Виды туризма

11 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Южно-Российский район
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 766 0
Автор - Фыва Цукен (Лобня)
4 мая
18.10 поплыли 18.25 пешеходный мостик высотой около 50 см. 18.35 справа ЛЭП на металлических опорах 7 н., дома дер. Иловай-Бригадирское 18.40 пешеходный мостик высотой около 40 см. 18.55 левый приток шириной около 2.5 м. 19.00-19.10 пешеходный мостик высотой около 15 см. 19.12 ЛЭП 7н., два вида опор (металлические и бетонные) 19.25 мостик высотой около 50 см. 19.30-19.35 наплавной мостик 19.40 левый приток - р. Сухой Иловай, ширина 4-5 м. 19.55 3 ЛЭП 20.05 слева пос. Заводской 20.15 железобетонный автомост высотой около 2.5 м., справа пос. Заводской 20.25 справа завод (заводскую трубу видно уже с полчаса), через реку трубопровод на подпорках, высота около 1.5 м. 20.40 железнодорожный мост высотой около 3 м. 20.45 2 ЛЭП на бетонных опорах по 3 н. 20.50 на левом берегу ферма, встали на правом берегу

5 мая
12.25 поплыли 12.55-13.00 завал. Река течёт многими рукавами 13.25-13.55 завал. Рукава вроде бы сошлись. Ширина реки около 5 м. С 12.50 до 13.10 хорошие места для стоянок, в 13.50 опять 14.20-14.30 несколько перекатов, некоторые довольно крупные 14.30 левый приток шириной около 70 см. 15.00-15.10 завал 15.15 ЛЭП 3н., деревянный автомост высотой около 3 м., перед ним завал - до 15.35 15.38 ЛЭП 3н., деревянные опоры 15.50 маленький перекат 15.55 ЛЭП 3н., деревянные опоры 16.03 остатки деревянного моста слева ЛЭП 3н., деревянные опоры 16.05 левый приток шириной около полуметра 16.15 аналогичный приток 16.25 левый приток, ширина около метра 16.30 справа железная купальная кабинка 16.31 ЛЭП 3н., деревянные опоры 16.42 справа на берегу 2 купальные кабинки, скамейки, мостки. По берегу ЛЭП 3н., деревянные опоры 17.05 - 17.30 исследовали левую протоку (старицу) - её и основное русло разделяет высокий мыс. Старица длинная (плыли 10 мин.). От конца старицы до основного русла около 100 м. 17.31 ЛЭП 2н., деревянные опоры, на левом берегу кончается (а идёт с правого), в реке бетонные плиты 17.44 мостик высотой около 80 см. (2 бревна с перилами) 18.01 брод 18.10 встали

6 мая
11.20 поплыли 11.26 левый приток шириной около 40 см. 11.38 большая ЛЭП на металлических опорах 11 н. 11.41 ещё одна такая же (идёт параллельно первой на расстоянии около 200 м.) 11.51 брод 11.59 полуразрушенный пешеходный мостик высотой около 70 см. 12.14 на правом берегу плетень 12.21 справа 2 дома, к воде ступеньки, мостки, скамейка 12.25 справа дома (дачные участки) 12.28 левый приток шириной около полуметра 12.30 справа дома кончились 12.56 мостик высотой около 30 см. 12.59 левый приток шириной 70-80 см. 13.08 мостик высотой около 50 см. 13.18 правый приток шириной около 2 м., за ним ЛЭП 3н., бетонные опоры 13.19 2 моста: старый деревянный высотой около 80 см., новый железобетонный высотой около 3м., за ним перекат 13.54 маленький перекат, за ним брод 14.38 перекат 14.40 брод, за ним до 14.45 перекаты, некоторые довольно крупные 14.47 деревянный автомост высотой 80-90 см. 15.03 слева некое строение 15.05 брод, слева дома - Иловайское лесничество 15.13 слева купальные кабинки, через 300 м. пионерлагерь, за ним перекат 15.42 слева плетень 15.46 слева дом (дер. Ниж. Мельница), в реке - крупный перекат. Плотины, обозначенной на карте, нет. За перекатом - раздвоение русел. Пошли правым, но не уверен, что это правильно. 16.15 - 16.25 перекур 16.45 перекат 17.25 брод (виден плохо). Встали рядом.

7 мая
11.58 поплыли 12.45 брод, в реке лежит бетонный столб 13.06 деревянный автомост высотой около 1.5 м. 13.50 река Воронеж 13.55-14.10 перекур 14.35 ЛЭП 3н., бетонные опоры 14.40 деревянный автомост высотой около 1.5м., слева дома 15.15 повернули в р. Борок (справа на берегу Воронежа были видны дома - не доплыли) 15.26 ЛЭП 2н., деревянные опоры 15.30 мост, под мостом завал - поплыли обратно 15.45 опять в Воронеже. Далее хронометрировались только стоянки. 18.45 встали у конца пионерлагеря, не доплывая около полукилометра до большой двойной ЛЭП

8 мая
5.45 поплыли 7.10 пристали рядом с мостом шоссе Мичуринск-Липецк у дер. Старое Тарбеево

Подъезды и отъезды
Иловай пересекает железную дорогу Рязань-Мичуринск примерно в полукилометре от платформы Бригадирская На Бригадирской останавливаются только электрички Из Москвы сюда можно попасть несколькими путями. Во-первых, можно доехать на электричке до Рязани, а там сесть на электричку Рязань-Мичуринск. Если ехать с последней рязанской электричкой (около 10 вечера из Москвы), то в Рязань попадаешь около половины второго ночи, а первая электричка на Мичуринск идёт около пяти утра. В этом случае на Иловай можно попасть примерно к девяти утра. Недостатком этого варианта является то, что нужно ночью около четырёх часов сидеть на вокзале в Рязани. Кроме того, мичуринские электрички отправляются с вокзала Рязань-2, а московские могут приходить как на Рязань-2 (что хорошо), так и на Рязань-1. Расписание их каждый год меняется. Конечно, от 1-й до 2-й Рязани можно доехать на троллейбусе или дойти пешком (около 1 км.), но всё-таки... В Рязань можно поехать и на первой электричке (около 7 утра из Москвы), но стыковка мичуринской электрички с ней очень плохая, и на Бригадирскую раньше шести вечера попасть не удастся.
Во-вторых, можно ехать с Павелецкого вокзала на семичасовой узуновской электричке. Пересадок в этом случае две (в Узунове и Павельце), но стыковки очень хорошие, и на Бригадирскую можно попасть примерно в половине пятого вечера. Мы ехали именно так.
Если ехать на поезде, то выходить нужно в Хоботове, Богоявленске или Мичуринске. Хоботово ближе всего к Бригадирской, но по расписанию начала 1997 г. там останавливался только один поезд - пассажирский Москва-Тамбов. В Богоявленске (это название станции, а пристанционный посёлок называется Первомайский) останавливается примерно половина проходящих поездов. От Богоявленска до Бригадирской несколько дальше, чем от Хоботово, но зато на электричке придётся ехать от Москвы (а не к Москве, как из Хоботово). От Мичуринска до Бригадирской довольно далеко (около часа езды на электричке), зато в Мичуринске останавливаются все проходящие поезда (электрички идут с вокзала Мичуринск-Уральский). Ехать в этом случае также придётся в сторону Москвы. Электрички на участке Мичуринск-Богоявленск ходят примерно раз в полтора часа.
Посёлок Заводской довольно велик и явно имеет автобусное сообщение со станцией Хоботово. В Хоботово можно попасть либо на пассажирском тамбовском поезде (см. выше), либо так же, как и на Бригадирскую.
Дорога, под мостом которой мы проплывали 5.05 в 15.30 соединяет Хоботово с Иловайским кордоном. Может быть, в Хоботово можно поймать машину до моста или просто дойти пешком (это примерно 5-6 км.).
Деревня Ранино (недалеко от моста, под которым мы проплывали 6.05 в 13.19) имеет автобусное сообщение с Мичуринском.
Наверное, из посёлка Иловайского лесничества можно как-то попасть в дер. Ранино, но автобус в лесничество не ходит.
Вдоль реки Воронеж идёт непрерывная цепь деревень (по левому берегу), а параллельно этим деревням - шоссе Мичуринск-Липецк. Расстояние между рекой и шоссе в районе устья Иловая около 3 км. Шоссе пересекает Воронеж около деревни Старое Тарбеево (примерно в 20 км. выше по течению, чем устье Иловая). Весной, наверное, можно подняться до шоссе по реке Борок (приток Воронежа, впадает в него примерно в 3 км. выше, чем Иловай). По Борку до шоссе примерно 4-5 км, и течение в нем не особенно быстрое. Мы попытались по нему подняться, но особой настойчивости не проявили.
Автобусы по этому шоссе из Мичуринска ходят до Лаврово (поворачивает в Старом Тарбеево), Ярка (рядом с шоссе) и Кривца (это хотя уже и Липецкая область, но автобус ходит). В Лаврово и Ярок автобус ходит по 4 раза в день, в Кривец - раз в день. Может быть, на автобусе можно уехать куда-нибудь ещё, но если есть возможность, то ехать надо в Мичуринск. Из него в Москву уехать проще, чем из любого другого города в радиусе 200 км.

Общие впечатления
Платф. Бригадирская - железнодорожный мост у пос. Заводской (18.10 4.05 - 20.40 4.05)
Очень населённый и практически безлесный участок. Стоять здесь негде (правда, при крайней необходимости можно остановиться в лесу на правом берегу между дер. Иловай-Бригадирское и пос. Заводской, но это примерно то же, что стоять в Кусковском лесопарке). Поэтому желательно попасть на Бригадирскую с утра, а если это неудобно, то не нужно ехать на утренней электричке через Рязань, а ехать через Узуново - Павелец. Иначе стоять будет негде.

Железнодорожный мост у пос. Заводской - двойная ЛЭП (20.40 4.05 - 11.38(41) 6.05)
Начало этого участка довольно невыразительно, но потом места становятся всё лучше и лучше. В целом участок производит очень хорошее впечатление. Местных здесь мало, а подобрать хорошую стоянку (если есть хотя бы полчаса времени) совсем нетрудно.

Двойная ЛЭП - брод (11.38(41) 6.05 - 13.54 6.05)
Лес постепенно отходит от берега и, наконец, исчезает совсем. Тем не менее, местных здесь мало, а участок не производит такого безотрадного впечатления, как самое начало маршрута (до пос. Заводской). Пожалуй, отсутствие леса - это единственный (хотя и очень крупный) недостаток этого участка.

Брод - Нижняя Мельница (13.54 6.05 - 15.46 6.05)
Лес неожиданно появляется и больше уже не исчезает. Тем не менее, участок не так хорош, как мог бы быть из-за его высокой населённости. Здесь расположены три посёлка - Верхний Кордон, Иловайское лесничество и Нижняя Мельница (первый непосредственно к реке не выходит, но расположен совсем недалеко) и один пионерлагерь. Поэтому стоять здесь можно только если дальше плыть уже поздно. Проплывать же здесь хорошо, так как берега очень красивы.

Нижняя Мельница - устье Иловая (15.46 6.05 - 13.36 7.05)
Очень красивый и практически безлюдный участок реки. Иловай здесь имеет ширину до 20 м., однако сравнительно мелок. Весной это неважно - глубины хватает, но летом или осенью, я думаю, этот участок практически непроходим. Дно здесь каменистое, и в лучшем случае всё кончится капитальным продиранием байдарки, а в худшем - придётся как-то (непонятно как) отсюда выбираться. Кроме того, река здесь сильно завалена деревьями. Весной свобода манёвра достаточно велика (река шире), и удаётся обойтись без обносов и перетаскиваний. В остальное же время без этого явно не обойтись. Хорошую стоянку, как ни странно, здесь найти довольно сложно, так как лес сильно захламлён и в нём очень много бурелома. Однако это, на мой взгляд, не страшно, и описываемый участок, как мне кажется, наилучший на Иловае.
(Примечание 1998 года: на этом участке организовали бобровый заказник, в связи с чем сильно возросло количество завалов. Народ, правда, всё равно, до Воронежа дошел, но это было довольно сложно.)

Устье Иловая - мост у Казинского лесозавода (13.36 7.05 - 14.40 7.05)
Неплохой участок. По правому берегу идут леса, левый берег отлогий, безлесный, с большим количеством песчаных пляжей. Впрочем, местных здесь довольно много.

Мост у Казинского лесозавода - Старо-Тарбеевский мост (14.40 7.05 - 7.10 8.05)
Совершенно безлесный и очень сильно населённый участок. Стоять здесь негде (единственное мало-мальски пригодное для стоянки место - там, где мы и стояли, и то палатку мы привязывали к столбам беседок для отдыхающих. Хорошо хоть, что в мае в пионерлагерях обычно никого нет).

Резюме
Очень хороший, хотя и короткий, маршрут для весенних походов. В другое время года Иловай, я думаю, практически непроходим для байдарки. Во всяком случае, подобный поход будет сопряжен с такими трудностями, которые смажут все положительные впечатления от него. Отдельно нужно сказать о способах отъезда. Мы выбрали, по-видимому, не лучший вариант, так как весной течение в Воронеже сильное, и подниматься 20 км. до Старого Тарбеево довольно тяжело (кроме того, нужно учесть, что стоять между Казинским лесозаводом и Старым Тарбеево негде). Проще пройти 3 км. от лесозавода до шоссе. Если всё же плыть до Старого Тарбеево, то нужно знать, что автобусная остановка в Стар. Тарбеево находится у поворота на Лаврово, т.е. примерно в километре от моста, на левом берегу.
Лучше всего, на мой взгляд, доплыть до Кривца (это вниз по Воронежу) и уехать оттуда. Автобус на Мичуринск, правда, там всего один, но в окрестностях Кривца, судя по карте, есть лес, где можно стоять. Поэтому всегда можно подгадать время к этому автобусу. Если есть время, то можно доплыть до устья Становой Рясы, и подняться по ней примерно 5 км. до деревни Ратчино, откуда уехать на автобусе в Чаплыгин. Плыть дальше Становой Рясы вряд ли нужно, так как, судя по карте, леса там мало, а населённость большая.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию