Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 396 0
Дата: 9-27.07.2006 г.

Маршрутная книжка № 10/В-06

Руководитель: Кариков Г.Г. (Владивосток)

Аннотация

Маршрут 4-й категории сложности по Северному Забайкалью. Уверенный заезд на автотранспорте до самой реки. Длинный спокойный участок на входе до Метеостанции Ую, технически сложный с хорошими порогами - после нее. Большой расход воды, умеренно зарегулированный озером. Практически нет вероятности попасть в очень низкую воду. Выход в Витим с дальнейшим прохождением нескольких именных шивер. Выезд по железной дороге. Недостатком можно считать сплав 210км по очень спокойной воде. Рекомендуемые сроки - 1 июля - 10 сентября.

Сведения об участниках похода

Ф.И.О. год рождения Обязанности в группе Место работы Домашний адрес, телефон Туристский опыт
1 Кариков Геннадий Григорьевич 1945 Руководитель. К2 кап ВГУЭС каф Ф и С. Преподаватель Владивосток Океанский проспект 104 кв 79 тел 42–22–79, 8–908–964–78–85 ЗПР, МС Акишма 5р, Китой 5р, Кодар 5р
2 Руденко Александра Владимировна 1987 К2 матрос, летописец ВГУЭС студентка Владивосток ул. Корякинская 24 Ниман 3у Тигровая 1у
3 Середа Николай Васильевич 1953 К2 капитан, Рыбак Владавиа, служащий Артем ул Папанина 56 Китой 6у, Аргут 6у Урик 5 р
4 Мирон Марина Дмитриевна 1988 К2 матрос ВГУЭС студентка Владивосток Каштановая 15 к 93 Уссури 2у Тигровая 1у
5 Пырегова Августина Викторовна 1984 К4 капитан, завпрод ВГУЭС студентка Владивосток ул. Давыдова 29 к 30 Туюн 3у, Ниман 3у
6 Сажина Надежда Александровна 1985 К4 матрос, завснар ВГУЭС студентка Владивосток ул. Давыдова 29 к 30 Туюн 3у, Ниман 3у
7 Чернавин Александр Сергеевич 1982 К4 матрос Дальзавод , моторист Владивосток ул. Гризодубовой 53 к 70 Уссури 2у, Тигровая 1у
8 Артеменко Наталья Ивановна 1982 К4 матрос ВГУЭС студентка Владивосток ул. Давыдова 29 к 30 Уссури 2у Тигровая 1у
9 Романов Андрей Владимирович 1980 К2 капитан, начспас ВладСтрой, Инженер Владивосток просп. Кр. Знамени 133\3 к 710 Туюн 3у, Снежная 4у, Акишма 4у
10 Симанов Дмитрий Иванович 1975 К2 матрос, штурман Дальэнерго инженер Владивосток Океанский проспект. 97 к 127 Кема 3у, Ниман 3у, Туюн 3у.

Данные GPS предоставлены Симановым Д.И.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Название Категория трудности Характеристика препятствия
пр. 11 порог IV–V Порог. Крутое падение, скорость. Проход по центральной части. Осмотр с л/б. Страховка Кат–4 и выброски с л/б.
пр. 19 порог IV Порог. Мощный. Осмотр с л/б. Проход по центральной части. Страховка Кат–4 и выброски с п/б и л/б.
пр. 49 порог IV–V Сложный порог. Заход по центру, уход вправо. Осмотр с л/б. Страховка Кат–2 и выброски с Л/б.
пр. 119 порог “Прощай Ципа” IV Порог. Проход вдоль л/б или по центру. Страховка Кат–4 и выброски с л/б.

График движения по маршруту

Дни пути Дата Опорные пункты КмПо GPS Характер пути, основные препятствия, примечания
1–4 9–12.07 г.Владивосток – г.Чита Поезд №54 Владивосток – Харьков. Прибытие в Читу в 8 утра по местному времени.
5 12.07 г.Чита – п.Багдарин – оз.Баунт 550 Автобусом до озера Баунт.
6 13.07 Стапель– оз.Баунт 1–2 Стройка, попытка сплава, разборка катамаранов и пеший переход к озеру.
  14.07 Оз.Баунт – кл. Буча 34 Сборка катамаранов сплав по озеру и Нижней Ципе
7 15.07 Кл. Бича – Горячие источники 34 Спокойная вода, илистые берега сложно выходить на берег.
8 16.07 р.Горячая – 10 км выше Горбылка. Прав. Берег. 55 То–же самое. Проблемы с местом для ночевки.
9 17.07 Прав. Берег– зимовье на левом. Выше Сивакита 39 То–же самое. Проблемы с местом для ночевки
10 18.07 Зимовье – м\с Ую 42 Спокойная вода, илистые берега сложно выходить на берег.
11 19.07 дневка Возможность подзарядки аккумуляторов. Барак на 15–20 человек.
12 20.07 М\с Ую – р.Чульдыма 30 Через 2 часа сплава река вошла в горы. Учимся. Подошли к порогу 11. По карте зимовье “Пять изб”. Домиков не видно. Река в этом месте образует улов перед поворотом в 11 и 12 Просмотр. Отработка спасработ в устье Чульдымы.
13 21.07 р.Чульдыма– р.Мраморная 19 Начало 11–го порога. Проход порогов 11 и 12. Страховка с берега и воды. Следующий порог №19. Течение бурное, перепад 3,5 м с обливными камнями, длина 250м. До р.Мраморный шли 3 часа. В 19 пороге – спасработы Кат–2 Романова.
14 22.07 р.Мраморная – р.Цирик 49 Очень интересный в спортивном плане участок. Пороги 45,46,47,48,49. страховка с берега и воды. Между порогами характер течения прежний, течение хорошее, воды много. Сразу за поворотом реки начинаются п. №54,55,56. Страховку. До Цирика серьезных препятствий нет.
15 23.07 Р. Цирик. Дневка 0 Хорошее место для дневки и для отдыха. На стрелке Цирика имеется избушка и баня, много свободного места под палатки. Дрова есть.
16 24.07 р.Цирик – р. Кавыкта 79 Участок не сложный, большое количество мощных шивер. Последнее серьезное препятствие на Ципе – 119 порог или “Прощай Ципа”. Местное название – “Водопад”. У правого берега плита с водопадным сливом. Проходили по центру. Страховка с берега и потом с воды. Очень долго ждали Кавыкту.
17 25.07 Кавыкта – Восьмерка 78 Спокойный участок.
18 26.07 Восьмерка – Ниж. Джилинда 70 Спокойный участок, красивые шиверы.
19 27.07 Ниж. Джилинда ст. Витим 86, 605 Собираемся, сушимся.
20   Ст. 1535 –Ст.Куанда – Тында   В 19.45 электричка до ст.Куанда. Ехать 30 минут.
25   Тында – Хабаровск – Владивосток С билетами туговато. Ехали в общем вагоне.

График сплава по р. Ципа

Дата Километраж Примечания
1. 14.06.06г. 34.12 До (соседи с Иркутска)
2. 15.06.06г. 34.2 До зим. Шуринда (гор. Источник)
3. 16.06.06г. 54.47 До ст. среди болот (других мест нет)
4. 17.06.06г. 39.08 До зимухи (ливень)
5. 18.06.06г. 41.48 До Ую (дневка)
6. 20.06.06г. 29.94 До 11 пор.
7. 21.06.06г. 18.5 До Мраморного (рыбы нет)
8. 22.06.06г. 48.37 До Цирика (зимовье)
9. 24.06.06г. 78.6 До Кавокты (бульдозер)
10. 25.06.06г. 78.04 До Бугра (голубика)
11. 26.06.06г. 70.3 До ночевки на Витиме (посвещение)
12. 27.06.06г. 86.16 До моста
  Всего 613,26  

Особенности предпоходной подготовки и разработки маршрута

Маршрут руководителем проходился в 1997году. Некоторые изменения в обстановке получены от членов нашего клуба, которые ходили в 2003 и 2005 годах под руководством Камила Вахитова. Хорошая карта из отчета Санкт-Петербург.

Организация заброски на маршрут

Вариантов много - все зависит от времени и денег.

1. Самый простой - из Читы , через п.Багдарин до оз. Баунт нанятым автотранспортом. Собрать там плавсредства и начать сплав, пройдя оз. Баунт выйти в Ципу.

2. До Багдарина рейсовым автобусом ( в 2006г - 400р, плюс багаж) договорится насчет вездехода и на нем добраться к устью р.Горячей (Шуринда), тем самым значительно сократив расстояние до начала сплавного участка. ( Но! В Багдарине до курорта Баунт просят 1000р с человека)

3. Самый быстрый вариант: В п.Багдарине есть аэропорт старателей откуда можно долететь до п.Уакит. Из Уакита дойти до метеостанции Ую 100 км и 3 дня сплава можно сократить. Нужно заблаговременно заказывать спецрейс.

Телефоны

МЧС - Калашников Андрей тел. 8-923-270-88-95. Может посодействовать в заказе машины.

672030 Чита 4й мкр дом 20а кв. 50 Каверзин Василий Александрович - 10-местный автобус. 25-49-14, 8-914-481-29-56. ( Его услугами мы воспользовались) Чумаков Костя - водитель, УАЗ - 7 мест 39-55-10, 8-902-186-94-15 Шишкин Валера - водитель, УАЗ - 7 мест 35-89-90, 8-914-49-88-202. Если искать машину на вокзале - будет дороже. Водители вынуждены договариваться с каким-то типом.

Возможен вариант заброски Багдаринским автобусом до р.Ципикан и сплав по ней до озера, но на Ципикане долгое время работали драги золотодобытчиков. Оставшийся после них "лунный" пейзаж не доставляет эстетического удовольствия, да и по времени данный вариант заброски добавляет неделю сплава.

Техническое описание маршрута

Участок от ст. Владивосток до р. Ципа

09.07.06

вся группа в составе 10 человек села в поезд №54 Владивосток-Харьков. Время отправления выбрали таким образом чтобы прибыть в Читу рано утром.

12.07.06

в 7 часов утра по Владивостокскому времени прибыли в Читу. (Уточнение: все время указано по Владивостокскому. Практика нашего клуба в походах по Прибайкалью еще с 1990 года. Летом дни длинные, но мысль, что ты встаешь в 8 утра, а не в 6 - греет душу. Какая разница, сколько при этом в Иркутске, или Улан-Удэ.) Сразу на вокзале была возможность взять билеты на рейсовый автобус до Багдарина, который отправлялся в 8.00. Это удалось довольно легко за 4000р на 10 человек. Тут-же подошли ребята, которые договорились с автобусом до самого озера. Поговорили с кассиром автовокзала (автовокзал находится рядом с ж/д вокзалом), услышали кто мы такие и, потеряв 800р сдали билеты . Автобус наняли за 10 000 руб и в 9.00 начали движение в сторону Баунта.

В 12.00 в селе Романовка на пароме переправились через реку Витим (это половина пути до Багдарина). Паром ходит с 6.30 до 22 часов. каждые 30 минут. Провоз авто - 60р. Люди бесплатно.

15.00 - мост через Б. Амалат.

16.30 - 18.40 - Багдарин. В поселке можно докупить продукты, хлеб, хотя выбор не слишком большой. Мы долго ждали шашлыки, пока водитель ремонтировал колеса на шиномонтажке.

20.10 - р. Талая. Основным ограничивающим фактором доставки является брод через реку Талая. Если высокая вода - проехать можно только на большом вездеходе.

В 22.10 прибыли к разрушенному мосту через ключ в 5-6 км от курорта Баунт. Явные следы свежих сборов водников убедили нас. Ключик дохленький, но вода течет. До озера напрямую не более 1 км. Дотащим… ( Впоследствии посмеялись вместе с иркутянами).

13.07.06

Утром собрали быстро каты и в 14.30 часов вышли вниз. Тут выяснилась подробность - через 200-300м залом таких размеров и протяженности, что непременно нужно уходить от него в сторону. Но туда тоже проблема, жуткий бурелом. В итоге пришлось разбирать каты и по найденной тропе справа от ключа тащить все к озеру. Посланные вперед разведчики сообщили, что тащить будем долго. Внесли уточнение в методику переноски. Вскоре разведчики с рацией и GPS обрадовали, что форсировали болото и уже на берегу озера. "Будем у вас минут через 40". Пришли минут через 15 - по GPS нашли короткий путь. Все эти пешие прогулки закончились в 23 часа. Таким образом сэкономленный на стапеле день мы потратили на "пешую прогулку с грузом"

14.07.06

С утра быстро собрали по меткам катамараны и в 14.30 после обеда вышли на просторы озера. Экипажи сформированы такие: Кариков - Руденко, Середа - Мирон, Пырегова - Сажина - Артеменко - Чернавин, Романов - Симанов. Преодолели озеро к 18.30. Четверка училась идти прямо. Получалось не сразу. 19.00 прошли с. Баунт. 21.25 слева устье кл. Буча. К вечеру, (23.15) на правом повороте увидели слева затон и там катамараны иркутян. По сообщениям Читинцев, там их должно быть 22 человека. Мы стали в 100м дальше, на высоком берегу. Сходили в гости и выяснили, что здесь 12 человек, а 8 ушли до Шуринды(Горячей). Встретили приветливо, сами пришли к нам, принесли рыбки. По GPS пройдено 34 км.

15.07.06

Вышли в 10.30. 13.45 -15.00 - обед. Пахота, браконьеры на берегу, лосиху убили. Практически не прячутся. Шеф ругает Романова за тонкие поперечины ката - смотреть страшно. "Они крепкие" - довод жидковат.

В 19.30 были на Шуринде и остались ночевать. Высокий песчаный берег, удобное место для отдыха и рыбалки. Стоят остальные иркутяне под руководством Бешнова. Недалеко от стоянки изба и еще одна строится. Горячие источники. Романов поймал метровую щуку. Пожаренная оказалась невкусной. Договорились выходить завтра вместе в 10 утра. Правда, они не поняли, что в 10 - "по нашему времени".

16.07.06

вышли в 9.45. 13.15 -14.35 - обед. Рыбалка бешенная. Саша поймала 1 щуку, Наталья попросила попробовать покидать спиннинг. Андрей дежурил и снасть свободна. За пол часа она выловила трех здоровенных щук и пришлось забрать удочку. Скорость течения очень низкая - порядка 2 км/ч. Река сильно петляет. Погода стоит отличная. Много уток с утятами. 17.50 прошли Бусани. К 21 часам подошли к сопочке на правом берегу, у воды стоит скамейка. Посмотрели место для лагеря - тоска. Прошли до конца сопки и там тоже места нет. 23.15. стали на высоком правом берегу. Песок жутко сыпучий и вязкий

17.07.06

вышли в 9.50.11.30 - 12.10 слева конеферма Горбылок. Вышли, посмотрели волчонка, поговорили. 13.40 - 15.45 - обед. справа р. Кудур. 21.30 - дождик собирается, на левом берегу осматривали зимовье да и остались в нем. Выход на берег - жуткий. Милый желтый песочек оказался топью, которую пришлось гатить. Проваливались по колено. Дождь пролился крепкий, но короткий. Ночевали в зимовье. Трое спали на полу, остальные на нарах.

18.07.06

Вышли в 10.40. В 12.45 ключ слева. 14.05 слева Вековье. Река стала шире, меандры реже. Напротив устья левого притока Вековье прекрасная стоянка, встречаем "легенду" - туриста одиночку. Вот уже десятый год подряд он каждое лето сплавляется по Ципе на небольшой резиновой лодке обшитой брезентом. Ему 65 лет, он из г.Зеленограда Московской области. Обедаем с 14.05 до 16.00 много рыбы жарить приходится. Забрали приблудившегося щенка, чтобы отвезти на м\с. В 20.45 подходим к Ую. На метеостанции живет одна женщина метеоролог. Здесь у нас дневка.

19.07

Дневка на Метеостанции. Баня, тортик, пришла группа Бешнова. Они постояли часа три-четыре, пообедали и ушли дальше.

20.07

Вышли в 11.30. 13.00 Ципа вошла в горы. Ниже м/c - еще 9 км спокойной воды до зимнего гидроствора. Это место где Ципа входит в горы и начинается порожистый участок.

Течение резко ускоряется, увеличивается уклон (от 0,03м/км до 3,7 м/км), появляются перекаты и шиверы - фактически одна переходит в другую. Останавливаемся в устье р. на обед. 15.33 устье Амнунды. 16.33 справа зимовье, стоят геологи.

Препятствия 1-9 - несложные перекаты. Валы 0,5-0,7м. Проходим сходу, страхуя друг друга с воды. 17.20. Поворот реки вправо, слева приток Чульдема. Катамараны иркутян на берегу. Впереди 11-й порог - один из самых сложных и мощных порогов на реке. Берег для просмотра и видео-фото съемки не очень удобен, но есть тропинка, утоптанная туристами. Просмотрели пороги и отсняли проход его иркутянами. Дело к вечеру, пошли отрабатывать точность броска выброски поближе к лагерю в устье.

21.07

Утром на пороге обозначили места для страховки, а так же удобные места для фотографов. Порог впечатляет своей мощью, валами высотой до 2-х метров, "бочками", скоростью течения. От шума воды невозможно разговаривать. Молодежь маленько напряглась… Не пускаем в порог молодежь. Первым идут Кариков и Середа на Кулике, потом они же садятся в четверку (высадили Артеменко и Чернавина), потом Кариков с Романовым( вместо Руденко) и Романов с Симановым. По прохождению, сразу ставали на страховку. По приходу второго ката, он тоже ставал, но под правый берег. Убедились, что можно пускать обычные экипажи и дальше не пересаживались. Возились до обеда. В 14.00 обедали и ушли дальше. Сразу стоит отметить, что страховка с берега оказалась не эффективна - ширина реки такая, что выброски с левого берега просто не долетали до струи. 12-й порог, без особого риска, можно пройти по центру и даже чуть ближе к л/б. Сам по себе 12-й порог короткий, но по мощи не уступает 11-му. Место удобно для страховки и фотографирования. На осмотр и прохождение связки порогов ушло 3 часа. После 11-го и 12-го следуют менее сложные шиверы 13-18, но все же и на них не следует расслабляться. Шиверы проходили без осмотра, страхуя друг друга с воды. Перед 16 шиверой Романов сломал переднюю поперечину и лихо за 20-30 минут поменял ее. 19-й порог появляется неожиданно, перед поворотом реки направо. Ярко выраженных ориентиров нет, поэтому следует быть особенно внимательным. Длина порога 200-250 м, суммарное падение реки составляет 3,5 м. Это участок с самым большим удельным падением. В центре мощный слив с валами до 2,0 м. Просмотр порога осуществляется только по л/б. Вперед вышел экипаж Романова, чтобы стать ниже на страховку и фото. В первой же бочке у них сломались остальные две поперечины… Шедший следом экипаж Шефа придавил их к левому берегу. Сразу после порога, с л/б, подходит р.Таликит, очень красивое место, удобное для стоянки. Пока Романов менял две поперечины, в устье Таликита было обнаружено скопление ленков. Все попытки поймать спинингом рыба игнорировала и тогда Середа поставил китайскую сетку. Три штуки запутались в ней. Далее идут не сложные шиверы и перекаты. 20-34 препятствия согласно лоции. На ночлег остановились в 23.00 в устье правого притока р.Мраморный.

22.07

р.Мраморный - красивейшее место. Весь берег выложен валунами белого цвета. Хорошая рыбалка. Много места для палаток, есть столик и место для костра. В нем и готовили пойманных ленков. В фольге. Очень понравилось. Потом мы узнали, что окатыши белого нефрита очень ценятся в Китае и местные жители, в летнее время, занимаются поиском камня для продажи. Видели даже добытчиков с масками и в неопреновых гидрокостюмах. Каменная лихорадка… Вышли в Еще стоял туман. Далее характер реки прежний, и основная задача определить начало связки 45-49 порогов. Ярко выраженных ориентиров нет. Идем по лоции, считая шиверы и перекаты. Ориентируемся по крупным ручьям, указанным в лоции, а так же внимательно читаем тех. описание реки в отчетах проходивших здесь ранее групп. Приятно порадовали 45-46 пороги. Это мы почувствовали по 2-х метровым валам и бочкам. Сразу причалили к л/б и начали осмотр 47-48-49 порогов. В этой связке наиболее сложным и интересным является 49-й порог. Осмотр и страховку можно организовать с обоих берегов. За порогом слева есть суводь, где поставили страхующих с воды и фотографов. Мощные косые валы в верхней и нижней части порога расположены в шахматном порядке. При заходе справа три мощные тормозные бочки. Заходить лучше по центру чуть левее по явно выраженному языку, затем смещаться вправо и в конце порога уходить в заводь к л/б. Впереди 54-55-56 пороги. Идем осторожно, что там нас ждет? За 53-й шиверой почти сразу начинается порог 54. Речка сужается до 60 м, мощный слив с крупными валами вдоль п/б и по центру. Идем со взаимостраховкой. Далее можно выделить 67 и 69 шиверы, хотя и остальные препятствия требуют внимательного отношения и взаимной страховки. В 19.30 чалимся в устье р.Цирик. Издали виден катамаран на берегу. Догнали иркутян. Оказывается нас ждал один экипаж из группы Бешнова. Не торопятся, а 119-й порог пройдут со страховкой. По плану у нас - дневка.

23.07

Дневка. В устье р.Цирик есть много интересного. Тут и избушка-зимовье, и небольшая, но очень удобная банька с тропинкой, ведущей к заводи с ледяной водой, и огромное количество деревянных идолов-тотемов, вырезанных из дерева останавливающимися здесь когда-то туристами. Поляна вокруг зимовья способна вместить одновременно не один десяток туристов. Есть здесь и оборудованное кострище и большой деревянный стол с навесом и скамьями. А самое главное здесь есть дневник, в котором делают записи все, кто останавливался в этом замечательном месте. Первая запись была сделана в 1979 году группой туристов - плотовиков из г.Свердловска. Обнаруживаем свою запись 1997года и записи групп Камила Вахитова из нашего клуба 2003 и 2005 годов. За дровами приходится идти на крутую сопку выше по течению. Рыбалка здесь нормальная - ловится ленок и хариус, хотя крупного выловили иркутяне. Они-же вчера поймали огромного тайменя - более метра длиной.

24.07

Вышли 9.45 . Прощай Цирик! С 88-го по 101-е препятствие идут сплошные перекаты, почти один за другим. В устье р.Боймэ расположился хорошее оборудованный лагерь нефритчиков; несколько домиков, баня, коптильня, лодки. Недалеко идет промышленная разработка белого скального нефрита. В основном работают местные из Читы и Улан-Удэ. Пристали по их инициативе, поговорили. Все рассказы в верховье о враждебном отношении к туристам - полная чушь. В этот же день к обеду добегаем до 119-го порога, он называется "Прощай Ципа". Заканчивается один из самых интересных участков реки. Зачаливаемся по л/б и идем на просмотр. Зрелище впечатляет. Порог расположен сразу на левом повороте реки. Справа отвесная скала. Под скалой первая ступень порога - слив с мощным котлом и косым валом слева. За ним, примерно через 80м, следующий слив поменьше и без бочки. Третья ступень через 50м почти незаметна при большой воде. Осмотр возможен только по л/б. Страховку лучше организовать с воды в улове чуть ниже третьей ступени. Без особого риска можно пройти вдоль л/б. Интереснее всего идти по центру через самые высокие валы или вдоль п/б через котел (фото ). Примерно так и шли. Предварительно пообедали. Подстраховали Иркутян и расстались с ними. Искали хорошее место для стоянки, устье Амалата не понравилось и стали в устье левого притока Кавыкта. Стоянка сразу за устьем на высоком левом берегу. Место не самое симпатичное. Высоко лезть. В русле притока стоит бульдозер.

От Кавыкты дошли к вечеру до урочища "восьмерка". Интересного мало несет получше. Стали появляться "нефритчики". Вначале приняли их за рыбаков. Эдакие унылые парочки мужичков, тащущие вверх по реке зеленые надувные лодки. На ночлег стали на высоком правом берегу. Вечер приметен тем, что насобирали первую спелую голубику. Пол стакана.

26.07

До Витима дошли за полдня. В усте Ципы пообедали. Далее, через 15 км ниже устья Ципы, горы отступают от реки, долина расширяется и Витим входит в Бамбуйскую котловину. Весь этот участок (около 40 км) течение в Витиме сравнительно медленное, не более 4 км/ч, попадается много островов. В 22.00 стали на правом берегу на ночевку не доходя 4-5 км до устья правого притока Нижняя Джилинда. Масса местных жителей на моторных лодках, и поэтому рыбы в реке становится меньше.

27.07

Со стоянки вышли в 9 утра. Сразу справа Н. Джилинда. Дым от пожаров в долине Бамбуки заслоняет солнце. Течение в Витиме начинает заметно возрастать. Чуть ниже устья Бамбуйки обедаем. Небо все сильнее затягивается дымом лесных пожаров. Горы, замыкающие Бамбуйскую котловину, снова вплотную подходят к воде: Витим вступает в пределы Южно - Муйского хребта. Река сужается до 150 - 200 метров. Течение заметно усиливается. Долина приобретает вид глубокого ущелья. Крутые, обрывистые берега местами покрыты осыпями разрушенных скал. Места очень живописные, много мелких, но очень крутых притоков - ручейков, которые водопадом обрываются в Витим. Такой характер река имеет на всем 50-и километровом участке пересечения хребта. На этом участке предстоит преодолеть 8 препятствий, из них 4 ярко выраженные шиверы. Первая шивера начинается через 8 км после вступления Витима в Южно - Муйский хребет - большая коса длинной 600 м, быстрое течение, бочки, валы до 2-х метров. Следующая уже через 2 км - быстрина с валами, длинна 200 - 250 м. Через 5 км начинается Верхняя Тузалинская шивера, она расположена на левом повороте реки. Русло сужается до 150 м. С правой стороны крутой высокий берег со следами осыпей. Длина шиверы 700 м. Левый берег представляет из себя галечно - валунную косу. Через 4 км относительно спокойного плавания идет шивера Нижняя Тузалинская. Здесь происходит небольшой поворот реки вправо. Крутой скальный берег уже слева, а галечная коса справа. Длина шиверы 600 м. В нашу воду мы проходили шиверы без просмотра, страхуя друг друга с воды. Река зажата с обеих сторон красивыми крутыми скалами. Ширина 100 - 120 м. Дошли до красивого левого притока Тулдунь. Сразу же после притока начинается Многообещающая коса - бывший прииск. Если приглядеться, то можно увидеть и одинокий домик по л/б среди деревьев. Гору Шаман, одну из самых высоких в этом районе (2374 м) не видно из-за дыма. Ниже притока начинается Тулдунская шивера. Длина ее около 1 км. Правый берег на всей длине шиверы - сплошной скальный обрыв. При прохождении лучше держатся по центру или немного ближе к л/б. Волнение довольно сильное, валы до 1,5 м. Течение реки ускоряется. В это время наваливается сильная гроза с дождем. Причаливаем вправо и пережидаем дождь у костра под деревьями. Впервые отмечаю, что в местах удара молнии начинается лесной пожар. До сих пор считал это редкостью. Через час подходим к Сивакской шивере. Слева высокий скалистый берег, справа галечная коса. Основная струя идет слева на право, валы 1,5 - 2 м. Проход чистый, проблем нет. Нас обгоняет моторная лодка с двумя пассажирами. Китайцы, уже ведут себя как хозяева. Через 3 км Витим делает крутой поворот направо и в 1,5 км за поворотом расположена Таксимская шивера. Перед ней река несколько расширяется. Левый берег вдоль шиверы скальный, обрывистый, под ним меньшая часть реки. Правый более пологий, лесистый. На правой протоке в центре огромный камень с прекрасной бочкой. Но уже окончание и никому не захотелось лезть в нее. С обоих сторон проходы свободные. Чуть ноже справа небольшой струйкой впадает р.Таксимо. Затем сразу входим в Ивановскую шиверу. Это последняя шивера нашего похода. Длина шиверы - 600 м. При нашем уровне воды она почти не заметна. Через 3 км окружающие горы, достигнув наибольшей высоты, неожиданно обрываются и Витим выходит на простор Муйской котловины. Издалека виден ЖД мост. Подходили уже в сумерках.

Площадка, удобная для разборки судов, находится метров за 300 до моста по л/б. Здесь подходит дорога по которой до бывшего п. Витим метров 150. До остановки у моста метров 500 идти по дороге ближе к реке. Если забрать влево, то попадешь на станцию Витим до нее 2км. У моста бетонная платформа и указатель "1535км ". Местный поезд "Таксимо-Куанда" подходит в 20.40. За час до него подходит встречный поезд "Куанда-Таксимо".

За 30 мин доехали до ст.Куанда. Здесь у дежурного поставили печать в маршрутной книжке. Билетов у нас нет и оттого в зале ожидания нам не ночевать. Идем в общежитие за 100р с человека. Сходили к Виктору Рыжему. Он как всегда в тайге, общались с женой. Купили прекрасную книгу о Верхне-Каларском районе. Взяли билеты и на полном основании ночевали в зале ожидания - поезд приходит в 5 утра по местному. Билеты на обратный проезд заранее не покупались, поэтому добирались на попутных поездах. Поездов не очень много, ходят они не часто. По этой причине просидели на ст..Куанда полтора суток. От Тынды до Хабаровска ехали в общем вагоне.

Материально - техническое обеспечение похода

Список снаряжения

  1. Кат-4 - 1 шт.
  2. Кат-2 - 3 шт.
  3. Выброска - 5 шт.
  4. Запасные весла - 5 шт.
  5. Палатки - 3 шт.
  6. Топоры - 2 шт.
  7. Пила ножовка - 2 шт.
  8. Пила цепная - 2 шт
  9. Котлы с крышками - 3 шт.
  10. Таганок - 1 шт.
  11. Тент - 2 шт.
  12. Радиостанция - 4 шт.

Продукты питания, раскладка

Продукты питания закупались с расчетом на 10 человек на активную часть маршрута. Все продукты были закуплены во Владивостоке. Активная часть составляла 15 дней. Поэтому было изготовлено 15 мешочков - по одному на день. В каждый мешок мы разложили порцию продуктов на один день; завтрак, обед, ужин и перекус. Сухари заготавливали индивидуально по 1,5 кг на каждого. Дежурили в походе по 2 человека. Смена дежурных происходила утром после завтрака. Дежурному экипажу передавалось костровое снаряжение и дежурный мешок с продуктами. Меню было составлено на 5 дней и в последующие дни повторялось.

Смета расходов на поход

Статьи расходов На 1 чел. На 10 чел.
1 Транспортные:    
Поезд Владивосток – Чита 1460 14600
Поезд Куанда – Тында – Владивосток 1640 16400
Автобус Чита—оз.Баунт 1080 10800
2 Питание:    
На подъездах 260 2600
В походе 650 6500
Хоз расходы: 20 200
Аптечка   800
Ремнабор   400
  Всего 5230р 52.300р.

Выводы

1. Река соответствует IV к.с. для катамаранов.

2. Протяженность сплава по GPS - 615 км.

3. Пройден маршрут несколько быстрее - много нефритчиков в конце маршрута и хочется быстрее закончить.

4. Маршрут является хорошей базой для тренировки на реке с большим расходом воды.

5. Район путешествия является очень познавательным с точки зрения ознакомления с природой и бытом местных жителей.

Рекомендации

Планируя маршрут в начале июля, получите очень хорошую рыбалку и полное отсутствие грибов и ягод. Большая вода только сошла и все берега - сплошная топь. При составлении графика движения следует обратить внимание на участок с медленным течением от оз.Баунт до зимнего гидроствора метеостанции Ую, огромное количество меандров и ограниченное количество мест для стоянки. Ориентироваться здесь очень сложно, поэтому нужна хорошая лоция. У нас была с собой GPS. Смогли ориентироваться по пройденному расстоянию. Вообще основным критерием является Чистое Ходовое Время. 50 ходовых часов - вот основной довод. Вода в Ципе теплая - особой необходимости брать гидрокостюмы нет. Продукты питания следует брать с собой полностью, не рассчитывая на пополнение запасов в пути. В Багдарине закупить хлеб, конфеты. Можно несколько сэкономить припасы и разнообразить меню рыбными блюдами (особенно на верхнем и среднем участке Ципы). В этом случае желательно взять с собой дополнительный запас масла, соли, муки. Рыбы много. В верховьях и после порожистого участка - щука, окунь, елец, сорога. На порогах - ленок, хариус. Мошки и комаров много, репелленты нужно брать. Особенно достают оводы. Кусаются больно, не боятся ни солнца, ни ветра. Годятся в качестве наживки для ловли рыбы.

Самый интересный, в спортивном плане, участок от гидроствора до 119-го порога.

В это время погода преимущественно солнечная. Очень пригодятся взятые с собой крем от загара, кепки и солнечные очки.

Список литературы

  1. Карты по р.Ципа с 20.07 по 24.08.2001г. г.Санкт-Петербург
  2. Отчет о водном спортивно-туристском походе IV к.с. по р.Ципа в июле 1997г. ТК "Сплав" г.Владивосток .Кариков Г.Г
  3. Отчет о водном спортивно-туристском походе IV к.с. по р.Ципа в июле 2004г. ТК "Сплав" г.Владивосток. Вахитов К.Ш.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию