Виды туризма

10 января 2013
( г. Киев )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Южно-Российский район
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 589 0

Автор: Дмитрий Слинько (Киев), сайт автора: waterslonique.livejournal.com

Работы Дмитрия Слинько:

  • Отчет о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале, 24.07 - 3.08.2011"

Состав:
Дима, Юля ("Маринка-2")
Игорь, Таня ("Raftmaster Танго-45")

Для всех участников это был первый в жизни водный поход. Собственно, этим и объясняется матрасность и непродолжительность выбранного маршрута. Рассказик будет полезен тем, кто только собирается стать туристом-водником, а опытные "речные волки" могут с улыбкой вспомнить свои первые шаги.

День первый (30.04.05)
"У вас хоть одна багажная квитанция есть?", - проводница повышенно-комфортной электрички с грустью смотрит на наши восемь баулов, которые мы по очереди запихиваем в вагон.
Этому солнечному апрельскому утру предшествовали долгие месяцы "странствий" по всевозможным сайтам в поисках байдарок, а потом - поездка за плавсредствами в заснеженную Москву.
На "комфортной" электричке мы ехали до Конотопа, а оттуда - на "обычной" две остановки до Сейма. Дорога прошла весело - в горячих спорах с тружениками железных дорог о размере нашего багажа, несанкционированном занятии нами служебных мест и просто "за жизнь".
На вокзале в Конотопе какой-то мужик поинтересовался, куда мы идем, а потом многозначительно объяснил своей престарелой маме: "Ребята - туристы-водники". "Чайники мы, а не водники", - пробормотал себе под нос Игорь. И был недалек от истины.
В тамбур "обычной" электрички кроме нас забилось еще человек десять конотопской молодежи, ехавшей на Сейм пить самогон. Юноши были в брюках и туфлях, а девушки - на высоких каблуках. Местная мода: Сейм не Сейм, а красота требует жертв. Из-за них на платформе выгружались очень долго, сдерживая двери и выслушивая трехэтажные маты машиниста электрички.
Место для стапеля нашли быстро - заливчик прямо возле ж/д моста. К нашей радости, управлять байдаркой оказалось не так сложно, а перевернуть ее - не так просто, как мы думали. Поэтому после пары "синусоид" дали "полный вперед". Сразу же обнаружилась разница между "каркасником" и "надувнухой" - Игорь с Таней ощутимо отставали, и нам приходилось притормаживать.
Пройдя село Мельня, стали на стоянку, устроили праздничный салют из оставшихся от Нового года римских свечей и завалились спать. Всю ночь местные гоняли по противоположному берегу на мотоцикле - наверное, готовились к Пасхе.

День второй (1.05.05)
Проснулись около 8 утра.
Христос воскрес!
По неопытности завтрак и сбор шмоток заняли часа два часов - отчалили около 10.00.
Места дикие, народу по берегам почти нет, а река - сплошные зигзаги и повороты, на некоторых из них байду неплохо заносит. Пейзажи по берегам - картинка из передачи "В мире животных": сплошные заросли, в которых периодически что-то шевелится, стрекочет или плещется. Видели пару цапель, черного аиста, клин журавлей, а один наглый коршун долго кружил над нами с явным желанием позавтракать.
Привязаться к карте очень проблематично, идем наугад.
Часа через три хода начинают появляться отдельные группки аборигенов - значит, Батурин где-то рядом. Аборигены отмечают Пасху - жрут водку на берегу. Я точно знаю, что мы не первые байдарочники в истории Сейма, но реакция туземцев заставляет усомниться в этом.
"Я тож хочу!!!", - орал какой-то "почти трезвый" тинэйджер.
"Куди погребли? У нас водки дох*я! Пливіть сюди!", - призывали нас другие "отдыхающие". Этих было около десяти - все они подорвались со своей подстилки и, выстроившись в ряд вдоль берега, орали нам вслед.
Некоторые аборигены не находили слов, чтобы выразить свое восхищение увиденным, и он просто орали "Э-ге-гей!".
Ближе в Батурину "отдыхающих" становилось все больше. "Вы из Конотопа плывете?", - спросил нас очень довольный мужик на видавшем виды "Салюте" с брезентовой "шкурой". На берегу стоял такой же "дедушка" Таймень, готовый к отправке. Потом эти две байдарки мы увидели на Десне. К слову, это были единственные байдарочники, которых мы встретили за все свое путешествие.
Часам к четырем вечера, когда от бесчисленных поворотов уже рябило в глазах, мы наконец-то доплыли до Батурина. В этом месте Сейм пересекает автотрасса "Киев-Москва". Когда-то Батурин был столицей Украины, но после того, как Мазепа "зрадив" России и перешел на сторону шведов, Петр I приказал разрушить город. Прошло 300 лет, но последствия расхлебывают до сих пор. О былой славе напоминает лишь замок гетьмана Разумовского, ржавая крыша которого виднелась над деревьями и установленный недавно большой крест над обрывом, заставляющий вспомнить известную песню Бутусова "видишь там на горе возвышается крест".
Местные жители, к тому времени уже сильно отметившие Пасху, городку вполне соответствовали: наш вопрос "где набрать воды?" вызывал у них заторможенную реакцию и путаные объяснения, в результате чего в поисках заветной колонки мы провели минут двадцать.
После Батурина вдоль Сейма тянется целая череда сел, поэтому следующий час пришлось плыть вдоль плотной стены "отдыхающих". Большинство из них из-за большого количества выпитого были настроены философски и умиротворенно, поэтому на нас либо не обращали внимания, либо просто провожали задумчивыми взглядами. Один играл на гармошке.
В районе села Обмачев на левом берегу был замечен неопознанный объект, представлявший из себя строение из грубо сложенных бетонных блоков. О предназначении строения догадаться было сложно - в голову почему-то пришло идиотское название из телевизионного прогноза погоды "віртуальна синоптична обсерваторія".
Подойдя к месту, где на карте обозначен мост, мы долго не могли разобраться, что за конструкция открылась нашим взглядам. Подойдя поближе, увидели, наверное, самое примечательное место за всю поездку.
Это была настоящая история попыток человека покорить стихию: в одном месте желающим переправиться на другой берег предлагались: мост деревянный, мост железобетонный, мост понтонный, а также паром. В лучших традициях "постсовка", весь этот "переправный супермаркет" не работает: бетонный мост еще не достроен (и, вероятно, уже никогда не будет), деревянный - уже разрушен, паром стоит "на приколе", а понтонный мост не достает до берега по причине весеннего разлива реки.
На фоне материального упадка духовное возрождение региона идет полным ходом: на берегу стоит восстанавливаемая церковь в лесах. По случаю Пасхи, в церковь шли целые колонны народу, поэтому желающих переправиться было немало. "Пешим" и "велосипедным" предлагалась комбинированная переправа: сначала на деревянной лодке, потом - по понтонам.
"А куди ви оце пливете?", - с удивлением спросил нас уже почти не державшийся на ногах "прихожанин", когда мы обплывали понтонный мост. Узнав, что катаемся "просто так", посмотрел на нас красными глазами и заявил: "Мені б лодку, я б вам просто так покатався!".
Что произошло бы с нами, будь у него лодка, "прихожанин" рассказать не успел: какая-то тетка призвала его на помощь собутыльнику. Тот, еще "более трезвый", воспользовавшись моментом, уселся на велосипед нашего собеседника и покатил на нем по мосту с явным намерением упасть в воду где-то на середине реки.
Ближе к вечеру "трезвость" отдыхающих принимала все более катастрофические масштабы. В районе села Вербовка нас атаковала группа агрессивных тинэйджеров, которых Игорь справедливо назвал "гоблинами". Сначала по нам произвели "предупредительный залп" бутылкой из-под выпитого, а потом еще метров 200 бежали по берегу, выкрикивая всевозможные гадости и делая зверские лица. Не будь мы в недосягаемости - нас явно принесли бы в жертву какому-нибудь туземному божеству, после чего ритуально съели.
На всякий случай отплыли от "гоблинов" подальше и стали на ночевку на противоположном от них берегу, не доезжая села Кербутовка, в месте, где река образует острый угол. Как оказалось, зря - с дровами там оказался полный напряг.
Всю ночь шел дождь, и громко квакали жабы, а пасхальный перезвон церкви придавал происходящему мистический оттенок.

День третий (2.05.05)
Из-за дождя собираться начали часов в 11. Ввиду позднего старта было принято единогласное решение днем на перекус не останавливаться.
Река заметно шире, а "отдыхающих" почти нет - все отсыпаются с бодуна. Моста в селе Кербутовка, обозначенного на карте, не оказалось, зато мест под паромы - чуть ли не за каждым поворотом. Самих паромов не наблюдалось, только в одном месте была организована стихийная лодочная переправа: двое "паромщиков" перевозили бабушку в "помаранчевом" платочке и ее велосипед. Оранжевый платочек потом еще несколько раз мелькал на берегу, что заставило нас задуматься о слежке.
Зафиксировали первый случай моторного судоходства: какой-то дядька катал "женщин и детей" на моторной лодке.
Общаться с "отходящими" от вчерашней пьянки не хотелось, но "жажда выгнала к людям" - пришлось идти за водой в село Кнуты. Но за первой же попавшейся калиткой оптимистически-голубого цвета был обнаружен приветливый дедушка, который любезно пригласил нас к колодцу и сказал на прощание "заходите еще".
Ближе к Десне по берегам стали попадаться деревянные лавочки, иногда со столиками. Правда, местных жителей, созерцающих течение воды, ни на одной из них замечено не было.
"Не газуй, Десна вже рядом! Через два кілОметри буде", - крикнул нам какой-то мужик с берега, когда мы с Юлей решили ради эксперимента разогнать нашу посудину до максимума.
"Через два кілОметри" действительно была Десна. На ночь стали в самом месте слияния. Место классное: дров много, а из-за разлива добраться к нему можно только с воды, что автоматически избавляло нас от коммуникаций с местным населением.

День четвертый (3.05.05)
В три ночи проснулся от холода - градуса +3, не больше. При этом - ни единого облачка, и ветра тоже нет. До утра грелся возле костра.
Вышли около 10 утра. Десна из-за разлива широченная, примерно как Днепр в Киеве. Идти даже как-то скучно. В селе Малое Устье пришвартовались "на водопой". Реакция местного населения, после увиденного позавчера, просто шокировала. Узнав, что мы идем за водой, какой-то мужик слез с велосипеда, вернулся домой за ведром, сам набрал нам воды из колодца и даже разлил ее по бутылкам.
В селе Великое Устье, вместо обещанного картой парома оказался огромный железобетонный мост - его масштабы были вполне "днепровскими". На мосту остановились две машины, а их пассажиры выстроились вдоль ограждения и глазели на нас. "В лучшем случае плюнут", - подумал я, памятуя местные нравы. Ан нет - пожелали счастливого пути.
Вскоре после высокого обрыва с соснами (довженковские места!) мы достигли конечной точки своего маршрута. Стали чуть выше Макошино на противоположном берегу - опять же подальше от людских глаз. Макошино - село большое, почти со всех сторон окруженное водой, почти как средневековый замок. Нравы тоже средневековые: не успели мы разложиться - как весть о "чужих" каким-то образом попала в село, и к нам на деревянной лодке была направлена "разведгруппа" в составе рыбака и его собаки Шарика.
Рыбак поприветствовал нас уже два дня как неактуальным "Христос Воскрес" и тут же пожаловался на "политическую ситуацию в регионе". Он был возмущен, что новая власть, поменявшая решительно всех значимых руководителей в стране, забыла о районном рыбинспекторе, который не внял изменениям политической обстановки и так же, как и "до революции", творит бесчинства: не разрешает "браконьерить".
Коротко рассказал о себе: он из Макошино, но двадцать лет в селе не жил, так как "подався на Атлантику". "Ми, Макошинці, всякі є, но в основном добрі", - успокоил он нас на прощанье, попросил кусок хлеба для Шарика и уплыл.
"Ну хто там, рибаки?", - с волнением в голосе спросил его коллега, поджидавший на другом берегу. "Та нє, катаються", - махнул рукой наш "сын Атлантики", после чего они вместе стали распутывать свои сети, готовясь заняться "первобытным рыболовством".

День пятый (4.05.05)
В село переправились на рассвете. Местные к байдарочникам явно привычные - пока мы паковали наши плавсредства на берегу, никто из прохожих на нас особого внимания не обратил.
На пригородном "паровозе" мы добрались до соседней Мены, где влезли в автобус и после пяти часов "летаргического сна" прибыли в Киев.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию