Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 1998
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 437 0
Август 1998 г. (ПСН)

Автор -
Фыва Цукен (Лобня)

Хронометраж

5 августа
10.45 отплыли от моста 11.20-11.35 клеились 13.10 слева на берегу некое небольшое деревянное строение 14.20 последние 1.5-2 км. плыли по чему-то типа озера с заболоченными берегами. Сейчас оно кончилось, по берегам лес. Справа на берегу дом, слева - строительный вагончик 14.30 перекат 14.45 небольшой порожек (потом не упоминаются, но продолжаются до конца дня) 15.00 похоже на левый приток (ширина 5-7 м.) 15.20-15.50 обнос завала 15.55-16.05 ещё один завал, пробирались через боковую протоку 16.10 встали

6 августа
12.50 поплыли 13.05 левый приток - ручей шириной около полуметра, впадает водопадом 13.35 аналогичный приток 13.40 левый приток шириной 4-5 м. 14.00-14.45 практически спокойный участок, до этого с утра - перекаты и небольшие пороги 14.45 - 15.05 перекаты 15.45-15.50 привал 16.00 прав. приток шириной 3-4 м., через 100 м. порог - ступенька высотой около полуметра, до него с 15.05 спокойный участок реки 16.15 похожий порог 17.00 ещё один, но поменьше, потом до 17.10 перекаты и мелкие порожки 17.30 слева на берегу старый автобус, через 200-300 м. порог высотой около полуметра 18.00 правый приток шириной 6-7 м. - ручей Гремучий 18.15 порог, перепад примерно 50-80 см., в реке лежат бетонные блоки, слева и справа к реке подходит дорога - похоже, здесь раньше была узкоколейка 18.25 левый приток - р. Заячка, ширина около 15 м., до 18. 40 привал 19.15 встали

7 августа
14.15 поплыли 14.30 справа из кустов впадает ручей, очень плохо виден. До него - перекаты и мелкие порожки, затем до 15.00 всё спокойно, потом опять перекаты и порожки. 15.10 порог длиной 100-150 м., перепад около метра, на этом участке река поворачивает 15.12 правый приток- ручей в траве, виден плохо 15.20-15.55 привал 16.00 слева водопадом впадает маленький ручей 17.00 левый приток - р. Лёвушка ширина 10-15 м., последние 2-3 км. река спокойна. Через 200 м. порог длиной около 50 м., перепад около 1 м. 17.10 правый приток, ширина 1.5-2 м., впадает красивым водопадом 17.40 остатки старой переправы (узкоколейка), до этого с 17.00 непрерывная цепь порогов 17.45 справа вагончик 18.30 по левому берегу скалистое обнажение, до 18.45 привал 18.55 встали

8 августа
Днёвка

9 августа
13.15 поплыли 14.15 - 15.00 перекаты 14.30 левый приток шириной около полуметра 15.40 слева изба, до 16.00 привал 16.05-16.15 перекаты 17.00 похоже на правый приток шириной около 3 м. (Ижручей?), виден плохо 18.20 крупный перекат, через 100 м. слева изба 19.15 встали

10 августа
13.35 поплыли 13.40 похоже на правый приток, ширина 2-3 м., виден плохо (Пихручей?)13.55-14.00 перекаты 14.45 небольшой порог 17.25-17.35 крупные перекаты и мелкие порожки 17.50 похоже на правый приток 18.50 еще 19.20 справа недостроенная изба 19.45 перекат 19.55-20.05 просмотр пор. Падун. Порог имеет три ступени, первая - высотой не более полуметра, вторая и третья - примерно по полтора метра. Расстояние между ступенями - по 30-50 м. Во второй и третьей ступенях имеются сливы: во второй - по центру, в третьей - ближе к правому берегу. Расстояние между сливами по направлению, перпендикулярному течению реки - около 40 м. После третьей ступени каменистый участок длиной около 50 м., потом заводь. Здесь по правому берегу хорошее место для стоянки, где и встали (20.10). Перед порогом река разделяется на две протоки, основная масса воды идёт по правой. Всё написанное выше про порог, к ней и относится. Что в левой протоке - неизвестно. Соединяются они ниже порога.

11 августа
13.45 поплыли 13.50 перекат 14.35-14.45 перекаты 15.00-15.15 привал 15.30 справа 2 кирпичных строения 15.15-15.45 перекаты, потом порог. В порог лучше заходить ближе к левому берегу 15.50 ж-д мост, перед ним перекат. Встали.

Подъезды и отъезды

В верховья Нюхчи можно попасть по дороге от ст. Унежма на машине (около 40-45 км.) Нанять в Унежме машину до Нюхчи никакого труда не составляет. Проезд нам обошелся в 50 руб. (что по курсу в это время соответствовало примерно 7.5 долларов) с человека (машина "Газель"). Дорога в довольно хорошем состоянии, меньше 40 км/ч машина не ехала, иногда скорость доходила до 90 км/ч.
Станция Унежма находится на железнодорожной ветке Обозёрская - Беломорск. Через Унежму проходит пассажирский поезд Вологда-Мурманск (прибывает около 8.30 утра со стороны Вологды и около 13.30 со стороны Мурманска) и пригородный поезд Малошуйка-Маленьга (прибывает около 21.30 со стороны Малошуйки и около 23.30 со стороны Маленьги). Пригородный поезд поэтому не слишком удобен (хотя на него можно пересесть в Маленьге, куда можно попасть на пригородном Кемь-Беломорск-Маленьга, или в Малошуйке, куда можно приехать от ст. Обозерская (находится на трассе Москва-Архангельск) на пассажирском Емца-Малошуйка - стыковки везде хорошие). На мой взгляд, из Москвы удобнее всего ехать с пересадкой в Вологде - из Москвы до Вологды много ночных поездов, а Вологда-Мурманск уходит из Вологды около двух дня.
На реке выше железной дороги никто не живёт, поэтому отходы с середины маршрута весьма проблематичны - фактически, выбраться отсюда можно только пешком по остаткам узкоколеек, которые в двух местах пересекают реку. В этом случае до железной дороги придётся пройти 30-40 км.
Станция Нюхча находится примерно в полутора километрах от железнодорожного моста на правом берегу реки. Можно собираться у железнодорожного моста, а можно проплыть ещё полкилометра и собираться у моста автодорожного - от него на станцию идёт дорога. У автодорожного моста более удобное место для сборки, но оно находится прямо посреди большой деревни Нюхча. Железнодорожный же мост находится немного выше деревни. В деревне есть магазины и почта.
В половине девятого утра через станцию Нюхча проходит пассажирский поезд Вологда-Мурманск. На нём можно доехать до Беломорска (в пути примерно 4 часа), где пересесть на поезд до Петербурга (ближайшего московского поезда придётся ждать примерно 14 часов). В Петербург эти поезда приходят утром или ранним днём, и в этот же день можно попасть в Москву (если в Беломорске будут билеты на первый петербургский поезд, то попасть в тот же день в Москву можно будет даже на электричках - пересадки в Мал.Вишере, Окуловке, Бологом и Твери).
Около 12 дня через Нюхчу проходит поезд Мурманск-Вологда. На нём можно доехать до Вологды (приходит в Вологду примерно в полшестого утра). Не слишком удобно то, что на Москву после его прибытия остается только один поезд (иначе придётся ждать до вечера), но можно поехать на пригородном до Данилова (примерно в полвосьмого утра), откуда поездов на Москву значительно больше. Можно и продолжать ехать на пригородных (на Ярославль - Александров - Москву, в этом случае в Москву можно попасть около девяти вечера).
Примерно в половине десятого вечера от Нюхчи идет пригородный поезд на Маленьгу. В Маленьгу он прибывает минут через 15, там можно пересесть на пригородный до Малошуйки (прибывает в Малошуйку около полпервого ночи), а из Малошуйки попасть на ст. Обозёрская на поезде Малошуйка - Емца (отправляется около 3 ночи). Из Обозёрской на московских поездах нужно ехать до Москвы, на южных - до Александрова, на питерском - до Вологды, на котласском - до Коноши. Этот вариант, на мой взгляд, не слишком удобен, так как примерно в половине одиннадцатого этот же пригородный проходит через Нюхчу в обратном направлении - до Кеми. На нём можно доехать до Беломорска (прибывает в начале третьего ночи), но, по-моему, удобнее ехать до Кеми (прибывает в полчетвёртого утра). Поспать в поезде можно будет подольше, пересаживаться в Кеми можно на те же самые поезда, что и в Беломорске, стоят они в Кеми дольше, чем в Беломорске, а ждать их меньше. Пересаживаться в этом случае нужно будет на московские поезда.

Общие впечатления

Мост - начало порогов Свинцовых (10.45 5 августа - 14.30 5 августа)
Река спокойная, перекатов практически нет. Берега довольно сильно заболочены, особенно в конце участка. Ширина реки у моста составляет 25-30 м., но затем она становится шире, и к концу участка достигает примерно 80-100 м. Леса по берегам не особенно много, особенно в конце участка, где его почти совсем нет.

Пороги Свинцовые (14.30 5 августа - 14.00 6 августа)
Места хорошие. Болот по берегам почти нет, стоянку подобрать не особенно сложно (затрудняет поиск стоянки то, что в лесу очень много бурелома). Река на этом участке представляет непрерывную цепь крупных перекатов и небольших порогов, перемежающихся короткими плёсами (по 100-200 м.). ПСН по ним проходит безо всяких затруднений, однако на байдарке нужно быть внимательным - её очень просто можно поломать.

Конец порогов Свинцовых - река Лёвушка (14.00 6 августа - 17.00 7 августа)
На этом участке много порогов и крупных перекатов, однако спокойные участки между ними значительно длиннее, чем на Свинцовых порогах (до нескольких километров). Для ПСНа эти пороги серьёзным препятствием не являются, если же плыть на байдарке, то нужно соблюдать осторожность. Некоторые, наиболее крупные, пороги в этом случае, наверное, лучше просматривать перед прохождением. Заболоченность берегов здесь опять возрастает, поэтому хорошую стоянку найти не особенно просто.

Река Лёвушка - остатки узкоколейки (17.00 7 августа - 17.40 7 августа)
На этом участке река пересекает кряж Ветреный пояс. Пейзажи по берегам здесь очень красивы и напоминают Северный Урал. Река же представляет собой практически непрерывный, без плесов, порог с очень быстрым течением (действительно, хотя длина этого участка около 8 км., мы проплыли его за 40 мин, причём гребли только в том случае, если угрожала посадка на камень. Таким образом, средняя скорость течения здесь никак не меньше 12 км/ч, а на самом деле больше, так как на камни мы периодически садились, и на слезание тратилось некоторое время.). Для ПСНа преодоление этого порога особых трудностей не представляет (в худшем случае можно выехать на крупный камень, с которого придётся долго и муторно слезать), а для байдарки участок довольно опасен. Осложняется это тем, что просмотреть этот порог из-за его значительной длины невозможно (конечно, можно пройти по берегу через бурелом 8 км. туда и 8 обратно, но запомнить, где и как нужно плыть, на мой взгляд, нереально). Берега здесь, насколько я заметил, практически не заболочены. Впрочем, голову на отсечение я тут не дам - уж очень быстро нас несло, мог и не заметить.

Остатки узкоколейки - железная дорога (17.40 7 августа - 15.50 11 августа)
Река на этом участке широкая и спокойная. Иногда она перемежается перекатами и небольшими порогами, однако длина плёсов здесь доходит до 10-12 км. Исключение составляют порог Падун и порог непосредственно перед железнодорожным мостом. Порог Падун (краткое его описание дано в разделе "Хронометраж"), несомненно, самый сложный и опасный на Нюхче. На двухкилометровке Карелии он обозначен, но не подписан. Находится он на участке реки, наиболее близком к оз. Гавозеро (не в устье речки, из Гавозера вытекающей!), примерно в 7 км. по реке от ж/д моста. Непосредственно перед порогом правый берег сложен гранитными плитами (такое впечатление, что тут кто-то хотел построить автостраду или взлётно-посадочную полосу, но это ему быстро надоело). Порог представляет определённую опасность даже при прохождении на ПСНе (во всяком случае, вещи необходимо привязать, а порог предварительно просмотреть). На байдарке же его, не имея опыта прохождения серьезных порогов, проходить категорически не рекомендуется - лучше обнести по правому берегу. Порог перед ж/д мостом для ПСНа опасности не представляет, если же плыть на байдарке, то спокойнее будет его предварительно просмотреть. Пейзажи по берегам на этом участке очень сильно напоминают северное Подмосковье, заболоченность берегов довольно большая, поэтому стоянку нужно искать.

РЕЗЮМЕ
Со спортивной точки зрения Нюхча, несомненно, наиболее интересна из описанных мною до сих пор рек. Грибов и ягод здесь также больше, чем на описанных реках. В то же время по красоте берегов Нюхча, на мой взгляд, заметно проигрывает Косьве и Зилаиру-Сакмаре. Тем не менее, маршрут очень хороший, хотя и короткий. Если есть время, то наверное, интересно сплавать на Белое море (это ещё примерно 10 км. после ж/д моста.) Обратно можно плыть с приливным течением (вроде бы оно доходит практически до дер. Нюхча).

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию