10 января 2013
Тип материала: Лоция Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 1999
Автор - Фыва Цукен (Лобня)

Октябрь 1999 (немецкий аналог ПСН)

Хронометраж

1 октября
16.10 поплыли 16.43 небольшой перекат 17.09 маленький перекатик 17.11 раздвоение русел, поплыли левым. Похоже, в правое впадает р. Уница 17.14 русла соединились 17.45 встали на правом берегу. Через реку впереди - дер. Ратькино

2 октября
12.10 поплыли 12.20 слева дер. Ратькино 12.25-12.40 перерыв 13.37 маленький порожек, справа впереди триангуляционная вышка, брод 12.40-12.55 перерыв 14.57 справа дер. Горное, в ней разрушенная церковь 16.09 левый приток р. Сенница ширина 0.5-1м. 16.46 по лев берегу ЛЭП деревянные опоры 3 нитки, дорога, начался лес со значительной примесью сосны 17.00 слева пионерлагерь и дер. Бебихово (с воды видна плохо, только если проплыть и посмотреть назад) 17.47 слева триангуляционная вышка 18.18 справа дер. Власьево, крупный перекат 18.40-19.20 поиски места 19.20 встали

3 октября
11.15 поплыли 12.07 слева и справа к воде спускаются лестницы 12.30 слева к воде спускаются лестницы, на берегу купальные кабинки 12.43 порог 13.22 справа к воде спускается лестница, в воде загородка (типа лодочной стоянки), на берегу купальные кабинки 13.29 на правом берегу бетонный забор 13.35 справа купальная кабинка, к воде лестница 13.43 низкий мостик (между ним и поверхностью воды практически нет места), за мостом порог - проходить правой протокой, мост необходимо обносить. Слева дер. Берхино - с воды не видна, с берега видна. 14.05 ЛЭП деревянные опоры 3 нитки 14.22 перекат 14.35 наплавной мост, до 15.55 обнос, клеились 16.16 ЛЭП бетонные опоры 3 нитки 16.52 р. Ока, напротив устья дер. Акатьево 17.04 2 ЛЭП металлические опоры 4 нитки + 6 ниток 19.35 причалили

Подъезды и отъезды
Подъезжать в Зарайск удобнее всего либо на автобусе из Голутвина, либо на автобусе из Москвы (об этом я уже писал в отчёте о походе по Осетру осенью 1998 года). Возможен также подъезд от ст. Луховицы и от ст. Богатищево. Однако до Луховиц ехать смысла особого нет (если только пытаться поймать машину - Луховицы заметно ближе к Зарайску, чем Голутвин), а от Богатищево автобусы до Зарайска ходят редко.
В деревни Мендюкино, Овечкино, Машоново и Протекино можно попасть на автобусе Зарайск-Протекино (ходит 4-5 раз в сутки).
Недалеко от устья р. Сенница находится дер. Сенницы-2, до неё можно доехать на автобусе из Озёр. В Озёры можно доехать на автобусе из Каширы или Голутвина, а также на пригородном поезде из Голутвина.
Деревни Власьево и Берхино, очевидно, имеют автобусное сообщение с Луховицами. Должно оно быть также и у дер. Городня (находится недалеко от наплавного моста ниже дер. Берхино (там, где мы клеились).
По левому берегу Оки через деревни Акатьево, Зиновьево, Бол. и Мал. Колычёво идёт шоссе Коломна-Озёры. Автобусы по нему ходят, но в Коломне к ж-д вокзалу они не подходят.
Из Коломны удобнее всего уезжать из микрорайона Колычёво (как только вплываешь в Коломну - на левом берегу, там белые многоэтажные дома). От пляжа, где мы причалили примерно за 5 минут можно дойти до трамвайной остановки; трамвай подвозит к ж-д станции Голутвин. Можно, конечно, доплыть по Оке до некоего места, откуда до Голутвина 10-15 минут пешком (на левом берегу вывеска "Школа академической гребли, не доплывая до ж-д моста), но при этом придётся плыть через весь город и через промзону. Это не слишком-то приятно.

Общие впечатления
Зарайск-Протекино (15.00 1.05 - 17.35 2.05)
Довольно унылый участок. Леса здесь практически нет, более-менее приличные стоянки находятся в устье р. Осётрик и чуть ниже. В остальных местах стоять плохо. Возможно, имеет смысл не плыть прямо от Зарайска, а проехать на автобусе, к примеру, до Машоново или даже до Протекино. Правда, в последнем случае порог около дер. Радушино, приятно разнообразящий этот участок, останется выше по течению. Порог несложный, проходится посередине ближе к правому берегу. Вдоль левого берега идти категорически не нужно, можно напороться на арматуру.

Протекино-устье Сенницы (16.10 1.10 - 16.09 2.10)
Красивые места, особенно по осени. Этот участок очень напоминает Осетр выше Зарайска (описание см. выше - поход осенью 1998, средний участок).

Устье Сенницы - Берхино (16.09 2.10 - 13.43 3.10)
Места тоже очень хорошие, но в лесах появляется значительная примесь хвойных деревьев, в основном сосны. На этом участке расположен небольшой порог, в прохождении он несложен и опасности не представляет.

Берхино - устье Осетра (13.43 3.10 - 16.52 3.10)
Леса на этом участке практически нет, но участок этот короток. Начинается он с самого сложного на Осетре порога, расположенного непосредственно за берхинским мостом. Река на этом участке течёт двумя руслами. Правым идти можно, особых препятствий там нет, но очень мелко. В левом русле глубже, но там под водой торчат какие-то острые предметы (не то палки, не то даже арматура), о которые мы продрали плот. Спокойнее поэтому идти правым руслом. Дело, однако, осложняется тем, что при обносе берхинского моста по левому берегу придётся пересекать главную струю, которая уходит влево (а скорость течения здесь большая даже осенью). По правому же берегу мост обносить очень неудобно. По весне, возможно, мост затопляет (высота проезжей части над водой в октябре была не более метра, тогда всё проще - нужно просто держаться ближе к правому берегу. Ни в коем случае не нужно пытаться проплыть под мостом. На выходе расстояние между водой и самим мостом даже в октябре практически нулевое, так что подобная попытка закончится тем, что судно сначала застрянет, а потом затонет (под мостом скорость течения уже большая, фактически порог начинается уже под мостом).

Ока (16.52 3.10 - 19.35 3.10)
Леса тут тоже мало, хотя перед Коломной по правому берегу тянутся хорошие места для стоянки - при необходимости ими можно воспользоваться. Течение в Оке, как ни странно, на этом участке очень медленное, сама река имеет ширину около 400 м.

Резюме
Хороший маршрут, особенно для осени. Правда, имеет смысл начинать несколько ниже Зарайска (например, в Мошонове). Заканчивать, если времени мало, также можно в Берхино или Городне. Однако из Коломны уезжать несравненно легче, чем из этих деревень.