10 января 2013
Год путешествия: 1981
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Автор - И. Дрямов

Источник: "Ветер странствий", №16. "Физкультура и спорт", М., 1981.

В настоящее время туристами-водниками пройдены все крупные реки Средней Азии. Настала очередь небольших труднодоступных рек. Мы познакомим читателя с одной из них-Чон-Кемин, которую прошла группа ленинградцев из клуба "Глобус" Кировского завода (руководитель Е. Суркова).
Заброску на реку можно осуществить из Алма-Аты через перевал Озерный (дорога подходит почти вплотную к перевалу) или же из Фрунзе автобусом до поселка Тегерменты, а затем вдоль реки в ее верховье попутной машиной. В верховье расположены летние пастбища животноводов.
Сплав можно начать от устья правого притока Коль-Алматы, однако в этом месте нет леса ни для постройки судов, ни для костра. Лес будет лишь в нескольких километрах ниже по течению, в устье левого притока Орто-Койсу, и только на левом берегу. Мы начали сплав выше границы леса на двух катамаранах.
Быстрая Чон-Кемин течет до ущелья Джиндысу в широкой долине, то разбиваясь на многочисленные потоки, то вновь собираясь одно русло. На поворотах несложные прижимы и пороги.
Такой характер река сохраняв до моста через Чон-Кемин. Под мостом и ниже несложный порог. Затем всего несколько минут сплава - и берега сходятся; на полке левого берега еловый лес подступает к воде - это ориентир сложного ущелья Джиндысу.
Наводим навесную переправу через реку Джиндысу и переправляем вещи и катамаран. Для организации страховки и прохождения порога необходимо поставить лагерь за первыми двумя ступенями ущелья.
Следующий день посвящается разведке и подготовке к сплаву. Порог, основную сложность которого составляет его начало, преодолевается в малую воду. При этом нужно учитывать время дня, так как к вечеру вода от обильного таяния ледников поднимается почти на метр и порог становится неузнаваемым. У нас прохождение осложнялось дождем, шедшим всю ночь. Пришлось ждать спада воды. Но и после него из-за продолжавшихся кратковременных дождей уровень оставался очень высоким.
Проходим начало ущелья до первого каскада, обносим участок в 100 м, затем сплав начинаем из левого улова перед притоком Джиндысу. Ущелье сложно в прохождении: в русле много камней, мощные сливы, прижимы, бочки, валы, особенно крутые и мощные в последней ступени.
После ущелья характер Чон-Кемин изменился. Увеличились уклон, скорость потока. Река представляет сплошной порог. Просматриваем участок за участком. Сплав до следующего, разрушенного, моста не сложен для крупных судов. Мост обносим: по нашей воде под ним не пройти.
Следует несколько несложных порогов, требующих просмотра, и снова реку сжимают стены. Перед нами 2-километровый порог "Ташкия". Разведка и обнос вещей по правому берегу. В пороге трудно запомнить линию движения - настоящий слалом-гигант через обливные камни, пенные котлы и мощные сливы, которых мы насчитали около 20.
Первый катамаран проходит часть порога и становится на страховку, второй преодолевает весь порог и подстраховывает первого при его дальнейшем движении.
От порога "Ташкия" до поселка Бузулгансай спокойный участок. Впервые после многих километров сплава. Перед поселком на левом повороте натянут трос, обнос по правому берегу. Тут же начинается порог "Бузулгансай". Он не труден в прохождении, но требует маневра среди полутораметровых сливов и валов.
Продолжаем сплав и все время ждем начала ущелья - самого сложного препятствия на Чон-Кемин. Ориентиром служит высоковольтная линия через реку. Начинается оно мощным порогом с прижимом к левому берегу и узким выходом из него, затем переходит в мощную шиверу до левого поворота и впадения в ручей. Вторая часть непроходима: вода, набрав скорость, вздымается на огромный зуб в средней части русла и с большой высоты бьет в скалу правого берега.
Продолжает этот непроход "каша", обнос 500 м. Возобновить сплав можно там, где дорога спускается вплотную к реке.
Этот третий участок, требующий тщательного просмотра и обязательной страховки, представляет собой сложнейшую цепь препятствий и продолжается до метеостанции и домика лесника. Здесь 13 августа 1979 т., за два дня до нашего прохождения, погиб известный турист-водник москвич Вадим Новицкий. В память о нем мы назвали этот участок реки ущельем Новицкого.
Несколько порогов с прижимами и сильными навалами на камни отделяют второе ущелье от третьего - "Зеленого", названного нами по одноименному озеру Джашиль-коль, расположенному на правом берегу реки у дороги. Разведка по левому берегу.
Ущелье начинается непроходимым участком 500 м. Русло забито камнями, через которые вода падает водопадами; сложные прижимы, уклон 50-60 м/км не оставляют надежды на успех. Участок можно обнести по левому берегу. Тропа
проходит высоко над рекой по густому лесу. Спуск к воде по крутому склону. Ущелье продолжается около 3 км и кончается у устья ручья, вытекающего из озера Джашильколь.
Следующий порог начинается у устья правого притока Четыйды. Чалка и просмотр по правому берегу. Порог длиной 1,5 км похож на порог "Ташкия". До следующего моста через Чон-Кемин пороги преодолеваются с ходу.
За мостом перед устьем правого притока Кашкасу шивера, очень схожая с "Ажарской" на реке Кодори в мае. Шивера продолжается почти до поселка Тегерменты. Появляются заросли барбариса. Уклон уменьшается, но Чон-Кемин в районе поселка сохраняет еще высокую скорость и ни на минуту не дает расслабиться: разбиваясь на протоки, река несется сквозь заросли облепихи. Она растет в этом месте целыми рощами, достигая высоты хорошего фруктового дерева. Затем Чон-Кемин снова течет одним руслом.
До каньона реки Чу можно идти без разведки, но перед ним надо зачалиться у будки метеостанции и осмотреть его. Сложных препятствий в каньоне нет - несколько прижимов, сливов.
Маршрут мы закончили у моста через Чу перед поселком Быстровской. Отсюда можно уехать попутным транспортом на озеро Иссык-Куль.
Река Чу не носит здесь горного характера, препятствий не имеет и лишена спортивного интереса.
Маршрут по Чон-Кемин, длиной около 140 км, соответствует высшей категории сложности. Проходит он по самым живописным местам Тянь-Шаня, позволяет сделать пешие радиальные выходы на живописные озера Чон-Коль-Тер и Джашильколь. Рекомендуется водникам высокой квалификации, имеющим большой опыт прохождения рек Кавказа и Средней Азии, сплавляться лучше всего на судах типа катамаран.