Виды туризма

16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 1015 0
Автор: Елена Обухова (Новосибирск)

ДЮСШ "Юнион"

Содержание:
  1. Справочные сведения:
    1. Проводящая организация;
    2. Количественная характеристика маршрута;
    3. Район похода;
    4. Подробная нитка маршрута;
    5. Определяющие препятствия маршрута;
    6. Состав группы;
    7. Адрес хранения отчета;
    8. Поход рассмотрен МКК;
  2. Содежание похода:
    1. Идея похода;
    2. Сведения о районе;
    3. Варианты подъезда и отъезда;
    4. Аварийные выходы с маршрута;
    5. Обеспечение безопасности и тактика прохождения;
    6. График движения;
    7. Техническое описание прохождения группой маршрута;
    8. Потенциально опасные участки на маршруте;
    9. Дополнительные сведения о маршруте и снаряжении;
    10. Итоги, выводы, рекомендации;
    11. Литература;
    12. Приложения;
    13. Фотоматериалы;
    14. Схемы. Картографический материал
1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация

ДЮСШ "Юнион", г. Новосибирск, ул. Аксенова 21А

1.2. Количественная характеристика маршрута

Вид туризмаКатегория СложностиПротяженность активной частиПродолжительность Общая (Ход. Дней)Сроки Проведения
Водныйвторая  1607 (5)05.07-11.07.05

Количество  и тип судов-2 (2 рафта). Количество участников-мужчин-3, женщин-5.Уровень воды: р. Кокса и Катунь—средний.

СудноЛоцманЧлены экипажа
1-рафт (4)Обухова Е.А.Обухова Е.А., Суздалева В.А., Орехов В.С., Орехов С.В.
1-рафт-(4)Кухтенков В.С.Кухтенков В.С., Куликова Д. В., Орехова А.В.,  Воробьева Р.

1.3. Район похода

Реки – Кокса(нижний участок) - Катунь (Верхний  участок до р. Аккем) - Республика Алтай.

1.4. Подробная нитка маршрута

п. Усть Кокса – п. Амур – р. кокса – п. Усть–Кокса – р. Катунь – п. Тюнгур – р. Тургунда – п. Усть-Кокса.

1.5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствияНазваниеКатегория трудностиХарактеристика препятствия
ШивераГромотушинская2Валы, камни в русле
ПорогГромотушинский2Поворот реки, сужение русла, вал и обливной  камень в русле
Шивера1Валы в русле
Шивера1Валы в русле
Шивера2Валы в русле

1.6. Состав группы

Ф. И. О.Год рожд.Дом. адресВодный опытобязанности
Обухова Е.А.1981Новосибирск, Демьяна Бедного 58-54 р (Чуя –Катунь),Руководитель – инструктор СТ
Кухтенков В.С.1988Новос-к,Узорная 1-14 у (Катунь)Гид –проводник
Куликова Д. В.1981Новосибирск, Гоголя 23-33у(Казыр )Гид –проводник
Суздалева В.А.1982Новосибирск, Ленина 30-22у (Кокса)Гид –проводник
Орехов В.С.1961Данные нах. В т\ф "Ленальптурс"1у(Моск. Обл.)Клиент тура
Орехов С.В.1995Данные нах. В т\ф "Ленальптурс"1у(Моск. Обл.)Клиент тура
Орехова А.В.1993Данные нах. В т\ф "Ленальптурс"1у (Моск. Обл.)Клиент тура
Воробьева Р.1981Данные нах. В т\ф "Ленальптурс"2у (Катунь)Гид от т\ф "ЛенАльптурст"

1.7. Адрес хранения отчета

НКТ (г. Новосибирск, Коммунистическая 3).

1.8. Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК Управления образования мэрии г. Новосибирска 154-09-221200300.

2. Содежание похода
2.1. Идея похода

Маршрут планировался как спортивный тур с активным передвижением для стажировки  и работы гидов – проводников на коммерческом туре, организованном т\ф "Агенство Венгрова" (Москва) и "Юнион" (Новосибирск) совместно с т\ф "Ленальптурс" (Петербург). Данный спортивный тур проводился как классический вариант подготовки спортсменов ДЮСШ "Юнион" и туристских кадров (УТП на подготовку гидов –проводников водного туризма) в качестве руководства и стажировки гидов группы. Таким образом поход является, на наш взгляд, лучшим вариантом закрепления полученных теоретических и имеющихся практических знаний начальной и базовой туристской подготовки. Учитывая уникальность и практически автономность реки (река Кокса практически не ходится спортсменами, а между тем при средней и большой воде представляет значительный интерес для базовой подготовки и тренировочного процесса), особенности ландшафта (маршрут проходит вдоль Катунского хребта, т.е. вдоль основных его притоков, по живописнейшей Уймонской долине) и имеющийся  километраж, поэтому поход был запланирован для повышения уровня физической и технической подготовки туристов секции, а также для профессиональной реализации в дальнейшем в роли гидов – проводников на данном маршруте.

2.2. Сведения о районе

а) Гидро и географическая характеристика. Растительный и животный мир

Река Кокса –приток Катуни (1-2 к.с.). Наибольший интерес представляет в июне при большой воде. Река имеет русло шириной максимум 50 м. и  минимум в протоках до 3 м. Река хороша для УТП и активных коммерческих маршрутов 1-2 к.с. в качестве базовой подготовки для туристов под руководством опытных гидов –проводников и спортсменов с базовой квалификацией. Русло каменистое, в основном река к началу июля мельчает. Сливы небольшие –до 0,5 м. и валами до 1,5 м. Удобна для любых видов судов. Благоприятное месторасположение в плане подъезда. Трасса идет вдоль реки постоянно. 

Катунь самая крупная река Горного Алтая ("кадын" - "хозяйка"). Длина-688 км, площадь бассейна-30900.Начинается она на южных склонах массива г. Белуха(4506м),из ледника Геблера (Центральный Алтай).В верховьях она делает большую петлю вокруг западной части Катунского хребта(Катунская подкова),пересекает котловину Уймонской степи, а после впадения р. Аргут принимает северное направление. В верхнем, а местами и в среднем течении река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину (нижняя Катунь). По водности она превосходит самую крупную реку  Кавказа - Куру. Среднегодовая мощность Катуни –3,81млн. квт / час, а по энергии-33,4млн. квт./ час. Катунь—единственная в своем роде река в Союзе, имеющая такие мощные полноводные пороги, с многочисленным валами, с течением реки со скоростью течения на плесах-7-9 км./ч (низкая вода), 10-12 км./ч(средняя),.12-15 км/ч (высокая),с коварными воронками, характерных для таких порогов нижней Катуни, как пор. Муны, Чемальская труба (ворота), Семинский порог, пор. Манжерок (большей частью на выходах, способных перевернуть даже груженое судно), с многочисленными пульсарами.

Питание Катуни в теплое время зависит от таяния снега и ледников, поэтому температура воды редко поднимается выше 15 градусов. Период половодья характерен для конца  мая - начала июня (ледоход продолжается 5-6 дней).

Многочисленные реки и ручьи, стекающие с горных хребтов, образуют около 30 притоков длиной=50км.  и более. (Кокса, Кураган, Кучерла, Аккем, Чуя, Урсул, Кадрин, Сумульта, Сема, Майма, Иша). Для рек катунского бассейна характерны узкие долины, с крутыми, отвесными скалами. Днища долин и русла рек заполнены галечником и валунами, часты  выходы коренных пород, образующих пороги и водопады.

Растительный мир. Распределение растительности горной части Алтая обусловлено влиянием высотной поясности и экспозицией склонов.

На горно-лесной части (тайга) - это половина площади республики Алтай. Тайга - это хвойные породы деревьев:

  • лиственница - прочная и долговечная древесина, которая выдерживает жестокие морозы, светолюбива, достигает большой высоты, живет несколько сотен лет;
  • жемчужиной горного Алтая является кедр - сибирская сосна, дающая кедровый орех и ценную древесину;
  • пихта, ель, сосна.

Из лиственных пород распространены: осина, береза, тополь.

  Среди кустарников распространен: маральник – даурский (розово-фиолетового цвета на склонах), можжевельник, жимолость, рябина, крыжовник, малина, смородина, ежевика. Вкус ягод с этих кустарников несколько не похож на вкус домашних ягод.

 Горно-степные ландшафты наиболее полно представлены в межгорных котловинах. Здесь развиты луговые степи с кустарником (желтая акация), барбарис, шиповник, полынь, злаки.

 Субальпийская и альпийская зоны располагаются в горном Алтае на высоте 2000-2600м (ерник, фиалки, маралий корень)

На Алтае произрастает множество лекарственных растений: маралий и золотой корень,  бадан (Тавдинские пещеры), валериана, Марьин корень.

Животный мир. В лесах Алтая живут белка – летяга, бурундук, соболь (живет в буреломном лесу,  устраивает гнезда в дуплах деревьев). В хвойных лесах  водится кабарга - самое маленькое из парнокопытных животных. В тайге распространен бурый медведь. Также в лесах распространена рысь, рассомаха, выдра, барсук.

Среди птиц лесной зоны есть большое количество хищных из семейства ястребиных: ястреб тетерев. Встречаются  сова и филин.В горных реках Алтая водится  хариус, таймень, голяна, щиповка.

б) Наиболее интересные природные, исторические объекты на маршруте

Наиболее интересен музей Рериха в Верхем Уймоне, там вам предложат абсолютно бесплатную экскурсию по музею (примерно на 1 ч.).

Алтай
Музей им. Н.К.Рериха

Село Верхний Уймон. Музей работает ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, с 9.00 до 17.00, в субботу с 9.00 до 15.00.

Недавно музей получил статус филиала Республиканского краеведческого музея. С 1986 г. размещается в большом двухэтажном деревянном доме, на втором этаже которого, находится верхнеуймонская сельская библиотека. На фасаде здания помещен знак Рериха: окружность с вписанными в нее тремя кругами красного цвета - символ прошедшего настоящего и будущего, объединенных окружностью вечности. Наличники окон украшены красивым резным кружевом. Музей состоит из нескольких небольших комнат. Первая экспозиция посвящена истории села и староверам-кержакам. Представлены рисунки, фотографии, интерьер традиционного дома староверов. Он назывался "избой со связью", т.е. с коридором. "Связь" делила дом на две части, с одной стороны был вход в избу, с другой - в горницу, комнату для гостей, прообраз современной гостиной. Среди экспонатов предметы, которые раньше украшали горницу: мебель, икона, зеркало с льняным полотенцем, кровать с покрывалом и подушками, большой сундук с приданым дочерей (как правило, более 10 полотенец ручной работы), вышитые и тканые половики и коврики. Интересны материалы о местной умелице-мастерице бабушке Агашввнв, художнице-самоучке, расписывавшей пальцами рук дома, печи, потолки. Ее дом, расписанный яркими красками собственного приготовления (смесь трав), ласково называли "теремком". В Верхнем Уймоне до сих пор сохранился один дом "со связью", на потолке которого остался кусочек росписи Агашевны. В музее можно увидеть деталь двери, расписанной народной умелицей. Второй зал музея посвящен алтайскому населению. Здесь представлены предметы быта и результаты некоторых археологических раскопок, проведенных в районе Уймонской степи. Наибольший интерес вызывают большой прочный сосуд из кожи лошади, огниво, традиционный алтайский талисман, галтра - детская погремушка с гладкими косточками, бусинками, маленькими кожаными мешочками, в которые зашивали кусочки пуповины новорожденных малышей. Это была не простая игрушка, а еще и оберег от злых духов. Талтру часто носили на шее. Здесь же несколько репродукций картин Г.И.ЧоросТуркина, известного алтайского художника.

Третий зал полностью посвящен экспедиции на Алтай семьи Рерих 7-19 августа 1926 г. Известно, что Н.К.Рерих останавливался в соседнем доме, принадлежавшем лекарю-самоучке Атаманову, родному брату Агашевны. В музее представлены письма, фотографии, личные вещи, а также оригинальный эскиз дипломной работы "Гонец. По реке" (1890), за которую в 1897 г. Н.К.Рерих получил звание художника. В окрестностях села Верхний Уймон находится несколько мест, которые связывают с именем Н.К.Рериха. В настоящее время они стали центрами паломничества, совершаемого ежегодно последователями учения Рериха (которых местные жители и туристы называют "рерихнутыми"). Они живут летом в палаточном лагере недалеко от села, на берегу Катуни ежегодно их собирается от 100 до 400 человек. В Верхнем Уймоне они посещают Краеведческий музей им. Н.К.Рериха и расположенный поблизости дом Вахромея, в котором останавливался художник. В окрестностях Уймона, в долине Аккема и среди валунов Аккемского ледника можно увидеть выбитые или нарисованные знаки Рериха (красная окружность с тремя небльшими красными кружками внутри). Также паломники ходят к подножию Белухи в верховья Катуни, к реке Кучерпе и к Акквмскому озеру. Гора Белуха, воспринимается ими как своего рода аналог Джомолунгмы (матери мира), и до сих пор последователи Рериха едут на Алтай, дабы подзаправиться "космической энергией" или еще чем-то в этом роде, подразумевается, что Белуха это своего рода антенна - приемник этой энергии. Говорят, что Белуха открывается космосу в августе - именно на этот месяц приходиться наибольшее число паломников.

Солнце в оленьих рогах (о Шамбале и о многом другом)

Валерий Ивченко

01.04.2000

Какой дух двигал целыми народами и бесчисленными племенами? Какие катаклизмы гнали их из родимых мест? Какое новое счастье угадывали они в голубой дымке необъятной дали? Такие мысли посещают каждого, кто попадает на Алтай в Уймонскую степь.

Дымок над юртой

Оставив Бийск, машина помчалась по всхолмленной равнине. Было лето, и в желтой траве под палящим солнцем горожане собирали землянику, а справа, сверкая, неслась Катунь, стекая с гор на горизонте. Вскоре дорога привела в село, замелькали дома, в просветах которых, словно в кино, мерцают поток. "Сростки", - прочел я на дорожном указателе. Родина Шукшина...

Когда-то на этой равнине стояли ойротские (их называли еще "калмыцкие") стойбища, паслись табуны лошадей и дымились юрты. Но раньше, еще до калмыков, здесь жили хунны. Теперь они покоятся в холмах, которые плывут за окном машины.

После хуннов в этих местах жили древние тюрки, и история их удивительна. Никому не известный народ пришел на Алтай, чтобы плавить железо. По легенде, вначале они жили в ямах и поклонялись березам. Но за короткое время житья на Алтае народ этот настолько окреп, что уже в VI веке Тюркский каганат взял контроль над караванной дорогой, по которой китайский шелк тек в Константинополь в обмен на византийское золото. Державы давно уже нет, но здешние народы до сих пор говорят на языках, произошедших от древнетюркского.

Дорога подняла машину на перевал, в центр расколотых надвое гор, за которыми грезилась, словно во сне, голубая долина. Вход в нее сторожили три березки, похожие на сгорбленных нищенок, одетых в лохмотья. С их сучьев свисали клочки одежды.

Натужно гудя, на перевал поднялся грузовик. У трех березок остановился. Из него высыпали женщины и гурьбою пошли к этим странным березкам. Опустились перед ними на колени и что-то зашептали. Потом достали из сумок бутылки с молоком и окропили им землю. А уходя, оставили на ветках лоскутки, клочки своей одежды. Такие святые места называются на Алтае "обо".

Проезжаем алтайский аил. Это деревня с обычными русскими избами, в которых алтайцы живут зимой. А во дворе стоит юрта из бревен там проводят лето.

Юрта из бревен вместо войлока! Какое странное сооружение! Такую юрту никуда не перенесешь. Алтайцы давно перестали кочевать, но тоска по воле осталась. Костер, как и прежде, постоянно горит в центре юрты и будит горькие воспоминания.

Когда-то весь Горный Алтай входил в состав могучего царства джунгаров, которое простиралось отсюда чуть не до Волги. Но в 1757 году Джунгарию разгромил Китай, а население ее подверглось массовому уничтожению. Часть джунгаров, спасаясь, укрылось в горах. Следом за ними, вырезая аилы, прошло по Алтаю китайское войско. Оставшиеся в живых джунгары бросились под защиту России. Правительство Елизаветы Петровны немедленно отправило в Пекин протест. Преследование прекратилось, но Великая степь опустела. Джунгарское царство исчезло с исторической арены. Вольной жизни степняков пришел конец. Они осели. Так появился на свет удивительный реликт истории бревенчатая юрта, на пороге которой сидят сейчас две старухи, а из дверей другой юрты выходит хозяин и издали машет нам рукой.

Я иду к его юрте, похожей на большую тюбетейку, над которой вьется дымок. Хозяин встречает меня у входа и приветливо просит войти. От былых времен осталось у кочевников древнее поверье, что путник приходит от Бога и приносит с собой счастье. Что не пригласить его в юрту, отказать в гостеприимстве великий грех. Так завещал им Чингисхан в своей знаменитой "Ясе" своде степных законов.

Вхожу в это странное жилище и останавливаюсь слева у двери. За моей спиной висит рукомойник, под который подставлен таз, нечто вроде банной шайки.

Предо мной - вся внутренность юрты. Прямо напротив входа, на самом почетном месте, стоит железная кровать, на которой сидит хозяин. Справа от двери - женская часть, столик и шкаф с посудой. Юрта имеет форму шестиугольника, как пчелиные соты. Великий американский архитектор Франк Ллойд Райт считал, что помещение в форме пчелиных сот гораздо удобнее для жизни, чем просто квадратная комната: шестиугольник создает иллюзию большего объема.

В центре у костерка сидит сосед. Дым поднимается к потолку и покидает юрту сквозь круглое отверстие. Сосед встает навстречу посланцам Бога.

- Кумыс хочешь? - говорит мне устами хозяина Чингисхан, ибо степной закон начинает действовать. И приказывает жене: - Налей.

И я, чувствуя себя как бы в двух временах сразу, выпиваю кумыс до дна и с благодарностью возвращаю пустую плошку хозяину.

Мне предлагают скамейку у костерка. Хозяин садится на кровать и провисает на сетке.

- Куда едешь? - спрашивает он после вежливого молчания.

- В Верхний Уймон.

- А зачем?

- Там искал русскую Шамбалу Рерих.

- Шамбалу трудно найти, - замечает сосед. - Но один наш буддийский лама там был. Шамбала лежит внизу, в долине. Когда этот лама поднялся на гору и увидел Шамбалу, навстречу шли тибетские купцы. Целый караван яков. Они прошли совсем близко от Шамбалы, но никто ничего не видел. Нужно уметь смотреть.

- Был такой случай, - продолжает хозяин. - Вышла из гор наших девушка. Волосы черные, как у него, - он показывает на соседа. Лицо строгое. Пришла на базар в Турфане. Хотела купить цветы. А вместо монеты дает продавцу раковину. Это же тысячу лет назад вместо денег было! Тогда догадались она из Шамбалы.

- А почему ее трудно найти? спросил я.

- Потому что тогда, со всех сторон к Шамбале будут идти люди... Они наводнят эти уединенные места и потревожат мудрые занятия ее жителей.

Я выхожу из юрты. Кто они? Буддисты? Но в их избах висят иконы. Алтай - огромный людской котел, в котором переплавились и народы, и религии, и культуры. Здесь живут и телеуты, и лебединцы, и шорцы, и кумандинцы, и чуйцы, и тубалары... Реликты былых народов. Местное русское население называло их и "ойротами", и "калмыками", и даже "чудью", хотя известно, что финно-угорская чудь в этих краях не бывала. Скорее всего, первые русские, которые сюда пришли, хотели как-то уложить эти многочисленные народы в свои представления. И все вместе они называются "алтайцами".

А в Уймонской долине живут староверы.

Уймон - страна утопия

...Горы медленно расходились в стороны, как складки гигантского занавеса собираясь у кулис. Предо мной открылась долина Уймона. Овалом ее окружали другие горы зеленые рядом и синеющие вдали. Казалось, лежит не долина, а огромное горное озеро, которое высохло в незапамятные времена. И только тонкая кисея облаков все еще висела над ним, как пар. Берега "озера" были изрезаны многочисленными "бухточками", а на дне этой чаши ветвилась Катунь с притоками, которые стекали в нее из бухточек. Так выглядела сегодня эта страна Беловодье, которую нашли здесь некогда русские мужики.

...После разгрома Джунгарии Горный Алтай оказался на нейтральной территории, между нечеткими государственными границами России и Китая. Так перед русскими староверами словно с неба опустилась заветная страна, куда можно бежать, чтобы начать "по правде жить". Тогда и возникла легенда о Беловодье. Дороги вели мужиков в глухие места, к верховьям рек или горным озерам. Они свято верили: Беловодье появится неожиданно, прямо среди тайги. Сначала откроется озеро, а заветная страна будет видна на другом берегу...

"...И увидел я новое небо и новую землю. И зовется она Беловодьем. Понеже сам я там был с двумя достойнейшими иноками, грешной и недостойной старец Марко!"

Так начинался "путешественник", то есть маршрут, по которому следовали русские мужики. Я отыскал его в библиотеке. И прилагалась к нему даже карта.

"А лежит та земля на озере Лове на островах семидесяти. И растут на них горы великие, а малых островов и исчислить невозможно. Народ же, проживающий на вышеозначенных островах, бежал туда из Соловецкой обители и прочих мест Российского государства во время изменения церковного чина сволочью Никоном, оттого и наполнились те места.

Там древа дивные с высочайшими горами равняются. И земные плоды весьма изобильны бывают, родится виноград и сарацинское пшено, и другие без числа сласти. Сеют раз хлеб, и одного урожая хватает на четыре года, потому что страна сия лежит близко к раю, и оттуда живьем всех берут на небо.

Во святую страну Беловодье надобно ехать от Москвы до Казани, от Казани до Екатеринбурга, а оттуда до города Бийска. От Бийска поднимитесь вверх по реке Катуни.

На Катуни ищите деревню Уймонку. В ней инок Иосиф содержит обитель. Он покажет вам путь через горы каменные, снеговые. Возле обители той пещер множество, и живут в оных скрытники. А повыше пещер ледяные горы, а на главах снега от Адама стоят и сияют в своем первом виде.

Любители Христовы, грядите же означенной стезею!"

...Но жизнь первых поселенцев Уймонской долины была трудна. Потому что попали они отнюдь не в рай. Жили разбросанно, скрытно, в ущельях - по одному, по два дома. Зимой избу заносило на несколько саженей, и только вырытая в снегу яма указывала на вход. Оди угол жилья нависал над ключом, и можно было брать воду, не выходя наружу. Сеяли мало, хлеб пекли из пихтовой коры вперемешку с травами и кореньями.

Беда пришла в Уймон с неожиданной стороны. В конце XVIII века весь Горный Алтай постигает непредвиденный трехлетний неурожай. В долине начинается голод. И тогда посылают гонца в Петербург. Дескать, под царскую руку хотим. Помогите! И вот рескриптом Екатерины II от 15 сентября 1791 года Уймонская степь входит в состав России, а старообрядцы объявляются "ясашными инородцами", то есть туземным населением, обязанным платить дань. Екатерина делает столь неожиданный шаг для того, чтобы присоединить эти земли к империи без единого выстрела. Ведь получается, что запросили убежища не русские поселенцы, а какие-то инородцы, которые к России никакого отношения не имели. Это один из актов так называемого мирного завоевания Сибири, не стоивший правительству ни денежных затрат, ни дипломатических усилий.

Постепенно долина превращается в сборный пункт всех стремящихся в Беловодье. Плодородные земли ее начинают распахивать. Появляется первый поселок - Уймон. Но живут его жители отнюдь не хлебом единым. Вокруг много дичи, и самая ценная из них - марал. За маральи рога - панты - на пограничном посту Чингистай китайцы дают серебра столько, сколько весят сами панты.

Сын-бас - олений камень

...У подножия заросшего лесом холма стоят три палатки. Это археологи Бийского краеведческого музея. Старший научный сотрудник Борис Хатмиевич Кадиков показывает мне фотографии алтайских петроглифов, на которых изображены олени. Голова у них, как у птиц, вытянута вперед, рога, словно крылья, закинуты за спину, а на концах рогов сияет солнце. Вся фигура оленя выражает полет, свободу. Он словно в танце завис над землей, а ноги его собраны в пучок, как в галопе.

- Откуда в них столько экспрессии? - спрашиваю я, возвращая фотографии Кадикову.

- Из этих вот самых рогов, - отвечает Борис Хатмиевич. - Весной они очень мягкие, наполнены кровью, а в критических ситуациях выбрасывают в организм огромное количество энергии. В этот период олень спокойно уходит от любой волчьей стаи. Он способен бежать без устали не десятки, а сотни километров.

- Сколько лет этим рисункам?

- Две с половиной тысячи.

Именно в это время на гигантских просторах Евразии обитали племена, которых китайцы звали "юэчжи", а иранцы - "саками". Тотемным животным у саков был благородный олень. Его так и звали: сак, сака.

- Олень был у них мерой всех вещей?

- Именно так! У саков были солнечные календари и часы-гноманы в виде вертикально вкопанной стелы. Таких камней весом в несколько тонн полно и у нас на Алтае, и в соседней Монголии, и в Казахстане. И когда спрашиваешь местных жителей - что это такое? - тебе отвечают: "сын-бас" - оленный камень. На них имеются великолепные изображения оленей. Но прежде всего - это календарь.

- Календарь?

- И не только. Вот мы говорим: соха, сохатый. Сохой пашут. На Памире до сих пор пашут оленьими рогами. У них соха сделана из оленьих рогов. И вот вам готовая пара: олень, как тягловое животное, и его рога для вспашки земли. На некоторых петроглифах можно разглядеть элементы сбруи. Олени и лоси настолько близки к человеку, что на некоторых наскальных рисунках изображена женщина, а над нею возбужденный марал. То есть связь на тотемном уровне.

- Читал я, что эти рога необычно быстро растут. Чем это объяснить?

- В этих рогах сконцентрирована масса самых разнообразных микроэлементов. Возьмем, к примеру, такое растение мятлик, - Борис Хатмиевич оглядывается по сторонам и вытягивает из травы тоненький стебелек с метелочкой на конце. - Коню, чтобы досыта наесться, надо шесть килограммов овса. А этого мятлика ему хватает 700 граммов. И марал, питаясь мятликом, срезает самую энергоемкую часть его - он берет соцветие. Марал лучше нас знает, что помогает быстрее расти рогам. А таких растений на Алтае тысячи.

Склон горы зарос кедром, березой, пихтой, лиственницей, а под ними - малинник, шиповник, таволга.

- В этой чаще марал и прячется, - мы поднимаемся с Кадиковым на холм. - Ниже тысячи метров над уровнем моря он вообще не живет. Вот эта штука, - останавливается

Кадиков у цветка, похожего на собачью морду, - знаете, как называется? Салеп! Хан Батый заставлял своих военачальников-темников высушивать корешки, и воин, съев их, мог скакать неделю. В этом растении масса энергии. Вот почему монголы преодолевали без устали такие большие расстояния - они даже до Италии доходили...

Отдышавшись, опять начинаем подъем.

- А это что за растение? - останавливаюсь я перед винным стеблем, на верхушке которого вокруг розовых цветков вьются пчелы.

- О, это знаменитая саранка! Тоже съедобный мучнистый корень, похожий на чесночную головку. Староверы запасали его бочками. А это - лук-слизун. - Борис Хатмиевич нагибается и срывает тонкий, как лезвие ножа, лист. - Хотите по-пробовать?

Мой рот наполняется пузыристой кашей с острым чесночным вкусом. Лук-слизун растет вперемежку с какими-то странными кактусами, похожими на зеленые розетки. Розетки лепятся прямо к склонам скал, подернутых лишайником. Возможно, что это не кактусы, но очень уж хочется их так назвать.

Борис Хатмиевич раздвигает травы, которые прут из трещин.

- Смотрите, какое буйство! Здесь есть и бадан, - он поднимает зеленую плеть, на которой через равные промежутки сидят широкие жесткие листья. - Вот бадан! Но собирают и заваривают не свежие листья, а прошлогодние - черные, жухлые. Те, которые прошли естественную ферментацию, - Борис Хатмиевич протягивает мне целую охапку листьев, которыми набиты щели скал.

Я снимаю штормовку и в нее, как в мешок, собираю хрупкие листья, свернутые в трубочки. Это душистый сибирский чай - тоже сильный тоник.

- И заметьте, что марал знает эти травы лучше нас с вами, - усмехается К-адиков. - Поэтому больше нигде, кроме как на Алтае, марал не водится. Эндемик!

Мы возвращаемся снова к палаточному лагерю. Археологи пьют чай.

- Что за активное вещество в пантах? - спрашиваю я.

- Китайцы считают, что кровь, которой они набухают. Так написано в их "Сводной фармакопее" Ли Ши-чженя. В этом манускрипте 1593 года очень много забавных вещей. Взять хотя бы такую болезнь: Яо-Мэй Мяо-Гуй.

- А что это?

- "Одоление человека "кошачьим дьяволом". Больной не может четко выговорить слово "гуй". Что делать? Маралий рог растереть в порошок, скатать его в шарик и пить. Пока не начнешь выговаривать правильно "гуй".

Археологи у костра хохочут.

- Каждый китаец считал своим долгом подарить дочери, выходящей замуж, хотя бы пару маральих рогов. Их оправляли в золото и серебро. А дочь подсыпала порошок из них в пищу мужу. На базарах в Китае всегда продавалось надежное средство: "пилюли красного дракона". Только им можно было поправить крестец, который даосы называли "вместилищем семени". А в харчевнях, подвыпив, пели:

Я не щадил крестца, и мой дракон опал, Ночной порой он в яшмовую залу не попал, Пей пантовый настой родник жемчужных струй, Пока не выскочит кошачий дьявол "гуй"!

Кержаки Нижнего Уймона

...Если по Далю, то слово "уймон" значит "пропасть", "пространство", "простор". "Уемистый" - емкий, огромный, вместительный. Я попадаю в Нижний Уймон...

Летний день. Бреду по селу, по знойной и пыльной улице, заглядываю во дворы. Белые стены украинских хат окружают сады, под сенью которых рассыпаны ульи. В конце улицы строится деревянная церковь.

Я открываю калитку и вхожу за ограду церкви.

- ...Здесь, на Мульте, живет самое кержачье, - говорит священник Сергей Андреевич Кудрявцев, кивая на плотников, которые, оседлав бревна, стучат топорами на крыше церкви. - Вот их деды и ходили искать Беловодье.

Мы сидим с ним на досках во дворе церкви, а за ней вырастают лесистые горы.

- А с чего вдруг? - спрашиваю я. - Ведь от добра добра не ищут?

- Какой-то Болдыш приехал нас переписывать, - продолжает Кудрявцев, - чтобы в солдаты брать. Тогда и решили ехать.

- Все село?

- Все решительно, - мотнул головою он. - Вот на этой горе инок Иосиф жил, им дорогу показывал, продолжает Кудрявцев. - Сейчас избушка его развалилась. Из дворов выезжали караваном-аргышем большим. По двадцать, по тридцать коней. Поднялись на этот елбанчик, показал он на гору, - а оттуда Китай видать. Их в Китае ограбили. Отняли ружья, муку, лошадей, остригли их, как китайцев, оставив на затылке длинную косу, и выгнали на дорогу.

- Нашли Беловодье-то?

- Да что ты! Попали в какие-то пески. Им там чудились города. Но пока к ним шли, все терялось. Но верили, что Беловодье они не видят, потому что погрязли в грехах. Половина, считай, померла. Вот тогда и решили вернуться. Пешком, босиком, в рванье... Кудрявцев вздохнул и поднялся:

- Как сказано в Писании? Иудеям соблазн, а еллинам - безумие...

- Строительство скоро закончите? - спросил я, вставая вслед за ним.

- К святому пророку Илье. Это старообрядческая церковь. Крест у нас один, а перстосложение двуперстное. Как в старину. Ничего не изменилось.

Я посмотрел на его упрямый и выпуклый, как у всех здешних старообрядцев, лоб.

- Спасибо вам, - сказал я. прощаясь.

- Спаси Христос, - поклонился он, не протягивая руки. На этом мы и расстались.

2.3. Варианты подъезда и отъезда

Подъезд к началу маршрута не вызывает особых проблем: Выбор транспортного средства зависит от финансовых возможностей группы: до Коксы же можно добираться рейсовым автобусом, можно нанять любой вид автотранспорта от Новосибирска, Барнаула, Бийска, Усть–Семы и п. Ая. Сейчас услуги такого рода предлагают на ж\д и автовокзалах, так и в рекламных газетах (при большом количестве человек –стоит это удовольствие не на много дороже).

Телефоны в Бийске:

(3854) 31-25-81,29-13-79,71-76-45

Чуйский тракт и дорога на Китай (которая строится)–дороги федерального значения.

Наиболее удобны подъезды к Катунскому хребту с севера. Таким образом традиционные пункты начала и конца маршрутов - селения Тюнгур, Катанда, Мульта, связанные автобусным сообщением через Усть-Коксу с Горно-Алтайском. Усть-Кокса также связана авиалиниями с Горно-Алтайском, Бийском и Барнаулом. Недавно построена новая дорога, соединившая Усть-Коксу с Лениногорском, на которой можно воспользоваться попутным автотранспортом. Возможны также подъезды со стороны Казахстана (селения Урыль, Рахмановские ключи) и из долины Аргута со стороны его верховьев. Отметим, что в последних случаях требуется оформление специальных пропусков по месту жительства. 

Варианты подъезда к данному маршруту могут быть различными:

Подъезд: 1. До п. Черга от Новосибирска  518 км далее до Коксы по строящейся дороге) –260 км., далее до Тюнгура  - 582 км.  В  целом необходимо проехать 842 км;

2.С Новосибирска до Усть Семы – 500 км. далее по Чуйскому тракту через Семинский перевал и  Теньгу до Тюнгура – примерно на 60 км. больше , но по лучшего качества дороге – в сумме 900 км.

Отъезд: от Тюнгура ходит рейсовый автобусот п. Маральник (т/б "Кедровая опушка") можно поймать или заказать на турбазе машину и доехать до п.Кокса, где утром (7.30.) ходит транспорт (волга, уазик, газель) до Горно–Алтайска – приходит машина на автовокзал к 12.00. или 12.30; далее из Горно–Алтайска (по крайней мере в это врем года) невозможно сесть на рейсовый автобус до Новосибирска, есть вариант только до Барнаула (мест уже не было) и до Бийска (но поезда ждать приходится до 20.00.; он идет в ночь).

Алтайская Русь
Историко - этнографический очерк

I

Величайшая сибирская гора, некогда получившая тюркское имя "Алтай", т. е. Золотая гора, занимает площадь около полумиллиона квадратных верст. Представляя собою естественную стену между двумя колоссальными странами, Китаем и Сибирью, центром своим она имеет наиболее высокий пункт, ледниковую гору Белуху, возвышающуюся над уровнем моря на 14 тысяч футов.

Белуха, как корона могучего царя Алтая, находится в стране заоблачной и очень редко сбрасывает с себя пушистую фату туманов. На вершине ее никогда не бывала нога человека. Только отважный путешественник Сапожников коснулся ее холодных плеч, но до вершины и он не мог достигнуть. На площади несколько десятков верст происходит своеобразная стихийная жизнь. Там дуют снежные метели, когда далеко внизу цветут луга, гремят громы, когда на небе нет ни облачка, там рушатся целые утесы льдов, шумят водопады, и сами горные скалы, как живые, передвигаются с места на место.

У подножия Белухи рождаются главные водные артерии, образующие на северных степных равнинах многоводную Обь. Огромный ледник Белухи рождает красавицу Катунь, а юго - восточные отроги горного узла Табын - Богда - Ола, вдавшиеся в пределы Китая, дают начало большой горной реки Бухтармы.

Приняв в себя десятки малых рек, Бухтарма, после доброй сотни верст своего течения, сливается с красивой и бурной рекою Берелью, дочерью южного подола Белухи. Отсюда Бухтарма прокладывает свой путь мимо колоссального Алтайского хребта, протянувшегося на сотни верст к западу и переходящего в известный Нарымский хребет. Оставив этот горный хребет слева, Бухтарма меж высоких каменистых берегов течет более двухсот верст на запад и только в ста верстах выше Усть - Каменогорска, вливается в многоводный Иртыш, пришедший из Китая. Таким образом, долина Бухтармы тянется по южному склону Алтая с Востока на Запад свыше четырехсот верст, и территория Бухтарминского края занимает значительную площадь - - около пятидесяти тысяч квадратных верст. Бухтарминский край, образуя треугольник, граничит: с севера с Белухой и долиной Катуни, с юго - востока с Китайской империей, а с юго - запада с долиной Иртыша и горными грядами Ивановского и Коксинского хребтов.

Так как малодоступные горные кряжи переходят в холмистые спокойные предгорья лишь у Усть - Каменогорска и севернее Змеиногорска, то и естественная русско - китайская граница в старину была именно здесь, у начала горных круч. Здесь и была учреждена пограничная казачья линия, отнесенная позже к востоку и получившая теперь название Бийской казачьей линии. Эта линия, идущая по Западному подолу Алтая, соединяет два пограничных отрога: Бийский - - перед слиянием Катуни с Бией, и Усть - Каменогорский - - при слиянии Иртыша с Ульбою. Этой же линией кончались прежде и русские владения, а все, что лежало за нею, считалось не русским и частью было заселено смешанными тюркскими народами, частью оставалось необитаемым. И только в верховьях Бухтармы ютились служилые китайские люди, так как тут из Китая на Иртыш и дальше на Чугучак пролегал древний торговый Китайский путь. Большинство же населения на Бухтарме состояло из кочевых племен киргизов каратаевского рода, живущих здесь самостоятельными княжествами или ханствами.

Вся горная территория, лежащая тотчас за Бийской линией, у русского населения исстари имела общее название "Камень".

По мере того, как открывались на предгорьях Алтая казенные горные промыслы, а правительство прикрепляло свободных русских поселенцев к строившимся заводам, "Камень" все чаще стал привлекать к себе внимание обездоленных рабов русского крепостничества. Он сделался заветным убежищем для многих русских бергайеров и беглых каторжан, прослышавших, что там имеются поселения русских раскольников, Бог весть, какими путями прошедших в таинственные горные ущелья.

Алтай, Уймонская долина. Староверческое Беловодье и Рериховский Звенигород

"На Алтае, соприкасаясь со староверами, было поразительно слышать о многочисленных религиозных сектах, и посейчас на Алтае существующих. Поповцы, беспоповцы., стригуны, прыгуны, поморцы, нетовцы, которые вообще ничего не признают, – столько непонятных разделений." (Н.К. Рерих. "Сердце Азии".)

По соседству с казахской границей, в Уймонской долине, раскинулся известный анклав староверов, или "стариковских", как их здесь называют. Они пришли сюда уже очень давно – то ли в поисках "сказочного убежища праведных", подземного Беловодья, то ли гонимые неумолимым патриархом Никоном...

Нынче спросите любого жителя европейской России, что он слышал об этих людях, и тот, если слышал хоть что - нибудь, ответит: хмурые аскеты, монахи без монастыря. Ничего подобного - кругом разноцветные веселенькие избы, волны зелени с крапинками цветов, добродушные бабульки, возглавляемые хранительницей Верхнеуймонского музея староверов Раисой Павловной, лучезарная ребятня. Картина покоя и достатка. Между прочим, кержаки по сей день принципиально не платят государству налогов, но и не пользуются никакими социальными пособиями, даже пенсией по старости. И никуда не выезжают за пределы своей маленькой "страны". Впрочем, в этом нет надобности – большой мир их сам находит. Целый год, а особенно летом, здесь вьется масса народа куда более причудливого, чем староверы. Мы, например, буквально в дверях музея столкнулись с "последователями Рериха" из какой - то научной экспедиции "имени космоса Вселенной". Или что - то в этом духе. Они приехали специально к началу августа, когда, на их эзотерический взгляд, открывается "доступ" к космической энергии через гору Белуху, которая отождествляется с матерью мира – Джомолунгмой.

Сам Рерих прожил здесь год, писал картины, изучал этнографию и готовился к новому броску в Тибет. Он считал, что Уймонская долина – обычный, но замечательно красивый российский уголок, и был озабочен идеей построить здесь город Звенигород под стать задорному цветению природы. Сейчас в Верхнем Уймоне открыт музей в честь художника и мыслителя. На фасаде - уже многажды виденный нами рериховский "герб" - знак: три маленьких красных круга, символизирующих прошлое, настоящее и будущее, вписаны в один большой – "вечность". Впрочем, экспозиция посвящена не только предприятиям Рериха, но и староверческой культуре. Сам дом, где останавливался наш предшественник и где теперь музей, принадлежал раньше лекарю - самоучке Атаманову. Его сестра, именуемая Агашевной, была известной в округе умелицей - мастерицей, расписывала пальцами рук стены, печи, потолки. Теперь это все – предмет музейного интереса.

"Но в этих заброшенных углах уже шевелится новая мысль, и длиннобородый старовер с увлечением говорит о хозяйственных машинах и сравнивает качество производства разных стран". (Н.К. Рерих. "Сердце Азии".)

Мест в гостинице, как всегда, не нашлось, и наш шокирующий аборигенов внедорожный "бродячий цирк" принялся колесить по деревенским улочкам в поисках гостеприимства. Очень скоро оно нам было оказано. Молодой парень, подъехавший на новенькой иномарке, смотрелся городским франтом, но, приглядевшись, легко было заметить характерную косоворотку и крещеный пояс. Разговорились. Выяснилось, что он – хозяин нескольких "доходных домов", точнее изб в деревне, и сдает их туристам, а летом организует пешие маршруты к Белухе. К тому же, будучи юристом по образованию, продолжает служить поселковым нотариусом. А также преподает в школе информатику. Его собственная семья живет в ничем не примечательном с виду срубе, но внутри обнаруживается Пентиум с подключенным спутниковым Интернетом!..

Современность и ее деловой ритм вполне вписались в религиозные рамки кержаков, людей изначально трудолюбивых. Перед ужином – молитва. На столе ничего мясного и синтетического, только картошка, капуста, молоко, творог, варенье (впервые дней, пожалуй, за пять мы по - человечески поели]. После трапезы – разговоры о проблемах глобальных и насущных, как то: продвижение собственного сайта, какая модель цифрового фотоаппарата на сегодняшний день самая передовая, отчего не спадает наплыв паломников из крупных городов. И ни слова о главном – кто такие староверы, чем они живут и почему до сих пор не ассимилировались. Нас принимал у себя обыкновенный человек с заурядными вопросами, только вот косоворотка, крещеный пояс и борода. Когда мы прощались, он сказал: "Настя! Напиши обо мне так: добрый молодец, косая сажень в плечах, белокур и голубоглаз". Так и пишу, потому что это правда, и больше ничего о нем сказать не могу.

В поисках вольной жизни
Откуда пришли старообрядцы Уймонской долины?

Беловодье - легендарная страна вольной жизни. О ней слагали сказки, шепотом передавали друг другу чудесные истории. В поисках Беловодья пришли в горы Алтая первые русские люди.

В середине 17 века церковь в России раскололась на два непримиримых лагеря. И те и другие называли себя православными; и те и другие утверждали, что правы именно они. Но на стороне блюстителей "древнего благочестия" - только вера. Вот их то, приверженцев религиозных устоев, стали называть старообрядцами, староверами.

В центральной части России, да и повсюду, куда приходила царская власть, их жестоко преследовали. Староверы пытались укрыться на окраинах России и даже за границей. Они уходили все дальше в тайгу, в горы - на восток.

Одной из интереснейших страниц прошлого Горного Алтая является история русских крестьян старообрядцев. Заселение русскими гор Алтая началось во времена Петра Первого. Причем поселенцы старались избегать конфликтов и стремились к налаживанию добрососедских отношений, регулярных связей со здешними племенами. Одновременно происходило и укрепление южных рубежей России - строили целый ряд крепостей и фортов. В конце 50х годов 18 века сложилась Колыванская укрепленная линия. В 60е годы она несколько продвинулась к югу и получила название Колывано - Кузнецкой, а позднее - Бийской казачьей линии.

За укрепленной линией кочевали племена алтайцев - подданных западномонгольского Джунгарского ханства. Они были в подданстве, но не в крепостной неволе. Русские же крестьяне, жившие по другую сторону линии, были заводскими и государственными, то есть теми же крепостными. Но кто же останется жить в неволе, когда вот она, рядом, в сотне - другой верст, свободная, благодатная земля? Правда, чужая, опасная. Но стремление к воле, независимости да рассказы о Беловодье делали свое дело.

Поодиночке, семьями и целыми общинами они бежали в горы, в "камень", садились в ущельях верхнего течения Бухтармы и ее притоков, в верховьях Катуни. Сюда же приходили или, как они сами говорили, "забегали" беглые из европейской части России - помещичьи крестьяне, солдаты, старообрядцы, уходившие от преследований за веру в поисках счастливой страны - легендарного Беловодья.

Старожилы одного из первых русских селений в горах Алтая, Верхнего Уймона, сохранили предания об основателях села: "Первым забежал в Уймон дед Василий из Атамановых, забежал Бочкарев и Атаманов с Кержань - реки, Чернова порода бежала оттель... Бежали после раскола по свободным местам. Холостые женились на алтайках, в свою веру обращали. Раньше весь Уймон был - старообрядцы".

Как считают исследователи, большинство жителей Уймонской долины - это потомки выходцев с русского Севера. Об этом свидетельствует внешний облик и внутренняя планировка сохранившихся домов, характерная для крестьянской архитектуры Поморья, орнаменты вышивок, традиционные украшения. В нескольких километрах от Верхнего Уймона есть деревенька Гагарка. Местные жители связывают происхождение ее названия с первым поселенцем, который очень хорошо плавал (как "гагар"), смело преодолевая Катунь. А гагара, известно, птица северная.

Историки считают, что реальная жизнь общин "каменщиков" с их независимостью от духовных и светских властей и стала основой легенды о Беловодье. Анализируя маршруты, по которым пришли в Беловодье староверы, можно сделать вывод, что реальная их часть завершается в районах Бухтармы и Уймона. Беловодье... Обетованная земля вечной воли и счастья.

Известный барнаульский краевед прошлого века С. Гуляев писал: "Весь заводской округ прежде называли Беловодье, что означало край вольный, обильный всеми житейскими потребностями и удобный в каких угодно местах". Легендой о Беловодье интересовался и записал позднее ее варианты известный русский ученый и художник Николай Рерих, посетивший Верхний Уймон в 1926 году. Путь в Беловодье - "по особому ходу. А кто пути не знает, тот пропадет в озерах или в голодной степи".

Сложившееся в горах Алтая общество "каменщиков" жило своими порядками, по собственным неписаным, но строго исполнявшимся законам. За нарушение их виновных сурово наказывали. У бухтарминцев отступников привязывали к маленькому плоту и пускали по реке. Высшей мерой наказания у уймонцев было изгнание из общества. Смертной казни, однако, не применяли никогда. Видимо, ничто, даже смерть не могла быть страшней изгнания из Беловодья.

Обосновавшись в горах Алтая, беглецы вскоре освоили значительные территории, образовывались целые селения. "Каменщики" занимались рыбной ловлей, били маралов и диких коз, зимой охотились на соболя, белку. Их промысловые избушки, разбросанные поодиночке, ютились в ущельях хребтов Листвяга и Холзун.

Добытую пушнину и шкуры жители Беловодья выменивали на зерно, скот и одежду у китайцев и русских казаков, тайно приезжая в селения, расположенные вблизи пограничной линии. Занимались "каменщики" и хлебопашеством и скотоводством.

Правительство неоднократно пыталось остановить самовольное заселение сибирских окраин и посылало даже военные отряды, которые пытались силой изгнать "каменщиков" из глухих мест и переселить в долины. Так, согласно официальной версии, в 1786 году возникло село Верхний Уймон, не существующее ныне Бузулаево и некоторые другие.

В 1792 году "каменщики" по высочайшему повелению Екатерины II были прощены за побег и получили право жить в занятых ими местах при условии уплаты небольшой подати - ясака. Таким образом они приравнивались к местному алтайскому населению и освобождались от рекрутской повинности. Так был достигнут политический компромисс.

Вместо существовавших ранее тридцати мелких поселков в два - три дома, разбросанных в малодоступных и малоудобных местах, образовалось несколько крупных сел и две инородческие управы - Уймонская и Бухтарминская. Получается, что переселенцев русскими не считали. Но они были русскими. На Алтай они несли русскую культуру, развивали издавна известные на Руси ремесла: плотницкое, ткацкое, пимокатное, красильное, шубное и другие.

У "каменщиков" сложился своеобразный уклад жизни. Известный естествоиспытатель, профессор Дерптского университета К. Ледебур, совершая в 1826 году путешествие по Алтаю, посетил и Верхний Уймон. В своей книге "По Алтайским горам и Джунгарским киргизским степям" он писал: "Крестьяне, жители этого села, мне очень понравились. В их характере есть чтото открытое, честное, уважительное".

С. Киреев
Журнал "Мир Путешествий" N3 93г

2.4. Аварийные выходы с маршрута

Трасса идет вдоль обеих рек на протяжении всего маршрута, достаточно много населенных пунктов (из них один – районный центр).

2.5. Обеспечение безопасности и тактика прохождения

Изначально основы безопасности прохождения маршрута были заложены в соответствующем опыте группы заявленному маршруту и испытанной конструкцией судов. Руководитель один раз ходил данный участок реки, имел и подробную лоцию, что практически исключало неожиданные выходы к ключевым препятствиям.

Основное внимание на сплаве уделялось основным, определяющим препятствиям и препятствиям, сложность которых повышается при низкой воде. Ставился акцент на их прохождении. Между основными препятствиями группа передвигалась компактной колонной. Первым при прохождении судном был по большей части  1–катамаран-4,как более опытное и устойчивое судно, обеспечивающее эффективную страховку.                                                               

При прохождении  препятствий страховка “морковкой” с береговых пунктов в принципе не осуществлялась, т. к. на данной реке это малоэффективно. Она актуальна с соседних судов при совместном движении в протяженном препятствии, что и предполагалось  применять при ЧП.

Практически все препятствия имеют обозначение “Л”, обычно преодолевались кильватерной колонной с интервалом 50 м. в том случае, когда линия движения просматривалась с воды.

2.6. График движения

ДниДатаУчасток путиПротя-
жен-
ность
Ходо-
вое
время
Препят-
ствия
Характер
передви-
жения
Фото
15.07.05.П. Усть–Кокса – п. Амур
26.07.05.П. Амур - п. Власьево306ч.сплав1, 2, 5
37.07.05.П. Власьево – п. Усть–Кокса102ч.Шивера Громо-
тушинская, порог Громо-
тушинский
сплав3, 4, 4а
48.07.05.П. Усть–Кокса – п. Мульта306ч.сплав6, 7, 8
59.07.05.П. Мульта - п. Тюнгур388ч.шиверысплав9
610.07.05.П. Тюнгур – р. Тургунда142,5шиверысплав
711.07.05.Р. Тургунда – п. Усть Кокса

Итого активным способом передвижения-160 км (с к=1,3).

2.7. Техническое описание прохождения группой маршрута

ДниДатаХарактер движения
15.07.05.Приезд в п. Амур (знакомство с клиентами, подбор снаряжения)
26.07.05.Шли со  скоростью течения=5 км\ч. Препятствий нет, река петляет. Близкий подход трассы. Хороший лес и места для стоянок на правом берегу.Сплав 6 ч. Жара.
37.07.05.Шли со  скоростью течения=5 км\ч. Русло немного выпрямляется. Препятствия :Громотушинсая шивера до впадения р. М. Громатуха (2 к.с.) и порог Громотушнский (2 к.с.) Прошли без разведки, т. к. особой сложности не представляет и неоднократно проходился данными гидами. После порога –30 мин. До базы "Уймонский ковчег". Необхожимо было сходить и в Коксу за батарейками, поэтому устроили полудневку. Сплав занял 2 ч. (при низкой воде-3 ч.) Жара.
48.07.05.Шли со  скоростью течения=5 км\ч. 1 ч. до п. Верхний Уймон (посещение музея Рериха). Вместе с ходьбой занимает 3-4 ч. (идти 35 мин. ,посещение –1 ч.) далее 5 ч. сплава до п. Мульта, Ночевка на острове перед селом. Много дров. Самая жара-35 градусов точно.
59.07.05.Шли со  скоростью течения=5-6 км\ч Шиверы 1-2 к.с. –валы в русле=до1 м. Перед Тюнгуром небольшой вал-1,3 м. Хорошая стоянка за Тюнгуром в 20 мин. На правом берегу. Много дров. Самая жара-35 градусов точно. К вечеру – ливень.
610.07.05.Шли со  скоростью течения=5,5–6 км\ч Самые интересные шиверы – более серьезные-до 2м. вала. Облачно, штиль.
711.07.05.Отъезд гидов в Усть–Коксу на базу "Уймонский ковчег"

2.8. Потенциально опасные участки на маршруте

Шивера Громотушинская 2 к.с. и порог Громотушинский – 2 к.с., шивера (перед р. Тургунда") - 2 к.с.

2.9. Дополнительные сведения о маршруте и снаряжении

Снаряжение: важно то, что каска(напр.) должна иметь спец. отвод для ушей в целях безопасности(что имеет кординальное отличие от хокейной и др. видов касок).Также для двух судов необходимо иметь и 2 запасных весла,2 вида аптечки. Помимо драйбэгов для каждого участника,

необходим также драйбег  и для продуктов, снаряжения. Для рюкзаков же необходимы гидровставки. Гидрокостюм в данном походе был не обязателен, но желателен, учитывая время года (была жуткая жара).

2.10. Итоги, выводы, рекомендации

Итоги:

  1. Часть участников впервые прошли маршрут 2 к.с.
  2. Врамках похода проведен инструктаж по технике безопасности, характере рек Кокса и Катунь, о способах прохождения, страховки, что актуально для дальнейших туров и походов (как в роле руководителя, так и участника).

Выводы:

Маршрут по р. Кокса, Катунь имеет 2 к.с.; пройден участниками группы без килей. Пороги пройдены с соблюдением основных мер безопасности соответствие снаряжения, страховки: с воды, взаимостраховка судов кильватерной колонной, попеременная страховка).   На реках пройденного маршрута возможен сплав на всех видах судов (по более спокойному течению р. Катунь и на байдарках).

Рекомендации:

  1. Желательно перед походом сделать прививки против энцефалита, т.к. период май-июль считается опасным.
  2. Данный маршрут можно рекомендовать как для СП, так и для организации коммерческих сплавов тур. фирм., для туристов, не имеющих опыта, под руководством опытных гидов-проводников (при этом можно использовать данные и не определяющих препятствий, подробно изложенных в отчете, но учитывая возможности судна на туре).
  3. Маршрут прошел в щадящем режиме, без максимальных физических и нервных нагрузок. Отсутствие переутомления—избежание грубых ошибок. Т.о. рекомендуется распределять график движения, учитывая, что сплав не должен длиться до позднего вечера (оптимальный вариант - примерно до 18.00.)
2.12. Приложения

Отчет Сема-Катунь 3 к.с. Рук: Обухова Е.А.2003
Информация с сайта

Отчет о водном спортивном туре 2 к.с. по р. Кокса — р. Катунь (Республика Алтай)Отчет о водном спортивном туре 2 к.с. по р. Кокса — р. Катунь (Республика Алтай)Отчет о водном спортивном туре 2 к.с. по р. Кокса — р. Катунь (Республика Алтай)Отчет о водном спортивном туре 2 к.с. по р. Кокса — р. Катунь (Республика Алтай)Отчет о водном спортивном туре 2 к.с. по р. Кокса — р. Катунь (Республика Алтай)Отчет о водном спортивном туре 2 к.с. по р. Кокса — р. Катунь (Республика Алтай)Отчет о водном спортивном туре 2 к.с. по р. Кокса — р. Катунь (Республика Алтай)Отчет о водном спортивном туре 2 к.с. по р. Кокса — р. Катунь (Республика Алтай)Отчет о водном спортивном туре 2 к.с. по р. Кокса — р. Катунь (Республика Алтай)

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию