышается левый берег, местами песчано-галечными, крутыми откосами.

Озеро Ала -Тарасъярви. По сути, два больших озера, соединенные узкой протокой без препятствий и слабым течением. Первое озеро, как из сказки, все усеяно пляжами (мы делали дневку). Места для стоянки смотрели на правом берегу. После первого мыса на пляже - есть стояночка , но после второго мыса , самого большого , место для стоянки побольше. Перед поселком Тойвола стоять лучше здесь. Второе озеро неинтересное, болотистое, но , я думаю, стоянку можно найти - рыбаки с поселка где-то же ночуют?

Озеро Кайтаярви, поселок Тойвола. Перед озером - несколько небольших перекатов, один с остатками плотины. Далее все просто. От причала 250 м до магазина! На озере причалены лодки рыбаков. Местные говорят , что стоянка есть в правом дальнем углу у выходной плотины.

Но мы тут заканчивали маршрут , надо было разбираться и хотелось встать подальше от местного населения. Нашли место - в правом заливе озера с маленьким островком (на карте нет). От берега (мелкий галечник) через ольховник уходила тропиночка. Через десять метров - полянка в молодом сосняке , от неё идёт колея к дороге , обозначенной на карте. В этом месте на карте дорога максимально близко подходит к берегу озера. Погуляв по дороге , нашли место , где колея выходи к берегу оз. Тарасъярви (на карте есть) и есть поляна для лагеря. До этого мы высаживались на берег оз. Тарасъярви и специально искали…. И не нашли. Если кто будет искать - есть такой ориентирчик - в озеро впадает ручеёк , есть остатки старого моста через него.

Возвращение. Созвонились с "Эксико-трэвел". Выяснилось , что шофёр не знает отворота с дороги к нашей стоянке. Договорились встретиться на мосту. От стоянки до моста примерно 3 км. Автобус пришел вовремя. Подогнали прямо к месту лагеря. Время в пути до Петрозаводска - около 3-х часов. Во и всё. А как было хорошо….

Другие варианты выхода в город нам не понравились сразу - поезд на ближайших станциях в направлении на Петрозаводск опять-же идёт ночью, что крайне нам не подходит.

Дополнительная информация

Все указания - право/лево - исходя из направления движения. И не зависят от направления течения рек.

На всем маршруте довольно темная коричневая вода.

Местные рыбаки не донимают, лодки - деревяшки, есть под мотором , встречаются и резинки.

Но топляках в вершины часто забиты гвозди. То ли для привязывания сетей , то ли это такой юмор рыбаков на деревянных лодках для устранения конкурентов на надувных плавсресдствах…

Кстати , топляки использовались в качестве указателей направления движения - течение их разворачивает….

Хотя иногда и врут , но в сопоставлении с такой же врущей картой и верным компасом (учитывайте склонение !) удавалось правильно определиться на местности - не плутали по глухим заливам.

Других групп , можно сказать, и не видели. В день отъезда проплыло мимо два катамарана-четвёрки….

Описание рек и озер по средней воде. В большую воду - я думаю будет поинтересней. В малую воду - лучше вообще не соваться - "мостовая" вылезет не только на перекатах , но и в других местах.

Тропы вдоль есть только близко к населенке или дороге.

С другой стороны , практически на каждом озере есть избушка-зимовьё , рыбаки там и живут.

Ещё по берегам на деревьях встречаются помосты-лабазы - там местные прячут ценности от медведей.

Их зверья никого не видели - только следы лосей и медведей.

Из птицы - полно уток разных пород у воды и глухарей на ягодниках.

Змеи - видели трёх гадюк , вели себя неагрессивно , сами слиняли от нас подальше…

Несколько раз слышали ружейные выстрелы - думаем, браконьеры на птицу. В эих метах с ружьём без дичи не останешься.

Мы на всем маршруте встречали дружелюбных аборигенов.

Совет. Вообще-то мы собирались проплыть подальше . но уж больно понравилось движение в режиме "бревна". Скорость сплава ни разу не превысила 3 км/час. Мы тормозились во всех понравившихся местах…, вот и не уплыли далеко. Конечным пунктом маршрута могут быт также (см. карту) :

- станция или посёлок Найстеньярви - ещё один-два дня пути

- пос. Суоёки (Саккенен)

- ну и далее вниз по реке Шуя - читайте лоцию, там много мест для окончания маршрута…. Реку Шуя могут себе добавить любители более бурной воды (мы своей уже нахлебались). Собственно , наш маршрут даже на катамаранах можно без больших усилий пройти за 4 ходовых дня , а с усилиями и того быстрее…

Резюме

Маршрут не обхоженный и не загаженный, И это главное. Турья и местных мало. Все стоянки чистые, пляжи почти без следов пребывания людей. Много мест на проходных озерах, где можно найти закутки для стоянки, чтобы никто не попадался на глаза. Туристы! Кто любит семейные походы, кто не гонит километраж и любит побалдеть на пляжах, половить рыбку , пособирать дары леса- это для вас! Только убирайте за собой и берегите природу!

ТКТ , ЖКТ и Ко

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию