11 января 2013
Год путешествия: 2005
25 июля - 19 августа

Автор: Александр Соболев (Санкт-Петербург)

Действующие лица:

1. Каяк – А/В (руководитель);
  2. Каяк – А/М (автор);
  3. Байдарка – Никита и Соня (экипаж зелёных);
  4. Байдарка – Миша и Макс (экипаж синих).

Понедельник, 25 июля

Дорога. Поезд в 17.50. Отъехали без опоздания. В дороге играли в преферанс, шахматы.

Вторник, 26 июля

Приехали в Сегежу в 7.46, с опозданием на 40 минут. Выгозеро находится в 30-50 метрах от ж/д и идти далеко не надо, поэтому быстро перетащили вещи и начали собирать суда. В перерывах между сборкой, купили билеты на обратную дорогу от Беломорска до СПб за 499р. и сходили в город. Сегежские магазины порадовали своим ассортиментом, мы закупились там частью продуктов, так как остальную часть купили в СПб. Вышли в 21.00. Шли 1 час с небольшим до острова Лайка – Наволок, встали там, на стоянку, близ ЦБК на полянке. Пляж хороший (песочек), много брёвен у берега, от ЦБК. Поужинали в 23.00. Отбой в 1.00. Ходят моторки. Погода отличная.

Среда, 27 июля

Я проснулся в 8.45. Искупался. На небе ни облачка. А/В тоже купался. Готовим завтрак. Кушаем и разбираемся с вещами до обеда. Соня купалась перед завтраком. Обедаем в 13.00. Собираемся. Вышли в 16.00. Шли до 19.00 (3 ходовых часа). У меня сошла крупная щука. Миша поймал щурёнка и отпустил 2 мелких окуней (первая рыба в походе, если не считать мою сошедшую). У остальных ничего. Во время движения полил дождь в 17.00, шёл до 18.30 (1,5 часа). Местами сильный. Затем вышло солнце. На стоянке два раза капал сильный дождь по 10 минут продолжительностью. Ужинаем в 22.00. Тепло. Ходят моторки. Отбой в 00.00. Напротив нашей стоянки видны на другом берегу рыбацкие избы – это остров Косуха.

I Днёвка - четверг, 28 июля

Подъём в 9.30. Дежурные с сонным видом готовят завтрак, кушаем в 11.00, а затем занимаемся бездельем. Соня собирает ягоду. Миша и Макс ловят рыбу, вместе с Никитой. А/В ушёл за морошкой и черникой, а я в лагере занимаюсь разными делами. Скоро приплывают рыбаки, говорят мало рыбы тут (вообще нет). Трофей один окунь. Зато много сетей, но это и немудрено, т.к. тут рядом рыбацкая деревня. Соня нашла черничник и ушла туда с котлом собирать урожай. А/В хавал морошку, говорит, что местами есть. Обед в 15.00, готовиться очень медленно. Кушаем только к 17.00. Затем я иду спать, а А/В, Миша и Макс уходят в лес за ягодой. Никита тоже спит, а Соня читает книжку. Я просыпаюсь в 18.30 и иду хавать ягоду. Черники тут мало (редко попадается). Морошки так же, но я нашёл хорошее место и наелся вдоволь. Пришёл в лагерь и тут же пошёл мелкий дождик (длился 10 минут). Пришёл А/В, Миша и Макс. А/В начинает говорить, как много он съел морошки, как это здорово, что он обожрался ну и всё такое в этом духе. На самом деле он и не знает, что я тоже обожрался ей и пришёл только перед ним. Сегодня весь день был сильный ветер, только к вечеру он заметно стих. Похоже, что пришёл холодный фронт. Погода то солнце, то тучи. Некоторые даже залезли купаться (Никита, Макс и Миша), но правда недолго длилась водная процедура. Ветер холодный, да и дно плохое (пни, коряги и прочий хлам). Никита вообще не ел ягоду сегодня, он мотивирует это тем, что поест на Мунагубе. Ужинаем около 21.00. Геркулес. Вкусно даже!! Колбасу и булку (булка ничего, я съел 5 кусочков). Отбой в 22.00-23.00. Перед ужином шёл дождь, местами сильный (продолжался 20-30 минут). Потом вышло солнце, и все наблюдали красивый закат. Ветер стих. Штиль полный. За ужином перепало морошки на халяву!!

Пятница, 29 июля

Подъём в 8.00. Завтрак в 9.00. Погода плохая. Небо затянуто дождевыми тучами, дует сильный ветер. Но спустя 2 часа небо проясняется и показывается солнце, которое редко скрывается за облаками. Быстро собираемся и выходим на воду в 12.30. Ловим все рыбу. Позже итогом дня, будет один окунь (мой трофей - крутяшка). Выходим из залива и сразу получаем ветер и волну в борт. Постепенно он усиливается и волны тоже (1-1,5 м). Ощущения не самые приятные. Идём бортом к волне через 2-3 км плёс на мыс Мунагубы. Вскоре синяя байдарка начинает отставать, ждём их 30 минут. Потом снова продолжаем движение. Зелёная байдарка в то время скрылись из виду где-то впереди на горизонте. Синие скрылись позади нас, а мы посередине два каяка. (А/В и А/М). Решаем плыть к берегу, т.к. мыс Мунагубы практически достигнут. Поворачиваем на 90 градусов вправо и получаем носовую волну с ветром в рожу. Волна такая, что заливает каяк и человека с головой, а на месте юбки образовывается бассейн – это есть не очень хорошо. Кое - как подплываем к берегу отливаемся. Синих не видно, зелёных тоже. А/В отливается в 100-200 метрах на соседнем острове. Я обнаруживаю, что воды у меня немного и не отливаю её, а разжигаю костёр, полагая что, увидят дым, и приплывут сюда. Так оно и оказалось в дальнейшем. Отливаю каяк от безделья. Спустя 30 минут подплывает А/В, а затем синий экипаж через 15-20 минут. Делаем лёгкий перекус. Решаем, что нужно идти дальше и искать зелёных впереди. Но когда садимся в суда, приходит Никита (из зелёного экипажа) по берегу пешком. Теперь все в сборе кроме Сони. Он говорит, что уже пришёл со стоянки и Соня там, приехали они туда в 15.00 (как и планировалась изначально). Все вместе отправляемся туда. Приходим на место около 17.00. Волны уже нет, она стихла где-то около 15.00 вместе с ветром. Готовим обед, разгружаемся, а затем и ужин в 21.00. Делимся впечатлениями и около 23 часов расходимся по пещерам. Днём встретили на плёсе моторку (они помахали нам, а мы им), оно и понятно сегодня пятница. Вечером перед сном, слышали, как прошла моторка недалеко, а А/В слышал, как лаяла собака (только он). Решаем тут сделать сдвоенную днёвку, т.к. это самое хорошее место из посещённых нами на Выгозере. Погода ничего, облаков практически к вечеру уже нет, да и закат хороший. Ночь будет холодная.

II Днёвка – суббота, 30 июля

Подъём в 9.00. Завтракаем. Погода солнечная, есть тучки (немного, преимущественно солнце). Сильный ветер (опять). Решаем сделать компот из черники. Все уходим собирать ягоду. К обеду подтягиваемся. Опять лаяла собака (теперь я слышал). Обедаем около 16.00. Затем меня потянуло в сон, и я спал до самого ужина. Остальные чем занимались, не знаю. Ужин около 20.00. Плавно переходит в отбой 22.00-23.00. Дождя сегодня не было, а погода такая же что и в предыдущий день. Ходят вечером моторки (очень часто даже). Видели даже 2 человек на острове (напротив) с удочками. Они даже потом чего-то говорили нам, но я так и не понял чего. Народ сегодня снизошёл до купания (Никита, Макс и Миша). Мишу искупали первого в джинсах, а потом полезли остальные в воду. Ягод тут побольше по сравнению с предыдущей стоянкой, клюква и брусника зелёная (везде) – поспеет недели через 2-3. Морошки на этой стоянке вообще нет, т.к. вдоль болота натоптана хорошая тропа. Видно местный народ тут часто бывает. Голубика попадается местами, а черники более менее. Даже рядом со стоянкой есть. Расклад примерно такой, что за 1 час можно набрать 1 литр черники. Рыбу не ловим, т.к. тут всё скорей всего выловлено уже и моторки сегодня вечером не стихают. Закат такой же, как и вчера. Ночь будет холодная.

III Днёвка – воскресение, 31 июля

Подъём прозвучал в 9.00. Завтрак в 10.00. Сегодня решили дойти до озера Далёкого. Пошли втроём (А/В, А/М и Соня) остальные в лагере. Вышли в 11.30, а вернулись в 16.00 (4,5 часа ходили). Шли туда и обратно по азимуту. На пути видели людей и собаку, а также много горелого леса, также попадалось очень много канав на пути. В основном все канавы расположены в болотах, их осушают (дренаж). Добрались до рыбацкой стоянки (залив три поляны). Стоянка загажена. Зачем - то всё вокруг этой стоянки выжжено?? Там даже есть два огорода с картошкой и ещё много всего… Видели на стоянке гадюку 40см длиной, она уползла с нашего пути. По ручью мы добрались до озера, ручей пересох и завален всяким хламом (деревья и бурелом). Озеро оказалось больше чем мы ожидали и совсем не заросшим, наверно это из-за того, что у него каменистое дно. Озеро хорошее и нетронутое ещё человеком, где – то длиной 1 км, а шириной 500 м. Искупались в нём и двинулись в обратную дорогу, а именно на Юг. Пересекли наверно около двух десятков канав различной величины, похавали ягод. Вышли ниже в 500 метрах от нашей стоянки. Примерно прошли 20 км за этот день. Купались у лагеря, а потом и остальные залезли (кроме Макса). Обедаем около 17.30. Светит солнце, а потом занимаемся кто чем. Ужин в 22.30. Геркулес. Плавно переходит в Отбой 23.00. Дождя сегодня не было. Ветра тоже нет! Закат хороший (солнце село не в тучи). На озере абсолютная гладь (зеркало).

Понедельник, 1 августа

Подъём в 9.00. Завтрак в 11.00. Решаем, что нужно идти после обеда, т.к. волна стихнет к тому времени. До обеда собираем вещи. Обед в 15.00. Выходим около 17.00. Погода хорошая, ветра нет, но и солнца тоже нет. Плёс до старой стоянки ( I Днёвка). Проходим его всего за два часа. Волны никакой нету, ловим рыбу, но так ничего и не поймали. Идёт мелкий дождь во время нашего плавания, местами. Ужинаем в 21-22.00. Отбой в 23.00. Идёт дождь непереставая. Усиливается. Температура воздуха относительно тёплая, да и ночь будет нехолодная. Солнце было только в первой половине дня, а потом небо окончательно затянули тучи и к вечеру пошёл дождь. Сначала мелкий, а потом усилился. Так он и продолжал идти, когда мы ложились спать. Что приятно ветра сегодня не было целый день!

Вторник, 2 августа

Подъём в 9.30. Завтрак в 10.30. План тот же идём после обеда (16.00). До обеда упаковываем вещи и занимаемся разными делами (собираем ягоду, играем в уголки,

спим - я). Выходим сразу после обеда в 17.30. Идём не спеша, т.к. тут идти один час с небольшим до стоянки. Ветер есть, но небольшой. Позже когда ушли за острова он стих совсем и не поднимался больше вообще. Неожиданно потерялся экипаж зелёных. А перед этим А/В перглючило и он принял обычный проход между берегами – за непроход!! В итоге плывём за ним в другую сторону около 40 минут. А в то время зелёные как раз и теряются. Позже понимаем, что плывем, не туда и поворачиваем назад. А зелёных так всё и не видно. Ищем их как дураки по всему порту в 20.00-21.00. В итоге они сами находятся, выплыв неизвестно откуда. Встаём на стоянку около 21.30. Не знаю, что сказал А/В Никите, но вид у него грустный. Ужинаем в 22.30. Заготавливаем дрова на завтрашнюю еду, т.к. на антистапеле их нет, поэтому повезём их с собой. Отбой в 00.00. Ловил рыбу во время плавания – полный галяк!! Ничего нету здесь, всё выловлено. И не будет!! А/В говорит, что здесь её и никогда не было (шутит наверно). Утром поливал мелкий дождь. Солнца вообще нет, только вечером во время плавания показалось сквозь тучи на некоторое время, слепя глаза. Встали рядом со створным знаком и ЦБК, вонь комбината даёт о себе знать). Завод работает в три смены, в том числе и ночью. Ходят моторки видели сегодня их 3 штуки и одну лодку на берегу, а ещё буксир, который пересёк нам путь. Около 00.30 слышно с воды разговор каких-то женщин, проплывающих мимо, на чём-то. Всю ночь лают собаки на другом берегу.

Среда, 3 августа

Встали рано в 6.55. Сегодня домой уезжает синий экипаж (Макс и Миша). Быстро собираемся и в 8.15 покидаем стоянку. В 9.00 мы уже на антистапеле. Зелёные делают завтрак, а синие разбирают байдарку. После чего я с Соней ухожу в город за продуктами. Вышли в 11.30. Затарились в городе и забыли купить (муки, лука и арбуз). Вернулись в лагерь к 14.00. Экипаж синих уже собрался и готов к отъезду в СПб. А/В их провожает и сажает на поезд. А мы пакуем продукты и вещи. Поезд синих опаздывает на 30 минут, но потом они уезжают. Примерно около 15.00 мы выходим с антистапеля. Сегодня задача, дойти до Мунагубы. Несмотря на ветер и волну, от которых забрасывало корму постоянно, мы выполнили сегодняшнюю задачу. Обедаем в 16.00. А в 21.00 мы уже на Мунагубе. А/В и Никита купаются, а мы с Соней нет (не тянет). Ужинаем в 22.30 и расходимся по домикам около 00.00. Дождя сегодня не было весь день погода то солнце, то тучи, ветер не стих, но умеренный.

Четверг, 4 августа

Подъём в 10.30. Поздно. Так как ветер сильный и мощный прибой прямо в сторону Мунагубы, где мы стоим. Завтракаем в 11.30. Сидеть на месте нам некогда, поэтому в 13.30 выходим со стоянки, собрав вещи. Волна хорошая, но не очень сильная. В 15.00 мы на полуострове Зубовском. Волна стихла, поэтому решаем плыть на Химпески, т.е. пересекать фарватер. Волна усиливается по мере движения, но это терпимо. Пересекли довольно быстро. В 16.15 уже высадились на другой стороне фарватера. Делаем обед, у всех хорошее настроение. Во время обеда чуть не устроили пожар. Лес сухой. Обедаем на острове со створным знаком. Затем плывём дальше. Вышли в 18.15 с обеда (2 часа кушали, любим мы это). Проплываем мимо острова и видим деревню! Это Химпески!! На берегу лежит моторка без мотора, лодка с вёслами и новенькая байдарка!!! В деревне всего 4-5 домов, из них 1-2 нормальные, остальные полуразвалившиеся. Тянет дымом оттуда. Скорей всего тут никто не живёт, но часто пасутся рыбаки. Встаём в 21.00 напротив деревни, на косе острова Малый Янц. Тут мощный прибой с одной стороны косы, а с другой тихо и спокойно. Ягоды много (черника). Ужинаем в 22.30. А/В жарит окуня (единственного пойманного за сегодня) крупного достаточно. Хавает с Никитой его. Отбой в 00.00. Дождя сегодня не было, только сильный ветер. Солнце появлялось надолго на небе, но иногда заходило за тучи.

Пятница, 5 августа

Подъём в 8.00. Завтракаем в 9.00. Собираемся и выходим в 11.30. Погода не очень, сильный ветер. Идём очень мало, примерно около 5 км за весь день. Сильная носовая волна. Ветер выбивает весло из рук (на середине плёса). Обедаем в 14.00 на острове со створным знаком (а может это и не остров, а коренной берег), близ пролива Узкие Салмы. Ветер не стихает, очень мощный. Решаем стоять тут. Ставим лагерь. Небо хмурое. Солнца нет. В 16.30 пошёл мелкий дождь с ветром. Так и шёл мелкими перебежками до вечера 20.00. Ужин в 21.00. А потом играли в преф (как и до ужина тоже). Отбой в 23.00. После ужина небо разъяснило и появилось солнце первый раз за день. Небо чистое без облаков. Ветер стих. Тут есть ягода (черника и полуспелая брусника).

Суббота, 6 августа

Подъём в 7.50. Завтракаем в 8.40. Макароны. Вышли в 11.00. Ветра нету, как и волны тоже. Погода солнечная. Ловим рыбу. У меня берёт окунь на крутяшку, сразу же после выхода со стоянки. Обедаем на полуострове Габнаволок. Вышли в 14.30 плывём дальше, погода такая же, что и до обеда. Проплываем мимо горы Лунгус (красивый вид). После горы Лунгус хорошее место для стоянки, но нам надо дальше плыть, поэтому мы ломим. В результате встаём на острове Вожмосалмский. Стоянка хорошая. Бухта. Все купаются. Выясняется, что А/В поймал большую щуку на 2 кг сразу после обеда, на мысу острова Габнаволок. Полный противень рыбы. Ужин в 21.00-22.00. Отбой в 23.00-00.00. Ходят моторки туда сюда, как на Невском проспекте, блин! Уже видна вдали деревня Вожмогора, но пока не видно посёлка Валдая. Дождя сегодня не было весь день, было солнечно и жарко. Погода балует. Ветра тоже не было, ну только если чуть-чуть. Видели много людей за сегодняшний день. На озере – зеркало.

Воскресение, 7 августа

Подъём в 8.00 Завтрак в 9.00. Выходим в 11.50. Поднялась сильная волна. За завтраком нас полил 10 минутный дождик. Плёс до деревни Вожмогора преодолели за 1-1.5 часа (из-за волны). Зашли в губу Вожмогоры и поплыли в речку Ундужа. Подход к реке зарос травой. Речка глубокая, но сильно петляет. Ширина 3-7 метров. Встретили на пути бобровую плотину, высотой один метр. Пришлось её часть разобрать, чтобы затащить суда наверх. За счёт плотины все берега после неё основательно подтоплены. Обедаем рядом с плотиной в 14.00-16.00. Идём дальше по реке. Начались завалы. Всего их было 7 штук! Дальше река кончилась камнями (стандартный Карельский вариант). Пошли на разведку по берегу и нашли дорогу. Решено было сделать волок до моста через реку Ундужа. Длина волока 500 метров по очень плохой дороге. К 20.30 заканчиваем с волоком и собираемся идти в посёлок Валдай (А/М и А/В). Идём по дороге 2-3 км. Встретили парня, который резко от нас свинтил в лес. Пришли в село Черёмушкино, здесь пилят доски и увозят их на лесовозах в Сегежу. Машину достать, тут не удалось. Идём дальше в направлении к центру Валдая. Там договариваемся и заказываем машину – 800 рублей в итоге (300р. за бензин + 500р. за транспортные услуги). Вообще машину достаточно легко тут найти, т.к. работы тут практически нету, и все стараются подзаработать. Возвращаемся в лагерь. По пути разговариваем с мужиком, который вспоминает бобров. Чокнутый он какой-то. Даёт нам 2 луковицы, т.к. магазин закрылся (с 10 до 22). Пришли в лагерь к 23.00. Ужинаем А/В зол почему-то. Ищет спасконец. В 23.30-23.45 приезжает мужик (по договорённости). Коля. Грузимся в кузов машины. Байда и 2 каяка, так и погрузили не разбирая. А/В и я сели в кузов. (Соня и Никита) – в кабину. Ну и колбасит же в кузове, я хочу Вам сказать. Отъезжаем в 00.20. Приезжаем на место, т.е. к мосту через реку к 1.00 (40 минут). Ставим палатки и в 2.00-2.30. ложимся спать. Погодя ясная и тёплая. Местные почему-то называют Суму – Сумарека и говорят, что их тут две – Восточная Сума и на которой сейчас мы. В Валдае принимают ягоду по 35 р. чернику и 75-100р. морошку за 1 литр.

Понедельник, 8 августа

Подъём в 10.25. Приехали два мотоцикла. А точнее заглох один на дороге и к нему подъехал второй. Тот, который заглох, стал говорить, что он типа не виноват, мотоцикл сам заглох. Короче завелись они кое-как и уехали. Завтрак в 11.30. Кушаем. Костёр прямо на дороге делаем, а больше и негде. Вышли в 14.00. Река заросла травой. Порогов пока нет. Глубина нормальная. Задача доплыть сегодня до Хижозера. Обед в 15.00-17.00. Дальше ломим, начались завалы и пороги. Шли до глубокой ночи в надежде, наконец, выйти в Хижозеро. Так и не дошли до него, встали в 23.30 перед очередным порогом, не пошли его, т.к. уже невидно ничего. Нашли хорошую стоянку, но надо было идти в гору, выбирать не из чего, встаём. Как оказалось потом, стоянка набитая, есть дрова. Ужин в 1.00-2.00. Отбой. Сегодня был ломовой день шли 7.5 часов. Прошли 20-25 завалов и около 10 порогов! Погода стояла отличная дождя вообще не было весь день, а было солнечно и ясно. Даже жарко.

Вторник, 9 августа

Подъём в 10.00, потому что поздно легли. Обалденно светит солнце. Все погибают от жары. Завтракаем в 11.00 и потихоньку собираемся. Выходим. Проходим небольшой порожек. Дальше подходим к самому крутому завалу на реке. Брёвен и деревьев тут немерено. А посредине завала уже выросла большая берёза!! За завалом залив уходящий вправо и река уходящая влево. Завал обносим по ПБ, там уже натоптанный проспект. Дорога не очень хорошая (почва). Обнос у нас занял 40 минут. Плывём дальше, река успокаивается, завалов больше нет. И где-то в 14.00-15.00 выходим в Хижозеро, преодолев перед ним мелкий порожек с полуразрушенным мостом. Озеро красивое. Много набитых стоянок, встаём на одной из них (со столом которая). Обедаем в 16.00 и после обеда решаем стоять тут до завтра. Потом занимаемся своими делами, тут ветрено. Гнуса нет. Дождя тоже нет (весь день не было). Солнечно и жарко. Никита и А/В купаются – перегрелись. Ужин в 21.00. Отбой в 23.00. Дует сильный ветер.

Среда, 10 августа

Подъём в 8.00. Завтрак в 9.00. Выходим в 11.30. Погода солнечная. Так я и не успел ничего на столе написать (отметиться типа). Прошли озеро за 2 часа. Немножко плутанули, из-за ловли рыбы. Видели людей и избу. После озера река тянется спокойно без особого энтузиазма. Обед в 14.00-15.00. И вот после обеда начались пороги. Один за одним и все мелкие. Проводим суда и частично плывём. Подплываем к разрушенному мосту (думаем, что это мост, указанный на карте). Плывём дальше, а пороги не кончаются. Очень много камней в сливах и не только. Проплываем подобие второго моста (а может это и не мост). Тащимся дальше и доплываем до третьего моста!! (а на карте вообще обозначен один)! Решаем, что тут нужно вставать, т.к. время уже 21.00, и неизвестно, сколько ещё мостов будет впереди. Стоянка набитая, видно, что тут 1-2 дня назад кто-то собирал суда. Дров тут нет, но есть мост!! Пилим его! Похоже, мы не первые это делаем, т.к. тут много спилено уже брёвен у моста. Воды совсем нет в речке, а ещё написано, что именной порог тут - Берёзовый. Мошка появляется, но скоро исчезает. Заметно холодает. Ужинаем в 22.30-23.00. Рядом со стоянкой проходит дорога - Сумский Ям «Осударева дорога». И стоит большой деревянный крест. Отбой в 00.00. Сегодня было тепло и солнечно, а ночь будет холодная. Солнце бликовало на порогах, от чего было плохо видно куда плыть. Дождя сегодня не было. Сегодня ещё поймали много рыбы на 5-7 кг. Щука 5 штук и 1 Окунь. Жарить не стали, нет времени. Ложимся спать. Шли сегодня 7 часов. Очень много порогов по пути. Река мелкая.

Четверг, 11 августа

Подъём в 8.00. Завтрак в 9.00. Выходим в 11.30 (стандарт уже). После моста продолжается порог Берёзовый (мелкий и шкурный). Но скоро он заканчивается. Начинается плёсовый участок до озера. Рыбу уже не ловим, так как эту ещё не съели. Около 13.00 выходим в Пулозеро. На озере некислая волна 1-1.5 метра. Плывём до 14.30 и встаём на обед за одним из островов. Варим тут уху и чистим всю рыбу. Обед затягивается (3 часа, заодно ждём пока спадёт волна). В 17.30 выходим с обеда. Волна значительно стала меньше. Держимся ПБ и двигаемся в конец Пулозера. Вылезаем на острове на 5 минут, свериться с картой (техническая остановка). Там на песке написано «Валя – 10.08.05».

А это значит, что впереди нас идёт группа, обгоняя тем самым нас на сутки, это есть не очень хорошо. Я подписался «Саня - 11.08.05». Плывём дальше, около 20.00 выходим в речку. Выход нашли легко и быстро, ориентиров как таковых нет. Нужно просто держаться ПБ и в нужный момент надо повернуть. Хорошим ориентиром лишь может послужить Геодезическая вышка на ПБ, после неё нужно проплыть 2 залива и повернуть направо, пройти между островом и плыть прямо в узкий прямой залив, там и будет начало реки. На Пулозеро потратили около 2-3 часов ходу при бортовой волне слева. На реке встретили группу людей на моторке. Они ловили рыбу со спиннингами. А/В спросил у них, правильно ли мы идём, а они сказали что правильно, и что скоро уже начнутся пороги и один (шивера Кривуля) придётся обнести. Говорят что воды на Суме ещё меньше чем в прошлом году, так как 2 месяца стояла жара и не было дождей, а начались дожди 1-1,5 недели назад. Сказали, что на Нюхче воды ещё меньше чем в прошлом году, там курицы вброд ходят. Плывём дальше. Встретили 3 порога, один простенький такой (чистый проход). Потом плёс и 2 других. Помощнее первого, но тоже чистые оба. Встаём в 20.30 перед обносной шиверой. Она трёхступенчатая. Первая ступень проходима. Вторая и третья непроходимы из-за кучи камней, а также невозможна проводка, т.к. там очень крутые берега (каньон, сыпуха), а по канализации тоже ни как там «мясорубка» и каша из камней и воды, месиво и несёт мощная струя. Поэтому встаём на стоянку, она там набитая на высоком ЛБ перед шиверой. Ужин в 22.00. Жарим рыбу и ложимся спать. Ночью идёт сильный ливень. А днём дождя вообще не было. Было солнечно и тепло, правда, небо ближе к вечеру затянуло тучами. Отбой в 23-00.00.

Пятница, 12 августа

Подъём в 8.00. Завтрак в 9.00. Шиверу решаем обносить, тут по ходу дела все её обносят, так как тропа обноса, как на Невском проспекте. Обнос занял 2 часа 40 минут. Одна ходка туда и обратно занимает примерно 25 минут. Начали обнос в 10.10, а закончили в 12.50. Уложили шмотки и отплыли в 13.30. Прошли 3 порога за 10 минут и встали на обед в 14.00. На шивере Кривуля есть стоянки минимум 4 (100%). Обедаем и в 16.30 выходим. На обеде сварили снова уху. Проходим около 10-20 порогов чередующихся с плёсовыми короткими участками с разливами. Из всех порогов в 2 только проводка. Остальные проходятся без особых проблем. Правда, мне удалось заболтать один киль. Наехал на камень бортом и меня струёй довернуло, но там было мелко, поэтому я просто вывалился из каяка и сел задницей на дно, а каяк в то время сел на камень. Плывём дальше, начался дождь. Сильный. Но шёл он недолго. Упираемся в высокий ПБ. Здесь последний порог перед деревней Воренжа. Просматриваем его и проходим. Ничего сложного тут нет, нужно просто сделать несколько манёвров. За порогом плёс и показывается деревня на ЛБ. Домов много, есть брошенные, а есть, нет. Проплываем налево под мост. На мосту люди на машине. По-моему они ремонтируют её. Плывём дальше. Проплываем ещё один мост, он полностью разрушен. Сразу за мостом слева начинается Сумозеро. От шиверы Кривули до Сумозера шли 4 ходовых часа примерно. Озеро спокойное. Плывём по нему 1-2 км и встаём на ПБ на мысу в 21.00. Здесь продуваемо и гнуса нет. Решаем сделать завтра днёвку, первую в этом походе, так как время у нас ещё есть. Ужинаем в 23.00. Жарим опять рыбку новым способом. Отбой в 00.00. Погода тёплая и это радует. Ветер на мысу сильный.

I Днёвка - суббота, 13 августа

Подъём в 10.00. Завтрак в 11.30. Погода солнечная и тёплая. После завтрака все занимаются разными делами. Клеимся, собираем ягоду. Обедаем в 16.00. Снова занимаемся кто чем. Ужин в 21.00. Идёт 2-х минутный дождик. А затем ещё дождик, но уже 5-10 минут. Кушаем и расползаемся по пещерам. Отбой в 22.00-23.00. Погода тёплая.

Воскресение, 14 августа

Подъём в 8.00. Завтрак в 9.00. Вышли в 11.30 дует ветер, но несильный, волна левая (слабая) типа в борт под углом (для заноса кормы). Погода то солнце, то тучи. Пересекли большой плёс Сумозера за 2 часа (13.30). После чего встретили группу туриков. Они из Воронежа. Стоят на Сумозере, ловят рыбу и собирают ягоду, отдыхают. Заехали от Хвойного сюда. Вроде на 2 тайменях, говорят, что 2 года назад вода была очень мощная (в канализациях валы 1-1.5м). А в прошлом году они шли от Хижозера и постоянно клеились. Спросили у них, как идти до речки, но всё равно плутанули на 1-1.5 часа. Зачем-то взяли резко вправо и упёрлись в глухой залив с рыбацкой стоянкой (в конце залива), а завёл всех туда я. Потом обратно шли вдоль ЛБ, и нашли выход в речку. Никакой сосны там нет, уже спилил кто-то на дрова этот ориентир и пристани там тоже нет – брехня это всё. Ориентиром может лишь послужить следующее: на подходе к реке будет слышен шум воды – это будут остатки плотины (мощная струя с бочкой поперёк всей реки), перед плотиной дохлый перекат, который по высокой воде может и не быть, а также на ПБ будет небольшая кучка домиков, типа маленький посёлок в заливе. Дальше после плотины будет рукав реки уходить влево, но туда идти не нужно – это обманка!! Нужно плыть, прямо оставляя его слева. По ПБ будет виден дом, а рядом с ним перекат и река завернёт направо, там будет мелкий перекат и начнётся посёлок Хвойный, к которому мы подошли в 16.00. Пройти нужно под мостом – там простенький слив. За мостом нужно проплыть 50-80 метров и будет магазин (Часы работы: с 10 до 19, перерыв с 14 до 17, выходной - воскресение). В нашем случае он как раз не работал. Поэтому пошли искать другой. Второй магазин находиться в 10 минутах от первого, если идти по дороге влево, он работал в воскресение с 16.00 до 21.00. Не знаю, правда, работал ли он до 16.00. Магазин левоватый: хлеб чёрствый, булки нет, печение левое, правда с консервами выбор ничего, фрукты, виноводочные изделия, немножко есть овощей. Цены столичные. Купили там Чая, Лука и Хлеба. А я ещё купил зефира (0.5 кг на 30р.) и 2 банки зелёного горошка по 20р. за штуку. Печения не было нормального, поэтому не купил, а хотел. При большом желании можно купить некоторые продукты у местных жителей. Затем пошли смотреть порог. Ничего интересного не увидели. Порог плохой, воды мало, шкурно, много крупных бульников. Просмотрели всё кроме последней ступени, так как до неё было лень идти, она была уж очень далеко. Поставили страховку в наиболее опасном месте (где наиболее вероятен оверкиль), там же поставили фотографа, и я пошёл первый. Так как я шёл на каяке, я легко сманеврировал, обходя все камни и попадая куда запланировал. Следующий пошёл А/В тоже на каяке. Шёл немножко не так как я, его колбасило немножко, а в конце раскрутило каяк. Дальше шла байдарка (А/В с Никитой). Их 2 раза колбаснуло (позыв на оверкиль), но всё обошлось удачно. Начали проходить порог в 16.30-17.30, а закончили в 18.00 (вместе с осмотром). Устроили обед, похавали и в 19.30 вышли на последнюю ступень. Экипаж байдарки зачем-то попросился идти первым (как выяснилось потом зря). А А/В их отпустил без задней мысли. Ребята расслабились и налетели на камень, при этом, сделав от него крен, байдарку полностью набило водой и покорёжило немножко. Мы помогли им дотащить её до берега и отлить. После чего объяснили, как идти дальше и пошли к каякам. А/В пошёл, а я за ним. Последняя ступень чистая все идётся по сливам, естественно с манёврами от камней. Мы прошли всё чисто. А байдарка опять не справилась с управлением и её обернуло вокруг камня, да так что сломало шпангоут, кильсоны и погнуло стрингера, короче заломало весь набор. Выловили шмотки. И решили, что теперь байдарка идёт только после каяков, а каяки выбирают простую линию движения и показывают, как байдарке идти. После порога завернули налево, как выяснилось это залив, туда идти не нужно (видели там 2 приличные стоянки). Проигнорировав их, пошли дальше. Прошли короткий порог. Чисто, идётся сходу. Дальше плёс 100 метров до порога Веттаха (длинная шивера с камнями). Время 20.20-21.00 пора вставать, порог решили не идти, т.к. он длинный и ребята на заломанной байдарке его не пройдут. Смотрели стоянку. На ПБ косогор, тропа и деревенский забор, на ЛБ тоже косогор, но нет деревни, поэтому нашли полянку небольшую и там встали. Мошки тут нет, только комары. Ужин в 23.00-23.30. Отбой в 00.00-00.30. На порог опустился туман, а небо разъяснило. Перед обедом нас застала гроза, и покапал небольшой дождик с мелкими перерывами. Одна бабушка в посёлке сказала, что здесь 3 дня назад прошла группа туриков и что ей нас жалко. А один мужик сказал, что воды в реке мало и картошка не растёт, и что дороги без камня не сделаешь. И обозвал катамаран – Катманду!! Хотя его у нас не было (наверно он имел в виду катамаран шедшей впереди нас группы). Вообще посёлок Хвойный достаточно большой.

Понедельник, 15 августа

Подъём в 8.00. Завтракаем. До и после завтрака ремонтируем байдарку. Начали в 8.00, а закончили в 12.00 (с перерывом на завтрак). Дежурные кстати затянули с завтраком. Привязали к кильсонам две тонких сосны на проволоку. Стрингера не трогали. Штевень вставили кормовой. Шпангоут реанимировать не удалось (он в хлам). Собираем вещи и обедаем. В 16.00 выходим и проходим порог Веттаха. Экипаж байдарки нёс вещи по берегу, а затем ехал на пустой байдарке по порогу, чтобы окончательно не проститься с ней. За обедом капал мелкий дождик 10-15 минут. Гремел гром вдалеке. Прошли Веттаху в 16.45. И началось – плёс, затем порог (шивера, перекат). Так и чередовалось всё с небольшим разрывом по времени и расстоянию. Все пороги простые идется сходу, без проводки. Мне запомнился последний порог за сегодняшний день. Очень длинный 1-1.5 км, типа шивера, местами шкурная. За ней встали, пройдя небольшой плёс. Впереди снова порог. Видели сеть. Деревня Лапино уже близко. Прошли озеро Монастырский Омут, так я и не отличил его от обычного плёса. На воде нас периодически поливал дождик, а так светило солнце. Поймал сегодня рыбы, Все отказались её есть, из-за того, что типа в лом чистить и мыть противень – лентяи! А я после ужина похавал рыбки. На стоянку встали сразу за длинной шиверой 1-1.5 км, на ЛБ. Хотя, напротив, на ПБ тоже есть хорошая стоянка. Ужин в 22.00. Отбой в 23.00-00.00. Стоим где-то перед Мельничным порогом, близ деревни Лапино.

Вторник, 16 августа

Подъём в 8.30. Завтрак в 9.15. Вышли в 12.00. В 12.40 подошли к деревни Лапино, пройдя Мельничный порог (простой). Эта деревня по сравнению с предыдущими выглядит ничего (все дома жилые и новые такие). Хороший мост в самой деревни по сравнению с предыдущими. После деревни, плёс, затем хорошая стоянка на ПБ с баней. Прошли порог Низовский (простой). Видели много хороших стоянок по обоим берегам после Лапино, не верьте тем, кто пишет, что их там нет. Дошли до озера Пустовского (оно напоминает собой обычный плёс на реке, только набитый кучей островов). На одном из островов встали на обед в 14.00. Вышли в 16.00. Поднялся ветер и нагнал небольшую волну на озере. Преодолев волну, подошли к выходу из озера, там порог Сковорода (длинный 1.5км) типа шиверы. Проходим его 40 минут. Далее простые перекаты. Порог Подсамбольский – представляет собой простой перекат. Затем мост, за ним мощный слив с выходными валами. За следующим поворотом старый мост. Затем снова идут пороги (все простые идется сходу). Затем плёс до порога Кривой (плёс длинный 2-3 км длинной). Стоянок до порога Кривой нет. В конце порога Кривой на высоком ЛБ хорошая набитая стоянка с кучей тропинок. Дрова есть. Ягод нет. Встали на стоянку в 19.30. Ужин в 21.30. Отбой. Погода то солнце, то тучи. Тепло. Капал мелкий дождик на обеде (всего 10 минут).

Среда, 17 августа

Подъём в 8.30. Льёт сильный дождь. Вешаем тент. Готовим завтрак. Погода испортилась. Завтракаем в 10.00. Примерно в 11.00 дождь кончается. Шёл он с 6.00 до 11.00 (5 часов). Собираемся. Выходит солнце. Небо проясняется. Выходим в 12.30. Проходим пороги. Так я и не понял, что за порог Братаны и существует ли он в природе вообще. Начинается дождь. Все пороги проходили сходу без проводки. Сумпосад встретил нас дождём, а точнее сильным ливнем. При подъезде к Сумпосаду льёт как из ведра. Проходим пороги в посёлке. Все они простые идется сходу. Встаём в 14.30 после ж/д моста ниже по течению в 100-150 м. на ПБ перед а/м мостом. Вешаем тент и дождь кончается. Выходит солнце. И дождя больше не было весь оставшийся день. Разбираемся сушимся. Обедаем в 17.00-18.00. Рядом со стоянкой чужой дом, но местные на нас не обращают никакого внимания, наверно потому что несколько дней назад здесь разбиралась такая же группа туриков, о чём свидетельствуют три бревна прислонённых к дереву, наверно их везли с последней стоянки сюда, так как в округе дров нету, молодой березняк. А за ним болото с кочками. Рядом с нами старица, а недалече её помойка. Местные дружить не приходили. Узнали, что поезд до Беломорска будет только завтра в 13.02. Поэтому спешить некуда. Ужинаем в 22.00-23.00. Отбой в 23.30. Всё убираем с улицы в палатки. Народ тут разный есть, мало ли чего. Ночь тёплая. Ночуем прямо на антистапеле, а больше и негде.

Четверг, 18 августа

Подъём в 7.00. Льёт дождь. Небо затянуто дождевыми тучами. Дует сильный и холодный ветер. Завтракаем и собираемся. Вышли на первую ходку в 10.45. Туда обратно дорога занимает 30 минут. Перенесли вещи за две ходки. Ждём подкидыша до Беломорска, должен приехать в 13.02, но он опаздывает на 1.5 часа и приезжает в 14.30. Ну, впрочем, как обычно в Карелии ж/д через одно место работает. Да кстати зал ожидания на станции Сумпосад работает в определённое время, так что торчать с барахлом на улице под дождём не очень приятно. Есть вариант попросить у дежурной и могут открыть. В нашем случае именно так и было. Грузимся в электричку и едим до Беломорска. Народу мало. Много свободных мест. На электричке написана забавная надпись: «От правительства Карелии». Электричка новая (стеклопакеты, всяких кнопочек полно). Карельская электричка отличается в лучшую сторону от Питерской. Билет от Сумпосада до Беломорска стоил 25р.20коп. с человека. Дорога же занимает 1ч.10мин. Приехали в Беломорск и перетащились на вокзал (зал ожидания). Народу не очень много. Купили продуктов в поезд и на обед с ужином. Поразила цена гелиевой ручки - 30р. Туриков в тот день на вокзале не было. Посетили 4 магазина в Беломорске (ассортимент хороший). Видели полуразвалившееся здание Беломорского филиала Петрозаводского университета и детей, гонявших корову на территории детского сада! Мрак! Поезд подошёл без опозданий в 21.14. Грузимся. Стоянка пять минут. В соседнем купе едут тоже турики. Они вроде где-то на Кольском были, ходили на плоту и байдарке. Говорят, что плот превратился в звездное небо, а их заел гнус. Их 4-7 человек примерно. Отбой в 23.00.

Пятница, 19 августа

В Питер приехали без опозданий в 12.44. Нас встретили, поэтому с вещами уложились за одну ходку, на том поход и закончился.

Отчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке СумаОтчёт о походе по реке Сума