17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2004
Автор - Ольга Здота (Иркутск)

Прошло несколько лет, прежде чем сбылась моя мечта сплавиться по горной речке на катамаране. Одни говорят, что все происходит случайно, другие - что ты сам добиваешься своей цели, преодолевая препятствия. А я думаю - это судьба.
Лет пять назад, я в электричке встретила своего знакомого Толю, он предложил сплав по Иркуту на катамаране, но тогда не получилось, наверняка это было еще рано для меня, и сейчас я не жалею о том дне.
Это был вдвойне счастливый день. Приехал мой брат, которого я не видела шесть лет, а вечером раздался звонок Ольги Ивановой: "Ты не надейся, но, возможно, будет одно свободное место на катамаране, поедешь?" В ту же секунду я согласилась. Договорились созвониться позже. Положив трубку, я совершенно забыла про звонок, радуясь встрече с братом. А часов в двенадцать Ольга перезвонила: "Тебя берут, собирайся!" Стало немного страшно, перед глазами вдруг явственно предстали картины из художественных фильмов про сплавы, где в мощных потоках горных рек на большой скорости переворачиваются катамараны и гибнут люди. Хотелось перезвонить и отказаться, но мое безумное любопытство взяло верх. И брат советовал попробовать. Вот так я и попала на сплав по Иркуту.
Я была в восторге от сплава, только хотелось чего-то большего. Во время этой поездки нам сказали, что собирается команда в водный поход на речку Утулик. И внутри что-то застучало, из головы не выходило - как попасть на Утулик? Олег, капитан сплава по Иркуту, говорил, что шанс есть.
Мы, я и Ольга, поехали в Ангарский туристический клуб "Ермак", чтобы узнать, возьмут нас на сплав или нет. Шансы оценивались один к двум.
Спускаясь по лестнице в клуб, я испытывала дрожь в коленях, но оказалось - зря. Виктор, начальник похода (его я видела впервые, как и остальных членов команды) записал нас в состав группы. Причина такого быстрого согласия была, на мой взгляд, одна: на катамаран не хватало одного участника, да и бог с ним, теперь это уже не так важно.

12 июня 2004 года все участники похода сели по машинам и поехали в Слюдянку, откуда начинался наш большой и увлекательный поход.
Какие-то три часа - и мы в Слюдянке. Выгружаем из машины тяжелые рюкзаки, разводим костер и ждем, пока водители поставят авто на стоянку. Все в сборе, садимся перекусить. Напротив меня начальник Виктор, достойный своего положения, строгий, внимательный, с очаровательной улыбкой и хитрыми глазами, не всегда по выражению его лица можно догадаться, что он о тебе думает, наверно, все плохое высказывает "про себя". Лично в свой адрес не слышала ничего дурного. Рядом сидит Женя, младший шеф, как он сам себя назвал, он является лоцманом катамарана, на котором мне предстоит совершить водное путешествие.
Это замечательный человек, с открытой душой, веселый и немного капризный. Не унывал даже после того, когда понял, что он - капитан судна, на котором все матросы - "лохи".
Поправляем рюкзаки, и в путь. Господи, всем хороши водники, только очень уж тяжелые у них рюкзаки. У меня рюкзак 26 кг, у Ольги - 20, у всех остальных, а это мужчины, за 30. Наша команда состоит из двух девушек и семерых мужчин. Итак, поход продолжается. Сначала я думала, что тихо умру, не дойдя до Горелой поляны, первый подъем. А, как оказалось, есть еще порох в пороховницах! Первая ночевка была рано, мы прошли 18 км. Еще солнце не село, а мы уже обустраиваем бивак. Вечером праздновали День рожденья маленького шефа. На ужин, кроме положенного аперитива, дабы пожелать имениннику здоровья и счастья, кушали торт.
Совсем забыла: наш славный отряд, покорителей водной стихии, провожала до ГМС еще одна Ольга.
Думаю, мужчины были в некотором замешательстве, потому как на имя Оля откликались все три.
В первую ночь Женя рассказывал страшные истории, о том, как катамараны бороздят речные просторы, переворачиваются на порогах, люди гибнут, и никто не может им помочь. "А разве жилеты не помогают?" - спросила Ольга. "Вы думаете, с кого эти жилеты сняли? Конечно же, с утопших". Добрые страшилки на ночь. Всё выслушав, я и Ольга решаем собрать рюкзаки и бежать куда глаза глядят. Так мы и уснули. Какие нам снились сны, рассказывать не буду.

13 июня. День дождливый, поднимаемся на гидрометеостанцию. Ольга получила от начальника словесный подзатыльник за то, что убежала вперед. На ГМС я и две Ольги пришли первыми, так как мы не стали отдыхать. Было жутко холодно стоять на месте, и начальник разрешил нам потихоньку подниматься. Пока мы ждали остальных, успели немного обсушиться и попить чая. Потом пришлось догонять группу. Они не стали останавливаться. Мы довольно быстро их встретили, после чего, начальник посмотрел строго на нас и твердо сказал: "Впереди меня никто не бежит". И побрел караван в гору по серпантину. Каждый шел своим темпом. Я присоединилась к Андрею, и мы, не торопясь, поднялись. Стоим в растерянности, впереди две дороги, никого не видно, и куда идти - не знаем. Немного подумав, я решила идти прямо, не потому, что я знала дорогу, просто не хотелось подниматься в гору. Как раз подошел Женя и все трое, надеясь на русский "авось", побрели по прямой дорожке. Странно: почему начальник никого не оставил на развилке? Могли ведь заблудиться, ищи потом ветра в поле. Надо бы сделать замечание начальству о его недопустимой оплошности. А Ольга испугалась сделать ему замечание по дороге, потому что сама недавно провинилась. Нам повезло - мы пошли правильным путем и очень быстро догнали впереди идущих. Они нас ждали на том месте, где состоится обед. Пока готовили обед, кончился дождик, подошли Сергей и Виталий, они немного задержались, видимо тоже искали дорогу. После обеда до места ночлега оставалось идти совсем немного. Ночевать нам предстояло под перевалом Чертовы ворота. Поставить палатку, развести огонь успели без дождя, а потом он лил до самого утра, точнее до обеда следующего дня.

14 июня. Утро мерзкое, льет дождь, холодно, как глубокой осенью. На завтрак опять молочное. Кто сказал, что мужчины хорошие повара? Суп был жутко сладкий. Надо сказать, сладкоежками в группе были мужчины, особенно начальник и Олег.
Выходим в 9-00. На вершинах гор лежит туман. Подходим к перевалу и вдруг обнаруживаем, что не хватает одного участника, Вити (не начальник, с ним я познакомилась на сплаве по Иркуту, веселый и не унывающий. То ли настоящий, то ли бывший альпинист, что-то я не разобралась). Шеф приказал всем остановиться и ждать его, пока он не найдет Витю, с ним пошла Ольга, она хорошо знает эти места. Минут через десять она вернулась, сказала: "Все в порядке, но начальник попросил ее удалиться, то, что он скажет Вите - не для женских ушей". Оба Вити пришли, улыбаясь, крови видно не было. Что ему сказал шеф, можно только догадываться. Если с утра день не заладился - жди новых неприятностей. На перевале еще лежал снег, тропинка была скользкая, Сергей (завхоз) подвернул ногу. Чтобы ему было легче идти, его разгрузили. Мы с Ольгой решили не быть в стороне, взяли у Сергея трубки от рамы по 4 на каждую, подошел Женя и забрал у нас по две (потом говорят, что женщину в поход брать тягостно). Сергею оказали первую медицинскую помощь. Вся команда пошла прежним темпом, а больной и Олег - на подстраховке потихоньку, насколько это было возможным. Дождь не прекращается. После перевала начинаются броды, сколько их - уже и не помню, впрочем, я и не считала. На обед встаем, как обычно, по времени. Пока разжигали костер, подошли Сергей с Олегом. Нога у пострадавшего почти перестала болеть. Это радовало всех. Совсем немного идти до речки Утулик, да и тропа хорошая.
Выходим к Утулику, ищем удобное место для ночлега и постройки катамарана. Поставили палатки, натаскали дров и взялись за постройку катамаранов.
Шли два катамарана. На первом "Аргуте" команда состояла из взрослых здоровых мужиков, видавших виды (кроме зеленого Витали, зато он большой и сильный). Состав команды второго катамарана оставлял желать лучшего. Две девушки, Витя потерянный, Олег, который недавно занимается сплавами, и младший шеф - единственный кто знает, что делать на воде. Вот поэтому и был он часто с печальными глазами. "Аргут" похож на лебедя, небольшой, аккуратный, белый с голубыми линиями. Наш катамаран, в первый его поход названный "Ласточкой", не похож на эту птичку. Мы, Ольги, назвали его "Акула". Пусть на "Аргуте" команда крутая, зато у нас бронебойный корабль. При сборке девчонки принимали активное участие. Сами привязывали седло, хотя было немного сложно, так как место у меня с Ольгой одно, мы будем меняться, а рост и вес сильно отличаются. Немного помучившись, пришли к консенсусу. Веревки, соединяющие раму с баллонами, завязывали тоже мы. И как мужики не боялись садиться на катамаран. Экстремалы.
К вечеру катамараны были готовы к отплытию. Ужин прошел на славу. Удачно пройдена пешая часть похода, начальство расщедрилось и разрешило это отпраздновать. Утром оказалось, что я поменяла место жительства, хотя вроде и немного наливали.

15 июня. Погода плохая: идет дождь, то мелкий, то проливной. Капитан отложил выход до завтра. Времени даром не теряли. Проходили учебные занятия. Учились держаться на воде в спасжилетах. Вода холоднючая! Когда плавали, шеф потерял резиновый сапог, а потом умудрился его найти - почему он не уплыл, странно. Во всем остальном день скучный. Радость только у Ольги: ей дали удочку, и она поймала первую в своей жизни рыбу. Андрей, заядлый рыбак, поймал две. Дождь не прекращается.

16 июня. Утро радует. Небо чистое, и мы спускаем катамараны на воду. Каждый занимает свое место, я пока иду пассажиром. На суше было немного страшновато, но как только я села на катамаран, страх исчез. Первым идет "Аргут" с крутыми мужиками, а мы, дилетанты, за ними. Течение быстрое, вода выше средней. Появляются первые шиверы, маленькие и большие, их невозможно сравнить с шиверами на Иркуте. Первый порог "Рассохинский" проходим отлично. Дальше шиверы сменяют пороги, которые идем без просмотра. Впереди виднеется "Аргут", иногда исчезает за множеством поворотов горной речки. Вот и первый экстрим. Проплываем между большими валунами, не успеваем вырулить и налетаем на валун под углом примерно 50 градусов. Стало немного страшно, в голове промелькнула мысль "по скалам лазаю неплохо, на камень заберусь быстро", даже присмотрела путь побега. У Ольги глаза стали немного больше обычного. Слава богу, все обошлось, оттолкнулись от камня и пошли дальше. Плыли весело: рассказывали анекдоты, пели песни и зорко смотрели по сторонам. Мы были похожи на викингов, ищущих добычу. В итоге нам повезло: на скале увидели гидромешок серебристого цвета. Витя и Ольга побежали рассматривать добычу. Было обнаружено два котелка, порванный баллон от катамарана, нижнее белье и записная книжка, в которой только одна запись "Август 2003 г., писала то ли Ира, то ли про Иру".
Потеряв минут 15 на добычу, отстали от головного катамарана. Догнали быстро. "Аргут" стоял на причале, впереди - первый серьезный порог "Чижик". Время подходит к обеду, проход порога отложили на час. Нет ничего лучшего, как поесть перед выплеском адреналина. На обед были "тошнотики" с халвой, слава богу, не молочное. Место для трапезы не очень удачное, нас потихоньку атакуют клещи. Пока нас не взяли в плен насекомые, собираем поклажи, идем на просмотр порога и отчаливаем. Первым идет катамаран крутых - я еду с ними пассажиром, чтобы потом фотографировать проход "Акулы", а "крутые" будут стоять на страховке. Мощный поток воды налетает на катамаран, я подумала, что мне достанется мало воды, ведь впереди меня сидел Виталя с широкой спиной, но не тут-то было! Я глубоко ошибалась, зато Сергей, он сидел за мной, остался сухой. Совсем забыла сказать: если вначале пешего похода начальник говорил "Во время сплава весла не бросать, с курса не сбиваться", то перед самым сплавом его слова изменились: "Девчонки, если что, весла бросайте и держитесь за катамаран, мужики сами выгребут". После этих слов пришло облегчение.
"Чижик" пройден одной командой, идет второй катамаран, мужики на страховке, я фотографирую. Ребята идут отлично. При встрече с большим потоком Ольга схватилась за раму, и ее большие голубые глаза стали как две луны, внезапно появившиеся днем на небосклоне. Порог пройден. Впереди небольшие пороги и множество шивер. В конце дня еще одно препятствие: хитрый и опасный камень "кырдык", его почти не видно. Первой "кырдык" увидела я. Расстояние до камня осталось небольшое, но мы, крутые, успеваем обойти. И пошли шутки, что могли бы мы плыть дальше на "байдарках", "кырдык" мог расколоть раму катамарана пополам. Шутки после испытания - всегда здорово!
Вот и вечер, катамаран шефа причаливает к месту ночлега. Первый день сплава окончен. Подняты бокалы за удачно пройденный маршрут. Видно, у Ольги бокал был очень большим, она потеряла фотопленку, которую все видели у нее в руках, а на утро ее нигде не оказалось. Да бог с ней, (с пленкой) может кто-нибудь её найдет и вернет нам.

17 июня. День предполагался быть интересным и опасным. Впереди два опасных порога - "Мангутайский" и "Большой". Позавтракали опять молочным. Садимся на катамараны, идем навстречу новым приключениям. Перед небольшим порогом между Женей и Олегом произошли разногласия, в результате чего порог проходили задом наперед. Все обошлось, надо учиться брать препятствия по-разному, уметь удержать катамаран в любой ситуации.
Выплывая из-за поворота, не успели заметить первый катамаран, причаливший к берегу: начальник безуспешно пытался помочь нам зачалить. "Трехкаскадный" пошли первыми. Младший шеф сказал: "Все будет хорошо". Он оказался прав. Умный капитан, послушные матросы - и все преграды пройдены.
Чалимся перед "Мангутайским", ведется тщательный просмотр - слишком много больших валунов. Начальник скомандовал: "Рюкзаки и женщины пойдут по берегу". Мы с Ольгой временно становились фотографами. Оба катамарана прошли хорошо. Все живы и здоровы. После прохождения встали на обед в какое-то ужасно клещевое место. Как ни странно, больше всех клещей собрал шеф. Опустошив тарелки и кружки, решили быстренько убраться с этого доходно-клещевого места.
Продолжаем путь, впереди "Большой" порог. В моей голове промелькнула мысль: "На Большом опять спишут на берег". Интуиция меня не подвела. Чалимся перед "Большим" порогом, ведется просмотр; нам с Ольгой вручают фотоаппараты. Она опять, кажется, что-то от него потеряла. Мы занимаем удобные места для съемки. В последний момент я попыталась еще раз попроситься на прохождение, шеф только улыбнулся, покачал головой и ушел. Мне оставалось только фотографировать.
"Аргут" идет отлично, только на большой волне катамаран будто застыл на месте. Сколько ни пыталась команда грести, волна смогла на несколько секунд удержать и только потом разрешила плыть дальше. "Акула" плывет второй, на нашем с Ольгой месте сидит Андрей. Они не сразу выходят на порог - неправильный поворот их заносит в тишку. Выгребают и идут дальше. Задача не налететь на скальный выступ под названием "Черепаха". Все-таки ребята не справляются с управлением и налетают на выступ. Как они отталкиваются веслами от скалы, выглядит немного комично, а в остальном порог пройден удачно.
Впереди еще один сложный порог - "Малый", а пока плывем без больших порогов. Любуемся природой Хамар-Дабана. Вокруг высокие сопки, покрытые лесом, крутые прижимы и каменистые отвалы. Погода во время сплава отличная, ярко светит солнце, порой становится очень жарко, несмотря на то, что плывем по жутко холодной реке. На катамаране пассажиром сидит Витя. Олег, Женя, Ольга и я - на веслах. Порог "Гротовый". Резкий поворот, "крутые" уже ждут нас, Сергей фотографирует. Идем неплохо, только вот незадача: катамаран встает боком на волну, и Ольгу захлестывает потоком воды, но она молодчина, хоть и испугалась, а весла не выкинула и сама не вылетела, а только две луны снова осветили наш путь. А потом не было больших порогов и серьезных шивер, шли ровно и спокойно, река сама несла наш катамаран, мы лишь изредка направляли его. Маленький шеф учил нас не бояться вставать боком к течению. "Ничего не будет, наш катамаран бронебойный!" - говорит Женя.
В этот день можно было закончить сплав, но начальник решил еще одну ночь провести на лоне природы. Остановились на ночлег перед "Малым" порогом. Андрей пошел рыбачить, правда, безуспешно. Я в этот вечер тоже решила попробовать порыбачить. Первый бросок не удался, зато со второго у меня получилась "борода". Не мое это дело - рыбалка. А вода в этот день была на удивление теплой, но, к сожалению, только для меня. Покупалась от души. Вечером, как обычно, сидели у костра. Ужин был королевский - съели почти все продукты оставшиеся, завтра все ровно домой. Пусть лучше лопнет презренное пузо, чем пропадёт ценный продукт.

18 июня. Последний день пути. Впереди - "Малый" порог. Интересно, разрешат идти или опять спишут? Все в порядке. Мы у руля. Я сижу впереди. Как всегда идем вторыми, "крутые" стоят на страховке. Чего они нас списывали на других порогах, мы же прошли и хорошо! Шеф сказал: "Я думал, на скалу налетите". Не налетели. Сколько было у меня восторга после прохождения, словами не передать.
Впереди виднеется турбаза. На пляже загорают отдыхающие и с любопытством разглядывают нас. Подплываем к берегу, сушим весла, разбираем катамараны и ждем автобуса. Вот и все. Автобус везет нас по пыльной дороге домой. Немного грустно, но мы расстаемся лишь для того, чтоб встретиться вновь!!!

Счастье привалило... Поход по реке УтуликСчастье привалило... Поход по реке УтуликСчастье привалило... Поход по реке Утулик