Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
По рекам Кара-Холю, Алашу, Хемчику и Енисею

По рекам Кара-Холю, Алашу, Хемчику и Енисею

Тип материала: Описание
Год путешествия: 1976
Категория сложности: V
Регион путешествия: Саянский
Автор: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт"
Протяженность сплава - 560 км
Продолжительность - 18 - 20 дней
Сезонность - июнь - август
Категория сложности: для надувных плотов и лодок - IV, для байдарок - V
По рекам Кара-Холю, Алашу, Хемчику и Енисею

К озеру Кара-Холь, истоку одноименной реки, добираются машиной из города Ак-Довурака, в который можно попасть либо машиной из Абазы (связанной железнодорожным и авиасообщением с Абаканом), либо самолетом или автобусом из Кызыла.
Река Кара-Холь представляет собой почти непрерывную 13-километровую шиверу. Первые 3,5 - 4 км она течет одним руслом; шиверы здесь сравнительно просты и разделены плесами. В конце этого отрезка шивера завершается порогом в сужении реки, валами в сливе до 1 м и 2 прижимами. Порог нужно разведать.
За порогом шиверы более протяженны (от 0,5 до 4 км), сильнее забиты камнями, плесовые участки между ними очень коротки. Река нередко делится на протоки, подчас мелкие, байдарки приходится проводить среди камней. Время от времени протоки сливаются в одно русло: скорость воды возрастает, и сплав превращается в слалом.
Кара-Холь и Чуль-Ча, сливаясь, дают начало Алашу. Верховье реки до поселка Кара-Холь отличается затяжными шиверами, которые нередко оканчиваются круто падающими участками, имеющими черты порогов, со сливами и валами. Алаш здесь течет в основном одним руслом по широкой, поросшей хвойным лесом долине и лишь последние 5 км перед поселком разбивается на рукава. Сплав осуществляется везде по основной струе. Кара-Холь - единственный поселок на Алаше. В нем - магазины, почта, столовая.
Ниже поселка река сохраняет характер непрерывной шиверы, разделенной короткими (50 - 100 м) плесами. Некоторые шиверы оканчиваются порогами. Несколько сложных длинных шивер и мощный порог расположены выше устья левого притока - Делиг-Холя. Ориентиром может служить длинный остров примерно в 1 км выше порога.
За порогом несколько шивер, а в 6 км ниже устья Делиг-Холя - порог, образованный огромной плитой; за сливом - валы до 1,5 м, сплав - вдоль правого берега. Отсюда до заброшенного поселка Кызыл-Тайга, на правом берегу реки, остается пройти не менее десятка шивер.
Алаш здесь нередко разделяется островами на рукава, и нужно быть внимательными при выборе основных проток. Дальше лес кончается, по берегам - лишь отдельные группки тополей. В 1 км ниже поселка сплошная шивера с крутым водосливом в конце ее.
Последующие шиверы на протяжении около 7 км могут преодолеваться с ходу по основной струе. У острова надо идти правой протокой, прижимаясь к нему, а пройдя еще одну шиверу в 1,5 - 2 км ниже острова, сплавляться осторожно: впереди мощная шивера с порогом, которые нужно разведать.
Не менее серьезны и 2 шиверы в 3,5 - 4 км ниже (вторая оканчивается порогом с валами высотой 1,5 м). Остальные шиверы до шоссейного моста через Алаш можно проходить без осмотра. За мостом около 15 км на реке только перекаты, а в 2 км ниже лесистого островка - 2 следующих друг за другом порога (обязательна разведка). Через 1,5 и 3 км сплава - последние пороги Алаша и дельта с большим числом проток на протяжении 5 км; некоторые из них перекрыты завалами.
Хемчик, куда Алаш впадает слева, за его устьем - полноводная река, петляющая протоками среди заросших лесом берегов и островов по широкой долине. По берегам много селений.
За поселком Ийме река входит в мрачный безлесный каньон и течет одним руслом. Единственный порог на Хемчике расположен в 40 км ниже Ийме (около 4 часов сплава) и отличается мощными 1,5-метровыми валами на протяжении 150 м. После порога встречается еще несколько шивер, но они преодолеваются с ходу.
Дальнейший путь по Енисею описан в маршруте 91.
Литература: 74, 96, 98.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.