Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 481 0

Автор: Иван Рябошапко

Источник: vladsplav.narod.ru

 

Прошлогоднее знакомство на реке Китой с группами дальневосточников и москвичей не прошло бесследно, а имело продолжение, выраженное в коллективном сговоре, о походе на Алтай. В силу своего слабовольного характера, мы пошли на поводу наших, вновь приобретённых, товарищей и с энтузиазмом откликнулись на это предложение. О чём в последствии ни разу не пожалели.

После долгих переписок и переговоров нашего специалиста по связям с общественностью - Дмитрия Швецова, а также духовного гуру и наставника - Сергея Климина, организационные вопросы были утрясены, рюкзаки упакованы, продукты завёрнуты, а наша Зеленогорская группа была препровождена провожающим людом на вокзал и со всем скарбом запихнута в вагон поезда, который доставит нас в славный город Новосибирск для непосредственного воссоединения с остальной частью нашей сборной. Хочется отметить, что география нашей сборной команды действительно широкая: Владивосток, Хабаровск, Зеленогорск, Пермь и Москва, а всего 14 человек.

Сама поездка по своему содержанию мало чем отличается от всех остальных. План мероприятий опытным путём уже давно отработан и, исходя из его приятных и полезных аспектов, не меняется. В начале распихивание нераспихиваемых рюкзаков, всевозможных тюков и сумок. Затем упорное доказывание проводнику, что всё это есть части спортивного снаряжения и ни в коей мере не могут подлежать оплате. После, успокоительные беседы с соседями относительно полной безопасности нависающих над ними многокилограммовых рюкзаков. Когда наконец проводник убеждён, а соседи успокоены, мы можем рассесться, и с чаем, под холодные закуски, поговорить о будущем походе и вспомнить прошлые. В силу высокоморальной нравственности, а также воспитания, своими корнями уходящего в глубоко интелегентные традиции, наши беседы проходят тихо и мирно, не задевая чувств и достоинства окружающих. Правда есть и свои "подводные камни", несмотря на нашу сдержанность, концовка несколько стирается и детали не всегда всплывают в памяти. Видимо их сильно прижимает груз вопросов которые мы обсуждаем, поэтому детали потом и не могут всплыть. На этом фоне вполне логично, что встреча в Новосибирске мною вспоминается не совсем чётко, но зато осталось ощущение радости от того, что мы, наконец, все вместе, что я снова увидел ребят, с которыми проходили вместе Китой и Кавказские реки. Хотя нет, одно воспоминание ярко отпечаталось в моём мозгу - подходим к привокзальной площади, где расположились уже прибывшие участники похода. Издалека видна толпа народа с кучей вещей и в этой массе вдруг всплывает зеленоголовое очарование приобретающее очертания Дроновой. "Боже мой" - думаю - "Допился, что в глазах зеленеть начало". И только подойдя разглядел, что это очередной эксперимент Дроновой над своей причёской. Честно говоря: здорово, прикольно и смело.

Предполагалось, что практически сразу по нашему приезду мы начнём загрузку в автобус, но его по каким то причинам не было. Зато появилось время ещё не единожды выпить за встречу, что окончательно подломило мой и без того ослабленный организм. А так как дневник это есть изложение на бумаге своих воспоминаний, то в виду отсутствия оных загрузку я опущу, как и большую часть пути в автобусе. Собственно я думаю, ничего интересного там не было. А вообще дальнейший наш путь, от Новосибирска до посёлка Акташ, находящийся на реке Чуя, продолжался в автобусе "Икарус", в котором кроме нас, забрасывались на Алтай ещё много туристов разных конфессий. Останавливались несколько раз на перекуры и чтобы размять конечности. Путь был не близкий, и где-то к полуночи мы подъехали к селению Белый Бом, расположенное на реке Чуя. И тут выяснилось, что дальше - до пос. Акташ - водитель нас не повезёт, потому что путёвка у него только до этого самого Белого Бома. Если выражаться литературно, то мы были несколько озадачены таким поворотом дел. По предварительной договорённости Павла Евгеньича - руководителя нашего похода, в пос. Акташ нас должен был ждать ЗИЛ-131, а тут такие заявления со стороны водилы автобуса. Переговоры шли долго и нудно, однако под гнётом наших доводов товарищ автобусоведущий был всё же склонён к мысли, что нас действительно нужно довезти до Акташа, до которого оставались сущие пустяки - 40 км

Не доезжая 2-х км до посёлка, в пятом часу утра, мы остановились у гостиницы, расположенной слева от дороги и на поляне перед ней разбили наш палаточный лагерь. К нашему удивлению машины, которая должна была нас ждать, там почему-то не оказалось. Решив, что она появится утром, стали заниматься хозяйственными делами. В темноте собрали дров и развели костёр. К тому времени стало светать, так что спать практически никто не ложился, а утомившийся народ стал требовать с дежурных ранний завтрак. К сожалению этими дежурными оказались мы с Климычем, и на нас легла нелёгкая задача - в полупохмельном состоянии, в совершенно не городских условиях, на костре и в котелках, из нашей "разнообразной", но достаточно калорийной и богатой микроэлементами раскладки, готовить рацион, удовлетворяющий все пожелания нашей группы. Мы это сделали, нам даже помогали. Оля - о, хвала этой замечательной женщине - приготовила даже какие-то альтернативные закуски. Это нас наверно и спасло от немедленной расправы и линчевания на месте. Хотя не пойму, почему народ на нас так выразительно смотрел. Каша получилась вполне питательной и даже с кусочками каких-то фруктиков.

К восьми утра к нам присоединились Дима и Алёна, которые по своему обыкновению не ограничиваются общепринятыми планами похода, а всячески стараются его разнообразить дополнительными маршрутами и впечатлениями. Для чего им приходится выезжать несколько раньше или откладывать своё отбытие на более поздний срок. В принципе такая тактика себя оправдывает, в смысле проведения подобных мероприятий после похода - охватывается более широкий район и появляется опыт проведения походных мероприятий с минимальным набором вещей, что существенно облегчает передвижение, но несколько сковывает в средствах и продуктах, ну ещё немного не хватает вещей. Зато это даёт в очередной раз убедиться в широте и доброте Российского народа, готового в любое время прийти на помощь сирому и убогому.

Обрадованные и успокоенные, что теперь уже весь состав группы собрался вместе и по приезду машины можем отправляться к Карагемскому перевалу, мы расслабляемся. Но Дима молодец. Видя такое неоправданно благодушное, состояние группы, он задаёт свой каверзный вопрос: "А где мой рюкзак?". " А вот он, Димочка, на месте. Мы, Димочка, везли его тебе специально, аж из самого городу из Зеленогорску!". Однако парень не смутился и задал нам ещё каверзней вопрос: "А где мой ещё один, товарищи, рюкзачочек, который вы тоже должны были привезти?". И тут надо признаться Димочка нас уел. Мы искренне присели и не знали, что же ответить нашему товарищу Димочке.

А оказывается, что вместе с катамараном, привезённым Димочкой для дальневосточников и оставленным им в Новосибирске в камере хранения им же, там же был оставлен ещё один рюкзак с его вещами. Евгеньич по приезду в Новосибирск забрал из камеры хранения и катамаран, и рюкзак, но в суете совершенно забыл про него, и рюкзак в куче общих вещей был загружен в автобус. Когда приехали в Акташ и выгрузили все вещи, то рюкзак остался в автобусе, и мы ещё думали, что какой то незадачливый турист забыл свои вещи. О том, что рюкзак этот Димин мы даже и не думали, так как нам он о нём ничего не говорил и не предупреждал. Пришлось Евгеньичу созваниваться с фирмой, отправившей автобус, благо сотовый в Акташе ещё работает, искать машину, чтобы в Горноалтайске перехватить его и привезти обратно к нам.

Это приключение задержало нас около Акташа ещё часов на шесть. Свободное время надо было занять чем-нибудь полезным. А в походе нет ничего полезнее, чем мероприятия по обеспечению безопасности группы, и мы занялись проведением этих мероприятий. Сейчас объясню каким образом это происходило. В преддвериях похода по переписке было оговорено, что лимит по алкоголю будет ограничен и строго регламентирован пятьюдесятью граммами на человека в день, и ещё немного в аптечку. Мы в принципе от этих норм не отходили. Но почему-то каждый подумал, что задача по закупке алкоголя ложится на него, и практически все взяли такое количество спиртного, что запаса одного человека вполне хватило бы на всю группу на весь поход. Когда мы примерно прикинули сколько у нас змия в рюкзаках, то получилось эквивалентно 35-ти литрам спирта. Обеспокоенные таким масштабом проблемы мы самоотверженно и занялись уничтожением источника потенциальной угрозы нашей безопасности. Конечно весь запас за раз искоренить мы не могли, однако самые сознательные члены команды отдали всех себя в этой неравной битве. Поэтому, согласно строгому закону жанра документалистики, к которому относятся дневники, я опять же опущу некоторые моменты, такие как приезд ЗИЛ 131, возвращение рюкзака в родительское лоно, то есть на Димины плечи, отъезд из Акташа и большую часть пути до Карагемского перевала. По правде говоря, в этом промежутке времени тоже ничего интересного не происходило, а если кто будет утверждать обратное - не верьте им, они врут.

Очнувшись от тяжёлых ранений, полученных в неравной утренней битве, узрел вокруг себя ненавязчивую красоту высокогорного плато и неспешный бег верхнего течения реки Чуя, по которой мы подымались на машине. Пейзаж достойный руки художника - минималиста, который не вызывает бурю эмоций, но заставляет с тихой восторженностью созерцать открывшуюся пред тобой ширь каменной долины, окаймлённой где-то вдали горными хребтами. Трясло в машине нещадно, вообще странно как она ещё передвигалась, потому что в некоторых местах дороги вообще небыло, а присутствовало одно лишь направление и то усыпанное всё камнями. Однако благодаря тому, что предыдущие дни были сухими, водитель благополучно забрался на Карагемский перевал и даже немного спустился вниз, по правому притоку р. Карагем - Иолда-Айры. Доехав до места где дорога упиралась в речку, так как склон по которому она проходила ранее был обрушен землятресением двухгодичной давности, наше автомобильное путешествие было закончено. На улице уже смеркалось, время подходило к девяти часам. На наше предложение остаться с нами переночевать водитель отказался и в ночь отправился обратно по этой "Военно - Алтайской дороге". По классификации автомобильного туризма нашему водителю можно смело присваивать шестую категорию сложности.

На улице шёл мелкий дождик, который не давал нам расслабиться, а мобилизовал наши силы на скорейшую установку лагеря. Остальную часть вечера мы провели под тентом, что нисколько не умалило прелести первого, по настоящему походного, вечера.

12.08, четверг

Утро следующего дня, в подтверждение народной мудрости, добрым небыло. По непонятной причине мы с Климычем снова были дежурными, что заставило вставать нас на час раньше, а именно в семь часов. Погода была явно не летняя: моросил мелкий дождик, а по коже от холода бегали какие то мелкие животные называемые в простонародье - муравьями. Хотя нам казалось, что это были новорожденные детёныши бегемотов. Однако завтрак был приготовлен, народ поднят, а вкусная и полезная каша съедена. После приёма пищи стали сортировать свои вещи и снаряжение для дальнейшей их переноски к Карагемской поляне, которая находится на стрелке р. Иолда-Айры - р. Карагем, примерно в восьми км. от нашей ночёвки. Так как вещей много то придётся ходить два раза. Чистое ходовое время в одну сторону заняло 80 мин. с одним перекуром. Шлось неплохо - либо по старой дороге, либо по хорошей тропе, в которую превратилась дорога, потому что ей сейчас не пользуются из-за того, что она разрушена в нескольких местах землятресением, или просто смыта рекой. В начале путь пролегал вдоль реки, в трёх местах проходя по сыпухе. Хочется отметить, что в 100 метрах ниже первого прижима с сыпухой находится хорошая стоянка с дровами и ровной поляной для палаток. Примерно через 30 мин. дорога от реки отходит и начинает забираться вверх. Подниматься приходиться минут 15 - 20, а затем 30 мин. спуск к Карагемской поляне. На ней стоят два приличных дома, а в конце поляны баня. В общем, все условия для полноценного отдыха и достойных мероприятий по личной гигиене. Прийдя на поляну, освободили рюкзаки и после недолгого перекура налегке отправились за второй партией вещей. Дошли без перекура, так же за 80 минут.

В первой половине дня погода была хорошая - располагающая к пешим передвижениям, т.е. в меру пасмурная и прохладная, а временами даже проглядывало солнышко. Когда пошли обратно, к месту предыдущей ночёвки, небесная канцелярия за что-то на нас обиделась, и сверху закапал приличный дождик. На этом дело не ограничилось, и вскоре дождь перешёл в град. Для пешки конечно не нужна жаркая погода, но фанатизм в похолоданиях тоже ни к чему. В лагерь пришли все мокрые и буквально через пять минут начали замерзать. Дима с Алёной оперативно организовали костёр, на котором вскипятили чай и жизнь начала налаживаться. Когда немного отогрелись, смогли собрать остатки вещей и направить свои стопы обратно. Без происшествий дошли до поляны, где нас уже ждал обед, приготовленный оставшимися здесь Ольгой, Юлей и Андреем. После обеда и отдыха занялись сборкой катамаранов. За этим занятием встретили вечернюю зорьку.

А вечером нас ждал шикарный ужин с десертом - арбузом, который купили в Акташе с намерением съесть его, когда закончится заброска. Но видимо в тот день так устали, что про него никто не вспомнил. Врождённая хозяйственность не позволила оставить столь ценный продукт на съедение диким зверям, да они, скорее всего и не оценили бы столь широкий жест. Поэтому тащил эту 12-ти килограммовую ягодину все 8 км на себе.

Воодушевлённые таким гастрономическим разнообразием до поздна просидели у костра под аккомпонимент дальневосточной гитары на которой Евгеньич отыграл целый концерт.

13.08, понедельник

Сегодняшний день начал радовать нас с самого утра - голубое, чистое небо, благоприятствующее неспешным, но тщательным сборам. По планам до обеда доработка катамаранов и по готовности сплав до первого каньона, куда мы доплыли за 25 мин после старта.

На этом участке реки русло довольно узкое и извилистое, попадались несильные прижимы. Вообще, в некоторых местах, была поразительная схожесть с верховьями реки Кинзилюк, примерно в 6 - 7 км выше её левобережного притока - р. Сурунуг.

Чистого ходового времени сплава получилось 18 мин, с одной промежуточной остановкой. На одном из плёсов, откуда открывался вид на распадок левобережного притока Карагема р. Калын-Огач, мы остановились, получили очередную инструкцию от нашего руководителя - Евгеньича. После этого их экипаж, в котором помимо Евгеньича ещё были: Володя - он же командир катамарана, Саня - он же "Кроха" и Юля - она же Дронова, молодая девчонка, но уже с достаточным опытом, поплыл к этому притоку, от которого начинается "Верхний Карагемский каньон". Остановившись в улове, перед каньоном, где смогут вместиться все наши четыре катамарана, Евгеньич даёт по рации команду переплывать к ним остальным экипажам. Остановились на правом берегу, сразу за притоком и высадились на пологую полку берега всю заросшую карликовой ивой.

После перекура все вместе отправились на разведку "Верхнего каньона". Данный участок каньоном называется условно, скорее это ущелье с крутыми сыпучими берегами, местами заросшими лесом. По низу просмотрели пороги "Стартовый", "Олимпийский" и "Эридан". Путь в одну сторону занял примерно 1,5 - 2 км, где шли по берегу, где приходилось огибать прижимы, но на всём пути нигде не встретилась просмотровая тропа. Хочется отметить, что при нашей воде, которая, по словам дальневосточников, чуть выше средней, пороги "Стартовый" и первую ступень "Олимпийского", вполне можно пройти и гружёными, хотя такой проход, впрочем как и разгруженными, будет требовать собранности и значительных усилий, чтобы своевременно уходить от большого количества подводных и надводных камней, острозубо торчащих в русле и с серьёзным навалом воды на них. Вторая ступень "Олимпийского", значительно отличалась от предыдущей, здесь действительно есть где почесать голову. Крутой левый поворот, в начале которого практически всё русло перегорожено камнями, на которых в некоторых местах ощетинившись торчали завалы из брёвен и корневищ. Между камнями имеются узкие проходы, но в них при такой скорости течения которое имеет река, крайне трудно втиснуться. В общем вариантов у нас не много - либо пытаться успеть проскочить в узкие ворота в центре русла, в которых ещё находится полуобливной камень, встреча рамы с которым не сулит ей ничего хорошего, либо идти вдоль правого берега, где придётся скакать по камням и протаскивать катамаран в негабаритах.

Разведку сделали почти до конца порога "Эридан". На правом повороте, следует быстроток метров 80, где тоже придётся маневрировать между камнями образующими неплохие сливы. Однако это ещё не всё: после поворота левая треть русла завалена крупными скальными обломками, от которых надо успеть уйти вправо, однако этому мешает направление струи и гряда больших камней расположенных вдоль центра реки.

Ну да ладно - собственно сегодня у нас только теоретическая часть прохождения, а практическая начнётся завтра. вот тогда и поломаем голову.

Произведя предварительную разведку пошли вверх по лесистому склону в поисках тропы, которая описана во всех отчётах и отмечена на карте. Набирать пришлось 100 - 150 метров высоты и в гидрашках этот путь выжал из нас много сил и пота. К счастью тропу мы всё же нашли и по ней за 15 мин добежали до наших катамаранов. Евгеньич принял решение, что сегодня вещи обносить не будем, так как на пути нашей разведки подходящих для стоянки мест мы не нашли, а идти бог знает сколько не было смысла. К тому же мы опережали график похода на пол дня. Оттащили вещи на поляну находящуюся в 100 метрах от берега, на невысоком холме и встали там лагерем.

Завтра будем пытаться пройти "Верхний каньон". К Карагему ни в коем случае нельзя относиться предубеждённо, впрочем как и к любой другой реке. Так что утром надо собраться, сосредоточиться и отблагодарив местных духов, с их помощью благополучно пройти запланированный нами участок.

14.08. вторник

Всю ночь шёл дождь, так что все вещи, легкомысленно оставленные на улице, полностью пропитались водой, поэтому после завтрака пришлось одевать на себя мокрые и холодные гидрашки. Собрались примерно в 9-30 и пошли ещё раз на разведку первого порога. Основным его препятствием являлись каменные ворота с острым обливняком на выходе. По ходу выставили на страховку людей со спасконцами, а так же на видео и фото съёмку. (Что в этом походе хорошо - нет недостатка в видео и фотоаппаратуре, и что более приятно - народа вполне достаточно, чтобы всю эту технику задействовать в местах съёмки)

Первый порог пройден всеми экипажами благополучно. Далее е тем же набором мероприятий пошли просматривать следующий порог - "Олимпийский", состоящий из двух ступеней. После просмотра приступили к прохождению. Сразу за первой ступенью пришлось "выбрасываться" на правый берег между близколежащих камней в небольшой сливчик, причём чалка была принудительной, так как если катамаран попадёт на камни, то его можно повредить. А причиной такого манёвра было бревно находящееся под водой в левой, вполне нормально идущейся, протоке. Причём оно так отвратительно торчало поперёк струи, что миновать его было крайне сложно, а наскочив на него запросто можно переломить раму. Обнесли наши посудины по берегу буквально 10 метров и отправились на разведку второй ступени порога "Олимпийский" и, практически сразу идущего за ним, порога "Эридан". Идти было неудобно, приходилось пробираться по сыпухе, бродить по воде и скакать по камням. Приемлемого места для чалки между порогами небыло, поэтому приняли решение идти сразу вторую ступень "Олимпийского" и "Эридан". Общая протяжённость этого участка была около 1 км.

Меня отправили с "морковкой" (так в простонародье называется спасконец за его красный цвет) в самый конец порога "Эридан", в улово, куда будут чалиться катамараны. Так что прохождение самых интересных участков первым экипажем мне увидеть не удалось. Хочется отметить, что практически все препятствия первыми проходил экипаж дальневосточников, имевший больший опыт хождения по шестерочным рекам нежели другие участники похода. Однако когда мы шли обратно со страховки к своему катамарану удалось посмотреть прохождение двойки и экипажа москвичей. В "Эридане" двойку на камнях и валах подкидывало как седока на необъезженном мустанге, но ребята молодцы - из всех критичных ситуаций выходили благополучно.

Было интересное место, где надо было попасть между двух больших надводных камней идущих друг за другом, между ними слив, с которого необходимо уходить резко вправо. Этот манёвр усложнялся тем, что струя била дальше прямо и наваливалась на большой второй камень. Во время разведки все планировали в воротах уходить вправо, однако ни у одного экипажа этого не получилось. Все налетали на первый камень, от него отбрасывало и полулагом сносило ко второму камню, где уже кормой экипаж уводил катамаран вправо. Не получилось только у московского экипажа, их так и понесло кормой в левую протоку всю утыканную камнями. Там им конечно досталось по полной программе. Пришлось ребятам и по камням скрестись, и сваливаться с них, и довольно долго сидеть зажатыми между этих булыжников. Но к счастью всё обошлось безаварийно. Правда перед этим, во второй ступени "Олимпийского", где все экипажи проходили по центру, падая в слив, слева ограниченный здоровенным корневищем, а справа довольно острым большим камнем, москвичи погнули последнюю поперечину. Слив не большой - 0,7 м, но коварство его, помимо трудности чёткого захода в него из-за скорости потока, заключалось ещё и в том, что посередине в сливе находился полуобливной "зуб" с острыми краями. Если пропускать его между баллонов, то наверняка сядешь на него поперечиной. Решили рисковать и идти по этому "зубу" левым баллоном. У трёх экипажей, у кого лучше, у кого хуже, это получилось. Московская же четвёрка четко вошла в слив, но чуть не подрасчитала и пустила этот камень между баллонов, и когда катамаран стал падать со слива, то последняя поперечина ударилась об него от чего и погнулась. Четвёрку зеленогорцев при прохождении этого участка пронесло по этому камню немного дальше, чем надо было и они наехали на выступающий из воды камень, где их развернуло лагом. Один баллон оказался внизу за камнем, а второй на нём, струёй стало потихоньку подламывать катамаран, но спас объём баллонов. С трудом сползли с этого камня, так же с трудом сделали вертушку, по ходу подскакивая на камнях, которыми щедро было усеяно русло. "Эридан" прошли в принципе по намеченной траектории, только немного не доработав в каменных воротах о которых писал выше. На выходе из порога сели ещё раз на камень, на котором, кстати, перед этим уже посидели дальневосточники. Но видя близкое окончание порога и относительно чистый быстроток ниже камня не стали суетиться, а даже немного отдохнули на нашем временном пристанище, прокричав страхующим на берегу, чтобы они принесли нам сюда обед и кофе, в чём нам в категорической форме было отказано, так что пришлось слазить с катамарана прямо в реку, чтобы столкнуть его с камня. Ниже порога зачалились в удобном улове, где нас уже поджидали остальные экипажи. Здесь на берегу организовали обед после которого отправились дальше.

До конца дня преодолели ещё 4 препятствия, а разведок было ещё больше. Был и слалом, и весёлые горки. Вообще, речка ещё та, на простых прогонистых участках категория была не ниже четвёртой. Это считались шиверистые участки.

Прохождение порогов занимало много времени. Надо всё посмотреть, оценить, организовать страховку каждого катамарана, съёмку. Поэтому, несмотря на то, что весь день находились в движение, расстояние, пройденное по реке, оказалось невелико. В седьмом часу причалили к правому берегу, ниже препятствия № 8, которое по описанию не считается даже порогом, но на наш взгляд тянуло не ниже пятёрки. Сразу за сливом, находящимся в центральной части порога, в правой его части стоял приличный полуобливной камень, который грозил переворотом при неловком наезде на него, поэтому приходилось усиленно угребаться в лево. Результатом этого манёвра были наезды на другой камень - поменьше размерами. Ощущения не из приятных, когда на скорости врезаешься во что то твёрдое.

После прохождения порога вытащили посудины подальше на берег, переоделись и отправились пешком обратно в лагерь.

Хорошо возвращаться на уже обжитую поляну. Палатки на месте, тент натянут, дрова есть - красота. Сегодня вечером, после ужина, вдохновлённые первыми порогами засиделись допоздна, периодически прикладываясь к сосудам со спиртным. Наутро, когда Евгеньич подсчитал сколько было выпито 70-ти градусной самогонки, слегка был удивлён - 4 литра, как одна капля канули в лето, никто и не заметил. Ничего удивительного - чистая совесть, здоровые нервы, почему бы и нет. Впрочем, надо отдать должное нашему адмиралу, он, в процессе похода, сильно не ограничивал нас в мероприятиях по уничтожению запасов спиртного, справедливо полагая, что всю накопившуюся дурь из этих умников выбьет обнос груза до следующего базового лагеря.

15. 08. среда

Сегодня по плану разобрали лагерь и перенесли вещи до правобережного притока р. Камрю. Поставили палатки, пообедали и отправились к нашим катамаранам оставленным в одном километре вверх по Карагему. Этот участок - до р. Камрю - прошли без особых трудностей, так как серьёзных препятствий небыло. Кстати, расчёты Евгеньича оказались верными - всё болезненное, что было у нас с утра, после вчерашних посидело, благополучно улетучилось вместе с потом во время пешки.

16. 08. четверг

Сегодня оставляем вещи в лагере и пытаемся дойти до конца второго каньона. Длина каньона примерно 3,5 км и на этом участке находится 10 порогов, некоторые из которых весьма серьёзные.

Что-то в этот день у нас не заладилось с самого начала, но об этом позже. Хочется отметить, что напротив устья р. Камрю находится огромная селевая осыпь, которая образовалась в 2004 г. во время землетрясения. Из-за неё русло было полностью засыпано обвалившейся породой, и речке пришлось пробивать себе новое русло. В некоторых местах, для того чтобы подойти к берегу, приходилось плыть между деревьев, которые в недалёком прошлом были лесом. Из под воды торчали повалившиеся стволы угрожая нам своими расщепленными стволами.

В начале дня переправились на левый берег Карагема, высадились на селевую осыпь и обнесли порог "Селевой". Этот обнос заставили нас сделать два поперёк лежащих бревна перегородивших всю единственно проходимую протоку. А жаль, в этом пороге было такое крутое падение воды, с замечательным водостоком, что при прохождении у нас наверняка захватило бы дух. Далее, порог "Селевой" практически сразу переходил в порог "Нагдаун". Интересный, длинный порог, но часть его, так же, пришлось обносить по берегу из-за завала посреди реки. Далее пошли друг за другом, периодически останавливаясь для непродолжительной разведки. Препятствия были не критичные, так что даже не приходилось выставлять страховки, до тех пор, пока не начали прохождение порога "Бобслей".

Не самое сложное препятствие из тех, что нами сегодня были пройдены - крутой левый поворот с навалом на скалу, перед поворотом метровый слив, который с обеих сторон ограничен камнями. Первые три экипажа прошли нормально. Перед поворотом входили в слив, на скорости ударялись в каменную стену и, отскочив от неё, благополучно уходили дальше. Наш катамаран, как обычно, шёл замыкающим. Прошедшие экипажи спокойно ждали нас ниже порога, на плёсе левого берега, не выставляя страховки, так как были абсолютно уверены в нашем благополучном прохождении. Но мы устроили нашим товарищам такой сюрприз, который стал неожиданностью и для них и, тем более, для нас. При заходе в слив мы взяли несколько правее и нас занесло в карман образованный изгибом скалы, где катамаран развернуло боком и придавило к скале. Практически сразу, баллон оказавшийся с внешней стороны, потоком стало подламывать под воду, а другой - левый - выдавливать на каменную стену. Климыч сидевший на правом баллоне попытался разгрузить его и полез на мой, левый баллон, однако это не помогло. Буквально через несколько секунд послышался какой то треск и наш катамаран, словно зажатый во льдах корабль, подломился, сложился и перевернулся. Климыч с Димой были в более выгодной ситуации, они сидели с внутренней стороны переворота, поэтому сразу после переворота оказались между баллонов, а это большой плюс в деле личного спасения. Мы же с Алёной, в силу своего местоположения, полетели по большой дуге и оказались в воде уже за спасительным судном. Хорошо, что вдоль всего борта навязаны специальные леера, как раз для подобных ситуаций, за который я каким то чудом успел уцепиться. Хотя, наверное, это не чудо, а результат опыта предыдущих переворотов, которые во время полёта научили думать не о том: "Ах, какой ужас произошёл", а за что бы вцепиться, чтоб не пойти самосплавом. Что интересно при перевороте - каким же образом удаётся вылетать из стремян, которые перед отплытием максимально затягиваешь на своих коленях. Вынырнув из воды помню только как мои ноги долбило по подводным камням, которые не давали принять более или менее удобное положение, что бы перебраться во внутрь баллонов, к тому же одной рукой приходилось держать весло. В общем колбасило нас по камням по полной программе. Ладно, вроде держусь нормально, можно и потерпеть, но всё хорошее быстро заканчивается. Немного оглядевшись, увидел, что нашу сторону сейчас прижмёт к скале, и я окажусь между ней и баллоном и тогда меня основательно подрехтует, а это в мои планы пока не входило. Пришлось выбирать - либо сохранить весло, но при этом быть прижатым к скале, либо попытаться забросить его внутрь катамарана и поднырнув попасть в середину посудины. Раздумья были долгими и мучительными, почти целую секунду, в конце которых я всё же куда то кинул весло, как выяснилось не в ту сторону, потому что оно, почему то поплыло рядом со мной. Ну и фиг с ним, на кате ещё три запасных весла, а морда лица даётся только один раз, если где ни будь снесёшь её, потом на место не поставишь. Поднырнул под баллон, ухватился за что-то внутри, как оказалось это был Климыч и стал перебираться в центр катамарана. Вроде бы простое занятие, но когда тебя при этом долбит по камням, а спасик при этом цепляется за что попало, то простое мероприятие превращается в довольно затруднительный процесс. Нисколько не сомневаясь, что этот процесс доставит моему капитану удовольствие, я по его бренному телу, стал переползать дальше, по пути вдавливая его в остатки рам и верёвок, освобождая себе жизненное пространство. Думаю от слов благодарности, со стороны Климыча, меня спасло его нежелание захлебнуться, потому что по мере продвижения я периодически наступал ему на голову погружая её под воду. С горем пополам очутившись там куда так стремился стал недоумевать - "Что за фигня, почему не на что встать, какие-то одни верёвки, а твёрдой опоры в виде поперечины рамы не наблюдается". Ладно, этот вопрос оставим до прибытия на берег. А пока будем пытаться схватить спасконцы, которые усердно метали в нас с берега наши более удачливые товарищи. Вот что значит опыт: ребята махом сориентировались и без промедления организовали спасработы, которые принесли свои положительные плоды. Я и Климыч схватили по спасательной верёвке и тут уж вцепились в них с такой силой, что позавидовал бы любой омедаленый бультерьер. По дуге нас прибило к берегу, где нас под белы рученьки и подхватили. Во время спас работ, из-за того, что у Димы Захарова не были одеты перчатки, а Климыча перчатки с обрезанными передними фалангами, верёвкой довольно серьёзно им порезало пальцы, что потом болезненно сказывалось в течении всего оставшегося похода.

На берегу выяснилось, что в результате не совсем удачного переворота, в прижиме нашему бедному транспорту переломало все рёбра, то есть все пять поперечин. Все были крайне удивлены - поломать пять металлических труб, причём с обоих краёв их крепления к продолинам рамы, нужна очень серьёзная причина для такой антипатии воды по отношению к нам. От полной разборки ката спасла нас техническая деталь при строительстве посудины на берегу. Две чалки - новая и кормовая - были закреплены за внутренние продолины, которые и предотвратили полную катастрофу. Как этот мудрый филин - Климыч до этого додумался, остаётся только догадываться. Но на будущее мы для себя решили, что вязать чалки будем именно таким образом.

Ну что ж, дело сделано - кат поломан - можно приступать к ремонту. В этот процесс включились все. Одни пошли пилить ёлки для поперечин, другие стали готовить судно к реанимации. Общими усилиями уже через два с половиной часа мы были готовы к дальнейшему нашему путешествию. Пока ремонтировали катамаран, успели приготовить обед и покушать.

К концу запланированного на сегодня участка пути, после обеда, добрались на удивление очень быстро и без каких либо происшествий. Встали в конце второго ущелья, на большой косе, напротив живописного распадка реки Тингеду и рядом с устьем реки Куканду-Одро, которые впадают в Карагем почти напротив друг друга. Скинули гидрашки и отправились к стоянке на Камрю, чтобы сегодня вернуться с вещами обратно. Что мы благополучно до вечера и сделали. Однако обратно с рюкзаком шлось плоховато, сказывались побитые во время переворота ноги, да ещё и стёр всё между ними, как на зло. Во время переворота ноги довольно плотно соприкасались с неровностями дна, из-за чего появились ушибы. Чтобы заглушить боль натёр бёдра согревающей мазью, а когда стал натягивать гидрашку, то часть этой мази переместилась выше, как раз в область паха. После этого я совершенно забыл о побитых мышцах ноги. Ребята не натирайте апизотроном внутреннюю часть бедра, а то будет жечь очень сильно не там где надо.

Сегодня вечером мы с Климычем для себя наложили табу на алкоголь. Как очаровательно ночное трезвое небо над головой.

17.08. пятница

Отплывали утром с чувством лёгкого мандража от вчерашнего происшествия, которое несколько поостудило наш пыл.

В этот день прошли два значимых "пятёрочных" порога - "Винт" и "Разбойник". Сам по себе "Винт" идётся нормально: несколько "бочек" по струе и крутой правый поворот. Вся фишка заключалась в том, что на выходе, в проходной протоке, посередине стоит острый каменный зуб, на который наваливает вся струя. Есть проход правее от зуба, но туда очень трудно угребстись - за маленькое расстояние необходимо успеть перегрести очень мощный поток. Четвёрки дальневосточников и москвичей, по крайней мере, в полной степени этого сделать не смогли. Дальневосточники наскочили на зуб левым баллоном, и их довольно сильно накренило, а москвичи пропустили его между баллонов и врезались в него рамой. К счастью раму не поломало, благодаря привязанной к ней берёзовой жерди для дополнительной прочности, а вот звук от удара был слышен даже на берегу, несмотря на сильный рёв воды. Их развернуло, и они благополучно скатились вниз. Угребстись успела только двойка, но у неё и манёвренность не в пример четвёркам.

Мы посмотрели на это дело и решили не пытаться уйти вправо, в более широкую протоку, а пошли левее по водному языку, сваливающемуся между большим "чемодан"ом и этим злосчастным зубом. Трудность заключалась в том - чтобы удачно скатиться необходимо очень точно зайти на этот язык, что нам полностью удалось сделать, и мы как по горке ровненько пролетели вниз не зацепив ни одного камня. Хочу сказать, что нам в данной ситуации было проще нежели предыдущим экипажам, так как мы просмотрели их варианты прохождения и сделали для себя выводы. Таких льготных условий были лишены дальневосточники и надеяться они могли только на своё мастерство, которого у них, хочется сказать, вполне достаточно.

Второй порог - "Разбойник" - тоже хорош, требует серьёзного подхода. Порог длинный, при прохождении необходимо перемещаться от одного берега к другому, по пути собирая "бочки" и валы, при этом успевая уворачиваться от массы камней. На выходе посреди русла лежит здоровый "чемодан" с навалом воды на него, от него тоже необходимо успеть уйти перегребая струю, а то врезавшись катамаран вряд ли его подвинет, что бы расчистить себе проход. Однако, не взирая на все трудности, экипажи прошли чисто, для пущего спокойствия разгрузив катамараны перед порогом.

Дело было уже к вечеру, поэтому сразу за порогом встали на полке левого берега, на поляне в окружении зарослей облепихи.

18.08. суббота

Сегодня нашей задачей было дойти до Аргута. После завтрака получили указания от руководителя не расслабляться - впереди ещё несколько нешуточных порогов.

Шли ходом, без разведки, останавливаясь только чтобы немного размяться и перекурить. Прошли несколько "четвёрочных" порогов и участок разбоев с обилием завалов. Кульминацией выхода стал "Чибитский каскад" длинной более 1 км, на протяжении которого болтало и подбрасывало так, что если бы не стремена точно повыбрасывало бы с катамаранов. Захватывающая гонка - где экипажи следовали один за другим в кильватерном строю, а от каждого требовались максимальные усилия, что бы удерживать каты по струе. В некоторых местах валы достигали двух метров, а сбойные струи швыряли нас от берега к берегу. Подводные камни образовывали мощные "бочки", в которых катамараны проваливались чуть ли не полностью, а людей окатывало водой с ног до головы. В общем после этого родео никто не остался равнодушным и все получили массу удовольствия от этого стремительного и опасного прохождения. Единственное о чём пожалели - отсутствие съёмок этого участка. А он того достоин. К обеду вышли на Аргут и встали лагерем на правом берегу чуть ниже устья Карагема. После обеда часть группы пошла смотреть Карагемский прорыв, а несколько человек: Роман Пушкарёв, Димка Захаров, Кроха, Вован и Иван переплыли на левый берег Аргута и пошли на озёра находящиеся за невысокой грядой, предполагая заняться там рыбалкой. Рыбы мы не поймали, озёра оказались пустыми. Зато мы взяли с собой спирта, забрались на какой-то пупырь и наслаждались замечательными горными пейзажами, раскрывшимися перед нами. С одной стороны высоченный хребет со снежными вершинами, а под ними голубизна озёр. С другой стороны долина реки Карагем и Аргута, и всё это окружено высоченными склонами.

В лагерь вернулись когда уже смеркалось. Я и Климыч по быстрому соорудили ужин, а дальше у нас началась пьянка, почти до утра - завтра днёвка.

19.08. воскресенье

Днёвка. Воспоминания рваной чередой всплывали в моей отяжелевшей голове. Общее впечатление - благостная удовлетворённость от полноты массово культурных мероприятий начавшихся уже после полуночи. В начале было культурное употребление алкоголя, после чего у большинства группы открылись певческие данные, которые успешно и были применены методом горлопанья песен почти до утра.

Сегодня же, после того как мы вылезли к обеду из палатки, курс спиртоупотребления был продолжен. В виду крепости препарата и слегка завышенных доз несколько пациентов, в том числе и я, решили отдохнуть до утра. Так что вечерний ужин и приготовленные Олей оладушек мы пропустили, а о празднике живота узнали только утром.

20.08. понедельник

Сегодня у нас первый день сплава по Аргуту. Начался он с того, что Климыч, уже готовый к отплытию, зашёл в воду, упал на колени и стал молить Ханю, чтобы он дал нам возможность доплыть до следующей стоянки целыми и невредимыми. Как оказалось позже - не зря молился.

Первые 30 км шлись нормально, так как мы проплывали по, так называемому, Степному Аргуту. На этом промежутке река протекает по широкой долине. По пути встретилось несколько порогов, которые мы прошли с ходу. Характер препятствий отличается от Карагемских: мощь гораздо сильнее, валы больше, а "бочки" мощнее. Интересен порог "Коротыш". Река собирается в узкое русло и круто падает вниз, на пути две весьма ощутимые "бочки". Всего его длина 80 метров. Перед второй "бочкой" мы не успели развернуться и прошли её лагом. Алёнка потом удивлённо спросила "Что это было?". А было это плохо - на грани киля. В очередной раз выручили объёмы баллонов.

К двум часам дня подошли к порогу "Надолбы", откуда начинается Дикий Аргут. Русло широкое, но щедро утыкано большими камнями, которые образуют мощные "бочки". В начале порога крутая "бочка" с косыми, сбойными валами, на которых катамаран подбрасывало как крышку на кастрюле с кипящей водой. Далее, на протяжении восьмисот метров, мощные "бочки" были раскиданы в шахматном порядке, так что приходилось вертеться как ужам на сковороде, стараясь от них увернуться. Правда, не всегда это получалось. В одну из них мы так ухнули, что нас скрыло под водой с головой. От другой еле-еле ушли, она осталась у нас левее буквально в нескольких сантиметрах. Я как глянул туда, аж дух захватило - водяная яма глубиной не меньше двух метров, а в конце её высоченный обратный вал как каменная стена стоит, фиг прошибёшь ещё. На выходе из порога Климыч немного попутал и погнал нас левее чем положено и мы ещё раз нырнули в очередную бочку. Но к счастью она оказалась проносной.

После "Надолбов" пообедали и пошли дальше. Через несколько сот метров подошли к следующему препятствию, считающемуся одним из самых сложных на реке - "Прорыв Сапожникова". После тщательной разведки и установки страховки наши экипажи по очереди прошли верхнюю часть этого порога. Не всё получилось гладко: на входе наш экипаж перед узкими каменными воротами не сделал вертушку, отчего одним баллоном налетел на один из камней, поэтому в слив скатились не по воде, а слетели с полутораметрового камня, что могло бы привести к перевороту. Но к нашему счастью этого не произошло. Однако дальше мы собрались и в целом выдержали намеченную линию движения в пороге. Хочется отметить, что далось это с большим трудом. Вода очень тяжёлая и вязкая, и чтобы перегрести её приходилось прилагать максимум усилий, так что к концу порога приходишь совершенно без сил.

Дело шло уже к вечеру, а там где мы остановились мест под стоянку небыло. Необходимо идти до порога "Водопад Сапожникова" (ПВС), который находится сразу за "Трубой Сапожникова". Чтобы дойти до этого места надо преодолеть примерно один километр шестерочного участка. Проплыли мы его, наверное, минут за пять, но натерпеться успели вдоволь. В одну бочку, из-за того, что не успели вовремя урулить, вошли полулагом и были буквально на волоске от переворота. Когда свалились боком в бочку, то баллон Димы и Климыча оказался высоко надо мной, а мы с Алёнкой глубоко в водяной яме. Но опять спас объём катамарана и благосклонность к нам Хани, видимо наша молитва дошла до его ушей. После того как мы выскочили - всё также боком - из этого унитаза, а вернее сказать, это он нас оттуда выплюнул, я сразу обернулся посмотреть, как бочку проскочит двойка. Была большая вероятность, что они не смогут пробить её. Однако ребята оказались на высоте и в прямом смысле, и образно. Они ровно вошли в бочку, почти полностью ушли под воду, а через секунду вертикально вылетели из-под воды как ракета запущенная с подводной лодки. Какие-то мгновения катамаран перемещался в стоячем над водой положении, словно раздумывая как ему лучше упасть - либо вперёд на баллоны, либо назад. Благоразумие катамарана взяло вверх и он штатно опустился на баллоны, заставив ребят только немного поволноваться. Дальше, по пути, ещё несколько раз влетали в "бочки", но отрабатывали чётко поэтому критических ситуаций не создавалось, хотя дух захватывало изрядно. Особенно когда сверху смотришь в какую задницу сейчас свалишься.

За 200 метров до левого поворота, откуда начинается ПВС, причалили к правому берегу, где на невысокой полке есть хорошая полянка для лагеря. С какой же радостью я сошёл на твёрдую землю с осознанием, что на сегодня всё закончилось. Благодарю тебя Ханя.

За день сильно устали, посему после ужина долго не засиживались, а разошлись спать. Завтра не менее тяжёлый день.

21.08. вторник

Сейчас уже вечер, над нами тёмное небо, а недалеко от нашей стоянки шумливо несёт свои воды Аргут.

Сегодня по времени прошли не много, да и расстояние преодолено было небольшое, примерно пять км. Однако за этот небольшой промежуток прошли четыре порога: шиверу "Седую", "Угловой", "Медвежий" и порог "Иедыгемский". Первые три порога составляют каскад и являются препятствиями шестой категории сложности.

А в самом начале дня два экипажа четвёрок прошли выходную часть ПВС. Не знаю - то ли к своему стыду, то ли по благоразумию, но мы с Климычем и Романом в этот порог не пошли, обнесли свой катамаран - четвёрку по берегу. С нами на берегу остались ещё Юльчик, Алёнка и Андрей. Так же ребята обнесли ещё двойку. Олег Губанов сел на катамаран дальневосточников вместо Юльчика, а Дима Швецов на катамаран москвичей, вместо Андрея. Ну что ж, у ребят был кураж и желание, зачем же было сдерживать эти благородные порывы.

Я как с утра посмотрел на этот порог - "Водопад Сапожникова", так что-то внутри ёкнуло, а внутренний голос стал нашёптывать - "Ванюша, у тебя обязательства перед страной - тебе на предстоящих выборах ещё за президента голосовать". Ну и осознание высокого морального долга взяло вверх. Так что когда Евгеньич сказал, что желающие порог могут обнести мы с Климычем смело это и сделали. Конечно, потом на протяжении всего дня и сейчас вечером не отпускает ощущение недоделанности, и некоторой ущербности по отношению к своим товарищам, что вроде ты стал на одну ступеньку пониже. Однако такие размышления одна из форм гордыни, а это уже грех. Так что Ванюша не убивайся, а грехи искореняй, а для этого не стесняйся своих друзей, смело пей с ними водку и открыто смотри в глаза.

Извините, не надолго прервусь на процедуру искоренения грехов и изгнания бесов сомнения и неуверенности.

После того как мы провели обряд изгнания нечисти, я пришёл к выводу - те пороги, которые были пройдены нами после ПВС вполне компенсировали нашу маленькую слабость. Участок реки, после ПВС, на котором один за другим шли три шестёрочных порога, был пройден нами с ходу, без разведки. Гонка была опасная, но очень захватывающая. Катамараны с большой скоростью летели по воде гонимые мощным течением реки. Времени для принятия решения и манёвра - буквально секунды. В одном пороге влетели в очередную бочку, в которой скрылись с головой и пришлось поупираться, что бы вылезти из неё, в других местах высокие, мощные валы подбрасывали наши суда словно игрушечные лодочки. Огромные камни, разбросанные в русле тут и там, стремительно неслись нам на встречу, и если бы не чёткие команды командиров судов и слаженные действия экипажей, то нас просто раздавило потоком об этих каменных стражей реки. Однако опыт и хорошие катамараны победили в этом противостоянии и за плечами остаются три очень серьёзных и опасных препятствия, а у нас ощущение пусть небольшой, но победы. Победы не над рекой, не над этими порогами, потому что совладать с ними, укротить не в силах никому, а победы над своими страхами, радости ощущения пройденной опасности.

В конце дня подошли к порогу "Иедыгемский". Порог располагается на левом повороте, поэтому зачалились перед ним, что бы посмотреть на него. В общем, нормально - на всём протяжении высокие крутые валы по центру русла, а на повороте мощная "бочка", однако есть место для манёвра, что бы после поворота уйти от "бочки" и пересекая валы подойти к левому берегу и там зачалиться.

За этим порогом наш ходовой день закончился. Встали лагерем недалеко от устья р. Иедыгем. Теперь быстренько устанавливаем палатки и бежим мыться в холоднющую воду, а то после дневного пребывания в неопрене пахнешь как стая описавшихся кошек. Теперь ужин, недолгие беседы у костра, а затем благословенный сон. Устали все сильно. А нас особенно вымотал обнос катамаранов до окончания ПВС, где их приходилось тащить через густые, высоки кусты акации и по камням.

22.08. среда

Сегодня ночью никак не мог заснуть, проворочался часов до четырёх утра. Какое то напряжение во всём теле не давало расслабиться и отдаться в нежные руки Морфея. Наверное, сказываются каждодневные нагрузки, как физические, так и моральные. А выпить вечером как следует нельзя, потому что на следующий день нас опять ждут очень серьёзные пороги, а они не прощают ни одной ошибки - как показал порог "Бобслей" на Карагеме, да и следующий день после днёвки в устье Карагема. Тогда, после двухдневного возлияния, Климыч всё никак не мог до конца прийти в себя и кое где в порогах "притормаживал". Да ещё как посмотришь на его убитый вид, дак аж самому помирать охота. Вчера он был уже получше, ну а сегодня мы увидели настоящего командира судна. Своевременные и чёткие команды лились из него как из рога изобилия. Были конечно и "бочки", и камни, приходилось уходить от прижимов, но всё это было планово и генеральная линия была выдержана во всех порогах. Неплохо маневрировали между препятствий, своевременно пересекали струи, а Климыч грамотно читал воду. Правда в пороге "Большой Ары-Юльский" мы не стали возлагать на себя большие обязательства и прошли его не как остальные четвёрки. Их экипажи пошли по центру, по высоким валам между двумя большими скальными обломками, от которых шли очень мощные сбойные валы швыряющие катамаран из стороны в сторону словно щепку. Через 25 - 30 метров, направление струи пересекал полутора метровый гребень, а за ним глубокий слив с мощным обратным валом и весь поток воды устремлялся туда. Необходимо было уйти от этой "бочки". Дальневосточникам это удалось лучше, но их валом отбросило далеко влево и они зацепили другую бочку. Москвичи наоборот, не совсем успели угрести и кормой зацепили центральную бочару, где их мотануло очень прилично. Поэтому мы решили не испытывать судьбу, а пошли по протоке, вдоль правого берега, что вызвало глубокое неудовольствие у Димы Швецова, ему непременно хотелось залезть в самую жопу. Через узкие каменные ворота вошли в небольшой слив и дальше по мелководью проскребались между камней, правда на выходе всё же сели на один из них и минуту дёргались на катамаране, что бы сбросить его с камня. Этим же путём прошла двойка, но более чисто чему помогла её менее глубокая посадка и меньшие габариты.

Далее, примерно три километра шли проносные участки, которые преодолевали с ходу, без разведки. Хотя препятствия, которые нам встречались, были не меньше хорошей четвёрки.

Следующий, порог "Белый". Длинной примерно 500 м, со стремительным течением, большими валами, "бочка"ми и камнями. Н благодаря большой ширине русла оставалось достаточно место для манёвра. На выходе из порога, в скальном сужении, поток заметно сужался и разбивался о надводный камень, от которого все благополучно уходили влево за скальный выступ. Пока готовились к прохождению порога нас догнала сборная группа туристов - водников из Белоруссии, Барнаула и Чехии. Мы уже все прошли порог и только собирались стартовать дальше, как увидели выплывающего из за скального выступа человека, а за ним перевёрнутый катамаран-двойку. Человека струёй прибило к берегу и мы помогли ему выйти из воды, а двойку москвичи своим катамараном оперативно затолкали в улово.

После порога пошли кильватерным строем друг за другом, по неглубокому, но живописному каньону, периодически уходя от прижимов и "бочек". Исходя из описания лоций, а так же воспоминания дальневосточников, уже бывших ранее на этой реке, мест подходящих для стоянок на этом промежутке реки мало, и одно из них было на левобережной полке, недалеко от устья притока р. Каир. Здесь мы и причалили, чтобы на сегодняшнюю ночь основать лагерь. Встали в четыре часа дня, разбили палатки, быстренько пообедали и разбрелись по берегу любоваться окружающими красотами. А посмотреть было на что: с берега идёт подъём на десятиметровую террасу, откуда открывается вид на зажатый в скалах Аргут, и окружающие нас высоченные, крутые склоны. На верхних полянах много следов жизнедеятельности горных коз, которых мы видели на узких скальных карнизах при подходе к порогу "Белый", а когда причалили около сыпухи к порогу для его разведки вспугнутые нами козы, при побеге, спустили на нас такой камнепад, что пришлось в спешном порядке отчаливать от берега и искать более пологий участок.

Но вернёмся к окружающему нас пейзажу. Пройдя ещё немного по ровному плато, поросшему мелкой колючей травой и по краям ограниченное невысокими полуразрушенными, выветренными останцами, с глубокими гротами где отлёживаются в ненастье животные, я с Климычем подошёл к краю глубокого каньона, на дне которого уступами ниспадал Каир. Его чистая вода навела нас на мысль, что в его устье должна водиться рыба и надо попробовать её изловить. Спустились обратно в лагерь, сказали об этом ребятам и Роман с Вовой взяв с собой рыбацкие принадлежности в предвкушении хорошей рыбалки отправились к устью Каира. Мы естественно не могли пропустить такого зрелища и засеменили за ними. Но к нашему разочарованию рыбалка положительных результатов не принесла, видимо в Аргуте действительно рыбы нет, о чём мы не раз слышали раньше от людей уже бывших здесь. Хотя местные утверждают обратное.

В устье на камне нашли записку, завёрнутую в полиэтиленовый мешочек, с трагичным сообщением: при переправе через Каир 28. 07. 07 погибла девушка из Харькова, а ещё двух девчонок унесло в Аргут, что тоже оставляет мало шансов на благополучный исход. Вот с таким уловом мы и вернулись в лагерь. Вечером помянули девчонку, долго сидели у костра, болтая о разных мелочах. Спать ушли часов в двенадцать.

23.08. четверг

Хорошее утро, вкусный завтрак, быстрые сборы. Очередное маневрирование между "бочек" и камней, к середине дня, привело нас к порогу "Раздельный". Резкое сужение русла, по всей ширине огромная "бочка", на выходе струя мощно бьёт в два больших скальных обломка. Теоретически проход есть по правому языку, но если там чуть промахнешься, то посудину припечатает к правобережной скале, потому что на неё идёт сильный навал воды. Всё было бы нормально, можно аккуратно подойти куда тебе надо, разогнаться и прострелить эту бочку. Но реальность вносит свои коррективы. Почему то на подходах стоят какие-то другие сливы и пульсирующие валы, которые сбивают с намеченного курса. Вот от такой небольшой метровой "бочки" на подходе к основной мы и отвернули, взяв чуть правее, чем надо было. В результате правый баллон вынесло на отбойный вал, а левый провалился в бочку и мы пошли с наклоном в 60 градусов. Ну а дальше ситуацию в свои руки взяли турбулентные потоки и естественно сделали всё не правильно. Левый баллон стал проваливаться в слив, а правый по отбойному валу подыматься вверх - ещё секунда и нас благополучно переворачивает. Ну что ж - не в первый раз, отдадимся рефлексам, пусть выручают. Как-то само собой получилось, что очутились между баллонов, по ногам ничего не бьёт, да и не удивительно - под нами приличная глубина. Водяной поток пронёс нас мимо скальных обломков и мы по струе плывём вдоль скалы. Две четвёрки - дальневосточников и москвичей уже спешат на выручку, сейчас они затолкают нас к берегу и всё будет нормально. Конечно, немного обидно, что не смогли до конца прочитать струю и совершили такой кульбит, ну да ничего - в следующий раз будем грамотнее. Дальневосточники в отличии от нас прошли порог замечательно, на скорости вошли в бочку и без проблем её прострелили и даже смогли увернуться от камней стоящих ниже, на выходе. В общем, молодцы - ничего не скажешь. Губанчику опять повезло, на время прохождения порога Евгеньич заменил им Дронову. Москвичи и двойка не стали рисковать, а обнесли этот порог и стояли на страховке.

Далее наш путь пролегал в русле каньона, где сложных препятствий уже небыло и мы благополучно дошли до устья р. Шавла, где у нас запланирована днёвка. По пути остановились для того чтобы загрузить наши катамараны дровами, так как стоянка на Шавле традиционно не пропускается, практически ни одной группой поэтому найти дрова там проблематично. Напилили брёвен и захватили с собой ещё большое сухое корневище, но так как оно было негабаритное, то его пришлось привязывать сзади к катамарану, а сверху на него уселся Климыч и словно на лошади доплыл до стоянки.

Попытались подняться с рыбалкой вверх по Шавле, но хороших мест не нашли. Речка бежит одним руслом, нет ни сливов не ямок где бы стояла рыба. Так что после бесплодных блужданий вернулись в лагерь пустыми. Правда наелись костяники, она здесь крупная и её очень много на кустике.

Вечер ничем особым не отличался от предыдущих, к тому же выяснилось, что у нас практически не осталось спиртного. Наши возможности оказались большими нежели наша предусмотрительность. Но на попеть спирту всё же хватило, так что ночью под гитару мы немного погорланили.

24.08. пятница

Сегодняшний день прошёл под лозунгом: "Даёшь чистое тело и жаркую баню". После завтрака, который начался ближе к обеду, начали готовить баню: пилить дрова, складывать каменку, чем прозанимались практически до вечера, в перерывах разлагаясь и наслаждаясь бездельем. Когда камни наконец были прокалены Вовка с Крохой сделали каркас, который, как и положено в серьёзных делах, получился не с первого раза, а потребовал нескольких экспериментальных решений, в результате которых наши строители пришли всё же к традиционной форме каркаса - прямоугольной. А в это время два лабынкыра - Климыч и Евгеньич - занимались чем придётся, то есть делали плотину в протоке идущей вдоль берега. Ну и ладно, чем бы дитя не тешилось, лишь бы спирта не просило.

Усилия банщиков дали свои замечательные результаты. Не смотря на то, что пар пытался уходить через щели, жара было достаточно, что бы как следует всем пропариться по несколько раз, в промежутках купаясь в холоднющей воде Аргута. К сожалению женская половина группы почему то не разделила наших восторгов относительно этого мероприятия и баню проигнорировала. А зря, всем очень понравилось.

А вчера, по прибытию катамаранов к месту стоянки, Олежка с Романом не привязали своё судно, и оно с горя ночью забралось на высоченную осину. Наверное решило там повеситься. Была бы у этой посудины шея, наверняка задохнулось бы, а так просто висело и немым укором напоминало нам о правилах чалки. После обеда доброе сердце Олежки не выдержало, и он полез на дерево вытаскивать из петли своё средство передвижения.

25.08. суббота

Последний день сплава по Аргуту. Однако это не повод расслабляться и думать, что пройденные нами ранее пороги дают основания несерьёзного отношения к оставшимся. Преодолев шестнадцать препятствий (посчитал по лоции) подошли к порогу "Атланты". Живописный порог, пролегающий между крутых скальных стенок. Примерно в середине его стоят по берегам два стража - две скалы. Можно даже сказать - двое воевод, а по руслу, рядом с ними их боевое окружение. В нашу воду порог был к нам благосклонен, и хоть на всём его протяжении было достаточно много "бочек", но они не пересекали всю реку, а оставляли место под левым берегом, для прохождения. Но зевать было некогда и приходилось в некоторых местах буквально протискиваться между вертикалью скалистых стенок и мощных сливов, образованных камнями, периодически делая вертушки, чтобы не догнать и не раздавить впередиидущую двойку. Однако приобретённый опыт все-таки даёт о себе знать и все экипажи чисто, без проблем тандемом проходят порог "Атланты".

После прохождения зачалились на правом берегу, за скальным выступом, завершающим порог и пошли на скалу отдать дань оставившим свою жизнь в пороге туристам - водникам, о чём говорили таблички, приделанные к каменной стене. Судя по датам на памятных досках, трагедии произошли давно, в восьмидесятых - девяностых годах. Помянули погибших, пожелали им спокойного сна и пошли дальше.

И вот тут, вдохновлённые тем, что по описанию самые сложные пороги остались позади, народ расслабился, за что экипаж двойки в скором времени был наказан. По моему в шивере "Ленивой" они одним баллоном налетели на гребень, а второй свалился в слив и катамаран не долго думая перевернулся. Оказывается граждане "двоечники" решили порезвиться и начали подставлять друг друга под валы. Ну и доигрались. Выбравшись на катамаран они стали удивлённо оглядываться - почему это их никто не спасает? При этом они совершенно не хотели грести и гнать свой кат к берегу. Такие кульбиты нам в этом походе уже не в новинку, так что сработали быстро и слаженно. Оперативно своими катами затолкали терпящее крушение судно в ближайшее улово и поставили в нормальное положение. Евгеньич ещё раз дипломатично, без нажима в голосе предупредил, чтоб экипажи не хлопали ушами, и мы пошли дальше. Впереди, в нескольких десятках метрах перед устьем было последнее препятствие на этой реке порог "Ворота". Слева русло перегораживает каменная гряда, а справа локальная "бочка" и отбойный вал от скалы. По структуре очень похоже на порог "Раздельный", только в миниатюре. Смотреть порог не пошли, а ринулись в него с ходу. Впереди, как всегда, были дальневосточники, за ними двойка. Экипаж четвёрки не захотев лезть в бочку решили скатиться по отбойному языку и у них получилась та же оказия, что у нас в "Раздельном". Провалившись одним баллоном в слив, они уже сильно накренились на одну сторону, находясь совсем близко от переворота. И как раз в этот момент на них сверху сваливается наша двойка. Со стороны смотрелась какая-то совершенно не поддающаяся описанию мешанина из мелькающих голов и частей катамарана. В итоге непонятно, то ли помогло это столкновение, то ли ещё по какой причине, но оба катамарана благополучно выскочили из этой "бочки". За ними шла наша четвёрка. Климыч, наученный горьким опытом "Раздельного", категорически отказался прижиматься к скале, а смело направил нас в бочку, и был совершенно прав. Посудина с нашими объемами, практически без усилий пробила обратный вал и мы спокойненько очутились на спокойной воде. Осталась ещё четвёрка москвичей, идущая заключительной. Не видя из-за скалы как пришлось первой четвёрке, они пошли по их траектории, в сливе катамаран встал на дыбы и, немного постояв так, подумав, решил всё же перевернуться. Нас успело отнести уже на приличное расстояние, к тому же попали в мощное улово, поэтому долго выгребали, что бы начать спас работы по транспортировке перевёрнутого судна путём попихивания в спокойные воды. Удалось нам это уже только в Катуни. Стремительное течение успело отнести нас далеко от устья Аргута когда мы, наконец смогли "прибить" москвичей к берегу. Не взирая на кажущуюся критичность положения это происшествие вызывало больше смеха нежели какого-то волнения. Все препятствия были позади, а перед нами была уже Катунь с её спокойным течением (имеется в виду по сравнению с теми реками, что мы уже прошли).

Пройдя по реке ещё немного решили встать на обед. О близком окончании похода ещё никто не думал, поэтому настроение у всех хорошее. Дальнейший сплав представлял собой полное разлагательство экипажей. То есть мы отдались на волю течению, лишь изредка подруливая, что бы нас не занесло в заводи. При приближающихся одиночных камнях мы философски рассуждали, что вода препятствие обтекает либо слева, либо справа. Правда, реалии не всегда совпадали с нашими предположениями, но это не сильно нас смущало. По дороге зачалились в пос. Инегень, куда были отправлены засланцы на предмет обнаружения чего-нибудь съестного и, главное, водки. К сожалению ни того, ни другого обнаружено небыло в силу отсутствия населения и объявления на магазине, что в связи с сенокосом продажа спиртного запрещена - оказывается все были на уборке урожая, то есть сбора трав для скота, остались только пьяницы и тунеядцы. Часть группы осталась в деревне в надежде найти, что-нибудь вместо водки. Ребята провели опрос местного населения, но те кроме самогона сделанного из молока и имеющего в себе не больше десяти градусов, предложить больше ничего не могли, а нас такая концентрация вовсе не устраивала. Оставшиеся два экипажа - наш и дальневосточников, не дожидаясь пока ребята обегут весь населённый пункт, пошли дальше. Евгеньичу надоело бездарное времяпровождение и из закромов Родины появилась пол-литровая бутылка спирта. Однако она быстро закончилась, а желание продолжить процесс осталось. Тут выяснилось, что у Димы заныкано ещё пол литра какого-то спиртосодержащего напитка настоянного на полыни. Люди мы не привередливые, поэтому рады были и такому "абсенту". На вкус - термоядерная штука с такой вязкостью и горечью, что после употребления лицо долгое время не может прийти в своё первоначальное состояние от пережитых ощущений. Но зато по голове бьёт отменнейшим образом. Восемь человек, не допив эту бутылочку, имели довольно своеобразное опьянённое состояние, которое сохранялось ещё долгое время.

К вечеру подошли к навесному мосту через Катунь, чуть выше пос. Иня и встали лагерем на левом берегу, чуть ниже этого моста. И вот тут потихоньку стало приходить осознание, что это последний день, когда мы находимся все вместе, а завтра нам придётся расставаться. Ни в одном походе я так не чувствовал себя потерянно на выходе. Похоже, что и все ощущали нечто подобное. Небыло привычной суеты и гама в лагере, редко проскальзывали шутки. Всё делалось как то вяло и тихо. Вроде бы надо радоваться - пройден сложнейший маршрут, за плечами серьёзнейшие пороги, а радости то нет.

Но, тем не менее, ужин удался и были беседы до поздней ночи.

26.08. воскресенье

Вот и настал день расставания. С утра сборы, упаковка по катамаранам не нужных уже вещей. Дальневосточники, которые отсюда поедут до Новосибирска на автобусе, разбирают свою посудину. Дима с Алёной тоже остаются на берегу. Они поедут с оставшейся группой, им ещё необходимо восстановить потерянные билеты. У нас же впереди ещё три дня сплава по Катуни.

Ну что ж всё собрано, мы одеты, пора залезать в стремена и отчаливать. Но связи, которые образовались за время похода между людьми, ещё долго не дают нам расстаться. Тоска комом стоит в горле, на лица натягиваем вымученные улыбки. Искренне обнимаемся, желаем друг - другу неминуемой встречи на реках. Вообще-то вполне реальные перспективы, так как уже успели договориться о планах на следующий год.

ВСЁ - отталкиваемся от берега, машем рукой и - до свидания ребята, до новых встреч. Москвичи, часть красноярцев и Андрей из Перми поплыли.

Первая наша остановка у пос. Иня, необходимо пополнить продуктовый и питьевой запас. Приобрели хлебушка, майонез, разных консерв и конечно водочки. Обед не стали откладывать в долгий ящик, а устроили прямо на берегу, к тому же есть возможность покушать не в сухомятку.

Речка несла нас шустро, периодически покачивая на валах. Лагерем встали на левом берегу, после Кадринской трубы, которая в нашу малую воду, трудностей не представляла. Вечером чувствовали себя как-то потерянно. Вроде осталось семь человек, а впечатление будто ходишь по пустому лагерю.

27, 28.08. понедельник, вторник

Сплав по Катуни получается замечательный. Целыми днями светит солнышко, балуя нас последними жаркими деньками. Мы балдеем от безделья и теплоты. Что бы совсем не свариться устраиваем купания, а заодно и помывку тела.

Как писал выше вода нынче малая, поэтому все именные пороги, такие как "Текдельпни", "Шабаш" и другие, совершенно потеряли свою остроту, другими словами их попросту небыло. Единственно где пришлось поработать это порог "Ильгуменский". По левому берегу на входе шли мощные валы и несколько "бочек", а далее под правым - "бочки".

В понедельник встали на левом берегу недалеко от туристской базы. На полке была живописная полянка со столом и туалетом, окаймлённая невысокой каменной грядой. Как только перенесли с катамаранов вещи Ольга побежала собирать маслята, которых росло здесь в изобилии. Так что вечером ужин разнообразили жареными грибами.

29.08. среда

До устья р. Чамал, где заканчивается наше путешествие, от нашей последней стоянки осталось не больше десяти км. Доплыли до обеда. Перед устьем Чамала есть хорошее место для антистапеля - песчаный бережок и ровные камни для просушки баллонов и чехлов. По тропинке уходящей вверх подымаешься на поляну, где мы будем ожидать приезд "Газели" которая отвезёт нас в Новосибирск.

После того как катамараны были разобраны и упакованы мы пошли в пос. Чамал, в магазин. На речке, чуть выше устья, стоит плотина, сейчас она не действует, а раньше питала энергией весь, не маленький, посёлок. Выше плотины находится водохранилище, на берегах которого расположено множество туристских баз. Вдоль дороги в ларьках предлагается масса разных сувениров. Мимо некоторых мы не смогли пройти безучастно и накупили разной мелочи в память об Алтае.

В посёлке расположились в первой кафешке и не спеша наслаждались взятым там пивом. После прогулки вернулись обратно к своим вещам, сварганили незамысловатый ужин из консерв и водки. Уже по темну приехала машина и мы отправились в путь. Ехать пришлось всю ночь, однако поспать нормально мы не смогли - кресла были неудобные. Утром, в 7 часов приехали в Новосиб, к вокзалу.

30.08. четверг

С кучей вещей расположились прямо на полу, на первом этаже вокзала. Сходили в кафе, москвичи меня и Романа покормили мясом, а то у нас из-за непредвиденных расходов уже небыло денег. Спасибо ребятам, не дали умереть с голоду. Незадолго до отправления подъехал Дима который провожал на самолёт Алёнку.

Вот и подошло время нашей посадки в паровоз. Прощальная групповая фотография, последние обнимания и мы расстаемся с оставшейся частью некогда большой нашей группой. Всё - поехали домой. Днём сразу завалились спать. На свою станцию приехали в 4 часа утра, где нас уже встречали родственники и любимые. Жаркие объятия, расспросы, а впереди ванна с тёплой водой. По ней в походе сильно скучаешь.

P.S. Хочется верить, что мы все ещё соберёмся вместе. Спасибо за замечательный поход, за поддержку в трудные минуты и за ваши прекрасные души.

Зеленогорск - Алтай - Зеленогорск


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию