Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Молога (340 км)

Молога (340 км)

Тип материала: Описание
Год путешествия: 1993
Категория сложности: нет или не указано
Регион путешествия: Верхневолжский район
Автор: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир"
Бежецк - Еськи (28 км) - Максатиха (48 км) - Спас- Забережье (50 км) - Верх.Пороги (38 км) - устье Сарогожи (33 км) - Пестово (42 км) - Усть-Кирвовское (28 км) - Устюжна (52 км) - Леонтьево (21 км). 
Июль - август, 7,5 балла. 
Протекающая в малонаселенных лесных краях Тверской, Новгородской и Вологодской областей Молога очень популярна среди туристов-водников и доступна для байдарок на протяжении более 400 км. Здесь описывается маршрут по ее среднему и нижнему течению - от Бежецка, стоящего на железной дороге Бологое - Сонково, до Леонтьева, расположенного на шоссе Петербург - Вологда. Долина Мологи, как правило, широкая, с невысокими лесистыми или луговыми берегами, русло песчаное или супесчаное (в начале маршрута глинистое), есть каменистые перекаты и несложные пороги, которые находятся, в основном, посередине участка между Максатихой и Пестовом.
Путешествие можно начать от Бежецка, связанного беспересадочным железнодорожным сообщением с Москвой и Петербургом. Неподалеку от вокзала (около 1 км) по городу протекает речка Остречина - приток Мологи; у городского моста можно собрать байдарку и отправиться в путь (другой вариант начала плавания - в 3 км ниже, от железнодорожного моста через Мологу, куда можно подъехать городским автобусом).
Молога в районе Бежецка - спокойная река шириной 30 - 40 м, текущая в низких луговых берегах. Через 9 - 10 км пути она впадает в большое (длиной более 15 км) мелководное, зарастающее тростником и окруженное низкими, заболоченными безлесными берегами озеро Верестово. 
Во второй половине лета в средней части озера и у истока Мологи тростникможет стать помехой движению байдарки и затруднять ориентацию. Выход из озера в Молоту - в его северной оконечности; подходить, к истоку лучше правым берегом, следя за появляющимся течением по наклону водорослей.
Удобные места для ночлега появляются только у с.Еськи и устья Осени. На участке до Ривипы преобладают луговые берега и чернолесье, видны следы лесобирж, с которых в прошлом сплавлялся лес; пляжей и удобных мест для стоянок почти нет.
У Максатихи на берегах появляются сосновые леса, река принимает слева одну за другой Ривицу и Волчину и расширяется до 50 - 60 м (Волчина может служить началом путешествия по Мологе).
На участке Телятники - Спас-Забережье в русле появляются каменистые перекаты и валуны: здесь река прорывается через моренную гряду. Еще два порожистых участка встретятся путешественникам у Гузеева и между Верхними Порогами и Борисовским; для опытных байдарочников преодоление их не представляет трудностей. На всем пути от Максатихи до Пестова берега лесисты и малонаселенны, много пляжей, и выбор места для стоянок не создает проблем.
У Пестова, стоящего на железной дороге Петербург - Сонково - Москва, можно закончить путешествие, поскольку здесь река становится более спокойной и полноводной, а ширина ее увеличивается до 80 - 100 м.
Путешественники, которых это не смущает, при соответствующем запасе времени могут продолжить плавание до старинной Устюжны, связанной автобусным сообщением с Пестовом и Череповцом, либо до Леонтьева, стоящего у шоссе Петербург - Череповец.
Чем ниже по течению от Пестова, тем больше пляжей на реке и сосновых лесов по берегам. Приняв популярные у байдарочников Кобожу и Чагодощу(см. соответствующие описания), Молога замедляет течение и расширяется до 150 - 200 м. Ниже впадения Чагодощи, где расположены поселки Желябово и Леонтьево, плыть не имеет смысла: начинает ощущаться подпор Рыбинского водохранилища, а река становится доступной для судоходства, да и выезд усложняется.
Если запастись обратными билетами из Череповца, то единственную трудность может представить выезд из Устюжны, где многие байдарочники заканчивают плавание.
Молога (340 км)
Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.