Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже

Тип материала: Дневник
Год путешествия: 2006
Категория сложности: нет или не указано
Регион путешествия: Западный континентальный район
Автор: Сергей Пухлимский (Санкт-Петербург)
Автор: Сергей Пухлимский (Санкт-Петербург)

30 апреля

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже7.20 В метро от новой станции «Комендантский проспект». Народу почти никого, перенесли выходной. Поеду с байдаркой до Будогощи от Московского вокзала. Болит спина с непривычки и с утра. Пишу с мыслью о туристах, которые были в Коми АССР и потом выложили в Интернете отчеты о походе. Искусаны комарами, холод, дождь, километры бечевника… С утра было около +10, моросил дождик. Вчера сделал себе подарок на день рожденья – потратил «конвертик», выданный на работе, на: карандаш с грифелем, который не прячется, газовую горелку за 450 руб. (а были по 3000!) под дешевые корейские баллончики, и штормовой костюм китайского производства за 650 руб. отличного качества – спина с вентиляцией, швы проклеены, 2 молнии, и отвороты в рукавах. Решил не париться в этой химзащите, оставил дома.

В трамвае видел туристов, с такой же, как у меня ношей, сомневался, что меня пустят с телегой в метро, пустили.

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже11.23 Поезд отошел от Московского вокзала в 8.40, в кассы была большая очередь, билет + багаж = 109 руб. (2005г.). Толпа народу стояла перед табло в позе низкого старта, готовая рвануть к электричке, как только покажут номер платформы. Я сразу наугад пошел к пустому перрону, дождался поезда, и глядя на бегущую в клубах пыли толпу спокойно залез в вагон и устроился в углу. Правда, рядом уселась бабища весом центнера два, чуть не раздавила. Едут школьники с рюкзаками, аборигены возвращаются на лето в лесную глушь. Слева и справа – болотистые участки, местами березовый бурелом, деревья попадали, словно спички. Молодые сосенки еще держатся. Похоже на тундру. С правой стороны сенокосные луга.

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. ПчевжеКириши. Недавно был мост через Волхов, по обе стороны от двух мостов есть удобные пляжи и мостки для выхода на берег (если Кириши будут конечной точкой). Перечитываю «Машину Времени» Г. Уэллса. Провожу сравнение мироустройства того мира с нашим : Морлоки (т. е. рабочие, ремесленники, крестьяне, кормильцы) – мужчины, Элои – женщины(хрупкие, беззаботные). У многих аборигенов землянки-погреба с торчащими из них трубами. Лес – береза, ольха, верба, сорная растительность в виде кустарника и подлеска. Погода мрачная. Кучка местных села рядом, громко ржет и матерится, пьют водку со «Спрайтом». Снова болотца без леса.

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже11.50. Приехали. Из поезда высыпали толпы туристов, их больше, чем коренного населения. В основном от 12 до 20 лет. Поезд остается ждать до 15 часов, когда отправится обратно, если надо ехать куда-то, то сразу на площади – автобус. Площадь тут Вокзальная, а главная улица, как водится, - Советская (аж 109-й номер дома в конце). Седые чеченцы рубятся в нарды на скамейке. Таксисты предлагают машину. Неподалеку сельские магазинчики со всеми необходимыми продуктами, есть даже вьетнамский рынок со шмотками. Докупил продуктов – шоколадки, колбаса, надо было еще кофе в пакетиках…Гляжу в карту. С собой ч\б копии атласа «Ю-В Лен. области» со всеми ЛЭПами, тропинками и с горизонталями и распечатка ИНГИТ (словно вырубленная топором, без горизонталей и подробностей). Мне нужно добраться до моста через Пчевжу, от станции на глазок, 1,5 километра. Разложил рамку телеги, взвалил на нее мешок с байдаркой, рюкзачище и весла. По дороге встретились слева Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже«Поселковая Управа» в деревянном доме, справа кладбище героев, заправочная станция и пожарная каланча. На повороте Советской налево видна пожарная часть с гордой надписью «Единая Служба Спасения – 01». Слева бюджетные панельные дома, этажей – 2-3. Еще одна поселковая управа, теперь из кирпича. Трубопровод бежит рядом с дорогой. Местные на велосипедах. Надоедливое собачье гавканье из каждого двора. Баня. Рядом с баней огромная поленница из вековых березовых стволов. На развилке дорог пройти по средней, она приведет к спуску на мост.

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже13.20. Под мостом разложился, посмотрел, чего набрал с собой (в основном везу балласт). Испробовал горелку – закипячивание полулитра воды для каши и чая – 5 минут. Баллоны дешевые – это плюс! Французские «Примусы» от 250ти рублей за 450 мл, но они с горелкой и котелком образуют шаткую конструкцию (ее падение может привезти к пожару, а корейский баллон стоит 50 руб., вворачивается сбоку и увеличивает устойчивость). Посадка была неудобная – под мостом суглинистая почва с песком. Вот уже в лодке. В 14.55 отплыл от дорожного моста в сторону разрушенной плотины. Почему они все разрушенные? Рухнули вместе с развалом СССР? :). На мостовых опорах отчетливо видно, какой уровень половодья тут бывает – до 5ти метров! Кто-то написал дату и провел черту. Хрупкий, ажурный железнодорожный мост нависает в 15ти метрах над водой. Течение быстрое, 4км\час и с пузырями, видимо, плотина рядом. Быстрее 20ти метров в минуту подниматься не получается, половодье еще не кончилось. Берега здесь затопило так, что на высоте 3х метров от воды на деревьях висят солома, доски, бутылки. Живописно :) Не догадался набить байду ДО накачивания, а не ПОСЛЕ – баул влез, кроссовки и штурмовой рюкзак выглядывают из фартука.

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. ПчевжеДумаю сделать 2 ночевки и вечером 2го мая уехать из Киришей. Вспоминаю ребят, чьи отчеты читал в инете. В конце грустное: «…Расстаюсь с ненавистным карандашом»…..Да уж, столько страниц исписать, все подмечая и запоминая, после чего не быть пропущенным инспекторами, хотя те приняли их радушно, оставили переночевать и показали фотоальбом про заповедник. Может мне тоже придет отказ из Якши. Тогда поменяю маршрут на более простой и незапрещенный по Щугору.

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. ПчевжеДобрался до плотины в Будогощи. Разрушенное 15тиметровое кирпичное излияние больного воображения архитекторов :) Слева вытекает узкий бурлящий поток, не давая подобраться близко. Небольшой канал, прорытый местными для лодки. Аккуратный деревянный домик. Обрыв из красной глины. Пощелкал фотиком. Уф, надоела писанина. Карандаш и вправду становится ненавистным, не говоря уже о блокноте, где водоНЕстойкими чернилами зафиксировано несколько походов и он боится воды (которая уже натекла от интенсивной работы веслом).

15.40. Проплыл мимо мостов, местные ребятишки машут руками, провожая в путь. Начинаю грести

16.40. Мост и ЛЭП в Могилево. Всю дорогу берега размыты сильнейшим паводком, сползают в воду. Деревья ниже 3х метров до верхушек в соломе и ветках после паводка. Почва красная, яркий оранжевый песок. Речка, не следуя картам, делает серии мелких поворотов налево-направо. Дети с удочками. Местный хулиган. Слева – двухэтажная кирпичная коммуналка типового проекта. Местные на велосипедах. Шумят трактора, бензопилы, отдаленное шоссе. Солнца нет, редкие просветы в тучах. Карты у меня формата А4, запакованы в прозрачные «кармашки» и прячутся в обрезанной бутылке от лимонада. Часто достаю и проверяю не где нахожусь, а сколько деталей и ориентиров выкинули м...даки-картографы. Жалею, что деньги на GPS -навигатор появятся только к июлю.

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. ПчевжеОколо 18ч. Коровино Cельцо почти незаметно, Авдетово в стороне, приближаясь к дер. Кукуй видно справа мост через овраг с ручьем, в русле – острова, потом шум шоссе выдаст мост через Пчевжу. Встречаются завалы из толстых берез, уворачиваюсь от веток. Следующий ориентир – мост в Солоницах, я его как-то прошляпил, писал дневник, пустив байдарку на автопилоте (уже к 21му часу понял, что уплыл далеко :)).

На поваленное дерево залез рыжий хорек и спрыгнул в воду. Пока он переплывал реку, успел выхватить камеру и пытался догнать хорька, но его и след простыл. С берега в 20ти метрах перед байдаркой бросились в воду два бобра, хлопнув хвостами, потом еще один. Притормозил веслом, думал, они всплывут, но видимо, затаились в норах.

Всю дорогу меня сопровождают птички, летящие парами над водой, трясут хвостом, как трясогузки, но большие и с белым брюшком. К реке часто подходят осыпающиеся овраги с ручьями, в нескольких местах лежал снег.

20.10 Небольшой перекат. Островки. Лодка с маленьким мотором, костерок дымит. Начинаю искать место для остановки. Неожиданно оно само меня нашло. Донышко байдарки совсем спустило, правый баллон наполовину, и тут внезапно за поворотом течение ускорилось и – порог! За 50 метров достаю оба фотика, щелкаю. Камера отказала еще на прошлом перекате от влажности. Понимаю, что пройти с ходу не удастся. Путевой дневник водного тренировочного похода по р. ПчевжеПутевой дневник водного тренировочного похода по р. ПчевжеТечение все быстрее. Разворачиваю байдарку и изо всех сил работая веслами, наконец выбрасываюсь на берег в 10ти метрах от бурлящего потока (хорошо на берег, а не в воду :)). Как космонавт, разучившийся ходить, вылезаю на мокрый песок пополам с красной глиной, карабкаюсь по крутому берегу наверх. Меня уже ждет приятный лесок с молодыми сосенками, соломенной подстилкой и видом на препятствие. Солнце наконец посветило желтым закатным светом. Затаскиваю байду и груз наверх, смотрю, где прокол. Нет, плохо завинтил клапан, из трубки для накачки дна вылезла затычка. Дурацкая конструкция L Рюкзак подмок, лопастями весла накидало литр воды.

Я думал, еще где-нибудь около Солониц, оказалось, ушел дальше на 3-4 километра, чем думал. От передозировки шоколада («Особый» - дрянь) в глазах темнеет. Грею на газе воду для каши с тушенкой, ставлю палатку. Несмотря на рисунок на коробке, который клянется и уверяет, что гречневую кашу в пакетиках варить не надо, приходится тратить газ и ждать минут десять, пока она не перестанет хрустеть на зубах. Еще раз подхожу к обрыву, с которого видно порог, потом залезаю в спальный мешок и пытаюсь заснуть. Достают 2 телефонные СМСки с поздравлением ко дню рожденья. Ответить сил нету, погружаюсь в дремоту, стараясь не думать о местном хулиганье, стреляющем из ружья на том берегу в километре от стоянки.

1 мая

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже8.40. Всю ночь ворочался от холода земли, сил не было накачать матрас. Нейлоновая Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевжепалатка изнутри вся мокрая. Вылез на холод, на улице +5. Набрал воды, поставил воду кипятиться. Слышу в лесочке какое-то рычание. Вооружившись ножом и фотоаппаратом, пошел посмотреть, что там такое. Ничего, только узкая звериная тропа. Возвращаюсь – уже кто-то копошится у палатки. На лодке сидит местный колхозник лет 60ти. Протягивает руку: «Володя». Он из Борутино, снимал с донки рыбу. Поймал налима. В лесу рычали кабаны. Рассказал, как работал вертолетчиком в Коми и про вертолет, который разбился там недавно и стоит на горе на постаменте для устрашения туристов. Сам из Перми, по распределению попал в Пулково, обслуживал самолеты, теперь на пенсии, а квартиру в Петербурге сдает. Спрашивал, как это я один в одиночку хожу на веслах. Говорит : «Уважаю таких». Сделали пару кадров на память. Этот порог летом можно перейти, его в шутку называют «Г.Э.С.», берега высокие и можно сделать плотину для электростанции. Отдал дядьке копию Генштабовской карты, осталась распечатка ИНГИТ. Пытался снимать камерой – работает, но сломалась автофокусировка...

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже11.20. Все еще не покидает мысль полежать в спальном мешке. Подумал, дела есть в городе, да и берега однообразные, деревья без листьев, словно в октябре, течение замедлилось, поплыву лучше до станции Пчевжа, Кириши уже видел. Собрался, погрузился, достаю камеру – работает! С ходу проскакиваю порог, его высота около полуметра. Делаю несколько снимков и гребу дальше.

13.10. Газопровод на левом берегу. ЛЭП. Вышка. На газопроводе что-то вроде знаков речной лоции. Берега понизились, стало больше домов. В районе Борутино был даже один огромный трехэтажный и в том же месте наплавные мостки. Пришлось снова вылезать и одевать мокрые кеды. Горы мусора на левом берегу (Горчаково). Справа, судя по безлесности, сенокосные луга.

14.00. Справа электроподстанция с трансформатором. На горизонте появился вожделенный ж.д. мост с подвешенной снизу кабинкой (видимо, для покраски). Местные жгут костер, пацаны удят рыбу в мутной воде, машут руками. Еще рыбак. От моста до высадки – 2 километра. Некоторые спрашивают, откуда плыву и сколько до Будогощи по воде. Местный с ружьем интересуется такой же байдаркой. Течение 2 км\ч, полузатопленные островки. Местные дачники на обеде. За 100 метров слышно, как обсуждают, что в мае лучше всего ходить на байдарке. Гребу спиной вперед. Хотел сесть назад, но весло забросает водой место переднего гребца.

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже14.25. Прибытие. Пчевжа делает небольшой поворот налево, в этом месте к ней подходит овражек с ручейком, по обе стороны от него спуски к воде. Рядом бежит ЛЭП. Вытянув лодку на берег, фотографируюсь на память и собираю вещи. До станции Пчевжа отсюда на север около километра через поселок, поезда ходят 4-5 раз в день (расписание на будке у начала платформы, все время отменяют). Мой подходит к 15.50, можно успеть добежать до автобусной остановки, где есть ларьки, автобус ходит на Кириши и Будогощь 3-4 раза в день.

Путевой дневник водного тренировочного похода по р. ПчевжеТе, кто располагает свободным временем, могут на месте моей высадки (ст. Пчевжа) развести костерок, пожарить еду, сжечь на жертвенном огне, у кого есть, карты ИНГИТа, и продолжить путь по Пчевже до Киришей. По книжке Плечко «Водные маршруты Лен. Области»(маршрут 26!) и карте видно, что встретятся еще 3-4 порога. Там где реку пересекают надоедливые ЛЭПы и шумят автомобили, можно вылезти из лодок и сделать двухкилометровый волок в речку Оскуя (волок по асфальту – кто откажется :)). На Оскуе порогов нет, но около устья можно обследовать мини-Селигер с плесами. После впадения Оскуи или Пчевжи в Волхов берем курс на север и через полтора часа доплываем до г. Кириши. Слева впадает речка с водочным названием, справа можно посмотреть озерцо, связанное протокой с Волховом. Под мостами (через Волхов их два) есть мостки и спуски к воде. От моста до станции около километра. В Киришах есть краеведческий музей (поищите адрес в инете, музей переехал в здание какой-то библиотеки), там можно узнать о городе, посмотреть на находки гробокопателей и Красных Следопытов. Посмотрите, что строит бензиновое предприятие «КиНеф». Обратный поезд, как сообщает машинист, возвращается не на Московский, а на Ладожский вокзал, ст.м. «Ладожская».

Попутного ветра!
Путевой дневник водного тренировочного похода по р. Пчевже