16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Руководитель: Айбатулин Р. Т. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6124

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин (Москва)

1. Паспорт маршрута;
Паспорт маршрута

Вид маршрута: водный.

Категория сложности: шестая.

Средства сплава: 2-х местные катамараны (Рафтмастер и Тритон).

Нитка маршрута: г. Москва- г.Барнаул – пос.Акташ - верховья р.Богояш – сплав по р.Богояш - Чулышман до Телецкого озера - г.Барнаул - г.Москва.

Протяжённость маршрута: ~200км.

Количество участников: 8 человек.

Время путешествия: 09 июля – 24 июля

Уровень воды: средний.

Средство сплаваФамилия, имя, отчествоГод рожденияТуристский опыт (основной)
К-1 (Тритон)1Айбатулин Равиль Тагирович1977Китой 6р, М.Нарын-Чон-Кемин-Кекемерен 6р
2Айбатулина Наталья Вячеславовна1980Китой 6у, М.Нарын-Чон-Кемин-Кекемерен 6у
К-2 (Рафт-мастер)3Бакланов Петр Валерьевич1979Китой 6у, М.Нарын-Чон-Кемин-Кекемерен 6у
4Бакланов Валерий Михайлович1950Китой 6у, М.Нарын-Чон-Кемин-Кекемерен 6у
К-3 (Тритон)3Липгарт Вадим Михайлович1973Китой 6у, М.Нарын-Чон-Кемин-Кекемерен 6у
4Бородин Алексей Евгеньевич1980Урик 5у
К-4 (Рафт-мастер)7Скуратов Анатолий Викторович1979Китой 6у, М.Нарын-Чон-Кемин-Кекемерен 6у
8Игнатьев Вячеслав Борисович1979Китой 6у, М.Нарын-Чон-Кемин-Кекемерен 6у

Отчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного Алтая

Выбор маршрута

Выбор района для проведения маршрута не стал для нас поводом для раздумий. Имея в своем актив достаточно сложные маршруты в Саянах и на Тянь-Шане, мы, к своему стыду, обнаружили, что в таком популярном у водников регионе, как Горный Алтай, у нас за плечами (не считая школьных вылазок на Убу и Песчаную) только стандартная "пятерка" Шавла-Аргут-Катунь. Разумеется, это недоразумение следовало как можно быстрее исправить и срочно пройти здесь "шестерочный" маршрут.

Первоначально весы склонялись к, наверное, одной из самых распространенных "шестерок" Алтая – связке Карагем-Аргут. Доступно, не очень криминально для знакомства с реками высшей категории на Алтае, и в тоже время сердито. Но после разговора с ребятами, побывавшими в последние годы на Карагеме, выяснилось, что река, по крайней мере после сошедшего селя, не превышает типичной "пятерки". А "шестерочным" маршрут считается больше из-за порогов "дикого" Аргута, ломиться в которые по большой июльской воде на наших маленьких катамаранах-"двойках" не очень-то и адекватно с точки зрения человека разумного. Нет, конечно, можно было бы еще загодя обнести "Водопад Сапожникова", "Белый" или "Раздельный", но что-то нас это не привлекло.

А привлекла нас идея, нечаянно выдвинутая Равилем: "А не пойти ли нам на "Чулышман"?! По расходу, по крайней мере, в верхнем и среднем течении, река достаточно подходила нам по объемам. Препятствия на реке интересные, немаловажно, что их очень много (~200 шт.). По транспортным возможностям - заброска "колесами в воду". И к тому же: Чулышман – это легенда, о которой не может не мечтать любой водник, окунувшийся в мир настоящей "белой" воды. И мечта вырисовывалась прямо перед нами в ближайшем июле. Конечно, не обошлось без постоянных распросов Сергея Черника, в духе: "Скажи-ка, дядя…?". Конечно, было сомнение, что вот так сразу такие реки не поддаются, но был неутолимый задор и уверенность в себе, объясняющийся успехами на прежних маршрутах.

Прорабатывался еще вариант с Кара-Алахой - Ак-Алахой – Аргутом, но на Кара-Алаху нам казалось логичнее забрасываться через Казахстан, а с этого года ужесточились пограничные формальности между нашими государствами на территории Алтая и появилось много проблем с оформлением документов. Многие турфирмы даже перестали связываться в этом направлении с российскими гражданами.

На Башкаусе мы не стали останавливаться из-за большей недоступности и криминальности Нижнего ущелья, по сравнению с Язулинским каньоном Чулышмана. Для первой алтайской "шестерки" это было бы уже слишком. Тем более, поход планировался в июле месяце, когда гарантированно будет не малая вода.

В общем, с криками "Шашки наголо! Бей хохлов!" мы галопом понеслись навстречу Чулышману.

Справочные сведения о маршруте

Маршрут проходит по Восточному Алтаю. Река Чулышман, начинаясь на стыке Алтая, Тувы и Монголии, течет на север и через две с половиной сотни километров впадает в Телецкое озеро. Истоком реки принято считать озеро Джулукуль, хотя основную массу воды приносят притоки (Богояш, Узун-Оюк), подпитывающиеся обширными верховыми болотами и дождями. Болота же являются и естественным регулятором расхода воды в реке.

Первые несколько десятков километров Чулышман с притоками течет по котловине (Верховья реки). Удобно начинать сплав не с самого Чулышмана, а с реки Богояш, левого его притока. До Богояша можно доехать на полноприводной машине, что называется колесами в воду. Тогда как чтобы попасть в верховья самого Чулышмана, надо забрасываться через Туву, и при этом не обойтись без пешего перехода. Богояш на своем пути к Чулышману то прорывается крутопадающими мелководными каменистыми горками, то разливается широкими плесами. С Чулышманом Богояш сливается довольно незаметно (видимо под острым углом, т.к. мы стрелку так и не видели). Плыть довольно муторно - часто приходится проводить суда по мелководью, или лопатить воду по озерам. Если обойтись без порезов оболочки, этот участок реки преодолевается за день – полтора.

Необходимо отметить, что верховья Чулышмана абсолютно безлесны, и стоит заранее запастись дровами на первые два-три дня сплава. Также в этих местах невиданное доселе на Алтае количество комаров, поэтому стоит запастись репеллентами.

И только ниже устья правого притока р.Узун-Оюк долина Чулышмана приобретает постепенно V-образную форму. Начинается Верхний Чулышман. Возрастает уклон (местами до 25 м/км). Здесь расположен Ябалинский каскад (IV к.с.) длиной около 10 км. В целом, каскад можно рассматривать как тренировку перед более сложными следующими порогами. С этого места по берегам появляется нормальный лес. Река принимает характер хорошей горной реки.

После устья р.Уанду долина расширяется, но через 10 км. река входит в Язулинский каньон - самый сложный, протяженный (~20 км) и насыщенный участок реки, который продолжается до р.В.Тартагай. Ради Язулинского каньона и приходят люди на Чулышман. Почти все легендарные пороги находятся на этом участке реки, например: водопады "Чертов Мост" и "Три Вовы", пороги "Затычка" и "Винт". Всего в каньоне насчитывается 77 препятствий. Препятствия идут практически нескончаемой чередой. Интегральная сложность Язулинского каньона – VI к.с. Название каньон – довольно условное, правильнее назвать это ущельем, т.к. скалы сжимают реку лишь на некоторых отрезках. В большинстве же мест препятствия можно просмотреть по берегу и выставить полноценную страховку. По правому берегу почти вдоль всего каньона идет хорошая тропа для обноса вещей и общего просмотра каньона. Прохождение основной части каньона подразумевает тактику базовых лагерей. Доступность порогов для их обработки на Чулышмане несколько смягчает его категорийность, по сравнению, например, с тем же Нижним ущельем Башкауса. Но вместе с тем, таких мощных, психологически сложных порогов и водопадов (см. выше) на том же Башкаусе нет.

После выхода из Язулинского каньона (Средний Чулышман), Чулышман немного успокаивается, но через 10 км снова ускоряется, входя в Шавлинское ущелье. К тому времени река значительно пополнела, и препятствия Шавлинского ущелья уже отличаются более значительным расходом воды, а значит и большей мощностью. Протяженность ущелья около около 15-ти км. Препятствия уже больше не слаломного характера, а характера полноводной горной реки. Ущелье отличается большим уклоном, высокой скоростью потока. В среднем, расход мы оценили в районе 60-70 куб. По всему руслу встречаются довольно мощные бочки.

После выхода из Шавлинского ущелья (Нижний Чулышман) река успокаивается. Начинают появляться плесовые участки. Все начинает напоминать характерный сплав-выкат, типичный, например, для саянских рек. Все бы ничего, но, словно желая хлопнуть дверью, река преподносит последнее испытание для идущих по ней – порог "Кашу". Название оправдывает себя – на протяжении почти двух километров идет череда мощных сливов и бочек. Преодолевать такое препятствие на 100 кубовой реке за один присест позволительно только для большеобъемных судов. Остальным остается либо обнос, либо аккуратное поступенчатое прохождение, поскольку переворот судна и самосплав кого-либо из участников может повлечь плохие последствия.

Немногим ниже "Каши" очень необычный порог "Ворота" - река здесь буквально полностью перегорожена огромными скальными обломками, сопоставимыми по размерам с дачным домиком. Километрах в двух после "Ворот", на правом притоке р.Куркуре стоит остановиться и осмотреть красивый водопад.

Далее на реке из порогов остается интересный, но не более того, Туданский каскад и ряд шивер "Итыкайская цепь". В устье Чульчи можно смело заканчивать водную часть маршрута, т.к. оставшиеся до Телецкого озера 45 км не представляют абсолютно никакого интереса. Здесь к реке подходит дорога и можно уехать как в сторону озера, так и через Башкаус снова выбраться на Чуйский тракт.

Имея в запасе хотя бы полдня, очень советуем сбегать на Большой Чульчинский водопад, который находится километрах в восьми от впадения Чульчи в Чулышман.

Выбирая вариант выброски через Телецкое озеро, вы также сможете увидеть эту так называемую "жемчужину Алтая".

График движения

День путиДатаУчасток маршрутаПротяжен-ность, кмСпособ движенияПримечания
109. 07г.Барнаул-пос.Акташ600авто
210.07пос.Акташ-пос.Кош-Агач-верховья реки Богояш200авто (ГАЗ-66)
промежуточная ночевка в горах
311.07доброска до реки; Богояш (10-ый км сплава)10 10сплавстапель; мелководные шиверы, ремонт баллона
412.07р.Чулышман (после стрелки с р.Узун-Оюк)35сплавмелководные шиверы, перекаты, плесы
513.07до преп. №31 Язулинского каньона35сплавПрепятствия верхнего Чулыцмана, в т.ч. Ябалинского ущелья (24 преп.)и первой части Язулинского каньона (30 преп.)
614.07до пор.№44 "Чертов мост"3,5сплав пешком11 преп. первой части Язулинского каньона; обнос вещей и установка базового лагеря у преп.55
715.07до пор.№501,5сплавПороги второй части Язулинского каньона: "Чертов Мост", "Серп", "Оборотень"
816.07до преп.633сплавПреп. 50-62 второй части Язулинского каньона; Обнос пор. "Три Вовы" и "Затычка".
917.07до пор.721,8сплавПреп. 64-71 второй части Язулинского каньона, в т.ч. "Мариванна"; Обнос пор. "Винт".
1018.07Дневка--ремонт К-3 после аварии в "Мариванне"
1119.07до пор. "Кульминация" Шавлинского ущелья25сплавПреп. 72-80 второй части Язулинского каньона, преп. 1-21 Шавлинского ущелья
1220.07до пор. "Каша"35сплавпреп. 22-30 Шавлинского ущелья, в т.ч. "Кульминация" и "Пустячок"
1321.07до пор. "Коварный"30сплавпор. "Ворота", "Туданский"; обнос пор. "Каша"
1422.07До устья р.Чульча + радиальный выход на Чульчинские вдп.20 16сплав пешкомИтыкайский каскад
1523.07до Телецкого озера45авто
1624.07Устье Чулышмана – пос.Артыбаш – г.Барнаул.75 500катер авто

Итого: пройдено активным способом передвижения: ~200 км.

Заброска-выброска

Чулышман является одной из самых удаленных сплавных рек Алтая. Почти 1000 км по Чуйскому тракту до последнего оплота цивилизации плюс утомительная горная часть. Но вместе с тем река очень удобна в том плане, что позволяет заброситься "колесами в воду". При этом существует участок вездеходной заброски, начинающийся от поселка Кош-Агач. На асфальтовый участок пути от аэропорта г.Барнаула до алтайской глубинки (поселков Акташ или Кош-Агач), как правило, в последнее время группы арендуют через различные транспортные компании шоссейные автомобили. Мы обратились за этим в компанию "БийскАлтайТур" {тел.(3854) 233111, 324222, 307414 – Замчалов Иван}, которая предоставила нам просторную "Газель". Стоимость заброски до пос.Акташ составляла на время нашего похода ~7000р. Время в пути порядка 9-10часов.

В пос. Акташ мы договорились состыковаться с Константином Наумовым, который на своем ГаЗ-66 обеспечивал нам вездеходную заброску в верховья Чулышмана. Удобное место для встречи – маленькая гостиница перед въездом в поселок. Здесь же мы и заночевали, т.к. Костя задерживался с заброски украинской группы на Шавлу, о чем мы были предупреждены заранее. Наумов довольно известная личность в туристских кругах, т.к. он постоянно забрасывает группы с территории всего бывшего СССР на популярные алтайские маршруты: Шавлу, Карагем и т.д. Координаты: (3854) 312581, 89059800167, www. tank 66. boom. ru.

Вроде бы небольшой по расстоянию и по карте участок пути от Акташа до места стапеля (порядка 200 км, их которых около 100 до пос.Кош-Агач по асфальту), занимает полный день. У нас возникла небольшая, но серьезная поломка машины, в результате чего мы делали вынужденную холодную ночевку в горах, и доезжали уже наутро.

Дорога вскоре после съезда с Чуйского тракта постепенно сходит "на нет", в горах остается только пробитая кем-то колея, хотя до какого-то места нам попадались пару раз Уазик и "Нива". В темноте продвижение вперед практически нереально, т.к. ближе к Богояшу начинаются верховые болота, и "шаг-влево, шаг-вправо" чреват увязанием вашего автомобиля всерьез и надолго. Машина доезжает до самого берега Богояша – левого притока Чулышмана, традиционного места старта на этом маршруте, но если будут идти ливни и колею сильно размоет, надо быть готовым к небольшой пешей части. Стоимость вездеходной части на 2004 г. составила 12000р.

Выброску логичнее всего делать через Телецкое озеро, замыкая таким образом своеобразное "Алтайское кольцо", если посмотреть по карте. Но при этом либо надо лопатить воду на протяжении почти 45 км после впадения правого притока р.Чульчи, либо ловить какую-нибудь машину и посылать человека на берег озера на турбазу, чтобы там договориться с транспортом, который приехал бы за остальными к устью Чульчи. (такой вариант открыли мы в связи с дефицитом времени). Если же вы уже бывали на Телецком озере и вам не хочется связываться с выброской на катере, можно воспользоваться услугами, например, все той же компании "БиАлТур", и заказать у них машину в назначенное время хотя бы к тому же устью Чульчи. Но в этом варианте вас ожидает дорога через Улаган (Башкаус) в Акташ, и далее снова по уже поднадоевшему Чуйскому тракту.

На южной же оконечности Телецкого озера находятся несколько турбаз, и, в принципе, можно попасть либо на рейсовый катер, либо договориться с катером, который привез каких-нибудь туристов или обывателей. Стоит отметить, что за два дня пребывания на озере рейсовый катер мы так и не увидели, хотя были выходные дни, и капитан катера нас еще по телефону из Москвы клятвенно заверял, что он точно в эти дни заезжает на турбазу. Нам хорошие люди подогнали телефон хозяина небольшого катера-"такси" и он еще по договоренности из Москвы нас должен был забрать в назначенный срок из устья Чулышмана. Но по нашей же оплошности (см. раздел "Техописание"), мы перепутали место встречи, и он уехал ни с чем. Позже в Артыбаше (поселок на северной оконечности озера), куда мы все-таки добрались на оказавшемся под рукой судне, он нас дождался на причале и высказал нам свои вполне резонное недовольство невыполнением условий договоренности, на что мы, конечно же, не смогли возразить, и как люди культурные выплатили ему часть суммы за пустой прогон через все озеро. Не знаем, будет ли он связываться после этого с нашим братом, но приведем его координаты: (38843)22344. Стоимость рейса на лето 2004 г. составляла ~ 6000р. (можно договориться дешевле, нам он уступил по телефону порядка полутора тысяч). Катер берет 8 человек, соответственно, если с рюкзаками, то меньше.

От Артыбаша до Барнаула порядка 350- 400 км асфальта. Мы заранее заказали "Газель" в "БиАлТуре". Путь занял почти всю ночь.

Техническое описание

09 июля наша команда успешно приземлилась в аэропорту Барнаула. Равиль (он же официальный руководитель похода, он же автор этих строк) уже поджидал всех на заказанной в "БиАлТуре" машине. До начала вездеходной части нашего маршрута – поселка Акташ - решено было ехать на обычной машине – это получалось и комфортнее, и быстрее, и дешевле. А в Акташе нас уже должен был поджидать небезызвестный Костя Наумов на своем "родеоГАЗе".

Расстояние примерно в 600 км. с парой перекусов мы проделали довольно быстро и к шести вечера стояли перед воротами Акташского погранотряда. Введение с этого года мер по расширению пограничных зон привело к тому, что нахождение в Кош-Агачском районе требовало официального пропуска, выдаваемого погранцами. Подстраховавшись, мы еще за две недели переслали все наши данные по факсу в погранотряд с просьбой оформить нам пропуска. Несмотря на подпись командира части на нашем факсе, его заместитель устроил почти полутарочасовой допрос руководителю группы с выяснением всех подробностей нашего предприятия. Когда наконец-то все формальности были улажены, поужинав в кафе, мы отправились в местную гостиницу, где нас должен был встречать Костя. В тот день он забрасывал украинскую команду на Шавлу и предупредил, что теоретически может задержаться: "дорога-есть дорога". Время близилось к ночи, и мы решили заночевать в гостинице. В гостинице мы встретились с двумя ребятами из г. Коврова, которые состыковались с нами перед походом по интернету. Они собрались на Чулышман из всей своей компании только вдвоем и усиленно искали группу, которая бы приняла их в свое лоно, или хотя бы позволила находиться рядом. Т.к. мы шли маршрут заявленными по первенству, то договорились, что ребята будут находиться с нами рядом, но на полном автономном обеспечении и соблюдать наши условия игры. Ну не кидать же их на самом деле на реке одних? Они бы ведь ломанулись и вдвоем…

Утро встретило нас ярким солнцем и поджидавшим под окнами ГАЗом-66 Константина. Уже знакомые с ним по шавлинской кампании 2001 года, все тепло поприветствовали друг друга. По чашке кофе, упаковка вещей, и часов в восемь мы покатили в сторону Кош-Агача. По пути сделали остановку и запаслись дровами – первые два-три дня сплава не обещали буйной растительности по берегам. На подъездах к Кош-Агачу неожиданно лопнула медная трубка подачи масла, и Косте пришлось лезть под кабину. После двух часов попыток что-либо исправить своими силами, пришлось признать, что необходим лудильщик. Доехали все-таки до поселка и нашли нужного человека. К пяти вечера машина наконец-то была исправна, и можно было выдвигаться в дальнейший путь. За это мастер попросился с нами в верховья Чулышмана на рыбалку, в чем ему, разумеется, отказано не было. Собственно, от Кош-Агача и начинается вездеходная часть заброски на Чулышман. Первый час пути это довольно хорошая грунтовая дорога посреди степи, но по мере набора высоты, она ухудшается, петляя вверх вдоль русел речушек. Скорость все чаще не превышает 5 км/ч. Крупные камни под колесами не дают принять какую-то одну позу, и пассажиры кунга начинают напоминать скопище эмбрионов. Короткая остановка на перевале Бугузун. Далее дорога "теряется" среди верховых болот раскинувшегося перед нами плато (ф.4), но наши "рулезы" безошибочно направляют свой родеобас в нужном направлении. Как они ориентируются среди этих однообразных сопок, нам непонятно до сих пор. Дорога постепенно превращается в иногда еле заметную колею. С наступлением темноты скорость уменьшается, шаг вправо - шаг влево, и машина может завязнуть в мягком грунте. Нам дают понять, что лучше продолжить наш путь на рассвете, и мы уже заполночь разбиваем палатки, чтобы немного поспать.

Несмотря на жаркий день, ночью на такой высоте довольно холодно, и поутру отбиваем иней от тентов палаток и отковыриваем примерзшие ботинки от земли. Порядком окоченевшие выдвигаемся дальше. Еще часа два езды по болотистому плато, и с очередного перевала нам открывается вид на долину Богояша. Несмотря на утомительность заброски, отрывающиеся пейзажи, в действительности, очень красивые и позволяют познакомиться с географией этой части Алтая. По пути с перевала, в одном месте машина серьезно застряла, и нам пришлось немало потрудиться для извлечения ее из мягкого и вязкого грунта.

По прибытии на место, не теряя времени, стали стапелиться (ф.5-6) – сегодняшний день по графику считался ходовым. Отчалить удалось около 15-ти часов. Тепло попрощались с Костей, обещав списаться после окончания маршрута.

Дальше следует описание водной части маршрута. При составлении описания использовалась лоция из отчета Сергея Черника 1998г. График движения представлен в соответствующем разделе.

Богояш в верховьях течет по широкой заболоченной котловине. Препятствия на реке - несложные маловодные шиверы с обилием камней. Расход воды в Богояше не превышает 10 кубов.

Препятствия 1-10 - несложные маловодные шиверы.

Препятствие 11 - легкая шивера. Этой шиверой открывается новый каскад шивер.

С преп. 11 и стартовала группа Черника. Не беремся утверждать, но, наверное, и нас довезли до этого места. Думается, что это стандартная точка начала сплава по Богояшу.

При сплаве по Богояшу мы не ставили цель соотносить с лоцией каждую шиверу и приводим перечень препятствий для полноты описания. Промежуточной ориентировочной точкой для нас должно было стать слияние с Чулышманом.

Препятствие 12 - шивера с крутым падением.

Препятствие 13 - шивера с узким крутым сливом в конце.

Препятствие 14 - шивера "Мостовая-1" - относительно сложная шивера. В нижней четверти крутопадающий участок, забитый камнями .

К концу второго часа ходового времени, после этой шиверы, (ее мы определили по характерному следующему участку) на одном из катов стал спускать баллон, потребовался ремонт, который затянулся почти на полтора часа. Так как день вышел довольно напряженным, решили закончить на сегодня сплав и хорошенько выспаться.

Далее Богояш идет одним руслом, сильно меандрируя. Скорость течения очень мала. Вскоре появляются участки, где Богояш соединяется с озерами широкими протоками. Для того, чтобы двигаться вперед, приходится непрерывно работать веслами. Русло Богояша среди обширной водной глади (ф.9) можно отыскать по донным водорослям, которые наклонены в сторону течения реки .

Идти очень утомительно – по окружающим тебя пейзажам кажется, что постоянно находишься в одном месте. Впереди виден примыкающий с юга хребет, под которым и должен течь Чулышман, но эта цель приближается очень медленно, к тому же долина Богояша постепенно начинает забирать от него на север.

После переката посреди гладкого плеса ( Препятствие 15) следует

Препятствие 16 - легкая шивера. Проходы видны с наплыва.

Препятствие 17 - шивера с обилием камней. За этой шиверой 2,5 км чистой воды и начинается предустьевый каскад препятствий на р.Богояш длиной 7,5 км.

Препятствия 18-23 - цепочка несложных шивер, следующих одна за другой. Встречаются участки, сильно забитые камнями.

Шиверой 23 заканчиваются препятствия на р. Богояш.

В месте слияния Чулышмана и Богояша начинается длинная густая шивера. Чулышман по расходу воды немного уступает Богояшу. От слияния с Чулышманом начинается новая нумерация препятствий .

Почти все препятствия на Богояше довольно маловодны (ф.10), очень часто требуется проводка судов. Снизу это все напоминает каменные эскалаторы. Что только что ты здесь прошел на катамаране, порой уму непостижимо. Но положительным моментом во всем этом является, конечно, нетронутость этих мест человеком (прямо к воде при нас подходил олень), дикость окружающих пейзажей, и тот факт, что ты проходишь речку от самых ее истоков. Хорошо ловится хариус.

Мы, повторюсь, не соотносили препятствия Богояша с лоцией, а с нетерпением ожидали стрелку с Чулышманом. Ближе к вечеру наше нетерпение стало достигать предела. Появились подозрения, что нас завезли не на ту реку. Группа Черника затратила на Богояш пять с половиной часов, тогда как мы уже прошли около семи часов и при этом идем на более быстроходных и маневренных катамаранах-"двойках".

Уже в восемь вечера подошли к какому-то правому притоку, послышались возгласы: "Чулышман", но собравшись и тщательно поработав с картой и лоцией, Равилем был вынесен вердикт, что стрелку с Чулышманом мы просто-напросто не заметили, т.к. он впадает под острым углом и скорее всего более маловоден и что мы уже километров 15 идем по Чулышману и в данный момент стоим у впадения правого притока р.Узун-Оюк буквально в семи километрах от входа в Ябалинское ущелье – первого серьезного препятствия на Чулышмане. Что в принципе, и подтвердилось на следующее утро.

Нормальных мест для стоянки по берегам нет, и пройдя еще километра три, решили заночевать на высоком правом берегу (ф.8), т.к. после девяти часов сегодняшней непрерывной гребли все уже порядком подустали. Дрова на всем этом участке маршрута пока не появились, и мы готовим на привезенных с собой. Необходимо отметить, что в верховьях Чулышмана (да, как потом оказалось, не только в верховьях) несметное количество комаров, что в принципе не встречалось нам на других алтайских речках, и все наши немногочисленные "комарилки" закончились в первые же дни. К большому плюсу верховьев можно отнести отменную рыбалку и как следствие вкуснейшую уху по вечерам.

Приводим для полноты картины описание Чулышмана от стрелки с Богояшем, хотя до стрелки с Узун-Оюком мы думали, что все еще на Богояше.

Препятствия 1-3 - длинные шиверы, сильно забитые камнями, с большим количеством островов, разделенные одна от другой небольшими плесами.

Препятствие 4 - шивера. В русле довольно крупные камни. В конце шиверы чистый слив. Проход по хорошо выраженной струе. После этой шиверы 3 км чистой воды, а затем опять шивера - "мостовая".

Препятствие 5 - длинная шивера с крутым падением в конце.

Препятствие 6 - простая шивера. Проходили левой протокой.

Препятствия 7-9 - простые шиверы с обилием камней. Проводка местами неизбежна.

Далее справа впадает крупный приток р. Узун-Оюк, за которым следует цепочка

Препятствия 10-13 - простые шиверы. Проходы легко угадываются с воды, проводка почти не требуется.

Через 500- 600 метров начинается

Препятствие 14 - длинная, практически без перерывов, шивера. Проходы между камней достаточно широкие. Долина Чулышмана несколько сужается, но есть достаточно широкие полки с обеих берегов. Шиверистые участки разделены короткими промежутками быстрой воды. Техническая сложность шиверы не особенно высока, но масса обливных и надводных камней заставляет экипажи непрерывно работать. Сложность шиверы увеличивается, к концу ее возрастает уклон. За 1 км до правого устья правого притока р.Бабачек шивера после крутого левого поворота реки заканчивается крутой горкой, в начале которой стоит крупный полуобливной камень.

От места нашей ночевки до начала Ябалинского ущелья около 20-ти минут сплава. Река постепенно начинает приобретать все более заметный уклон, горы подходят ближе к реке, по берегам появляется лес. Погода стоит на редкость отменная, и все подходят в прекрасном настроении к начинающимся препятствиям.

Ябалинское ущелье

Начинается за 1 км до устья правого притока р.Бобачек (или, что более характерно километров через 8 после правого притока р.Узун-Оюк) и тянется 10 км до впадения р.Ябалу. Сложность препятствий плавно нарастает к середине каскада, а затем также плавно падает. Средний уклон этого участка реки составляет 17,5 м/км. Ябалинский каскад препятствий является интересным и своеобразным тренингом перед Язулинским ущельем. Техническая сложность препятствий Ябалинского каскада соответствует четвертой категории сложности, а по плотности порогов и шивер превосходит эталонные маршруты.

Все препятствия Ябалинского каскада мы проходили двумя тандемами сходу, поджидая остальных в уловах, после более-менее бурных участков, и соотносясь тем временем с лоцией. Катамаран ковровцев вышел со стоянки пораньше и должен был нас дожидаться у впадения р.Ябалу. Линия движения достаточно легко читается, сложность препятствий на уровне 4 к.с., а для небольших катамаранов-"двоек" некоторые участки можно классифицировать 5А к.с. На прохождение каскада (ф.12-18) мы затратили около двух часов. Далее приводится краткая лоция каскада.

Препятствия 15-18. Простые пороги. В русле довольно бурные сливы с обливных камней.

Препятствие 19. Шивера длиной 120-140 м. В русле группы крупных камней и отдельные камни. Сливы до 0,6 м.

За шиверой 50 м гладкого быстротока.

Препятствие 20. В пороге - короткий слив, два больших полуобливных камня образуют широкие ворота с подводными камнями в створе.

Препятствие 21. Бурный порог длиной 50- 60 м. Струя с жесткими валами до 0,7 м идет в правой половине русла. В конце порога струя наваливает на большой наклонный камень, выдающийся в русло с правого берега. За камнем короткий плес.

Препятствие 22. Шивера начинается 60-метровой чистой струей с валами до 0,8 м. Струя в шивере выражена достаточно четко, а кончается шивера бурным порогом с валами до 1 м в левой протоке каменистого острова. Сразу за островом слева впадает ручей.

Препятствия 23-24. Простые короткие пороги. Сливы высотой около 0,5 м.

Препятствие 25. Порог начинается сразу за преп.24. В пороге много камней, а в середине препятствия через все русло слив высотой 0,6 м.

Препятствие 26. Мощная шивера, начинается сразу за преп.25. Четко выраженной струи нет. Много мелких и крупных камней. Сливы до 0,7 м.

Препятствие 27. Красивый порог, состоит из четырех ступеней. Расположен на S-образном повороте реки. Начинается порог разгонной шиверой. Первая ступень находится в левой протоке (правая мелководна) и представляет собой редкую гряду крупных полуобливных камней с узкими проходами. Ниже гряды у левого берега скала, на которую есть навал. За скалой формируется узкая струя с валом 0,6- 0,8 м, которая упираеся в группу камней, а затем отжимается влево. Здесь слив порядка 0,6 м. Это вторая ступень. В 10 м ниже гряда надводных камней, между которыми узкие косые ворота, а змтем серия невысоких сливов с обливными камнями. Это третья ступень. Четвертая ступень - серия ворот между обливных камней.

Препятствие 28. В пороге горка длиной около 200 м. Начинается на правом повороте сразу за преп.27. В русле отдельные крупные камни и обилие подводных. Река идет хаотичным потоком и лишь в середине порога формируется в четкую струю с резким коротким валом 0,8 м.

Препятствие 29. Порог. Находится в левой протоке, правая мелководна. Поперек левой протоки лежит гряда камней со сливами до 0,7 м. Ниже гряды довольно четкая струя идет в левой половине русла и упирается в большой камень, делящий струю пополам.

Препятствие 30. Порог находится на правом повороте в правой протоке, левая - маловодна. Длина порога 50 м.

Препятствие 31. Порог - по существу продолжение преп.30. Струя описывает пологую дугу влево и наваливает на правый берег. Заметное падение. Ступеньки сливов 0,5 -0,7 м через две гряды камней: одна против центра острова, другая против стрелки. Ниже острова струя переходит в левую часть русла и гаснет на 70-метровом участке гладкой воды.

Препятствие 32. Двухступенчатый порог. Первая ступень представляет собой длинный слив среди камней. Вторая ступень - две гряды камней.

Ниже порога 40 м спокойной воды.

Препятствие 33. Шивера средней сложности, длиной около 200 м.

Препятствие 34. Шивера длиной около 300 м, расположена на левом повороте реки. В левой части русла два небольших островка. Левая протока узкая и маловодная, есть "расчески", правая протока широкая, с изобилием камней. В конце шиверы образуется четкая струя, которая упирается в два больших камня.

После шиверы 40- 50 м быстротока, переходящего в шиверу 35.

Препятствие 35. Шивера длиной около 100 м. Справа на входе гряда камней.

Препятствие 36. Простой порог.

Препятствие 37. Простая шивера длиной около 70 м. Слева каменистая отмель.

Препятствие 38. Простая шивера. В начале справа каменистая отмель, в конце два параллельно стоящих острова.

В этом месте ущелье как таковое кончается, долина реки резко расширяется. На протяжении более 2 км (до устья реки Карасу) река дробится на протоки, многие из которых мелководны. Проходить лучше правой протокой. У отметки 1720 м Чулышман собирается в одно русло, долина заметно сужается. В реке появляются крупные камни. Отсюда начинается шивера 39.

Препятствие 39. Несложная шивера. На выходе густо раскиданы камни, дальше - чуть реже. По всему руслу сливы с камней и валы до 0,6 м. Заходили слева, затем шли по струе. Условной нижней границей шиверы служит левый поворот. Справа на длинной дуге находится каменистая отмель, сквозь которую фильтруется около 1/3 всех воды. в конце поворота находится порог 40.

Препятствие 40. Простой порог длиной 60 м. Валы до 1 м.

Вскоре слева впадает р.Ябалу. Дальше на реке до Язулинского ущелья препятствий нет.

В устье р.Ябалу, что и логично, сделали остановку на обед. В 16-30 вышли дальше навстречу Язулинскому каньону.

Ниже устья р.Ябалу река течет по широкой долине, свободно меандрируя. На протяжении 9 км на реке только мелкокаменистые перекаты. Затем начинаются препятствия Язулинского каньона.

Язулинский каньон

Язулинский каньон - понятие условное: На первых 12 км (средний уклон 14 м/км) каньонные участки встречаются лишь на некоторых порогах, и лишь последние 8 км (средний уклон 25 м/км) можно назвать каньоном. На эти две части и можно делить препятствия всего каскада по сложности. При описании Язулинского ущелья в отчете С.Черника используется нумерация порогов их лоции Мустафина.

На начальном участке Язулинского ущелья (до п.44 Чертов Мост) сложность и полноводность препятствий превосходят пороги Ябалинского ущелья, однако при выборе линии движения больших проблем не возникает. Сложность фоновых препятствий на этом участке на уровне 5 к.с. Немного выделяется преп.33 (пор.Мустафина).

Начальный участок Язулинского ущелья (до п.44 Чертов Мост) мы проходили тандемом со взаимной страховкой .

Мы вошли в каньон 13-го августа, т.е. на третий день сплава, примерно в 17-30. Примерно за полтора часа ходового времени группа благополучно преодолела 31 препятствие. Тактика движения сложившаяся: сначала выходит один тандем катамаранов (К-1 + К-2 либо К-3 + К-4) и зачаливается после определенного препятствия для подстраховки и фотосъемки следующих (ф.19-26). Концентрация препятствий на этом участке очень велика. А, учитывая все возрастающую мощь и сложность порогов, можно отметить, что пройденный участок (учитывая и ряд порогов 33- 43, пройденных на следующее утро) превосходит по сложности аналогичные участки на стандартных маршрутах 5 к.с. и, может даже, был бы украшением некоторых из них. Это особенно характерно для судов небольшого водоизмещения, которые нечасто встречаются на таких реках, как Чулышман.

Препятствие 1. Простой порог в красивом каньоне. Перед ним несложная шивера, начинающаяся на резком правом повороте. Ориентир на каньон и этот порог - крутой обрыв правого берега серого цвета.

Препятствие 2. Шивера с небольшим валом. Проход центром струи.

Препятствие 3-4. Простые шиверы.

Препятствие 5. Довольно мощная шивера. Основная струя идет центром левой протоки.

Препятствие 6. Длинная шивера с обилием камней.

Препятствия 7-11. Короткие шиверы.

Препятствие 12. Короткий порог в левой протоке. Правая маловодна. В конце левой протоки гряда камней, выступающая от левого берега к стрелке острова.

Препятствия 13-15. Простые шиверы с выраженной струей.

Препятствие 16. Короткий порог с небольшим навалом на скалы левого берега на выходе. Проход в левой трети русла.

Препятствие 17. Порог "Пестрый". Длинный порог с обилием надводных и подводных подводных камней.

Препятствие 18. Порог "Двойной" (5А). Длинный порог, состоящий из двух разнохарактерных участков. Первый - достаточно мощная горка с обилием подводных камней. Второй - сужение русла с сильно вспененной водой.

Препятствие 19. Длинная шивера с крупными надводными камнями.

Препятствие 20. Порог "Мини-Пустячок" (5А). Длина около 100 м, представляет собой слив высотой 1,5 м через всю реку. Правая часть струи бъет в крупный валун у правого берега, а средняя часть идет через подводный камень в сливе.

Препятствие 21. Шивера с обилием камней. Проходили в левой трети русла.

Препятствие 22. Короткий порог с валами на выходе. Струя хорошо выражена и чиста.

Препятствие 23. Порог "Черепаха" (5А). В начале река делится на две протоки валунной отмелью. Левая протока менее мощная. Поток, разогнавшись на шиверистой части порога, наваливается на скалы правого берега. Ниже в правой части русла крупные обломки скал.

Порог проходили правой протокой, прижимаясь к валунной отмели.

Препятствие 24. Несложная шивера.

Препятствие 25. Порог. Начинается шиверой, в конце которой водопадный слив высотой около 1 м.

Слив проходили в левой части между крупных обливных камней.

Препятствие 26. Порог. Расположен на S-образном повороте реки. Вначале широкое русло с обилием надводных и подводных камней, затем на резком правом повороте русло сужается валунной отмелью с правого берега и струя наваливает на скалы левого берега.

Препятствие 27. Несложный порог с выраженной чистой струей

Препятствие 28. Порог средней сложности, с камнями в русле и большой скоростью течения. Выход из порога чистый.

Препятствие 29. Порог средней сложности с резким валом на выходе

Препятствие 30. Простой порог.

Препятствия 31-32. Шиверы средней сложности. Здесь нужно четко ориентироваться, так как сразу за шиверой №32 на местном левом повороте достаточно мощный порог №33.

Заночевали на небольшой полке П.Б., т.к. не хотели под вечер проходить достаточно сложный по лоции пор. Мустафина. Сориентировались правильно – полазив по склону вечером, увидели в 200-х метрах ниже Солдатский мост.

Препятствие 33. Порог "Мустафина" (5В). В начале порога левая часть русла забита крупными камнями. Вода идет вдоль правого берега и сильно наваливает на выступ правобережной скалы, образуя мощную подушку и косой слив. За сливом вода уходит к левому берегу, наваливая на нее. После порога мост через Чулышман, который называют Каракемским или Солдатским.

После прохождения зачалились на Л.Б. и залезли на мост для фотосъемки.

Препятствия 34-35. Простые шиверы, с мелким, широким входом и обилием камней. В конце шивер формируется струя с небольшим валом.

Препятствие 36. Прямой, чистый порог, имеющий характер горки с выходным узким желобом. В конце резкий, короткий вал.

Препятствие 37 (5А). Порог средней сложности. Здесь река делится островом на две протоки. Правая протока мелководна, левая протока вначале имеет характер слабой шиверы, в конце ее резко увеличивается уклон, и она представляет собой лестницу вспененных сливов. Левее центра в русле стоят в ряд друг за другом крупные валуны, которые можно обойти как справа, так и слева.

После прохождения порога 37 на К-1 обнаружился прорыв оболочки в метр длиной (ф.30). В итоге, вынужденная остановка и ремонт почти в течение двух с половиной часов Надо отметить, что уже четвертый день подряд стоит прекрасная погода. Тогда мы еще не думали, что жара может так доставать.

Препятствие 38. Простая шивера с пологим сливом в конце.

Препятствие 39 (5А). Мощный порог с водопадным сливом в конце порога. Крутизна слива меньше всего в левой части, но попасть туда довольно сложно. В левой части русла в начале порога - мелкие обливные камни. В центре - группа надводных камней.

Перед сливом делали прострел налево из центра.

К-3 неудачно нанесло на камни левого берега и перевернуло. После порога улов, где и были четко проведены спасработы.

Препятствие 40. Несложный, но мощный порог.

Препятствие 41. Простой порог.

Препятствие 42. Короткий, мощный порог. Образован скальным сужением русла. В центре крупный обливной камень-плита. Левая часть струи опасно бьет в выступ скалы ниже слива. Правая часть струи закладывает крутой вираж, огибая центральную плиту и образуя мощную подушку у правобережной скалы.

Препятствие 43. Порог с обилием камней на входе и двумя крутыми сливами в конце.

Весь этот участок Язулинского каньона, как уже упоминалось, прошли тандемами на груженых катамаранах, сходу, без просмотров.

Сразу за устьем правого притока р. В.Кулаш причалили к ПБ перед пор. "Чертов мост". Оставшуюся часть Язулинского ущелья мы шли на разгруженных судах.

От места зачалки до порога около 300 м. Просмотр порога совместили с приготовлением обеда. Увиденное, на первый взгляд, поражает своим величием. Невольно задаешься вопросом: "Порог это, или явление природы?" Можно представить себе, как трудно было решиться первопроходцам пойти на первый шаг. Нам, т.е. следующим поколениям, вдоволь насмотревшись видео предшественников, конечно проще принимать решение. Но, тем не менее, одно дело – смотреть прохождение в теплой уютной комнате в далекой Москве, и совсем другое – стоя над пучиной. Плотно перекусив, мы все решили отложить прохождение до утра, а остаток сегодняшнего дня посвятить переносу вещей и разбивке базового лагеря где-то в середине второй части каньона. Привязали катамараны, спрятали кое-что из сплавного, и тронулись в путь. Хорошо набитая тропа идет по склону хребта, довольно высоко от воды. Река просматривается с нее далеко не везде. Примерно через час находим уютное место под деревьями у реки (прямо напротив порога "Камень с дыркой") (чтобы сориентироваться на местности высылали двух разведчиков к реке с лоцией). Дальше начинается каньонный участок, в котором находятся пороги "Три Вовы" и "Затычка", соответственно базовые лагеря разбиваются либо до него, либо после него.

Наутро приступили к прохождению "Чертова моста".

Препятствие 44. Порог-водопад "Чертов мост " (6В).

Очень мощный и красивый порог (ф.31). Начинается 150 м шиверой, река входит в каньон с высотой стенок до 10 м. Далее 50-метровый участок с навалами на стенки каньона и крупные камни в русле, который заканчивается широким 1,5 м сливом, разделенным на три части двумя скальными обломками. Проход возможен через центральный и левый слив (решено было проходить через центральный). Через 20 м быстротока кульминация порога - крутой водопадный слив высотой около 3,5 м. Над сливом на высоте 6- 7 м расположен старый деревянный мост, построенный еще в прошлом веке, и дающий название порогу.

Детальный просмотр порога, фото и видео съемку проводили с ПБ. Страховка с ПБ на плесе ниже порога. Порог относительно безопасен тем, что после водопадного слива, до следующего порога "Серп" метров 100 спокойной воды, на котором можно ликвидировать последствия возможной аварии.

Первым вызвался идти К-3 (для А.Бородина "Чертов Мост" был порогом-мечтой). На заходе их немного прижало к скальной стенке ПБ; первый слив минуется по центральному проходу благополучно, заход по центральному языку в основной водопад и…кульминационный момент - катамаран полностью скрывается в сливе под водой - и на ровном киле всплывает (ф.32 а-д). Радости экипажа нет предела.

К-2, в целом, повторил прохождение первого экипажа, правда, на заходе их слишком отбросило вправо и для выхода на центр перед первым сливом им пришлось потрудиться. В основном сливе за счет большего объема они не скрылись целиком, и вышли легче (ф.33). Экипаж К-4 отказался от прохождения по личным мотивациям. Экипаж К-1, подойдя к катамарану застал того сдутым, несмотря на жару и солнце (предположительно открылась вчерашняя дырка), было принято решение взять более объемный "Рафтмастер" отказавшегося экипажа. В последний момент не решилась на прохождение на чужом незнакомом ей и более громоздком, катамаране Наталья, и вместо нее по рации вызвали желающего, коим вызвался быть Вадим. Равиль с Вадимом, и раньше вместе прошедшие ряд сложных порогов, и здесь показали хорошее владение слаломной техникой и лучше остальных "прочертили" линию движения в пороге (ф.35 в-д) и ровно прыгнули в водопад, но видимо передние дополнительные наплывы (которые после долгих раздумий решено было все-таки надуть перед порогом, дабы проверить) сыграли злую шутку, и из слива, сделав красивую кормовую свечку, катамаран вылетел вверх килем (ф.35 е-з). Спасработы были проведены силами уже прошедших экипажей, стоящих в улове за порогом. Катамаран ковровцев неудачно вошел в первый слив, и его нанесло на скалу ПБ, где и перевернуло. Прохождение водопадного слива самосплавом, держась за раму, стало самым экстремальным за сегодняшний день (ф.34).

Прохождение "Чертова моста" заняло всю первую половину дня, т.к. каждый экипаж пока доходил до своего ката, поддувал его, загидривался и т.п. Перед "Серпом" решили отобедать, совместив его с ремонтом сдувшегося за ночь К-1. Все попытки найти дыру в баллоне ни к чему не привели (просто травить они не могли, т.к. были новые), нонсенс, как будто катамаран просто не хотел идти "Чертов мост".

Препятствие 45. Простой порог. Это чистый пологий слив с редкими камнями.

Честно говоря, проще идентифицировать его как заходную часть "Серпа".

Препятствие 46. Порог "Серп" (5В-5С). Красивый порог средней сложности. Струя сначала наваливает на центральный камень, на нем образуется мощная подушка, которая отбрасывает судно влево, где мощная тугая струя идет вдоль скал левого берега, образуя очень неслабый прижим. Правая часть струи падает в хороший котел.

Несмотря на кажущуюся сверху простоту (мы просматривали порог над уловом перед "Серпом", забравшись по откосу метров на 20 вверх) порога, на деле он оказывается очень хитрым. Если сразу не уйти за центральный камень, то почти 100% попадаешь в прижим на скалы Л.Б. Катамаран ковровцев отнесся наверно очень легкомысленно к "Серпу", в результате чего моментальный оверкиль, в результате которого, как потом, выяснилось у Вадима Захарова, оказалась треснута кость, и поход для них был закончен на этом месте. Вышедший следом К-3 попытался прострелить прижим слева – направо, но мощная тугая струя буквально припечатала их к скале. Вадим вылез на скалу и, "жертвуя" собой, оттолкнул катамаран. Алексея, одного, положило уже в выходном котле. За порогом достаточно большой улов, где наши киляторы оказали себе самостоятельную посильную помощь. К-4 сделал ошибку, перечалившись на Л.Б., типа поближе рассмотреть порог: им вынужденно пришлось простреливать струю слева-направо, в результате чего они повторили судьбу К-3. Последние два экипажа (К-2 и К-1), опираясь на ошибки впереди идущих, шли впритирку к центральному камню, чтобы после "подушки" сразу зайти вправо в тень камня, избегая тем самым коварного прижима. Им это отлично удалось, и порог был пройден. "Тритон" К-1 хорошо приподняло в выходном котле.

Препятствие 47. Короткий порог средней сложности. На правом берегу есть место для лагеря.

К-2 решил почему-то зачалиться после преп.47, не просмотрев его, и река наказала его: их нанесло на камень в русле и перевернуло. Бакланов-старший ("старший умный был детина…") уцепился за прибрежные камни и вылез самостоятельно, младший же поплыл с катом по реке, но был догнан и зачален вовремя стартовавшим за ними на выручку экипажем К-3.

В это время штатный медик Наталья в улове после порога "Серп" оказывала посильную помощь ноге Вадима Захарова из ковровского экипажа. Стало ясно, что он больше не сможет продолжать сплав. Им повезло, что недалеко стоял УАЗик с рыбаками, которые согласились забрать их с собой вечером и подвезти до ближайшего большого села, откуда легко можно было бы уехать на "Большую Землю". Обидно, но для наших друзей из Коврова сплав по Чулышману в этом году был закончен…

Препятствие 48. Порог (5В-5С). Сложный длинный порог с несколькими сливами и сильным навалом на выступ скалы правого берега в конце порога. В этом месте находится новый мост через Чулышман.

Нам этот порог показался проще того же "Серпа" и все суда прошли это препятствие хорошо. Мы все же выставили два спасконца перед мостом на камнях Л.Б., т.к. дальше начинался довольно проблематичный порог "Оборотень". От навала на выступающую скалу правого берега на маневренных катах-"двойках" уходится несложно (ф.37), но в большую воду, думается, это может стать проблематичней.

Препятствие 49. Порог "Оборотень" (6А).

Первая ступень порога - пологий слив через подводную гряду с небольшим навалом на левобережную скалу. Далее 20 м быстротока, и основная часть реки завалена крупными камнями с узкими проходами между ними. Основная часть воды сваливает под нависающую скалу правого берега, оставляя мало надежд на успешное прохождение (ф.39-40). Группа С.Черника проходила в 98 г. левым проходом, но, скорее всего, после недавнего крупного землятрясения в реку съехало несколько булыжников, и проходов там не осталось.

Мы залезли по правому берегу, под самое проблематичное место порога (ф.38 а); долго смотрели, думали, и пришли к выводу, что наиболее вероятныым окончанием прохождения этого препятствия станет свал катамарана под нависающую скалу П.Б. и "уничтожение" всего того, что торчит выше палубы и что называется "экипаж", т.е. нас с вами. Обнос довольно сложный: надо причалить в улов П.Б. перед первым сливом, и поднять катамараны вверх по склону метров на 15 на веревках (ф.38 б). По некоторым отчетам можно зачалиться после первого слива на Л.Б. и перетащить суда по камням вдоль левого прохода, но четкого улова там нет и, по крайней мере, в нашу воду была опасность быть затянутым в левый проход и остаться там расклиненным между крупных булыганов с вероятной поломкой судна. Мы не стали рисковать и обнесли "Оборотень" по П.Б.

Подняв катамараны наверх, решили закончить сплав на сегодня (времени было уже часов семь), и, оставив их здесь, вернулись в базовый лагерь.

Наутро пришли к катамаранам, спустили их по осыпи в улов после порога "Оборотень", после чего по одному перечалились на другой берег, т.к. стартовать из улова больше чем по одному затруднительно.

Надо отметить, что все эти дни на реке стоит ставшая уже напрягать жара, и нахождение почти весь день в неопреновом гидрокостюме, не очень положительно влияет на активность и физическое состояние человека.

Препятствие 50. Сравнительно простой порог.

Препятствие 51. Порог (5В). Достаточно сложный порог. Начало - крутая горка, в левой части русла множество валунов. Струя идет у правого берега, ззатем на резком местном левом повороте поток наваливает на выступ скалы правого берега, образуя мощную подушку.

Порог проходили после беглого просмотра (ф.41).

Препятствие 52. Порог (5А). Мощный, прямой порог. Русло реки сжато до 6- 8 м, и вода идет единым потоком с коротким резким валом. В конце порога небольшой навал на правый берег. Просмотр по Л.Б.

Перед преп.53 чалились на ПБ для просмотра и съемки порога (ф.42).

Препятствие 53. Порог "Большие Глыбы" (5С).

Этот красивый порог характеризуется своим названием. Сливы через обливные камни между огромными скальными обломками. На выходе мощные бочки.

Входную часть порога проходили по правой части русла, (ф.43 а-б) далее в центр между основными глыбами (ф.43 в-ж). Два ката при этом скидывало влево с крупного характерного обливняка, а два вправо – под нависающую глыбу П.Б. Страховка после выходных бочек (ф.43 з).

Препятствие 54 Несложная шивера со сливом через всю реку и стоячей бочкой за ним.

Через 150 м начинается преп.55 (около него находился наш базовый лагерь).

Здесь мы решили зачалиться, чтобы перекусить в лагере и разведать препятствия 55-60, т.к. на выходе из порога 55 река уходит в каньон, который тянется до конца преп.60. В этом каньоне находятся водопад "Три Вовы" и сложный порог "Затычка".

Приведем описание этого участка:

Препятствие 55. Порог "Камень с дыркой" (5А).

Начало порога представляет собой шиверу с надводными и подводными камнями. Проходы везде достаточно широкие. Далее на местном левом повороте в русле стоят два камня, делящие струю на три рукава. Левый - мелководен, центральный - слив между камнями. Правый - слив между береговой скалой и камнем с дыркой. Прохождение по центру не должно вызвать затруднений.

На выходе из порога река уходит в каньон.

Препятствие 56. Порог. В начале мощный прямой слив через всю реку со стоячей бочкой за ним. Длина порога 30 м. За ним чистый плес 40 м.

Препятствие 57. Порог. Река разделена на два русла большим скальным обломком. В правом рукаве - крутой водопад высотой 2 м, в левом - чистый пологий слив. Через 50 м мощный пологий слив, после которого нужно чалиться в улов правого берега. До водопада Три Вовы остается 30 м !!!

Препятствие 58. Водопад "Три Вовы" (6С).

(ф.44-46) Основной слив находится в 30 м ниже преп.57. В 10 м перед водопадом серия небольших косых бочек, которые стаскивают судно влево, осложняя заход в водопад. Водопад очень внушителен: поток сначала сходит с уступа под углом 45 градусов, а затем, рассеченный на две части подводным выступом скалы, падает вертикально вниз. Правая часть слива предпочтительнее, поскольку левая часть струи падает в стоячую воду. Общее падение в водопаде около 5 м. Ниже слива огромная чаша в скалах, в которой хаотически перемешивается вода. В конце чаши небольшой плес около 20 м и начинается преп.59.

Препятствие 59. Порог "Затычка" (6В).

Порог "Затычка" - сложнейший порог-непроход в малую и среднюю воду. Порог начинается двумя мощными концентрированными сливами с общим перепадом около 3 м. Последний из них упирается в огромную полуобливную глыбу-затычку, оставляя два узких прохода у обоих берегов. Больше половины воды, отразившись от затычки, наваливает направо под нависающие скалы. При этом часть воды, отражаясь от скал, возвращается обратно под слив. Проход у левого берега предпочтительнее, поскольку эта часть струи менее мощна и нет обратного "подсоса" под слив. Навала на береговые скалы избежать, тем не менее, не удается.

После просмотра этого участка реки и долгих дебатов было принято горькое, но справедливое решение об обносе "Трех Вов" и "Затычки". Основным камнем преткновения при принятии решения становится обсуждение о постановке 100% страховки после водопада "Три Вовы". Идти самосплавом в "Затычку" ну никак не хочется, а оверкиль катамаранов-двоек в водопаде очень вероятен. Забьет или нет человека в улов правого берега неизвестно; спасконца человек, вынырнувший из котла, может просто в первый момент не заметить, а потом будет поздно; поставленный катамаран в улов может понести в "Затычку" вместе со спасенными. Самым верным вариантом, наверное, будет постановка "кораблика" и "спасконца", а можно не побрезговать и "живцом".

В общем, надо признаться, что наряду с внушающим видом связки порогов "Три Вовы" - "Затычка", которые сами по себе уже давят психологически, у нас к тому же просто не было опыта страховок таких препятствий. Мы и раньше не очень серьезно относились к такому, как оказалось, серьезному вопросу, как страховка, рассчитывая все больше на удачу - и вот теперь мы, похоже, поплатились. На одной удаче Чулышман не пройти. По крайней мере, у нас, горящих желанием желающих прыгать "Три Вовы" почему-то не нашлось. А по большому счету мы просто все обосрались! И никому не хотелось быть первым, а так, возможно, по их примеру, прыгнули бы и остальные. Раньше мы, признаться, были более рискованными в таких делах. А сейчас все мы обзавелись семьями, у троих ребят в Москве остались беременные жены, боевой дух в связи с чем в этом походе, как оказалось, был подослаблен. Непрохождение "Трех Вов" с "Затычкой" негативно отразилось на психологическом климате в команде.

Немного успокаивает то, что многие именитые команды, в первый раз попав на Чулышман, отказываются от прохождения порогов: "Три Вовы", "Затычка" и "Винт".

Позорный обнос лучше выполнять по тропе, на нее лучше и легче выходить от преп.55, жертвуя тем самым простыми порогами 55-57, т.к. подъем с судами по крутому склону перед водопадом "Три Вовы" станет трудоемок.

Во время обноса в первый раз за весь поход наконец-то испортилась погода, и пошел несильный дождь.

Суда спускали по крутому откосу сразу после "Затычки". Перечалились на Л.Б. для просмотра пор.60.

Препятствие 60. Порог (6А).

Сложный и длинный порог. Порог начинается крутым водопадным сливом высотой 2,5- 3 м. В центре слива крупный обливной камень, делящий поток на две сравнительно гладкие струи - слева и справа от него. Правая часть потока после слива упирается в скальный выступ, левая идет по диагонали в центр. Затем идут два пологих слива в левой части русла, а за ними на местном левом повороте поток отжимается грудой валунов у левого берега на скальную стенку правого берега. Здесь мощные бочки и резкий крутой вал. За поворотом правобережной скальной стенки находится выходная часть порога.

Мы бы не стали категорично заявлять, что порог явно тянет на "шестую" категорию. Первый слив оказался более пологим, чем указывается в описании, и довольно легко преодолевается по чистой левой струе (ф.47 а-б). Перед второй частью порога можно спокойно зачалиться, и просмотреть дальше. Тем самым, порог можно разбить на два отдельных порога. Вторая часть порога с треком вдоль скал П.Б. преодолевается по основной струе также без особых проблем (ф.47 в-г). Какие-то большие бочки могут образовываться только в большую воду.

После порога зачалились возле красивого крутопадающего левого притока.

Препятствие 61. Порог (5С).

Расположен на левом повороте реки. Состоит из двух ступеней. Первая начинается простой шиверой, где основная хорошо выраженная струя проходит ряд довольно широких ворот между невысокими камнями. Затем в начале левого поворота реки русло перегорожено двумя грядами больших камней. В центре правой гряды лежит крупный зуб, вспарывающий поток. Вторая ступень проще: это плавный поворот реки с быстрой мощной струей. В конце второй ступени в реку с правого берега вдаются скалы. За ними образуется большой улов.

Просмотр порога по П.Б. Порог длинный и техничный. Шли тандемами, придерживаясь центра русла.

Препятствие 62. Порог (5С).

Мощный порог. Начало - простая "горка", затем русло резко сужается и образуется крутой лоток с валами и бочками. Сравнительно чисто у левого берега, остальная часть русла сильно "изрыта". В конце лотка с левого берега в русло вдаются скалы, закрытые водой, на них образуется мощный трек, а за ними глубокая яма. Вода, скатываясь направо с трека, сильно наваливает на скалу правого берега.

После краткого просмотра по П.Б. прошли тандемами без страховки. В сужении русла на наших "двойках" было очень даже интересно. На выходе простреливали налево, уходя от прижима к скале П.Б.. К-3 немного замешкался, не ушел от прижима и ударился носами в скалу. Вследствие чего ребятам потребовался небольшой ремонт. На этом месте мы решили оставить каты и вернуться в лагерь, благо уже и время подходило к восьми часам, и, к тому же, где-то впереди маячил "Винт"…

С утра опять хорошая погода. Снимаем базовый лагерь и с рюкзаками бредем к катамаранам. Все перемещения пешком в каньоне (от "Чертова моста") небольшие, в пределах часа.

Здесь прячем вещи в кустах и продолжаем сплав.

Препятствие 63. Шивера. Простая пологая горка с хорошо выраженной струей. Проход по центру.

Препятствие 64. Порог (5В). Короткий, мощный порог. Интересная горка в скальном сужении русла. Немного левее центра в сужении стоит большой надводный камень. Навал на него достаточно сильный.

Просмотр по камням Л.Б. Для приличия выставили один спасконец. Все прошли без проблем.

Препятствие 65. Порог (5С). Технически сложный порог. Просмотр для выбора линии движения и определения места чалки удобнее делать по левому берегу. Порог состоит из двух частей. Первая часть, наиболее крутая и сложная, расположена в каньоне. В середине второй ступени порога есть слив с зубом в нем. Чистая струя уходит в центр, но нужно помнить о необходимости чалки на ЛБ перед сложным преп.66.

Прохождение проблем не вызвало, порог чисто технический. После порога чалились на Л.Б. и пошли просматривать "Винт".

Препятствие 65. Порог "Винт" (6С).

Самый сложный и внушительный порог на Чулышмане. (ф.51) Двухступенчатый. Входная часть - нагромождение валунов и глыб в русле и сильный прижим к правобережной скале на выходе. Далее быстроток 40 м и мощнейший слив через все русло высотой до 2,5- 3 м. В левой части реки, куда направляется основной поток, образуется косой, все переворачивающий отбойный вал высотой до 2- 2,5 м, идущий косо от левого в карман правого берега. Просмотр и страховка в случае прохождения с левого берега.

Не факт, что не положит еще в первой ступени. Чистых проходов по нашей воде там не наблюдалось. Вторая же ступень очень внушительна. Известны единичные случаи прохождения. И если в "Трех Вовах" мы еще обсуждали возможность прохождения, то здесь даже, честно говоря, не возникало и мысли. Наверное, этот порог лучше идти в большую воду, когда вплотную к левому берегу теоретически должен появляться проносной трек, а не торчащая гребенка. У нас же катамараны-"двойки" однозначно бы переворачивало бы в косом валу и забивало бы все в карман П.Б. Хотя – если мы бы решились на прохождение "Трех Вов", то возможно бы сейчас настроение было бы более боевым. А так – еще один позорный обнос… (по камням Л.Б.).

Старт сразу из улова после страшного косого вала.

Далее через 100 м быстротока расположено

Препятствие 67. Порог-водопад "Таганай" (5С).

Перед водопадом - спокойный подпруженный участок длиной около 30 м. Сам водопад достаточно прост - вода падает с уступа высотой около 2,5 м. Сливная яма увеличивает немного общую высоту. Ниже водопада еще один пологий слив до одного метра высотой. Затем - спокойный участок и большой улов у правого берега

Порог преодолевается без особых проблем, но выглядит все довольно эффектно. Три ката заходили из-под П.Б. и падали в водопад по более пологой правой струе (ф.52 а-в,ж). К-4 прыгал по более отвесному центру (ф.52 г-е).

Перед местным левым поворотом неожиданно неслабый прижим к большому камню в правой части русла.

Преп. 68-71 расположены в красивом каньонном участке. (ф.53) Сплошной просмотр несколько затруднен. Частичный просмотр мы делали из уловов по П.Б. Шли, используя тандемную страховку.

Препятствие 68. Порог (5С). Сложный длинный порог. Вначале порога крутая горка со сливами на обливных камнях. Затем основная струя идет вдоль левого берега, минуя ряд ворот из больших камней.

Препятствие 69. Порог. Простой, короткий слив.

Препятствие 70. Порог (5А). В левой части порога довольно пологий слив высотой около 2,5 м с обливными камнями. В правой части слив более пологий.

Перед порогом 71 достаточно сложно зачалиться, к воде подходят скальные стенки. Один кат приткнулся на П.Б. и попытался просмотреть порог по высокой полке оттуда, но при этом совершенно не просматривается левая часть русла, где в принципе виден габаритный проход. В правой части чистых проходов нет, если и идти, то только как это делал Черник, т.е. перекидывая каты через первый большой камень под самым берегом, но и дальше все русло замусорено большими камнями.

Остальные экипажи нашли одну дырку в скалах Л.Б. и по очереди туда зачалились, вынув при этом каты на скалы.

Препятствие 71. Порог "Мариванна" (6А).

Порог - красивый непроход. При более высокой воде может появиться возможность прохождения. В центре потока лежит огромный обломок скалы, оторвавшийся от скалы правого берега. В обоих узких проходах (справа и слева от него) лежат затычки. Самый широкий проход-щель под левым берегом до 2 м, за ним через 3 м еще одна такая же щель с прижимом к скальному обломку справа. Далее струя собирается и наваливает сначала на скалы левого, а потом правого берега.

В нашу воду первый проход слева был достаточно габаритным, и К-3 отважно туда ломанулся первым. Но мы не учли опасного, и на первый взгляд невидимого прижима, во второй щели к скальному обломку справа. В итоге К-3, который удачно просочился в первой щели, нанесло далее на скальный обломок, потащило вдоль него вправо, притопило под него и итоге перевернуло. Вадим в прижиме вылез было на скальный обломок, но не удержался на нем и бросился в воду за своим судном. После порога достаточно длинный спокойный участок и ребята успешно зачалили свой кат, но из воды они уже вынимали наполовину разобранный катамаран – вот так с ними обошлась злобная "Мариванна".

Остальные экипажи глубоко призадумались после этого насчет прохождения. Наконец-то решился экипаж К-2 – ребят также нанесло на скальный обломок, но из-за большего объема "Рафтмастера" их благополучно снесло влево. Немного подумав, их прохождение повторили ребята с К-4. Экипаж "Тритона" К-1, видя, что прижима на скальный обломок избежать не удается, и, не желая повторить опыт первого "Тритона", решили все же не рисковать судном и обнесли злополучный кусок порога.

Пройдя метров 300, зачалились около Вадима с бедным, полуразобранным катамараном на П.Б. перед преп.72.

Сплав ввиду серьезной поломки был на сегодня закончен. Место для лагеря нашли только метрах в пятидесяти вверх по крутому склону. Концовку дня потратили на перенос рюкзаков от места утренней чалки. Надо отметить, что это был самый долгий обнос вещей в Язулинском каньоне, т.к. тропа поднимается очень высоко от реки, пролегая по пастбищным лугам на плато.

Катамаран же Вадима поломало очень здорово: сломало одну поперечину, поломало почти половину книц (благо мы ставим поверх них вязки), повыдирало из карманов продолины – в общем, все восемь человек команды весь следующий день с утра до позднего вечера занимались ремонтом ката.

Вот так мы провели дневку на Чулышмане!....

До выхода из Язулинского каньона оставалось несколько несложных по описанию порогов, и мы решили их проходить на груженых катамаранах.

После преп.72, над которым мы стояли лагерем, после крутого левого поворота виднелся довольно внушительный водопадный слив, по-видимому, следующего 73-го порога.

Решили после прохождения 72-го чалиться на Л.Б. для просмотра (П.Б. – скальная стенка)

Препятствие 72. Порог-шивера в широком русле. Основная струя под правым берегом.

Мы шли левой частью русла.

Препятствие 73. Порог (5В-5С). Порог достаточно сложный длинный. Начинается крутым водопадным сливом высотой около 2 м. Далее – ряд бочек в русле, есть несколько навалов на скальные обломки в русле.

Этот порог ознаменовался самым продолжительным заплывом самосплавом на этом маршруте. Так как основной водопадный слив заканчивался глубокой бочкой, вроде как решили прыгать правой частью слива, более отвесной, но и более чистой. Не видя особой надобности в выставлении страховки, первым решил идти К-1. Очень правильно зайдя в правую часть слива, груженый катамаран очень даже непринужденно сделал красивую кормовую свечку; век живи – век учись: более отвесные сливы всегда намного опаснее, к тому же мы не учли, что в этом месте идет возврат воды из улова правого берега обратно в бочку центрального слива. Ребята не ожидали такого исхода дела, и Равиль даже не вспомнил, как оказался вне катамарана и без весла. В итоге его пару-тройку раз потаскало из отбойного улова П.Б. в бочку и обратно и потом выплюнуло на основную струю порога и потащили дальше. Если бы мы выставили страховку, то его давно бы уже заарканили спасконцом. А так он прошел самосплавом еще метров 200, прежде чем смог выбраться на прибрежные камни. Наталью же вместе с судном прибило к берегу намного раньше, но груженый кат она удержать не смогла, и его пришлось догонять экипажу К-4, стартовавшему немедленно после оверкиля первого ката. Надо сказать, что все остальные суда, насмотревшись на первых, проходили водопадный слив по центральному языку; все успешно, не считая того, что "Тритон" К-3 опасно подняло в бочке.

Препятствия 74-76. Простые пороги, несложные сливы среди камней. Проходы хорошо видны с наплыва.

Мы их особо не выделяли. Возможно ликвидация аварии в пор.73 перенеслась на эти препятствия.

Препятствие 77. Порог расположен на крутом левом повороте. Порог средней сложности. На входе большой камень, делящий поток на две части. Левая проходит ряд прямых ворот шириной около 3 м и успокаивается на плесе, в конце которого с левого берега впадает р.В.Тартагай.

От греха подальше просмотрели порог по камням П.Б., шли тандемами в правой части русла.

Препятствие 79-80. Простые шиверы, легко проходятся с ходу. Скальные стенки отступают, скорость течения заметно уменьшается. Это выход из Язулинского ущелья.

После автомобильного моста через Чулышман прошли еще немного и у впадения р.Нижний Тартагай остановились на обед.

Средний и Нижний Чулышман

После Язулинского моста на реке кроме перекатов и несложных шиверок нет препятствий на протяжении 10 км. От Язулы по лоции начинается новая нумерация порогов.

Преп.1-4 - простые, мы их на реке не выделяли.

Шавлинское ущелье

Препятствие 5. Порог "Мини-Каша".

Несложный, открывает счет препятствиям Шавлинского ущелья. Порог начинается после левого и метров через 200 правого поворота реки почти под прямыми углами. Ориентир порога - светлая крутая осыпь левого берега после двух изб на правом берегу.

От обеденной стоянки до входа в ущелье шли не более часа. Река втягивается в ущелье постепенно: увеличивается уклон, река набирает мощь, появляются признаки первых мощных препятствий. Все пороги Шавлинского ущелья до пор. "Кульминация" проходили тандемами сходу, без предварительного просмотра, ориентируясь с воды.

Время от времени приставали к берегу для подстраховки остальных и сверки лоции.

Как и группа Черника, идя все сходу, мы тоже не вдавались подробно в техописание порогов, поэтому приводим краткую лоцию из вышеуказанного отчета. Но отметим, что препятствий, в нашем понимании, в ущелье (именно на участке до пор. "Кульминация") несколько больше указанных в лоции.

Шавлинское ущелье отличается большим уклоном, высокой скоростью потока, мощными валами, насыщенностью русла глыбами; и в принципе все ущелье представляет собой беспрерывный набор достаточно мощных препятствий, если учесть, что по сравнению с Верхним Чулышманом и Язулинским каньоном, расход в реке заметно увеличился, и по нашим оценкам был в районе 60-70-ти кубов, что уже значительно повышает серьезность сплава на катамаранах-"двойках". (ф.54-56).

Интегральная сложность ущелья – "хорошая" 5 к.с.

Препятствие 6. Шивера "Катушка". Расположена на почти прямом участке реки и представляет собой "горку" длиной 100 м. Струя четко выражена и идет по обливным камням, образуя ряд коротких невысоких сливов. Надводных камней немного.

Препятствие 7. Несложная шивера.

Препятствие 8. Порог-слив "Башни". Одиночный мощный слив. Напротив слива на правом берегу конгломератные столбы башни с огромными валунами на макушках.

Башни являются хорошим ориентиром для тех, кто еще не понял, что находится в Шавлинском ущелье.

Препятствие 9. Длинная шивера средней сложности. Крупные камни, сливы, но проходы достаточно широкие. Длина 300 м.

Препятствие 10. Порог "Поперечный". В пороге остров. Правая протока непроходима. В левой протоке на выходе гряда камней

Препятствие 11. Шивера находится у устья р.Адулюкем. В русле крупные обливные камни, струя выражена хорошо.

Препятствие 12. Порог - шивера "Длинный". Мощная шивера с крупными валунами. Шивера переходит в короткий порог длиной 60 м.

Препятствия 13-15. Мощные шиверы средней сложности.

Препятствие 16. Порог "Стадо бегемотов-1". Порог средней сложности. Перед порогом остров с растущими на нем деревьями. В пороге много крупных полуобливных камней.

Препятствие 17. Простая шивера.

Препятствие 18. Порог "Стадо бегемотов-2" - средней сложности с множеством полуобливных камней.

Препятствие 19. Порог "Черный клык" средней сложности. Река разделена продольной цепочкой камней на две протоки. Идти можно как правой, так и левой протокой. В выходной части вода движется по диагонали от правого берега к левому, и у середины слива наваливает на обломок скалы - черный клык. Разведка возможна с обоих берегов.

За порогом справа впадает р.Н.Кулаш.

Этот приток является следующим заметным ориентиром в ущелье. Ориентироваться на участке от преп. 9 до преп.19 нам по этой лоции было сложно. Уже где-то к половине отрезка мы насчитали не менее десяти препятствий, вроде как совпадающих с описанными в лоции. Поэтому советовали бы остальным подбирать при подготовке к походу более полное техописание этого участка. Несмотря на отсутствие категорий сложности в обозначении порогов, считаем важным напомнить, что они почти все никак не ниже 5 к.с.

Препятствия 20-21. Шиверы средней сложности.

Прошли сходу и зачалились на Л.Б. перед видимым с воды нарастающим перепадом.

Препятствие 22. Порог "Кульминация" (5С). Сложный, мощный, длинный, требует просмотра для определения линии движения среди нагромождения обливных и полуобливных камней. Разведка с левого берега.

Больше часа ушло на просмотр порога и выбор линии движения. Вадим как-то незаметно для всех выдвинул идею обнести рюкзаки и идти порог налегке, и как-то незаметно всех в этом убедил, хотя первоначальные мысли были идти гружеными и как можно быстрее, чтобы сегодня выйти из ущелья. И так как время уже подходило к вечеру, решили ограничиться только обносом вещей. Тропа обноса есть, но идет по лесу и завалена во многих местах буреломом. Нашли неплохую стоянку с костровищем в конце порога, после крутого левого поворота реки.

Наутро почти три часа (!) потратили на прохождение "Кульминации" (еще раз просмотр, выставление страховки в конце порога, поочередное прохождение…) Проходили же (ф.57 а-е) вплотную к левому берегу с последующим выходом после самого завального места посередине порога на центр и далее под самый П.Б. для объезда самых стремных мест выходных бочек порога. (ф.57 д,е) Чалка после левого поворота в улов Л.Б., погрузка рюкзаков на катамараны.

Оставшаяся часть Шавлинского ущелья становится еще более мощной. О проходе без просмотров на "двойках" не может быть и речи.

П репятствие 23. Мощный порог средней сложности. Состоит из двух частей, разделенных быстротоком 40- 50 м. Первая часть - крутой слив-горка, вторая часть - сливы, косые валы.

Очень мощный слив в конце порога. Просмотр с П.Б.. Шли с промежуточной чалкой и дальнейшим просмотром. Завершающий слив проходили под самым правым берегом.(ф.58)

Препятствие 24. Длинная мощная шивера, с обилием надводных камней, переходящая в порог "Пустячок".

Мало не показалось. Зачалка на П.Б. для просмотра преп.25.

Препятствие 25. Порог "Пустячок" (5В). Начинается длинной шиверой. На выходе - сложный, мощный слив через всю реку, разделенный двумя глыбами на три части. Левый слив с пенным котлом внизу сбоку. В центральном сливе вода с высоты 1,5 м падает на острые зубья. Правый слив очень узкий, на выходе полуобливной острый зуб.

Проходили тандемами левым сливом. Сильно несет на глыбы в центре – нужно хорошо работать от самого начала порога, чтобы успеть уйти влево. (ф.59)

Начинаешь окончательно понимать, что река становится очень мощной для наших судов.

Препятствие 26. Шивера длиной 300 м.

Препятствия 27-30. Мощные простые шиверы.

Проходили сходу, но, чтобы справиться с рекой работали вовсю.

Шавлинское ущелье заканчивается. По берегам прекрасные места для стоянок. Справа впадает р.Шавла.

Так как большую часть дня потратили на прохождение "Кульминации" и оставшейся части Шавлинского ущелья, позволили себе только недолгий перекус в устье Шавлы (ф.60), и пошли дальше.

До порога "Бегемот" около 15 км спокойной воды с легкими перекатами.

В 5 км ниже устья Шавлы на правом берегу находится кордон лесничества Чодро. Это несколько домов на берегу р.Теректуюл.

В 10 км ниже кордона река собирается в одно русло, а на берегах появляются скальные обнажения. Это ориентир порога "Бегемот".

Препятствие 31. Порог "Бегемот".

Технически простой, вал до 1 м. В русле отдельные крупные глыбы.

Честно говоря, порог не выделили. Все внимание на ориентиры сложнейшего порога Нижнего Чулышмана – "Каши".

Места очень красивые. Появляются первые плесовые участки на реке.

За преп.31 русло опять расширяется. Ориентиром пор."Каша" может служить скальная стенка правого берега высотой 200- 300 м, которая подходит почти к реке. На стенке хорошо видны две светлые жилы, идущие сверху до самого низа, которые образуют букву V. За этой стенкой река разбивается на протоки, а за крутым правым поворотом нужно быть внимательным - впереди за левым поворотом порог "Труба".

Препятствие 32. Порог "Труба". Порог простой с мощными, широкими, пологими сливами.

После прохождения решили срочно вставать на ночь, чтобы не упилиться в "Кашу", и, думая, что перед самой "Кашей" может не быть места для лагеря.

В итоге встали на неудобной каменной полке П.Б.

Вечером размышляли о прохождении порога "Каша" - до отъезда в сторону аэропорта остается три дня, а впереди еще больше 80 км реки, из которых как минимум 40 км сплошных плесов. Многие сходятся во мнении, что надо пожертвовать прохождением, обнеся порог, и торопиться дальше. Сказывается и накопившаяся физическая усталость.

С утра очень ранний подъем, сбор вещей, загружаемся на галеры и выдвигаемся в сторону "Каши".

Препятствие 33. Шивера "Предкаша" - средней сложности, переходит в порог "Каша" практически без перерыва. Река делает левый поворот и ускоряется.

Зачаливаемся после 33-го препятствия на левом берегу. Очень, кстати, удобное, но, к сожалению, не отмеченное во всех лоциях место для стоянки, т.к. расположено непосредственно перед началом "Каши" и отсюда начинается тропа обноса упомянутого порога.

Препятствие 34 Порог "Каша" (6А-6В).

Самый сложный порог на нижнем Чулышмане. Непрекращающаяся цепь мощных сливов, пенных ям, валов, навалов на отдельностоящие камни на протяжении около 2 км. Порог, по описанию В.Мустафина, можно условно разделить на 5 ступеней.

Первый участок (5С) начинается длиной мощной шиверой на большом уклоне. На выходе вода в пологом мощном сливе наваливает на большой подводный камень, образуя большую водяную подушку, ниже которой пенная яма. После слива быстроток до 70 м. Хорошое место для чалки в улове левого берега.

Второй участок (6А) длиной около 200 м. Основной слив во второй половине ступени. Слив многоступенчатый, через глубинные плоские плиты. Сливы широкие, мощные, оканчивающиеся пенными ямами.

Третий участок (6А) длиной около 300 м. Состоит из двух частей. Первая - до правого поворота, вторая - после поворота. Первая часть имеет ряд мощных сливов под правым берегом, оттуда струя по всей длине правого поворота наваливает на левый берег. После быстротока длиной 50 м вода уходит под правый берег. Здесь мощным сливом через всю реку начинается вторая часть третьей ступени. Слив находится между береговыми камнями правого берега и грядой крупных валунов слева.

Четвертая ступень (5С) самая короткая и простая. Начинается после третьей почти без перерыва. Представляет собой мощный чистый водосток в центре русла.

Пятая ступень (6А) начинается длинным шиверистым участком с множеством камней в центральной части русла, которые разбивают струю на две части: правая более забита камнями, менее мощная, левая - чистая, мощная, ярко выраженная, идет под левым берегом. В конце левого поворота начинается длинный водосток, который на выходе с силой бьет левой половине своей части в подводный камень и образует при этом водяной гриб высотой 2- 2,5 м. В правой части мощная двойная бочка. Через 50 м удобное место для чалки в улов левого берега. Отсюда до конца порога еще 200 м валов, камней, небольших сливов.

Сразу же, не раздумывая, отвязали рюкзаки и начали обнос вещей, совмещенный с просмотром порога. По Л.Б. над порогом идет хорошая тропа обноса. Путь в одну сторону занимает около получаса.

Собравшись в конце порога, приходим к нелегкому для нас решению, что для преодоления "Каши" нам требуется минимум день, т.к. прохождение данного порога (в силу его мощи) на катамаранах-"двойках" подразумевает поэтапную обработку, страховку и прохождение каждой ступени по отдельности. Боимся, что не останется времени, чтобы прибыть на Телецкое озеро в обговоренные с катером сроки.

Равиль пытается уверить всех, что двух оставшихся дней (не считая сегодняшнего) вполне нам хватит, чтобы дойти до конца, но часть народа хочет еще посетить обещанные в Москве Чульчинские водопады (ставя их в приоритет "Каше"), кому-то (если быть до конца честным) уже просто осточертели пороги.

Вообщем, настроение у большинства за обнос. По команде "Вперед!" такие вещи не ходятся – нужно желание и настрой, чего у команды, уже, похоже, не осталось.

В итоге за три часа обнесены в две ходки вещи и катамараны, и мы продолжаем свой позорный путь дальше к устью Чулышмана. Жгучее солнце Алтая, словно насмехаясь над нами, провожает нас вниз по реке…..

Препятствия 35-37. Мощные шиверы. Серии сливов, валы до 1,5 м.

Шли без разведки по основной струе.

После местного левого поворота, завидя впереди нагромождения глыб поперек русла, пристаем к Л.Б. для разведки порога "Ворота". Чуть поотставшие К-1 и К-4, видят, что вконец сдавшие Вадим с Леликом просто проводят свой катамаран вдоль правого берега.

Препятствие 38. Порог "Ворота" (5С). Образован двумя огромными скальными обломками, перегораживающими реку. Единственный проход у левого берега. На скальные обломки в русле мощный навал. Просмотр возможен с обоих берегов.

Не сдаваясь до конца, три экипажа успешно проходят порог единственным вариантом - вдоль самого левого берега. Нужно быть очень аккуратными, т.к. реально довольно сильно несет на глыбы.

Препятствие 39 - 42. Шиверы средней сложности, упрощающиеся по мере удаления от Ворот.

В двух километрах ниже порога пристаем к правому притоку – р.Куркуре, чтобы, совместив с перекусом, посмотреть на нем впечатляющий водопад совсем рядом с устьем. Водопады, кстати, являются украшением нижнего и среднего Чулышмана. Множество притоков впадают в грозный Чулышман десятками водопадов…, являя собой при этом незабываемое зрелище.

Дальше на реке, примерно на расстоянии 12-ти км, до Туданского каскада препятствий нет, кроме простых перекатов и обширных плесов в районе урочища Катуярык, где расположена стоянка пастухов на правом берегу. Здесь несколько домиков и подвесной пешеходный мост.

Туданский каскад начинается несложным преп.43.

Препятствие 43 - порог - шивера с крупными надводными камнями, но несильным течением. Проходы широкие и видны с наплыва.

Препятствие 44. Простой порог. Река перед порогом разбивается на три протоки. Заходить можно любой, но лучше средней, правее высокого камня в форме направленной призмы; затем река делает поворот направо, и здесь по диагонали к руслу от левого берега река перегорожена камнями и глыбами. У левого берега прохода нет. В центре русла две глыбы и еще две у правого берега.

Препятствие 45. Шивера расположена через 200- 300 метров ниже порога №44. Состоит из двух коротких ступеней. В русле много надводных камней.

Мы особо не выделяли эти препятствия, пройдя их сходу, и зачалились только перед преп.46 (чутьем уловив его) .

Препятствие 46. Порог "Туданский" (5В-5С).

Относительно сложный и мощный. Вход в порог разделен двумя крупными скальными обломками на три части. Большая часть воды левого прохода попадает в скальный карман у левого берега. Средний слив прямой, высотой до 1 м. Правый проход маловодный. Далее после 50 м быстротока слив через большую обливную плиту. Перед сливом - прижим к скальному обломку справа. Ниже идет цепочка мощных валов и бочек до конца порога.

После просмотра по Л.Б. прошли порог тандемами. Шли на заходе центральным сливом. Порог достаточно мощный для катамаранов- "двоек". (ф.61)

Препятствие 47. Шивера средней сложности.

Перед достаточно мощным преп.48 решили встать на ночевку на Л.Б.

Недалеко после "Каши" к Чулышману спускается хорошая автомобильная дорога и, как мы выяснили, идет до самого Телецкого озера. Дорога оказалась довольно наезжена, и мы то и дело видели передвигавшиеся по ней в обе стороны машины. Недалеко от нашего лагеря стояла на пикнике пара машин, и мы вечером не преминули зайти к ним в гости. Посовещавшись, мы решили попробовать найти машину, способную нас забрать с устья Чульчи и довезти до берега озера, избавив тем самым от тягучих 40-ка километровых плесов и предоставив возможность желающим сбегать на Чульчинские водопады. Ребята с машинами согласились докинуть наутро двоих наших ребят до озера, пообещав, что те без труда найдут машину на турбазе и вернутся за остальными.

Ехать решили Вадим с Леликом; как самым доставшимся от Чулышмана – им никто не стал противоречить.

Остальные же на уже трех катамаранах должны были с утра доплывать до устья Чульчи, за полдня сбегать на водопады, и наутро второго дня собираться и ждать присланную машину.

Так, в принципе, и вышло.

С утра разведали порог "Коварный" - на самом деле препятствие хитрое, и пойдя его без просмотра, можно там запросто оставить катамаран (обломки какого-то бедного "Рафтмастера" на берегу - тому наглядное подтверждение.

Препятствие 48. Порог "Коварный".

Вход в порог перегорожен грядой больших валунов. В центре - сильный навал. Правее - мощный косой слив. Далее 50 м спокойной воды, еще один мощный слив, навал на гряду камней от левого берега, цепочка мощных валов. На выходе узкие косые ворота из двух обливных камней.

Проходили правым сливом, прижимаясь почти к скале П.Б., чтобы не уйти в навал на центральный камень. Затем на цепочке валов постепенно забирали влево. Страховку не выставляли.

Препятствие 49. Мощная шивера средней сложности. (ф.62)

В полутора километрах ниже после устья р.Итыкай (Утукая) начинаются последние препятствия Чулышмана – Итыкайские шиверы (Препятствия 50-52).

Довольно мощные шиверы на всем русле реки, видимое падение, попадаются большие бочки.

Шли друг за другом, без просмотра.

После их окончания остается еще километров восемь спокойного сплава до устья Чульчи. Вокруг очень красиво, попадаются до сих пор водопадные притоки (у нашей группы какая-то платоническая неразделенная любовь к водопадам, привитая наверно нам Китоем с его потрясающими водопадами…).

К обеду мы чалимся на П.Б. в дельте Чульчи, которая впадает в Чулышман несколькими рукавами. На коренном берегу видим лагерь каких-то шумных, видимо, коммерческих туристов, поэтому предпочитаем пристать к предпоследнему острову, чтобы, когда мы уйдем на водопады, ни одна нехорошая человека не добралась до наших вещей.

Да…если бы мы знали, что вдоль Чулышмана есть дорога, по которой к тому же очень часто ездят машины, наверно мы бы спокойно задержались на "Каше" и прошли бы ее…

Жаль, что мы как-то не проработали этот вопрос в Москве.

А так приходится изображать из себя последних пешеходников и топать на своих двоих вверх по орографически правому берегу Чульчи, чтобы поставить себе отметку по жизни, что ты воочию побывал на Чульчинских водопадах…Дорога в одну сторону занимает порядка трех часов. (Этих шести часов вполне хватило бы на прохождение "Каши"). Сам водопад, конечно, впечатляет: нормальная полноводная река теряет примерно 250 м. на коротком участке, рушась чередой сливов, между черных камней... ( ф.63) Полтора часа лазаний, и отправляемся в обратный путь. По пути просматриваем нижнее ущелье Чульчи – особенно поражают первые километра полтора-два - сплошной хаос воды и пены через беспорядочное нагромождение камней в русле. Как ни силься, опытный взгляд катамаранщика не способен прочертить здесь линию движения своего судна…Такие задачи, пожалуй, решаются только с "Бублями".

Уже почти в темноте, подходим к Чулышману; брод в темноте через один из рукавов Чульчи намного становится намного экстремальнее нежели это было днем.

Ночуем. Наутро переплываем Чулышман и разбираем катамараны – к часу дня, как договаривались, подъезжает довольный, отъевшийся на турбазе Лелик с УАЗом- "буханкой" и пивом в нем. Затружаемся, и едем вниз по реке к озеру. Дорога довольно плохая и занимает не менее двух часов. Чулышман на этом участке совершенно плесовая река и, как мы и думали, не вызывает никакого желания по ней плыть.

Дорога упирается в строения турбазы на берегу Телецкого озера. Располагаемся в двух маленьких деревянных домиках, зарезервированных с вечера Вадимом. Хозяева турбазы - очень гостеприимные алтайцы, и готовят очень вкусную домашнюю еду.

Остаток дня катаемся на лошадях (кстати, очень увлекательное и захватывающее занятие) и паримся в бане. Вечером поем песни на веранде и прощаемся с Чулышманом.

Наутро ожидаем заказанный еще по телефону из Москвы катер. Когда срок встречи проходит, начинаем волноваться. Хозяйка турбазы связывается по рации с другой турбазой, расположенной справа от впадения Чулышмана. Оттуда приходит ответ, что наш катер приходил (на озере все друг друга знают), подождал нас и уплыл обратно в Артыбаш. Выяснилось, когда Равиль залез в свои записи, что, действительно, по предварительной договоренности, капитан катера называл местом встречи местность Карагач, на которой находится как раз противоположная турбаза, в то время как мы ожидали его на левом берегу, на мысе Кырсай. Но при этом хозяйка турбазы уверяла нас, что катер, не найдя нас на том берегу, обязательно заедет на эту турбазу. Увы, капитан оказался более безответственным, чем мы ожидали, и он просто предпочел уплыть обратно. Конечно, и мы виноваты в том, что не были в назначенном месте. В общем, пенять мы могли теперь только на самих себя. И нам ничего не оставалось, как искать возможность как-то отсюда выбираться, тем более что вечером в Артыбаше нас должна была ожидать заказанная машина, которая доставляла бы нас на утренний рейс на Москву.

Нам просто повезло, что на Карагаче в ожидании плановых туристов стояло зафрахтованное судно, которое мы напополам с большой группой школьников, сумели арендовать на рейс в Артыбаш.

В итоге уже поздно вечером, с четырехчасовым опозданием, под проливным дождем (и это впервые за весь поход) мы причаливаем к пристани Артыбаша. Заказанной машины мы не наблюдаем; бежим звонить представителям "БиАлТура", которые уверяют нас, что машина должна быть на месте. В итоге совсем нечаянно, переходя дорогу, под сенью дождя, мы видим желтую "Газель" по описаниям подозрительно напоминавшую нашу. Оказывается, водитель, уже не чаявший нас увидеть, набрал несколько пассажиров и отправлялся в Бийск. Пришлось бедным пассажирам потесниться, чтобы вместить всю нашу армаду.

Ночная поездка по Алтаю, и наутро мы благополучно прибываем в аэропорт Барнаула.

Равиль с Баклановыми и подъезжающим еще одним участником должны были остаться еще на неделю для сплава по Кучерле. Но от представителей того же "БиАлТура" мы узнали, что четвертый участник сообщил, что серьезно заболел. После недолгих раздумий ребята решили обменивать билеты и возвращаться вместе со всеми в Москву. На Кучерле втроем делать было нечего... Наложило свою психологическую печать и не совсем удачное прохождение основного маршрута по р.Чулышман.

Все.

Итоги, выводы и рекомендации

В целом, группа прошла заявленный маршрут по реке Чулышман. За неполные 10 дней мы преодолели сложную водную трассу из почти что 200 препятствий, пройдя по воде порядка 200 км, начав с самых верховьев и закончив сплав в устье р.Чульчи. К сожалению, мы не отважились попробовать прыгнуть несколько сложнейших порогов: "Три Вовы" с "Затычкой" и "Винт" - немного не хватило смелости и безрассудства, где-то воды или, наоборот, объема катамаранов, а также у нас до сих пор не было опыта страховки таких препятствий. Из-за плотного графика, к концу маршрута у нас возник некий дефицит со временем, и нам пришлось обнести порог "Каша", т.к. мы не успевали нормально обработать его. Было несколько аварийных ситуаций на пройденных препятствиях, к счастью, обошедшихся без последствий. Снова возникла проблема с выбором судов, особенно возникающая при столкновении с мощными порогами водопадного типа. Все-таки, чтобы уверенно пытаться идти в такие как, например, вышеуказанные пороги, хочется иметь под собой не 850 литров, а хотя бы тонны две.

Чулышман отвесил нам звонкую оплеуху, дав понять, что это действительно "река без дураков", и чтобы пройти ее целиком без обносов, группе надо быть во всех аспектах готовой на 100%. Это уже совершенно другой уровень, если сопоставить все пройденное нами ранее. Некоторые участки, например, Язулинского каньона (даже не включая пороги 6 к.с.), на любой "пятерочной" реке стали бы украшением маршрута, тогда как на Чулышмане это довольно стандартные, "оптовые" участки. Почти после всех наших маршрутов оставалось некоторое чувство "голода" по порогам; на Чулышмане же под конец явственно проявляется чувство пресыщения бурной водой.

Совсем по-другому здесь следует подходить к проблеме страховки. Перед походом на Чулышман любой группе, если она ставит перед собой высокие цели, просто необходимо отработать спасработы в любой из возможных на реке ситуаций. Мы, например, никогда не уделяли этому аспекту должного внимания, выставляя ее, конечно, но больше веря либо в удачное прохождение, либо в самостраховку. Нас всегда и везде проносило, и мы уверовали в свою непотопляемость. Основной же проблемой у всех групп, например, при решении вопроса о прохождении "Трех Вов", является возможность гарантированно вытащить людей на очень коротком участке до порога "Затычка" после вероятного оверкиля в водопаде. Это одна из главных причин, останавливающая людей. Также неплохо бы потренироваться прыгать пороги водопадного типа, например, весной в Северном Приладожье, т.к. это существенно упростит психологическое восприятие препятствий такого типа на Чулышмане.

Советуем также делать запас по времени: двух недель Барнаул-Барнаул все же мало для такой реки. К назначенному сроку вы, конечно, доберетесь, но при этом можете пожертвовать некоторыми сложными порогами. Имей мы пару-тройку дней в запасе, может быть, мы бы потратили их на более тщательную обработку тех же "Трех Вов" или "Винта", и в результате отважились бы прыгнуть их. А подойти к порогу категории 6В-6С и в течение получаса решить, идти его или нет, очень сложно. И подчас разум подсказывает тебе: "А ну его в баню!". В таких случаях надо обжиться, пообвыкнуть, присмотреться. Так мы, например, в юности первый раз прыгали "Киши-1,2" постояв перед этим в течение двух дней над порогом, и к тому же насмотревшись на попытки других команд. Здесь можно, наверное, склониться к тому факту, что подобные реки проходятся целиком со второго, а то и с третьего раза. Тому есть немало примеров. Например, уже побывав на реке, мы, когда вернемся сюда, уже будем знать, к чему готовиться, какой составлять график, прорабатывать и психологически готовиться к прохождению именно суперсложных порогов Чулышмана.

Ложкой меда, например, после возвращения и изучения истории освоения Чулышмана, для нас стало открытие, что даже многие намного более опытные команды обносили не пройденные нами пороги и не делали из этого трагедии, а кто хотел – просто возвращался еще раз. Очень важно – не перегореть, и принять как должное соотношение ваших возможностей против мощи и коварства реки. К тому же считанное количество команд отваживались прийти на Чулышман только на маленьких катамаранах – "двойках".

Выбирая время для поездки на Чулышман, стоит отметить, что в июле, как правило вода низкой не бывает. И некоторые группы, которые шли реку с меньшим количеством обносов, были на ней в августе, и попадали в низкую воду, что, конечно, заметно облегчает жизнь.

Для команд, имеющих ограниченное количество времени, можно рекомендовать вариант начала сплава с Солдатского моста в Язулинском каньоне. Это позволит сэкономить дня три, но вам в этом случае придется сразу же без раскатки начинать со сложных порогов, и вы не посетите красивых диких мест в верховьях реки.

При обработке Язулинского каньона, мы бы не советовали ставить базовые лагеря на видных местах, т.к. люди из поселка часто бывают в этих местах, и вы запросто можете остаться без ценных вещей.

Вдаваться в какие-либо рекомендации чисто технического характера, типа: "как идти тот или иной порог, где обнести вещи, а где нет" - мы не будем; на такие речки случайные люди не ходят, и все прекрасно знают всё сами. Но подготовка к такому маршруту должна быть соответствующей. Наскоком Чулышман не пробить.

Если говорить об эстетической стороне вопроса, то, конечно же, мы всем советуем посетить Большой Чульчинский водопад. Это займет полдня - день, но впечатление оставит надолго.

Мы еще вернемся!!!

Литература

1. "Водные маршруты Алтая и Саян" Киняев В.В., Мазуров В.В., Паршиков М.И.

2. "Алтайское ралли" С.Черник. Отчет о походе по рекам Богояш-Чулышман – Башкаус – Ак-Алаха – Аргут – Чуя. 1998г. Библиотека МГЦТК №5572.

3. М.Верхотуров. Отчет о походе по р.Богояш-Чулышман. 1998г.
"http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/otchet/CHULSHMN/chlsmn98.htm" rel="nofollow"

4. Лукьянов И.К. Отчет о походе по р.Богояш-Чулышман 2003г.
"http://www.nord-ost.net/reportmain.htm" rel="nofollow"

Техописание в переводе Гоблина, или "Дневник Лелика"

Прилагается дневник одного из участников похода, до этого имевшего в своем активе лишь р. Урик, да и то в 2000 году. Стиль и орфография автора сохранены.

Читающие должны понимать что данный текст не содержит в себе суть похода и тем более лоцию или техописание, а просто краткий пересказ данного мероприятия, в тех цветах, в которых я представлял его на момент написания. Зато текст содержит в себе кучу ошибок, за что прошу меня простить заранее.

Дневник Лёлика

Чулышман 04

Главные лица:

КАТ1 Руководительский*

Боб (Айбатулин Равиль) кап Бухарь-собеседник по совместительству Руководитель.

Натали (Айбатулина Наташа) Фотограф + женщина.

КАТ2 штурмовой:

Баклан 1 (Бакланов Петя) кап Зам руковод + главный штурмовик.

Баклан2(Бакланов Михалыч) Оператор + не активный штурмовик.

КАТ3 ДЖУЗИ

Ватсон (Липгарт Вадим) кап фотограф + мой шеф.

Я (Бородин Алексей) кореш руководителя + массовик затейник.

КАТ4 Крокодайл

Славик – друг Толика.

Толик-друг Славика.

Неучтенка:

КАТ5 Ковровский

Андрей

Вадим Захаров

*Тандемом шли: К1+К2 и К3+К4, К5 периодически метался от одного тандема к другому.

Преамбула

Итак зимним вечером в результате очередной пьянки было решено пойти и побороть одну из сложнейших 6 Алтая реку Чулышман. (Думаю на утро все пожалели о столь скороспешном решении). Лично я до начала июня чувствовал себя хорошо, но время неумолимо бежало вперед и…стали сниться нехорошие сны, скажем так очень нехорошие. После просмотра очередных фоток и видео, я пожалел что не занимался в детстве шахматами профессионально.

Равиль сказал что очко тоже начинает поигрывать, и я как ни странно успокоился, наверное потому что понял, что я не один. Натали тоже нервничела, не знаю правда почему. Самочувствие других членов нашей группировки я не знаю, не видел их. Итак мы в аэропорту, все почти кроме Михайлыча, решившим на халяву проехать на поезде и Боба, который вылетел днем раньше якобы за питанием. Взвешиваем рюкзаки и……. Я просто в экстазе: Мой весит 20кг у Ватсона 55кг на мой вопрос: "какого говна он набрал с собой"- ответ был краток: это катамаран.

Я все понял и отстал от него с вопросами. Перевес у нас был небольшой: где то на 3,5 тыс российских монет. Договориться с мальчиком – представителем авиакомпании нам неудалось, мзду не брал, сначала были мысли : наверное не позволяли или моральные устои или возраст, но, подойдя к самолету, я в принципе понял – ему просто стыдно за свою компанию и он решил не глумиться над нами :-). Я сел в самолет, а вез нас титан российского авиастроения ИЛ86 и офигел - раньше я думал что такие не летают. Перспектива умереть до Чулышмана была не очень приятна. Пришли на ум такие фильмы как "Экипаж", "Турбулентность" и " Червяки умирают стоя". Пристегнувшись ремнями чуть-чуть зазевавшихся товарищей, приняв позу эмбриона – я был готов к 3,5 часовому перелету. Далее сон, 3 банки Балтики, покушать + сосалки и, мы в Барнауле. Когда пригласили в комнату выдачи багажа, я сначала подумал, что ошибся и попал в ЛТП. Обшарпанные стены, грязь - я понял что удаляюсь от цивилизации навсегда. Немного развеселило лицо Равиля, который приехал к нам на желтой "Газели", и вежливо, почти без мата пригласил нас в салон. Место мне досталось спиной по направлению дороги (наверно специально посадили, чтоб я не видел ларьков), поэтому о местных достопримечательностях кроме вокзальной площади г Бийска и родины Шукшина Сростков я не видел. Пивас соответственно там и там. В результат проведенных исследований выяснилось, что компания МТС продвинула свою сеть дальше в горы, чем мой родной Пчелайн (касается перевала Семинский), но это я заел порцией шашлыка, продажу которых аборигены устроили прям там. Через несколько часов мы прибыли в Акташ, где плотно поели в местом кабаке. Равиль отправился к погранцам и участвовал в допросе в виде кролика около 1,5 часов. На окраине этого "сердца" Алтая мы поселились в гостинице, по всей видимости здесь был выброс шлаков из сердца, потому что в ней мы спали в спальниках, под веселое и громкое посапывание Вадима. Снились каменоломни. Утром приехал ГАЗ66 (в дальнейшем родеобас) в главе с Костиком -водителем, и его другом Андрюхой, и где то около 8,00 утра мы двинули дальше в горы. Путь можно разделить на 3 части: анус, Жопа и полная задница., на первом этапе у нас сломалась медная трубка для подачи масла в двигло и родеобас встал часа на 4 до исправления неисправности. Исправилось, поехали, опять та же неисправность, попили пива, Здесь началась жопа, нашли каких то местных рыбаков, которые поехали показывать нам дорогу, заодно и запаяли трубку. Первые 15 минут дорога была классная, степь, колея, постепенно она заканчивалась, и наконец кончилась, вечерело. Начал чувствовать неладное. Ночь. Приказали разбивать лагерь и спать 2 часа, после чего отправляться в путь. Повиновался. Здесь началась задница. Проснулся от того, что замерзли сопли. Холодно. Опять сняться каменоломни, к чему бы? Рассвет и мы вновь в родеобасе, начались комары и болота, в которых мы все застряли. По командам Костика нетрудно было понять, что по говну он ездит не часто, зато очень часто на говне :-). Выталкали. 30 минут и мы у этой славной реки Богояш, приток Чулышмана. Погода так и шепчет: "займи и выпей", начинаются комары.

Амбула

Дабы не синхронизироваться с числами, дни пронумерованы просто по порядку, итак:

День 1

Стапель прошел успешно. За исключением Равиля, который благодарил некую небезызвестную фирму за "грамотно" склееные баллоны на протяжении 3 часов. Все это время Константин внимательно смотрел за данными процедурами, периодически завтракая водкой и пивом. Даже захотел с нами пойти, но видать сработал ручник, и он остался. Итак – первые отчалили ковровцы, потом мы на Джузи, потом не знаю. С Ватсоном нам почему то вспомнился Урик, но только на 2 день мы поняли что Урика мы есчо и не видели,.мелкие шиверки, наслаждение горами, комарики, первые хариусы. В конце неприятный перепад на шивере, с одной на другую плиту падает водичка, реальная угроза, для Джузи, но ему все пох.., ввиду этого метров 800 в низ, и мы устроили стоянку на правом берегу. Клюковка, рис с тушенкой. Все на привезенных дровах.

День 2

Задача на завтраке была поставлена следующая: Любыми путями доплыть до Чулышмана. Задача была перевыполнена с лихвой. Сначала офигенные плесы, потом река разливается, и мели с камнями, которые требует проводки, еще раз вспомнили Урик. В лексиконе всё чаще стали появляться матерные слова. После 9,00 часовой порнографии Ватсон словил клина и сказал, что пока не доплывем до Чулышмана, ужина не будет. После правого притока обнаружилось что от Чулышмана мы проплыли уже км 15, я аж опупел от этой новости.

Вечером комары, уха. Вадим положил меня спать на камень.

День 3

Началась спортивная часть нашего безнадежного дела. Джузи под грузом нашего барахла вел себя неоднозначно и вот, наконец после 2 дней секса на воде (я имею ввиду плесы и проводку по мелям) мы вошли в Ябалинское ущелье, честно говоря можно выкинуть его из описания, или обозначить как входную шиверу в Язулинское ущелье. Не знаю какое там разделение на пороги – по моему – это один порог примерно 3-4 категории, с несложными заходами и однозначными выходами, разделенными быстротоками от 10 до 200 метров, прикольно. Вадим начинает на меня покрикивать, порой даже матом, пытаюсь огрызаться, но пока неуверенно. Как же хорошо, что есть обед. На обеде жарко, все разгидрились. Увидев как по Толику в неразгидренную часть тела пытается залезть клещ, я загидрился обратно, проверив перед этим все свои трещинки :-),Толику решил ничего не говорить, дабы не вводить его в испуг и не задерживать группу - поступил как настоящий падонак,загрызла совесть и сказал ему про это. Правда вечером, и по моему, на следующий день. Далее мы как стадо из 10 ишаков входим в начальную, немного спортивную часть Язулинского ущелья (опупеть какая спортивная часть начинается с порожка Чертов Мост). Меня немного начало подташнивать, когда Вадим меня порадовал, что осталось порогов 40 4-5 кат сложности и в принципе можно вставать на стоянку. На одной из страховок я посмотрел в глаза Равиля и – о, ужас он думает то же самое. В глубине души назвал их поросями и сел в упоры. При заходе в один из порогов, по-моему, 4 или 5 категории, я почему то начал вспоминать своих родственников по фамилии, и пролистывать свою жизнь. В конце порога, когда Ватсон весело покрикивая и махая веслом перелетал через мой баллон, я понял к чему это…… Итак через пару секунд я блякая залез во внутрь катамарана, спиной по направлению течения и наблюдал следущую картину: Ватсон отталкиваясь от подводных камней, подскакивая на валах и борясь с бочками, пытается меня догнать, ну я думаю что не столько меня, сколько свой катамаран с фотиком: :-) Догнав катамаран, он поинтересовался у меня, говорил быстро, потому что далее был ещё один порог: "Уважаемый Алексей Евгеньевич, не хотите ли присесть на баллон и помочь мне догрести на кате до берега??"

В это время КАТ5 успешно причаливал нас к берегу, а так как я за него держался, я говорю: "Знаете ли, Вадим Михайлович, к сожалению, не смогу присоединиться к Вам, поэтому гребите-ка вы один". Далее еще немного порогов и мы на ночевке. Спирт. Участился мат. Лопнули мозоли. Намокла туалетная бумага. Отбито левое колено. Вот блин летнее приключение.

День 4

Дошли до порога "Чертов мост", посмотрел, обосрался. Вернулся для обеда, пришел зам и рук, стали сраться, лагерь разделился на 2 части, первые орали: "хоре обедать пошли штурмовать мост", - другие – "нехер штурмовать, давайте перекинем базовый лагерь в середину каньона". Договорились на втором. Вечер. Опять каменоломни, родственники по линии жены, короче одни ужасы.

День 5

Утро. Заныкали документы, позавтракали пошли к "Мосту". Пришёл, посмотрел на порог – обосрался, посмотрел в глаза к Вадиму – обосрался еще больше. Спросил наличие желания у своих соратников – ответа нет. Вспомнил тещу, послал все на х….. и пошли. Внимательно просмотрев линию захода, я понял, что в принципе у нас есть офигенный шанс выполнить киль до основного слива (в душе порадовался). Пришли к Джузи, он сдутый и опущенный стоял на камнях. Загидрились. Накачали кат. Проверели упоры. Обосрались еще по разу, после чего Вадим по рации сообщил, что жмурики готовы к выходу. Перекрестился. Оттолкнулись. В заходной шивере все прошло вроде гладко, потом нанесло на скалу, телемарк, траверс к левому берегу, в первый слив, зацеп, Оки пуки, приближаясь ко второму (большому) набрали поболее воздуха и………. Выплыли как короли на ровном киле, такие конечно мужчины блин.

Остальные тоже прошли боле менее ровно, это касается Пети и Михалыча, за исключением следующих участников безвыигрышной лотереи:

Ковровцы – как настоящие укротители Белой воды ринулись штурмовать водопад, но….

судьба жестока и киль в первом сливе, второй соответственно… Я не все видел, зато слышал как сквозь бурление воды доносились нецензурные вопли (они обсуждали правильность захода в порог и линию движения), в какой то момент я подумал, что если их не засосёт обратно в бочку, то они просто напросто убьют друг друга, но слава богу этого не случилось, мы их подстраховали и оставили продолжать разборки на берегу.

Другие два клоуна в лице Вадима и Равиля решили пойти на Рафтмастере с надутыми наплывами :-), (просто Кат Боба почему то спустил, хорошо что не Боб) - результат очевиден – свеча во втором сливе, хотя стоит отметить что линия их движения была выдержана отменно. Скорее всего, этот случай можно отнести именно к неправильности конструкции их буцефала.

Другие претенденты на встречу с Богом не очень торопились и решили не принимать участие в Боб-шоу.

Далее Равиль почему-то выявил желание надуть своего мустанга, и занялся ликвидацией сей порнографии только сейчас. Впереди порог "Серп". Ковровцы явно почувствовав, что "удача сегодня на их стороне" решили пойти его почти без просмотра. Завидев взвившиеся в небо баллоны их катамарана, мы как Чип и Дейл устремились отрабатывать спасработы. Еле уйдя от первого прижима мы довольно таки удачно прижались ко второму, причем настолько, что Вадим смог спокойно вылезти на берег. Ваш покорный слуга тем временем развлекал себя в одиночестве, нет - не онанировал, а методично, используя технику пьяной обезьяны пытался докончить порог. И докончил, правда в последней бочки все же совершил свой второй киль: :-). Ну да ладно, далее Толик со Славиком исполнили подобный пируэт, причем настолько удачно, что кильнулись сразу в прижиме, а не выпендривались как я :-). Потом Петя, потом Равиль – у них все OK. Правда Петя с Папой почему то не зачалились, а прошли немного дальше, в результате уже подоспевший Вадим мне закричал: "киль,- садись в упоры гоблин" – и я, прыгнув как Тарзан, почти напополам переломил нашего Дузи, и поплыли спасать Петруччо, так как Папа уже застрял около прибрежных камней. Петю спасли, все ОК, потом немного шивер, обнос "Оборотня" и мы снова в лагере. Этим же вечером ковровцы уехали на попутном "козле" (Вадим сильно повредил ногу в киле на "Серпе")

День 6

Наутро, встав и потянувшись, посмотрев на голубое алтайское небо невольно задумался –жизнь-то налаживается. Как обычно, настроив наполеоновских планов, почистив зубы, и умывшись, мы с Ватсоном доковыляли до места, где бросили Джузи. Уже никого рядом не было, что не могло не настораживать. Присмотревшись, поняли, что все внизу и начали в спешке стаскивать кат вниз. Накачались, пошли. Единственный именной порог – это "Большие глыбы". Линия движения у нас и К-4 получилась "как бог послал". У Равиля и штурмующего экипажа Пети и Папы (гигантов Российской ТВТ) конечно же вышло как и планировали. Далее мелкие препятствия и порожки не представляющие интереса. Подошли к лагерю, пообедали, сбегали посмотреть на "Три Вовы". Началось долгое мозготрахание по поводу прохождения "Вов". Кто-то хотел, кто-то хотел, но передумал, короче как говорит командор нашей авантюры: "Все обдрестались"- это его мнение, я не стал спорить. Мои личные впечатления, что водопад красив и проходим; надо было идти, но очень не хотелось в случае вероятностного оверкиля и неотработанной своевременно страховки положить голову в следующем пороге "Затычка". Во всяком случае, если надумаю суицид, то я непременно вернусь сюда, в "Вовах" киль однозначен (почти на 100%), а идти в "Затычку" с уже разорванной сракой не очень хотелось. А где же страховка – спросите вы? Ответ напрашивается рифмой….Все решили почему-то, что страховать так, как это потребовалось бы перед "Затычкой" мы не умеем (от этих слов я просто выпал в осадок, я почему то думал, что те люди с морковками и на катах мне спасут жизнь…). Итак совершив анальный обряд (дрищ) мы отказались от этой затеи. Невольно вспомнилось про Юрьича (Вова), нашего бывшего однополчанина, человека-ракету, просто стратега и порнозвезду – если б он был здесь то наверняка б внес изменения в название порога к примеру: " 4 Вовы" или "3Вовы+Вовка" или "3 Вовы+Жук", ну интерпретаций может быть куча. Окончательное решение было обнести и не играть с огнем, что было успешно выполнено. Спуск после обноса конечно оставлял желать лучшего: почти отвесные скалы, скользкие после дождя и акация блин. Старт по одному экипажу, так как мест не было для 2 катов одновременно. Череда порогов средней сложности, в одном из которых наши гвардейцы (КАТ-4) решили поиграть в "Службу спасения", а именно для страховки остальных попытались перекинуть кат чуть ли не через главный булыжник в середине слива. Пару раз лично у меня возникало впечатление, что в 911 будут играть все кроме них, точнее они тоже будут играть, и, скорее всего, центровое место занимать в этом захватывающем фильме "Пролетая под гнездом кукушки"– драме, с негативным исходом. Все обошлось, страховка не понадобилась :-). Темнеет. Пришли на ум мысли про Масяню, задумался, очнулся от подшлемного визжания Ватсона, который сигнализировал мне слюнями, что сейчас врежемся в скалу. Сигналы принял нормально. Врезались. Пешком до лагеря. Чуть не свалился в каньон. Вечер, спирт, вляпался в лошадиное дерьмо L.

День7

Как щас помню 17 июля, ниже поймете почему. Небеса синие. Собрали скарб и двинулись к катикам, сначала я и Вадим, оперировать Джузи - удар об скалу не проходит у него бесследно, в отличие от нас. У Вадима по "Труду" в школе наверное была "пятерка", только учился в классе с девочками, потому что клеить и штопать он умеет отменно. Назвал меня каким то словом, которое я не знаю. Обиделся. Потом послал меня по нашему, я оживился и был готов к дальнейшему трансвеститскому дню. Череда порогов, на них мы мало обращали внимание, т.к. впереди был порог "Винт". 6С между прочим. Настроение отличное, предложил пойти 2-ую ступень, посмотрели на меня как на обкурившегося тамагочи. Приказали нести кат. Разговор на отборнейшем мате. Я так невольно вспомнил Эллочку-людоедочку из 12 стульев: у неё в запасе 30 слов, мы вполне обходились 6, перечислять не буду - все их знаете. Далее пороги, пороги, пороги, среди которых водопадик "Таганай", не понимаю почему так назвали. Мы включив все радары, локаторы, 15-16 чувства ждали последний шестерочный порог в Язулинском ущелье - "Мариванну", прошу заранее прощение за написание, везде пишется по разному. Вода успокоилась и мы оказались в чудесном каньоне с отвесными скалами. Насторожило: справа – отвесные, слева – отвесные, спереди тоже отвесные. Это и был порог-непроход "Мариванна". Долго не могли определиться, где же нам зачалиться справа или слева, поле чего, Петя поехал подплывать и смотреть что же там?, нет, я не ошибся именно подплывать, потому что иным способом там передвигаться не реально. Перечалились влево, залезли посмотрели и... после недолгих замеров ширины и глубины под левым берегом решили мы с Ватсоном сделать порог-проход. Наметили мы с ним линию движения, приготовились, пошли, сначала все было спокойно и хорошо (до захода в порог), потом мы, немного отклонившись от линии движения оказались в следующей ситуации: я на прижатом к скальному обломку Джузи, из органов над водой только нос, для подсасывания кислорода из атмосферы, зажатым между скалой и катом и Вадим, которой так же этично приглашает меня к себе на сухой камень, к которому нас прижало. Я вежливо отказался и, перевернувшись через свой баллон, продолжил прохождение порога. В воде долго не мог понять: где же поверхность, когда вылез и сориентировался, то понял, что могу оказаться между Джузи и камнем, на который его неумолимо несет, решил отделиться от ката и продолжить сплав в одиночестве. Не знаю как, но Вадим решил не бросать меня и прыгнул в воду за Джузи (как показал перекрестный допрос – просто подскользнулся) Картина следующая: Я сумел зачалиться к левому берегу и ещё долго наблюдал, как на красивейшем закате фигура Вадима лопатила черные воды Чулышмана. Потом Вадим мне крикнул сверху, что нашел место для стоянки и у него все хорошо. У него то да, но Джузи………, при первом взгляде у меня сложилось впечатление, что на нем брали Берлин.

Сломанные поперечины, рваная шкура и.т.д. Итог: 8 день – вынужденная дневка, освоение кройки и шитья. Вечером перенос вещей к лагерю, маленько спирта, крепкий сон.

День 8

Целый день шитьё, ушли почти все запасы ниток, развивается токсикомания.

День 9

Перечалились на другой берег для просмотра порога 5с, представлявшего собой в первой ступени слив около 2 метров. Равиль сказал что х…. и страховку не надо в принципе и решил пойти первым. Я лично не видел, но говорят "свечка" была отменная, Наташка осталась с катом, а Равиль продолжил рассматривать бочку изнутри, т.к. струя его периодически возвращала из улова. Рафтмастера прошли удачно (видимо сказывается объем). Мы с Вадимом, дабы не повторить ни вчерашнего ни сегодняшнего, разогнали скорость сравнимую со скоростью болида Формулы-1 и протаранили эту бочару, кстати нас приподняло немного. Бочка уже "выплюнула" Равиля, поэтому нам ничего не оставалась, как догнать зачалившуюся Натали. Посадили её к себе пассажиром и погребли в сторону их ката. Равиль тем временем играл беременную……… Ну ничего, все пришли в себя и мы пошли, остался один порог и мы вышли из "Язулы". Наконец-то плесовый участок после стольких дней бурноводинга. Обед. Нашли все потерянные весла. Начало Шавлинского ущелья. Это ущелье лично для меня был физически напряженным: груженые каты + постоянно мощные бочки и валы. Плюс ко всем особенностям меня начало тошнить, скорей всего с Равилем "беременели" вместе :-). Добрались до пор. "Кульминация", и там заночевали.

У Славика был ДР и он угостил нас бобруйским пивом, после чего незамедлительно отметили это водкой, клюквой, коньяком, спиртом и плотным ужином. Мертвецкий сон как всегда на корнях и камне.

День 10

Встается с каждым днем все хуже и хуже, сегодня отказал себе в чистке зубов, и помыва лица. А смысл? - вода все умоет и почистит. Посмотрел в отражение на воде и напомнил себе Робинзона Крузо до раскулачивания пролетариатом. Мощные валы и бочки в порогах заставили меня быстро придти в себя и почувствовать себя настоящим Гюнтером. Выход из Шавлинского, разговор на мате, иногда попадаются слова из Русского языка, периодически проплываем красивые стоянки и попадаются коровы (я так и не понял как они переходят с одной стороны на другую). Погода в норме. Так до вечера. С Вадимом общаться надоело, как и ему со мной, плывем молча, как гамадрилы с гармошками, вечереет.

Вадим вносит предложение зачалиться, мотивируя техникой безопасности – руководство посылает на х… его и меня заодно. В итоге за 200 метров до 1 ступени Каши мы встаем на правом берегу в камнях, кустах, комарах, одним словом мечта, а не стоянка. Ужин при свечах, за ужином выясняется, что почему то мы отстаем на 3 дня (вовремя самое главное), нет, не поймите меня неправильно, это и раньше замечалось, но акцент именно сегодня на этом был сделан. Совет в Филях………сон.

День 11

Зачалились перед 1 ступенью. За неимением времени решили обнести (с нашими объемами при такой мощи воды, нам реально потребовался бы день для поступенчатой разведки и прохождения); я не участвовал в дебатах, т.к. назывались слова, смысл которых я до сих пор не понимаю. Рюкзаки обнесли нормально, а вот кат мы затрахались нести, верней затрахался я - Вадим, у меня сложилось впечатление, мог бы еще раз 10 проделать данную процедуру. Надо бросать курить. Порог "Ворота" мы с Ватсоном решили проходить нетривиально, т.е. провести его с правой стороны, удачно, но нас все обосрали, умники блин, сами слева прошли, и мы двинулись далее. Обед около водопада на Куркуре, затем к вечеру порог Туданский – ВСЁ водная часть у нас с Вадимом закончилась.

Ввиду окончания препятствий на Чулышмане, Вадим решил, что пора выдвигаться в сторону Телецкого озера, благо удалось договориться с ребятами из Новосибирска, которые отдыхали рядом, что утром отвезут нас в "пансионат" на озере. Остальная группа решила сходить на Чульчинские водопады, в результате чего немного продолжила сплав на след день по почти плесам, хотя говорят, что препятствия были до водопадов. Как подсказывает мне Равиль по телефону: "довольно мощная "Итыкайская шивера"". Последний ужин из котелка, шум реки, последняя капля спирта в моей фляге L.

Дни 12 и 13.

Утром, как и договаривались, встретились с ребятами из Новосибирска. Первый пейзаж, который меня поразил в нашей машине Тойота, – это пол-ящика пива и банка пива в руках водителя: :-). Это ещё ничего - в другой машине – буханке пили водку. Я смирился: рожденный утонуть - на дороге не помрет. Примерно через час езды мы приехали в местную деревню и о... боже – пиво, из холодильничка и со всеми прибамбасами, потом ещё часа 3 и мы на Телецком. Я сначала не сразу всосал куда нас привезли. В моем представлении пансионат – это куча отдыхающих, асфальтовые дорожки, горячая вода, облагороженный пляж, кабинки для переодевания трудящихся. Что увидел: деревянные юрты с дыркой в крыше (наверное из вентиляционных соображений), умывальник на улице, отсутствие телефона, пьяный хозяин, из постояльцев мы + ещё кто то не познакомились, поэтому не знали. Зашли, договорились с барыгами о ночевке в номере (юрта) и обеде. Питание на 5+, все очень вкусное и стоит 100 руб. Пошли договариваться о транспорте (надо ж любителей Чульчинских пейзажов забирать-то). Договорились, по 150 грамм, пиво, ещё по 150, решили поужинать, ещё по 150, короче Вадим пошел спать, а я кататься на лошадях. Намял попу. Сильно. Утро 13 дня поразило меня завтраком: яичница + печень барана – супер! Пиво, и я поехал за нашими к устью Чульчи, купив по их просьбе 3 литра пиваса, чему они были несказанно рады.

Вадим пошел искать катер (о катере вообще отдельный базар) и спустя 1,5 часа я встретил своих, которые с видом тухлых окорочков принялись пить пивас и паковать вещи. Дорога, баня, пиво, водка, отдых, ничего неделание. Перестали сниться каменоломни.

Дни 14 и 15.

Поняв, что все какие можно катера нас кинули, мы с Равилем были отправлены туда не знаю куда, чтоб сделать звонок по поводу Юрьича (ведь он собирался подъехать и продолжить с частью группы водные процедуры). Шли долго, мат-перемат, звонок – Юрьич как настоящий подонок решил не приезжать {ввиду продолжительной болезни (Запой, другими болезнями он не болеет вообще)}. Я офигел, когда подошел капитан катера и спросил, а почему вы не на катере? Он уже забрал всех ваших и отплыл. Я просто потерял дар речи. Нет, конечно, я догадывался что группа могла и послать нас, но не так же жестко и агрессивно!!! Связались с катером, чтоб он подождал, и нас как итальянцев по Венеции повезла моторка, с капитаном, похожим на капа из "3 в лодке не считая собаки", помните который на пароходике проплывал? В дороге пиво и дождь, мокрые мы приехали в Артыбаш – а "Газели" нет. Е..его мать, я был готов сожрать его на месте, начали искать другую.. и представляете: стоим, тормозим, а этот пупок мамин едет на своей "Газели" довольный, что мы вовремя не прибыли, народ насажал какой-то там, мужчина короче. Ладно - добубнились, извинился он, поехали, дорога, ночь Бийск, Барнаул, аэропорт, опять Ил-86, думал все кончилось, а хрен вам….. Продираю глаза: "мне с платформы говорят: это город Ленинград", ну думаю обожрался, нет смотрю, щипаю себя – Пулково, чтоб мне обосраться. Оказывается, из-за плохой погоды Москва не принимала, и мы приземлились сначала в Питере, а потом в Домодедово, короче перелет занял где-то 8-9 часов, не помню уже. Прощание. Друг Вовка довез домой, пустая квартира, жена с дочкой на даче, ностальгия, желание вернуться и повторить все снова.

Приложение: карты, схемы
Отчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного АлтаяОтчёт о водном (катамараны) походе 6 категории сложности в районе Горного Алтая