Виды туризма

10 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 1570 0
Автор: Михаил Трусков (Тула)

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"

Река Солова берет свое начало у села Сорочинка Щекинского района Тульской области в каких-то шести километрах от того места, где в Упу впадает Уперта. Правда, реки-сестры в этом месте разделяются водоразделом. Чтобы воды Соловы в конце концов слились с водой старшей сестры Упы, главной реке Тульской области приходится пройти долгий путь – описать петлю почти в 200 километров, принять в себя множество других притоков, напитаться стоками областного центра, успеть от них очиститься, и только тогда, пробираясь сквозь лесной массив тульских засек, наконец-то встретиться с сестрой-красавицей.

Путь Соловы короче – ей бежать на северо-запад по полям и лугам до своего устья возле села Селиваново чуть больше 50 километров. Река то петляет среди полей, то ныряет в тень прибрежных деревьев. Берега на протяжении всего маршрута покрыты густой травой, частенько река течет в коридоре сплошного камыша. Нередки быстрины, встречаются каменистые перекаты. На окрестных склонах ковер полевой земляники. Несмотря на то, что вдоль реки расположено множество населенных пунктов, редко когда с воды можно увидеть даже крыши домов. Дно, в основном, илистое, вода коричневатая. Кроме низководных мостков и естественных препятствий от поваленных деревьев, на пути встретятся несколько каменистых порожков, требуемых обносов или проводки.

Для водного туризма представляет интерес участок Соловы длиной около 40 километров от крупного села Карамышево на трассе М-2 Москва-Симферополь до устья. Этот участок реки можно разделить на три части, отличающиеся по своему характеру.

От Карамышева до Захаровки интересный и красивый участок, проходимый на каяках с весны до осени. Для байдарок здесь слишком много обносов. Русло узкое, много быстрин, поваленных деревьев. Местами река протекает в коридоре сплошного камыша.

От Захаровки до села Спасское красивейший 18-ти километровый участок, вполне пригодный для однодневного путешествия на байдарках. Надувные байдарки предпочтительнее, поскольку избежать нескольких обносов не удастся. Впрочем, маршрут не настолько велик, чтобы сильно утомить и владельцев "Тайменей".

От Спасского до устья 7-ми километровый участок узкого русла со множеством завалов. Препятствия относительно легко преодолеваются на пластиковом каяке, но для байдарок этот участок объективно сложен. Впрочем, часть завалов такова, что при наличии определенного юношеского задора и наличия хорошей ножовки путь не покажется таким уж сложным. При этом я даже не беру в расчет такое мощное средство, способствующее разборке препятствий, как пиво и прочие освежающие напитки.

Думаю, что несмотря на определенные трудности при прохождении "последней мили" Соловы, вполне можно планировать двухдневный поход с выходом из Соловы в Упу и завершением путешествия в Крапивне, до которой от устья Соловы около 13 километров. Этот участок Упы, на мой взгляд, один из самых красивых. Река протекает сквозь сплошные леса и на пути встретится интересный объект для экскурсии – Супрутское городище.

Заброска и выброска на Солове несложна. Все основные населенные пункты расположены на хороших асфальтированных трассах. Карамышево расположено в десяти километрах от города Щекино и связано с ним автобусным сообщением. Через Захаровку проходят автобусы Щекино- Крапивна и Тула- Крапивна. До села Селиваново также регулярно ходят автобусы из Щекино и Тулы.

Сплав 5 июня 2005 года. Каяк "Данцер"

Стартую под мостом в селе Карамышево. Ширина реки не более 10 метров, дно илистое, по берегам трава и ивы. На левом берегу остается центральная усадьба знаменитого колхоза "Новая жизнь". Буквально через пять минут хода путь преграждает низководный пешеходный мостик, под которым смог проползти, не вылезая из каяка. Тут же над головой проплывает бетонный автомобильный мост, за которым небольшой плес, с зарослями осоки посередине. На берегу рыбаки. Впереди слышен шум воды – река сливается через каменистый перекат с металлической трубой. Первый обнос по левому берегу. На берегу виден металлический каркас какого-то животноводческого сооружения. В воздухе сладко пахнет перепревшим навозом.

За порожком русло сужается, берега невысокие, сплошь поросшие осокой и крапивой с редкими лозинами (фото 1). Вдоль реки по правому берегу тянется деревня Тура. Прохожу пару однотипных пешеходных мостков. Местные жители не утруждают себя материалом для их изготовления. В ход идут старые металлические трубы от систем орошения. Видимо, в недалеком прошлом Солова служила источником живительной влаги для окрестных полей. Где-то прохожу их, чуть пригибая голову, где-то с разгону влезаю на полузатопленные трубы, где-то чалюсь и перетаскиваю лодку поверх мостка.

По берегам появились деревья и река сразу стала гораздо уютнее. Из-за очередного поворота взлетела потревоженная мной серая цапля. Гнал её добрых пару километров, снова и снова вспугивая из-под прибрежных кустов. Глупая птица долго не догадывалась обмануть меня и перелететь назад, на старое насиженное место.

Воздух наполнен самыми разными птичьими голосами – кукушки усиленно пророчат мне долгую и счастливую жизнь (тьфу-тьфу...), соловьи бескорыстно радуют трелями. Кто-то незримый проносится высоко в небе с нежным блеяньем. Прямо перед лодкой трясогузка устроила скоротечный воздушный бой с черной стрекозой, то пикируя, то замирая на месте, трепеща крыльями.

Сидящие на берегах рыбаки воспринимают мое появление на реке достаточно хмуро. Река узкая и я, по определению, должен отрицательно влиять на их потенциальные уловы, тревожа рыбу. Тем не менее, здороваюсь с одним из рыбаков и выясняю, что в реке ловятся плотва и карась.

Неожиданно впереди появляется не указанный на карте капитальный мост. Вылезаю на берег прямо под ноги пасущихся коней. Когда я с разгону завожу нос каяка на истоптанный копытами низкий берег, стреноженный конь испуганно храпит и пытается уйти подальше от странного гостя. Убедившись в моей исключительной лояльности, конь возвращается к прерванной трапезе, склоняя морду к сочной траве. (фото 2).

Мост вполне автомобильный, хотя с правого берега к нему подходят колеи грунтовой дороги, а на левом берегу на "проезжей части" даже растет свежая травка. Возможно, это дорога между Сукроменкой и Николаевкой. Ширина реки ниже моста около 15 метров, под самим мостом чистый проход у левого берега.

Река уходит от селений. Ничто не отвлекает от птичьего пения и созерцания чистой зелени вокруг. Внезапно река раздваивается. Влево, в сторону от реки, уходит узкий канал. Основное русло через хитросплетение веток утыкается в очередной каменистый порожек. Обнос по левому берегу метров 40. Оставив лодку на берегу ниже препятствия, решаю выяснить, что же за странный приток то ли впадает, то ли "выпадает" из реки. Выйдя на луг с высокой травой, ещё не успевшей сбросить утреннюю росу, я направился к видневшемуся невдалеке валу, явно скрывающему заинтересовавшее меня протоку. Увиденное поразило – через луг шел неширокий и, судя по всему, глубокий канал, явно искусственного происхождения (фото 3), срезающий достаточно длинный кусок естественного русла Соловы.

Сразу возникло желание перетащить каяк в это странное русло, но после недолгого внутреннего колебания я решил, все-таки, пройти по реке, чтобы на собственной шкуре удостовериться, а можно ли пройти по этому участку, частично обезвоженному полноводным арыком.

Возвращаюсь к лодке и продолжаю путь. Как и ожидалось, начался участок настоящей "лесной реки". Ширина русла 5-7 м, завалы, склоненные ветки (фото 4). Обносов нет, но идти трудно и интересно. Приходится постоянно искать дырки в склоненных ветвях лозин, уклоняться от гибких занавесей черемухи. Нисколько не жалею, что предпочел этот жизнерадостный рукав, скоростному, но безликому каналу спрямления.

Протока с шумом впадает в основное русло через небольшой завал. Река становится чуть полноводнее, оставаясь при этом уютной и чисто "каячной" (фото 5). На байдарках здесь делать нечего. На левом берегу появляются холмы с березами, черемухой и ивами. Поднявшись наверх, сквозь густую зелень саму Солову увидеть трудно (фото 6).

Выходя на луговые просторы, река не становится скучной - Солова закладывает мелкие петли среди травы и камыша (фото 7). Луга вновь сменяются тенью от прибрежных кустов. Быстрины чередуются с плесами, на которых появляются первые кувшинки (фото 8).

Такая река продолжается до села Бегичево. Этот участок можно считать почти скоростным – обносов почти нет. Глубина в основном около метра, хотя на одной быстринке каяк царапнул днищем обо что-то явно железное.

Село Бегичево с воды не видно. Только по выглядывающим из травы шеям гусаков да нескольким рыбацким мосткам можно было определить, что неподалеку имеется жилье. Река разлилась длинным плесом – явный признак наличия впереди какого-то препятствия, сдерживающего воду. Так и есть - очередной автомост с мелью под ним. Прошел у левого берега, слегка зацепив за камни дном каяка, и остановился на правом берегу.

Поднялся на насыпь и огляделся. Впереди уже видна трасса Щекино –Крапивна с бегущими по ней игрушечными автомобильчиками. До Захаровки не больше пары километров. Поглядев на реку сверху, ещё раз убедился, как опасно судить о характере реки, мельком глядя на них из окна автомобиля, проносясь по мосту. Пять минут назад я шел по узкой, обаятельной Солове, задевая веслом о берега, а головой о нависающие ветви, а с моста я видел пароходную гладь реки, раза в два шире своего истинного формата.

От Бегичево до Захаровки участок плеса шириной 15-20 м с кувшинками и почти полным отсутствием течения. Явно, что впереди меня снова ждет какая-то преграда.

Из-за деревьев медленно выплывает грандиозное деревянное сооружение. Судя по всему, по этому мосту мог двигаться ещё паровоз братьев Черепановых. Конструкция моста настолько затейлива, что трудно сразу понять ход мыслей его конструкторов. Кроме нескольких выстроившихся в плотные ряды вертикальных колонн в конструкции присутствуют неисчислимое количество горизонтальных перемычек и ассиметричных диагональных связей. Пустого места внутри конструкции почт нет. Мост строился явно на века...

Не знаю, сколько времени простояло это циклопическое сооружение, по сейчас это просто памятник древнего зодчества – несколько массивных бревен обрушились в реку, оставив наверху лишь узкий путь для пешеходов.

Проход под мостом у правого берега широк и чист. Проходил мост с некоторой опаской, поглядывая на проплывающие над головой бревна в полтора обхвата.

На берегу появляются дома Захаровки. В полукилометре ниже нормальный бетонный мост трассы Щекино-Крапивна. Под ним - уже традиционный для Соловы каменистый порожек. Шум воды, пена, обливные камни. Просматриваю и решаю идти без обноса.

Аккуратно вхожу в первый слив, каяк начинает нервно трясти на сбоях струй. Течение подхватывает лодку и с силой бьёт её несколько раз о массивные камни, скрытые пеной. Я верю в прочность моего верного "Данцер", верой и правдой служащего мне уже добрый десяток лет, но в этот момент я, пожалуй, впервые серьёзно испугался за целостность его и так достаточно исцарапанного днища.

Зачалившись на первом же удобном месте ниже порога, я перевернул судно и с любовью провел ладонью по его шершавому алому брюшку. Никаких травм, несовместимых с жизнью, у лодки обнаружено не было. Появившиеся свежие глубокие царапины не в счет – найду время и снова залью их тонким слоем эпоксидной смолы, как уже не раз проделывал до этого после путешествий по мелководным каменистым речкам.

Река ниже Захаровки заметно сузилась, снова появились быстрины. Ширина 10-15 метров (фото 9). Иногда русло сужается до 3-4 метров и Солова теряется среди высоких стен камышей (фото 10). Из свежей зелени побегов этого года ввысь выбиваются длинных прошлогодние былки. Сухие стебли изящно изогнуты в направлении господствующих осенью ветров, а отцветшие кисти на вершинах застыли прозрачными серыми флюгерами.

Прохожу неглубокий щебнистый перекат с автомобильным бродом. После заметного правого притока Малаховки на правом берегу появляются строения села Потемкино. Река становится значительно шире (25-30 м). На поверхности воды тут и там виднеются цепочки поплавков дешевых китайских сетей. Течения почти не чувствуется, по всему зеркалу воды заросли кувшинок. У левого берега несколько свай старого моста. Прохожу достаточно далеко от них, но правое весло глухо бьётся в глубине обо что-то невидимое, но весьма массивное.

Потемкино пройдено. Берега луговые. Встречный ветер нагоняет волну, и брызги из-под носа каяка настолько охлаждают меня, что возникает желание накинуть ветровку. Судя по ширине реки, я надо ждать очередной "запруды" (фото 11). Река плавно уходит вправо, и я подхожу к низководному мосту из бетонных плит. С обеих берегов к мосту подходит грунтовая дорога. Простенький обнос по левому берегу не более 15 м.

Река несколько сужается, но до моей любимой "каячной" камерности не доходит. Ширина 12-15 метров, в самый раз для байдарок. Появилось течение, но все равно чувствую, что впереди ещё что-то держит воду.

Открытых берегов почти нет – вдоль воды постоянно присутствует какая-то растительность. Впереди слышится шум воды, бурлящей на очередном порожке. Посреди реки небольшой островок, поросший травой. Слева и справа бурные протоки с перепадом около метра. В левой, более мощной протоке, на выходе струи два обливных камня. При таком уровне воде идти не то, чтобы опасно, но и нет гарантии, что какой-нибудь непредсказуемый камень не положит каяк на бок. Собственно, и в этом нет никакой беды, но не хотелось тратить время на такие эксперименты. Был бы я на Ватерфлае – с удовольствием соскользнул бы вниз, а так - обнос по левому берегу около 40 м. Перед стартом фото препятствия с нижней точки (фото 12).

Не успел как следует разогнаться на изящной S-образной быстринке, как впереди замаячило новое приключение. Посередине реки вздыбилась треугольная бетонная плита, да и все русло вокруг было засорено обломками бывшего моста (фото 13). Под левым берегом мелкая протока с глинистым дном и навалом на берег, а справа узкая и внешне проходимая чистая струя. После недолгих колебаний и просмотра с левого берега решил идти, прижимаясь к правому берегу, компенсируя этим свою минутную слабость и обнос предыдущего препятствия.

Захожу, аккуратно прицеливаюсь, поскольку ширина чистой струи чуть более моего каяка, и не торопясь вхожу в язык. Течение подхватывает лодку и легко проносит вдоль обломков плит. Уже ниже, на последних бурунчиках растревоженной Соловы, дно каяка противно проскрежетало по какой то податливой металлической арматурине.

Описанные препятствия нисколько не испортили моего впечатления от этого участка реки. Скорее добавили чуточку перца в и без того аппетитное блюдо. На левом берегу обозначилась деревня Козловка. Места исключительно красивые. Солова постоянно петляет, чередуя все возможные прелести луговой реки – камышовые заросли, холмистые берега, плёсы с кувшинками, быстрины, склонившиеся над водой ивы. Ширина, на мой взгляд, самая идеальная для путешествия на байдарках – 12-15 метров.

Село Спасское отмечено несколькими мостками, по внешнему виду явно предназначенных для купания. На одном из них сооружена даже небольшая вышка для прыжков в воду.

На левом берегу несколько старых лозин подпилены с таким расчетом, чтобы деревья упали в воду, перегородив своими ветвями почти все русло. Похоже, что это аналоги рыболовных заколов.

Если выйти на берег, то слева уже видны остатки колокольни в селе Переволоки-Возвратные. До Селиваново рукой подать. Спасское выходит к самой реке и вполне может служить конечным пунктом для путешествия. От Спасского к трассе Щекино-Селиваново полтора километра асфальтовой дороги. Чуть ниже Спасского прохожу мимо останков то ли старой плотины, то ли моста – слева и справа берег укреплен подпорными стенками из естественного камня.

Камень старый. Возможно, что это следы того времени, когда все малые реки области были зарегулированы множеством плотин с мельницами. Вспоминаю, что в какой то книге, посвященной истории Тульской области, читал, что в свое время на Солове стояло несколько мучных мельниц, а в XVIII в. на ней были построены чугуноплавильный завод, бумажная фабрика и несколько винокуренных заводов.

На пути низководный мостик – узкая бетонная свая с дырками. Перетаскиваю каяк поверх него. Сразу за препятствием каменистая мель. Дальше на протяжении всего пути до Селиваново сплошные обносы, иногда "групповые" - до 100 метров, когда нет смысла ставить лодку на воду между препятствиями, следующими одно за другим.

Река сузилась до 3-4 метров и стала закладывать мелкие петли (фото 14). Течение усилилось. Постоянно приходится то проползать между ветвями склоненных деревьев, то с разгона влезать на подтопленные стволы и, упираясь веслом в ветки и дно, прорываться на чистую воду. Даже мне, с пластиковым каяком "повышенной проходимости", пришлось на участке в пару километров раза четыре вытаскивать его на берег для обносов. Подумал, что если бы с собой была ножовка, то дела пошли бы веселее. В 15-45 причалил под мостом в Селиваново.

Резюме

Река Солова вполне достойна того, чтобы рассматривать её в качестве удобного варианта однодневного маршрута на каяке на участке от Карамышево до Селиваново или байдарочного маршрута от Захаровки до Спасского. Несмотря на достаточно большое количество естественных и искусственных препятствий, Солова оставляет самое приятное впечатление разнообразием пейзажей и удобством заброски-выброски.

Михаил Трусков, 2005 г.

                                                                                                                                                                


Река СоловаРека СоловаРека СоловаРека Солова  Река СоловаРека СоловаРека СоловаРека СоловаРека СоловаРека СоловаРека СоловаРека СоловаРека СоловаРека Солова


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию