17 января 2013

Дата: 13-26.07.08 г.

Автор идеи: Богданова С.

Автор отчета: Алексей Селезнев

Источник: Клуб альпинизма и туризма "Надир" (Минск)

Участники

1. Исметьев Сергей (Минск) КНБ, "Свирь-2"
  2. Селезнев Алексей (Минск)
  3. Богданова Софья (Санкт-Петербург), КНБ "Свирь-2"
  4. Арбузов Макс (Москва)
  5. Виктор (Москва) КНБ, "Варзуга-2"
  6. Лапидус Михаил (Москва)
  7. Виктор (Москва) КНБ, "Вуокса-2"
  8. Лена (Москва)
  9. Александр (Киров), "Скаут-2", Рафтмастер
  10. Катя (Киров)

Краткое описание района путешествия

Маршрут похода пролегает по территории Северо-Западной Карелии, недалеко от границы с Финляндией - данная местность является частью пограничной зоны. В связи с этим, населенных пунктов встречается немного. Реки Муезерка и Чирка-Кемь различаются сложностью порогов, но похожи характером берегов и количеством встречающихся разливов озерного типа. Берега, в основном, болотистые, стоянки искать довольно трудно, если заранее не знаешь где необходимо остановиться. В лесах встречается большое количество грибов, ягод (морошка, черника, голубика, клюква). Реки на протяжении всего маршрута богаты рыбой. Продукты можно купить в поселках Муезерский, Тикша, Боровой. На воде в дневное время бывают порывы ветра (причем ветер постоянно дует в лицо), что сильно затрудняет движение по разливам и озерам. Вообще, основная часть маршрута проходит именно по таким участкам, между которыми встречаются пороги плотинного типа. Плюсом маршрута являются удобные заброска и уход с маршрута (не требуется автотранспорт).

11 июля

Мы с напарником погрузились в поезд "Львов - Санкт-Петербург". Меня смущало лишь то обстоятельство, что из десяти человек, составляющих группу, я знаком только с одним, а все остальные участники собрались в поход через Интернет. Впоследствии оказалось, что и через Интернет совершенно незнакомые люди могут сформировать достойную команду.

12 июля

Мы прибыли в Питер и переехали с Витебского вокзала на Ладожский. Там встретились с Сашей и Катей из Кирова, Софьей из Питера. Все вместе мы поехали на поезде "Санкт-Петербург - Петрозаводск" до столицы Карелии. В Петрозаводске мы соединились с москвичами. Пару часов успели побродить по набережной Онежского озера.

Вечером в полном составе на поезде "Петрозаводск - Муезерский" мы отправились к месту начала похода. По пути, на одной из станций, заполнили для пограничников анкеты и внесли в них паспортные данные.

13 июля

Ст. Муезерский находится в трех километрах от пересечения железной дорогой реки Муезерка. В связи с этим мы договорились с машинистом, и он за 1500 руб. остановил поезд на мосту. Пару минут нам хватило на разгрузку снаряги. Мы спустились к песчаному пляжу на берег реки и начали собирать байдарки. Параллельно дежурные готовили завтрак. Часа через 3 мы уже были на воде.

Затем, миновав разлив, мы прошли под низким деревянным мостом, за которым начались разнообразные порожки. Часа через полтора после старта группа прошла порог-горку и вышла в оз. Момсалри. На озере несколько островов, а по берегам много хороших мест для стоянок, в основном - слева. Так как дальше берега заметно портятся, мы решили остановиться на обед.

После обеда прошли шиверку за останками плотины. Затем был порог "Обливняк" - самый интересный на Муезерке. Его лучше проходить держась правого края струи. В этот день мы прошли еще много перекатов и порожков, в том числе и вдоль ряжевых стенок. Некоторые из порожков можно отнести к категории "шкуродер". Миша и Витя повредили оболочку своей байдарки. Мы остановились на высоком берегу, быстро поужинали и отправились спать после всех этих поездов.

14 июля

Дневка. Приходит осознание того, куда мы попали. Витя и Миша заклеили байдарку и вместе со мной ушли на рыбалку. Витя и Лена на спокойной воде отрабатывали слаженность действий в случае аверкиля, а более опытные Софья и Макс давали им ценные советы. В общем, все были при деле. Под вечер устроили общее купание.

15 июля

Погода испортилась. После раннего завтрака мы отчалили. Далее р.Муезерка особых порогов не имеет. Через несколько километров река вышла в разлив, которым оказалась Чирка-Кемь. Еще через час сплава среди болотистых берегов мы нашли нормальное место для перекуса.

Начался сильный дождь. Мы с Сергеем пошли вперед искать место для стоянки, а Софья и Макс остались ждать отстающих. Через узкую невзрачную протоку наша лодка вышла в Монсозеро. По правому берегу имелось множество песчаных пляжей со стоянками, но они были заняты другими туристами. Мы прошли это озеро и по протоке попали в Калмозеро. По описанию, которое имелось у каждого экипажа, наша очередная стоянка должна была быть на юго-западном берегу. Мы там и пришвартовались с Сергеем. Развели большой костер, чтобы можно было погреться и нам, и другим участникам, которые прибудут на место. Прошел один час, прошел второй час…наших нет. Дождь еще больше усилился. В начале третьего часа ожидания на горизонте показались Макс и Соня. Они по описанию вышли на нас, но до этого потеряли остальных. Ребята в трех отстающих байдарках не видели никого и гребли изо всех сил, думая что догоняют нас. А на самом деле в роли догоняющих оказались мы.

Закончился дождь, прояснилось небо, дышать стало легко. Мы спокойно сплавлялись по разливам и протокам. Было уже за полночь, но в июле там белые ночи и все видно как днем. И вот мы добрались до Челгозера, где на берегу, правее устья, увидели высоко развешенные яркие оранжевые спас.жилеты. Мы подплыли к берегу, а наши участники встретили нас с горячим чаем и ужином.

Это происшествие на обсуждение не выносилось, а зря. Но факт остается фактом. Мы прошли запланированную норму двух ходовых дней, так что теперь придется делать две дневки подряд. Просто поход организовывался как спортивно-"отдыхательный" (больше "отдыхательный)", а в чисто спортивном ритме этот маршрут проходится за 6 суток.

16 июля

Утро началось с просушки снаряжения на ветру под тентом.

Картина чем-то напомнила мне рынок в Ждановичах. Днем Макс, Сергей и Катя отправились в поселок Тикша за хлебом, пивом и другими продуктами. Витя и Миша рыбачили. Второй Витя, Лена и Соня просто отдыхали, а я исследовал берега, ближайшие леса и болота.

17 июля

По инициативе Миши решили устроить походную баню.

Вечером были и веники, и голые туристы, и купание в Челгозере - в итоге получилась баня, смывшая походную пыль.

18 июля

Ходовой день. Завтрак был вкусный и ранний. Погода улучшилась.

Выход из озера находился в его северном углу. Река оказалась узкой и имела небольшое течение. Здесь начались пороги, "Нахко" и далее после поворота "Лоухи", которые были легко пройдены. Далее, за резким левым поворотом, следовал порог "Хаудо". Просмотр был сделан с берега. На выходе находилась бочка, которая легко обходится справа. Через несколько километров гребли по разливам мы подошли к самым серьезным порогам на маршруте - "Кривой" и "Тахко".

"Кривой" мы пошли с ходу, так как при повороте на 90 градусов осмотр ничего не дает и отнимает много времени. При прохождении оптимально прижаться как можно левее, почти к берегу - там прямые высокие валы, достаточно безобидные. Порог смотрится очень красиво с правого скалистого берега, поперек реки - несколько мощных валов и бочек. Течение сильное, в конце прижим вправо, есть обливные камни, на которые можно сесть. При выходе по правому берегу сильное обратное течение. Почти сразу же за "Кривым" начинался порог "Тахко".

Пришлось зачалиться для осмотра. Соня и Макс отдали весь свой груз из лодки другим участникам и успешно прошли порог. Остальные были слишком загружены и провели суда через заливчик справа. Через пару километровм Саша и Катя нашли хорошее место для дневки. Мы остановились на высоком берегу среди соснового леса.

19 июля

Дневка. Погода была отличная. Мы налегке вернулись к порогу "Тахко" и устроили покатушки.

В малую воду проходить порог следует слева (вдоль ряжа, затем резко направо в котел). В котле байдарки стабильно кусает за правый борт - необходимо интенсивное откренивание. День провели замечательно, а возвращаясь на стоянку, дружно рыбачили.

И несмотря на то, что трофейных экземпляров в этом походе мы не словили, рыбы хватало на протяжении всего маршрута.

20 июля

Несмотря на сильный встречный ветер группа ломанулась дальше. Река становилась все шире и шире, течение почти не чувствовалось, пороги отсутствовали. Пройдя приток - реку Няогу, мы остановились для просмотра порога "Ледмозерский-1" на левом берегу. Прошли его, а затем и "Ледмозерский-2". После второго порога начинается разлив, а по берегам есть несколько стоянок. Мы остановились, натянули тенты, поставили палатки, развели костер и начали просушивать одежду.

21 июля

В этот день свободное время каждый использовал по своему усмотрению. Пока Соня и компания занимались самосплавом со страховкой…

На ужин я сварил походную уху.

22 июля

Прошли впадение Растаса (левый приток Чирки). Разлив вскоре закончился и перед нами предстал порог "Кильбо".

При быстром течении реки не замечаешь пройденные километры - мы быстро оказались перед порогом "Омос", он был несложным.

Затем был разлив километра на полтора и снова пороги: "Никуттный" и другие. Каждый из них интересен по своему, но особой сложности они не представляют. Так мы шли - порог за порогом ("Железные ворота", "Вигитус", "Островной", "Битуш", "Грядовый", "Раух", "Елоха"). Наконец-то мы оказались перед красивейшим порогом "Рокконен". Произвели осмотр с правого берега и по очереди начали проходить его.

Ключевое место - в конце порога: струя бьет в большие обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. В нашу малую воду проще было идти вправо, так как слева - мелко. Особенно сильно на валах кидало "Скаут".

За "Рокконеном" мы остановились на обед возле охотничьего домика. После обеда добрались до острова Ст. Сосно и причалились к правому берегу реки.

23 июля

Очередная дневка. Мы просто отдыхали, общались и снимали происходящее на видеокамеру.

24 июля

Рано утром поднялись, позавтракали и снялись со стоянки. Решили обойти остров по левой протоке. Прошли "Сосновые" пороги (4 шт.), а затем и неуказанный в лоции порог. Дальше находились Сотые острова и мы маневрировали между ними по многочисленным протокам. Затем наша группа добралась до островов Шалсари. После которых были пройдены пороги: "Елисей", "Олений", "Горшок" и "Ялгонь". Самым сложным оказался "Горшок".

Остальные пороги похожи на 3-х километровую шиверу с мощными валами и отдельно стоящими в шахматном порядке бочками, которые можно легко обойти. Позже встречались отдельные небольшие пороги, которые и за пороги-то не считают. Просто по берегам реки стоят большие камни, а в центре ускоренное течение. Дальше берег повышается. Там находится большая плоская стоянка, на которой мы и остановились.

Катя, Саша, Лена и Витя должны были уехать домой в этот день. Мы сделали общее фото нашей группы.

После долгого прощания две байдарки скрылись за поворотом реки, а оставшиеся участники занялись обустройством лагеря.

25 июля

Последняя дневка на маршруте. Мы ловили рыбу, купались, собирали морошку, гуляли по лесу, а Серега лазил по валунам.

26 июля

Мы собрались, сели в байдарки и отправились вниз по течению. Остановились в 200 метрах от моста, недалеко от поселка Боровой. После антистапеля рюкзаки были упакованы и на микроавтобусе участники похода добрались до станции. В Боровом мы сделали некоторые покупки и в 17:30 погрузились в поезд до Петрозаводска. Причем в составе поезда имелся лишь один пассажирский вагон, а все остальные были товарными (загружены лесом-кругляком).

27 июля

Утром мы прибыли в Петрозаводск. Сдали вещи в камеру хранения и пошли гулять по городу. Затем проводили Мишу, Витю и Макса в Москву, а Соню в Питер. Последними на поезд до Витебска сели мы с Сергеем.

28 июля

Утром в Витебске были куплены билеты на киевский поезд. Таким образом мы вернулись в Минск.

Заключение и рекомендации

В целом поход прошел удачно, так как все пороги мы успешно прошли. Погода, в общем, была нормальная. Рекомендуем не спешить при прохождении маршрута - здесь достаточно хороших мест для стоянок и отдыха, а также большое количество порогов, где можно потренироваться.

P.S. Поход закончился, мы нашли новых друзей и единомышленников. Теперь все разъехались по своим городам и странам. И лишь самодельный однострунный инструмент с памятной табличкой остался висеть на сосне в районе нашей последней стоянки.

И кто знает, возможно мы еще встретимся…

Карелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-КемьКарелия: отчет о многодневном водном походе III к.с. по рекам Муезерка - Чирка-Кемь