Виды туризма

11 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 790 0

Река Дон берет свое начало возле города Новомосковска Тульской области и пробегает по территории Тульской области более 90 километров , становясь у села Бегичево Липецкой области уже вполне полноводной рекой.

В древние времена за исток Дона считали Иван-Озеро, из западной части которого вытекал Шат. Только в 1908 году ученые географы признали, что воды Иван-Озера попадают в Дон лишь весной, во время переполнения его талой водой, а в летнюю межень Иван-Озеро с Доном не сообщается. Длительное время за исток Дона принимали родниковый ручей, берущий свое начало в Пионерском парке г.Новомосковска. Сейчас, когда на месте Иван-Озера разлилось Шатское водохранилице, прежний исток Дона ушел под воду и фактически, Дон начинается сразу от плотины в северном рукаве Шатского водохранилища в районе сел Малое и Большие Колодези. Иван-озеро, все-таки, стало истоком Дона.

В конце XVII столетия Россия готовилась ко второму Азовскому походу? и весьма актуальным стало создание водного пути из бассейна Оки в бассейн Дона. С помощью этой водной системы появился бы удобный путь из центральных районов России в Каспийское и Черное моря. Наиболее удобное место для объединения этих речных систем были окрестности Иван-Озера, из которого вытекал Шат. С северной стороны озера до истоков Дона оставалось совсем небольшое расстояние, которое предполагалось обустроить цепочкой искусственных шлюзов. Строительство началось в 1701 году по проекту голландских инженеров. Строительством руководил специально приглашенный из Англии инженер Джон Перри.

Вдоль Шата и Дона был прорыт канал, на котором были построено более 20 шлюзов, первый из которых находился возле Упы, а последний располагался чуть южнее Епифани, где Дон те времена был уже достаточно судоходной рекой.

Шлюза делались из тесаного камня, а сам канал имел ширину 25 метров и глубину, достаточную для прохода груженых барж. Иван-озеро было углублено и обнесено дополнительным земляным валом.

Если в начале строительства обходились только местной рабочей силой, то уже начиная с 1702 года воеводы Твери, Ярославля, Ростова Великого и многих других русских городов по специальному приказу посылали людей "к государеву шлюзному делу". После первых побед Петра в Северной войне на стройку стали пригонять даже пленных шведов. Число рабочих в разгар строительства доходило до 20 тысяч человек.

Первые караваны судов были проведены по новой водной системе в половодье 1707 года. Строительство шло с переменным успехом, и в 1721 году было прекращено. Впоследствии к идее соединить Оку с Доном возвращались ещё дважды – в 1807-1809 годах и в конце XIX столетия, но дальше проектных исследований дело не пошло. По расчетам квалифицированных инженеров такое строительство потребовало бы весьма значительных средств при отсутствии полной уверенности в успешной реализации проекта. К тому же, в это время появились другие средства наземного транспорта, и неглубокая искусственная водная артерия уже не имела бы такого существенного хозяйственного значения, как в момент зарождения идеи.

До того момента, когда я узнал историю попыток создания Шатско-Донской водной системы, верховья Дона не особо прельщали меня. Я достаточно хорошо представлял себе эти места и не видел в них каких-то прелестей для путешествия на каяке. Прочитав о цепочках шлюзов, когда-то украшавших эти места, возникло вполне понятное любопытство посмотреть, а не осталось ли вдоль реки хоть каких-то следов этих достаточно монументальных, если верить историкам, сооружений.

В самом начале своего пути Дон под мостом автодороги Новомосковск – Северо-Задонск – ручей шириной 1.5 метра с прозрачной водой, петляющий среди густых зарослей крапивы и осоки . Глубина речки колеблется от десяти до вполне достойных 50 сантиметров . Начальный участок реки может представлять интерес для сплава только исключительно ярых фанатов прохождения рек с "нуля" до устья, к коим я себя, отнюдь, не отношу.

Не пытаясь испытать все прелести постоянных обносов на этом участке, я предпочел пройти верхний участок Дона где пешком, а где проехать вдоль него на автомобиле.

У ближайшего автомобильного моста ниже Новомосковска в районе поселка Бобрик-Гора Дон нельзя назвать ручьём – это уже вполне сформировавшаяся речка, журчащая на каменистых перекатиках и с шумом преодолевающая поваленные стволы деревьев. Вода прозрачная, с сероватым оттенком. Дно местами покрыто голубовато-серым налетом.

Отсюда, при желании, уже можно идти на каяке. В основном река течет среди лугов и полей в обрамлении густой травы, хотя встречаются и участки, затененные мощными береговыми лозинами.

Пятью километрами ниже река сначала ныряет в квадратный бетонный туннель автомобильного моста с гладким дном, а затем разливается небольшим плесом, сдерживаемая традиционным каменным порожком под расположенным в 100 метрах ниже мостом автодороги Донской-Кимовск.

Ниже моста река вновь струится мимо высоких зеленых ковров окрестных лугов, наполненных запахом цветущей сурепки (фото 4).

Через три километра подходим к селу Ренево и минуем низководный пешеходный мостик, расположенный прямо под высоким мостом железной дороги. Дон становится не только способным нести на своих водах любые туристские суда, но и по настоящему красивым. Ширина реки от 8 до 12 метров . Обносов низководных мостков, увы, не избежать, но это неизбежная плата при сплаве по всем рекам, протекающим вблизи мест компактного проживания разумных двуногих существ.

Отсюда начинается весьма интересный участок реки, который пролегает по местам, где некогда велась интенсивная добыча бурого подмосковного угля. Поросшие лесом холмы, оплывшие терриконы, изборожденные вертикальными трещинами, плоские террасы с редкой порослью чахлой березы и сосны – вот пейзаж этих мест Вдоль Дона здесь встречаются множество глубоких озер, иногда совсем близко расположенных от его берегов.

Большинство озер в этих местах появилось, как рассказывают старожилы в середине 50-х годов, когда открытые угольные карьеры были затоплены из случайно затронутого подземного водоносного горизонта. Вода в озерах чистейшая, в некоторых голубая, а в некоторых прозрачно-зеленая.

Перед мостом в районе деревни Новой Дон разливается широким плесом, сдерживаемый очередным каменистым порожком, требующим обноса или проводки . Ниже моста веселенькая мелководная каменистая шиверка , заканчивающаяся круглым плесом с обрывистым берегом, похожим на слоеный пирог – сверху слой чернозема, ниже песок и далее до воды глина.

На мой вопрос, какая здесь ловится рыба, стоящий у моста рыбак ответил кратко и исчерпывающе

- Любая! Плотва, карась, щука, даже карп…

Я поинтересовался:

- А "любители" с электроудочками не гадят?

Ответ моего визави вновь был краток:

- А мы их …

Далее последовал жест рукой, не оставляющий ни малейшего сомнения в уголовной наказуемости деяний местных "правильных" рыбаков, подпадающих под действие статей 111-119 Уголовного Кодекса РФ, явно совершаемых группой лиц по предварительному сговору с особой жестокостью или мучениями для потерпевшего…

Участок до Епифани продолжает добрые традиции Дона – река продолжает течь среди луговых берегов, изредка забегая в тень прибрежных ив и черемух. Ширина реки 12- 15 метров , со дна поднимаются извивающиеся ленточки растений

Увы, нигде я не обнаружил даже малейших следов грандиозного проекта XVIII века. Видимо, за прошедшие с момента окончания строительства без малого триста лет тесаные камни благополучно нашли себе новое пристанище в качестве фундаментов и стен домов окрестных сел и деревень.

Епифань стоит того, чтобы на некоторое время прервать своё водное путешествие. Город основан в 1578 году и в свое время занимал весьма значительное место среди торговых городов земли Тульской. Среди зеленой шапки холма, на котором расположен город, издалека виден купол величественного собора с высокой колокольней из красного кирпича. Поднимаясь по главной улице от моста, скоро взгляд ловит указатель – стрелку с надписью "Музей". Нам туда. Крутая улочка приводит к главной площади города, на которой возвышается Никольский собор, не утративший за прошедшие времена внутренней мощи и красоты (

Изначально, старая Никольская церковь была возведена на этом холме сразу же после Куликовской битвы. Как гласит предание, ехавшие с поля боя ратники не смогли на этом холме сдвинуть с места одну из повозок. Послушные кони заупрямились и отказывались подчиняться возницам. Причина оказалась банальной - в одной из повозок была обнаружена невесть откуда взявшаяся икона Николы Чудотворца. Это было расценено, как знак свыше поставить здесь храм.

Вернемся к Дону. Перед мостом, ведущим в город, длинный плес, заканчивающийся бурным сливом через нагромождения бетонных обломков. Видимо, здесь был низководный мост. Весной, по высокой воде можно рискнуть пройти по центру слива, но летом явный обнос по правому берегу. Под мостом щебнистые отмели.

Дон ниже Епифани представляет собой уютную реку для спокойного "детского" путешествия и неторопливого проведения времени в байдарке. Протекая среди полей и обрамленный вдоль берегов нескончаемыми полями кувшинок, Дон в этих местах чист и красив. Препятствий, требующих проводок минимум – пара мостов у деревни Вишневой. Маршрут от Епифани можно смело рекомендовать для одно-двухневного путешествия, в зависимости от предполагаемого места финиша. Этот участок реки хорош тем, что Дон протекает по историческим местам, связанным с Куликовской битвой, и кроме наслаждения рекой путешественники могут посетить храм в селе Монастырщина и прекрасный музей, посвященный битве, находящийся в одном архитектурном ансамбле с храмом. Музей открыт чуть ли не круглосуточно. Удобное место для остановки – мыс при слиянии Дона и Непрядвы. От стрелки надо пройти около 800 метров вверх по Непрядве, перейти реку по мостику и подняться на холм к храму.

От устья Непрядвы до моста у села Татинки около 4 километров . После впадения Непрядвы несколько островов. Основное русло проходит слева. Правые протоки более мелкие и заросшие.

Ниже Татинок характер реки не меняется. Берега – пологие холмы с густым разнотравьем, редкие глинистые обрывы. По заросшим оврагам к реке спускаются перелески. Встречаются быстрины и перекаты. Удобное место для ночевки – в паре километров ниже Татинок, где с левого берега к реке выходит овраг, поросший густым дубовым лесом.

Завершить маршрут удобно в селе Устье, в месте впадения Мокрой Таболы, либо пройти ещё полтора десятка километров до села Екатериновское. К этим селам подходят хорошие асфальтовые дороги, и проблем с выброской не будет.

2 июля 2005 года. Каяк "Данцер"

Почти месяц шли дожди. Не было почти ни одного дня, чтобы с неба, по крайней мере, не капало. О жарких "купальных" днях приходилось только мечтать. Но если для праздного проведения времени у реки такая погода не самая подходящая, то для однодневного путешествия на каяке по Дону это не преграда.

Становлюсь на воду прямо в буруны слива перед мостом у въезда в Епифань. Под мостом ожидаю мели, но лодка плавно проходит по мелкой ряби волн и весло не цепляет за дно. Дожди немного подняли уровень воды в реке. Это заметно и по тому, что рыбацкие мостушки чуть подтоплены.

Дон течет среди коридора старых лозин. По левому берегу к реке выходят зады дворов. Течение неспешное, ширина 25- 30 метров .

Прохожу несколько поворотов с глинистыми обрывами. Обрывы слоистые – сверху толстая полоса плодородной земли, а ниже - светлая глина. Верхний черноземный слой сплошь пронизан отверстиями ласточкиных гнезд. В глине умные птицы норок делают значительно меньше…

Река выходит в луга. Вдоль берега встает стена колосящейся травы (фото 12). На склонах правого берега радуют глаз яркие полянки фиолетово-голубой герани. Река не скучная. Дон закладывает небольшие излучины, длинных прямых участков почти нет. Вдоль берегов начинают появляться ковры округлых листьев кувшинок. Чем дальше иду по реке, тем кувшинок становится больше. Кое-где желтые чашечки едва высовываются из воды. На других плантациях цветки, как один, бодро стоят, словно молодые подосиновики, выступая над водой сантиметров на десять.

Останавливаюсь и выхожу на берег. Ноги путаются в цепких побегах ежевики. По пояс в траве поднимаюсь от реки по ковру земляничных листьев, выбирая место для фотосъемки. Меня охватывает пьянящий запах буйно цветущего разнотравья. Вокруг мозаика из розовых цветков алтея, голубых звездочек цикория, белой ваты валерианы, желтых свечек коровяка и множества других цветов, названий которых я или не знаю или уже не помню. Делаю десяток снимков и возвращаюсь к лодке, задевая ногами небольшие муравейники, во множестве спрятавшиеся в траве.

Проплываю мимо рощи старых тополей. Широкий плес почти полностью покрыт листьями кувшинок. Острокрылые чайки серебристыми молниями с плеском падают в воду, пытаясь углядеть и выхватить добычу в оконцах чистой воды. С неба доносится морзянка птичьего пения.

По правую руку вижу на берегу жестяную табличку, развернутую "лицом" к реке. Из-под слоя густой ржавчины видно только одно ключевое слово - "запрещено". Смиренно принимаю сей совет и даже в мыслях не пытаюсь совершить что-то, что может нарушить тишину и красоту окружающей природы.

Ближе к Муравлянке правый берег поднимается от реки высокими откосами. Пока я достаю фотоаппарат, каяк разворачивается поперек реки и оживившееся течение довольно шустро тащит его по сплошному ковру кувшинок. И снова та же загадка природы – встречаются заросли кувшинок, едва выступающих из воды, а чуть в стороне – лес "стойких оловянных солдатиков". Пытался связать этот феномен со скоростью течения, но никакой разумной корреляции не вывел. Сорта, что ли, разные!?

Глинистый мыс при впадении Сукромки. Почти сразу же пара больших островов – один покрыт травой, среди которой едва возвышается одинокая ива, а другой весь в камышах с черными початками.

Выхожу из-за поворота и вижу на реке несколько гусиных семейств. На левом берегу видны строения села Задонщина. Ближайший ко мне выводок под предводительством важного отца семейства срочно устремляется от меня к спасительному берегу, не догадываясь, что и я решил к нему пристать для ориентировки на местности.

Родители и дети-гусенята споро взбираются по крутому глинистому берегу. Первые с угрожающими, а вторые с жалобными криками. Берег в невысоких ступеньках, и последний гусенок не может взлететь-вскарабкаться на одну из них. Все сородичи уже наверху, на спасительном лугу среди травы, а он все никак не справится с препятствием.

Лодка уже почти касается носом берега, и грязно-желтый комочек замирает, пытаясь слиться с фоном.

Пристаю в метре от потенциальной жертвы, вылезаю из каяка и протягиваю руки к замершему от страха птенцу. В последнюю секунду мысль – "А ведь кусаться будет, дрянь такая!", но руки уже подталкивают мокрое тельце наверх. Почувствовав точку опоры, гусенок начинает отчаянно работать лапками, вскарабкивается на неприступную ступеньку и дает стрекача, оглашая луг истеричными воплями :

- Мама, папа, я здесь!!! А вы то где???

Ширина реки перед мостом около 40- 50 метров . После моста справа над кронами деревьев выступает одинокий палец кирпичной колокольни села Муравлянка.

Видно, что на берегах частенько бывают люди. На толстый чурбак прибиты останки конторского кресла – какой-то местный рыбак приготовил себе это уютное место, чтобы проводить время пусть и без улова, но с комфортом.

После Муравлянки река становится более голой. Берега луговые. По левому берегу высокие холмы, с которых доносится запах полыни и клубники. Справа поля, оттуда слышен гул трактора. Кувшинки вдоль берегов почти пропадают.

Останавливаюсь на перекус чуть ниже села Старая Гать . Почти сразу после обеда встречаю первый брод с щебнистыми подъездами к воде. Вокруг пологие холмы с заросшими травой лощинами. Впереди на левом берегу виднеется купа деревьев. Под ней очередной брод, дорога от которого ведет к виднеющимся впереди домам деревни Чебыши. Под левым берегом бьют несколько мощных родников

В селе Вишневое пришлось выходить из каяка не по своей воле – переносил каяк через бывший мост, а ныне нагромождение бетонных труб и блоков. Причалил к ним посреди неторопливой реки, спокойно вышел на плиту и тут же спустил каяк ниже по течению. Второе препятствие – низкий пешеходный мостик . Здесь пришлось обнести лодку по берегу

Ниже Вишневой река сужается, зажатая справа высокими холмами. Такие холмы тянутся справа вплоть до устья Непрядвы. Вновь начинает чувствоваться течение.

В селе Милославщина над рекой перекинут бетонный автомост на тоненьких свайных ножках. С обеих сторон к нему подходит грязная грунтовая дорога. Похоже, что на легковой машине сюда можно подъехать только в исключительную сушь. На карте мост не обозначен. С моста уже виден храм в Монастырщине. Река узкая, оба берега до неприличия истоптаны коровами

От Милославщины до Татинок, конечного пункта моего сегодняшнего маршрута, около получаса хода. Перед устье Непрядвы замечаю на высоком правом берегу лагерь из множества однотипных Нормаловских палаток. Чуть в стороне брезентовая армейская столовая. Летом здесь обитают студенты и школьники, помогающие историкам в их исследованиях на Куликовом поле.

Не так давно я был в этих местах на автомобиле, совершая традиционную воскресную поездку по Тульской области с семьёй. Мы заглянули в музей, походили по обрывистому берегу Дона, сделав несколько дежурных снимков. Проходя сегодня по реке на каяке, вижу, насколько изменили её прошедшие дожди. К своему удивлению обнаруживаю, что после устья Непрядвы Дон течет не одним руслом, а образует поросшие деревьями острова

После островов река мощная, глубокая. Такое впечатление, что для пары речных трамвайчиков тесно здесь не было бы. Скорее всего, это обманчивое впечатление из-за подъема воды после дождей. Иду около левого берега и вижу, что прибрежные кусты на большом расстоянии растут прямо из воды.

Перед Татинками на правом берегу множество рыболовов. Сюда удобно подъезжать на автомобилях. Задаю традиционный вопрос об уловах и получаю не менее традиционный ответ:

- Все здесь есть, но сегодня, как назло, ничего не ловится…

Ответ прогнозируемый, поскольку не надо быть слишком большим экспертом в области рыболовства, чтобы знать простую истину - в высокую воду рыба, увы, не клюёт.

Резюме

Участок от Ренево до Епифани – приятная штучка для походов на каяках. И не потому, что здесь "белая вода". Просто с байдарками трудно развернуться в некоторых местах, да и обносов порядочно. Настоятельно советую выйти на берег и походить среди "марсианского" пейзажа.

От Епифани до Татинок великолепный байдарочный участок, который можно настоятельно рекомендовать для спокойного однодневного путешествия среди кувшинок и цветущих лугов.

Путешествие можно продлить ещё на один день, если заранее быть готовым к тому, что Дон ниже Татинок уже достаточно широк и, на мой взгляд, несколько скучноват ( 2005 г)

Дон  Дон  Дон  Дон  Дон  Дон  Дон

Дон  Дон  Дон   Дон  Дон  Дон  Дон  Дон  Дон  Дон   Дон  Дон  Дон  Дон

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию