10 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
30 апреля по 11 мая 2004 г.

Руководители: Алексей Некрылов (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6128

9. Выводы и рекомендации
1. Паспорт маршрута
  1. Вид туризма: водный.
  2. Район путешествия: Тянь-Шань.
  3. Нитка маршрута: г. Москва - г. Бишкек - р. Чонг-Кемин (сплав) - Пор. Каменоломня - пор. Ералаш - пор. Зеленый (Камень преткновения) - оз. Иссык-Куль - г. Бишкек - г. Москва.
  4. Средства сплава: - катамаран 4х - местный; катамаран 2х - местный.
  5. Категория сложности: пятая.
  6. Протяженность водной части маршрута: 149 км.
  7. Время проведения: с 30 апреля по 11 мая 2004г.
  8. Количество участников: 6 человек.
  9. Препятствия определяющие сложность маршрута.
Препятствие Категория сложности
1 Пор. Каменоломня
2 Пор. Ералаш 5А-5Б
3 Пор. Повицкого 5А-5Б
4 Пор.Зеленый (Камень преткновения)
5 7 каньон 5А-5Б
6 8 каньон 5А-5Б

2. Выбор маршрута

Я обожаю Киргизию, на этой реке я уже в третий раз, а в Киргизии уже восьмой. В этой милой моему сердцу стране также уютно как у меня дома на кухне. Я не боюсь признаться в любви людям которые ее населяют, и особенно людям, стараниями которых наша группа получила от похода максимум удовольствий и минимум проблем. В достаточно сложном спортивном походе на душе спокойно - будто домашние тапочки и халат махровый и вот-вот на диван... Ну это лирика, а на самом деле группе для технического роста нужен был полноценный пятерочный поход на майские, желательно без пешки, желательно с препятствиями не водяного, а слаломного типа и желательно в средней Азии. Всем этим характеристикам запросов идеально подходит река Чонг-Кемин на майские праздники. Для решения вопросов с деланиями разрешений (Киргизия теперь самостоятельное государство), транспортом и т.д. мы воспользовались услугами фирмы Horizon Travel (horizon@elcat.kg), которую мне рекомендовали мои друзья, а теперь и я очень рекомендую эту фирму всем, кто собирается поприключаться в Киргизии. Кстати, руководитель этой конторы Сергей Воронин (на фото он второй справа) - Снежный Барс, прекрасный человек и очень ответственный партнер.

3. Общая характеристика района путешествия

Климатические условия

Климатические условия в районе путешествия весьма неоднородны. Режим и количество осадков, температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра в большей части обусловлены высотой местности и формами рельефа. Климатические условия в высокогорных районах сходны с климатом, свойственным для умеренного пояса. Среднемесячная температура района определяется высотой местности: на 2500 - 3000м средняя температура самого жаркого месяца составляет +7-10 С. Абсолютный разогрев воздуха летом в горах уменьшается от +42 С до +20 С в зоне ледников. Понижение температуры начинается уже в августе. Переход к отрицательным значениям наблюдается в предгорьях во второй половине ноября. Переход от положительной температуры к отрицательной на высоте более 3000м наблюдается в первых числах октября, на высоте 2500м в конце октября, а ниже 2000м в первой декаде ноября.

Среднемесячная температура воздуха в Чонг-Кеминской долине

месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Температура -9.1 -6.6 -0.2 +7.0 +11.3 +14.6 +16.6 +16 +11.2 +5.1 -1.4 -6.1

В горных системах Тянь-Шаня осадки распределяются неравномерно. Наибольшее количество осадков выпадает на северо-западных склонах хребтов, благоприятно ориентированных и открытых по отношению к влагоносным воздушным потокам. Наименьшее - на восточных и юго-восточных склонах и в межгорных котловинах. Разница в годовом количестве осадков на различно ориентированных склонах может достигать 400-600 мм. Устойчивый снежный покров в высокогорных районах Заилийского и Кунгей Алатау устанавливается в средине октября. Сходит снег в этих районах в конце марта - начале апреля.

Примечание: данные по температуре и количеству осадков приведены для ГМС Новороссийка, расположенной на высоте 1534м.

Растительность

На Северном Тянь-Шане ярко выражена вертикальная поясность растительности. Выше увеличивается количество кустарников шиповника, жимолости, барбариса, смородины, облепихи - особенно вдоль русла рек и их многочисленных притоков. Встречается береза, осина, ива. Еще выше начинается хвойный лес: тянь-шаньская ель и пихта. Выше границы хвойного леса располагаются субальпийские и альпийские луга, которые являются прекрасными летними пастбищами.

Животный мир

Животный мир очень разнообразен. Здесь встречаются горный козел, горный баран (архар), кабан, волк, медведь, сурок, барсук и зайцы. В реках и притоках, водится форель и маринка. Отдельно надо отметить мир насекомых, он, по-видимому, тоже очень разнообразен, но к нашему сожалению практически себя на проявлял, по причине низких температур.

Транспорт

Транспорт в районе похода развит хорошо. Все населенные пункты в низовье связаны между собой дорогами с автобусным сообщением. Автобусы могут ходить нерегулярно, в зависимости от наличия пассажиров и бензина. Ранее в верховья реки Чонг-Кемин можно было добраться от п. Чонг-Кемин на попутном транспорте, обслуживающем чабанов, теперь тут перемещаются только бедные геологи и туристы.

Общая характеристика р. Чонг-Кемин

Главными реками Чонг-Кеминского района являются р. Чонг-Кемин и Чу. р. Чу берет начало на внутреннем Тянь-Шане в месте слияния р. Кочкор и Джоон-Арык. В конце - р. Чу теряется среди соленых озер, солончаков и песков северо-западной части пустыни Нуюм-Кум. р. Чонг-Кемин (Большой Кемин)

образуется от слияния р. Ак-Су и Челек, вытекающего из ледникового оз. Челек-Коль (Джасыль-Куль (3427 м)) в пределах Кемин-Челекского горного узла, а затем через 157 км пути сливается с р. Чу у Боамского ущелья. Основными источниками питания рек Чу и Чонг-Кемин являются ледники и вечные снега, которые находятся на водораздельной полосе хребтов Терскей, Кунгей и Заилийский Алатау. Значительную роль в питании играют также сезонные снега, весенне-летние дожди и подземные воды.

По характеру водного режима реки Чу и Чонг-Кемин относятся к рекам тянь-шаньского типа, у которых повышение уровня воды обычно начинается в апреле во время таяния зимних снегов в низкогорье и выпадения весенних дождей. С мая по сентябрь, в результате летних дождей и интенсивного таяния ледников и снегов в высокогорье наблюдается наибольший подъем воды в реках. В это время происходит наибольшая эрозионная работа, выносится большое количество влекомых и взвешенных частиц, отлагающихся в предгорьях (особенно влекомые частицы сильно грохочут, скатываясь с гор в составе селя).

С сентября отмечается спад воды, который продолжается до апреля следующего года. Расход воды в реке по месяцам приведен ниже.

Расход воды в устье р. Чонг-Кемин
(средний, максимальный, минимальный) м3/сек

10 17.7 20.4 14.0
И 14.3 16.0 11.1
12, 10.9 13.0 9.4

Среднегодовой расход воды - 20.1 м3/сек.
Основные притоки:
Слева - Ак-Суу, Долонаты, Чолпон-Ата, Тортунчу-Койсу, Чонг-Койсу, Орто-Койсу, Койсу, Чоктал, Джинды-Суу, Кашка-Суу, Дюресу, Кель-Тер, Тору-Айгыр, Чонг-Каинды, Калмак-Ашу, Тар-Суу;
Справа - Ю.-З. Талгар, Кашка-Суу, Кель-Алматы, Туюк-Алматы, Алагир, Алматы (Ак-Суу), Чонг-Аксу,
3. Чонг-Аксай, Бассы-Джая, Джая, Каскелен, Ташкия, Бузулган-Сай, Чонг-Баши, Четыйды, Кашка-Суу, Тегерменты.
Длина сплавной части по р. Чонг-Кемин - 157 км.
Средний уклон - 14 м/км.
Плошадь басейна - 1780 км2.
Реку условно разбивают на четыре участка:
Ак-Суу - каньон 2 (Ущелье Джинды-Суу): 43 км, 16 м/км.
Разбои, несложные пороги.
каньон 2 - каньон 5: 31 км, 15 м/км.
Дискретные пороги, мощные шиверы между ними.
каньоны 5-6-7-8: 13 км, 18 м/км.
Высокая плотность препятствий. Каньоны 5 и 7 обычно проходят с базовыми лагерями.
каньон 8 - р. Чу - п. Быстровка: 60 км, 8м/км, непрерывные шиверы, проходятся сходу.
В верховье долина реки Чонг-Кемин широкая и ровная. Лес на реке начинается с левого притока Джинды-Суу (каньон 2). Выше только кусты арчевника. На р. Чу растительность отсутствует.

4. Список участников

Медик Кат.-2.1

5. Подъезды и отъезды

Подъезд:

Москва-Бишкек (самолет) рейс АЮ-402 (авиакомпания Алтын-Эйр) вылет из аэропорта Домодедово 30.04.04 в 16-10

прибытие в аэропорт Манас (Бишкек – 30 мин. езды на машине) в 23.20. Дальнейшая наша заброска была очень хорошо спланированным экспромтом. В аэропорту нас встречали на ЗИЛ -131 Сергей Воронин (руководитель фирмы Horizon Travel) и водитель Олег (который стал нам ангелом водителем на весь поход), мы молниеносно загрузились и тронулись в г. Бишкек. Далее был ужин в кафе с полным набором местного колорита (лагман, шурпа, шашлык, манты, местная водка Сары-Озон, какие-то местные придурки...) и сон под восхитительным Среднеазиатским небом в спальниках на крыше грузовика во дворе дома Сергея Воронина.

Утром мы закупили на рынке продукты согласно раскладке, внеся в нее по ходу несколько популистских добавлений (примерно ведро свежих помидоров и столько же огурцов, пол ведра редиски, свежего творога и сметаны ну и количество Сары-Озона было пересмотрено...)

Поехали на реку часов в 12, далее кафе на сотом километре, препирательства с киргизами на шлагбауме (Чонг-Кемин на территории заповедника и за нахождение на этой территории надо быть готовым отдать по 100 сомов (примерно 75 руб.) с человека и 150 сомов с машины). Мы денег были готовы дать, но не было начальника и квитанций, в итоге денег не дали..., на стапель приехали примерно в 18-00 уже холодало, высота 2250 (в машине стоит альтиметр), в 22-00 термометр показал (-7) градусов. Вдоль реки в тенистых местах лежал снег.

Отъезд:

Сплав был закончен примерно в 1 километре до стрелки с рекой Чу. Далее было озеро Иссык-Куль, переезд обеспечивался нашим добрым ангелом водителем Олегом на прелестном родео-бусе ЗИЛ 131, сутки там и в Бишкек.

Улетали мы из гостеприимного Бишкека (аэропорт Манас) 11.05.04г. рейс АЮ-403

вылет 08-00, время местное прилетели в Москву в 11-04, время Московское стоимость перелета туда и обратно с фиксированной датой 9530р.

6. График движения

11.05 Бишкек- Москва самолет

7. Лоция реки и описание прохождения

На маршруте наша группа пользовалась лоциями Р.Айбатулина и М. Верхотурова

Место начала сплава зависит от способа заброски на реку:

- в последние годы традиционно заезжают снизу по долине реки - в таком случае стартуют от начала 4-го каньона (например группы Черника и Верхотурова).

- второй вариант - зайти пешком из Казахстана от Большого Алмаатинского озера через перевал Озерный (н/к, высота 3520). На перевал идет тракторная дорога. Спуск с перевала по тропе вдоль реки Коль-Алматы. Длина пешего перехода около 20 км. В этом случае сплав начинается почти с самых верховий реки. (Со слов знакомых каякеров, на перевал Озерный в этом году заезжал микроавтобус Toyota, который возил их в Казахстане)

Надо отметить, что определяющие сложность препятствия реки начинаются как раз с 4-го каньона. Т.е. начинать с самых верховий можно посоветовать или любителям пеших забросок, или несгребанным (малоопытным) экипажам, или же тем группам, для которых Чон-Кемин - единственная река на маршруте. В этом случае необходимо напомнить, что Казахстан и Кыргызстан ныне независимые государства, и возможно придется решать проблемы административного характера при пересечении границы и последующим пребыванием на территории Киргизии.

Для полноты описания приведем описание верхнего участка Чон-Кемина:

1 и 2. Несложные пороги. Находятся выше устья р. Кель-Алматы в местах, которые условно можно назвать "1 и 2 каньонами".

Ниже устья р. Кель-Алматы Чон-Кемин течет в разбоях до устья р. Алагир, скорость течения довольно высока. Затем протоки постепенно сливаются в одно русло, и после левого безымянного притока река входит в 3 каньон (называть участок "каньоном" можно весьма условно из-за отсутствия высоких каньонообразных берегов). Длина его около 10 км.

3 каньон

3 и 4. Простые пороги. Расположены на участке длиной в 2 км от начала 3 каньона до пешеходного моста. Проплыть под мостом нельзя. Чалка для обноса длиной 20- 30 м перед мостом к правому берегу.

5. Порог "Слон" (5А). Длина 300 м. Начинается входной шиверой сразу за пешеходным мостом, заканчивается через 50 м после впадения справа р.Алматы. В пороге кроме шиверистых участков есть 2 гряды камней.

6. Порог "Алмаатинец" (5А). Длина 80 м. Находится через 100 м после преп.5. В середине русла большой камень, на который идет сильный навал. Можно идти как справа, так и слева.

До конца 3 каньона идет несложная шивера, внутри которой выделяют:

7. Порог "Обман".

8. Порог "Бой".

9. Порог "Сель".

10. Порог.

Все их можно идти с ходу.

После впадения р.Орто-Кой-Суу начинаются разбои, продолжающиеся 18-20 км до моста.

Обнос моста по правому берегу.

Через 1 км начинается 4 каньон. Длина около 10 км. Сплошных каньонных берегов нет.

Отсюда, собственно, и начинаются основные препятствия реки.

Наша группа начинала сплав незначительно выше начала 4го каньона. В районе стапеля воды в реке по моим подсчетам было не более 15 м3/с. Ночью температура воздуха в районе стапеля была -7 о С, но это не повлияло на бодрость духа участников.

Учитывая наличие в распоряжении группы машины - все прохождения происходили на разгруженных судах (с собой на сплаве имелись в наличии ремнабор, аптечка, сухие вещи на всякий случай и перекус), что при данном уровне воды на мой взгляд является единственно возможной тактикой. Порог Габарит мог смело называться порогом Негабарит и потому гребенка камней была обнесена по левому берегу. 4й каньон в целом можно назвать мелководной шиверой и не выделять там отдельных препятствий. Пройден он был довольно легко сходу со взаимостраховкой. Категорийность 3-4 к.с.

4 каньон

11. Порог "Конек". Несложный порог длиной 120 м, расположен за последним рукавом р.Мамбет-Булак.

12. Порог "Саянский" (4С). Длина 900 м. Начинается через 100 м после преп.11. В пороге маневр несложен, сливы и бочки локальные.

Начали где-то в середине его, дошли сходу до пор. "Габарит" и зачалились в заранее намеченном месте на Л.Б.

13. Порог "Габарит" (5С).

Длина около 400 метров. Просмотр по левому берегу. Порог слаломного типа. Условно его можно разбить на три ступени. Первые две ступени короткие - по 30-40 метров каждая, расстояние между ними около 20 метров. В первой ступени гряда скальных обломков на входе оттесняет поток на скальный выступ правого берега, от которого он сквозь гребенку камней устремляется к левому берегу и наталкивается на скалу левого берега. Затем 2 ступень - вода падает через гребенку полуобливных камней каскадом сливов. Ступень заканчивается перед устьем левого притока р. Джиндысу. 3 ступень длиной около 350 метров. По всей длине выходной части расположены сливы до 1 м, большое количество крупных камней, на которые сильно наваливает. В первой ступени два скальных обломка по центру русла образуют характерные ворота, по которым и узнаваем порог.

Вторую часть 4-го каньона (~ 6-7км) проходили сходу в походном порядке с подстраховкой без просмотров. На этом участке по лоции выделены два порога:

14.Порог "Дрозд". Длина 100 м. Расположен за 100 метров до р.Бассы-Джая. Просмотреть порог лучше с правого берега, причалив через 100 м после обрыва правого берега на левом повороте перед мелью в центре русла. Порог несложен. Можно идти с ходу.

15. Порог "Вяхирь". Длина 100 м. Расположен в узком ущелье через 300- 400 м после преп.14. Правый берег - отвесная скала с отдельными выступающими из воды камнями у его подножья. Левый берег очень крутой, поросший лесом. Просмотр до средней части удобнее по правому берегу, а нижнюю часть - по левому. Преп. 15 можно идти с ходу. По ориентирам мы распознали преп.15, но он не сильно отличается от общего шиверистого фона второй части каньона. Реально это ущелье с не очень высокими берегами. Участок заканчивается около нового моста через Чон-Кемин. На прохождение всего 4-го каньона затратили около двух часов.

У нашей группы прохождение заняло около 3х часов, по берегам довольно часто у воды лежал не стаявший снег. Погода прекрасная +12-14 С и солнечно.

От нового моста до 5 каньона не больше 4-5 км (по лоциям 8км). На первых 500м река течет спокойно, далее имеются шиверы и порожки. На плавном заросшем соснами повороте реки после острова в русле открывается долина р. Дюресу (левый приток) и виден один из ее впадающих в Чон-Кемин рукавов. Здесь перед осыпью правого берега можно зачалиться для просмотра 5 каньона.

16. Порог "Дюресу" (или "5 каньон") (5В). Длина около 1,2-1,4км от впадения последнего рукава р.Дюресу. Ярко выраженного каньона нет. Правый берег невысокий, на левом имеются скалы, поросшие лесом. По правому берегу рядом с рекой проходит дорога. Порог изобилует камнями разного размера, много мощных бочек. В середине порога - сливы около 1-1.5 м, после которых шивера с большими камнями, упирающаяся на местном левом повороте реки в скалу правого берега. Заканчивается порог мощной шиверой длиной 800 м, насыщенной камнями.

В нашем случае порог не выше 4 к.с. в котором можно выделить 5-6 ступеней. Заходную ступень смотрели по левому берегу, и проходили поочередно страхуя и фотографируя друг-друга. Первой проходил к-4, заходил по центру затем смещался под самый левый берег. Двойка повторила этот же маневр только значительно изящнее. Вторая и третья ступень пройдены тандемом с экстренной чалкой перед 4й ступенью, она оказалась негабаритной даже для двойки (ребята пропихались с большим трудом, а кат-4 переставили по правому берегу примерно 10 м).

Полностью каньон не просматривали - все достаточно ясно читалось с воды или с береговых камней.

После преп.16 долина реки расширяется, дорога уходит в сторону, до следующего препятствия река еще 5-6 км петляет среди островов.

17. Шиверно-порожистый участок у пос. Бузулгансай (5А). Перед поселком (1 хозяйство на П.Б.) видны домики на левом повороте реки, за небольшим островком. Далее следует мощная шивера, заканчивающаяся за правым поворотом реки. Затем напротив отвесной высокой скалы левого берега начинается длинная шивера-порог, заканчивающаяся через 1,2 км за правым, а затем левым поворотом реки. На входе в это препятствие лежат два обломка скалы, которые лучше обойти слева.

Участок оказался на удивление мощным, проходили тандемом сходу, просмотрев только заходную часть. Категория сложности участка – 4 к.с.

Далее мощь воды убывает, левый берег становится пологим, а правый крутым и дорога по нему постепенно уходит вверх. Река делает большую излучину, обходит высокий отвесный утес правого берега, выходит на вторую излучину. Через 3-4 км необходимо зачалиться к правому берегу для просмотра 6 каньона. В месте чалки у самой воды растут несколько крупных елей.

Ночью перед прохождением пор. Каменоломня прошел дождь, что практически не отразилось на уровне воды, т.к. выше нас осадки выпали в виде снега. При приближении к 6-му каньону надо быть осторожнее, т.к. явных его ориентиров нет, и можно запросто впилиться в первый его порог "Каменоломня".

Мы зачалились перед просматривавшемся впереди правым поворотом с большим уклоном на П.Б - и как оказалось не зря - через 100 м. начиналась "Каменоломня". Как правильно подмечено в лоции в этом месте у самой воды растут несколько крупных елей.

6-ой каньон.

Длина около 4,5 км от реки Чон-Баши до подвесного моста перед ГМС. В каньоне 4 серьезных порога 18-21. Здесь тоже вместо слова "каньон" больше подошло бы "ущелье".

Берега - крутые, обрывистые, часто поросшие деревьями. Обнос вещей можно совершить по дороге П.Б.

18. Порог "Каменоломня" (5В). Общая длина около 300м. Разведка по правому берегу. В начале порога хаотически набросаны крупные обливные и полуобливные камни, отдельные сливы с бочками. На правом повороте прижим к скале левого берега.

Порог Каменоломня (5А) просмотр по П.Б. по нашей воде (около 20 м3/с). можно выделить 3 ступени: первая ступень - крутая горка с нетривиальной линией прохождения заход справа, а выход слева на 10 метрах, вторая ступень из трех последовательных сливов 1-1.5 м заканчивается прижимом к характерной скале Л.Б., третья ступень изобилует камнями и линия движения там не очевидна. Проходили поочередно - сначала кат-4, затем кат-2, страхуя и фотографируя друг-друга.

Проблем у экипажей не возникло, хотя лавировать пришлось очень жестко. В начале 3й ступени кат-4 навалило лагом на камень и угрожающе притопило левый балон. Пришлось бегать в периметр.

Порог заканчивается после впадения ручья П.Б.

Далее до порога 19 около 1 км. Необходимо зачалиться несколько выше ручья П.Б. На терассу над порогом на П.Б. может съехать с дороги машина. Там чудесное место для стоянки.

19. Порог "Ералаш" (5С-6А). Просмотр с П.Б. Длина около 300м. Условно разделен на три ступени. Начинается шиверой на резком повороте реки, далее река разгоняется, и в сужении, образованном выступающей скалой Л.Б., падает сливом с пенной кашей (первая ступень). Далее ряд сливов и бочек по всему руслу. Через 50 м чуть левее середины русла лежит огромный плоский камень, после которого на левом повороте навал на гряду полузатопленных камней (вторая ступень). Далее после правого поворота, на котором есть навал на скалу левого берега, метров через 50 третья ступень порога: крутой слив с большой подводной плиты посреди русла. После этого места река успокаивается до следующего левого поворота через 300 м.

Утром вода несколько поднялась и стала слегка белесой. В пор.Ералаш (5А-5Б) расход около 25 м3/с. Описание соответствует лоции. Проходили поочередно с двумя промежуточными чалками после первой и второй ступени. Первая ступень не вызвала проблем, вторую ступень четверка прошла чисто, зато двойка влетела в негабаритный слив и когда ее начало притапливать матрос Анна Шишкина вылезла на камень посреди реки, а ее капитан Дима смог пропихаться к выходу, далее он был немедленно выловлен вместе с катером посредством гранатки, а снятие с камня Анны практически покадрово отснято.

Третья ступень особых проблем не вызвала, только четверка просидела на камне некоторое время.

До следующего сложного порога "Мельница" на реке довольно мощный и протяженный шиверно-порожистый участок (от так называемого "Придорожного камня"- большого обработанного водой валуна - хотя какой из валунов "Придорожный" мы до конца не поняли). Ориентиры "Мельницы" - незначительный левый поворот и большой обломок скалы у правого берега. За скалой можно пристать для просмотра порога. Участок проходили сходу, в походном порядке.

20. Порог "Мельница" (5С). Длина порога 300-350м. Дорога уходит вверх и в сторону от реки. Берега создают неглубокий каньон. Просмотр по высокой террасе П.Б. Порог начинается на плавном левом повороте русла шиверой, затем в русле разбросаны крупные полуобливные камни, со сливами между ними.

Пройден сходу тандемом, категорийность 4-5А, слаломного типа, взаимостраховка.

21. Порог "Баня" (5В-5С). Мы провели разведку с прибрежных камней Л.Б. (по лоции возможна разведка с правого берега, но довольно неудобная, так как на входе в порог правый берег - высокая конгломератная стенка). В начале порога несколько сливов, затем через 30м второй правый поворот, сужение русла. В этом месте по центру валун, рассекающий поток, и острые камни вдоль правого берега. Затем идет серия сливов и бочек. В конце по центру расположен большой камень, на который наваливает весь поток. За ним прижим к правому берегу, далее на выходе шивера. Длина порога ~250м.

В сужении проходили справа от валуна (якобы острые камни у нас были скрыты под водой) - далее по основной струе.

22. Порог "Ворота". Очень короткий порог, сразу после пор."Баня" образован большими валунами, между которыми слив с косыми валами. Порог сложности не представляет. Не понятно почему это место названо порогом - это скорее достопримечательность: стоят в реке две каменных глыбы межу которых течет река, ни сливов ни прижимов нет, скорость струи обычная.

Далее до ГМС шиверы средней сложности. После ГМС за левым поворотом реки начинается шивера, которая переходит в преп.23.

Препятствие 22, честно говоря, просто не заметили.

23. Порог "Повицкого" (5С). Длина - 350 м. Просмотр с правого берега. Порог изобилует камнями, бочками. Вода довольно мощная. Заканчивается на правом повороте реки, за которым видна мель левого берега. На выходе из порога поток устремляется к правому берегу и наваливается по центру на скалу диаметром в 6 м. Далее река успокаивается. На правом берегу над порогом находится памятник В.Повицкому, погибшему при прохождении реки 13.08.1979г.

Порог Повицкого (5А-5Б) пытались пройти сходу, в итоге чалились экстренно в средней части порога, перед грядой камней в которой линия движения сделалась вдруг неочевидной на правый берег, после просмотра кат-4 прошел гряду стреляя слева направо через нетривиальный косой слив, а двойка гряду переставила по прибрежным камням П.Б., далее был еще один очень запоминающийся слив, который читался с наплыва, но оказался для четверки не очень габаритным, чем вызвал мою довольно эмоциональную реплику — означавшую на приличном языке — эх ничего себе!!! Двойка прошла нормально. Первым шел кат-4, далее страховали двойку с воды.

После порога чалились на ночевку метрах в 400-тах ниже, где П.Б. выполаживается.

Мы ночевали там же.

7-ой каньон "Зеленый"

Длина 3-3,5 км. Глобальный просмотр препятствий с высокого правого берега, детальный просмотр наиболее сложной - заходной части каньона (пор."Зеленый") - по левому берегу.

24. Порог "Зеленый" (6В). Длина с заходной частью 400- 500 м. Правый берег - высокий (до 200 м) конгломератный склон, левый берег - низкий, поросший лесом, в конце преп.24 оба берега сжимают реку высокими скалами. Заходная часть порога начинается на левом повороте, за которым идет сразу правый. Здесь начинается самая сложная и опасная часть порога. Вода разгоняется на прямом участке длиной 30 м и прыгает через гряду крупных скальных обломков, перегораживающую все русло. Чистых проходов нет. Высота сливов в разных местах до 2.5 м. Далее на левом вираже продолжительная горка из сливов и бочек, которая заканчивается мощным косым 2-2.5 метровым сливом. Через 20- 30 м сильный навал на большой скальный обломок в правой части русла. Вся вода идет слева от обломка. Здесь начинается крутой правый вираж с навалом в конце на скалы левого берега и мощным 2-х метровым сливом.

Препятствие 25 (5С). Длина около 2,5-3 км. Следует сразу за преп.24, деление скорее смысловое - уклон становится поменьше. Сначала несколько крутых виражей со сливами, бочками, прижимами. Затем препятствие вырождается в мощную шиверу с большим падением и слаломом между камней и бочек. Примерно посередине после левого поворота есть мощная крутопадающая горка с обилием надводных и полуобливных камней (два катамарана были на грани оверкиля).

Пор. Зеленый (6А) воды 25 м3/с несомненно является украшением маршрута. Уклон реки в пороге 45-50 м/км.

Именно в Зеленом нам впервые за поход улыбнулось рыбацкое счастье

После детальной разведки порога по Л.Б. решено было проходить его только кат-4, в составе: Моин, Ермалаев, Цербаев, Лосинский. Кат-2 решили обвезти 7й каньон на машине, после того, как Некрылов и Шишкина отработают съемку и страховку порога. Учитывая малочисленность береговой команды, решили проходить порог с 2мя промежуточными чалками, дабы на берегу успели сменить точки съемки и страховки.

Первую ступень проходили под самым П.Б. через телемарк протискиваясь в слив высотой около 1.5 м и зачаливаясь в конце прямого участка в микроскопическое улово П.Б., страховали этот участок гранатками с Л.Б. Этот участок был пройден без затруднений.

Вторая ступень - крутая горка с бочками и очень неприятным камнем выступающим в реку с Л.Б., которая заканчивается интегральным треком с 1.5-2 метровым водопадным сливом через всю реку. Кат-4 на входе забрал слишком вправо, в итоге долго сталкивался с постамента, а дальше посыпался с горки сначала лагом, потом кормой и встал прямо перед треком и сливом на незапланированную промежуточную чалку. Береговая команда в этот момент сменила точку съемки и страховки. Трек и слив пройден нормально, правда со слива ребята упали немного полулагом, после чего зачалились на плановую чалку перед 3-ей ступенью.

Третья ступень была пройдена просто идеально - через ворота по двум последовательным сливам высотой 1.5 м каждый, далее вдоль левого берега и уже не чалясь четверка ушла в 7й каньон. Двойку перечалили выше порога и отвезли на машине за каньон. Далее 7й каньон представляет собой мощный порог (5А-5Б) длинной 2.5- 3 км.

Зачалились на коротком, относительно прогонном участке между 7-ым и 8-ым каньоном для передышки и перекуса.

Мы здесь ночевали. Ночью влил дождь, который продолжался весь день. Уже утром рек полностью поменялась, стала сначала цвета кофе с молоком, а потом молока там становилось все меньше и меньше... Вода прибывала на глазах.

26. "8 каньон" (5С). Длина каньона ~1,5 км, с входной шиверой ~2 км. Начинается за впадением ручья с правого берега. Берега в основном высокие обрывистые. В первой половине порога характерных мест нет: весь поток несется в нешироком русле, перепрыгивая через хаотически разбросанные затопленные камни. Далее есть три характерных ключевых места. Первое - две серые скалы посредине каньона, проход между ними менее 10м. Второе - через 50 м сразу после правого поворота за первым характерным местом. Левая половина русла перегорожена обливным камнем плавных очертаний, имеющим форму сиденья ("розовый унитаз"). На камень есть навал. Третье - прижим к высоким черным скалам левого берега в, конце порога. Уход от прижима осложнен надводными и полуподводными камнями и бочками.

Шли без просмотра, оглядев бегло только заходную часть. Из трех ключевых мест выделили только первое и третье - особо разглядывать некогда - несет в каньоне очень резво. Препятствие в целом представляет собой мощную непрекращающуюся шиверу с большим уклоном.

8-каньон (5А-5Б) расход 45м3

проходили сходу тандемом со взаимной страховкой, очень бодрое место, только было очень холодно и мокро под дождем, зато мощь реки выросла значительно.

Постепенно каньон вырождается в шиверу средней сложности. До моста минут 15-20 сплава. За мостом начинается длинная и мощная шивера, которая с небольшими разрывами тянется на 1км. Весь участок можно плыть с ходу.

Немного не доплыв до конца шиверы, вылезли на террасе П.Б., на которой разместились передвижные пасеки. Поскольку дальше по лоции начинался протяженный (40-50 км) участок разбоев и населенки, а 9-ое выходное ущелье Чон-Кемина не представляет особого спортивного интереса - решили здесь закончить маршрут по Чон-Кемину (повторяя в этом Верхотурова М). На пасеках можно недорого купить свежий мед. Тем, у кого это единственная река на маршруте, конечно, для завершенности маршрута можно рекомендовать доплывать до устья Чон-Кемина и немного вниз по Боомскому ущелью р.Чу. (Из бесед с участником тверской группы позже мы узнали, что чуть ниже стрелки Чон-Кемина и Чу поперек реки стоит мощная бочка, в которой положило несколько катов. Осторожно!)

Все что мы проплыли после 8го каньона - можно описать одним словом - ВЫКАТ, или двумя - Ничего Особенного - шиверки, разбои, перекатики... В одном месте у Макса весло застряло в камнях на дне и больно долбануло его по ребрам, пришлось чалиться и зайдя вброд доставать его (весло) а Макса натирать вечером водкой и снаружи и внутри.

Сплав мы закончили в 1 км примерно выше стрелки с р.Чу непосредственно перед началом 9го каньона, разобрали каты и уехали на Иссык-Куль. По поводу выката - грех жаловаться: плыли быстро чистого сплава 6,5 часов.

8. Картографические материалы

Отчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-Кемин

9. Выводы и рекомендации

Погода: Температура днем от +15 до 20, ночью -7+10 градусов.

Ясно и солнечно днем (кроме двух дней, когда шел приличный дождь). Уровень воды в районе стапеля близок к минимальному, однако в районе порога Ералаш он был уже нормальным для данного времени года, а после 7-каньона - паводковый от дождя.

Природа: Восхитительная. Нетипичная Азия. Левый берег на всей фактически реке - еловый лес, а начиная с седьмого каньона появляются березы. Правый берег типично азиатский выгоревший склон с пожухлой травкой, деревья встречаются по руслам притоков.

Верховья реки Чонг-Кемин - заповедник и надо быть готовым заплатить по 100 сомов с человека и 150 сомов с машины.

Рыба - Ловили на спиннинг на мелкие вертушки №00-1,5 аглии Лонг белого цвета. Попадалась мелкая форель, надо сказать, что на удочку ее ловить гораздо проще, мы поняли это к сожалению довольно поздно.

Препятствия на воде: слаломного типа, для кат-4 было особенно полезно порулить по такой реке, для двойки тоже весьма приятно и полезно. Категорийность в среднем на полкатегории ниже чем летом.

Несомненным украшением маршрута является порог Зеленый (Камень преткновения), который был пройден одним сборным экипажем на кат-4. При летнем уровне воды порог 6Б-6С к.сл. и ходится редко, при весеннем уровне воды категорийность 6А и при достаточном уровне подготовки может ходиться.

По моим личным наблюдениям и это подтверждается разговорами с местным населением и таблицами ГМС - ожидать надо уровень воды в реке в начале мая 20-30 м3/с, соответственно жесткая, слаломная, крутопадающая речушка - Чонг-Кемин может быть рекомендована как прекрасный маршрут 5 к.с. способный значительно повысить у участников навыки общения с судном и водой.

Отдельно нужно остановиться на жемчужине Киргизии - озере Иссык-Куль, там живет счастье!!! (правда прячется в термальных ваннах). Обязательно посетите!

Хороших походов коллеги!

Алексей Некрылов
Отчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-КеминОтчет о водном походе пятой категории сложности по реке Чон-Кемин