16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1998
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Руководитель: С. И. Черник (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5572

6. Техническое описание маршрута и проведение похода;
  7. Итоги похода, замечания к отчету
Нитка маршрута, сроки

Район путешествия: Горный Алтай.
Нитка маршрута: г. Москва - г. Новосибирск (самолет или поезд) - верховья р. Богояш (автомашина ГАЗ-66) - переход до р. Богояш - сплав по рр. Богояш - Чулышман (до Итыкайского каскада) - переход на р. Башкаус (2 км выше устья р.Тускуль) - сплав по р. Башкаус - переезд в верховья р. Ак-Алаха (урочище Бертек) - сплав по рр.Ак-Алаха - Аргут (до устья р. Чуя) - переезд на р. Чуя (до недостроенной ГЭС выше Мажойского каньона) - сплав по р. Чуя (до пос. Чибит) - г. Новосибирск - г. Москва (самолет).
Сроки путешествия: 17 июля - 23 августа 1998 года.

Группа состоит из хорошо знакомых друг другу людей, которые совместно ходят в походы более 10 лет.

№ п/пФамилия И.О.Туристский опытСпорт. разрядОбязанности
1Черник Сергей ИвановичЧилик-Чон-Кемин, Кекемерен, Чаткал-Пскем, Ойгаинг-Пскем, Тентек, Чон-Кемин -Чаткал-Ойгаинг-Пскем, Чилик-Чарын,Карагем-Аргут, Кара-Алаха-Аргут,Башкаус, Чулышман-Башкаус, Язгулем - 6РМСМК РФруководитель
2Новак Сергей ВячеславовичЧон-Кемин-Чаткал-Ойгаинг-Пскем, Чилик-Чарын,Карагем-Аргут, Кара-Алаха-Аргут, Чулышман-Башкаус, Язгулем 6У, Ойгаинг-Пскем 6РМС СССРзаместитель руководителя
3Глухов Михаил МихайловичЧон-Кемин-Чаткал-Ойгаинг-Пскем, Тентек, Башкаус-Чулышман,Язгулем - 6УКМСвидеосъёмка
4Котельников Александр ВалерьевичОйгаинг-Пскем,Чулышман-Башкаус, Язгулем, Тентек 6У, Сандалаш-Чаткал 5РКМСфотосъемка
5Торговкин Михаил ЮрьевичЧон-Кемин-Чаткал-Ойгаинг-Пскем, Чилик-Чарын, Карагем-Аргут, Чулышман-Башкаус-6У Ойгаинг-Пскем 6РМС СССРкапитан кат-2, видеосъёмка
6Таубинский Илья МихайловичЧон-Кемин-Чаткал-Ойгаинг-Пскем, Чилик-Чарын, Кара-Алаха-Аргут 6У1 разрядзавхоз
7Герасимов Алексей ДмитриевичЧилик-Чарын,Чон-Кемин-Чилик, Башкаус, Аварское Койсу-6У1 разрядснаряжение
8Марчук Дмитрий ЛьвовичЧулышман 6У, Чаткал, Кекемерен, Башкаус,Чуя,Ак-Алаха-Аргут, Кара-Алаха-Аргут-6РМС СССРмедаптечка

Особенности организации похода, подъезды и отъезды

Состав группы, а так же сроки отъезда и возвращения в Москву мы твердо знали уже в феврале. Ответ на вопрос, заезжать через Барнаул или Новосибирск, мы получили после анализа авиационного и железнодорожного расписаний. В Барнаул поезда отправляются 4 раза в неделю, прибытие в Барнаул в середине дня в пятницу, а затем в воскресенье. На поезде у нас уезжал один человек, так что нам нужно было его встретить, прилетев на самолете до прибытия поезда. Получалось, что выехать из Барнаула мы могли только в середине дня в воскресенье. При варианте Новосибирска самолет прилетал в субботу в 3 утра, а поезд прибывал в 6.30. От Новосибирска до Барнаула 200 км.

Для того, чтобы заехать на Богояш, нужна машина повышенной проходимости. Найти машину в Кош-Агаче или Акташе нам казалось проблематичным (по крайней мере это заведомо было бы связано с потерей времени), поэтому мы заказали машину из Москвы, созвонившись с г-ном Проваторовым А. В Новосибирске, однако, заказанного автобуса мы не встретили (автобус был должен довезти нас до Горно-Алтайска, дальше мы планировали пересесть в ГАЗ-66), так что пришлось прибегнуть к запасному варианту заброски.

При выезде из района Балыкчи следует обратить внимание, что в Балыкче или в Коо найти машину очень сложно. Заказывать машину следует через надежных партнеров, даже если это может обойтись несколько дороже.

В 20 км от Кош-Агача в сторону Джазатора начинается погранзона. Для въезда необходимо иметь разрешение, которое нужно оформлять в погранотряде, расположенном в Акташе. Мы заранее в Москве с помощью МГЦТК списались с руководством Федеральной пограничной службы и получили разрешение на въезд в погранзону, так что визит в погранотряд стал для нас лишь необходимой формальностью.

Улететь в Москву из Новосибирска достаточно просто. Помимо нескольких рейсов "Аэрофлота" в Москву летают самолеты "Трансаэро" и "Внуковских авиалиний".

Следует отметить, что в месте стапеля на Богояше и Ак-Алахе полностью отсутствует лес, пригодный для постройки судов. Так что любые, даже мелкие детали, нужно иметь с собой. На Чуе перед Мажоем хороший лес для рамы найти тоже проблематично.

Средства сплава

Катамаран-1: длина баллонов - 5,6 м, диаметр 78 см, высота до растянутой деки - 55 см, ширина деки - 70 см, высота с центральным наплывом - около 110 см, объем одного баллона с центральным наплывом - около 1,8 куб.м. Верхняя образующая баллона горизонтальна, нос и корма острые, для гребцов "вырезаны" сегменты по 80 см. Чехлы из александровской тезы, дека и наплывы из тезы с односторонней пропиткой, баллоны из БЦЦ - по два в каждом чехле (расположены последовательно). Все швы чехлов снаружи проварены защитными леями. Вес баллонов с чехлами и наплывами - около 60 кг. Ширина рамы 250 см. Катамаран изготовлен весной 1998 года фирмой "Рафтмастер" по нашим эскизам. Первый поход этого катамарана.

Катамаран-2: длина баллонов - 5,2 м, высота до растянутой деки - 65 см, ширина деки - 80 см, высота с центральным наплывом - 1 м, объем одного баллона с центральным наплывом - около 2 куб.м. Сигарообразной формы с приподнятыми закругленными концами и "вырезанными" сегментами для гребцов. Чехлы из КАМАЗа, дека из авизента, наплывы из технического капрона, баллоны из БЦЦ - по два в каждом чехле (расположены последовательно). Вес баллонов с чехлами и наплывами - около 65 кг. Ширина рамы 250 см. Катамаран изготовлен весной 1995 года, эксплуатировался 2 сезона (в 1995 году прошел Чон-Кемин, Чаткал, Ойгайнг, Пскем, в 1996 году - Чилик и Чарын). В качестве профилактики перед походом все швы чехлов были прошиты и снаружи проварены защитными леями в фирме "Рафтмастер".

Рамы обоих катамаранов изготавливали на месте из дерева.

График движения

ДниДатаУчасток маршрутаСпособ передвиж.Км
017 июляВылет из Шереметьево-1 в 21.40 Москва-НовосибирскСамолет-
1-318-20 июляПереезд в верховья р.БогояшГАЗ-661050 км
421 июляПеший переход в 2 ходки к месту стапеля (ПБ в 500 метрах выше шиверы п.12 на р.Богояш), начало стапеляПешком6 км
522 июляОкончание стапеля, сплав по р.Богояш до устья, сплав по р.Чулышман - стоянка на ЛБ в районе п.3Катамараны30 км
623 июляСплав до начала Ябалинского ущелья - прохождение Ябалинского ущелья – сплав до Язулинского ущелья – прохождение Язулинского ущелья до пор. 44 Чертов Мост (наиболее сложные № 18 Двойной, и № 33 Мустафина) - стоянка на ПБ в 100 метрах выше водопада "Чертов Мост"Катамараны49 км
724 июляПрохождение Язулинского ущелья пп. 44-54 (наиболее сложные № 44 Чертов Мост, № 48, № 49 Оборотень) – перенос лагеря на правобережную полку в районе п.54Катамараны2 км
825 июляПрохождение Язулинского ущелья пп. 55-58 (наиболее сложные № 58 Три Вовы) – перенос лагеря в на правобережную лесистую полку в районе п.69Катамараны1 км
926 июляПрохождение Язулинского ущелья пп. 59-66 (наиболее сложные № 59 Затычка, № 66 Винт) – возвращение в лагерь у п.69Катамараны1,5 км
1027 июляПрохождение выходной части Язулинского ущелья пп. 67 - 80 (выделяются № 71, № 73) – перенос вещей к концу ущелья – сплав ниже Язулы около 5 км – стоянка на ПБКатамараны8 км
1128 июляПрохождение Шавлинского ущелья (наиболее сложные № 22 Кульминация и № 23 Пустячок – сплав до п. 31, стоянка на ПБКатамараны40 км
1229 июляПрохождение каскада порогов Каша – сплав до начала п.50 Итыкайский (выделяются 1-5 ступени п.34 Каша, п.38 Ворота, п.46 Туданский) – антистапель на ЛБ в районе устья ручья ИтыкаяКатамараны32 км
1330 июляНачало пешего перехода на р.Башкаус. Подъем вдоль р. Итыкай на плато – верховья левого истока –перевал – ночевка у летника за переваломПешком13 км
1431 июляСпуск в долину р. Оныш – переход до первого моста через Оныш. Ночевка на ПБ Оныша в районе моста.Пешком16 км
151 августаМост через Оныш – устье р.Кузера - брод через р. Кузера – подьем на водораздельный гребень – преревал в долину р.Московский – спуск к р.Башкаус в 2-х км выше устья р.Тускуль. Ночевка на высоком ПБ Башкауса.Пешком16 км
162 августаСпуск к месту стапеля, стапель.Пешком0,3 км
173 августаСплав по р. Башкаус. Прохождение Нижнего ущелья от руч.Московский до п.Камикадзе (наиболее сложные п.Баррикадный, п.Ключевой, п.Капкан, п.Мясорубка). Стоянка на правобережной полке перед п.КамикадзеКатамараны-
184 августаПрохождение кат-2 п.Капкан-п.Мясорубка. Прохождение Нижнего ущелья от п.Камикадзе за п.Калибр (выделяются п.Семейный, п.Упрямый, п.Тесный). Стоянка на ЛБ за п.КалибрКатамараны-
195 августаСплав до п.Селевой – попытка прохождения п.Селевой – сплав до автомобильного моста через Башкаус - антистапель на ЛБ возле моста.Катамараны-
206 августаОжидание заказанной на вечер 5 августа машины. Ремонт катамаранов.--
217 августаОжидание заказанной на вечер 5 августа машины. Ремонт катамаранов. Поиск транспорта для переезда в Акташ.--
228 августаПереезд к недостроенной Менской плотине на р.Чуя.ГАЗ-66195 км
239 августаСтапель, разведка Мажойского каскада.--
24-2510-11 августаАнтистапель, перезд в верховья Ак-Алахи (ур.Бертек) к месту начала сплава, стапель.ГАЗ-66320 км
2612 августаСплав по р.Ак-Алаха за п.Лом. Стоянка на ПБ ниже п.ЛомКатамараны-
2713 августаСплав по р.Ак-Алаха за п.Азартный (наиболее сложные п.Спагетти, п.Светлана, п.Азартный). Стоянка на ЛБ ниже порога Азартный.Катамараны-
2814 августаСплав по рр.Ак-Алаха – Аргут до начала Карагемского прорыва. Стоянка на ПБ Аргута в месте пересечения дороги и р.Карасу. Обнос вещей и катамаранов к месту стоянки от начала прорыва.Катамараны-
29-3015-16 августаДетальный просмотр Карагемского прорыва.--
3117 августаОбнос вещей и кат-2 к концу прорыва. Спуск кат-1 к началу пор.Штопор. Прохождение кат-1 выходной части Карагемского прорыва. Стоянка на ПБ напротив лесистого острова в конце прорыва.Катамараны-
3218 августаСплав по р.Аргут до прорыва Сапожникова – обнос вещей к концу порога-водопада Сапожникова – прохождение трубы Сапожникова и порога-водопада. Стоянка на ЛБ в 400 метрах ниже порога-водопада.Катамараны-
3319 августаСплав по р. Аргут до устья (наиболее сложные препятствия на этом участке – пороги Белый и Раздельный). Сплав по р.Катунь до устья р.Чуя.Катамараны-
3420 августаПереезд к недостроенной Менской плотине на р.Чуя.Автомашина90 км
3521 августаСтапель. Прохождение Мажойского каскада до подвесного моста в п. Чибит (наиболее сложные препятствия п.Президиум, п.Каскадер, п.Приманка, п.Русские горки, п.Недотрога) – антистапель – переезд в п. АкташКатамараны-
3622 августаПереезд в НовосибирскАвтобус, микроавтобус850 км
3723 августаНовосибирск - МоскваСамолет-

Техническое описание маршрута и проведение похода

Из Москвы мы вылетели рейсом "Аэрофлота" в 21.40 без задержки, чему были очень рады: запас времени между прибытием самолета и поезда, на котором мы отправили багаж с одним сопровождающим был невелик. Встретив поезд в 6.30 (время местное), мы обосновались на привокзальной площади и начали с нетерпением оглядываться, ожидая заказанный из Москвы автобус. Прождав 2 часа, мы решили воспользоваться запасным вариантом, найденным в Интернете. Экспедиционные услуги автомобилями повышенной проходимости ГАЗ-66. Для спортивного туризма – доставка до воды и обратно. Демьянов Юрий Эдуардович. Тел. (3832) 33-08-96, 33-24-58. E-mail: grog_kil@chat.ru. На нашу удачу Юра оказался в Новосибирске, и уже в 12.00 мы выехали в сторону Горного Алтая.

В этот день мы ехали до поздней ночи, на ночлег остановились на берегу р.Семы, не доезжая до Шебалино 20 км. На следующее утро мы продолжили наш путь по Чуйскому тракту. По дороге мы остановились перед Чибитом возле Чуи и на одном из ее островов заготовили березовую раму для наших катамаранов. В Акташе пообедали и оставили на складе в магазине заброску на вторую половину маршрута. Сразу за Акташом еще одна остановка – на этот раз для сбора дров для костра. В этот день мы ночевали в 15 км после пос.Кокорю.

На следующий день скорость движения заметно упала – дорога тяжелая, местами идет прямо по руслу Бугузуна. На перевале Бугузун мы были около 10 часов утра. Дальше достаточно хорошая дорога идет в Туву по долине, и нужно внимательно следить, чтобы не пропустить поворот налево на невысокий водораздел. Здесь дорога часто бродит через мелкие ручьи, встречаются заболоченные участки. В непосредственной близости от Богояша (в 5-6 км) дорога поворачивает налево вдоль коренного борта долины и подходит к Богояшу в 12- 15 км выше. Однако бензин у нашего водителя был на исходе, и мы были вынуждены оставшийся путь до Богояша (около 6 км) преодолевать пешком в две ходки. Основное направление – на северо-запад, вдоль левого берега озера Малый Хиндиктиг-Холь. Достаточно часто встречаются заболоченные участки. Чистое ходовое время (далее ЧХВ) в одну сторону с грузом 1 час 50 минут. Богояш в месте начала сплава (в 500 м выше п.11) не спеша петляет по широкой заболоченной котловине.

При описании рек Богояш и Чулышман мы придерживаемся традиционной нумерации препятствий, данной Чесноковым, Мустафиным и Колчевниковым по мере освоения этих рек.

Сплав по Богояшу и верхнему Чулышману до Ябалинского ущелья

Богояш в верховьях течет по широкой заболоченной котловине. Препятствия на реке - несложные маловодные шиверы с обилием подводных камней.

Препятствия 1.- 10. – несложные маловодные шиверы. В 500 метрах выше преп.11 мы начали сплав по Богояшу. Расход воды в Богояше не превышает 10 кубов.

Препятствие 11. – легкая шивера. Этой шиверой открывается новый каскад шивер.

Препятствие 12. - шивера с крутым падением.

Препятствие 13. - шивера с узким крутым сливом в конце.

Препятствие 14. - шивера "Мостовая- 1" – относительно сложная шивера. В нижней четверти крутопадающий участок, забитый камнями.

Далее Богояш идет одним руслом, сильно меандрируя. Скорость течения очень мала. Вскоре появляются участки, где Богояш соединяется с озерами широкими протоками. Для того, чтобы двигаться вперед приходится непрерывно работать веслами. Русло Богояша среди обширной водной глади можно отыскать по донным водорослям, которые наклонены в сторону течения реки.

После переката посреди гладкого плеса (Препятствие 15.) следует

Препятствие 16. - легкая шивера. Проходы видны с наплыва.

Препятствие 17. -шивера с обилием камней. За этой шиверой 2,5 км чистой воды и начинается предустьевый каскад препятствий на р.Богояш длиной 7,5 км.

Препятствия 18.- 23. - цепочка несложных шивер, следующих одна за другой. Встречаются участки, сильно забитые камнями. Шиверой 23 заканчиваются препятствия на р. Богояш.

В месте слияния Чулышмана и Богояша начинается длинная густая шивера. Чулышман по расходу воды немного уступает Богояшу. От слияния с Чулышманом начинается новая нумерация препятствий.

Препятствия 1.- 3. – длинные шиверы, сильно забитые камнями, с большим количеством островов, разделенные одна от другой небольшими плесами. В районе шиверы 3 мы встали на ночлег на левом берегу. На прохождение участка от начала сплава до п.3 на р.Чулышман нами затрачено 5ч 30мин ЧХВ. При прохождении шивер следует внимательно следить за основной линией движения, чтобы не попасть в глухую протоку. Во избежание сильного износа чехлов часто пользовались проводкой. На следующее утро – ранний выход и вновь борьба с мелководьем.

Препятствие 4. - шивера. В русле довольно крупные камни. В конце шиверы чистый слив. Проход по хорошо выраженной струе. После этой шиверы 3 км чистой воды, а затем опять шивера - "мостовая".

Препятствие 5. - длинная шивера с крутым падением в конце. Шли с частичной проводкой, выходную часть проходили средней протокой.

Препятствие 6. - простая шивера. Проходили левой протокой.

Препятствия 7.- 9. – простые шиверы с обилием камней. Проводка местами неизбежна. Далее справа впадает крупный приток р. Узун-Оюк, за которым следует цепочка

Препятствия 10.- 13. - простые шиверы. Проходы легко угадываются с воды, проводка почти не требуется. Через 500- 600 метров начинается

Препятствие 14. - длинная, практически без перерывов, шивера. Проходы между камней достаточно широкие. Долина Чулышмана несколько сужается, но есть достаточно широкие полки с обеих берегов. Шиверистые участки разделены короткими промежутками быстрой воды. Техническая сложность шиверы не особенно высока, но масса обливных и надводных камней заставляет экипажи непрерывно работать. Сложность шиверы увеличивается, к концу ее возрастает уклон. За 1 км до устья правого притока р.Бабачек шивера после крутого левого поворота реки заканчивается крутой горкой, в начале которой стоит крупный полуобливной камень.

Прохождение Ябалинского каскада

Начинается он в 1,5 км ниже устья правого притока Узун-Оюк (по другому - Оин-Ору) и тянется 15 км до впадения р.Ябалу. Сложность препятствий плавно нарастает к середине каскада, а затем также плавно падает. Средний уклон этого участка реки составляет 17,5 м/км. Ябалинский каскад препятствий является интересным и своеобразным тренингом перед Язулинским ущельем. Техническая сложность препятствий Ябалинского каскада соответствует четвертой категории сложности, а по плотности порогов и шивер превосходит эталонные маршруты.

Все препятствия Ябалинского каскада мы проходили тандемом с ходу. Линия движения достаточно легко читается, сложность препятствий на уровне 4 к.с. Далее мы приводим краткую лоцию каскада.

Препятствия 15.- 18. Простые пороги. В русле довольно бурные сливы с обливных камней.

Препятствие 19. Шивера длиной 120- 140 м. В русле группы крупных камней и отдельные камни. Сливы до 0,6 м. За шиверой 50 м гладкого быстротока.

Препятствие 20. В пороге - короткий слив, два больших полуобливных камня образуют широкие ворота с подводными камнями в створе.

Препятствие 21. Бурный порог длиной 50- 60 м. Струя с жесткими валами до 0,7 м идет в правой половине русла. В конце порога струя наваливает на большой наклонный камень, выдающийся в русло с правого берега. За камнем короткий плес.

Препятствие 22. Шивера начинается 60-метровой чистой струей с валами до 0,8 м. Струя в шивере выражена достаточно четко, а кончается шивера бурным порогом с валами до 1 м в левой протоке каменистого острова. Сразу за островом слева впадает ручей.

Препятствия 23.- 24. Простые короткие пороги. Сливы высотой около 0,5 м.

Препятствие 25. Порог начинается сразу за преп.24. В пороге много камней, а в середине препятствия через все русло слив высотой 0,6 м.

Препятствие 26. Мощная шивера, начинается сразу за преп.25. Четко выраженной струи нет. Много мелких и крупных камней. Сливы до 0,7 м.

Препятствие 27. Красивый порог, состоит из четырех ступеней. Расположен на S-образном повороте реки. Начинается порог разгонной шиверой. Первая ступень находится в левой протоке (правая мелководна) и представляет собой редкую гряду крупных полуобливных камней с узкими проходами. Ниже гряды у левого берега скала, на которую есть навал. За скалой формируется узкая струя с валом 0,6- 0,8 м, которая упирается в группу камней, а затем отжимается влево. Здесь слив порядка 0,6 м. Это вторая ступень. В 10 м ниже гряда надводных камней, между которыми узкие косые ворота, а затем серия невысоких сливов с обливными камнями. Это третья ступень. Четвертая ступень - серия ворот между обливных камней.

Препятствие 28. В пороге горка длиной около 200 м. Начинается на правом повороте сразу за преп.27. В русле отдельные крупные камни и обилие подводных. Река идет хаотичным потоком и лишь в середине порога формируется в четкую струю с резким коротким валом 0,8 м.

Препятствие 29. Порог. Находится в левой протоке, правая мелководна. Поперек левой протоки лежит гряда камней со сливами до 0,7 м. Ниже гряды довольно четкая струя идет в левой половине русла и упирается в большой камень, делящий струю пополам.

Препятствие 30. Порог находится на правом повороте в правой протоке, левая - маловодна. Длина порога 50 м.

Препятствие 31. Порог - по существу продолжение преп.30. Струя описывает пологую дугу влево и наваливает на правый берег. Заметное падение. Ступеньки сливов 0,5 -0,7 м через две гряды камней: одна против центра острова, другая против стрелки. Ниже острова струя переходит в левую часть русла и гаснет на 70-метровом участке гладкой воды.

Препятствие 32. Двухступенчатый порог. Первая ступень представляет собой длинный слив среди камней. Вторая ступень - две гряды камней. Ниже порога 40 м спокойной воды.

Препятствие 33. Шивера средней сложности, длиной около 200 м.

Препятствие 34. Шивера длиной около 300 м, расположена на левом повороте реки. В левой части русла два небольших островка. Левая протока узкая и маловодная, есть "расчески", правая протока широкая, с изобилием камней. В конце шиверы образуется четкая струя, которая упирается в два больших камня. После шиверы 40- 50 м быстротока, переходящего в шиверу 35.

Препятствие 35. Шивера длиной около 100 м. Справа на входе гряда камней.

Препятствие 36. Простой порог.

Препятствие 37. Простая шивера длиной около 70 м. Слева каменистая отмель.

Препятствие 38. Простая шивера. В начале справа каменистая отмель, в конце два параллельно стоящих острова.

В этом месте ущелье как таковое кончается, долина реки резко расширяется. На протяжении более 2 км (до устья реки Карасу) река дробится на протоки, многие из которых мелководны. Проходить лучше правой протокой. У отметки 1720 м Чулышман собирается в одно русло, долина заметно сужается. В реке появляются крупные камни. Отсюда начинается шивера 39.

Препятствие 39. Несложная шивера. На выходе густо раскиданы камни, дальше - чуть реже. По всему руслу сливы с камней и валы до 0,6 м. Заходили слева, затем шли по струе. Условной нижней границей шиверы служит левый поворот. Справа на длинной дуге находится каменистая отмель, сквозь которую фильтруется около 1/3 всей воды. В конце поворота находится порог 40.

Препятствие 40. Простой порог длиной 60 м. Валы до 1 м. Вскоре слева впадает р.Ябалу. Дальше на реке до Язулинского ущелья препятствий нет.

Ниже устья р.Ябалу река течет по широкой долине, свободно меандрируя. На протяжении 9 км на реке нет препятствий. Затем начинаются препятствия Язулинского каньона.

Прохождение Язулинского ущелья

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного Алтая

Язулинский каньон - понятие условное: на первых 12 км (средний уклон 14 м/км) каньонные участки встречаются лишь на некоторых порогах, и лишь последние 8 км (средний уклон 25 м/км) можно назвать каньоном. На эти две части и можно делить препятствия всего каскада по сложности. При описании Язулинского ущелья используется нумерация порогов по отчету Мустафина.

Начальный участок Язулинского ущелья (до п.44 Чертов Мост) мы проходили тандемом со взаимной страховкой. Сложность и полноводность препятствий превосходят пороги Ябалинского ущелья, однако при выборе линии движения больших проблем не возникает. Сложность фоновых препятствий на этом участке на уровне 5 к.с. Немного выделяется преп.33 (пор.Мустафина).

Препятствие 1. Простой порог в красивом каньоне. Перед ним несложная шивера, начинающаяся на резком правом повороте. Ориентир на каньон и этот порог - крутой обрыв правого берега серого цвета.

Препятствие 2. Шивера с небольшим валом. Проход центром струи.

Препятствие 3.- 4. Простые шиверы.

Препятствие 5. Довольно мощная шивера. Основная струя идет центром левой протоки.

Препятствие 6. Длинная шивера с обилием камней.

Препятствия 7.- 11. Короткие шиверы.

Препятствие 12. Короткий порог в левой протоке. Правая маловодна. В конце левой протоки гряда камней, выступающая от левого берега к стрелке острова.

Препятствия 13.- 15. Простые шиверы с выраженной струей.

Препятствие 16. Короткий порог с небольшим навалом на скалы левого берега на выходе. Проход в левой трети русла.

Препятствие 17. Порог "Пестрый". Длинный порог с обилием надводных и подводных камней.

Препятствие 18. Порог "Двойной" (5А). Длинный порог, состоящий из двух разнохарактерных участков. Первый – достаточно мощная горка с обилием подводных камней. Второй - сужение русла с сильно вспененной водой.

Препятствие 19. Длинная шивера с крупными надводными камнями. Проходили сначала у правого берега, затем уходили к левому.

Препятствие 20. Порог "Мини-Пустячок" (5А). Длина около 100 м, представляет собой слив высотой 1,5 м через всю реку. Правая часть струи бьет в крупный валун у правого берега, а средняя часть идет через подводный камень в сливе. Порог проходили левой частью струи.

Препятствие 21. Шивера с обилием камней. Проходили в левой трети русла.

Препятствие 22. Короткий порог с валами на выходе. Струя хорошо выражена и чиста.

Препятствие 23. Порог "Черепаха" (5А). В начале река делится на две протоки валунной отмелью. Левая протока менее мощная. Поток, разогнавшись на шиверистой части порога, наваливается на скалы правого берега. Ниже в правой части русла крупные обломки скал. Порог проходили правой протокой, прижимаясь к валунной отмели.

Препятствие 24. Несложная шивера.

Препятствие 25. Порог. Начинается шиверой, в конце которой водопадный слив высотой около 1 м. Слив проходили в левой части между крупных обливных камней.

Препятствие 26. Порог. Расположен на S-образном повороте реки. Вначале широкое русло с обилием надводных и подводных камней, затем на резком правом повороте русло сужается валунной отмелью с правого берега и струя наваливает на скалы левого берега.

Препятствие 27. Несложный порог с выраженной чистой струей

Препятствие 28. Порог средней сложности, с камнями в русле и большой скоростью течения. Выход из порога чистый.

Препятствие 29. Порог средней сложности с резким валом на выходе

Препятствие 30. Простой порог.

Препятствия 31. - 32. Шиверы средней сложности. Здесь нужно четко ориентироваться, так как сразу за шиверой №32 на местном левом повороте достаточно мощный порог №33.

Препятствие 33. Порог "Мустафина" (5В). В начале порога левая часть русла забита крупными камнями. Вода идет вдоль правого берега и сильно наваливает на выступ правобережной скалы, образуя мощную подушку и косой слив. За сливом вода уходит к левому берегу, наваливая на него. После порога мост через Чулышман, который называют Каракемским или Солдатским.

Препятствия 34. - 35. Простые шиверы, с мелким, широким входом и обилием камней. В конце шивер формируется струя с небольшим валом.

Препятствие 36. Прямой, чистый порог, имеющий характер горки с выходным узким желобом. В конце резкий, короткий вал.

Препятствие 37.(5А). Порог средней сложности. Здесь река делится островом на две протоки. Правая протока мелководна, левая протока вначале имеет характер слабой шиверы, в конце ее резко увеличивается уклон, и она представляет собой лестницу вспененных сливов. Левее центра в русле стоят в ряд друг за другом крупные валуны, которые можно обойти как справа, так и слева.

Препятствие 38. Простая шивера с пологим сливом в конце.

Препятствие 39.(5А). Мощный порог с водопадным сливом в конце порога. Крутизна слива меньше всего в левой части, но попасть туда довольно сложно. В левой части русла в начале порога - мелкие обливные камни. В центре - группа надводных камней. Перед сливом делали прострел налево из центра.

Препятствие 40. Несложный, но мощный порог. Начинается шиверой, которую проходили в правой трети, затем уходили в центр для попадания в чистый язык выходного водопадного слива высотой около 1,5 м.

Препятствие 41. Простой порог.

Препятствие 42. Короткий, мощный порог. Образован скальным сужением русла. В центре крупный обливной камень-плита. Левая часть струи опасно бьет в выступ скалы ниже слива. Правая часть струи закладывает крутой вираж, огибая центральную плиту и образуя мощную подушку у правобережной скалы; на входе в нее приходится обходить слева два обливных камня.

Препятствие 43. Порог с обилием камней на входе и двумя крутыми сливами в конце. Весь участок от начала Язулинского ущелья до преп.44 шли тандемом без просмотра.

Сразу за устьем правого притока р. В.Кулаш причалили к ПБ перед пор.Чертов мост. Оставшуюся часть Язулинского ущелья мы шли на разгруженных судах.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 44. Порог-водопад "Чертов мост"(6В). Очень сложный и красивый порог. Начинается мощной 150 м шиверой, река входит в каньон с высотой стенок до 10 м. Далее 50-метровый участок с навалами на стенки каньона и крупные камни в русле, который заканчивается широким 1,5 м сливом, разделенным на три части двумя скальными обломками. Проход возможен через центральный и левый слив. Через 20 м быстротока кульминация порога - крутой водопадный слив высотой около 3,5 м. Над сливом на высоте 6- 7 м расположен старый деревянный мост, построенный еще в прошлом веке и дающий название порогу. Детальный просмотр порога, фото и видео съемку проводили с ПБ. Страховка с ПБ на плесе ниже порога. Катамаран-1 прошел порог через левый проход в первом сливе, в основной слив заходили, простреливая направо из-под левого берега. Однако, удачно преодолев заходную шиверу и первый слив, в основной слив зашли несколько левее, чем следовало. В результате, катамаран левым баллоном попал в крутую часть слива и сильно затормозился в стоячей воде ниже слива. Тем не менее, запас надежности судна позволил избежать более крупных неприятностей. Катамаран-2 первый слив прошел через центральный проход. В основной сливе, учтя ошибку катамарана-1, зашли немного правее.

Препятствие 45. Простой порог. Это чистый пологий слив с редкими камнями.

Препятствие 46. Порог "Серп" (5В). Красивый порог средней сложности. Струя сначала наваливает на центральный камень, на нем образуется мощная подушка, которая отбрасывает судно влево, где мощная тугая струя идет вдоль скал левого берега.

Препятствие 47. Короткий порог средней сложности. На правом берегу есть место для лагеря. Оба катамарана прошли пороги 45-47 без промежуточных чалок.

Препятствие 48. Порог (5С). Сложный длинный порог с несколькими сливами и сильным навалом на выступ скалы правого берега в конце порога. В этом месте находится новый мост через Чулышман.

Препятствие 49. Порог "Оборотень"(6А). Первая ступень порога – мощный пологий слив через подводную гряду с небольшим навалом на левобережную скалу. Далее 20 м быстротока, и основная часть реки завалена крупными камнями с узкими проходами между ними. Основная часть воды сваливает под нависающую скалу правого берега, оставляя мало надежд на успешное прохождение. Ширина прохода в левой части русла сильно зависит от уровня воды.

В нашу воду в левой части выходной ступени порога 49 проход был возможен. Оба катамарана успешно справились с маневром по уходу от навала на нависающий правобережный выступ в пороге 48 и без промежуточной чалки проходили порог 49 левым вариантом.

Препятствие 50. Сравнительно простой порог.

Препятствие 51. Порог (5В). Достаточно сложный порог. Начало - крутая горка, в левой части русла множество валунов. Струя идет у правого берега, затем на резком местном левом повороте поток наваливает на выступ скалы правого берега, образуя мощную подушку. После прохождения преп.50 чалились на ПБ для просмотра преп.51. После беглого просмотра пороги 51-52 прошли тандемом.

Препятствие 52. Порог (5А). Мощный, прямой порог. Русло реки сжато до 8- 10 м, и вода идет единым потоком с коротким резким валом. В конце порога небольшой навал на правый берег. Перед преп.53 чалились на ПБ для просмотра и съемки порога.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 53. Порог "Большие Глыбы"(5С). Этот красивый порог характеризуется своим названием. Сливы через обливные камни между огромными скальными обломками. На выходе мощные бочки. Входную часть порога проходили через двое ворот в правой части реки, далее в центр между основными глыбами.

Препятствие 54. Несложная шивера с мощным сливом через всю реку и стоячей бочкой за ним. После шиверы на правом берегу хорошая стоянка. Пройдя без промежуточной чалки п.53 и 54, вернулись за вещами к Чертовому Мосту и перенесли лагерь к преп.54. Через 150 м начинается

Препятствие 55. Порог "Камень с дыркой" (5С). Начало порога представляет собой шиверу с надводными и подводными камнями. Проходы везде достаточно широкие. Далее на левом повороте в русле стоят два камня, делящие струю на три рукава. Левый - мелководен, центральный - мощный слив между камнями. Правый - слив между береговой скалой и камнем с дыркой. На выходе из порога река уходит в каньон, который тянется до конца преп.60. В этом каньоне находятся водопад "Три Вовы" и сложный порог "Затычка."

Препятствие 56. Порог. В начале мощный прямой слив через всю реку со стоячей бочкой за ним. Длина порога 30 м. За ним чистый плес 40 м.

Препятствие 57. Порог. Река разделена на два русла большим скальным обломком. В правом рукаве - крутой водопад высотой 2 м, в левом - чистый пологий слив. Через 50 м мощный пологий слив, после которого нужно чалиться в улово правого берега. До водопада Три Вовы остается 30 м !!! Препятствия 55-57 проходили тандемом после предварительного просмотра. К чалке перед водопадом Три Вовы отнеслись очень ответственно.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 58. Водопад "Три Вовы" (6С). Основной слив находится в 30 м ниже преп.57. В 10 м перед водопадом серия небольших косых бочек, которые стаскивают судно влево, осложняя заход в водопад. Водопад очень внушителен: поток сначала сходит с уступа под углом 45 градусов, а затем, рассеченный на две части подводным выступом скалы, падает вертикально вниз. Правая часть слива предпочтительнее, поскольку левая часть струи падает в стоячую воду. Общее падение в водопаде около 5 м. Ниже слива огромная чаша в скалах, в которой хаотически перемешивается вода. В конце чаши небольшой плес около 20 м и начинается преп.59.

После детального просмотра и организации страховки водопад был успешно пройден катамараном-1. На плесе перед водопадом серию косых бочек простреливали слева направо и, выровняв судно, ныряли в правую часть слива. В нижнем котле катамаран скрылся почти целиком.

Катамаран-2, зайдя в слив левее, чем следовало, перевернулся через левый нос. Три человека быстро выбрались на перевернутое судно и с помощью страховки зачалились в улово у правого берега. Один человек самостоятельно выбрался на скалы левого берега сразу за водопадом. Обратно на правый берег его переправляли на двух спасконцах на плесе между преп.56 и преп.57.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 59. Порог "Затычка" (6В). Порог Затычка - сложнейший порог-непроход в малую и среднюю воду. Порог начинается двумя мощными концентрированными сливами с общим перепадом около 3 м. Последний из них упирается в огромную полуобливную глыбу-затычку, оставляя два узких прохода у обоих берегов. Больше половины воды, отразившись от затычки, наваливает направо под нависающие скалы. При этом часть воды, отражаясь от скал, возвращается обратно под слив. Проход у левого берега предпочтительнее, поскольку эта часть струи менее мощна и нет обратного "подсоса" под слив. Навала на береговые скалы избежать тем не менее не удается. После организации страховки оба катамарана успешно прошли порог. Разогнавшись в заходных сливах, от камня-затычки простреливали налево. Навал на левобережные скалы не опасен.

Препятствие 60. Порог (6А). Сложный и длинный порог. Порог начинается крутым водопадным сливом высотой 2,5- 3 м. В центре слива крупный обливной камень, делящий поток на две сравнительно гладкие струи - слева и справа от него. Правая часть потока после слива упирается в скальный выступ, левая идет по диагонали в центр. Затем идут два пологих слива в левой части русла, а за ними на местном левом повороте поток отжимается грудой валунов у левого берега на скальную стенку правого берега. Здесь мощные бочки и резкий крутой вал. За поворотом правобережной скальной стенки находится выходная часть порога. Разведка порога затруднена, так как приходится смотреть его с высоты 20- 30 м, что скрадывает размеры сливов и валов. За порогом короткий 50-метровый плес. Порог после беглого просмотра проходили тандемом. В первый слив – в левой части русла. На выходе – напряженный слалом между камней.

Препятствие 61. Порог (5С). Расположен на левом повороте реки. Состоит из двух ступеней. Первая начинается простой шиверой, где основная, хорошо выраженная струя проходит ряд довольно широких ворот между невысокими камнями. Затем, в начале левого поворота реки русло перегорожено двумя грядами больших камней. В центре правой гряды лежит крупный зуб, вспарывающий поток. Вторая ступень проще: это плавный поворот реки с быстрой мощной струей. В конце второй ступени в реку с правого берега вдаются скалы. За ними образуется большое улово.

Препятствие 62. Порог (5С). Мощный порог. Начало порога - простая "горка", затем русло резко сужается и образуется крутой лоток с валами и бочками. Сравнительно чисто у левого берега, остальная часть русла сильно "изрыта". В конце лотка с левого берега в русло вдаются скалы, закрытые водой, на них образуется мощный трек, а за ними глубокая яма. Вода, скатываясь направо с трека, сильно наваливает на скалу правого берега. На выходе простреливали налево, уходя от прижима.

Препятствие 63. Шивера. Простая пологая горка с хорошо выраженной струей. Проход по центру.

Препятствие 64. Порог (5В). Короткий, мощный порог. Здесь мощный слив и скальное сужение русла за ним. Немного левее центра в сужении стоит большой надводный камень. Навал на него достаточно сильный.

Препятствие 65. Порог (5С). Технически сложный порог. Просмотр для выбора линии движения и определения места чалки удобнее делать по левому берегу. Порог состоит из двух частей. Первая часть, наиболее крутая и сложная, расположена в каньоне. В середине второй ступени порога есть слив с зубом в нем. Чистая струя уходит в центр, но нужно помнить о необходимости чалки на ЛБ перед сложным преп.66.

Участок преп.60-65 проходили тандемом. После преп.62 чалились налево для 10-минутного отдыха.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 65. Порог "Винт"(6С). Сложный двухступенчатый порог. Входная часть - нагромождение валунов и глыб в русле и сильный прижим к правобережной скале на выходе. Далее быстроток 70 м и мощнейший слив через все русло высотой до 2,5- 3 м. В левой части реки, куда направляется основной поток, образуется косой отбойный вал высотой до 2- 2,5 м, идущий косо от левого в карман правого берега. Просмотр и страховка с левого берега. Катамаран-1 в заходной части вначале прошел длинный пологий слив по центру, затем сместился вправо под скалу, обходя нагромождение камней в центре и в левой половине русла. В винтовой слив заходили из центра, развернув судно носом немного налево перпендикулярно винту. В итоге удалось прострелить отбойный вал и скатиться по нему дальше, минуя навал на правую скалу. Катамаран зачалился вначале в улово правого берега, а затем перечалились на левый, траверсируя мощную струю ниже порога.

При прохождении катамарана-2 в заходной части при смещении направо выпал носовой гребец, но ему удалось удержаться у судна, а экипаж смог втроем зачалить катамаран в улово правого берега ниже прижима. В результате оказался осложнен заход в основной винтовой слив. Нос катамарана скинуло направо еще до того, как судно пробило отбойный вал. В результате – переворот судна через правый баллон. Два человека с правого баллона (нижнего при оверкиле) быстро выбрались на перевернутое судно и зачалились на правый берег ниже порога. Два человека с левого (верхнего при оверкиле) баллона оказались в улове у скалы правого берега, откуда смогли выбраться с помощью страховки. Далее через 150 м быстротока расположено

Препятствие 67. Порог-водопад "Таганай" (5С). Перед водопадом - спокойный подпруженный участок длиной около 30 м. Сам водопад достаточно прост - вода падает с уступа высотой около 2,5 м. Сливная яма увеличивает немного общую высоту. Ниже водопада еще один пологий слив до одного метра высотой. Затем – спокойный участок и большое улово у правого берега.

Препятствие 68. Порог (5С). Сложный длинный порог. Вначале порога крутая горка со сливами на обливных камнях. Затем основная струя идет вдоль левого берега, минуя ряд ворот из больших камней.

Препятствие 69. Порог.Простой, короткий слив.

Препятствие 70. Порог (5А). В левой части порога довольно пологий слив высотой около 2,5 м с обливными камнями. В правой части слив более пологий.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 71. Порог "Мариванна" (6А). Порог - красивый непроход. При более высокой воде может появиться возможность прохождения. В центре потока лежит огромный обломок скалы, оторвавшийся от скалы правого берега. В обоих узких проходах (справа и слева от него) лежат затычки. Самый широкий проход-щель под левым берегом до 1,8 м, за ним через 4 м еще одна такая же щель с прижимом к скальному обломку справа. Далее струя собирается и наваливает сначала на скалы левого, а потом правого берега.

Оба катамарана проходили порог справа от большого камня, перекидывая суда через плиту-затычку. Далее – слалом между скальными обломками и два неопасных прижима поочередно налево и направо.

Препятствие 71. Порог-шивера в широком русле. Основная струя под правым берегом.

Препятствие 73. Порог (5В). Порог достаточно сложный, длинный. Начинается водопадным сливом высотой около 2 м. Далее - жесткий слалом между скальных обломков в русле, есть несколько навалов на береговые скалы.

Препятствия 74. - 76. Простые пороги, несложные сливы среди камней. Проходы хорошо видны с наплыва.

Препятствие 77. Порог расположен на крутом левом повороте. Порог средней сложности. На входе большой камень, делящий поток на две части. Левая проходит ряд прямых ворот шириной около 3 м и успокаивается на плесе, в конце которого с левого берега впадает р.В.Тартагай.

Препятствие 79. - 80. Простые шиверы, легко проходятся с ходу. Скальные стенки отступают, скорость течения заметно уменьшается. Это выход из Язулинского ущелья.

Участок преп.67-80 мы проходили поочередно, поскольку при оверкиле в пороге 66. один из участников получил сильный ушиб бедра и в этот день восстанавливался в лагере. После прохождения второго судна сняли лагерь и проплыли вниз по Чулышману около часа. Ночевали на ПБ на высокой травянистой террасе.

Сплав по Чулышману от пос.Язулу до Итыкайского каскада

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного Алтая Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного Алтая Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного Алтая

После Язулинского моста на реке кроме перекатов и несложных шиверок нет препятствий на протяжении 10 км. От Язулы вновь новая нумерация порогов. Преп.1.- 4. - простые, мы их на реке не выделяли.

Препятствие 5. Порог "Мини-Каша". Открывает счет препятствиям Шавлинского ущелья. Порог начинается после левого и метров через 200 правого поворота реки почти под прямыми углами. Ориентир порога – светлая крутая осыпь левого берега после двух изб на правом берегу. Порог несложный. Все препятствия от Язулы до порога "Каша" проходили тандемом без предварительной разведки. Описание порогов приводим очень краткое.

Препятствие 6. Шивера "Катушка". Расположена на почти прямом участке реки и представляет собой "горку" длиной 100 м. Струя четко выражена и идет по обливным камням, образуя ряд коротких невысоких сливов. Надводных камней немного.

Препятствие 7. Несложная шивера.

Препятствие 8. Порог-слив "Башни". Одиночный слив. Напротив слива на правом берегу конгломератные столбы-башни с огромными валунами на макушках.

Препятствие 9. Длинная шивера средней сложности. Крупные камни, сливы, но проходы достаточно широкие. Длина 300 м.

Препятствие 10. Порог "Поперечный". В пороге остров. Правая протока непроходима. В левой протоке на выходе гряда камней.

Препятствие 11. Шивера находится у устья р.Адулюкем. В русле крупные обливные камни, струя выражена хорошо.

Препятствие 12. Порог – шивера "Длинный". Мощная шивера с крупными валунами. Шивера переходит в короткий порог длиной 60 м.

Препятствия 13. - 15. Мощные шиверы средней сложности.

Препятствие 16. Порог "Стадо бегемотов-1". Порог средней сложности. Перед порогом остров с растущими на нем деревьями. В пороге много крупных полуобливных камней.

Препятствие 17. Простая шивера.

Препятствие 18. Порог "Стадо бегемотов-2". Средней сложности с множеством полуобливных камней.

Препятствие 19. Порог "Черный клык". Средней сложности. Река разделена продольной цепочкой камней на две протоки. Идти можно как правой, так и левой протокой. В выходной части вода движется по диагонали от правого берега к левому, и у середины слива наваливает на обломок скалы - черный клык. Разведка возможна с обоих берегов. За порогом справа впадает р.Н.Кулаш.

Препятствия 20. - 21. Шиверы средней сложности.

Препятствие 22. Порог "Кульминация"(5С). Сложный, требует просмотра для определения линии движения среди нагромождения обливных и полуобливных камней. Разведка удобнее с левого берега. Шли, траверсируя струю слева направо через обливные камни в узкие замусоренные ворота у левого берега.

Препятствие 23. Мощный порог средней сложности. Состоит из двух частей, разделенных быстротоком 40- 50 м. Первая часть - крутой слив-горка, вторая часть - сливы, косые валы.

Препятствие 24. Длинная шивера, с обилием надводных камней, переходящая в порог "Пустячок".

Препятствие 25.Порог "Пустячок"(5В). Начинается длинной шиверой. На выходе - сложный, мощный слив через всю реку, разделенный двумя глыбами на три части. Левый слив засорен камнями на выходе. В центральном сливе вода с высоты 1,5 м падает на острые зубья. Правый слив очень узкий, на выходе полуобливной острый зуб.

Препятствия 26. - 30. Мощные простые шиверы. Шавлинское ущелье заканчивается. По берегам прекрасные места для стоянок. Справа впадает р.Шавла. До порога "Бегемот" около 15 км спокойной воды с легкими перекатами. В 5 км ниже устья Шавлы на правом берегу находится кордон лесничества Чодро. Это несколько домов на берегу р.Теректуюл. В 10 км ниже кордона река собирается в одно русло, а на берегах появляются скальные обнажения. Это ориентир порога "Бегемот".

Препятствие 31. Порог "Бегемот". Технически простой, вал до 1 м. В русле отдельные крупные глыбы. После порога встали на ночевку на правом берегу.

За преп.31 русло опять расширяется. Ориентиром пор."Каша" может служить скальная стенка правого берега высотой 200- 300 м, которая подходит почти к реке. На стенке хорошо видны две светлые жилы, идущие сверху до самого низа, которые образуют букву . За этой стенкой река разбивается на протоки, а за крутым правым поворотом нужно быть внимательным – впереди за левым поворотом порог "Труба".

Препятствие 32. Порог "Труба". Порог простой с мощными, широкими, пологими сливами.

Препятствие 33. Шивера "Предкаша". Средней сложности, переходит в порог "Каша" практически без перерыва. Река делает левый поворот и ускоряется.

Препятствие 34. Порог "Каша". Самый сложный порог на нижнем Чулышмане. Непрекращающаяся цепь мощных сливов, пенных ям, валов, навалов на отдельностоящие камни на протяжении около 2 км. Порог, по описанию В.Мустафина, можно условно разделить на 5 ступеней:

Первый участок (5С). Начинается длинной мощной шиверой на большом уклоне. На выходе вода в пологом мощном сливе наваливает на большой подводный камень, образуя большую водяную подушку, ниже которой пенная яма. После слива быстроток до 70 м. Хорошое место для чалки в улове левого берега.

Препятствия 32 и 33 и первую ступень п.34 проходили тандемом без предварительной разведки. После первой ступени Каши чалились в улово левого берега для разведки остальных ступеней порога.

Второй участок (6А). Длиной около 200 м. Основной слив во второй половине ступени. Слив многоступенчатый, через глубинные плоские плиты. Сливы широкие, мощные, оканчивающиеся пенными ямами.

Третий участок (6А). Длиной около 300 м. Состоит из двух частей. Первая - до правого поворота, вторая - после поворота. Первая часть имеет ряд мощных сливов под правым берегом, оттуда струя по всей длине правого поворота наваливает на левый берег. После быстротока длиной 50 м вода уходит под правый берег. Здесь мощным сливом через всю реку начинается вторая часть третьей ступени. Слив находится между береговыми камнями правого берега и грядой крупных валунов слева.

Четвертая ступень (5С). Самая короткая и простая. Начинается после третьей почти без перерыва. Представляет собой мощный чистый водосток в центре русла.

Пятая ступень (6А). Начинается длинным шиверистым участком с множеством камней в центральной части русла, которые разбивают струю на две части: правая более забита камнями, менее мощная, левая - чистая, мощная, ярко выраженная, идет под левым берегом. В конце левого поворота начинается длинный водосток, который на выходе с силой бьет левой своей частью в подводный камень и образует при этом водяной гриб высотой 2- 2,5 м. В правой части мощная двойная бочка. Через 50 м удобное место для чалки в улов левого берега. Отсюда до конца порога еще 200 м валов, камней, небольших сливов.

После беглого просмотра решили проходить оставшиеся ступени Каши на загруженных катамаранах. После пятой ступени чалились в улово у левого берега.

Препятствия 35. - 37. Мощные шиверы. Серии сливов, валы до 1,5 м. Шли без разведки по основной струе.

Препятствие 38. Порог "Ворота" (5С). Образован двумя большими скальными обломками, перегораживающими реку. Единственный проход у левого берега. На скальные обломки в русле мощный навал. Просмотр возможен с обоих берегов. Оба катамарана прошли порог без разведки, простреливая из середины налево в узкий проход у левого берега.

Препятствие 39. - 42. Шиверы средней сложности, упрощающиеся по мере удаления от Ворот.

Дальше на реке до Туданского каскада препятствий нет, кроме простых перекатов и обширных плесов в районе урочища Катуярык, где расположена стоянка пастухов на правом берегу. Здесь несколько домиков и подвесной пешеходный мост. Туданский каскад начинается несложным преп.43.

Препятствие 43. - порог - шивера с крупными надводными камнями, но несильным течением. Проходы широкие и видны с наплыва.

Препятствие 44. Простой порог. Река перед порогом разбивается на три протоки. Заходить можно любой, но лучше средней, правее высокого камня в форме направленной призмы. Затем река делает поворот направо, и здесь по диагонали к руслу от левого берега река перегорожена камнями и глыбами. У левого берега прохода нет. В центре русла две глыбы и еще две у правого берега. Мы проходили между центральными.

Препятствие 45. Шивера расположена через 200- 300 метров ниже порога №44. Состоит из двух коротких ступеней. В русле много надводных камней. За шиверой причаливали к левому берегу перед пор.Туданский.

Препятствие 46. Порог "Туданский"(5В-5С). Относительно сложный и мощный. Вход в порог разделен двумя крупными скальными обломками на три части. Большая часть воды левого прохода попадает в скальный карман у левого берега. Средний слив прямой, высотой до 1 м. Правый проход маловодный. Далее после 50 м быстротока слив через большую обливную плиту. Перед сливом - прижим к скальному обломку справа. Ниже идет цепочка мощных валов и бочек до конца порога. После просмотра прошли порог тандемом. Шли на заходе центральным сливом.

Препятствие 47. Шивера средней сложности.

Препятствие 48.Порог "Коварный". Вход в порог перегорожен грядой больших валунов. В центре - сильный навал. Правее - мощный косой слив. Далее 50 м спокойной воды, еще один мощный слив, навал на гряду камней от левого берега, цепочка мощных валов. На выходе узкие косые ворота из двух обливных камней.

Препятствие 49. Мощная шивера средней сложности.

Перед началом Итыкайского каскада (Препятствия 50.- 51.) чалились на левый берег перед устьем р.Итыкай (Утукая). Далее нас ожидал пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса.

Описание пешей части от р.Чулышман до р.Башкаус

Тропа начинается от устья ручья Итыкай и, сразу же круто, серпантином идет по правому (орографически) берегу Итыкая, постепенно удаляясь от ручья. Подъем настолько крут и долог, что в течение первых полутора часов подъема все еще видна вода Чулышмана. Постепенно густой кустарник сменяется лесом. Через 2 часа от начала подъема склон резко выполаживается, и через полчаса после этого начинаются первые поляны. Только здесь есть возможность при необходимости добраться до воды. Итыкай течет в заболоченном русле в 100 метрах от тропы.

Первый брод через р.Итыкай находится в 2 час 50 мин чистого ходового времени (ЧХВ) от начала подъема. Здесь мы встали на обед. Далее хорошая тропа идет вдоль левого (орографически) берега Итыкая и через 55 мин приводит к зимовью. У зимовья хорошая тропа начинается в 70 метрах выше по склону. Через 30 минут пути брод через левый исток Итыкая. Через 10 минут после брода тропа раздваивается. Левая уходит на брод через правый исток Итыкая и идет по заболоченной местности; правая тропа идет на подъем. Мы пошли правой тропой. Тропа уходит от истока, траверсирует пологие полки, и возвращается к истоку в самом его верховье. Подъем на перевал средней крутизны. Седловина перевала выражена не явно. Справа от тропы на перевале дерево, обвешанное лоскутами. От места обеда до перевала 2 часа 30 минут ЧХВ. Через 15 минут спуска летник на левом берегу ручья. Встали на ночевку напротив летника у ручья. От летника тропа раздваивается: левая бродит через ручей и идет налево, далее по водоразделу на р.Оныш. Правая тропа идет по правому берегу ручья к перевалу. Это тропа бывшего планового маршрута, ведущая в пос.Коо.

Мы пошли по левой тропе. Через 15 минут справа высохшее озеро, еще через 15 минут тропа теряется. Долина Оныша видна далеко внизу. Без тропы по травянистым склонам за 14 минут спускаемся к Онышу в устье небольшого ручейка. Слева чуть выше по Онышу летник. Вниз по Онышу по правому берегу идет хорошая тропа, через 55 минут ЧХВ устье р.Балхаштуаян. Далее на протяжении 2,5 км тропа очень тяжелая, идет по по заболоченному правому берегу р.Оныш. В конце этого участка через 1 ч ЧХВ встали на обед. Через 10 мин после обеда выходим на хорошую тропу на правом берегу Оныша. Далее тропа уходит вправо и идет, траверсируя голые пологие склоны правого берега р.Оныш. Отсюда до р.Башкаус тропа очень хорошая. Примерно напротив устья левого притока р.Чейнелю тропа раздваивается. Правая продолжает траверсировать береговой склон Оныша, постепенно набирая высоту, левая спускается к р.Оныш. Нужно идти левой тропой. Через километр она выводит к мосту через р.Оныш. Мост пешеходный, в хорошем состоянии. У моста встали на ночлег на ПБ Оныша. От обеда до моста 1час 40 мин ЧХВ.

Отсюда тропа плавно поднимается и идет высоко по левому берегу р.Оныш, далее начинает плавно траверсировать правый склон р.Кузеры. На водораздельном гребне Оныша и Кузеры тропа превращается в тракторную дорогу, ведущую в верховья Кузеры и далее в Паспарту.

Внизу в устье р.Кузеры виден летник. Дорога, плавно набирая высоту идет по правому берегу р.Кузеры. Через 2- 2,5 км еле заметная тропка по кулуару круто спускается к Кузере. Внизу у р.Кузеры она превращается в явную тропу, бродит Кузеру. От моста через Оныш до брода через Кузеру 1час 10 минут ЧХВ. Далее тропа круто лезет на левый склон Кузеры, переваливает небольшой водораздельный отрог и, чуть теряя высоту, спускается к левому притоку Кузеры. От брода через Кузеру 55 минут ЧХВ. Здесь встали на обед.

После брода тропа практически пропадает. Появляется она значительно выше и правее, круто идет вверх по левому склону притока Кузеры и выходит на водораздельный хребет бассейна р.Кузеры и р.Башкаус. Далее тропа долго идет по гребню и плавно выводит к перевалу. От брода через левый приток р.Кузера до перевала 1 часа 55 минут ЧХВ.

От перевала открывается вид на долину р.Московский и р.Башкаус. Спуск в долину р.Московский средней крутизны по травянистому склону. Через 25 минут спуска летник, через 20 минут второй летник. У второго летника тропа переходит на левый берег ручья Московский.

От большой поляны, на которой находился второй летник, мы пошли по левой тропе (строго на юг). Через 800 метров тропа выходит на широкую поляну. Поворачиваем плавно направо, траверсируя пологий склон. Далее делаем разведку, но найти тропу не удается. Светлого времени остается около 40 минут, так что решам переночевать наверху на высоком берегу Башкауса. Наутро за 30 минут спускаемся вниз к реке. Правый берег в районе стапеля - полка, поросшая лесом.

Протяженность пешей части по нашим оценкам составляет 44- 45 км.

Сплав по р.Башкаус

Мы начали сплав по р.Башкаус в 2 км выше устья р.Тускуль. Катамараны собирали на галечной отмели правого берега. Сплав до пор.Безлюдный несложен, этот участок шли с ходу.

Приводим ниже лоцию р.Башкаус с верховий (от устья р.М.Кокури). Думаем, это будет полезно для создания наиболее полного представления о реке.

Башкаус у устья реки Малая Кокури - шиверистая река шириной 15- 20 м с прозрачной зеленоватой водой. До первого каньона много шивер, которые можно идти без просмотра.

Препятствие 21. "Первый каньон" ("Прямой") (5В). Ориентир - сужение реки, увеличение крутизны и высоты берегов до 20 м. Ширина каньона 10- 30 м, высота стен 10- 35 м, длина 400 м. Основную сложность для прохождения представляет первая часть каньона. Она начинается каменной гребенкой с узкими проходами и заканчивается завалом из деревьев, перегораживающим русло. Чаще всего каньон обносят по правому берегу. Длина обноса 500- 600 м. В конце каньона находится зимовье алтайцев. После Первого каньона через несколько километров следует

Препятствие 30. Порог "Панорамный" (4В). Расположен на левом повороте реки. Порог образован крупными камнями, беспорядочно разбросанными в русле, на выходе неглубокий каньон длиной 50 м. Просмотр порога можно провести по правому берегу. Далее, до препятствия 49 - несложные шиверы, разбои острова.

Препятствие 49. Порог "Ступенька" (4В). Ориентир - высокий скальный бом справа, на высоком правом берегу видна изба. Порог представляет собой водопадный слив около 1,5 м. Разведка по правому берегу. За порогом участок реки около 9 км до Ильдугемского каньона можно идти без разведки - здесь несложные шиверы, пороги.

Препятствие 54. "Ильдугемский каньон" (5А). Ориентир - зеленая земляная "дамба" с левого берега. Просмотр по правому берегу. В каньоне порог. После первого слива прижимались к скале левого берега. Далее участок быстротока с камнем в центре. Выход из каньона простой.

Препятствие 55. Порог "Ловушка" ("Водопадный")(4С). Через 1км после Ильдугемского каньона. 1 ступень - каменный лоток с перепадом около 2 м и небольшим правым прижимом, затем 20- 25 м быстротока и 2 ступень с мощной бочкой на выходе. После порога препятствий нет несколько километров. Затем несколько шивер, заканчивающихся порогом "Обманка" . Этот участок несложный, можно идти без просмотра.

Препятствие 61. Каньон "Змейка" (5А). После впадения справа еле заметного ручейка через 300 м после порога Обманка. Вначале несколько сливов, после которых река входит в каньон с крутыми стенками до 30 м. Здесь находится порог из нескольких сливов. Смотреть порог можно по любому берегу. Длина каньона 1,5 км, смотреть можно только первую половину. Заходные сливы лучше проходить ближе к левому берегу, далее в основном по центру. После каньона 100 м спокойной воды, быстроток и

Препятствие 62. Каньон "Открытый" (5А). В нем нет крутых стенок. Длина каньона 1,2 км. Разгонная шивера длиной около 100 м заканчивается сливом под правый берег и река входит в скальное горло длиной 5- 7 м и шириной 1,8- 2,0 м. Высота стенок 1,5- 2,0 м. Далее до конца каньона несложные пороги. Чаще всего уровень воды или габариты судов не позволяют пройти узость. Обнос вещей и судов следует проводить по левому берегу.

От конца каньона до пос. Саратан около 20 мин сплава. Далее, от поселка до пор. Предбанный можно идти спокойно - есть только несложные шиверы и порожки.

Препятствие 72. Порог "Предбанный" (4С). Ориентир - ферма на высоком правом берегу. Впереди, после левого поворота, река входит в скальный коридор. Разведка по правому берегу. После порога чалка к правому берегу.

Саратанский каньон - ущелье с высотой склона 500- 600 м, длина 8 км, ширина 15- 50 м. Крутые травянистые склоны каньона за 5- 20 м до воды переходят в скалы. В каньоне выделяют пороги: Камень Преткновения, Трек, Скальный коридор, Интеграл, Проводка. Просмотр каньона лучше проводить по участкам, а не целиком.

Порог "Камень Преткновения" (5В). Начальный участок 300 м до него характеризуется небольшими сливами, узкими воротами. Порог состоит из 2 сливов и "камня преткновения". Первый - гряда камней перегораживает всю реку, оставляя проход через обливные камни вдоль левого берега. Перепад - 1,5 м. После первого слива большой скальный зуб, расположенный чуть левее центра, далее ворота около 4 м, в которых второй слив высотой около 1,5 м. В конце слива струя бьет в выступ скалы правого берега, а через 10- 12 м в надводный "камень преткновения", которым делится пополам. За порогом мощная шивера длиной около 1 км.

Порог "Трек" (участок от пор.Трек до конца каньона - 5В). Расположен в 1 км ниже "Камня Преткновения". Разведка по левому берегу. Чалиться чуть ниже впадения справа ручья. Порог по структуре несложен: обломок в центре реки и другие камни оставляют 3-х метровые проходы как справа, так и слева.

Порог "Скальный коридор" - через 0,5 км за пор.Трек после поворота налево. На 1,5 км участке русло узкое, много невысоких сливов, есть узкие ворота. После разведки прохождение сложности не вызывает. Разведку по правому берегу можно проводить не до конца порога, а до бома почти в конце Скального коридора. Отсюда видно хорошее место чалки на правом берегу. Затем через 150 м коридор кончается, следует расширение русла. Чалиться можно к обоим берегам.

Порог "Интеграл". Длина 50 м. Начинается разгонной шиверой. Далее камень посреди русла, справа и слева ворота шириной около 3 м, затем слив слева направо и навал на правобережную скалу. Порог Интеграл находится посередине Саратанского каньона. Во второй половине каньона удобных мест для ночевки нет. Стоянка есть на высоком правом берегу в конце порога.

Порог "Проводка". Расположен в 300- 400 м ниже порога Интеграл. Чалка к правому берегу. Длина 50- 60 м. На входе косой слив в воротах у правого берега. Вся струя бьет под левобережные скалы. В конце порога все русло перегорожено грудой крупных камней, образующих трое ворот.

Через 80 м после пор.Проводка следует порог с навалом на скалы правого берега. На оставшихся 2-3 км каньона шиверы и 2-3 крутых слива, которые можно идти с ходу. От Саратанского каньона до пос.Кара-Кудюр на левом берегу препятствий нет. В пос.Усть-Улаган можно подкупить продуктов, в том числе свежий хлеб. За пос.Кара-Кудюр уклон немного увеличивается. После шиверы 91. справа водопадом впадает р.Паспарта.

Препятствие 104. - 105. Каньон "Щель" (4С). Длина 300 м. Начинается в 2- 3 км ниже впадения Паспарты на правом повороте реки. Осмотр с правого берега. Река в каньоне шириной 10- 20 м, высота отвесных скал 10- 30 м. В последней трети каньона через него переброшен мост. Вначале прижим к правому берегу, в самом узком месте мощный метровый слив с боем в скалу левого берега. Сразу за каньоном хорошая чалка к левому берегу, а в 100 м вверх по тропе на поляне отличное место для лагеря, раньше была стоянка плановых туристов. На протяжении 2,5 км далее до каньона Глубокий на реке ряд довольно мощных шивер, которые все же можно идти с ходу.

Препятствия 115. - 119. Каньон "Глубокий" (5А). Длина 2,5 км, высота стенок до 100- 120 м. В середине каньона с обеих сторон в узких крутых кулуарах небольшие осыпи. До осыпей препятствий нет. Через 100 м порог 116 - слив с прижимом к правому берегу. Через 200 м

Препятствие 117. Порог "Колючий" (5А). Разведку можно провести по крупнокаменистой осыпи левого берега, поросшей колючим кустарником. Первый центральный камень обычно обходят слева, второй такой же в 20 м ниже - справа.

Каньон далее разведывать не нужно. От порога Колючий до р.Джондук несложные шиверы. Далее до р.Тускуль непрерывно идут шиверы, в которых встречаются сливы до 1,5 м. Весь участок от каньона до р. Тускуль можно идти без разведки. Рядом с Тускулем есть хорошее место стоянки на левом берегу.

Участок от ручья Московский до р.Чебдар называется Нижним ущельем. (Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяЕго длина 35- 40 км.

Препятствие 133. Порог "Безлюдный" (5С). Начинается с разгонной мощной шиверы длиной около 300 м у ручья Московский, далее сам порог - короткий, но мощный. В пороге 3 сброса воды высотой по 1- 1,5 м каждый. Чалка за порогом к правому берегу. Прошли входную шиверу в левой трети, осмотрели порог с левого берега. После этого тандемом прошли сам порог: заходной слив вдоль правого берега, затем сместились к центру русла.

От пор.Безлюдный до пор.Баррикадный около 0,5 км. На крутом левом повороте справа бом, сразу за ним галечная отмель. Чалиться надо к правому берегу в конце галечной отмели. Отсюда до порога почти 80 м. Впереди видны громадные куски скал, перегораживающие реку. Это вход в порог Баррикадный.

Препятствие 136. Порог "Баррикадный" (6В). Длина 300- 400 м. На входе в порог двое "ворот". Правые - узкие, в зависимости от уровня воды от 2 до 3м. После широких левых ворот вода бьет в огромные скальные глыбы в центре, частично уходит между двумя глыбами, частично в мощный слив под правый берег. Слив и вал за ним относительно русла прямые, но вода в них имеет сильные поперечные составляющие скорости: в сливе слева направо, в валу справа налево. Сразу после слива береговые камни правого берега отбивают струю влево. Через 35м в русле косые ворота из очень больших камней. В воротах крутой косой слив. В правой части его сначала более пологий язык обрывается обливным зубом. Далее в русле еще несколько крупных скальных обломков, мощные сливы, валы. В конце порога непосредственно перед чалкой в воротах у правого берега мощный высокий слив сложной конфигурации. В правой части падение отвесное, в левой по узкому относительно пологому языку. За сливом пенная яма, а затем в нескольких метрах большой обливной камень. Границы между порогом и следующими шиверами нет. Чалка к правому берегу через 40 м после последнего слива.

Правые заходные ворота в нашу воду были шириной точно 2,5 м, так что мы прошли через них, немного отпихнувшись от камней. Второй слив кат-1 прошел через самые левые ворота, а кат-2 через центральные. Оставшуюся часть порога прошли по левой части центральной струи.

Препятствия 137. - 140. трудно разделить. Через 300м после Баррикадного на правом берегу бом. Через 400м порог 140, чалка для просмотра к левому берегу. За порогом чалка на правом берегу, сразу после бома. Это место видно с правого поворота у порога 140. До порога Крутой осталось 150м.

Препятствие 141. Порог "Крутой" (6А-5С). Длина 80 м. На входе 3 крупных камня образуют двое косых ворот. После навал на камни у правого берега, потом несколько сливов средней величины и мощный двойной слив с общим падением 2,5 м между скалой левого берега и огромной глыбой в правой части русла. В левой части слива обливной зуб. Затем вода бьет в левую часть большого камня, расположенного на выходе из порога ближе к левому берегу. В левых воротах два полуобливных зуба, между которыми проход около 3 м.

Препятствие 142. Порог "Мельница" (5С). Находится в 60 м ниже пор.Крутой. Длина около 200 м. Русло забито обливными и полуобливными камнями. Основная сложность - узкие косые ворота в середине порога. В конце нужно попасть в ворота у правого берега. Чалка за порогом на правом берегу.

Оба порога проходили поочереди без промежуточной чалки. Пор.Крутой шли сначала вдоль правого берега, затем левее, а двойной слив проходили его правой частью. Пор.Мельница проходили сначала левее центра, затем в центральные ворота, потом уходили под правый берег.

Препятствие 143. Порог "Пирамида" (4С). Расположен через 300 м шиверы после пор.Мельница. Порог самый простой в Нижнем Ущелье из имеющих название. В центре глыба высотой около 5 м. Главная струя идет справа, на выходе мощный слив. Слева узкие проходы между полуобливными камнями. Прошли порог сходу правым вариантом.

Через 80 м на правом повороте гряда камней, перегораживающая русло, несколько достаточно широких ворот. Далее до р.Оныш простые шиверы 144. - 148. На правом берегу в районе устья Оныша отличная стоянка. Шиверы149.- 153. простые. Порог 154 - мощный слив в узких косых воротах. После слива струя бъет влево. Чуть ниже необходимо причалить к левому берегу.

Препятствие 155. Порог "Ключевой" (6В). Состоит из 3 ступеней:

Первая ступень: основная струя идет под правый берег, затем на выходе узкими водопадными сливами между скальными обломками валит влево. Левая струя, в которую трудно зайти, после последнего слива бьет в нишу под скалой левого берега, что очень опасно при прохождении.

Вторая ступень: находится сразу после первой на правом повороте реки. В центре русла нагромождение камней. Правый проход мелковат. Слева сначала несколько сливов с навалом на камни левого берега. Струя отбивается вправо к скальной стенке. Здесь еще один мощный слив, за которым у правой скалы камень.

Третья ступень: в центре русла последовательно идут три крупных камня. В воротах между третьим камнем и левым берегом слив. Сразу за ним обливной камень, который можно обходить как слева, так и справа. Через 150 м отличная чалка в небольшом улове у левого берега.

Обнесли вещи к месту предполагаемой чалки ниже 3 ступени. Проходили 1-3 ступени в один прием. В 1 ступени шли левым вариантом, хотя туда гораздо труднее попасть. Для реализации правого варианта не хватало 20- 40 см воды. Кат-1 немного задел кормой за береговую скалу на выходе из 1 ступени. Во 2 ступень заходили левым вариантом, но максимально возможно справа. 3 ступень пройдена ближе к левому берегу. Страховку организовывали с берега в двух местах между 1 и 2 ступенями.

Через 70 м небольшой левый поворот, затем сразу правый. Левый берег - бом. На правом повороте мощный слив. Проходили под правым берегом. Сразу за сливом чалились к правому берегу перед длинной сложной шиверой, заканчивающейся порогом Капкан. Шивера начинается на левом повороте реки. Сложен 100- 150 м входной участок с крутыми сливами и узкими воротами, который прошли под левым берегом. Далее сместились под правый берег. Просматривали шиверу по правому берегу. Зачалились перед самим пор.Капкан на правый берег.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 159. Порог "Капкан" (6А). Русло завалено крупными глыбами. 1 ступень (вход) в большую воду представляет собой слив в центре и под правым берегом высотой 3,5м. В центре слив концентрированный и довольно отвесный, а справа водный поток несется по скальному лотку, образуя трек с поворотом налево. В среднюю и малую воду вариантов прохождения этого небольшого куска нет. 2 ступень: в 20- 25 м ниже первой скальной гряды порога торчит скала в русле. В левых воротах шириной около 4 м мощный слив. За ним большой обливной камень. Далее 60 м быстроток, затем шивера, которая после правого поворота переходит в 150-метровую разгонную шиверу перед порогом Мясорубка.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 160. Порог "Мясорубка" (6В).После разгонной шиверы вся вода упирается в огромный камень, стоящий почти на левом берегу и перегораживающий значительную часть русла. Река протискивается узкой струей между глыбой и правым берегом. Небольшая часть потока обтекает глыбу слева. Далее различимы правая и левая части струи. Левая валится через обливные и полуобливные камни, мечась между стенками левого берега и скалами в русле. Правая сильно несется на обломки скал. Обнос порога возможен как по правому, так и по левому берегам.

Препятствие 161. Порог "Каменный остров" (5А). Следует через 40 м после пор.Мясорубка. Узкая левая протока забита камнями. В правой протоке три слива с навалом на крупные камни, расположенные ближе к правому берегу. Затем бой в скалу левого берега. В 20- 30 м ниже - камни следующего порога - Камикадзе.

Обнесли вещи от начала пор.Капкан за пор.Каменный Остров к стоянке в скалах над пор.Камикадзе, которая известна среди туристов-водников под названием "Куриная ножка". После этого кат-1 предпринял отчаянную попытку проскочить в центральный слив 1 ступени пор.Капкан. Однако воды там было налито недостаточно. Поэтому прохождение этой части порога закончилось переброской катамарана через огромные камни, лежащие вдоль скал левого берега. Потом кат-1 продолжил сплав, пройдя 2 ступень пор.Капкан и разгонную шиверу перед пор.Мясорубка без промежуточного зачаливания. Пришвартовались к левому берегу слева от входной глыбы порога. Отдохнули, дождались, когда все точки береговой страховки и съемки были перенесены в район пор.Мясорубка, и стартовали в бушующий поток. Удалось удержать судно в нужной части левой струи, уйдя от казалось неизбежных ударов о выступы скал левого берега. Чалка после пор.Каменный остров к правому берегу при нашем уровне воды проблем не вызвала.

Утром экипаж кат-2, учтя опыт предыдущего "прохождения" 1 ступени пор.Капкан, легко и непринужденно провел заходную гряду на входе в порог, затем причалил к правому берегу после прохождения 2 ступени пор.Капкан. Далее кат-2 в пор.Мясорубка после разгонной шиверы обошел входную глыбу справа, затем сместился в левую часть струи. Зачалился кат-2 в том же месте, где и накануне кат-1. После порога Каменный остров мы загрузили вещи на катамараны и отплыли.

Препятствие 162. Порог "Камикадзе" (5С). Обнос вещей невозможен, так как правый берег - бом, а левобережный бом кончается в середине порога. На заходе в порог много камней. Проход в левой трети через серию узких ворот. Затем через самую левую часть слива, образованного скальной стенкой правого берега и крупным камнем, расположенным левее центра реки. Через 20 м бой в скалу правого берега, а в 3 м от нее большой обливной зуб. Правее его идти нельзя, так как за ним скальный выступ правого берега. На выходе из порога очень мощный двухступенчатый слив. В 20м ниже, левее центра, камень, далее камень у правой скалы.

Заходили в выходной слив правее середины. Причалить за пор.Камикадзе можно к левому берегу. Несложные препятствия 163,164 шли с ходу. После преп.164 можно причалить к правому берегу (левый - бом) для разведки порога 165.

Препятствие 165. - протяженность 150 м. На выходе посередине глыба. Порог средней сложности. За ним следует поворот налево и 3 скальных сужения со сливами.

Препятствие 166. Порог "Стиральная доска" (5С). Короткий порог с довольно большим падением. Вода сильно вспенена, в русле 3-4 полуобливных зуба. За порогом хорошая чалка к правому берегу.

Препятствия 165.- 166. также шли тандемом с ходу. Пор.Стиральная доска проходили ближе к левому берегу. За плесом начинается порог 167.

Препятствие 167. - порог с крупными глыбами в русле. Длина около 300 м. Наиболее сложен выход из порога, где сразу за единственными приемлемыми по ширине воротами расположен большой камень. Порог сразу переходит в пор.Троглодит.

Препятствие 168. Порог "Троглодит" (6А-5С). Правая часть русла на заходе забита камнями. Слева слив в косых воротах, образованных скальными обломками. Струя после слива образует на правом повороте мощный трек по высокому, почти обливному, камню у левого берега и отбрасывается к центру реки. Здесь, левее центра, крупные слабообливные зубья. Порог мощный. Чалка за ним к правому берегу.

Проведя разведку препятствий 167.- 168. по правому берегу, мы прошли тандемом их без промежуточной чалки. Пор.167 проходили в основном по центру, лавируя между глыбами, а после основных сливов Троглодита ушли под правый берег.

Препятствие 169. Порог "Свинья" (5В). - следует через 150 м после пор.Троглодит. Русло реки почти полностью перегорожено грядой крупных камней. Перед надводным камнем, образующим правый створ центральных наиболее широких ворот крутой 2 м слив. В левой части слива, представляющей собой свал с полуобливного камня гряды, вода движется почти перпендикулярно руслу. В малую воду порог может быть непроходим.

Препятствие 170. - сложная шивера, начинается через 30 м после порога Свинья. В районе впадения правого притока р.Кызылчак переходит в следующее за ним

Препятствие 171. (5В). - проходится в один прием с пор.170. Разделение их весьма условно. Участок можно просмотреть по левому берегу. Он характеризуется узким руслом, множеством ворот, каскадами высоких мощных сливов. Требуются непрерывные маневры. Это один из самых сложных "фоновых" участков Башкауса. Кончается он расширением русла. Здесь находится

Препятствие 172. - полукилометровая шивера средней сложности. После второй трети шиверы на правом берегу хорошее место для лагеря, здесь можно зачалиться, сделать предварительную разведку до порога 178, в том числе порогов 176.- Семейный и 177.- Упрямый.

Препятствие 173. Порог расположен через 200 м после шиверы 172. В русле в шахматном порядке крупные обливные камни. Наиболее безопасный проход по сливам у правого берега. Сразу за преп.173. плесовый участок.

Препятствие 174. В начале порога в правой части русла много камней. Достаточно чистый проход в левой трети. Затем следует сужение к левой скальной стенке. Здесь на правом берегу продолговатые скальные глыбы, расположенные перпендикулярно руслу. За второй - чалка в небольшом улове. Можно зачалиться и позже на сильной струе, но это значительно труднее.

Препятствие 175. Порог "Огозо" (5В). Начинается через 150 м после пор.174. Его длина 150 м, состоит из 3 ступеней. В районе первой водопадом впадает в озеро р.Огозо. Здесь можно проходить как мощным левым треком, так и через слив в 3,5 м правых воротах. Во второй ступени чище всего слив вплотную с большим камнем, перегораживающим левую треть русла. Однако, прижиматься к камню надо очень осторожно, так как на него достаточно сильный навал, хотя, с берега и слабозаметный. 3 ступень представляет собой высокий крутой слив в скальном сужении. Чалиться за порогом нужно аккуратно к правому берегу, так как в 70 м ниже пор.Семейный.

Препятствия 169-175 шли тандемом сходу, отдыхая по мере необходимости в уловах около берегов. Причалили к правому берегу перед преп.176 для просмотра и обноса вещей.

Препятствие 176. Порог "Семейный" (6А). В начале порога 2-х метровый слив через всю реку. За центральной крутой частью огромная яма. Правая часть струи образует мощнейший трек с навалом на глыбы правого берега. В середине порога гряда из 4 камней. Самый правый - полуобливной зуб. С остальных камней падали крутые водопадные сливы. Два центральных камня расположены косо, таким образом, что при центральном варианте придется прыгать с обоих сразу. Здесь большой косой вал. Наиболее безопасный в большую и среднюю воду является левый вариант прохождения порога. В конце порога навал воды на левобережную скалу. Далее плес до следующего препятствия.

Препятствие 177. Порог "Упрямый" (6А). Расположен после плеса за пор.Семейный. Длина около 200 м. Порог нужно проходить в основном у левого берега. Здесь сначала два прямых слива средней высоты, затем сливом через обливную гряду начинается серия из мощнейших треков со сливами. Мощная струя мечется между огромными камнями. В конце порога очень мощные косые сливы и валы. Правая часть их бьет в большой камень правее центра русла. За порогом река сужается до 5- 6 м. В конце сужения на правом берегу удобная бухточка.

Перед прохождением мы обнесли вещи на площадку в конце порога, где впоследствии устроили обед. Кат-1 при нижней страховке с правого берега прошел пор.Семейный левым вариантом, хотя в одном из сливов его очень сильно развернуло, так что экипажу пришлось докручивать "телемарк". После перемещения страховки и видео- и фотосъемки на следующие необходимые позиции, прошли пор.Упрямый в основном по сливам ближе к левому берегу, сместившись перед сужением в центр потока. Кат-2 прошел связку преп.176-177 аналогично.

Препятствие 178. Порог "Томский" (5В). Длина около 400 м, состоит из 9 ступеней. Разведать можно по правому берегу. Наиболее сложна первая ступень. Чалка за порогом к левому берегу. Порог проходили тандемом сходу сначала слева, потом в правой трети, потом в левой трети.

Препятствие 179. - несложный порог. Чалка за ним к левому берегу, по которому можно просмотреть преп.180-182.

Препятствие 180. - несложный порог.

Препятствие 181. - желательна разведка. В русле огромная глыба, на которую валит вода. На входе в порог два мощных слива, второй из них в узких косых воротах, образованных большими обливными камнями.

Препятствие 182. В конце порога высокий обливной зуб, следующий сразу за мощным сливом, образует фонарь. Порог прошли у левого берега.

Препятствия 183. - 187. - шиверы, можно идти без разведки.

Препятствия 188. - 189. - сложные шиверы следуют одна за другой. Можно осмотреть их по правому берегу, чалка сразу за препятствием 187. Заход в 188 левее центра, затем влево в ворота, потом вправо в центр русла и вход в правую протоку шиверы 189. Препятствия характеризуются множеством узких ворот при мощной воде. В районе препятствия 189. справа впадает р.Ковалдут.

Препятствие 190. - шивера через 60 м после 189, средней сложности.

Препятствие 191. - шивера длиной 400- 500 м. В середине нее справа впадает р.Караезо. Сложен выходной участок шиверы, где гряда крупных камней наискось перегораживает все русло так, что струя, идущая справа от какого-либо камня ниже бьет в следующий.

Препятствие 192. Порог расположен на правом повороте. Берега - скальные стенки высотой 15- 20 м. На входе слева мощные сливы со слабообливных камней. На выходе справа высокий обливной зуб. Левее его трек у скалы, переходящий в мощный слив. Заход в порог в центре, затем шли левее зуба. Лучше всего разведывать преп.191-192 по левому берегу.

Препятствия 193. - 195. - шиверы. Начинаются через 30 м после чалки за преп.192. Препятствие 194 - гряда камней, чистый проход у правой скальной стенки. Далее простая шивера 195 расположена на правом повороте у входа в короткий каньон с высокими 60- 80 м стенками. В самом каньоне пара камней (Препятствие 196). За каньоном левый поворот, который хорошо виден только с высокого левого берега каньона.

Участок препятствий 179-196 шли тандемом без просмотра. Зачалились в 20 м до окончания скал правого берега, откуда ушли на просмотр следующего препятствия.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 197. Порог "Тесный" (6А). Порог представляет собой сложные треки со сливами до 2 м, упирающиеся в огромные глыбы с проходами между ними и скалой левого берега около 2 м. Обносить порог можно только по правому берегу. После пор.Тесный - короткий плес и следующий порог.

Препятствие 198.Порог "Калибр"(5С). 3 гряды камней перегораживают все русло, оставляя узкие проходы с мощными сливами. За 3 грядой сильный бой в скалу правого берега на левом повороте.

После осмотра преп.197-198 обнесли вещи за преп.197. Кат-1, слегка разогнавшись на входной горке пор.Тесный, оказался после нее в левой части струи. Отсюда он, набрав большую положительную скорость, пересек струю и в районе основного слива и левого трека спрыгнул через слабообливную плиту в улово под правым берегом. После этого маневра кат-1 легко обогнул справа огромные глыбы в центре русла.

Экипаж кат-2 после входной горки зачалился к правому берегу, провел свое судно вдоль берега в месте, где кат-1 выделывал каскадерские трюки. Дальше траектория кат-2 совпадала с траекторией кат-1.

В связи с тем, что после пор.Калибр мы планировали ночевку на левом берегу, мы перевезли вещи перед пор.Калибр на левый береге, а порог прошли без вещей. Пор.Калибр шли тандемом сначала левее центра, затем в центральные ворота, потом ушли от прижима влево.

Препятствия 199. - шиверы. Преп.199. следует через 200 м после пор.Калибр. В конце плавного правого поворота - левый прижим. Далее - две протоки, правая в конце сужается до 3,5- 4 м. В сужении бой в правую скалу на левом повороте. Левая засорена крупными зубьями.

Участок от пор.Калибр до пор.Селевой шли с ходу.

Препятствие 200. Порог "Селевой" (6С). Башкаус успокаивается, чувствуется мощный подпор воды. И, наконец, в конце "водохранилища" становится виден огромный селевой вынос на правом берегу, перегородивший почти всю реку. Пор.Селевой, а видели его мы еще в 1993г., стал неузнаваемым: исчезли несколько проблемных мест, в том числе 4-х метровый водопадный слив в конце порога. Порог теперь представлял следующий вид. Длина 300- 400 м. В начале препятствия несколько полутораметровых сливов на прямом участке 100 м вдоль правого берега. Потом следует поворот основного русла на 90 градусов влево, при этом часть потока продолжает нестись вдоль правого берега, образуя непроходимую протоку (почти вся вода чуть ниже уходит под камни). Левая основная часть потока продолжает бежать к скале левого берега еще 40- 50 м, прыгая через обливные камни и проходя через несколько ворот. Затем следует поворот направо, на протяжении которого поток, огибая с двух сторон "остров" надводных камней, падает на расстоянии около 100 м полутора-двухметровыми сливами на пенной горке. Далее река успокаивается на расстоянии 100 м.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПосле обноса вещей за порог кат-1 предпринял попытку его прохождения. Экипаж был в состоянии эйфории от того, что пор.Селевой стал очень красивым, техничным препятствием, на наш взгляд вполне проходимым. Мысль о том, что камни, образующие порог, вряд ли стали, будучи слабо обработанными водой за несколько лет, безопасными для катамарана, неосознанно была спрятана где-то далеко в складках серого вещества каждого вышедшего на старт члена штурмового экипажа. Получилось все неожиданно просто и прозаично: на первой разгонной горке мы даже не заметили в какой момент был располосован правый баллон катамарана. А когда заметили этот факт, еле-еле удалось слаженными действиями экипажа загнать катамаран в правую непроходимую протоку и выбросить его на камни. Где и закончилось попытка покорения пор.Селевой.

Экипаж кат-2 благоразумно отнес свое судно к концу порога. После аварии решено было изодранный в клочья, мелкие лоскуты правый чехол кат-1 временно не ремонтировать. Мы разобрали кат-1, погрузились со всеми вещами на кат-2, и благополучно доплыли до конца Нижнего Ущелья (условно говоря, устье р.Чебдар) и до конечной точки сплава - до автомобильного моста через р.Башкаус. Отсюда нам нужно было перебрасываться на р.Чуя - следующую реку нашего маршрута.

Сплав по рр. Ак-Алаха - Аргут

От моста через р.Башкаус до Балыкчи по дороге 15 км, до Усть-Улагана - около 100 км. 6 августа ждали заказанную машину. Утром 7 августа приняли решение начать поиски транспорта. С этой целью два человека отправились пешком в Балыкчу, где им удалось договорится с водителем УАЗа, к вечеру доставившим их в Усть-Улаган. С грузовым транспортом в пос.Балыкча большие проблемы. В Усть-Улагане удалось зафрахтовать ГАЗ-66, который к 5 часам утра 8 августа вернулся к мосту через Башкаус, забрал группу со всем грузом и к вечеру прибыл к началу сплава по р.Чуя в районе Менской плотины (10 км от пос. Акташ по Чуйскому тракту в сторону границы).

День 9 августа был посвящен разведке Мажойского каскада, сбору катамаранов и подтверждению разрешения на въезд в пограничную зону в Акташском пограничном отряде. В середине дня к нам приехала заказанная к окончанию сплава по Башкаусу машина (ГАЗ-66 из Новосибирска), с которой мы по недоразумению разминулись при выезде из долины Чулышмана после сплава по Башкаусу. После принятия решения о переносе сплава по р.Чуя из-за чрезвычайно высокого уровня воды и плохого качества ремонта кат-1 около 13.00 10 августа выехали на Ак-Алаху.

Маршрут заброски проходит через пос. Кош-Агач на Чуйском тракте, далее по трассе Кош-Агач - Джазатор до поворота на рудник Калгуты, через рудник Калгуты и перевал Теплый Ключ в верховья рр.Калгуты и Ак-Алаха. Участок от рудника Калгуты до моста через Ак-Алаху (около 70 км) местами труднопроходим даже для вездеходных машин. Последние 50 км дорога идет вдоль государственной границы с Монголией и Китаем. К месту начала сплава прибыли в 11 августа в 16.30.

Все основные препятствия реки Ак-Алаха сосредоточены в пяти каскадах:
- Жанжикульский каскад (Преп. 4-8). Протяженность - 5 км. Схема 11.
- Талды-Булакский каскад (Преп. 9-11). Протяженность - 2 км.
- Верхне-Ак-Алахинский каскад (Преп. 12-15). Протяженность - 2 км.
- Нижне-Ак-Алахинский каскад (Преп.16). Протяженность - 2,5 км. Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного Алтая
- Нижнее ущелье Ак-Алахи (Преп.17-25). Протяженность - 6 км. Наиболее сложный каскад на реке.

Начало сплава от моста в районе бывшей метеостанции Бертек. Река спокойная, сильно петляет. От устья р. Калгуты появляются несложные перекаты и шиверы. Уровень воды для середины августа достаточно высокий. До устья р. Ак-Кол около 3.5 часов сплава. Участок от устья Ак-Кола до зимовья в устье правого притока прост: быстроток, мелководные шиверы, иногда в протоках. В 2- 3 км от устья Ак-Кола по левому берегу начинается лес.

Препятствие 1. - порог длиной 50 м. Расположен там, где выходы скальных пород по правому берегу обрываются к воде (высота 5 м). Начинается входной шиверой (80- 100 м), много камней. Затем правый поворот. На выходе гряда надводных и обливных камней от левого берега. До преп. 2. - мелководные шиверы, иногда в протоках.

Препятствие 2. - порог длиной 80 м. Начинается входной шиверой. Затем уклон возрастает. Слева - крупнокаменистая отмель, справа бровки скального берега. Четких ориентиров порога нет. Порог расположен на левом повороте. На входе слева в центре и справа надводные камни, между ними слив. За порогом плес. Через 300 м на левом повороте

Препятствие 3. - порог длиной 70 м. У правого берега надводные камни. Порог менее мощный, чем преп.2. Через 20 мин сплава слева из распадка незаметно впадает р.Байбкунь. Через 1 км - на правом берегу зимовье, загон. Напротив зимовья

Препятствие 4. - мощная шивера. Три гряды надводных камней перегораживают реку. Расстояние между грядами - 100 м. В 1 и 2 грядах - проход между камнями у правого берега, в третьей гряде справа крутой перепад через обливники и зубья. Слева - узкие проходы через обливные камни. Ниже третьей гряды - камни в русле. Препятствием 4 начинается Жанжикульский каскад (преп.4 - 8).

Препятствие 5. Порог "ТКТ - 86" (4С). Расположен на правом повороте в 400 м от преп.4. Длина 50 м. На входе в центре - бочка, за ней слева обливной камень с еще одной бочкой. На выходе - более слабая бочка у правого берега. Правый берег скальный, невысокий, вдоль левого берега - каменистая отмель. Ниже порога - плес.

Через 100 м - мощная шивера длиной 100 м. Крупные камни в струе по центру, на выходе гряда обливников. Через 50 м - сужение до 10 - 15 м, в котором расположено преп.6. Левый берег крупнокаменистая отмель, справа выходы скальных пород.

Участок преп.1-5 шли тандемом без разведки. Перед преп.6 зачалились на правый берег.

Препятствие 6. Порог-водопад "Лом" ("Одуванчик") (5С-5В). На заходе группа надводных камней делит поток на две части. К скалам правого берега несильный прижим. Ниже - короткий 10-метровый крутопадающий участок, заканчивающийся полутораметровым сливом с мощной бочкой через всю реку. У правого берега бочка слабее, но весь поток идет в центр и влево. Здесь бочка представляет собой пенистый котел, в котором помещается катамаран. Ниже в центре русла остров. За порогом быстроток 200 м, отдельные камни в русле. На правом повороте - гряда камней от левого берега. Чистый проход по сливу у правого берега.

Кат-1 заходил слева от надводной гряды, что позволило ему, набрав необходимую скорость, пересечь основной поток слева направо и попасть в более простую часть слива. Кат-2 попытался повторить этот маневр, но прострел не получился, в результате чего судно, оказавшись в центральной части слива, немного задержалось в бочке. Сразу за порогом ночевали на небольшой полке правого берега.

За порогом - 400 метровая шивера средней сложности, отделенная участком быстротока в 50 м от преп. 7.

Препятствие 7. - двухступенчатый порог длиной 100 м. 1 ступень - крутопадающий участок 80 м, заканчивающийся бочкой в сужении, 2 ступень - 20 м. Правый берег - скальная стенка, к ней прижимы в "карманы". Левый берег - отмель. В начале порога слева впадает ручей (с воды не заметен). В первой ступени свал воды с отмели под скалы правого берега. На выходе - в сужении, образованным скальным мысом - бочка от правого берега к центру. Слева, у отмели (у большого надводного камня) - слив. Ниже порога - плес. Далее - мелководные шиверы, участки быстротока. Слева виден распадок р.Жанжикуль.

Препятствие 8. Порог "Труба". Длина 200 м. Скальный коридор с большим уклоном. Начинается на небольшом левом повороте, затем правый поворот. Мощная, но чистая струя, бочки, валы до 1,5 м. Начало трубы хорошо видно с воды. Преп.8. заканчивается устьем р. Жанжикуль. Ниже мелководные шиверы, перекаты, на правом берегу видно зимовье - конец Жанжикульского каскада. По левому берегу крупнокаменистая осыпь. От устья второго ручья справа начинается Талдыбулакский каскад (преп. 9-11). Распадки ручьев плохо заметны. Ориентир каскада - выходы скал правого берега. Каскад начинается мелководной шиверой длиной 200 м. Шивера почти без перерыва (участок быстротока - 30- 40 м) переходит в первую ступень преп. 9.

Препятствие 9. Порог "Сольфеджио" (5А). - двухступенчатый. 1 ступень длиной 100 м - мощная крутопадающая шивера перед устьем р. Талды-булак. Левый берег - крупнокаменистая отмель, правый - скалы. Общий свал с отмели под скалы правого берега с прижимом на выходе к мысу. В конце гряда обливников от левого берега. Затем резкий, почти на 90 градусов, поворот русла вправо. За поворотом через 50 м вторая ступень. Оба берега скальные. На входе у левого берега 2 крупных надводных камня. На один из них сильный прижим. В центре обливник, за ним бочка, струя из которой выносит на надводный камень-зуб. У правого берега узкий чистый слив. Ниже, в русле, крупные обломки скал, между ними сливы. Ступень заканчивается перед устьем левой протоки р.Талды-Булака на небольшом левом повороте.

Участок препятствий 7-9 проходили тандемом без разведки. На выходе из преп.9 кат-2, проходивший участок первым, страховал кат-1.

Препятствие 10. - длина 30 м. На прямом участке косая гряда крупных камней перегораживает реку. Справа и в центре камней меньше. Ближе к левому берегу - скальные обломки. 2 слива между обломками - слева и в центре. Ширина 2 м, в сливе обливные зубья и ниже навал на крупные камни. Правый берег - осыпь, левый - обрыв. Ниже быстроток 150 м и левый поворот. За поворотом - преп. 11.

Препятствие 11. S-образная шивера. В русле - 2 острова. Основная протока - центральная, левая и правая забиты камнями. На входе в центральную протоку надводные камни. Центральная протока по плавной дуге правого поворота подходит к левому осыпному обрыву и за правым поворотом соединяется с правой крутопадающей протокой. На повороте обливники, валы. Длина шиверы 300 м. Конец Талды-Булакского каскада.

Ниже - 6- 8 км участок мелководных шивер, плесов. Перед устьем правого притока р.Каракунтай - река совсем мелкая, шиверы в протоках. Ниже устья по левому берегу виден песчанно-глиняный обрыв. За ним просматривается долина р.Кара-Алаха. Устье р.Каракунтай и появление обрывов по левому берегу ниже устья - это первые ориентиры приближения Верхне-Алахинского каскада (преп.12.- 15.). Впереди справа просматривается распадок.

Препятствие 12. - мощная шивера длиной 100- 120 м. Галечный остров, поросший кустарником. Левая протока шириной 10 м, крутопадающая через обливные камни. В правой протоке (длина 50 м) на входе - надводные камни, зубья; на выходе - гряда камней от конца острова к правому берегу. После слияния проток мощная струя, сливы, валы.

Ниже шиверы - гряда крупных надводных камней от правого берега к центру. От устья ручья слева начинается мощная шивера-труба длиной 200 м. Ширина русла 20 м. Крутое падение, следующие друг за другом сливы, бочки, валы. Камней немного. Шивера переходит в преп.13. - порог, начинающийся сразу за правым поворотом.

Участок препятствий 10.-12. проходили тандемом без разведки. Перед преп.13. зачалились на правый берег.

Препятствие 13. Порог "Скат" (5С). Длина 100 м. Левый берег - песчанно-глинистый обрыв, правый - каменистая отмель. Ширина русла 10 м, общий перепад 5- 6 м. Можно выделить 4 гряды обливников с мощными бочками. Расстояние между первыми четырьмя грядами 5- 8 м. 2 и 3 гряды находятся на крутом левом повороте, в сливах обливные зубья. Через 15 м от 4 гряды - мощная косая бочка через все русло. Провели разведку порога с правого берега. Проходили по очереди, минуя мощную бочку через первую гряду. Далее - по основной струе, уходя от прижимов к надводным камням на левом повороте. Ниже порога шивера на прямом участке. Ширина потока 15- 20 м. Длина шиверы - 800 м.

Препятствие 14. - порог-шивера длиной 150 м. Расширение реки. В расширении - два острова друг за другом вдоль русла. Левая протока - узкая, напротив второго острова забита камнями. Протока между островами крутопадающая, мелководная. Основной свал воды - от центра русла вправо перед первым островом. Крутое падение. Ниже в первой протоке - сливы, валы, отдельные надводные камни. При слиянии проток узкие ворота между надводными зубьями. Через 50 м за правым поворотом преп. 15.

Препятствие 15. "Спагетти" (5А). Мощная шивера. Начало за правым поворотом. Слив у правого берега. Ниже - обливники, бочки, валы на прямом участке. Преп. 15 заканчивается после левого поворота (правый берег - скальная стенка). Длина - 700 м.

Следующий участок - небольшие перекаты, быстроток до устья Кара-Алахи (1км) и еще 1 км ниже. Долина широкая. Впереди виден высокий правый берег. Уклон возрастает. За правым поворотом шивера длиной 200 м. Это входная шивера Нижне-Ак-Алахинского каскада.

Препятствие 16."Нижне-Ак-Алахинский каскад". Длина 2,5 км, 5-6 мощных, коротких порогов на поворотах реки со сливами между обливными камнями. Начинается и заканчивается шиверами. Ниже препятствий нет - тихая спокойная река, часто петляет. Весь участок от преп.13 шли с ходу. Линия движения легко читается с воды. Остановились на обед через 1.5 часа сплава от преп.16.

Первым ориентиром следующего, самого сложного каскада реки, может служить правый приток - р.Блужигит, который впадает в Ак-Алаху из небольшого распадка, через крупно-каменистую осыпь, водопадными сливами, слышен издалека. Через 1,5 км после него приток слева, в устье которого деревянный мост. Приток круто падает с осыпи в заболоченную низину. Здесь озеро, соединенное короткой протокой с Ак-Алахой. Через протоку мост. Через 1,5 км начало Нижнего ущелья Ак-Алахи (преп. 17.-25.). Длина - 6 км. Вдоль левого берега идет тропа.

Препятствие 17. - шивера длиной 400 м на прямом участке.

Препятствие 18. - шивера средней сложности. Длина 200м. На входе прибрежные большие плоские камни образуют ворота. На выходе у левого берега надводный камень высотой 3 м, в центре напротив него камни в русле образуют ворота шириной 3 м. За шиверой - простой участок 500м до поворота долины налево: чередование плесов до 50- 100 м и мелководных шивер.

Препятствие 19. Порог "Туз" (5А). На входе мелководная шивера 100 м. Порог образован крупными осыпями с берегов. Длина порога 100 м. На первых 30 м резкий перепад - горка. В центре хаотично разбросаны некрупные надводные камни-зубья. Основная струя справа, на входе чистая, в середине порога разбивается на камнях и зубьях у правого берега. Более узкий (2- 3 м) и чистый проход на дуге слева. При сбойке струй, у конца центральных камней, в левой струе очень мелко. Ширина проходов до 2м. После сбойки узкая, мощная струя идет вдоль правого берега. Левый берег отмель, с нее свал вправо. На выходе порога сильный прижим на камень у правого берега, перед ним бочка. Ниже порога плес 50 м. После сбойки струй уклон несколько меньше, чем в начале порога.

Проходили порог тандемом без разведки. В заключительной части протискивались в узкие проходы и прыгали через полуобливные камни. После порога продолжается плавный левый поворот долины. 300- 400 м участок коротких шивер с плесами между ними.

Препятствие 20. - короткий (50 м) порог-слив. На левом повороте от правого берега косая гряда надводных камней. Правее центра слив. Слева за обливником бочка 1,2 м. Ниже плес 100 м. Далее на участке 400 м на левом повороте короткие шиверы. Правый берег высокий, осыпной. Из небольшого распадка впадает ручей.

Препятствие 21. За поворотом прямой участок 300- 400 м. Сужение русла до 20 м, увеличение уклона, сливы, бочки, валы. Более чистый проход правее центра. На участке до преп.22. уклон уменьшается, долина плавно поворачивает направо. Здесь мелководные шиверы, разделенные плесами. От преп.21. до преп.22. - 400 м.

Препятствие 22. Порог "Трепач" (5А). Длина 70- 80 м. Вдоль левого берега крупнокаменистая отмель. От правого берега отходит косая гряда надводных и обливных камней. На ней перепад 2- 2,5 м. У правого берега свал воды круче. В центре группа надводных камней. Слева узкие проходы (2 м) между надводными и обливными камнями. Сливаясь с левой части гряды, вода прижимается к надводному камню. Ниже сбойка струй слева и справа и на выходе 2 бочки. Первая - от отмели левого берега, вторая - ниже, справа. Узкий слив по центру.

Препятствия 20.-22. продолжали идти тандемом без разведки. Пор.Трепач проходили в левой части. Заход в порог виден плохо. Смещались от центра влево. За преп.22 начинается шивера. Первые 1- 1,5 км несложные, затем сложность возрастает.

Препятствие 23. (5А). - мощная шивера. Состоит из отдельных мощных участков протяженностью от 100 до 400 м, разделенных короткими (до 100 м) участками быстротока. Переходит непосредственно в пор.Светлана (преп.24.). Сложность шиверы увеличивается по мере приближения к преп.24. Перед ним начинаются сенокосные поляны на террасе левого берега. Ниже - ближе к левому берегу небольшой остров, затем острова, образованные крупными камнями. Основная протока правая, левая забита камнями. После слияния проток сложная чалка к левому берегу. Здесь начало преп.24.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 24. Порог "Светлана" (6В). Длина 100 м. Основная струя разгоняется на левом повороте, образуя сильные валы. В правой части потока полуобливной камень с бочкой. Струя немного поворачивает влево и, огибая гряду камней с левого берега, падает в пологий слив с мощной бочкой. Далее поток разбивается на три части. Основная его часть уходит в крутопадающий слив высотой около 2 м. Он расположен у большого обломка скалы (5- 6 м) у правого берега, причем часть воды падает прямо на него. За сливом пенный котел и прижим к нижней части скального обломка. В левой части струя идет, прижимаясь к скальным выходам левого берега, в центре - слив между надводными камнями. Далее поток собирается, образуя ряд мощных хаотически расположенных бочек.

Препятствие 25. Порог "Азартный" (6А). Находится через 50 м быстротока после преп.25. Расположен в правой протоке. Левая мелководна. Длина 300 м. На входе в протоку гряда обливников, наибольшие у правого берега. За ней ряд бочек и через 10 м сужение до 8 м между полуобливными камнями с водопадным сливом 2,5 м. Ниже на участке до конца порога - серия ворот со сливами и мощными бочками.

От начала преп.24 обнесли вещи по левому берегу за преп.25 к месту ночевки. Организовали береговую страховку в конце преп.24. Проходили поочереди сразу связку преп.24-25. Бочка за первым сливом пор.Светлана сбрасывает влево, что было известно из опыты прохождения порога в предыдущие годы. В результате кат-1 ушел в центральный слив, а кат-2 - в левую часть потока вдоль берега. В пор.Азартный заходные бочки сильно мешают правильному заходу в основной водопадный слив. Кат-2 преодолел этот слив через полуобливные скальные выходы у левого берега.

Ниже преп.25 р.Ак-Алаха спокойна. Сильно петляет. До пос.Джазатор около полутора часов сплава. После слияния р.Ак-Алаха и р.Джазатор река называется Аргут. Обычно р.Аргут условно делят на пять участков:

1. Верхний Аргут Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного Алтая(от п. Джазатор до начала Большого Карагемского прорыва). Длина - 30 км. Средний уклон - 2,5 м/км. На участке преп.26-31 - в основном несложные, но мощные шиверы. В конце участка два порога ("ВДНХ" №30, "Ворота" №31). Все препятствия можно проходить без просмотра, весь участок - за один день.
  2. Большой Карагемский прорыв Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного Алтая (заканчивается в 1,5 км выше устья р. Карагем) - преп.32. Длина - 8-9 км. Средний уклон - 15 м/км, максимальный до 25 м/км. Расход - 60 куб.м/сек - 180 куб.м/сек. Вряд ли полностью проходим. Обнос по дороге правого берега.
  3. Степной Аргут (до устья р.Кулагаш). Простой участок реки, можно пройти за один день. Длина - 23 км. Уклон - 3.5 м/км. Расход после устья р.Карагем - до 180 куб.м/сек. Наиболее сложные препятствия участка: преп.35 - пор.Коротыш, преп.33 - пор.Степной. Остальные препятствия - мелководные шиверы, перекаты.
  4. Дикий Аргут Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного Алтая - наиболее сложный участок реки. Включает преп.36-50. Длина участка - 50 км. Средний уклон - 8 м/км, в прорыве "Сапожникова" - 12 м/км. Наиболее сложные пороги: преп.38 - порог-водопад Сапожникова, преп.49 - пор.Раздельный; преп.37 - труба Сапожникова, преп.47 - пор.Белый, преп.36 - пор.Надолбы, причем наиболее сложное место Дикого Аргута (по концентрации препятствий) - это прорыв "Сапожникова".
    Дикий Аргут начинается сложным 2-ступенчатым пор.Надолбы, затем идет "Труба Сапожникова" (1,5 км). Кульминация прорыва - это порог-водопад Сапожникова. Ниже ряд сложных препятствий прорыва до устья р.Иедыгем: шивера "Седая", пор."Иедыгемский". Все препятствия мощные, опасные.
    Ниже устья р.Юнгур - второе сложное место Дикого Аргута - так называемаемая Юнгурская теснина Аргута. Здесь наиболее сложны: пор.Раздельный, пор.Белый. Заканчивается Дикий Аргут - преп.50 - каньон "Труба". Красивый узкий каньон с мощными сливами, бочками, валами.
  5. Быстрый Аргут Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного Алтая - длина 25 км, уклон 5 м/км. Наиболее сложные препятствия: пор.Атланты (57), пор.Ворота (61). Остальные препятствия - мощные шиверы средней сложности.

Уровень воды в р.Аргут при нашем прохождении очень высокий для этого времени года.

Ниже п.Джазатор Аргут спокоен почти до устья р.Байру, где река огибает отдельную вершину (правый берег). Перед устьем р.Байру - два переката, в устье ледник. Ниже остров. Правая протока - мелка. Левая - основная - в ней мелководная шивера (преп.26.). После слияния проток - мост (по левому берегу вдоль реки видна дорога). Ниже моста плес 1,5 км до левого поворота. На повороте, на правом берегу - ледник. Ниже начинается преп.27. - шивера "Длинная". Протяженность - 1,5 км. Шивера несложная, состоит из отдельных, коротких шивер на поворотах, разделенных участками быстротока.

Препятствие 28. Порог "Белая осыпь". - мощная шивера длиной 100 м. Расположена на небольшом правом повороте. Образована надводными камнями от правого берега на повороте. Ниже - сливы между отдельными камнями. Заканчивается у белой осыпи правого берега. Здесь, перед осыпью - устье ручья. Ниже устья р.Ойру начинается

Препятствие 29. - шивера "Качели". Длина - 500 м. Расположена на левом и правом поворотах. Ниже постепенное сужение долины. Общий правый поворот долины. По берегам выходы отвесных скал. На местном левом повороте следует

Препятствие 30.Порог "ВДНХ". Длина - 50 м. Правый берег - скальная стенка. Левый - пологий, у него в русле надводные и обливные камни, с них свал вправо. На выходе прижим к скалам правого берега.

В конце порога улова у берегов. Через 60- 80 м за правым поворотом сужение до 10 м. В русле скалы - этопреп.31. - порог "Ворота". В воротах небольшой слив ближе к скалам левого берега. Между преп.30. и 31. слева устье ручья. В воротах ближе к левому берегу - скала с автографами. Через 1 км слева устье р.Коксу. Ниже устья две простые шиверы. Первая - длиной 150 м, вторая - 100 м. Затем река спокойная. Поселок Кызыл брошен - 2 избы. Ниже слияния проток, на правом берегу видна избушка (2 избы и сарай - с воды не виден). На травянистом склоне правого берега видна дорога, поднимающаяся справа налево вверх. Это ориентиры места чалки для обноса преп.32 - "Карагемский прорыв". Чалка у избы. Обнос по хорошей дороге, траверсирующей правый склон долины р.Аргут.

Участок от устья Ак-Алахи до Карагемского прорыва плыли без просмотра.

В начале обноса крутой подъем на береговую террасу высотой 50 м, затем траверс склона. Река Кара-Су впадает несколькими протоками. Через одну есть мост, через остальные нужно переправляться вброд. Здесь загон для скота, выше по долине Кара-Су - летник. Здесь на поляне устроили базовый лагерь для просмотра и организации прохождения Карагемского Прорыва. В конце обноса дорога крутым серпантином спускается к реке. Общая длина обноса около 7 км.

Мы отнесли вещи и катамараны на поляну у р.Кара-Су, где поставили базовый лагерь, необходимый для проведения длительных разведок и прохождения прорыва.

Препятствие 32. "Карагемский прорыв" (6С). Длина 8 км. Ущелье с большим (до 25 м/км) падением, водопадными сливами, мощными бочками, котлами, прижимами. Основная часть Карагемского прорыва показалась нам непроходимой для нас на наших судах в настоящее время. Пригодными для своего сплава мы признали 1,5- 2 км выходной части Карагемского прорыва.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяОтчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяКлючевым местом выходной части Карагемского прорыва является водопад "Штопор", расположенный на резком правом повороте русла. На правом берегу на высоте 60- 80 м вертикально вверх торчат скалы-"перья", возвышающиеся над основным рельефом на 10- 15 м. Справа и слева от "перьев" находятся кулуары, по которым можно спустить катамараны к воде.

Опишем участок, начинающийся приблизительно в 200 м выше водопада Штопор и заканчивающийся в начале горизонтальной террасы правого берега, расположенной после Карагемского прорыва. Правый берег выше водопада - невысокая полка шириной 15- 20 м из валунов, поджатая вертикальными скалами. Условно поток делится отдельными камнями в середине русла на две одинаковые по мощности части. Левая часть вдоль скал левого берега проходит через несколько сливов. Стационарных бочек здесь нет, поэтому скорость струи довольно велика. Правая часть немного тормозится в в бочках вдоль правого берега. Линия движения в правом варианте сложнее, зато струя здесь менее мощная. На резком правом повороте начинается водопад Штопор. Две трети ширины реки перегорожены справа мощнейшей бочкой. Левая часть несется вдоль огромной горизонтальной скалы левого берега по треку. Далее на протяжении 20- 30 м вода падает на 7- 8 м, проходя еще через 3 мощнейших котла. После небольшого расширения на прямом участке реки по центру русла тянется гряда надводных и подводных камней длиной 100- 150 м, справа и слева от которой вода проходит по 3-4 полутора- и двухметровых слива. Затем два потока сливаются, и вода падает в 2-2,5 метровый слив, за которым мощнейший котел. За ним река делает поворот влево, через 30- 40 м следует еще один слив через всю реку. Здесь основные "ужасы" участка заканчиваются. До правого поворота реки струя с мощными локальными сливами, бочками, валами.

Кат-2 был обнесен на страховку и поставлен с 2 гребцами на борту в 100 м ниже последнего слива через всю реку. Береговая страховка была поставлена за последним сливом. Раму кат-1 спускали по кулуару слева от скал-"перьев". Собирали катамаран в 200 м выше кулуара. Заходную часть проходили в правой части русла, маневрируя между надводными и слабообливными камнями.За 50 м до Штопора стали траверсировать струю под левый берег, целясь левее скалы. Удалось выскочить на левую часть струи - "трек" - и довернуть нос кат-1 вправо. Тем не менее, бочка справа зацепила правый баллон, утащила весь катамаран вправо и подсосала назад под слив. Катамаран практически целиком был под водой. Экипаж отчаянно цеплялся, но мы до сих пор не уверены, были ли эти действия решающими при выходе из этого котла. Дальнейшие сливы и валы Штопора были преодолены чуть легче, хотя воздействие стихии на катамаран, настолько велико, что он становится почти неуправляемым. После Штопора из последних сил угреблись в левую часть струи. Прямой участок порога прошли ближе к левому берегу. Мощь реки, даже "разделенной" на 2 части, впечатляет: каждый слив, каждая бочка отмечены отчаянной работой экипажа. После "слияния" правой и левой частей потока кат-1 нырнул в слив, в бочке после которого он сделал полный оборот вокруг вертикальной оси, затем вышел из этого котла практически на кормовой свечке. Последний довольно пологий слив через всю реку не доставил нам больших неприятностей: мы сильно разогнались в него по центру и с ходу пробили бочку. После него силы закончились у всех членов экипажа, так что зачалились к правому берегу только через 300 м.

Начало сплава после преп.32. - на правом повороте напротив последней осыпи левого берега на береговой террасе, в конце отмели правого берега. Ниже места стоянки 2-3 мощные, короткие (100 м) шиверы, затем 1 км до устья р.Карагем. Ниже устья встречаются отдельные перекаты. Перед правым поворотом слева видно устье ручья (водопадный слив), затем на левом берегу затон и за крутым левым поворотом начало преп.33.

Препятствие 33. Порог "Степной". Река здесь течет в песчано-глинистом каньоне, который заканчивается у моста через Аргут. Порог простой, расположен на входе в каньон. Ниже моста расширение долины, отдельные перекаты. Перед пос.Аргут, расположенном на левом берегу и состоящим из 10-15 домов, устье р.Куросай, которая впадает каскадом водопадов. За поселком подходит отрог. Река делает левый поворот. На повороте

Препятствие 34. Порог "Куркурек". В центре сливы с валами до 1,5 м. У левого берега надводные камни. Через 100 м в центре обливник. Порог простой. Устье р.Куркурек незаметно. Ниже порога спокойно 3 км. На местном первом повороте преп.35.

Препятствие 35. Порог "Коротыш". Длина 80 м. Короткий, мощный порог. Осмотривать нужно с левого берега. В центре, на входе, мощная "бочка", за ней валы. Между ней и обливным камнем у левого берега - основной слив. Левее камня еще один слив менее мощный. На выходе несильный прижим к левому берегу на правом повороте. У правого берега улово.

Ниже порога 3 км спокойно. На левом берегу несколько новых домов. После правого поворота (здесь слабая шивера) слева видны скалы. Перед ними слева устье р.Кулагаш. Нужно причалить к правому берегу за 200 м до скал для просмотра порога.

Участок реки от Карагемского прорыва до преп.36 плыли без разведки.

Препятствие 36. Порог "Надолбы" (5С). Порог длинный - 700- 800 м, двухступенчатый. Длина ступеней примерно одинакова, между ними перед правым поворотом и на повороте - быстроток 100 м. 1 ступень начинается на небольшом левом повороте, затем прямой участок до правого поворота. На входе гряда обливников. Затем от правого берега к центру несколько больших надводных камней ("Надолбов"), между которыми сливы. Левее центра большой обливник с 2-метровой бочкой, через 50 м левее центра - надводный камень. Между скальным левым берегом и этими камнями узкие сливы шириной 5 м. Ниже слива и в центре мощные "бочки", валы. За поворотом в начале 2 ступени косая обливная гряда, в которой чистый слив ближе к правому берегу. Затем основная струя собирается в центре и на резком левом повороте валит в ворота между двумя огромными обломками у правого берега и зубом левее центра. На обломки сильный навал. Ниже прямой участок с мощной струей, бочками, валами. Чалка к правому берегу. Ниже 700 м быстротока. За правым поворотом у левого берега 7-метровый камень- "Часовой" - это ориентир начала преп.37.

После просмотра порога по правому берегу, первым прошел порог кат-2. 1 ступень кат-2 шел сначала справа, затем сместился в цетр струи. После правого поворота во 2 ступени был сделан траверс через всю реку под левый берег, при этом кат-2 успешно ушел от прижима к обломку скалы у правого берега. Кат-1 прошел порог примерно так же.

Препятствие 37."Труба "Сапожникова" (6А). Чалка к левому берегу около "Часового" или в 150 м выше. Осмотр преп.37 по тропе левого берега. Правый берег - часто скальный или осыпной. По левому везде можно пройти вдоль воды. Длина препятствия 1,5 км. На всем протяжении большой уклон, мощные сливы, бочки, валы. В трубе можно выделить 2 наиболее сложных места:

- Первое находится там, где правый берег - скала. На входе 2 косые гряды обливников от левого берега. Справа прижим к скалам. Ниже несколько бочек и большая бочка от левого берега к центру. На выходе в центре обливник, справа и слева узкие сливы. Возможна чалка слева. Длина участка 150 м.

- Второе находится там, где левый берег осыпной с узким распадком. Длина 50 м. На входе в центре и справа мощные бочки, слева слив, но струя после слива попадает в центр на мощную косую бочку, в 5 м ниже которой зуб - полуобливник на выходе улова слева.

Ниже правый поворот, затем левый и у правого берега виден огромный камень, прямоугольная грань которого смотрит вверх по течению. Это ориентир конца Трубы. Чалка к левому берегу в 100м ниже камня. Через 100 м на левом повороте начинается входная шивера.

После обноса вещей к месту ночлега на поляне левого берега за шиверой Седой, мы преодолели Трубу тандемом. Основная идея при сплаве - придерживаться центральной струи, выходя из нее где необходимо под левый берег.

Препятствие 38."Порог-водопад "Сапожникова" (6В). Начинается от устья р.Ябелю-Ярык. Длина 400 м. Правый берег отмель. Левый осыпной, местами обрывистый. На входе три надводных камня от левого берега к центру; ниже, в центре и правее центра два обливника с пенными котлами. За ними у левого берега еще две гряды обливников. Основная струя, формируясь в центре, через 80 м попадает в мощную бочку, которая перегораживает реку, оставляя узкий проход со сливом на обливники. Еще через 40 м мощный слив в центре, образованный надводными камнями справа и слева. Ниже еще 50-70-метровый участок сплошной пены, заканчивающийся косой бочкой в центре, и свал воды на чемодан высотой 3- 6 м у левого берега. За ним основная струя разбивается на гребенке обливников, которая идет с отмели, расположенной ближе к правому берегу. Правая протока узкая, но мощная, с несколькими сливами и бочками. Основной свал с гребенки - в левую протоку - с прижимом на выходе к камням у левого берега. Порог сразу за правым поворотом переходит в преп.39.

При нашем очень высоком уровне воды линия движения в преп.38. упростилась, хотя количество усилий, приложенных экипажами, скорее всего, увеличилось. Заходили в порог вдоль правого берега, уходя от громаднейшей водной подушки над обливной плитой в середине русла. Далее везде вдоль правого берега, причем сразу за подушкой 3 узких концентрированных слива между обливными камнями.

Препятствие 39. Шивера "Седая" (6А). Длина 800 м. За правым поворотом галечный остров в центре. Левая протока основная, в ней мощные бочки, валы. Правая более мелкая. При слиянии проток ближе к правому берегу подводный камень. Между ним и правым берегом узкий слив шириной 3 м через обливные зубья. Основная струя идет левее надводного камня с прижимом к нему. Здесь мощный слив, валы до 1,5 м. Это наиболее сложное место шиверы. Ниже прямой участок 600 м до правого поворота. На нем валы, бочки, отдельные надводные и обливные камни. На правом повороте преп.40.

Шивера Седая была пройдена обоими катамаранами без промежуточной чалки после преп.38. После шиверы причалили к левому берегу, где уже был поставлен лагерь.

От преп.40 плыли на загруженных судах. Все препятствия до пор.Раздельный шли тандемом без предварительной разведки. В процессе сплава приставали к берегу, чтобы размяться или согреться.

Препятствие 40. Порог "Угловой". Левый берег - скальная стенка. Здесь в обход бома идет тропа. Осмотр порога лучше проводить справа. Правый берег отмель. Длина порога 150 м. От правого берега на входе гряда обливников с бочками. За ними на выходе валы. Порог простой. Под левым берегом несильный прижим. Через 30 м на прямом участке шивера 80 м. За ней на прямом участке преп.41.

Препятствие 41.Порог "Медвежий". Длина 300 м. Представляет собой мощную шиверу. На входе и в середине препятствия валы, бочки, на выходе в центре надводный камень, к нему прижим. Слева и справа сливы, ниже левого слива вал до 1,5 м.

Препятствие 42. Порог "Иедыгемский" (5С). Порог начинается через 100 м после преп.41 за левым поворотом. Осмотр по левому берегу. Длина 300 м. S-образный порог. На входе в центре русла обливные и надводные камни разбивают струю на две части. После сбойки струй вся вода на правом повороте попадает в мощную косую бочку, занимающую весь центр и левую часть русла. Справа узкий слив. Ниже бочки валы до 2 м. Затем, на левом повороте вся узкая струя наваливает на большой обливной зуб у правого берега. Перед устьем Иедыгема улово слева, а само устье - в 50 м ниже поворота. Ниже устья Иедыгема мелководная шивера длиной 70 м. Слева и по центру камни, справа чистый проход. За шиверой начало преп.43.

Препятствие 43. Порог "Остров" (5А). Длина 100- 150 м. В пороге галечный остров, левая протока основная. При слиянии проток крутое падение, валы левее центра бочки. В левой протоке у конца острова обливной зуб. Правый берег при слиянии проток скальный, на левом огромные камни. Ниже спокойный участок 1,5 км в небольшом каньоне. В конце крутой правый поворот, затем левый. На поворотах прижимы к береговым скалам. Это преп.44. - слив "Зиг-Заг". За ним чалка к высокому правому берегу в 150 м выше притока слева для осмотра преп.45.

Препятствие 45. Порог "Стерегущий" (5В). Входная шивера длиной 150 м переходит в порог, расположенный на правом повороте. На повороте остров с деревьями. Просмотреть левую протоку до конца нельзя. Левый берег сначала пологий, затем обрывистый. С правого берега левая протока через остров не видна. В правой протоке горка, после которой прижим к скалам правого берега. Ниже порога - до устья р.Бортулдаг - спокойный участок.

За устьем на правом повороте прижим к скалам левого берега, затем правого и вновь левого берегов. Далее, до устья р.Юнгур, несложный участок с несильными шеверами на поворотах. От устья р.Юнгур - сужение долины. Река входит в так называемый Юнгурский прорыв. На поворотах шиверы с прижимами под скальные стенки берегов, сливы, валы до 1,5 м, мощные улова. Ниже устья руч. Б.Ары-Юл несложная шивера 150 м, быстроток 100 м. За крутым левым поворотом начинается преп.46.

Препятствие 46. Порог "Б.Ары-Юльский" (5С). На повороте на левом берегу зимовье. Длина порога 150 м. С правого берега осыпь. Осмотр возможен с любого берега, но выход из порога с левого берега просматривается плохо. На выходе косая гряда надводных камней от правого берега к центру. Ниже 4 обломка: три ближе к левому берегу, четвертый за косой грядой. Основной слив по центру через обливник. Более безопасный проход - вдоль левого берега (между берегом и обломками). В конце порога большие валы. Продолжается левый поворот. Левый берег - высокие черные скалы. За поворотом сужение, узкие проходы, сливы, бочки, валы до 2 м. Затем прямой участок 800 м. Видна красноватая осыпь по левому берегу и поворот долины вправо - это ориентиры преп.47.

Препятствие 47. Порог "Белый" (6А). Общий осмотр порога возможен по высокому правому берегу. Просмотривать вдоль воды лучше по левому берегу. Длина порога 2,5- 3 км. Порог длинный, мощный, опасный. Условно делится на 4 части:

1 часть. Длина 200 м. На крутом правом повороте мощный слив, валы до 2 м, у левого берега улово, прижим к скалам справа. Ниже в центре большой обливник, на который попадает струя со слива. Справа валы. Слева узкий проход.

2 часть. После правого поворота прямой участок 600- 700 м с бочками и валами. Участок заканчивается сужением. Имеются надводные камни и зубья в центре и слева.

3 часть. Длина 150 м. Расположена на крутом левом повороте. В центре обливник, с него свал воды. Перед обливником слева бочки.

4 часть. Длина 1,5 км. Расположена на правом повороте, затем идет прямой участок и крутой левый поворот. Здесь мощная шивера, сливы, валы. За левым поворотом конец порога. Справа виден распадок. На левом берегу в 600 м выше устья р.Коир возможна стоянка. От устья р.Коир до устья р.Ело Аргут течет в узкой долине, берега скальные. Ширина реки 30 м. На поворотах сливы, валы, прижимы под скалы.

Препятствие 48. Порог "Зуб Ело". Простой порог. Длина 30 м. В скальном коридоре в центре русла лежит надводный камень. К нему прижим. Через 600 м на правом повороте начинается преп.49.

Отчет о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Горного АлтаяПрепятствие 49. Порог "Раздельный" (6А). Длина 200 м. Расположен в начале 7-километрового каньона. Порог опасен, трудна страховка. Осмотр возможен с высокого правого берега, однако удобнее с высокого левого берега. Вдоль воды часть порога можно осмотреть слева. По левому берегу высоко над порогом идет тропа. На входе несколько бочек, сливы, затем через всю реку мощная бочка. Основной слив под скалой правого берега. Ниже опасный карман у правого берега. Левее центра крупные обломки скал. На выходе еще одна бочка от центра к правому берегу. Порог просмотрели с высокого левого берега. В нашу высокую воду был открыт левый вариант прохождения, который мы последовательно и реализовали, сначала кат-2, затем кат-1.

Ниже порога каньон почти до устья р.Шавла - препятствие 50. В каньоне сливы, шиверы, прижимы к стенкам каньона. В одном из сужений пологий слив высотой 2 м. Каньон заканчивается сужением 10 м. От пор.Раздельный до устья р.Шавла 45 минут сплава. Ниже устья р.Шавла Аргут спокоен до левого поворота.

Препятствие 51. - простая шивера между устьями двух левых притоков, валы.

Препятствие 52. Порог "Туганский". - мощная шивера длиной 100 м. Ориентиры: на входе слева в русле высокий камень (призма). На правом берегу избушка. Хорошо просматривается с воды. Несколько обливных и надводных камней в русле, сливы, бочки.

Препятствие 53. Порог "Слив ЛАС". - расположен на правом повороте. У левого берега надводные камни, в центре слив 1,5 м, за ним бочка.

Препятствие 54. - шивера длиной 1 км. Начало на левом повороте. Здесь валы, бочки. Ниже в центре русла скалы, хорошо видные с воды.

Препятствие 55. - несложная шивера после левого поворота.

Препятствие 56. Порог "Тихоня". Длина 150 м. Начало на небольшом правом повороте. На входе полуобливник в центре реки, за ним бочка. Слева и справа сливы, затем участок быстротока 50- 70 м и мощная бочка в центре. Валы на выходе до 1,5 м. После порога прямой участок 2 км до левого поворота. Ширина русла до 40 м. Перед поворотом можно пристать к левому или правому берегу для просмотра преп.57.

Препятствие 57. Порог "Атланты" (5В). Длина 250 м. Ориентиры: левый поворот, сужение, причудливые скалы на правом берегу с черными натеками. За поворотом прямой участок с большим уклоном, большие валы и бочки по всей ширине реки. Более чистый проход у левого берега. Через 150 м в центре надводный камень. За ним бочка. Напротив камня - устье правого притока Сато-Кулар. Основная струя идет справа от камня через мощную бочку-котел более 2 м. Между камнем и скалой левого берега чистый проход. Через 50 м слив в косых скальных воротах, после которого от мыса правого берега тянется косая бочка. К мысу сильный прижим. После ворот у скал улова.

Препятствие 58. Шивера "Дикая" (4С). Длина 200 м. Начинается через 100 м после пор.Атланты на прямом участке, продолжается на правом повороте. Основная струя, минуя обливники, идет вдоль левого берега, образуя валы до 1,5 м. Через 200м

Препятствие 59. Шивера "Игольное ушко." (4С). Длина 200 м. Через 200 м после преп.58. расположено скальное сужение, далее в центре русла надводный камень. Слева обливники. Через 300 м следует левый поворот, затем прямой участок 800 м. На этом участке отдельные надводные и обливные камни.

Препятствие 60.Шивера "Ленивая". - на плавном правом повороте сужение в скальных берегах.

Препятствие 61. Порог "Ворота" (4С). Длина 50 м. В сужении основной слив ближе к скальному мысу правого берега, за сливом через реку бочка-котел. Валы достигают 1,5 м. Через 80- 100 м стрелка рек Аргута и Катуни. На стрелке устроен туристами музей, баня. Возможное место для стоянки.

Участок от пор.Раздельный до устья р.Аргут шли тандемом сходу. На поляне на стрелке Аргута и Катуни устроили продолжительный обед, много купались в Катуни.

Река Катунь после устья р.Аргут достигает ширины до 80 м. Долина широкая, безлесная. Препятствия до пос.Иня простые - отдельные перекаты. Время сплава 3-3,5 часа. Приплыми под проливным дождем к устью р.Чуя. Затем проплыли еще 1,5- 2 км. Катамараны разбирали на правом берегу р.Катунь.

Сплав по р.Чуя (Менский и Мажойский каскады)

С самого утра ловили попутку до пос.Акташ. Однако свободных попутных грузовиков не было весь день. К вечеру пошли в пос.Иня, зафрахтовали бортовой ГАЗ-53, загрузились вместе с вещами в кузов в 21-30 и уехали в пос.Акташ. Собирали катамараны следующим утром в 400 м ниже водозаборника недостроенной ГЭС на р.Чуя.

Препятствие "Менский каскад" состоит из 3 ступеней:
- 1 ступень расположена на слабом левом повороте в 10 минутах сплава от водозаборника. На входе гряда камней слева перегораживает реку. Справа чистый проход. Мощные валы и быстрая струя.
- 2 ступень начинается через 50 м быстротока. Справа камни, в центре полуобливной зуб. Левее его дорожка мощных валов. Эта часть порога отделена от правого берега островком. Ниже островка система из 3 ворот со сливами в них. Справа русло забито крупными валунами. За порогом плес 150 м.
- 3 ступень через 150-200 м. На входе на островке завал, в правой протоке шивера, на выходе из протоки прижим к скале правого берега.
Далее плес около 2 км, в конце которого есть удобная чалка к низкому правому берегу перед скалой до начала Мажойского каскада. Это место наиболее удобно для разгрузки судов. Менский каскад прошли тандемом с ходу. На плесе поддули баллоны катамаранов.

Мажойский каскад

Препятствие 1. Вдоль скальной стенки правого берега простой перекат с небольшим пологим валом. Поворот направо, у левого берега улово, в котором можно причалить для разведки. Порог начинается в 50 м за уловом. Препятствие очень мощное. В верхней части очень сильный вынос струи на полуобливную скалу. Затем на левом повороте дорожка валов до 2 м. Левая часть русла забита крупными полуобливными камнями. Навала на правый бом нет. В конце порога слева впадает р.Маашей.

Препятствие 2. начинается сразу за преп.1. Река представляет собой мощную шиверу с валами до 1,5 м.

Препятствие 3. - на правом повороте остров. Слева узкая 10- 15 м довольно спокойная протока. Справа широкая и очень мощная протока с валами до 2 м. Левая протока выводит в улово перед мостом. Мост находится сразу за островом. За мостом на левом берегу скальная стенка высотой 10- 15 м. Вдоль стенки 50 м спокойной воды, затем левая часть струи наваливает на скалу. В центре мощная бочка. Наиболее спокойный проход справа, но в этом случае сложно пересечь струю и уйти к левому берегу для правильного захода в преп.4.

Прошли участок преп.1-3 без просмотра тандемом. За мостом причалили к левому берегу для отдыха.

Препятствие 4. - порог короткий, около 50 м. Главная опасность содержится в сильнейшем прижиме к скальному карману правого берега. Перед ним крутой слив с подводной гряды камней. Правая сторона струи и центральная струя неизбежно приводят в прижим.

Препятствие 5. - мощная шивера средней сложности, около 1км, состоящая из дорожки больших валов, обливных камней в центральной части порога. В первой четверти прижим вправо.

Препятствие 6. Шивера "Майская". Шивера расположена на правом повороте, ее длина 300 м. Левый берег переходит в скальную стенку, а правая стенка выполаживается. Шивера начинается быстротоком с отдельными крупными обливными камнями в русле. Затем крупные камни (до 3 м высотой, в нашу воду обливные) от левого берега образуют несколько ворот. На камнях водяная подушка. Чистый, достаточно пологий слив у правого берега. Есть проход и у левого берега шириной чуть меньше 2,5 м, но в сливе виден зуб. Далее правая часть реки забита обливными камнями.

Препятствие 7. Сразу после преп.6 идет шивера длиной 2- 2,5 км. Ключевые места на правых поворотах: навалы на надводные и полуобливные камни. Основные ориентиры на этом участке: 2 осыпных кулуара слева. По первому падает ручей.

На участке от шиверы Майской до пор.Суровый всего 3-4 места, где можно встать справа, поэтому обязательна тщательная разведка всего участка. Участок преп.4-7 прошли без разведки.

Препятствие 8. Порог "Суровый" (6А). Это одно из сложнейших в техническом отношении препятствий Мажойского каскада. Правый берег в пороге - скальный бом. Спуститься к воде можно только у скалы - ориентира основной части порога, внизу - памятник погибшему воднику. В конце второго острова левый берег более пологий, но переходит в бом в конце порога. В малую воду разведка возможна и по левому берегу. Протяженность порога 600 м. Его можно разбить на 4 части. 1 - очень мощная шивера 200 м, заканчивающаяся водопадным сливом около 1 м. 2 - наиболее сложная часть порога. После водопадного слива струя наваливает на огромную скалу и разделяется ею на две протоки. Левая протока более спокойна и выводит в чистый левый слив, однако попадание в эту протоку связано с риском быть наваленным на скалу на входе. Правая потока многоводна, в русле расположен ряд больших обливных камней, образующих несколько косых ворот. Сюда же впадает и левая протока, затрудняя попадание в ворота. Несколько сливов и сильнейшие навалы на камни усложняют движение. Сразу за воротами река снова разделяется на две протоки. Правая короче левой, в ней очень большое падение, мощные сливы, бочки, прижим. 3 часть порога - представляет собой мощную шиверу, начинающуюся сразу после косых ворот. Струя мечется между больших обливных камней, за которыми большие бочки. 4 - простая шивера, расположенная на правом повороте и кончающаяся у слияния правой и левой проток. В малую и среднюю воду за скалой-ориентиром, по-видимому, остров. Перед ней в обычную августовскую воду стоит 2-х метровый камень. В большую воду перед скалой была только водяная подушка.

Осмотрели порог сверху и от воды. Прошли порог тандемом.

Препятствие 9. Порог "Пирамида" (5В). Порог расположен в 250 м ниже пор.Суровый. Длина 200 м. Просмотр вдоль правого берега. Перед порогом река разбивается на 2 протоки. Правая более многоводная. Метрах в 40 перед порогом протоки сливаются в одну мощную струю, которая с большой скоростью наваливает на центральный пирамидальный камень высотой около 5 м. Камень разбивает струю на 2 части. Меньшая уходит влево, большая – вправо от камня. На камне образуется мощная подушка. Справа от него струя проходит вдоль его грани и ударяет в большой каменный "чемодан". Расстояние между пирамидой и "чемоданом" не более 6 м. Метров через 15 в правой трети реки слив и мощная бочка. В большую воду порог считается наиболее опасным.

Препятствие 10. Порог "Мини" (5В). Порог находится на правом повороте через 100- 150 м после пор.Пирамида. Перед большим надводным камнем 3 огромные 2-2,5-метровые бочки через всю реку. За ними струя бьет в камень. Чистый проход без бочек и валов правее самого большого центрального камня. Здесь слив высотой около метра. Чалка справа в улово.

Проходили оба порога 9-10 без промежуточной чалки. Пор.Пирамида шли левым вариантом, заходя по левой протоке. В пор.Мини заходили справа, избегая попадания в огромную бочку в центре.

Препятствия 11. - 12. Метров через 500 на правом повороте относительно простая шивера. Наиболее чистый проход в нашу воду слева. Шиверы разделить в большую воду сложно. На правом берегу строение - кошара. Здесь удобная поляна у воды, сюда спускается автодорога. Участок от пор.Мини до кошары шли с ходу тандемом.

Препятствия 13. - 14. После правой плавной дуги – поворот влево. Правее центра – огромные камни. В центре также несколько камней. Основная струя в центре. От камней справа свал воды влево. Слева идет струя, выводящая на полуобливной зуб. В середине порога эти струи образуют огромные косые бочки. Левая значительно больше. Вход в правую бочку затруднен обливными камнями у валунной отмели. Далее дорожка больших валов, заканчивающаяся одним большим гладким и 3,5-метровым обратным валом. Справа от них узкий 2-3-метровый спокойный проход. Далее правый поворот и начинается преп.14. Струя вдоль левой стенки очень узкая, и в конце осложнена завалом. Справа чисто, валы. Далее следует левый поворот, за ним прямой участок 250 м. Слалом среди больших надводных камней. Длина участка 1,2 км.

Препятствие 15. - несложная шивера сразу за преп.14. Слева узкие ворота, правая часть струи выводит в прижим.

Препятствие 16.Порог "Карман" (5В). Расположен на крутой правой петле, которую закладывает река. Порог начинается коротким разгонным участком, затем в русле несколько больших камней и валунный остров. Правая протока более спокойна, но войти в нее сложно. Основная масса воды уходит влево. Очень мощный слив – водопад высотой около 4 м перед "карманом" скалы слева. На камень в центре протоки навал. Ниже острова левый поворот.

Препятствие 17. - шивера на прямом участке сразу за левым поворотом. Несложная, но желательна разведка в связи с необходимостью определения места чалки перед преп.18 (чалка непосредственно перед порогом далеко неоднозначна).

Препятствие 18. Порог"Гарнитур" (5В). Начинается на правом повороте. Длина 500 м. Ориентир: понижение правого берега. Деревья справа. Левый берег скальная стена. Сужение русла до 15- 18 м. Очень большой уклон и узкая очень быстрая струя. Движение только по струе. Шесть ступеней - длинных сливов с проносными бочками. После последнего слива спокойный участок 30 - 40 м, выводящий в водопад "Тихий" - 2-х метровый слив в левой части реки. Справа поток наваливает на два обливных зуба. Над ним "фонтаны" и мощные бочки. Справа вплотную к берегу в нашу высокую воду есть узкий проход 2 м без бочки. Чалка возможна перед водопадом и сразу за ним через 15 м. Осмотр порога возможен только по правому берегу.

Преп.13. - 18. проходили тандемом без предварительного просмотра. Зачалились ниже пор.Гарнитур для разгрузки судов и обноса вещей. Вещи вынесли вверх по склону до дороги, затем спрятали их в камнях в районе кошары над пор.Косой. Просмотрели с высокого правого берега участок реки до пор.Приманка.

Препятствие 19. Порог "Поворотный" (5В). Начинается на правом повороте. Длина 500 м. Сначала идет мощный шиверистый участок. Гряда надводных камней справа. Затем основная масса воды уходит к правому берегу, где полуобливными камнями образованы трое ворот. Проходы около 3 м, сливы до метра. Сильный навал на полуобливные камни. На плавном левом повороте участок быстротока с большим валом, который переходит в

Препятствие 20. Порог "Трио" (5В). Мощный локальный порог. Струя извивается между обливными камнями. Проходы не более 3,5 - 4 м. Очень мощные пенные ямы. За порогом можно причалить к правому берегу, но подъем сложен, очень крутая осыпь.

Напротив устья р.Орой (слева) последнее место чалки в большую воду. Войдя в преп.21 (пор.Неожиданный) необходимо будет идти без остановки, по крайней мере, за преп.23 (пор.Тройка).

Препятствие 21. Порог "Неожиданный". Представляет собой чрезвычайно мощную струю, начинающуюся от устья р.Орой, практически без надводных камней. Несколько спокойнее слева. Порог заканчивается прижимом к правой скале над входом в пор.Президиум.

Препятствие 22. Порог "Президиум" (6В). Одно из самых сложных препятствий каскада. Находится в узком скальном коридоре. Начинается на крутом правом повороте серией мощных сливов с навалами на обливные камни. Высота сливов 1,5- 2 м. В нашу воду надводных камней не было. Все русло перекрыто огромными бочками. Справа крутая осыпь, по которой можно спуститься к воде. Здесь находится так называемый "Стол Президиума" - большое количество крупногабаритных камней в русле. В нашу воду "стол" был полностью накрыт водой и представлял собой пенное месиво. "Фонтаны" над "столом" достигали 2- 3 м. Уйти от "стола" невозможно. Далее в скальном коридоре короткие мощные бочки и навалы на стенки. За левым поворотом в этом же скальном коридоре короткое (10 м)

Препятствие 23. Порог "Тройка". Поток из "Президиума" идет по скальному коридору, образуя бочки и валы. Резкий поворот влево. Справа улов, но попасть в него трудно. Возможное место страховки - к улову есть спуск. Сразу за поворотом две огромных бочки. Первая через все русло. Вторая через 4 м в правых 2/3 русла. Далее спокойный участок 30 м и за косым сливом у скалы с лиственницей маленький улов для чалки справа.

Препятствие 24. Порог "Разминка". - на правом повороте в узком коридоре. В большую воду залит. 50 м спокойно. Возможна чалка и слева, и справа.

Препятствие 25. Порог "Косой" (5С). Справа третья кошара. Начинается на расширении реки дорожкой небольших бочек в центре. Затем гряда обливных камней перегораживает реку. Чистый проход на расстоянии одной трети ширины русла от правого берега. Справа от него большая бочка. Через 15 - 20 м подводная плита и обливняки в центре. Проход в косые бочки справа от плиты. Еще через 20 м струя мощно наваливается на большой валун справа, образуя огромный косой обратный вал. Вся вода сваливает налево. Там, в начале скального коридора, длинный косой слив у левого берега, яма, бочка.

Препятствие 26. Порог "Каскадер" (6А). Начало - узкий скальный коридор шириной 10- 12 м. Огромная скорость течения. Через 80 м сильный бой в левую стенку, справа груда камней. После левого поворота спокойно 40 м. На выходе из коридора зуб в центре. Расширение, в русле огромные камни, надводные и подводные. Поток мечется между них, образуя огромные бочки. Справа, перед входом, в очередную скальную щель, понижение берега, можно подойти к воде, но зачалиться там в большую воду невозможно. Поток уходит влево - вправо в скальную щель, там две огромные бочки на входе и сильнейший бой в левую стенку. Река выходит из коридора и в сужении весь поток наваливает на обливные камни. Месиво бочек и сливов большой величины. Далее относительно простая шивера на прямом участке 100 м. Чалка возможна и направо, и налево.

Участок преп.19-26 проходили сначала одним кат-1, потом проходил кат-2. Чалка и точка береговой страховки были намечены на правом берегу перед преп.25. Кат-1 прошел пороги Поворотный и Трио в основном в правой части русла и, аккуратно прижимаясь к скалам правого в пор.Неожиданный, вплыл в пор.Президиум. Первые сливы прошли вдоль скал, после чего резко пересекли струю и ушли под левый берег. Месиво над Столом Президиума проходили в левой части русла. В скальном коридоре пришлось хорошо поработать, чтобы уйти от всех прижимов. Зачалились для отдыха к правому берегу выше пор.Косой. В это время точка страховки была перемещена за пор.Каскадер. Кат-1 после старта пересек полструи и вошел в пор.Косой в середине русла. Средняя часть порога была пройдена ближе к левому берегу, а выходная по центру. В основной части пор.Каскадер шли по центру, в выходной скальной трубе из последних сил бесконечное число раз отгребались от скал, заходя в сливы, выдергиваясь из бочек. Зачалились к правому берегу за 80 м до пор.Сито. Потом аналогично преодолел эти препятствия кат-2. Правда, прохождение было осложнено проливным дождем с градом, который начался именно в то время, когда кат-2 вплыл в пор.Президиум.

Препятствие 27. Порог "Сито" (6А). Локальный, протяженность 40 м. Начинается у скалы-параллилепипеда, лежащей у левого берега. Струя валит через огромные подводные камни, образуя "зонтики"-сливы. В 4 м ниже скалы-параллилепипеда скальный выход слева сужает реку. Здесь слив высотой более 2 м. Перед ним бочка. Слева слив вертикальный. Под скалу подсос. Потом узкий поток уходит в скалы. Чалки за порогом нет.

Препятствие 28. Порог "Приманка" (6А). Расположен после короткого скального коридора в 100 м за пор.Сито. Порог на S-образном левом-правом повороте. Левый берег - большие валуны. По ним можно спуститься к воде. Чалки в большую воду нет, только принудительно к левому берегу за 50 м до порога. После узкого скального коридора, перед которым судно вынуждено входить в огромные 3 м бочки, хорошая чалка сразу за левобережным бомом налево. Левый берег представляет собой крутую осыпь, редко поросшую лесом.

Преп.27-28 просмотрели по правому берегу. Страховку не ставили. Первым прошел связку препятствий кат-2 без промежуточной чалки между порогами. В пор.Сито кат-2 зашел у левого берега, затем был сделан траверс под правый берег. В пор.Приманка кат-2 зашел по центру, прыгая через огромный обливной зуб. Чалка за порогом не составила труда. Хотя для следующего катамарана было уже места для причаливания немного. Кат-1 при прохождении пор.Приманка прыгнул в слив правее обливного зуба. Казалось бы, прохождение чище, чем у кат-2. Однако слив и следующая за ним бочка потрепали его гораздо сильнее.

Препятствие 29. Порог "Русские горки" (6А). Расположен через 50 м за пор.Приманка. В большую воду порог стал чрезвычайно сложным. На входе пульсирующий вал через два обливных камня, очень крутой и высокий - более 3 м. Ниже, через всю реку мощная бочка. Далее трек с навалом на камень у левого берега. Перед этим камнем еще одна бочка. Затем, струя наваливается на обливной камень в центре, сливается к правобережному бому, отражается от него и, вспененная, несется дальше. Прыгать через камень нельзя, он почти "голый". Прохода вдоль левого берега нет, лишь у правого, шириной 5 м.

Препятствие 30. Порог "Чистый". - длина 30 м. В большую воду не представляет сложности. Чистый мощный слив без бочки у правого берега в 70 м от пор.Русские горки. Далее относительно простой участок около 200 м до преп.31.

Препятствие 31. Порог "Коварный" (5В). Расположен на локальном левом повороте. В большую воду порог не представляет большой сложности. Мощный свал воды на камни в центре и правой трети реки. Огромные "подушки" и бочки за ними. Справа по струе бочки под скалой правого берега. Чистый проход слева. Заход от левого берега через подводный камень.

Препятствие 32. Порог "Недотрога" (6А). Начинается через 20 м после преп.31. Один из наиболее мощных порогов в каскаде. Расположен на прямом участке реки. Правый берег - скала, левый берег - крупные скальные обломки. В начале порога подводная наклонная плита, с которой поток скатывается мощным длинным полуводопадным сливом. Длина слива 15 м. В треугольнике слива две огромные бочки подряд. Первая размером около 4 м, по-видимому, образована подводным камнем. Еще через 10 м огромный пузырь перекрывающий всю правую сторону русла. Перед ним и за ним огромнейшая бочка. Дальше скорость течения падает, русло расширяется до 25 м. В конце этого участка бочка через всю реку. За ней два косых отбойных вала от левого берега.

Просмотрели участок преп.29-32 с левого берега. Кат-1 в пор.Русские Горки удачно оседлал первый пульсирующий вал, на нем немного развернулся носом вправо и далее выписал вираж по треку. Зачалившись к левому берегу, кат-1 подстраховал прохождение кат-2. Далее кат-1 прошел пор.Коварный левым вариантом, в пор.Недотрога справа вдоль отвесных скал. Река в этом месте сконцентрировала всю свою мощь, так что даже наши немаленькие катамараны показались нам в этом потоке хрупкими и изящными. Причалили к правому берегу за 100 м до преп.33. Следом связку препятствий аналогично прошел кат-2.

Препятствие 33. Водопад "Малыш" (5С). После преп.32 река представляет собой шиверу с бочками, редкими камнями. На правом повороте река входит в каньон. В начале каньона выступают базальтовые скалы. Здесь расположен водопад "Малыш" высотой около 4 м. В сливе камень, на котором образуется большой пузырь, изредка пульсирующий. Ниже водопада в 5 м с правого берега выступает скала, на которой образуется мощная подушка. Проход возможен по правой стороне языка.

Водопад прошли последовательно кат-2, затем посмотрев прохождение, кат-1 в правой части слива, предварительно немного разогнавшись. Бочки после слива практически нет. Далее река мечется в каньоне, небольшие валы.

Препятствие 34. Порог "Гулькин нос" (5А). - в скальном коридоре на небольшом расширении через 200 м от преп.33. В большую воду несложен.

Препятствие 35. Порог "Зайсан" (5А). - S-образный порог, также в большую воду несложен. Длина 300 м. За пор.Зайсан река выходит из ущелья.

После преп.33 плыли тандемом до моста в начале пос.Чибит, где и закончили на правом берегу сплав. На берегу разобрали катамараны, доставили вещи, спрятанные в районе пор.Косой, собрались и переехали в пос.Акташ на машине, хозяин которой живет на окраине пос.Чибит. В гостинице пос.Акташ отметили успешное завершение маршрута и утром на рейсовом автобусе уехали в Горно-Алтайск.

Итоги похода, замечания к отчету
  1. После предварительного поиска в январе 1998г. маршрута на ближайшее лето, мы пришли к достаточно грустным для себя выводам. А именно:
    • в связи с сужением географии туристских походов на территории бывшего СССР, мы не нашли непройденных ранее участков на реках высшей категории сложности, которые представляли бы интерес для нас в качестве объектов для первопрохождения;
    • практически все интересные реки высшей категории сложности уже пройдены членами нашей группы. Осознав отмеченные выше соображения (хотя, конечно, ничего нового и неизвестного для нас они в себе не содержали), мы стали анализировать лучшие походы последних 10-15 лет. И пришли к следующему выводу: наиболее интересными походами при отсутствии конкурентов с большим количеством первопрохождений являлись связки известных сложных рек в различных комбинациях.
    Одной из самых сложных и спортивных связок был маршрут группы под рук. Лагоды С.А. 1990г.: рр.Ак-Алаха - Аргут - р.Чуя (Мажойский каскад) - р.Башкаус (Нижнее ущелье). Группа считала себя самой сильной в то время, что было недалеко от истины. Поэтому, скорее всего, они пообещали всем, кто пройдет этот или более сильный маршрут, выплатить премию в 2000 рублей.
    Естественно не эта шуточная причина - премия - сформировала у нас на 1998г. образ похода-мечты. Появилась более глубокая, и в то же время простая, мысль. Мы решили пройти за один поход на Алтае все реки высшей категории сложности. Таковых там насчитывается четыре. Мы составили из них маршрут, наиболее логичный и по построению, и в смысле прохождения по оптимальному уровню воды, не перегруженный лишними переездами. Единственным минусом могла стать большая планируемая продолжительность похода. Из-за этого пришлось настолько уплотнить график прохождения маршрута, что один из членов МКК при утверждении нашей заявки на поход долго тер свои глаза, не веря им, а потом спросил, уж не научились ли мы летать на катамаранах вдоль рек.
  2. Состав группы определился полностью в начале февраля 1998г. Никаких изменений не было. Группа проявила свои лучшие качества: единство, сплоченность, целеустремленность в достижении цели, способность тактически и технически грамотно преодолевать сложнейшие препятствия.
  3. Группа достигла основной цели похода - совершила максимально полное, максимально быстрое (так и хочется сказать - скоростное) прохождение всех четырех шестерочных рек Горного Алтая, обнеся лишь основную часть Карагемского Прорыва на р.Аргут:
    • пройдены рр.Богояш-Чулышман без единого обноса за 8 дней, включая сборку и разборку судов;
    • пройдено Язулинское ущелье р.Чулышман без обносов за 4 дня;
    • пройдено Нижнее Ущелье р.Башкаус (обнос 1 ступени пор.Капкан) от руч.Московский до пор.Селевой за 2 дня;
    • пройдена выходная часть Карагемского Прорыва р.Аргут в большую воду, включая водопад "Штопор" с перепадом 7 метров;
    • осуществлен сплав-"ралли" от порога-водопада Сапожникова на р.Аргут до устья р.Чуя за один день;
    • осуществлены переезд от устья р.Чуя до Менской ГЭС выше пос.Акташ, сборка судов, сплав по большой воде с прохождением всех препятствий Мажойского Каскада, разборка судов, переезд в пос.Акташ - за одни сутки.
  4. Возвращаясь в Москву, встретили знакомую группу в аэропорту г.Новосибирск. Имея уже информацию о прохождении нами описанного выше маршрута, наши коллеги сказали: "Что же вы сделами с водным туризмом? Как же теперь ходить?" "Как?" - повторили мы сами себе этот то ли слишком серьезный, то ли слишком шутливый вопрос. И сами себе ответили: "Просто будем строить планы и намечать рубежи для дальнейших путешествий, стоя на новой твердой ступеньке, которую мы сами себе построили".
  5. При описании препятствий на пройденных реках мы использовали классификацию, в которой сложность препятствий измеряется по шестибальной шкале, категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С. При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.с. - 4С, 5А, 5В. Препятствия проще 4С мы не классифицировали, а их сложность в отчете не указана. К подкатегории 6С мы отнесли лишь непроходы, очень опасные пороги и "суперпороги".
  6. График движения в походе необычайно жесткий. Его ни в коем случае нельзя рекомендовать для группы менее опытной, подготовленной, схоженной, чем наша.
  7. В отчете не описываются способы страховки при прохождении каждого сложного препятствия. Как правило, первый катамаран страховался с берега ниже порога двумя страховщиками с четырьмя спасконцами, а второй катамаран страховался первым с воды. Мы организовывали страховку только на порогах подкатегорий 6А, 6В и 6С: р.Чулышман - пороги "Чертов Мост" (6В), "Три Вовы" (6С), "Винт" (6С); р.Башкаус - пороги "Ключевой" (6В), "Капкан" (6А), "Мясорубка" (6В), "Семейный" (6А), "Упрямый" (6А), "Тесный" (6А), "Селевой" (6С); рр.Ак-Алаха-Аргут - пороги "Светлана" (6В), выходная часть Карагемского Прорыва (6С), порог-водопад "Сапожникова" (6В); р.Чуя - пороги "Президиум" (6В), "Каскадер" (6А), "Русские Горки" (6А), "Недотрога" (6А).
  8. Надеемся, что наш отчет, имеющиеся у группы видеофильм и слайдфильм на компакт-диске, будут полезны всем, жаждущим посетить эти замечательные реки.