Виды туризма

11 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
0 409 0

Дата: 25 апреля - 20 мая 2003 г.

Маршрутная книжка № 03- 03

Автор: Федоров Е.С. (Уфа)

 

1. Общие сведения

Маршрут: г.Уфа - г.Белорецк - ур.Стажки - сплав по р.Б.Инзер до п.Картали - участие в Марафоне - сплав по р. Реветь - переезд до п.Тюльма - сплав по р.р.Юрюзань -Березяк - Сюрюнзяк - г.Уфа.

2. Состав группы

Федоров Егор Сергеевич, 1973

3. План похода (заявленный)

Дата Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
25.04 1 Уфа-Белорецк-Отнурок   Машина
    Отнурок-р.Безымянка 15 Пешком
26.04 2 р.Безымянка-Стажки 13 Пешком
27.04 3 Стажки - Капкалка 16 Сплав
28.04 4 р.Капкалка – ур.Арипкулово 16 Сплав
29.04 5 ур.Арипкулово – п.Картали 16 Сплав
30.04 - 11.05 6--17 Участие в «Марафоне» и Кубке России «Айгир2003» 164 Пеше-сплав
12.05 18 Порог Айгир – пос.Инзер 17 Сплав
    пос.Инзер – р.Реветь   Авто
    р.Реветь (первопрохождение) 5 Сплав
    р.Реветь – ур.Юрюзань   Авто
13.05 19 ур.Юрюзань – охот.Изба 10 пешком
14.05 20 Охот.Изба – порог Шумы – пос.Александровка 24 Сплав
15.05 21 пос.Александровка – пос.Кордонный 20 Сплав
    пос.Кордонный – пос.Тюлюк   Авто
16.05 22 Пос.Тюлюк – р.Березяк   Авто
    Порог Самарский – порог Березяк 4 Сплав
    порог Березяк – пос.Тюлюк   Авто
17.05 23 Дневка    
18.05 24 Пос.Тюлюк – гора Баскан   Авто
    гора Баскан – р.Сюрюнзяк 5 Пешком
19.05 25 р.Сюрюнзяк – пос. Ишля (первопрохождение) 20 Сплав
20.05 26 пос.Ишля – г.Уфа   Авто

24 апреля

Уж не знаю, можно ли назвать это первым днем похода, но мне не терпится начать. К тому - же сегодня я отснял первые кадры фильма. Впрочем, все по - порядку: С утра это был обычный городской день. Я работал. В обед я смылся и пошел в клуб, собирать рюкзак. Хотел, было уехать на Сибайском поезде, но передумал. Поеду завтра утром на электричке.

25 апреля

Утром чуть не опоздал на электричку. До Белорецка добрался бесплатно и без проблем. В Инзере встретил Азамата. Он тоже один. Поехал на выходные на Айгир. С вокзала в Белорецке до трассы дошел пешком, а там отдал 100 руб. за машину до города. Я просто стоял и размахивал стольником. Мужик, когда увидел это, развернулся, (он ехал в другую сторону) и привязал каяк прямо на крышу т.к. верхнего багажника у него не было. В Белорецке встретил Лешку Харькина. С ним, как обычно поболтали, выпили пивка. Нашел УАЗик, который довезет меня с Инзера до Верх. Арши. Потом приехал Глазычев из Межгорья, и сказал, что на Большом еще лед стоит. На завтра хочу покатиться под плотиной и съездить в Отнурок. Ночую в Белорецком Центре туризма.

26 апреля

Вот это день! С утра с Лешкой съездили в Отнурок к лесникам. Они говорят, что на Большом еще лед стоит, и уйдет только в начале мая. После обеда я сплавился по Нуре. Сплавлялся от легендарного моста имени спущенного колеса и сломанного домкрата. (Когда-то мы на этом мосту КАМАЗ вручную поднимали.)

Весь сплав 25 -30 км занял 1,5 часа. Уровень воды - малый. Уклон реки примерно 2м падения на 100 м. Ниже пос. Отнурок, правда, не так круто. Характер реки шиверистый. Ярко выраженная 2 кс. Скорость течения 3 м/с. Основные препятствия в верховьях - камни, валы до 40т см. небольшие бочки. Перед пос. Отнурок сложное место: река разбивается на два рукава. Я шел по правому. Там через реку перекинуто здоровенное бревно, а потом сразу мост, высотой 40-50 см. На каяке я прыгнул через бревно и потом прошел под мостом. На катамаране или в большую воду это не проходится. После окончания верхней шиверы идут плесы с прижимами к берегам. Здесь основное препятствие - Нависающие и лежащие в воде деревья. После впадения р. Отнурок (левый приток) ширина реки увеличивается от 6-8 до 15-20 м. Далее небольшие перекаты, сменяющиеся плесами. Есть одна неплохая шиверка в районе Попрыгушкиной горы. Как я узнал позднее, это было первопрохождение. Все сплавлялись от пос. Отнурок.

Потом, вечером я прыгал с Белорецкой плотины (6м) и с моста (8-10 м). Первый прыжок помню хорошо. Мне показалось, что я слишком долго лечу. Даже пытался рулить в полете. Второй прыжок неудачный. Отбил себе грудь, заработал синяк на пол- лица, порвал спас. Когда ударился об воду, то на секунду потерялся, а когда очнулся, то сразу и не понял, что плыву вверх ногами. Ну и давай грести, что есть дури под водой. Потом сообразил, что к чему - встал. Хотел, было вдохнуть, а не тут - то было! Грудь болит! Подошел к берегу, откашлялся, уже потом задышал.

А еще сегодня первый раз шел дождь. Не сказать, что я очень рад этому, но зато тепло.

А вечером мы с ребятами оторвались по - полной. Два флакона на пятерых это круто! Начали в Центре, потом поперлись к Глазычеву. Но зато там посмотрели все по телеку. Народ фигеет от моих прыжков и считает меня придурком. Небезосновательно.

27 апреля

Утром позвонил Войтеку и заказал машину на 11 мая в 13 часов в Инзере.

Ура! Наконец - то кончился дождь. Но зато пошел снег. Утром купил новые часы (те, старые, я утопил). Леша отвез меня до узкоколейки, перед Улу - Елгой. От трассы нормального ходу до Сюрюнзяка около 1.5-2 часа. Я дал крюк и шел около 4 часов. Там просто до станции Баскан 3 км и от нее нужно уходить на север около 2 км, а я ушел еще на час по узкоколейке. Но в принципе спешить некуда. Зато прогулялся. Весь оставшийся день готовил дрова. Ночь будет веселая. Метет метель и руки без перчаток мерзнут.

28 апреля

Как ни странно я отлично выспался, даже не замерз. Правда всю ночь снились кошмары о том, что моих детей на марафон не отпускают и я всю ночь беседовал с их родителями.

С утречка сбегал наверх до стрелки холодного и теплого Сюрюнзяка. После обеда посмотрел "пороги". Их там нет. Дошел почти до автотрассы, вернулся по узкоколейке, на все ушло 3 часа. Думаю, что завтра буду сплавляться 1.5-2 часа не больше.

Утром было холодно, мела метель. Ночью выпал снег сантиметров 10. Ветер был такой сильный, что с деревьев сыпятся ветки, толщиной с руку. Но к вечеру все на дольше появляется солнышко. Хотя вода в котле замерзла.

А еще меня глючит. Слышатся голоса, песни, радио. Да так отчетливо, что слова можно разобрать. Я, конечно понимаю, что это сосны скрипят, но от этого на легче.

И я заметил, что есть совсем неохота. Понимаю, что надо - бы, но не идет еда и все тут. Еще вчера купил в Белорецке плюшку, до сих пор половинка осталась.

Да, чуть не забыл! Здесь магнитная аномалия. Северная стрелка упорно показывает на запад. Я еще вчера заметил, (поэтому и дал крюк), а сегодня по солнышку проверил.

29 апреля

Вчера вечером выпил с Подей. Странно, я выпил всего пол -рюмочки от фотопленки, зато развезло меня по- полной. И аппетит проснулся. В городе болели зубы, а здесь я про них и думать забыл -грызу сухари как мышь. А Поде в костер я всего - то капельку плеснул и ночь была звездной и до обеда снега не было. В это время я и сплавился.

Сюрюнзяк неплохая река для каяка. Ширина реки от 4 до 15-20 метров. Быстроток. Скорость примерно 1 м/с. Основные препятствия завалы, "расчески" и перекаты. Валики до 20 см. По характеру напоминает Зигазу.

Сплавлялся 1 ч 40 мин. До автомоста. Потом пешком 12 км до Карталей. Там встретил на трассе наш автобус, А метров через 500 на обочине были и наши ребята. Помог им дотащить вещи до поляны.

30 апреля

Целый день отрабатывали этапы ТПТ. Узлы у всех получились хорошо, Костер тоже разожгли все, а вот с ориентированием что - то пошло не так. Ребята два раза ходили по заданному маршруту, и оба раза уходили в болото. Утром пришли лесники (И.Т.Д. с И.Т.П.) и потребовали 35 руб. с носа. Я сказал, что денег нет и они забрали маршрутку.

Сегодня тепло, хотя и пасмурно. А еще появились клещи.

1 мая

Отрабатывали водные этапы. Подъехали 5 команд на марафон: Белорецк, Межгорье, Агидель, Каскад, Энергетик.

2 мая

Стартанули. Утром подходили И.Т.Д. с И.Т.П. (лесники). Намекнули. Что мной интересуется ФСБ. Стартовали в 13 -00. Шли 5.5 часов. Зачалились не доходя до Сарышты 7-10 км. Устали все, особенно дети. За дровами ходили, шатаясь. После ужина в лагере никого не осталось - все спали. На реке куча народу. Одна из групп пыталась считать суда. В день проходит больше сотни. На каждом 4-6 чел. Офигеть! По пути встретили кучу знакомых. Уж кого я не ожидал увидеть - так это Катенка. Мы с ней уже лет 11 не виделись. Ей тогда было лет 12-13. Утром было солнечно и жарко к вечеру похмурело, а вечером и всю ночь шел дождь.

3 мая

Шли недолго. Начали сплав от р. Колышта. Прошли Сарышту, зачалились на Ремаште. Сплавлялись 3 часа до Сарышты шли около 30 мин. Перед Сарыштой минут за 10 прошли ЛЭП. После Сарышты через 1.5 часа прошли хутор Кызылъярово. По левому берегу. Через 200 метров после хутора справа Кызылъяровская пещера. Остановились на р. Ремашта. Тут здоровая поляна по правому берегу и остатки деревни.

Сюда - же подошла и Катя Гагина с друзьями. Вечером посидели у них, потом хотели пойти к нам на конкурс песни, но пошел дождь, и песни мы пели вне конкурса до 3-00. Потом я пошел их провожать до палатки, а вернуться мне было не судьба. Вернулся я только утром. Хорошо, что Катя Соколова, с которой мы живем в палатке, догадалась позвать на мое место Танюшку и поэтому не замерзла.

4 мая

Дневка. Дождь временами, но в основном нормально. Провели конкурсы: ориентирование, медицину, бросок морковки и песню. А еще успели поиграть в футбол и сделать баню. Баня - это отдельная песня. Мы пошли туда последними. К тому времени пара уже не было, каркас развалился. Но мы помылись теплой водой и даже нырнули в речку. Причем мылись в две смены: четверо держат каркас, чтобы он не упал, а другие моются. Потом меняемся местами. Баня, конечно дурацкая, но сам факт помывки уже хорошо.

5 мая

До Усмангалей шли 2 часа. Перед деревней ЛЭП. От Усмангалей до Инзера еще 30 мин. Хотели остановиться в Усмангалях, даже палатки поставили, а потом решили не ночевать в деревне и смылись на Айгир. Паровоз в Уфу ушел в 17-00, а на Инзер в 19-00. Приехали на Айгир и закрыли соревнования. Даже оставшиеся этапы не проводили. Мы заняли третье место. Молодцы! Это учитывая, что во всех командах были взрослые мужики, а у нас из 6 чел - 4 девчонки и средний возраст 14 лет. А мы межгорью проиграли только 7 секунд. Умнички! В Инзере каждый из нас загадал желание: кто мороженое, кто йогурт, а я буханку белого хлеба. Все купили и устроили праздник живота.

На Айгире ночью очень холодно, дует пронизывающий ветер, шумит порог. Но это не помешало нам просидеть до 6 утра у костра и петь песни. И все это время мы пытались вскипятить чай. Да так и не вскипятили. Впрочем, сидели не все. Ребята так упахались, что после ужина сразу же пошли спать. Зато к нам в лагерь со скал спустились Межгорье и Белорецк. Да так у нас и заночевали 6 чел в одной палатке. А Таня из Межгорья сделала мне массаж. Нужно заметить, что у меня до этого 3 дня болела спина. Теперь не болит.

6 мая

С утра целый день таскали дрова. Завалили лесину 30 метров и пилили. Потом прошли порог несколько раз, и мы с Максом уехали в Белорецк за Байдой и продуктами.

7 мая

Утром в Белорецке встретили Гульсум и Нефтекамцев. Они приехали с Сакмары. На пороге были в 13 - 00 и катались, катались. У нас на кубок России заявлено 3 команды и куча судов. За всеми нужно следить, всем сопли вытирать, каждому что - то подсказать, похвалить, поругать (нас 25 чел.)- Танюшка с Катей пока еще слабенькие и мы решили пока в команду их не ставить. Так они в слезы. И Анька тоже. Уж вроде - бы уже взрослая, а тоже ревела что - то они с Юрой не поделили.

Вечером после 17-00 нас Яковец припахал ставить трассу. Пришлось еще и тросики ворочать. Кинули несколько перетягов и кончилась стекляшка (это веревка такая).

8 мая

Утром проспали. Встали только в 10 -00. Сбегали на скалы и пошли скатывать экипажи. Потом довесили трассу. Потом не помню. Слишком много событий. Помню, что с кем - то поругался, кого- то успокаивал. Соревнования - это всегда большие нервы.

Писать дневник некогда.

9 мая

Начались соревнования. Здесь проходит кубок России и Фестиваль водных видов туризма. Сплошная беготня и нервотрепка. Я выступал на катамаране - 4. Занял 5 место. Просто пождали этот рафт, а когда подошли на старт, то были уставшие и злые. Да и до закрытия трассы оставался час. Короче обе попытки откатали бегом и плохо. Не сумели настроиться на трассу. Мишка с Ильичем заняли 3 место на катамаране -2. Рафт нам не дали выступить, конкурс песни зарубили. Я поставил своих ребят на страховку рафтов в 15-00, они сидели мокрые и холодные до 20 -00, а наши рафты так и не пошли. Старшаки ждали своей очереди на финише. Когда очередь наконец -то подошла, они занесли рафт на старт (около 2-х километров), а Разин его отобрал. Ну, мы, команда Агидель решили, что мы не участвуем больше ни в одном конкурсе Фестиваля. А зачем? Ведь за 1-е или 2-е уже не поборешься, а быть какими - нибудь 5-ми 10-ми не интересно.

Вечером, после всего, я Айратику из т\к "Дервиш" пообещал, что мы прокатимся с ним на каяках. Уже и страховку поставили. А тут ни с того ни с сего конкурс песни, потом судейская. В общем подвел я народ. Потом приехал Анатолий из "Розы ветров", привез призы. Тоже нужно было его накормить, разместить и.т.д. Короче целый день на нервах и на ногах.

10 мая

Утром две младшие команды ушли на эстафету. А старшаки спали до 10 - 00. Я запарился их будить. Потом откатали спасработы. Неплохо - 4 место. После обеда шли Байды. Саша с

Димоном заняли 1 место. Вот уж никто не ожидал! Первый раз на воде, и уже чемпионов России надрали! Молодцы!

А я в это время убирал трассу. А во время обеда мы с Айратиком все - же успели прокатить по шивере. Я попробовал его игровой каячек. Что - то мне не понравилось. Зато вчера я ходил порог на Разинском надувном каяке. Это песня! Ласточка! Его не кусает, в бочках не держит, а на валах подкидывает так, что окрестности видно. И сидишь в нем как в кресле. А сегодня, после того, как снял трассу хотел еще покататься по порогу, но прошел один раз и силы кончились.

После построения хотел расслабиться, выпить, поесть не спеша, поспать... Ан нет. Забегался.

Вечером я со всеми переругался из - за того, что кто- то на воде, кто - то трассу снимает, а старшаки с Нефтекамском пьют. Потом они ушли провожать Нефтекамск и 1.5 часа стояли на берегу. А в лагере ни ужина, ни чая нет.

Но Нефтекамск так и не уехал. Дело в том, что Серега Лысый, Полина, И еще один Нефтекамец - Рена ушли в 15 - 00 на скалы. Должны были вернуться к построению - в 20 - 00, но заблудились. В 23-30 решено было проверить все лагеря у реки, и если их там нет. То отправить поисковую группу 4 чел. на скалы. Слава богу мы их нашли. Как я и предполагал, они ушли за хребет, но смогли самостоятельно выбраться обратно. В противном случае, нам пришлось - бы дня три прочесывать тайгу. Ночью (уже утром) мы вернулись в лагерь, и я вижу такую картину: Юра сидит, разливает, а у костра Нефтекамск, Белорецк, Межгорье и наши старшаки. Все "переживают". Да еще и Римма с Ксюшей. Тоже слишком взрослыми себя считают. А ведь завтра (уже сегодня) Подъем в 8 - 00. Ну я еще раз на всех наорал. Ну какого хрена водку пить, если в лагере ЧП? И почему бы не поспать, если завтра, возможно, целый день будет поиск в тайге? А потом выяснилось, что я зря шумел. Пили они с устатку, уже после того, как мы пришли. Завтра нужно будет извиниться.

11 мая

Как ни странно в 9-00 все были на ногах. Но несмотря на это вышли поздно в 12-30.

Р. Реветь. Сплав 12 км от кордона. На эти 12 км 180 м падения. Это значит, что на 1 км 75м падения. Это в среднем. Есть участки и покруче. Скорость течения 3-4 м/с. Уровень воды -малый. Основные препятствия - валы, бочки, камни, преграждающие русло, водопады, сливы, встречаются завалы. Есть два водопада по 1-1.5 м. Общий характер реки - порожистый. Ярко выраженная 3 кс. По большой воде 4-5 к.с. Ширина реки в пороге -4-

6 м. До и после порога до 10 м. Есть один порог "Иван Егорыч". Начало порога - сосна, перекинутая через реку, (около 1 км ниже автостоянки). Конец - автомобильный мост. Уклон реки на пороге 150 - 200 метров на 1 км. Длина порога около 5 км. Через 30 м после сосны в русле реки два камня. Проход между ними 70 см. Проход между левым камнем и левым берегом 1.5 м. Но туда трудно попасть, т.к. вся струя бьет между камней, а на входе в левое улово лежат камни. Далее идут сливы 0.5 -1 м и жесткие бочки за ними. Каждый раз, когда река уходит вправо от дороги - сложное место. На одном из таких поворотов - водопад 1- 1.5 м. С воды виден плохо. За водопадом пенный котел. Проходится водопад посредине. На следующем повороте - мощный прижим к правому берегу. Автомобильный мост проходится под левым берегом (справа очень низко - не более 40 -50 см по малой воде) После моста уклон реки сохраняется, но больших камней в русле нет. Почти. Далее, около 2 км ниже есть остров. Его нужно обходить справа. (Слева завал). Когда рукава реки соединяются, в конце острова второй двухступенчатый водопад около 1 - 1.5 м. Посредине водопада - камень. Проходится как справа, так и слева. После водопада -глухой завал. Через русло реки перекинуты два дерева, навстречу друг - другу. Ветки висят вниз. На левом дереве веток меньше и висит оно повыше 30 - 40т см. Я прошел под ним. Завал виден с наплыва за 50 - 100 метров. Множество других завалов из деревьев и бревен. Полно расчесок, но практически везде есть проход. Назвать порог я хотел "Борей" по фамилии лесника, который без денег и без проблем разрешил нам сплавиться. Зовут его Бореев Раиль Галеевич. Но все - токи пусть лучше будет "Иван Егорыч". Ведь когда - нибудь наши дети будут на нем учиться, так, как мы сейчас накатываемся по Айгиру. Реветь - отличная крекинговая река, для сплава на полиэтиленовом каяке. После моста возможен сплав на катамаране - 2. Порог я проходил один, а вот с моста мы сплавлялись с Айратиком.

Впрочем, обо всем по - порядку. Итак: Как ни странно в 9-00 все были на ногах. Но несмотря на это вышли поздно в 12-30. В 14-00 были на ст. Инзер. Машина меня там не ждала. Ну и хорошо. Флюс подвез нас с Айратиком на Реветь. Приехали, отвязали каяки, и тут подъехали лесники. Сплавляться они не разрешили, но в целом отнеслись доброжелательно, и посоветовали обратиться в Реветь в контору. Там, конечно никого не было (сегодня воскресенье). Мы подошли к первому попавшемуся леснику, и он без всякой бюрократии и денег нам разрешил. Ну мы снова наверх. На этот раз каяк отвязали - и в кусты, как шпионы Флюс сразу поехал снимать, а я, надев спас и каску и оглядевшись - бегом на воду, пока никто еще не подъехал. После прохождения порога Флюс опять привез меня на станцию. Оттуда я уехал в Белорецк. Хотел было пойти ночевать на Нуру, но по пути зашел к Андрюхе, да там и остался.

12 мая

Только и делал, что ничего не делал. Ел, спал, пил пиво. В разное время, в разных местах. Зашел к Ширмановым, там помылся. Правда, горячей воды у них нет, но все - равно приятно. Позвонил в Кагу. Там меня оказывается ищут. 15 мая намечается группа, а вести некому. Что - ж деньги у меня как раз на исходе, а на Юрюзани воды все равно нет и уже, наверное, не будет.

Ночевал снова у Андрюхи.

13 мая

Уехал в Кагу. Целый день строили забор. Позвонил всем, кому только можно. Помылись в баньке. Вечером был праздник живота-ели пельмени и салат.

14 мая

Все чаще и чаще задаю себе вопрос:

- А что я здесь, в Каге делаю?

- Зарабатываю деньги, чтоб ехать на Юрюзань.

- А много ли я заработаю? Рублей 600, максимум 1000, но этого все - равно не хватит. А вода уходит со страшной силой. Да, я понимаю, что на Ямантау снег будет лежать до средины июня, что лед на Большом и Юрюзани сошел совсем недавно, что пик паводка еще впереди, что на каяке мне все - равно по какой воде сплавляться. По малой может быть даже интереснее, сложнее. Но вот это безделие меня добивает Может быть проще было дойти до Юрюзани пешком? Дня за 3-5 я бы добрался.

Сегодня совершали восхождение на церковь. Там ветром сорвало крышу, и прибивал железо, а Славка меня страховал. Лестницы там нет, чердака тоже. Поэтому поднимались в связке, прямо по стене. После обеда лил дождь, поэтому ничего более не делали. Вечером позвонил Гончаров, сказал, что группы пока не будет, но завтра он привезет мне денег и забросит до места. Так, что не зря я два дня потерял.

15 мая

Саша Копылов заехал в 4-00. В 6-00 мы были в Белорецке, забрали каяк и в 10-00 были уже на мосту у р. Юрюзань. До Тирляна дорога асфальтовая, до верх Арши, говорят, автобусы ходят, но что - то мне не верится. В Верх. Арше, за белым кирпичным домом повернули на бывшую узкоколейку. Говорят, что ее строили каторжане в 1914 году. Дорога красивая. Проезжали каменные речки 4-5 штук. Но по этой дороге можно проехать только на УАЗике и только с Копыловым. Очень грязно. На мосту через Юрюзань Гончаров сделал несколько фотографий. Хоть будет что -то с Юрюзани. (Свою Соньку я отправил домой еще с Айгира. (Что-то она стала капризничать). Примерно в 10-00 я пошел в верховья. Сначала шел по тайге, а потом вышел на наезженную дорогу. В 12-30 путь мне преградила река, скорее всего какой-нибудь приток Юрюзани. Так, что до избы я не дошел.

По пути посмотрел пор. Шумы (или одну из его ступеней). Круто! По такой воде, а вода очень большая явная 3 кс. Сам порог 100-150м. Но падение на нем метров 10. Скорость течения 3 м/с. Основные препятствия - бочки до 1 м. Порог просматривается плохо - он за островом. Правый рукав реки более спокойный, но там непроход. В конце рукава камни. В левом основное действие. Напоминает унитаз. Перед порогом две бочары на всю ширину реки, а потом сливчики 0.5 - 0.7 м. и за ними бочки, большие, но выносные. Хоть одна радость - труп мой не будет в бочке крутиться - сразу выбросит. Проходить логичнее всего по левой протоке, ближе к острову.(Порог " Шумы" по оценке других групп 5к.с.и более, можно посмотреть фото "http://www.skitalets.ru/photo/group_392.html-" rel="nofollow" прим.МКК т/к "Энергетик" )

Здесь холодно. Вчера в обед начался дождь. Сегодня с неба что - сыплет. Какая - то морось. То - ли холодный мелкий дождь, то - ли мокрый снег. Долго искал место для ночевки. Везде под ногами хлюпает. Вот и сейчас сижу на пенке, а из -под нее вода вытекает. Ну нет здесь сухой земли. И дров сухих тоже нет. Ну конечно завалил я две сосенки без коры. Вроде - бы сухие, а гореть не хотят. И береста здесь не горит. И спички тоже. Да я обмороженными руками и спичку - то из коробка достать не могу. Хорошо, что хоть есть пьезозажигалка. Потому, что простую Мокрыми руками не зажжешь.

А еще здесь куча дичи. Я пока шел, а шел я громко, с каяком, двух тетерок спугнул, и слышал, как журавли курлычат.

16 мая

Вышел в 12-00 долго- долго искал реку. Кругом болото. До моста сплавлялся 1 час. На шивере перед порогом меня несколько раз ставило на кормовую свечку. Каяк - то груженый. Бочки нынче жесткие. Сам порог обошел по правой протоке (там, где я вчера считал, что пройти невозможно). Потому, что вода за ночь упала на 30 см, и в основной слив я просто испугался залазить. Он представлял из себя тот - же самый унитаз, только бочки не выносные и в русле куча камней.

После моста по левому берегу видны остатки деревни Юрюзанъ. Сразу за ними - мост. По малой воде - только обнос. По большой - я на каяке обошел его справа. Далее река сильно петляет. Куча завалов. Местами вся река течет прямо через лес. На каяке это проходится, хоть и с трудом. На катамаране - не знаю.

Зато уток здесь не меряно. Ни фига не боятся. Подойдешь к ним метров на 10 - 15 только тогда нехотя взлетают. Насчитал 4 разных видов уток. В том числе какие - то красноголовые. Видел хатку бобра, да так близко, что веслом достать можно. Потом прыгал через его плотину. Офигеть, какие он деревья подгрызает! Березы, диаметром 30 - 50 см.

В 14-30 прошел дом лесника. В 15-00 был мост. Его лучше обносить по левому берегу. Там я минут 30 перекурил. За мостом река идет веселее: почти не петляет, течение увеличивается. Начинаются перекатики. Валики на них до 0.5 м. Через 30 мин., в 16-30, прошел Александровку, а через 20 минут на правом берегу был пост лесников. Меня пытались остановить. Но я отвернулся - типа не вижу, и запел громкую песню - типа не слышу. В 17-00 прошел еще мост. На этот раз обносить не пришлось. Ив 17-40 зачалился перед Кордонным.

В поселок не пошел - не хотел встречаться с лесниками. Обошел его стороной. Итак: операция "Первопроходимец" продолжается. Началась она еще в Карталах, Потом продолжилась на Ревети, когда я бегом отвязывал каяк от машины и сразу уволакивал его в кусты. Сегодня я тоже после встречи с лесником греб на скорость и прятался по кустам.

Сегодня на подходе к Тюлюку, посреди чистого поля повстречал здоровенного быка. Он мной активно заинтересовался. Бежать некуда, да и нельзя. Из оружия только весло. Но корриды не получилось. Видимо бык понял. Что коровы меня не интересуют.

Ночую в приюте "Розы ветров" Кочнев, конечно - же, сюда не позвонил и обо мне не предупреждал. А ночлег тут стоит 80 руб., хавка - 90. Говорят, что сегодня будет машина из Уфы.

17 мая

Утром пошел на Березяк. По пути сплавился по Тюлъме (Тюлючке?-прим.МКК т/к "Энергетик", верхний порог "Самарский" на Березяке в хорошую воду оценивается 5к.с., смотри фото "http://www.skitalets.ru/photo/group_288.html" rel="nofollow") от приюта до моста. Уровень воды - средний. Валики 20 - 30 см. Явная двойка. На Березяке до верхнего порога не дошел, а нижнему порогу больше тройки не дашь. Скорость течения небольшая, примерно 2 м/с. Уклон на 1 км. примерно 15 м. В пороге несколько несложных сливов. Последний слив с огромным пенным котлом по левому берегу на пол -реки. На катамаране переворачиваться негде. На каяке, если нормально идти - тоже. Но не дай бог в ту бочару влететь лагом. Там и останешься, до тех пор, пока вода не поднимется. После порога шивера 2 кс. В принципе я от Березяка ожидал большего.

Зато на обратном пути меня забрал КАМАЗ и довез до Тюлюка и потом, когда он разгрузился я с этим - же КАМАЗом поехал до г. Юрюзань. Вернее до Василовки. Там мне дураку нужно было не полениться, разобрать рюкзак и сплавиться до Вязовой. Так нет - же поперся пешком 18 км. Вышел в 15-00, на Вязовой был в 19-40. Как раз уходила последняя электричка на Корпачево. А нужно сказать, что электрички здесь ходят часто. По пути на р. Бердяш видел каньон и водопад, метра 2-3 высотой. Это недалеко от впадения Бердяша в Юрюзань. Но это уже задел на будущий год. А сейчас ночую на ст. Корпачево, а завтра в 6-30 домой. Хотя я не знаю уже, где мой дом. Говорят, что у туриста родина там, где рюкзак, а дом там, где костер. Не хочу в город!

Соло - поход 2 кс по рекам: Нура (первопрохождение), Белая, Сюрюзняк (первопрохождение), Бол. Инзер, Мал. Инзер, Реветь (первопрохождение), Юрюзань, Тюльма, Березяк

Р. Нура

Весь сплав 25 -30 км занял 1,5 часа. Уровень воды -малый. Уклон реки примерно 2м падения на 100 м. Ниже пос. Отнурок, правда, не так круто. Характер реки шиверистый. Ярко выраженная 2 кс. Скорость течения 3 м/с. Основные препятствия в верховьях - камни, валы до 40 см. небольшие бочки. Перед пос. Отнурок сложное место: река разбивается на два рукава. Я шел по правому. Там через реку перекинуто здоровенное бревно, а потом сразу мост, высотой 40-50 см. На каяке я прыгнул через бревно и потом прошел под мостом. На катамаране или в большую воду это не проходится. После окончания верхней шиверы идут плесы с прижимами к берегам. Здесь основное препятствие - Нависающие и лежащие в воде деревья. После впадения р. Отнурок (левый приток) ширина реки увеличивается от 6-8 до 15-20 м. Далее небольшие перекаты, сменяющиеся плесами. Есть одна неплохая шиверка в районе Попрыгушкиной горы. Как я узнал позднее, это было первопрохождение. Все сплавлялись от пос. Отнурок.

Р. Сюрюнзяк

Сюрюнзяк неплохая река для каяка. Ширина реки от 4 до 15-20 метров. Быстроток. Скорость примерно 1 м/с. Основные препятствия завалы, "расчески" и перекаты. Валики до 20 см. По характеру напоминает Зигазу.

р. Реветь

P. Реветь. Сплав около 7 км от кордона. На эти 7 км 180 м падения. Это значит, что на 1 км 150 м падения. Это в среднем. Есть участки и покруче. Скорость течения 3-4 м/с. Уровень воды - малый. Основные препятствия - валы, бочки, камни, преграждающие русло, водопады, сливы, встречаются завалы. Есть два водопада по 1-1.5 м. Общий характер реки - порожистый. Ярко выраженная 3 кс. По большой воде 4-5 к.с. Ширина реки в пороге -4-6 м. До и после порога до 10 м. Есть один порог "Иван Егорыч". Начало порога - сосна, перекинутая через реку, (около 1 км ниже автостоянки). Конец - автомобильный мост. Уклон реки на пороге 150 - 200 метров на 1 км. Длина порога около 2 км. Через 30 м после сосны в русле реки два камня. Проход между ними 70 см. Проход между левым камнем и левым берегом 1.5 м. Но туда трудно попасть, т.к. вся струя бьет между камней, а на входе в левое улово лежат камни. Далее идут сливы 0.5 -1 м и жесткие бочки за ними. Каждый раз, когда река уходит вправо от дороги - сложное место. На одном из таких поворотов - водопад 1- 1.5 м. С воды виден плохо. За водопадом пенный котел. Проходится водопад посредине. На следующем повороте - мощный прижим к правому берегу. Автомобильный мост проходится под левым берегом (справа очень низко - не более 40 -50 см по малой воде) После моста уклон реки сохраняется, но больших камней в русле нет. Почти. Далее, окно 2 км ниже есть остров. Его нужно обходить справа. (Слева завал). Когда рукава реки соединяются, в конце острова второй двухступенчатый водопад около 1 - 1.5 м. Посредине водопада -камень. Проходится как справа, так и слева. После водопада -глухой завал. Через русло реки перекинуты два дерева, навстречу друг - другу. Ветки висят вниз. На левом дереве веток меньше и висит оно повыше 30 - 40 см. Я прошел под ним. Завал виден с наплыва за 50 - 100 метров. Множество других завалов из деревьев и бревен. Полно расчесок, но практически везде есть проход. Назвать порог я хотел "Борей" по фамилии лесника, который без денег и без проблем разрешил нам славиться. Зовут его Бореев Раилъ Галеевич. Но все - таки пусть лучше будет "Иван Егорыч". Ведь когда - нибудь наши дети будут на нем учиться, так, как мы сейчас накатываемся по Айгиру. Реветь - отличная крекинговая река, для сплава на полиэтиленовом каяке. После моста возможен сплав на катамаране - 2. Порог я проходил один, а вот с моста мы сплавлялись с Айратиком.

Р. Юрюзань

По пути посмотрел пор. Шумы (или одну из его ступеней). Круто! По такой воде, а вода очень большая явная 3 кс. (Порог " Шумы" по оценке других групп 5к.с.и более, можно посмотреть фото "http://www.skitalets.ru/photo/group_392.html" rel="nofollow" - прим.МКК т/к "Энергетик" ). Сам порог 100-150м. Но падение на нем метров 10. Скорость течения 3 м/с. Основные препятствия - бочки до 1 м. Порог просматривается плохо - он за островом. Правый рукав реки более спокойный, но там непроход. В конце рукава камни. В левом основное действие. Напоминает унитаз. Перед порогом две бочары на всю ширину реки, а потом сливчики 0.5 - 0.7' м. и за ними бочки, большие, но выносные. Хоть одна радость - труп мой не будет в бочке крутиться - сразу выбросит. Проходить логичнее всего по левой протоке, ближе к острову.

После моста по левому берегу видны остатки деревни Юрюзань. Сразу за ними - мост. По малой воде - только обнос. По большой - я на каяке обошел его справа. Далее река сильно петляет. Куча завалов. Местами вся река течет прямо через лес. На каяке это проходится, хоть и с трудом. На катамаране - не знаю.

Р. Березяк

Утром пошел на Березяк. По пути сплавился по Тюлъме (Тюлючке?-прим.МКК т/к "Энергетик", верхний порог "Самарский" на Березяке в хорошую воду оценивается 5к.с., смотри фото "http://www.skitalets.ru/photo/group_288.html" rel="nofollow") от приюта до моста. Уровень воды - средний. Валики 20 - 30 см. Явная двойка. На Березяке до верхнего порога не дошел, а нижнему порогу больше тройки не дашь. Скорость течения небольшая, примерно 2 м/с. Уклон на 1 км. примерно 15 м. В пороге несколько несложных сливов. Последний слив с огромным пенным котлом по левому берегу на пол -реки. На катамаране переворачиваться негде. На каяке, если нормально идти - тоже. Но не дай бог в ту бочару влететь лагом. Там и останешься, до тех пор, пока вода не поднимется. После порога шивера 2 кс. В принципе я от Березяка ожидал большего.

Р. Бол. Инзер

Шли недолго. Начали сплав от р. Колышта. Прошли Сарышту, зачалилисъ на Ремаште. Сплавлялись 3 часа до Сарышты гили около 30 мин. Перед Сарыштой минут за 10 прошли ЛЭП. После Сарышты через 1.5 часа прошли хутор Кызылъярово. По левому берегу. Через 200 метров после хутора справа Кызылъяровская пещера. Остановились на р. Ремашта. Тут здоровая поляна по правому берегу и остатки деревни.

До Усмангалей шли 2 часа. Перед деревней ЛЭП. От Усмангалей до Инзера еще 30 мин.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию