16 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Наиболее легкий подход к Большому Абакану от поселка Яйлю к Абаканскому кордону. Пешеводный маршрут со сплавом от кордона до города Абазы на байдарках и деревянных плотах оценивается III категорией сложности. Для надувных плотов и надувных лодок маршрут классифицируется той же категорией, если сплав начинается в 70 км выше кордона.
В поселок Яйлю на Телецком озере легко добраться на теплоходе или катером из Артыбаша. В Артыбаш приезжают автобусом или попутной машиной из Бийска.
От Яйлю нужно пройти 10 км вдоль северной кромки побережья залива Камга (проплыть на байдарках или катере) до избы в 1,5 км от устья реки Камги. Тропа, удаляясь от озера, через 2 км выходит к Камге. Переправившись на ее левый берег, нужно снова найти тропу, которая почти сразу раздваивается, и далее идти правой из них. Тропа хорошо набита, но ее нередко перегораживают поваленные деревья. Примерно через 1 км начинается крутой подъем к ручью Большой Шалтан, левому притоку Камги, и тропа переходит на его левый берег. В долине Камги встречается клещ.
Через 2 - 3 км - снова брод на правый берег и вскоре крутой, серпантином, подъем. После подъема тропа пересекает ручей и приводит к метеостанции. Болото обходится справа. За болотом вскоре начинается подъем на перевал. Нужно быть внимательными, чтобы не потерять тропу на заболоченных участках, не спутать ее со звериными тропами. За перевалом некоторое время надо двигаться по склону вдоль долины реки Кот-Агач. Выйдя из леса и обойдя слева болотце, следует идти по направлению к седловине, которая видна впереди.
От седловины спуск к реке Коный. Дальше тропа все время тянется вдоль реки, много раз переходя с берега на берег, и приводит к избе, затем через 3 - 4 км - ко второй. У устья реки Сык-Тызы эта тропа соединяется со старой Абаканской тропой. Коный становится полноводным - каждый брод по колено и выше. Километра за четыре до устья тропа уходит от реки и, петляя, выводит к кордону на Большом Абакане. Кордон - это большая 4-комнатная изба, рядом полуразвалившаяся баня.
Большой Абакан у кордона - полноводная спокойная река. Примерно в 2 км за кордоном (15 минут сплава на плоту) появляется живописный зеленый островок, за которым видна тропа на Аржан-Су - знаменитый таежный курорт "Горячие ключи". Аржан-Су (несколько сарайчиков и деревянная банька над горячим источником) расположен на левом берегу реки Бедуй в 7 - 7,5 км от Большого Абакана.
На первых 30 км сплава основные препятствия - мели, перекаты, иногда снесенные деревья. За таежным аэропортом Лыково к реке подступают горы, уклон русла и скорость течения увеличиваются, в русле появляются камни. Ниже устья реки Иксу количество перекатов возрастает, а после впадения справа Кызырсука возникают пороги. В 25 км ниже устья Кызырсука одно из наиболее серьезных препятствий Большого Абакана - порог Карбонак. Порог расположен за островом на крутом повороте реки вправо, в левой протоке - камни и ступеньки со сливами. Нужно идти правой протокой, предварительно осмотрев порог, и грести вправо, чтобы уйти от прижима.
За порогом - мели, перекаты, острова, быстрины с невысокими валами. Примерно в 6 км от Карбонака - порог "Томский", образованный грядой крупных скальных обломков в левой протоке между скалой левого берега и островом, правая протока - мелкая. Порог после разведки преодолевается левой протокой у самой кромки острова. В 6 - 7 км от "Томского" справа впадает река Озерная, в 2 - 3 км ниже ее устья находится порог Гордей: навал воды на скалу левого берега, на выходе из прижима - камни. Сразу за Гордеем еще один порог - сужение реки с поворотом направо. В сужении - валы до 1 м.
Несколько несложных порогов, перекатов - и река, разделенная двумя островами на быстрые протоки, вздыбливается при их слиянии высокими валами порога Огневка. В большую воду возможен навал воды на камни левого берега. Огневка расположена в 6 - 7 км ниже Гордея, а еще через 7 - 8 км бурлит порог "Малый Карбонак", по строению похожий на Карбонак. В высокую воду может оказаться довольно сильным прижим в 2 км ниже Огневки, в конце большой петли, которую делает здесь река.
Далее, до впадения Малого Абакана, - мели, перекаты, отдельные камни в русле, в высокую воду - быстрины с валами. В 5 км ниже устья Малого Абакана, уже на Абакане, начинается серия из 6 порогов (представляющих собой скопления крупных камней), разделенных спокойными участками от 1 до 3 км. Наиболее серьезен последний порог серии - "Курчеп", расположенный сразу за устьем Верхнего Курчепа. Порог следует осмотреть перед сплавом.
В 10 км ниже "Курчепа" слева впадает река Ада. В ее устье - одноименный поселок с магазином, где можно пополнить запас продуктов. В 4 км за поселком река делится надвое отмелью и грядой камней. Здесь находится порог Шумиха. Левая протока дробится камнями на коридоры шириной по 4 - 5 м. В большую воду даже для плотов может оказаться доступной правая протока. Порог следует осмотреть.
Правой протокой можно обойти и порог "Кызас" в 15 км ниже устья одноименного правого притока. Река Кызас - мутная, и чистый Абакан ниже ее впадения приобретает цвет притока, хотя и более светлого оттенка. Дальше Абакан течет спокойно, часто разбиваясь на рукава среди крупных островов. В протоках - редкие пороги и перекаты. У впадения реки Матур на левом берегу раскинулся крупный поселок Усть-Матур. В поселке почта, магазин. Сразу за поселком - 2 порога, держаться правого берега.
После впадения справа полноводной Оны до Абазы остается пройти всего 3 порога - примерно в 10, 18 и 21 км от устья Оны. Все пороги требуют разведки (особенно последний - "Избушки") и четкого маневра среди крупных камней. От "Избушек" до Абазы остается около 10 км сплава.
Из Абазы поездом можно уехать в Абакан или Новосибирск - через станцию Аскиз.
Реки Большой Абакан и Абакан
Литература: 72, 74, 98, 102.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.